Всякое сокращение Богослужения, если таковое теперь, по человеческой немощи, лености, отсутствию молитвенного горения и должного духовного подъёма, неофициально допускается, должно быть разумным – таким, чтобы при этом не страдала целостность и полнота того назидания, которое Св. Церковь , как наша заботливая Мать, в этом богослужебном чинопоследовании нам предлагает. 191. ВОПРОС: Почему у нас память св. Великомученицы Екатерины празднуется 24 ноября, а у греков – 25 ноября? ОТВЕТ : Известны три жития св. великомученицы Екатерины. Одно из них, принадлежащее Метафрасту, указывает днём мученической кончины св. Екатерины 25 ноября, что и принято греками. 192. ВОПРОС: Как Православная Церковь рассматривает обряд обрезания у иудеев? В связи с тенденцией, которая наблюдается в американских госпиталях, из соображений, якобы, гигиены, обрезывать новорожденных младенцев, вопрос этот ныне становится весьма актуальным. 1 . Допустимо ли обрезание с религиозной точки зрения? 2 . Какие могут быть последствия с физиологической точки зрения? 3 . Может ли отразиться эта операция на психике ребенка? ОТВЕТ : Обряд обрезания у иудеев в своё время – в эпоху Ветхого Завета имел великое значение и совершался над всеми младенцами мужеского пола в 8-ой день по рождении их, В ЗНАМЕНИЕ ЗАВЕТА БОГА С АВРААМОМ, как с родоначальником избранного народа Божия, каковым были иудеи в Ветхом Завете. «Авраам был девяносто девяти лет, и Господь явился Аврааму и сказал ему: Я БОГ ВСЕМОГУЩИЙ: ХОДИ ПРЕДО МНОЮ И БУДЬ НЕПОРОЧЕН, И ПОСТАВЛЮ ЗАВЕТ МОЙ МЕЖДУ МНОЮ И ТОБОЮ... ЗАВЕТ ВЕЧНЫЙ В ТОМ, ЧТО Я БУДУ БОГОМ ТВОИМ И ПОТОМКОВ ТВОИХ ПОСЛЕ ТЕБЯ... ТЫ ЖЕ СОБЛЮДИ ЗАВЕТ МОЙ, ТЫ И ПОТОМКИ ТВОИ ПОСЛЕ ТЕБЯ В РОДЫ ИХ... ДА БУДЕТ У ВАС ОБРЕЗАН ВЕСЬ МУЖЕСКИЙ ПОЛ... И СИЕ БУДЕТ ЗНАМЕНИЕМ ЗАВЕТА МЕЖДУ МНОЮ И ВАМИ " (см. Быт.17:1–14 ). Это повеление об обрезании было повторено затем Моисею, как вождю избранного народа Божия, что видно из кн. Исх.12:44 и кн. Лев.12:3 . С тех пор иудеи с особой точностью и тщательностью соблюдали этот обряд обрезания. Обрезание стало главным посвятительным актом, обязательным для каждого мужчины-израильтянина, желающего быть полноправным членом избранного народа Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Господь вывел учеников " из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отделяться от них и возноситься на небо. Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью. И пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога " . Они пребывали непрестанно в храме и поэтому облеклись силою свыше. Почему только в храме можно облечься силою свыше? Ведь Бог-то везде: вышел в поле - там Бог, выехал в море - там Бог, на ракету сел, на Луну прилетел - и там Бог. Даже в аду кромешном - и там Бог, только не ощущаем теми, кто в нем пребывает. А почему только в храме мы можем благодать себе усвоить? Да потому, что Господь сказал: " Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них " . Когда мы собираемся в церкви, Господь присутствует, потому что мы здесь совершаем таинства. В церкви вообще все таинство - молитва, например. Стоит человек, осеняет себя крестным знамением и кланяется. Тот, кто никогда не видел православного христианина, скажет, что он с ума сошел, или гимнастику делает, или еще что-то. Это потому, что ему доступно только внешнее, а внутреннее - что в этот момент человек к Богу обращается, а Бог отвечает - он не видит; не видит этого разговора между человеком и Богом, а видит только обряд. В переводе на русский язык " обряд " значит " одежда " . И что этот обряд обряжает, одевает? Некую невидимую часть происходящего. Покаяние видно глазами? Нет. Мысли человека видно глазами? Нет. Человек подходит ко Кресту и Евангелию, кается в своих грехах, какие-то слова произносит - видно, как сердце его очищается? Нет, не видно. Священник покрывает его епитрахилью, читает над ним молитву. Внешне самое обычное действие, а что происходит в этот момент невидимо? Если человек называет грехи, но в них не кается, то как он пришел с черным сердцем, так с черным и ушел. Если человек подошел с пятью грехами, а раскаялся только в одном, значит, эта чернота чуть-чуть убавилась. Если человек подошел с пятью грехами, четыре исповедовал, а пятый утаил сознательно - чернота эта увеличилась вдвое. Одно дело не исповедовать по забывчивости, по неразумению - выпало у человека из головы или он не может еще раскаяться, не чувствует греха,- а другое, если человек сознательно утаивает грех, по разным причинам: стесняется, боится, еще какие-то у него глупые соображения. В таком случае грех становится сугубым, то есть двойным, увеличивается. И это все происходит невидимо для глаз, поэтому и называется таинством.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Известно, что обрезание служило показателем искренности человека по отношению к исламу. Так, например, в случае возникновения подозрения относительно новообращенного неараба, по приказу судьи подозреваемого подвергали обследованию на наличие обрезания. Если он оказывался необрезанным, то это рассматривалось как материальное доказательство неискренности его действий или слов в адрес исламского вероучения. Хотя считается, что «если человек искренне засвидетельствовал, что нет божества, кроме Аллаха, и что Мухаммад Его Пророк (мир ему и благословение Аллаха), то он является мусульманином, вне зависимости от того, обрезан он или нет» 169 . Сами мусульмане признают этот обряд неудобным для принимающих ислам, и считают, что он способен оттолкнуть приходящих к ним. В частности эту мысль высказал омейядский халиф VIII века Омар ибн Абдулазиз. После того, как он написал наместнику в Хорасан аль – Джариху ибн Абдаллаху аль – Хаками о том, что если те, которым положено выплачивать джизью (налог на веру, выплачиваемый немусульманами, проживающими в исламских государствах), будут обращаться в ислам, то этот налог будет с них снят, он услышал замечание от одного из придворных Хорасана, который спросил, а что будет, если ты (халиф) заставишь их совершить обряд обрезания? На что Омар ответил, что тем самым он только оттолкнет их от ислама. Но если принять их без обрезания и дождаться, когда они станут искренними и преданными мусульманами, то они сами поспешат совершить этот обряд. Также одним из приемлемых для мусульман аргументов в пользу обрезания служит пример патриарха Авраама, который получил от Бога заповедь об обрезании: «Сей есть завет Мой, который вы [должны] соблюдать между Мною и между вами и между потомками твоими после тебя: да будет у вас обрезан весь мужеский пол... Авраам был девяноста девяти лет, когда была обрезана крайняя плоть его. А Измаил, сын его, был тринадцати лет, когда была обрезана крайняя плоть его» ( Быт.17:10,24 – 26 ). Мусульмане же считают, что Авраам совершил себе обрезание в восемьдесят лет (Бухари и Муслим). А.П.Лопухин в своем комментарии на этот библейский стих замечает, что «живым памятником этого служит сохраняющийся у арабов – потомков Измаила, и других магометанских народностей обычай обрезания мальчиков по достижении ими тринадцатилетнего возраста» 170 .

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Казалось бы, это омовение было ни к чему: им уже достаточно было преподано самых возвышенных уроков и показано великих чудес. Господь воскресил праведного Лазаря, Господь вошел в Иерусалим, и ученики, как и весь народ, слышали голос Небесного Бога Отца, подобный грому, сказавший о Сыне: И прославил и еще прославлю ( Ин. 12, 28 ). Но, оказывается, нужен был еще и такой урок, в виде странного поступка – омовения ног Своим ученикам. Спаситель хотел не только учить апостолов смирению, но и показать им пример истинного смирения, чтобы этот пример жил в их сердцах, чтобы они всегда помнили, как Сын Божий – их Творец – умыл ноги своему падшему творению. Когда же умыл им ноги и надел одежду Свою, то, возлегши опять, сказал им: знаете ли, что Я сделал вам? Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то (по-славянски: есмь бо. – Схиигум. А.). Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам ( Ин. 13, 12–15 ). Обряд омовения ног, о котором здесь идет речь, у древних христиан был очень распространен. Он совершался также и в некоторых древних монастырях, например в палестинских обителях. Иоанн Кассиан Римлянин рассказывает, что в этих обителях братия делилась на две «чреды»: одни несли послушания, а другие пребывали в молитве. Когда заканчивалась седмица, те братья, которые несли послушания, умывали ноги тем, которые молились, после чего они менялись местами: молившиеся вступали в свою череду служения, а остальные пребывали в молитве. И так братья смирялись друг перед другом. Вам, конечно, известно, что обряд омовения ног совершается и сейчас: в Иерусалиме в Великий четверг патриарх умывает ноги митрополитам, епископам и архимандритам в воспоминание омовения Спасителем ног ученикам. После этого воспоминаются молитва Господа в Гефсиманском саду, сон учеников и предательство Иуды. Иногда этот обряд в Великий четверг в сокращенном виде совершается и некоторыми русскими православными архиереями.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

Какая мать может остаться спокойной при виде ребенка, умирающего голодной смертью ? Чье сердце не обольется кровью от жалобных стонов голодных детей, просящих хлеба? «Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень?» ( Мф.7:9 ) Нет и не может быть такого человека, который оставался бы равнодушным к естественным потребностям своих детей и не постарался бы надлежащим образом их удовлетворить. Как же можно оставаться глухим к духовным потребностям детей, которым необходима благодать Святого Духа для их духовной жизни!.. Родители новокрещеных детей! Вы ответственны перед Богом за то, что ваши дети остаются духовно мертвыми. Они приняли Святое Крещение, но еще не причислены к членам Святой Церкви через воцерковление и лишены благодати Божией, подаваемой в Таинствах Церковных. Меня могут спросить, как совершать обряд воцерковления над детьми, которым от роду не сорок дней, а больше? Отвечаю на этот вопрос: сорокадневный период установлен Церковью как наименьший, для матерей-родильниц, а не для новорожденных детей. В Требнике сказано: «Аще младенец Крещен есть, творит иерей воцерковление. Аще же ни, творит сие по Крещении». Иначе говоря: обряд воцерковления может быть совершен над детьми во всякое время после их Крещения. Поспешите же привести своих новокрещеных детей в церковь , чтобы совершить над ними установленный обряд воцерковления и подготовить их к принятию Святых Таин Христовых. Иисус Христос говорит: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» ( Мф.18:20 ). Вы собрались здесь во имя Христа, и Христос посреди вас. А где же ваши дети? Почему они лишены этого величайшего счастья – быть в единении со Христом? Вы, родители – особенно матери – употребляете все средства к тому, чтобы дети ваши не были голодными, чтобы они были накормлены. Как же не скорбеть о том, что они лишены духовной пищи в Таинстве Святого Причащения, по слову Спасителя: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровъ пребывает во Мне, и Я в нем» ( Ин.6:56 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sharap...

Комментаторы делают замечание, что предложение это потому уже не могло быть серьёзным, что сыновья Иакова знали обетования и никогда не могли предполагать, чтобы один обряд обрезания мог соединить в один народ ( Быт. 34:16 ) их, потомков Авраама, Исаака и Иакова с племенами, вскоре долженствующими исчезнуть (как они думали). Быт. 34:16 и будем отдавать за вас дочерей наших и брать за себя ваших дочерей, и будем жить с вами, и составим один народ; Быт. 34:17 а если не послушаетесь нас в том, чтобы обрезаться, то мы возьмем дочь нашу и удалимся. Быт. 34:18 И понравились слова сии Еммору и Сихему, сыну Емморову. Англ. Библия полагает, что обряд обрезания не мог удивить или возмутить евеян; его, вероятно, знали многие народы, которые также держались этого обычая, как, напр., сильное потомство Исмаила и некоторые касты египтян. Вероятно, только потомство Авраама приписывало этому обычаю таинственное и религиозное значение; нет никаких указаний, чтобы у других народов и у самих египтян обряд обрезания имел какое-либо другое значение, кроме чистоты и сохранения от некоторых болезней. Быт. 34:19 Юноша не умедлил исполнить это, потому что любил дочь Иакова. А он более всех уважаем был из дома отца своего. Нельзя не заметить, что Пятикнижие Моисеево относится совершенно беспристрастно ко всем действиям как избранного племени, так и приходивших в соприкосновение с ним других лиц и племён. История Авимелеха с Авраамом и Исааком, хитрость Иакова против Исава, плач этого последнего и примирение его с братом и множество других примеров указывают на редкое беспристрастие Боговдохновенного писателя. Так и в настоящем рассказе ни одною чертою (кроме преступления против Дины) Книга Бытия не чернит характера Эммора и юноши Сихема, которые представлены честными, добрыми и благонамеренными людьми. Жестокость сынов Иакова ещё разительнее ввиду добродушия жертв. Избранное племя, может быть, не было лучше других племён, оно было с теми же, если не худшими человеческими страстями. «Народ жестоковыйный», сказал про него Господь ( Исх. 33:5 ), но он был избран Господом в орудие для общечеловеческой цели, и все обстоятельства жизни этого народа сходятся к этой цели.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Но мы просим, чтобы Он действовал в нас, пришел и поставил внутри нас шатер, как в древности Бог в Скинии действовал среди Израиля, так пускай и Дух Святой войдет в наше сердце и в нем поставит себе Скинию. И пускай мы с вами будем вместе певчими великого хора, у которого финансист, регент, управитель – Дух Святой, ведущий нас и дающий нам петь Богу Отцу и Его Сыну Иисусу Христу. В Святом Духе мы познали тайну Троицы, и благодаря Ему мы освящаемся, и причащаемся, и объединяемся с ангелами. Святой Дух — источник жизни и для ангелов, и для людей. Пускай никто из нас не будет мертвецом, пускай Дух Святой подует на нас и все мертвенное из души нашей и из тела выдует. И чтобы в день нашего великого сбора, в день, когда Господь придет собрать к Себе, Дух Святой вознес нас, преобразил, оживотворил, и чтобы мы жили вечно в Царстве Святого Духа, где царствует вечно Отец, Сын и Святой Дух – Троица Единосущная и Нераздельная, которой мы поем, которую мы благословляем, которую мы благодарим, которую мы величаем и утром, и днем, и вечером и, преклонив колена, возносим ей благодарственные молитвы. Да поможет нам в этом Господь Всемогущий! Храни вас Господь! Обрезание Господа Иисуса Христа Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Поздравляю вас с праздником Обрезания Господня! Многие не понимают. зачем этот праздник нужен, не понимают, каково значение этого праздника для нашей жизни. И действительно, этот обряд уже утратил свое значение. Со времен Авраама Господь дал повеление, что всякий младенец мужского пола в восьмой день рождения должен вступить в Завет с Богом. И знаком этого Завета, должно было быть обрезание крайней плоти. Этот обряд был связан не с какой-то гигиенической процедурой, а с тем, чтобы евреи выделялись из всех народов земли. Такой же обряд есть у нас, мы с вами знаем, что есть священное таинство Крещения, когда мы, погружаясь в воду, отделяемся от всех людей земли, становимся избранными людьми, избранными детьми Божьими. «Вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» ( 1 Пет.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-svy...

Но это было не полное погребение. В этом и состоит «разгадка» Евангелия – обряд надо было восполнить. Иосиф и Никодим наскоро, испытывая, конечно же, величайшее горе, но вместе с тем по-человечески еще и удовлетворение от того, что все у них удачно получилось, успели погрести Спасителя. Однако надо было еще довершить обряд погребения. В субботу этого сделать было нельзя: зашло солнце, и все разошлись. Необходимо также сказать о камне, который был привален к гробу: камень был большой и женщины не могли его отвалить. В тот момент, когда Иосиф и Никодим отдавали свой последний долг Учителю, они, наверное, не думали о том, что позднее придут к гробу жены-мироносицы, они торопились только быстрее все закончить. Мария же Магдалина и Мария Иосиева смотрели, где Его полагали 120 . Смотрели они не просто потому, что желали до конца быть со своим Учителем, но и потому, видимо, что в то время уже готовились довершить обряд. Они наблюдали, где и как Его похоронили, все ли сделано для Него и что им еще предстоит сделать. Эта человеческая забота, эта человеческая любовь – одна только любовь, может быть, когда уже и вера была потеряна – руководила женами-мироносицами. И она сделала их свидетельницами воскресения. Какая великая сила – любовь! Она и неверие помогает преодолеть. По прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его 121 . Здесь в Евангелии называются не все имена, мы знаем и других жен-мироносиц: Мария Клеопова, Иоанна, Марфа, Мария, Сусанна и «иные», имена которых даже из церковного предания нам неизвестны. Это были верные ученицы Спасителя, желавшие завершить погребение и сделать то, что не удалось Иосифу и Никодиму. И весьма рано, в первый день недели, приходят ко гробу, при восходе солнца 122 . Солнце только что начало восходить, и было еще почти темно – в этом тоже проявилось мужество жен-мироносиц. Они вышли за город ночью без всякого сопровождения и охраны. Думается, они отправились туда сразу же, как только появилась такая возможность: выносить ожидание они не могли. Можно было бы и позже сделать все необходимое, но они не могли терпеть промедления до того часа, когда будет более удобно пойти к гробу своего возлюбленного Учителя, чтобы отдать Ему последний долг.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

Почему антирусские силы и христоненавистники пытаются этого добиться? Дело в том, что «цареубийство в духовном понимании есть бунт против Бога, вызов Его Промыслу, богоборческий порыв сатанинских сил. Грозен глагол Божий, предостерегающий дерзких и неразумных: «Не прикасайтесь к помазанным Моим» (Пс. 104:15). Вольно или невольно, сознательно или несознательно весь народ соучаствует в цареубийстве хотя бы тем, что попускает его, не стремясь загладить страшный грех богоотвержения покаянием и исправлением. И лишь затем, ввергнутый в пучину нестроений и мятежей, в страданиях и скорбях сознаёт, наконец, свою ошибку. В начале 17 столетия на это потребовалось восемь лет. В ХХ веке - на исходе уже восьмое десятилетие смуты...» (Митр. Иоанн. Очерки.., с. 39). Продлить время смуты, втянув в неё новые поколения русских людей, укрепить их в мысли о невозможности и ненужности возврата к традициям монархического самодержавного устройства Российского государства и сохранить таким путём богоборческую власть и далее - вот в чём заключается задача рода бесовского. Ведь отвержение, убийство и непротивление убийству Помазанника Божия являет собой оскорбление Бога, установившего сей священный обряд помазания на царство ещё во времена Ветхого Завета. Сам Господь избирает Помазанников Своих, Сам, через угодников Божьих ставит их над народами и Сам помазывает их на царство. «Итак, слушайте, цари, и разумейте... От Господа дана вам держава, и сила - от Вышнего, Который исследует ваши дела и испытывает намерения» (Прём. 6:1, 6:3). В Первой книге Царств повествуется о том, что начиная с Царя Саула обряд помазания, который совершался ранее только над священнослужителями, теперь совершается и над государями. «И взял Самуил сосуд с елеем и вылил на голову его и сказал: «Вот, Господь помазывает тебя в правители наследия Своего [в Израиле, и ты будешь царствовать над народом Господним...]» (1 Цар. 10:1). Перенесённый через тысячелетия на русскую почву обряд помазания на царство проводился при коронации Русского Монарха Русской Православной Церковью. Таким образом, с одной стороны, говоря современным языком, происходила легитимация Наследника как представителя царственного рода, получившего свою власть от Бога. С другой стороны, в Таинстве миропомазания вновь подтверждалась и закреплялась полнота симфонии властей. Несомненно, что мистическую природу богоборческого акта по отвержению Помазанника Божия, Его убийству и непротивлению Его убийству понимают те, кто убил Царя, и отец которых, по словам Спасителя, был дьявол (Ин. 8:44).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

Фома Аквинский (католический святой) Вопрос 38. О крещении Иоанна Далее нам предстоит рассмотреть крещение Христа. А поскольку Христос крестился крещением Иоанна, то мы исследуем, во-первых, крещение Иоанна как таковое и, во-вторых, крещение Христа. В отношении первого будет рассмотрено шесть пунктов: 1) приличествовало ли Иоанну крестить; 2) было ли это крещение от Бога; 3) сообщало ли оно благодать; 4) должен ли был получить это крещение кто-либо помимо Христа; 5) надлежало ли этому крещению прекратиться после крещения Христа; 6) должны ли были крестившиеся Иоанном впоследствии получить крещение от Христа. Раздел 1. Приличествовало ли Иоанну крестить? С первым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1. Кажется, что Иоанну не приличествовало крестить. В самом деле, всякий священный обряд связан с тем или иным законом. Но Иоанн не учреждал новый закон. Следовательно, ему не приличествовало вводить новый обряд крещения. Возражение 2. Далее, Иоанн был послан Богом «для свидетельства» ( Ин. 1, 6, 7 ) как пророк, согласно сказанному [в Писании]: «Ты, младенец, наречешься «пророком Всевышнего " » ( Лк. 1, 76 ). Но жившие до Христа пророки не вводили никаких новых обрядов, а убеждали людей соблюдать обряды Закона, как это явствует из слов [Писания]: «Помните закон Моисея, раба Моего» ( Мал. 4, 4 ). Следовательно, и Иоанну не приличествовало вводить новый обряд крещения. Возражение 3. Далее, когда чего-либо излишне много, к этому не должно прибавлять что-то еще. Но в еврейских соблюдениях наличествовала избыточность крещений, в связи с чем читаем, что «фарисеи и все иудеи... не едят, не умыв тщательно рук; и, придя с торга, не едят не омывшись. Есть и многое другое, чего они приняли держаться, – наблюдать омовение чаш, кружек, котлов и скамей» ( Мк. 7, 3, 4 ). Следовательно, Иоанну не приличествовало крестить. Этому противоречит авторитет Священного Писания, которое после слов о святости Иоанна добавляет, что многие «выходили к нему – и крестились от него в Иордане» ( Мф. 3, 5, 6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010