«Меня всегда очень возмущала фраза типа: «И они жили в чистоте». Каждый православный прекрасно понимает, о чем она, настолько часто ее применяют как в литературе, так и в разговорной речи. А как же тогда слова Писания «Брак честен и ложе непорочно»? Ведь логично сделать вывод, что если одно состояние чистота, то другое наоборот – это грязь!?» Другое состояние не чистота, но и не скверна. Брак – это естественное состояние человека в падшем мире, благословленное Господом в Кане Галилейской. Поэтому и в молитвах Венчания мы просим сделать брак честным и ложе – нескверным. Но безбрачие ради Христа гораздо выше. Это – сверхъестественная добродетель, делающая человека равным ангелам. Но при этом воздержание, происходящее из-за гнушения браком, Церковь рассматривает, как причину для анафемы (14 правило Гангрского Собора, 51 правило св. апостолов). Здравствуйте! Батюшка, спасибо, что Вы затронули такие деликатные и в то же время важные темы. У меня скопилось несколько подобных вопросов, но мне всегда как-то неудобно обсуждать их с приходским священником. Если Вы сочтете нужным, может быть, Вы ответите на них. Заранее спасибо. И еще. Я понимаю, что это не самые главные вопросы в нашей жизни, но хотелось бы раз и навсегда уяснить их для себя, чтобы избежать смущений всякого рода. Апостол Павел сказал: «брак честен и ложе нескверно», об этом же говорят молитвы Таинства Брака. Поэтому невозможно говорить о нечистоте супружеского ложа, если не было греха (каких-либо противоестественных отношений). Поэтому после супружеских отношений можно прикасаться к любой святыне и подносить ребенка к святой Чаше. Не допускается лишь участие в св. Причастии в согласии с правилом Тимофея Александрийского. В день после причастия также должно хранить себя от близости «любви ради небесного Царя» (по словам Служебника). Но нигде ничего не сказано про следующую ночь. Начинается новый день и никаких запретов на него нет. Батюшка, подскажите, как быть. Мой муж не является очень церковным человеком, но несколько месяцев назад заявил, что супружеские отношения в комнате, где на стене висят иконы, невозможны. Я спросила, кто ему об этом сказал? Ответ был: «Я знаю». Но, насколько я знаю, иконы должны быть в каждой комнате. И как тогда быть? А если комната вообще одна? Этот довод мужа не убедил. Он может в какой-то мере быть прав?

http://azbyka.ru/semya/post-i-supruzhesk...

Первые христиане причащались каждый воскресный день, но теперь не все имеют такую чистоту жизни, чтобы так часто причащаться. Однако св. Церковь заповедует причащаться каждый пост и никак не реже одного раза в год. К таинству св. причащения христиане должны подготовлять себя говением , которое состоит в посте, молитве, примирении со всеми, а затем – исповедью , т. е. очищением своей совести в таинстве покаяния. Таинство св. причащения по-гречески называется евхаристией , что значит «благодарение». ТАИНСТВО БРАКА Брак есть таинство, в котором при свободном (пред священником и Церковью) обещании женихом и невестою взаимной верности друг другу, благословляется их супружеский союз, во образ духовного союза Христа с Церковью, и испрашивается и подается благодать Божия для взаимной помощи и единодушия, и для благословенного рождения и христианского воспитания детей. Брак установлен Самим Богом еще в раю. По сотворении Адама и Евы, «благословил их Бог и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю и обладайте ею» ( Быт.1:28 ). Иисус Христос освятил брак Своим присутствием на браке в Кане Галилейской и подтвердил его божественное установление, сказав: «Сотворивший (Бог) в начале мужчину и женщину сотворил их ( Быт.1:27 ). И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью ( Быт.2:24 ), так что они уже не двое, но одна плоть. И так, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» ( Мф.19:4–6 ) Св. апостол Павел говорит: «Тайна сия велика; я говорю по отношении ко Христу и к Церкви» ( Еф.5:31–32 ). Союз Иисуса Христа с Церковью основывается на любви Христа к Церкви, и на полной преданности Церкви в волю Христову. Отсюда муж обязан самоотверженно любить жену, а жена обязана добровольно, т. е. с любовью, повиноваться мужу. «Мужья», говорит апостол Павел, «любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее... любящий свою жену любит самого себя ( Еф.5:25, 28 ). Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела» ( Еф.5:22–23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Slobod...

Священное Писание и Церковь в своих молитвах чина венчания указывают и на вторую основную цель брака — деторождение. Церковь благословляет брак как союз для целей деторождения и для христианского воспитания детей, испрашивая в молитвах «доброчадие» и о «чадех благодать». В ектениях и молитвах на обручении и венчании Церковь молится о ниспослании брачующимся совершенной и мирной любви, о сохранении их в непорочном жительстве, о даровании доброчадия в продолжение человеческого рода и к восполнению Церкви. В назидание новобрачным положено в Большом Требнике (гл. 18) прекрасное поучение, в котором всесторонне отражен взгляд Церкви на брак как таинство (приводим в русском переводе): «Благочестивая и правоверная о Христе Господе сочетавшаяся двоица! Великая нива Церкви Божией есть трояка и троякою украшается жатвой. Первая часть этой нивы приобретается возлюбившими девство; она приносит в житницу Господню стократные плоды добродетелей. Вторая часть этой нивы, возделываемая хранением вдовства — в шестьдесят крат. Третья — браком сочетанных, — если они благочестиво в страхе Божием жительствуют, плодотворит в тридцать. Итак, честно супружество, законом которого вы ныне сочетались, да живя вместе, восприимете от Господа плод чрева в наследие рода вашего, в наследие рода человеческого, во славу Творца и Господа, в неразрешимый союз любви и дружества, во взаимную помощь и для предохранения себя от соблазна. Честно супружество, ибо Сам Господь установил его в раю, когда из ребра Адамова сотворил Еву и дал ее в помощницу ему. А в новой благодати Сам Христос Господь изволил сподобить супружество великой чести, когда не только Своим присутствием украсил брак в Кане Галилейской, но и возвеличил его первым чудодействием — претворения воды в вино. Господь ублажил девство, изволив родиться плотию от Пречистой Девы; воздал честь вдовству, когда, во время принесения Своего в храм, от Анны — вдовицы восьмидесятичетырехлетней принял исповедание и проречение; возвеличил и супружество присутствием Своим на браке.

http://pravoslavie.ru/put/060501124410.h...

авторов II-III вв. Обряд же общей чаши восходит к древнейшему обычаю начинать брачный пир с того, что молодые распивают общую чашу с вином (в Евхологии Vat. Barber. 336 молитва над общей чашей выписана прежде указания о Причащении; в др. рукописях Причащение всегда предваряет вкушение общей чаши). Т. о., обряд общей чаши к VIII в. уже был включен в церковное чинопоследование (в более раннюю эпоху общая чаша еще связывалась не с церковным чином, а с пиром, как видно из описания Феофилакта Симокатты и др. источников; обычай ритуализировать первую чашу брачного пира сохранялся и впосл.- напр., в форме «заздравных» и «величальных» чаш в древнерус. традиции). Союз Христа и Церкви. Роспись ц. Пророка Илии в Ярославле. 1715-1716 гг. Союз Христа и Церкви. Роспись ц. Пророка Илии в Ярославле. 1715-1716 гг. Т. о., уже в VIII в. чин В. б. включал в себя 3 основных момента: собственно венчание (сопровождаемое ектенией и обычной для визант. богослужения последовательностью из молитвы и главопреклонной молитвы), Причащение Св. Таин, вкушение общей чаши (т. е. символическое начало брачного пира). Это последование соответствует порядку бракосочетания имп. Маврикия. В совр. лит-ре широко распространено ошибочное мнение о том, что основным фактором, повлиявшим на оформление отдельного чина В. б. в правосл. Церкви, было законодательство имп. Льва VI Мудрого (см., напр.: Мейендорф И. , прот. Брак в Православии. М., 1995. С. 231-235). Это мнение обязано своим появлением статье А. Завьялова (ПБЭ. Т. 2. Ст. 1028-1032), к-рый был плохо знаком с визант. литургическими источниками. Анализ источников ясно показывает, что чин В. б. в основных чертах сложился задолго до имп. Льва VI и присутствует в более ранних богослужебных рукописях; обе его древнейшие молитвы (те же, что и в Евхологии Vat. Barber. 336) цитирует прп. Феодор Студит, а фрагменты текста 2-й из них есть уже в кондаке «На брак в Кане [Галилейской]» прп. Романа Сладкопевца (VI в.; см.: SC. 110. 295-321). Однако общеобязательным чин В.

http://pravenc.ru/text/150353.html

В Ос. 2, 15-16 и во всей Книге Руфь вместо традиционного «ваали» (мой хозяин, мой владыка) муж обозначается термином «иши» (мой муж). И если пророк Осия употребляет этот термин единственный раз, говоря о милосердной любви Бога к заблудшему Израилю (и одновременно - о своем отношении к собственной неверной жене), то в Книге Руфь он используется постоянно, характеризуя «равноправно-двусторонние отношения» между мужем и женой. Отсюда автор доклада делает вывод о том, что «в Книге Осии только предвосхищается, а в Книге Руфь уже очерчена» богословская концепция брака, развитая впоследствии раввинами - а также и ап. Павлом, сравнившим мужа и жену с Христом и Церковью. 4. Проф. И. Желев. «Брак в Новом Завете». Рассмотрев упоминания о браке в Новом Завете, докладчик, в частности, подчеркнул, что в Кане Галилейской Господь освятил семью в том виде, в каком она существовала в тогдашнем иудейском обществе. При этом учение Христа о моногамии не исключает снисхождения к грешникам (см. эпизоды общения Христа с блудницами). Семейное состояние взрослых людей предполагается в Новом Завете как нечто совершенно естественное. Но Сам Христос жил в девстве, из чего, по мнению докладчика, следует, что девство выше брака. Однако этот весьма распространенный аргумент, на наш взгляд, не может быть признан состоятельным: будучи девственником по человечеству, Христос как Богочеловек именуется и Новом Завете, и в Св. Предании Женихом, невестой Которого является Церковь, и ап. Павел недвусмысленно говорит, что отношения мужа и жены являются образом мистического брака Христа и Церкви (Еф. 5, 22-23). Продолжая тему брака и девства, докладчик отметил, что для ап. Павла брак - это не цель человеческой жизни, а средство для ее достижения; другим таким средством может быть девство, поэтому некорректно противопоставлять их друг другу. Для нас остается, однако, неясным, почему не могут противопоставляться средства, противоположные - по крайней мере, на первый взгляд - по своему содержанию. В докладе был затронут вопрос о смешанных браках в связи с гл. 7 Первого Послания к Коринфянам. В дискуссии оживленно обсуждалось как учение ап. Павла о таких браках, так и допустимость смешанных браков в настоящее время. Приводились примеры из современной практики браков между православными и католиками, показывающие отсутствие единого подхода епископата к возможности заключения подобных браков и недостаточность пастырского окормления православных супругов.

http://bogoslov.ru/article/253592

Вот и несите друг друга по жизни бережно и терпеливо, и да поможет вам в этом Бог. Аминь. Протоиерей Сергий Ганьковский Вот и состоялось ваше венчание перед Богом и Самим Богом. Его рукой, рукой Творца вы соединяетсяь сегодня. А что Бог сочетал, то человек да не разлучает. Пройдет время и, может быть, многое вами забудется из сегодняшнего дня, но какие-то вещи забывать вы не вправе. Не забывайте то чудо, которое совершил Господь и сегодня, и в Кане Галилейской. Не забывайте, что не случайно, действительно первое Свое Чудо перед всеми людьми Он совершил не где-либо, а во время свадьбы, во время брака, как об этом сказано в Евангелии от Иоанна. Почему? Потому что брак является иконой, образом. Это образ соединения Церкви и Христа. А значит эта икона в полную силу претворится, станет реальностью только в Царствии Божием. Все иконы обретут… как бы третье измерение. Вы знаете, что иконы у нас как правило двух-мерны. Они в плоскости имеют два измерения и, следуя традиции, мы не пытаемся изобразить на них третье измерение, чтобы получилась картина, где все “как будто кажется живым”. Этого делать нельзя, нельзя что-либо делать в Церкви — “как-будто”, имитируя. Потому что, живыми, полностью живыми иконы должны стать в Царствии Божием. И в Царствии Божием ваш брак, который тоже есть икона, он тоже обретет полноту, потому что именно там вы сложите свои венцы. Те брачные венцы, которые сегодня на вас были одеты, их вам надо донести до Царствие Божия. Наверное, когда вы шли эти три круга вокруг аналоя, вам казалось, что сейчас упадет венец с головы, который лежит не так уж ровно, или произойдет еще что-то непоправимое. А ведь руками не поправишь – в одной руке свеча, а в другой – рука того, с кем вы связали свою жизнь. И вы чувствовали, как тяжело, на самом деле, нести брачный венец. И также тяжело его нести и в жизни. Иногда захочется забыть о нем, отстранится от него. Хочется, когда наступает усталость, его сорвать со своей головы и куда-нибудь там спрятать в угол, сказать: “все, хватит, больше не надо”. Нет, этого уже сделать нельзя. Нельзя, потому что с иконой надо обращаться по особому. Обращаться так, что бы она жила.

http://pravmir.ru/pozdravleniya-s-vencha...

Вспомнив об этом, сопоставим полное благоговения и покорности Богу отношение к браку израильтян с нынешней гражданской регистрацией. Что выходит из тех браков, которые чужды Божиему благословению? Как часто теперь побуждением к браку бывает только похоть, плотское стремление мужчины к женщине, без всяких нравственных обязанностей, без глубокого понимания значения брака. А ведь Господь Своим присутствием освятил брак в Кане Галилейской (см. Ин. 2, 1-11). И если Он Сам счел нужным так сделать, не надо ли всем нам свой брачный союз освящать великим Таинством Венчания? Однажды приступили к Господу фарисеи и спросили, по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею? Он сказал им в ответ: «Не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их». И сказал: «Посему оставит человек отца и мать, и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19,3–6). Вот что такое брачный союз в очах Господа. Он повелевает не разводиться, разве только в том случае, когда нарушена супружеская верность. А как много теперь среди нас несчастных прелюбодеев. Сколько стало безжалостных мужчин, которые, чтобы удовлетворять свою похоть с другой нечистой женщиной, бросают своих жен с детьми на произвол судьбы. И вы, несчастные прелюбодеи, дадите Богу страшный ответ за ту кровь, которой обливалось сердце вашей жены, покинутой ради прелюбодейки. Ведь вас же сочетал Бог с женами вашими. Вам невинные добрые девушки отдали все драгоценное, что имели, и прежде всего, свое девство, чистоту тела и сердца, свое стремление к любви, не только семейной, но и высшей любви — Любви Божественной. Они ждали и ждут, чтобы вы были хранителями их, чтобы помогали им идти путем святости, целомудрия. С ними должны были вы всю жизнь идти вместе по трудной каменистой дороге, ведущей в Царство Божие. А вы пошли в дом блудницы. Неужели не слыхали никогда слов апостола Павла: Брак у всех да будет честен и ложе непорочно; блудников же и прелюбодеев судит Бог (Евр. 13, 4).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=831...

Говоря «одна плоть», Господь имел в виду постоянный экзистенциальный, а не только эмоциональный союз, а также союз тела, разума, духа и всей жизни. В этом экзистенциальном союзе супруги являются живой иконой Триединого Бога: два человека одновременно единые и разные, сведенные Богом в единстве, предвосхищающем совершенство. 5 . Христос дал нам новое понимание Божьего присутствия в браке, совершив Свое первое чудо на свадьбе в Кане Галилейской (см.: Ин.2:1–11 ) Таким образом, он придал браку новое измерение, не ограничивая его ни древней человеческой целью продолжения рода, ни римской юридической концепцией брака как общественного договора. «Все стало новым» (ср.: Откр.21:5 ) в браке, благодаря присутствию Христа. Таким образом, христианский брак стал святым Таинством, которое наполняет супругов благодатью Святого Духа и делает им доступной «радость спасения» ( Пс.50:14 ) во Христе. 6 . Спасение и радость не приобретаются волшебным образом. Святой Дух не налагает Свою благодать на человека, пренебрегая его свободой, а скорее ожидает, что он добровольно активирует ее, стремясь освободиться от ига греха и возрастать в «полноте Христа» ( Еф.4:13 ). Церковь надеется, что супруги осознают данную им благодать и претворят ее в жизнь, посредством ежедневной молитвы, отказавшись от эгоизма и себялюбия. Таким образом, они могут наполниться любовью ко Господу и к своему ближнему, чтобы Святой Дух мог действовать в них и вести их в странствии от разделения к единению, от двух тел к «одной плоти», странствии, которое олицетворяет жизнь по «подобию Божьему» ( Быт.1:26 ), в жизнь божественной любви, которая принадлежит Отцу, Сыну и Святому Духу. Брак – Таинство любви 7 . Новый Завет описывает Господа Иисуса Христа как Жениха, а Церковь – как Невесту. Апостол Павел утверждает, что в браке мужчины и женщины «есть великая тайна» ( Еф.5:32 ), когда он сравнивает его с тайной брака Христа и Церкви, которая, тем самым, является образом этой божественной любви, явленной в Воплощении и Кресте.

http://azbyka.ru/otechnik/dokumenty/past...

Мы противимся своему спасению не тогда, когда выбираем тот или иной путь для себя, но когда уклоняемся от воли Божией о себе. Никому не позволено делаться монахом потому, что он гнушается браком (см. правила 9 и 10 Гангрского Собора); никто не должен, вступив в брак, презирать монашество. Слова Господа о монашестве (см. Мф. 19, 11) показывают, что Он не считает его приемлемым для всех. (Почему это так, является для нас тайной — тайной Божественной свободы и нашей свободы). У нас есть Его слово, как установление, Божественное установление и благословение брачной жизни: «В начале же создания, Бог мужчину и женщину сотворил их. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мк. 10, 6–9). Первым чудом Господа Иисуса Христа было претворение воды в вино на браке в Кане Галилейской; православная служба венчания показывает, что это рассматривается как знак благословения Богом брачной жизни. Сам Бог дал человеку брак как таинство и как жизненный путь; это значит, что это есть путь спасения, путь, ведущий в вечную жизнь. Христос не заповедал монашества как общеобязательное правило — Он заповедал любить Бога всем сердцем, и душой, и умом, и крепостию, и ближнего, как самого себя. Вопрос для тех христиан, которые уже состоят в браке и воспитывают детей, состоит не в том, чтобы как–то сократить минимум своих семейных обязанностей с целью быть свободнее для ведения «более духовной» жизни. Правильнее его поставить так: «Как мне в этой самой семейной жизни возрастить свою любовь к Богу и к ближнему?» Один семьянин спросил духовного отца: «Как я могу, живя в миру, пребывать всегда в присутствии Божием?» Старец отвечал: «Делай все так, как если бы ты был со–работником Богу». Быть со–работником Божиим в деле создания христианской семьи и воспитания детей христианами — роль поистине грандиозная и святая. Христианская жизнь есть жизнь по подобию Единого в Трех Лицах Бога — жизнь вместе с другими.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

Такое толкование представляется натяжкой. Брачный союз был установлен Богом в раю, когда Бог создал Адама и Еву и сказал им: «Плодитесь и размножайтесь» ( Быт. 1:28 ). Что же касается венчания как церковного таинства, то оно сложилось в церковном обиходе постепенно, в течение нескольких веков 118 . На брак в Кану Галилейскую Иисус пришел не для того, чтобы «установить» таинство Брака: Он пришел, чтобы Своим присутствием благословить и освятить брачный союз. «Что Мне и Тебе, Жено?» Ответ Иисуса «Что Мне и Тебе, Жено?» иногда толкуют в том смысле, что Иисус выразил таким образом недовольство вопросом Своей Матери. По словам Иринея Лионского , «когда Мария побуждала Его совершить дивное знамение вина и прежде времени хотела участвовать в таинственной чаше, то Господь устраняя Ее неблаговременную поспешность, сказал: «что Мне и Тебе, Женщина? еще не пришел час Мой», ожидая того часа, который предуведен Отцом» 119 . Под «таинственной чашей» здесь можно понимать чашу страданий, которую надлежало испить Иисусу ( Мф. 26:39, 42 ), а можно понимать евхаристическую чашу (о евхаристическом подтексте рассматриваемой истории речь пойдет ниже). По словам Иоанна Златоуста , «Она хотела и гостям угодить, и Себя прославить чрез Сына. Может быть, Она при этом имела в мыслях что-либо человеческое, подобно Его братьям, которые говорили: «яви Себя миру» ( Ин. 7:4 ), желая приобрести и себе славу Его чудесами. Поэтому-то и Христос так сильно отвечал Ей». Мать, продолжает Златоуст, «хотела приказывать Ему во всем, по обычаю всех матерей, тогда как должна была чтить Его, как Господа, и поклоняться Ему». Так как Она не желала повиноваться Ему, «а хотела, как мать, всякий раз первенствовать, то Он так и отвечал. Иначе Он и не мог бы возвести Ее от такого уничижительного представления о Нем к более возвышенному, если бы то есть Она всегда ожидала от Него почитания, как от сына, но не признала Его Господом» 120 . Некоторые современные толкователи идут еще дальше и утверждают, что «в Своем ответе Матери Иисус выражает категорический протест, который с самого начала подчеркивает Его независимость». Ее слова являются не чем иным, как «просьбой о решительном действии, просьбой, по крайней мере имплицитной, о чуде. И именно это провоцирует жесткий по видимости ответ Иисуса» 121 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010