Великая Пятница: слезы Матери В горе Богородицы мы с головой погружаемся только в конце богослужебного дня – после Выноса Плащаницы, на повечерии, которое и состоит из канона на Плач Пресвятой Богородицы. 18 апреля, 2014 В горе Богородицы мы с головой погружаемся только в конце богослужебного дня – после Выноса Плащаницы, на повечерии, которое и состоит из канона на Плач Пресвятой Богородицы. Анна Ахматова в знаменитом своем и трагическом «Реквиеме» написала строки, которые можно считать одними из самых сильных в русской или даже мировой поэзии: Магдалина билась и рыдала, Ученик любимый каменел, А туда, где молча Мать стояла, Так никто взглянуть и не посмел. Горе матери, видящей казнь сына, безмерно. Ахматова, пережившая арест сына, как будто взяла по слезинке из них, начиная с Той, Которая стояла у Креста с пронзенной, по слову Симеона Богоприимца, душой. Тысячу лет назад скорбь Богородицы смог облечь в поэтические ризы византийский дипломат, агиограф и поэт святой Симеон Метафраст. Плач Пресвятой Богородицы – канон повечерия Великой Пятницы – его творение. Обычно мы обращаемся к Богородице либо с просьбами («моли спастися душам нашим»), либо с приветствием («Радуйся!») – не является исключением и первая Страстная служба – Утреня Великой Пятницы, Двенадцать Евангелий. Бога от Тебе воплощеннаго познахом, Богородице Дево, Едина Чистая, Едина Благословенная: тем непрестанно ТЯ воспевающе величаем!»; «Радуйся, врата Царя Славы, яже Вышний Един пройде, и паки запечатленна остави, во спасение душ наших!; Богородице, рождшая Словом паче слова, Создателя Своего, Того моли спасти души наша Поем мы Деве Марии на антифонах между Евангельскими чтениями. Редко-редко появляются мотивы Ее скорби. Своего Агнца Агница зрящи к заколению влекома, последоваше Мариа простертыми власы со инеми женами, сия вопиющи: камо идеши, Чадо? Чесо ради скорое течение совершаеши? Еда другий брак паки есть в Кане Галилейстей, и тамо ныне тщишися, да от воды им вино сотвориши ? Иду ли с Тобою, Чадо, или паче пожду Тебе? Даждь Ми слово, Слове, не молча мимоиди Мене, Чисту соблюдый Мя: Ты бо еси Сын и Бог Мой.

http://pravmir.ru/velikaya-pyatnitsa-sle...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Как вода претворяется в вино 08.04.2013 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова Метки: Седмица 3-я Великого Поста Слово в среду 3-й седмицы Великого Поста Великим постом за богослужениями читается Ветхий Завет, а Новый Завет — только в субботу и воскресенье, и в дни памяти особенно почитаемых нами святых. Когда мы приблизимся к Страстной седмице, все Евангелие откроется нам. Святые отцы говорят, что Ветхий Завет — вода, а Новый Завет — вино. В течение Поста наши души вступают в брак с Господом. И как на браке в Кане Галилейской Он претворил воду в вино, так Его благодатью вода Ветхого Завета претворяется в вино Нового Завета, Крестом Христовым. Мы уже приближаемся к середине Поста, к Крестопоклонной неделе, молясь, чтобы и наша жизнь из покаянной, трезвенной, чистой претворилась в жизнь благодатную силой Христовой. Каждый раз за великопостным богослужением на шестом часе читается пророчество Исаии, а на вечерне — книга Бытия и Притчи Соломона. В своем пророчестве Исаия говорит о врагах богоизбранного народа, о тех, кто являются его оскорбителями, и хотят подчинить его себе. Господь воздвигает против богоизбранного народа ассирийского царя Сеннахирима за то, что этот народ отступил от своего Господа, предался нечестию и идолопоклонству. И мы видим, как похваляется ассирийский царь силой своих идолов и собственной военной мощью. Господь называет этих врагов богоизбранного народа Своим бичом, с помощью которого он хочет уцеломудрить заблудившийся возлюбленный Свой народ. Из того, что Господь использует для этой цели ассирийского царя, вовсе не следует, что тот является слугой Божиим или другом богоизбранного народа. У царя ассирийского совсем другие цели, он просто хочет уничтожить этот народ, он хочет и другие народы подчинить себе, чтобы достигнуть мирового господства. Перед нами прообраз антихриста. Господь попускает быть этому, для того чтобы любимый Им народ, когда с ним произойдет беда, когда он окажется в безысходном положении, мог бы вспомнить о своих грехах, покаяться, возвратиться к Богу, которого он предал. Но напрасно похваляется враг богоизбранного народа, потому что Господь хочет достигнуть Своей премудрой и благой цели — не истребить свой возлюбленный народ, а через скорби приблизить его к Себе и облагодетельствовать его еще большими щедротами. Как только это совершится, Господь обратит всю Свою силу против нечестивого царя, которому кажется, что он уже близок к тому, чтобы уничтожить этот народ.

http://moral.ru/sreda-3-sedmizy/

Разделы портала «Азбука веры» Игумен Георгий (Шестун) " decoding="" data-lazy-srcset="" data-lazy-sizes="" title="" ( 1  голос:  5.0 из  5) Рождение православной семьи происходит в таинстве брака. Брачный союз мужчины и женщины установлен Самим Творцом в раю после создания первых людей, которых Господь сотворил мужчиной и женщиной и благословил словами: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею…» ( Быт.1:28 ). В Ветхом Завете многократно выражается воззрение на брак, как на дело, благословляемое Самим Богом. По пришествии Своем на землю Господь Иисус Христос не только подтвердил неприкосновенность брака, отмеченную в Законе ( Лев.20:10 ), но и возвел его в степень таинства: «И приступили к Нему фарисеи и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею? Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший в начале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» ( Мф.19:3-6 ). Выйдя в мир на Свое открытое служение роду человеческому, Он явился с Матерью Своею и учениками на брачный пир в Кане Галилейской и сотворил там первое чудо, претворив воду в вино, и присутствием Своим освятил этот и все брачные союзы, заключаемые верными и любящими Бога и друг друга супругами. «Сам Бог соединяет освящаемых таинством и посреде их присутствует», – говорит о святости брака Климент Александрийский . «От Тебе бо сочетавается мужу жена», – сказано в молитве чина обручения. И там же: «Сам, Господи, ниспосли руку Свою и сочетай». Господь освящает сочетание супругов в таинстве брака и сохраняет нетленным союз их душ и телес во взаимной любви по образу Христа и Церкви. Святое христианское девство и святое таинство брака – вот два пути, указанные верным в Слове Божием ( Мф.19:11-12 ; 1Кор.7:7-10 ). Церковь благословляла всегда оба эти пути и осуждала, как известно, порицателей того и другого.

http://azbyka.ru/semya/duhovnye-osnovy-p...

На третий день: евангелист ведёт здесь счёт дней не от одного определённого дня, а от дня предшествующего, в который случилось то или другое описываемое им событие (ст. 29, 35, 43); потому и здесь третий день нужно считать от дня предшествующего описанного евангелистом события, т. е. брак в Кане был на третий день после призвания Филиппа и Нафанаила (ст. 43 и далее). Время между сими двумя днями употреблено было, как видно, на путешествие Господа с учениками Его новопризванными из Иудеи – с берегов Иордана – в Галилею. Был брак: о торжествах брачных у евреев см. прим. к Мф. 25 и далее – В Кане Галилейской: этот небольшой городок (ныне небольшая деревня) назывался Каной Галилейской в отличие от другой Каны, лежавшей в пределах Тирских ( Нав. 19:28 ), и находился в средней полосе Галилеи к северо-западу от Тивериады и к северу от Назарета. Он был родиной только что призванного Господом Нафанаила ( Ин. 21:2 ). – Матерь Иисуса была там: вероятно, брак был в каком-либо семействе, знакомом со святым семейством. («Зовут Господа на брак не как великого человека, но просто как знакомого». Феофил., ср. Злат.). Кана от Назарета была очень недалеко, и Матерь Господа, которой мы не видим на берегах Иордана с Ним, около времени крещения Его отправилась из Назарета в Кану, как кажется из хода повествования, ещё до возвращения Господа и учеников Его с берегов Иордана в Галилею, причём они, может быть, проходили и чрез Назарет, лежавший на пути. – Был зван и пр.: когда – неизвестно, но не вероятно, чтобы в то время, когда находился Он в Иудее на Иордане. Может быть, прибыв уже в Галилею, и именно в Назарет, Он здесь получил это приглашение, а отсюда до Каны было близко – часа четыре пути. – И ученики Его: только что призванные на берегах Иордана, последовавшие за Ним в Галилею, – место их родины и пребывания, и теперь ещё неотлучно бывшие с Господом, хотя потом отлучившиеся и уже несколько позже окончательно призванные к делу Апостольства и поставленные на это служение (ср. Мф. 4 и далее; 10 и далее и парал. и примеч.).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Чудеса Христовы Мене ради Бог сый вообразился еси в мя (принял мой образ), показал еси чудеса, исцелив прокаженныя, и разслабленнаго стягнув (расслабленного укрепив), кровоточивыя ток (течение крови) уставил еси, Спасе, прикосновением риз ( Мф.9: 20 ; Мк.5:25 ; Лк.8:43 ). Разслабленнаго стягну Христос, одр вземша, и юношу умерша воздвиже, вдовиче рождение, и сотнича отрока (исцелил), и самаряныне явися, в дусе службу тебе, душе, предживописа (изобразил) ( Мф.9:6; 8:13 ; Лк.7:14 ; Ин.4:7–24 ). Кровоточивую исцели прикосновением края ризна Господь, прокаженныя очисти, слепыя и хромыя просветив исправи, глухия же и немыя и ничащия низу (согбенных), исцели словом, да ты спасешися, окаянная душе ( Мф.9:20; 11:5 ; Лк. 13:11–13 ). Низу сничащую (согбенной) подражай, о душе, прииди, припади к ногама Иисусовыма, да тя исправит и да ходиши право стези Господни ( Лк.13:11–13 ). Недуги исцеляя, нищым благовествоваше Христос Слово, вредныя (увечных) уврачева, с мытари ядяше, со грешники беседоваше, Иаировы дщере душу предумершую (уже исшедшую) возврати осязанием руки ( Мф.4:23; 9:10–11 ; Мк.5:41–42 ). Да не горшая, о душе моя, явишися отчаянием, хананеи веру слышавшая, еяже дщи словом Божиим исцелися (не будь из-за отчаяния хуже хананеянки. Ты слышала, как за ее веру ее дочь получила исцеление словом Божиим). Сыне Давидов, спаси и мене, воззови из глубины сердца, якоже она Христу ( Мф.15:22 ). Хананею и аз подражая, помилуй мя, вопию, Сыне Давидов, касаюся края ризы (Его), яко кровоточивая, плачу, яко Марфа и Мария над Лазарем ( Мф.15:22; 9:20 ; Ин.11:33 ). Умилосердися, спаси мя, Сыне Давидов, помилуй, беснующияся словом исцеливый, глас же благоутробный яко разбойнику мне рцы: аминь глаголю тебе, со Мною будеши в раи, егда прииду во славе Моей ( Лк.23:43 ). Силоам да будут ми слезы моя, Владыко Господи, да умыю и аз зеницы сердца и вижду Тя умно, Света превечна ( Ин.9:7 ). Брак убо честный (честен) и ложе нескверно, обоя бо Христос прежде благослови, плотию ядый и в Кане же на браце воду в вино совершая, и показуя первое чудо, да ты изменишися, о душе ( Евр.13:4 ; Ин.2:1–11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Любовь, брак, семья. Разговор со взрослыми Важно понять, что брак не случается, а совершается. Он осуществляется в силу обоюдного (синергийного) участия Бога и человека. 3 августа, 2001 Важно понять, что брак не случается, а совершается. Он осуществляется в силу обоюдного (синергийного) участия Бога и человека. «ПОРА РОКОВАЯ» «Любовь, брак и семья» — тема, охватывающая, можно сказать, самую сердцевину земной, «горизонтальной» стороны жизни человека, в современных условиях приобретающая особенную остроту. «Горизонтальность» эта может восходить к полноте единства в браке, но может и погружаться в глубины распущенности, противоестественности и измен. Эти векторы в огромной степени определяются уже в юные годы жизни человека. Известный русский философ конца XIX века Владимир Соловьев очень точно заметил: «И ад, и Земля, и Небо с особым вниманием следят за человеком в ту роковую пору, когда в него вселяется Эрос». Эрос — античный бог любви. Но почему время, когда в человека «вселяется Эрос», философ назвал «роковым»? Мы все как-то помним свое детство, детские интересы, игры. Но, наверное, еще ярче переживаем то время, когда начали изменяться наши отношения со сверстниками другого пола, с незнакомыми людьми, окружающим человеческим миром, как менялся наш взгляд на самих себя, на свое поведение, свою одежду и т. д. — когда вступили в «роковую пору» переходного возраста. Как остро начала переживать наша совесть давление двух взаимоисключающих чувств, возникших в скрытой жизни сердца: с одной стороны — ощущение чего-то недолжного, вызывающего боязнь, отталкивание, стыд, с другой, напротив — влекущее, таинственное, ищущее оправдания. Какое же из них нормальное? Христианский ответ однозначен и не вызывает сомнений, и то, и другое естественно, но любое из них, перейдя границы и став господствующим, приведет к гибельным последствиям в жизни. И вот почему. ДЛЯ ЧЕГО ВОДА БЫЛА ПРЕВРАЩЕНА В ВИНО? Когда естественные и законные отношения полов осуждаются как какой-то грех, как что-то недостойное и грязное, то христианство решительно противостоит этому. Сам Христос Свое земное поприще начал с чуда на браке в Кане Галилейской, который благословил Своим присутствием.

http://pravmir.ru/lyubov-brak-semya-razg...

Патриархальная по своему устройству, ветхозаветная семья, для которой основным «заданием» являлось продолжение рода, с рождением детей получила от Бога еще одно предписание – растить и воспитывать детей в законе Божием. Таким образом, мы видим, что Бог благословил ревностное религиозное воспитание, подчинявшееся строгим законам, для соблюдения которых требовалась столь же строгая религиозная и нравственная дисциплина. Однако не редки были семьи, которым Бог не давал детей, что считалось не только несчастьем, но и великим позором. По этой причине ветхозаветное законодательство допускало и многоженство, и наложничество, что добавляло к прародительскому греху еще и грехи благоприобретенные человеком из-за нарушения им предписаний закона. И хотя человек (правда, все далее и далее все отрывочнее) помнил еще, что «браки заключаются на небесах», порабощенная греху земная его жизнь все бесповоротнее отдаляла его от жизни вечной, пока не сделалась ей прямым противопоставлением. Господь Иисус Христос, когда пришел на землю во имя нашего искупления, Своим присутствием на браке в Кане Галилейской освятил благословенный Богом еще в ветхозаветные времена союз мужчины и женщины. Претворив на брачном пире воду в вино, показал тем самым, что брак отнюдь не формальность, что-то вроде договора, закрепляющего определенные социальные, правовые, имущественные и прочие обязательства сторон (как брак определен, например, римским правом и понимается сегодня на Западе и у нас большей частью вне церковных отношений). Совершение чуда сделало брак таинством, наполненным новым – высоким и небесным – смыслом. Каков же смысл брака? Дело домостроительства совершается Богом с любовью к нам, потому что Бог есть любовь ( 1Ин.4:8 ). И если так возлюбил нас Бог , – продолжает евангелист, – то и мы должны любить друг друга (11). А где, как не в браке, это необходимо более всего? Христианский смысл брака – не просто естественное соединение мужчины и женщины для продолжения рода и воспитания детей, но союз по образу отношений Христа и Церкви.

http://azbyka.ru/semya/brak-semja-deti-i...

Беседа LXXXIII. О десятом члене символа веры. О браке Брак есть таинство, в котором, при свободном пред священником и Церковью обещании женихом и невестою взаимной их супружеской верности, благословляется их супружеский союз, в образе духовного союза Христа с Церковью, и испрашивается им благодать чистого единодушия к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей. Брачный союз установлен был Богом еще в раю при самом сотворении первых людей. Сотворив мужа и жену, Бог благословил их союз и сказал: раститеся и множитеся, и наполните землю ( Быт.1:28 ). На союз брачный указал и праотец Адам, когда, увидев сотворенную для него помощницу, сказал: се ныне кость от костей моих, и плоть от плоти моея: сия наречется жена, яко от мужа своего взята бысть сия. Сего ради оставит человек отца своего и матерь, и прилепится к жене своей: и будет два в плоть едину ( Быт.2:23–24 ). После потопа Господь снова утвердил брачный союз Своим благословением: и благослови Бог Ноя, и сыны его, и рече им: раститеся, и множитеся. и наполните землю ( Быт.9:1 ). Вот почему в законе Моисеевом строго ограждается неприкосновенность брачного союза, как установленного и благословенного Богом ( Лев.20:10 ; Втор.7:14; 22:22; 28:11 ). В новом завете божественное установление брачного союза было подтверждено Самим Господом Иисусом Христом. Он Сам почтил Своим присутствием брачное торжество в Кане Галилейской и совершил здесь первое свое чудо – претворение воды в вино. В другой раз на вопрос фарисеев, по всякой ли вине можно разводиться с женою, Господь отвечал: несте ли чли (не читали ли вы), яко сотворивый искони, мужеский пол и женский сотворил я есть и рече: сего ради оставит человек отца своею и матерь, и прилепится к жене своей, и будета оба в плоть едину. Якоже и тому неста два, но плоть едина: еже убо Бог сочета, человек да не разлучает ( Мф.19:4–6 ). В последних словах Господь ясно указывает, что Сам Бог соединяет мужа и жену, вступающих в брак. Чтобы освятить, возвысить и укрепить брачный союз, который вследствие расстройства человеческой природы подвергся зловредному влиянию греха и многочисленным искажениям со стороны людей, предавшихся чувственности, Господь в новом завете установил особое священнодействие, именно таинство брака.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Если все в порядке, все хорошо, то в этот трепетный момент жених и невеста ощущают себя находящимися в раю под Божиим благословением. Эти слова, которые я только что процитировал, присутствуют у нас в Чине Венчания. У евреев есть свои венчальные традиции, но у них, скорее, это носит характер брачного договора. Современное распространенное явление  брачный договор  давно существует в иудейской традиции. Там о браке договариваются родители детей, и все это мало похоже на наше сегодняшнее христианское венчание. Вторая важная вещь, давшая нам основание думать о браке как о чем-то святом и отдельном от всего остального, это пришествие Христа на брак в Кану Галилейскую. То есть первое Свое чудо Господь благоволил совершить на венчании, то есть на браке. Он пришел на свадьбу, и это очень важный евангельский момент, поскольку обычно Христос чудотворит и чудодействует привычным образом среди прокаженных, горбатых, бесноватых, среди блудниц, или подонков общества, или страшно больных людей. А первое чудо Свое Он совершил среди радующихся, празднующих, среди влюбленных и их родителей. Там пили вино, танцевали, там играла музыка  это была атмосфера первого чуда. Христиане не могли пропустить мимо глаз это яркое событие. Они поняли, что Христос с нами не только тогда, когда мы болеем, или когда мы страдаем, или когда мы готовимся умирать. Христос с нами, и когда мы радуемся, и когда мы женимся и выходим замуж. Своим присутствием Христос освятил то брачное событие, и мы это тоже читаем в Чине Венчания: «Пришествием Своим честный брак показал Господь в Кане Галилейской». Даже указано место, где это было  Кана Галилейская  город Кана в пределах Галилеи. Там сохранились многие вещи, напоминающие о том браке. Итак, библейское и евангельское повествования, собранные вместе, это то библейское основание супружества, которое есть у Церкви. Современный Чин Венчания возник, конечно, гораздо позже. Для начала нужно было следующее: нужно было, чтобы люди находились в законном супружеском союзе перед лицом государства, как сейчас говорят, чтобы они были зарегистрированными супругами, это по римской традиции.

http://azbyka.ru/semya/vstrecha-venchani...

Разделы портала «Азбука веры» Мария Солунь " decoding="" data-lazy-srcset="" data-lazy-sizes="" title="" ( 1  голос:  5.0 из  5) Оглавление «Составьте мое счастье», – говорили женихи избранницам в XIX столетье. И, если счастье «составлялось», шли под венец.  Какие чаяния  у тех, кто выбирает так называемый  «гражданский брак» – муж и жена перед Богом и людьми или просто люди, временно живущие вместе? Каковы последствия  такого выбора для души и как он скажется на детях? Пародия на пир Первое чудо, которое совершил Христос в Кане Галилейской, первое событие, в котором Он проявил себя как Богочеловек, случилось на брачном пиру – на свадьбе.  А как выглядит сегодня показательный брачный пир? Светские хроники полны настоящим глумлением над бракосочетанием.  “Интересное положение” невесты детально обсуждается в СМИ, а выводок детей от восьми лет и младше возле  брачующейся (наконец-то!) звездной пары тоже воспринимается как нормальное  и даже социально одобряемое явление. Хроники «глянцев» перечисляют, сколько лет пара жила вместе, сколько за это время было разрывов и других партнеров, но совет да любовь восторжествовали, и пожилой «бойфренд», устав от приключений, наконец-то принял на себя функции и статус мужа, и теперь для обоих супругов настало их сказочное «долго и счастливо». Вроде бы детали, но они подспудно формируют общественное сознание. Молодые люди начинают копировать одобряемое другими поведение, норма размывается. С этого принятия и начинается глумливая пародия на свадебный пир, который некогда посетил  и освятил  Собой  Христос, претворив воду в вино и восполнив Собой недостающее. Сегодняшняя проблема –  не в том, что все меньше брачных пиров. Беда, что все больше подделок под то, что свято именовалось браком. Прошу руки и сердца В «золотых», как принято считать, XVIII-XIX столетиях люди дворянского сословия, молодые и не очень, просили избранниц составить их счастье и с бьющимся сердцем ожидали ответа. Чего боялись? Конечно, отказа – горьких слов «Я не могу составить Ваше счастье».

http://azbyka.ru/semya/grazhdanskij-brak...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010