Кардинал-инфант дон Генрих особенно хлопотал о назначении Гонзалеса. Сперва дон Генрих был враждебно настроен против иезуитов, но впоследствии, его совершенно подчинил своему влиянию Леон Генрикец, его духовник, так что дон Генрих слепо следовал его советам. Михаил де Торрес также воспользовался влиянием своим на королеву-регентшу, состоя ее духовником; в результате всех этих интриг, получилось назначение Гонзалеса воспитателем молодого короля. Регентша не любила иезуитов; они отомстили ей тем, что осыпали ее неприятностями и довели ее до такого отвращения к придворной жизни, что она решилась удалиться в монастырь, и только по настоятельным просьбам Лиссабонского сената и самых главных епископов, в особенности, Брагского архиепископа дона Бартоломея, отложила на некоторое время свое намерение. Но, утомленная беспрестанной борьбой, королева удалилась от дел в 1562 году и предоставила регентство дону Генриху, преданному другу иезуитов, которые от его имени правили государством до 1568 года. Тогда, не нуждаясь более в доне Генрихе, они его временно отстранили, чтобы завладеть молодым королем и держать его под игом своего ордена. В это, достойное сожаления, царствование, иезуиты главнейшим образом заботились о себе. Они заставили короля предоставить им полную свободу торговли зерном и скотом, и право пастбища без обязательного соблюдения законов. Оба указа, даровавшие им эти привилегии, были даны в 1559 году. 15 января 1560 года явился новый указ, дозволявший их воспитанникам получать бесплатно ученые степени от университетов, не принося никакой присяги; по тому же указу, воспитанники эти считаются получившими ученые степени, если даже университеты в них им отказывают. В том же году издан указ о том, что все иезуиты, получившие ученые степени где бы то ни было, и каким бы то ни было образом, считаются, получившими свои степени, от Коимбрского университета. Мы уже говорили, что ученые степени в университетах давали право на духовные должности. 13 августа 1561 года вышел новый указ, в силу которого никакой студент не имел права поступить в Коимбрский университет, не имея аттестата от коллегии искусств, содержимой иезуитами.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

Литургический годовой цикл Церкви, как заметили еще известный французский историк Ж. Ле Гофф и классик российской медиевистики А. Я. Гуревич, восходил к языческому аграрному циклу 193 . Но нельзя согласиться с утверждением, что языческий календарь был «приноровлен» к нуждам христианской Литургии, а «церковные праздники, отмечавшие поворотные моменты годичного цикла, восходили еще к языческим временам» 194 . Речь может идти лишь о совпадении дат праздников, но никак не об их символическом содержании. Приводимый А. Я. Гуревичем спор средневековых богословов о праздновании 1 января имел гораздо более глубокий подтекст. Это видно из текста проповеди святого Мартина Брагского «Об осуждении язычников» (574 г.), опубликованного Дж. Хиллгартом 195 . Главный объект осуждения – употребление христианами древнеримских названий дней недели и празднование 1 января как начала нового года. Святой Мартин начинает с рассуждения о том, что диавол – это низринутый с небес архангел. Вместе со своими слугами – демонами, он отвращает людей от веры и спасения на Страшном Суде. Демоны, по его словам, взяли имена плохих людей, запятнавших себя преступлениями: Марса, Меркурия, Дианы, Юпитера, Венеры и других (любопытный вариант эвгемеризма 196 ), обосновались в лесах, морях, реках и принуждают людей приносить им жертвы и упоминать их имена каждый день недели. Как творение диавола святой характеризует и празднование календ 197 января как начала года, ибо начало года, как и дни недели, связаны с семью днями сотворения мира Богом. Разделение света и тьмы, по его словам, произошло в день весеннего равноденствия (по Книге Бытия). То есть Церковь отнюдь не просто «приноравливала» языческий календарь к своим нуждам, оттуда категорически отсекалось и то, что было важным для языческого восприятия времени, даже даты, их названия, не говоря о символическом содержании. В сознании «молчаливого большинства» восприятие времени сохраняло свою связь с аграрным циклом. Церковь учитывала эту связь, наполнив дни своего литургического цикла не только праздниками, связанными непосредственно с Иисусом Христом, но и днями в честь святых (особенно мучеников), становившихся в восприятии сельского населения покровителями тех или иных занятий земледельца, природных явлений. Ежегодно повторяющиеся праздники и дни литургического цикла, разумеется, были уступкой цикличному восприятию времени 198 . Отсюда и особенность восприятия времени в ментальности средневекового человека с его акцентом на актуальность текущего момента жизни, незаинтересованность людей средневековья в делении времени на часы, минуты, удовлетворение его измерением времени по церковным праздникам и ежедневным службам.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   Восстановление в Британии общепринятых норм церковной жизни наступило только с обращением англосаксов, осуществленным под покровительством папы Григория Великого в начале VIIIbeka. 4. Испания. Ариане и православные    В римской Испании христианская вера установилась рано и прочно. В начале IVb. епископ Осия Кордовский, главный церковный советник императора Константина, сыграл решающую роль на Никейском соборе. Единодушно выступая за никейское православие, испанский епископат был, однако, заражен и расколот прискиллианством (см. выше)-сектой, связанной и с гностицизмом, и с монашеским подвижничеством; споры о ней продолжались еще в 563г. (собор в Браге).    Однако так же, как и в других странах Западной Европы, настоящий раскол произошел в Vb. одновременно с варварскими завоеваниями. В стране обосновались язычники-свевы и ариане-вандалы, аланы и вестготы. Императорская власть лишь изредка пыталась вновь утвердить свое административное правление. Правда, к 429г. аланы и вандалы ушли в Африку. Но последующая война между свевами и вестготским королем Теодорихом II завершилась победой вестготов и массовым обращением свевов в арианство (466). При короле Эврихе (646—684), убежденном арианине, имевшем резиденцию в Тулузе, кафолической Церкви в Испании пришлось претерпеть трудный период, за которым, к счастью, последовало царствование более веротерпимого остготского короля Теодориха: пребывая в Равенне, он правил обширными землями Италии, Южной Франции и Испании. В Церкви в результате нескольких соборов испанского епископата были восстановлены порядок и дисциплина. Были возобновлены сношения с римским папой, кафедра которого входила во владения Теодориха.    Положение еще улучшилось, когда свевский король Харарик под впечатлением чудес на гробнице святого Мартина Турского обратился в православие (ок. 550—555). Значение этого обращения было усилено прибытием из Паннонии инока Мартина, который основал монашескую общину в Думио и был вскоре поставлен в епископа Брагского (561—580). Принеся с собой дух восточного монашества, святой Мартин Брагский способствовал, кроме того, появлению компетентной богословской литературы, направленной против арианства, которая постепенно выявила интеллектуальное превосходство кафолического духовенства над арианами и облегчила романизацию готской аристократии. Молодой вестгот Иоанн из Биклара даже поехал учиться в Константинополь.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3284...

Мартин вследствие этого принял участие в посвящении Феликса на следующий день, но отказался подписать этот акт и немедленно оставил Тревы. Рассказывают, что когда он находился на пути домой, печально размышляя о своей последней уступке, ему явился ангел, который утешал его, но сказал ему, что он поступил худо. С этого времени, говорит его жизнеописатель, Мартин чувствовал в себе ослабление силы чудес и в течение остальных шестнадцати лет своей жизни он избегал всяких соборов и собраний епископов 1284 . Казнь Присциллиана и его сотоварищей возбуждала общий ужас как в христианах, так и в язычниках 1285 . Св. Амвросий во время своего второго посольства в Треви предпочитал скорее подвергнуть риску в неудаче цель своего посольства, чем вступить в общение с Максимом и епископами, замешанными в этом кровавом деле 1286 . Сириций, епископ Римский, присоединился к осуждению партии, действовавшей с Итацием, и ее вождь был низложен и умер в изгнании 1287 . Присциллианство не исчезло сразу. Церковь французская долго была возмущаема возникавшими из-за него раздорами. Тело ересиарха было перенесено из Трев на его родину, где оно и почиталось его приверженцами, как тело мученика, и его имя употреблялось ими в клятвах 1288 . Многие члены этой секты воссоединились с церковью после собора, состоявшегося в Толедо в 400 году 1289 , но остатки ее еще существовали во время первого собора Брагского в 561 году 1290 . Глава 14. Дополнительная 1. Распространение христианства Обращение Эфиопии – Обращение иберийцев – Христианство в Персии – Христианство среди готов и Урфила – Значение Урфилы среди готов 2. Отношение между церковью и государством Положение императора – Судебные права церкви – Влияние христианства на законодательство – Право убежища 3. Иерархия Копиаты и параволаны – Дьяконы и архидиаконы – Архипресвитеры – Положение хорепископов – Диоцезы или епархии – Экзархи и патриархия – Три главнейшие кафедры – Причины возвышения Рима – Римская кафедра и ее значение – Состояние духовенства – Положение духовенств в IV -ом столетии – Вынужденное рукоположение – Целибатство или безбрачие – Безбрачие духовенства 4. Монашество Антоний Великий – Св. Пахомий и киновийская система монашества – Развитие монашества – Монастырские уставы – Бл. Иероним – Иероним в Риме – Его ученицы – Письмо Иеронима к Димитрии – Павла и ее семейство – Иероним в Риме – Иероним и Павла в Вифлееме – Перевод Библии Иеронимом – Павла и Евстохия – Смерть Павлы и Иеронима – Общий характер монашества и его значение в истории – Симеон Столпник – Даниил Столпник

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

XVII. Anpuhruй Апрингий, епископ испанской церкви в Пации, 646 искусный в речах и сведущий в науке, истолковал Откровение апостола Иоанна в изысканных выражениях и блестящим языком, кажется, даже лучше, чем толковали древние церковные писатели. 647 Он написал также и некоторые другие труды, с которыми, однако, нам не удалось ознакомиться. Прославился во времена готского князя Тевда. 648 XVIII. Юcmuhuah император Император Юстиниан издал книги «О воплощении Господа», которые разослал по разным провинциям. Также составил рескрипт против Иллирийского собора и против африканских епископов», 649 в котором потребовал осудить «Три главы, то есть высказывания или сочинения епископа Феодора Мопсуестского и Феодорита, а также письмо, которое приписывают епископу Едесскому Иве. 650 XIX. Фakyhд Факунд, епископ Гермианской церкви, 651 написал двенадцать книг в защиту «Трех глав», в которых высказывал мнение, что вышеназванные «Три главы», а именно письмо епископа Едесского Ивы, обращенное к Мариму Персу, и высказывания Феодора Мопсуестского и Феодорита, епископа Киренской церкви, 652 были осуждены вопреки апостольской вере и как нападение на Халкидонский собор. Стал знаменит после консулата Василия, в десятый год правления императора Юстиниана. ХХ. Юстиниан (Иустиниан) епископ Юстиниан, епископ церкви Валентины, один из четырех братьев и епископов, рожденных от одной матери, написал книгу ответов на поставленные вопросы к некоему Рустику. Из них первый ответ – о Духе Святом, второй – против бонозианцев, 653 которые говорили, что Христос был усыновленным, а не собственным [Сыном], третий ответ – о крещении Христовом, которое не позволительно совершать вторично, четвертый ответ – о различии крещения Иоаннова и Христова, пятый ответ, что Сын, как и Отец, невидим. Процветал в Испании во времена Тевда, вождя готов. XXI. Uycm Иуст, епископ Оргеллитанской церкви и брат вышеупомянутого Юстиниана, издал книжечку пояснений к Песне песней, толкуя все весьма кратко и ясно через аллегорический смысл. Передают, что также его братья Небридий 654 и Елпидий 655 написали какие-то сочинения, которые, поскольку мы с ними не знакомы, считаем лучше обойти молчанием. XXII. Mapmuh Брагский

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Параллельно шла работа над книгой «Mater Hispania» — первой антологией текстов по истории неразделенной Церкви в Испании на русском языке, которая была издана в 2018 году . Пришлось поработать с древними церковными календарями, с археологическими свидетельствами, зато о каждом имени мы можем сказать, почему мы включили (или не включили) его в месяцеслов. Среди них — и мученики Римской эпохи, и святые Вестготского королевства, и мученики, пострадавшие во время арабского завоевания, и те, кто подвизался на освобожденных от мусульман территориях. Месяцеслов, опубликованный на сайте нашей епархии , был принят ассамблеей православных епископов Испании и Португалии для местного почитания. Что касается Русской Православной Церкви — к именам мученика Викентия Сарагосского, мученицы Виктории Кордубской, мученицы Евлалии Барселонской, святителя Осии Кордубского и мученика Ерминингельда, имена которых уже были в нашем месяцеслове, Священный Синод на заседании 28 декабря 2018 года добавил имена мученицы Леокадии Толетской (Толедской), преподобного Емилиана Кукуллата, святителя Мартина Бракарского (Брагского) и 72 мучеников, пострадавших в Кордубе в эпоху мусульманского владычества. Чему можно научиться у этих святых Несмотря на то, что святые жили в другую эпоху и в другом историческом контексте, их мышление и поведение во многом может быть примером для нас. Очень интересен образ святителя Исидора Гиспальского (Севильского) (+ 636 г.). Это, безусловно, самая крупная фигура испанской патристики, но в то же время и общественно-политический мыслитель, архитектор своеобразной симфонии Церкви и государства, которую историки иногда называют «диархией». Несмотря на сакрализацию власти в вестготской Испании, власть, согласно святителю Исидору, никогда не является доброй и легитимной сама по себе. Король не пребывает над законом и над Церковью. Первая и основная обязанность короля - не только следить, чтобы граждане исполняли справедливые законы, но и самому быть законопослушным. Справедливость должна быть уравновешена его личным благочестием и милосердием. «Король, действующий справедливо, сохраняет имя короля, согрешая — теряет его», — писал святитель Исидор.  Власть, которая поступает несправедливо, теряет свою легитимность. Безусловно, он влиял на монархов не только своими писаниями, но и непревзойденным личным духовным и интеллектуальным авторитетом.

http://pravmir.ru/ne-v-zemle-chuzhdej-ch...

И на западе в разных странах явились более или менее систематизированные сборники канонов. В северной Африке, которая весьма долгое время руководствовалась своим африканским каноническим кодексом 751 , из греческих же соборов имела лишь каноны I всел. собора, современник Иоанна Схоластика, карфагенский дьякон Фульгенций Ферранд составил в 546 году сборник извлечений из греческих и африканских канонов (breviatio canonum) в 232 параграфах: греческие каноны изложены здесь в извлечении, сделанном по так называемой исидоровской или испанской версии. Параграфы расположены по сходству содержания, так что сначала идут каноны, относящиеся к духовенству, затем каноны, имеющие приложение к мирянам, а в заключение каноны, общего характера. В той же северной Африке, около 690 г., епископом Кресконием был составлен новый сборник (breviarium canonum), основанный на двух сборниках Дионисия Малого, но так, что и каноны соборов, и декреталы пап расположены здесь не в хронологическом порядке, а по содержанию под 300 титулами. В Испании около 572 г. епископ Мартин брагский составил канонический сборник, (capitula Martini Bracarensis), в котором поместил преимущественно каноны греческих соборов, но также африканских, испанских (как напр. толедского, брагского) и галльских (турского, агатского). Сборник состоит из 84 глав и распадается на две книги, из которых первая относится к епископу и клиру, вторая к мирянам 752 . В конце VI или в VII в. небольшой сборник Мартина брагского вошел, как составная часть, в более обширный сборник, разделяющийся, по примеру сборника Дионисия Малого, на две части. Первая часть содержит в себе каноны семи греческих соборов в исидоровской версии, затем каноны африканских соборов, в том числе под именем карфагенского собора 398 г. statuta ecclesiae antiqua, каноны десяти галльских и четырнадцати испанских соборов (между последними также capitula Martini Bracarensis). Вторая часть образовалась из второго сборника Дионисия, т. е. из папских декреталов, только здесь вставлено много новых под именами тех пап, которым они принадлежат.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

Монашество В течение этих столетий важную роль в западном христианском мире играли монахи. Миссии к германским племенам главным образом были их делом; они основывали колонии в уединенных местах, где скоро возникали города, как в Фульде, Сен-Галле, Айхштете и Фрицларе. Со знанием религии они распространяли также и знакомство с земледелием и вообще – цивилизацию среди народа 2848 . Благодаря участию монахов в миссионерских трудах, среди них в более значительной степени, чем прежде, введено было рукоположение в священный сан, как необходимое качество для миссионерских обязанностей. В некоторых случаях епископские кафедры были обыкновенно занимаемы монахами из известных аббатств, каковое установление было тем более естественным, что ученость, главным образом, поддерживалась в монашеских общинах. Так Страсбург получал своих епископов из Мюнстера в Эльзасе, Шпайер из Вайсенбурга, Констанц из Рейхенау или Сен-Галла. Монахи продолжали пользоваться особенной славой благочестия. Термин «religio», специально приложенный к монашеской жизни собором Орлеанским уже в 549 году, более и более ограничивался таким именно употреблением 2849 . Вступление в монашеское состояние считалось как бы вторым крещением. «Покаянник», приписываемый Феодору Кентерберийскому, представляет любопытное отображение этой мысли в том, что в нем новопосвященный должен был в течение семи дней покрывать свою голову клобуком, подобно тому, как голова новокрещенного покрывалась особым платом; подобное же постановление, хотя и с сокращением времени на три дня, сделано было при Людовике Благочестивом в 817 году. В монастыри стекались даже лица высшего звания; не необычным делом было даже для королей и королев отказываться от своего царственного положения, и принимать монашеский образ жизни 2850 . В течение первой части этого периода существовало значительное разнообразие в монастырских уставах. Устав св. Колумбана, в течение некоторого времени, соперничал в популярности с уставом бенедиктинским. Случалось не раз, что в монастырях сочетались оба эти устава; но с течением времени устав св. Бенедикта восторжествовал, так как он отличался в более значительной степени практическим смыслом, был менее суров и более эластичен, чем другой. С незначительными изменениями в отдельных случаях он вообще принят был во Франции, где большое возбуждение в его пользу произведено было в половине VIII столетия явлением мощей основателя, которые за сто лет перед тем были перенесены в Флёре на Луаре, когда именно первоначальный монастырь Монте-Кассино, был опустошен ломбардами 2851 . В Англии также, где бенедиктинский устав был введен Вильфридом, он скоро распространился повсюду, хотя и не без некоторой примеси древних национальных обычаев. Но испанские монастыри до IX столетия продолжали управляться уставами, которые составлены были частью на основании восточных источников Исидором Севильским , Фруктуозом Брагским и другими туземными епископами.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Из известных испанских церковных преданий названное (о septem-viri) – наиболее авторитетное; есть предания позднейшие, даюшие более полные списки епископов того или другого города, – но в том же объеме и менее достоверные. Так, например, по авторитетному преданию Гранада считает своим первым епископом Цецилия, а вторым – в историческом списке ее епископов – является Флавиан, присутствовавший на Эльвирском соборе и подписавшийся под соборными актами 8-м в ряду других епископов. Но позднейшее предание гранадской церкви силится пополнить пробел между Цецидием и Флавианом и дает 6 имен, из которых первое – Leuverindus – отзывается уже готским происхождением. Древняя церковь брагская (Bracara, ныне Braga) чествует 26 апреля, как своего первого основателя, епископа Петра ратского – Petrus Rathensis, об исторической достоверности которого и болландисты отзываются так: «Demus hoc sane Bracarensium credulitati» 87 . В этом роде известны и местные предания некоторых других городов, как, например, Толедо, который, не довольствуясь тем, что его первый исторически достоверный епископ (Melantius) участвовал на Эльвирском соборе, возводит основание своей церкви к некоему «Евгению», предание о котором в Испании оставалось неизвестно до XI–XII веков. Христианство в Галлии Галлия – это такая область, которая, по меньшей мере, может претендовать на возникновение в ней христианства при апостолах с такою же основательностью, как и Испания. Если в пользу древности христианства в Испании говорит послание ап. Павла к Римлянам, то значение этого свидетельства ослабляется тем, что все зависит от вопроса, привел ли апостол это намерение в исполнение. В пользу же апостольского происхождения христианства в Галлии говорит заявление, читаемое во 2 послании к Тимофею IV гл. 10 ст., где мы встречаем упоминание о спутниках ап. Павла: «Димас оставил меня и пошел в Фессалонику, Крискент в Галатию, Тит в Далматию и только Лука остался со мною». Это чтение «в Галатию» для нас так привычно, что никому из нас, кажется, не приходит на мысль, не кроется ли тут свидетельство в пользу галльской церкви. Между тем в издании Тишендорфа читается: «πορεθη – – Κρσκης ες Γαλλαν» (Tischendorf, ed. N. T. V critica major). Таким образом, является чтение, которое благоприятно для всякого француза, старающегося окружить свою церковь ореолом апостольского происхождения.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

   Из известных испанских церковных преданий названное (о septem-viri) — наиболее авторитетное; есть предания позднейшие, дающие более полные списки епископов того или другого города, — но в том же объеме и менее достоверные. Так, например, по авторитетному преданию Гранада считает своим первым епископом Цецилия, а вторым — в историческом списке ее епископов — является Флавиан, присутствовавший на Эльвирском соборе и подписавшийся под соборными актами 8-м в ряду других епископов. Но позднейшее предание гранадской церкви силится пополнить пробел между Цецилием и Флавианом и дает 6 имен, из которых первое — Leuverindus — отзывается уже готским происхождением. Древняя церковь брагская (Вгасага, ныне Braga) чествует 26 апреля, как своего первого основателя, епископа Петра ратского — Petrus Rathensis, об исторической достоверности которого и болландисты отзываются так: «Demus hoc sane Bracarensium credulitati [Это, конечно, в силу легковерия жителей Браги]». В этом роде известны и местные предания некоторых других городов, как, например, Толедо, который, не довольствуясь тем, что его первый исторически достоверный епископ (Melantius) участвовал на Эльвирском соборе, возводит основание своей церкви к некоему «Евгению», предание о котором в Испании оставалось неизвестно до XI-XII веков. Христианство в Галлии    Галлия — это такая область, которая, по меньшей мере, может претендовать на возникновение в ней христианства при апостолах с такою же основательностью, как и Испания. Если в пользу древности христианства в Испании говорит послание ап. Павла к Римлянам, то значение этого свидетельства ослабляется тем, что все зависит от вопроса, привел ли апостол это намерение в исполнение. В пользу же апостольского происхождения христианства в Галлии говорит заявление, читаемое во 2 послании к Тимофею IV гл. 10 ст., где мы встречаем упоминание о спутниках ап. Павла: «Димас оставил меня и пошел в Фессалонику, Крискент в Га л а т и ю, Тит в Далматию и только Лука остался со мною». Это чтение «в Галатию» для нас так привычно, что никому из нас, кажется, не приходит на мысль, не кроется ли тут свидетельство в пользу галльской церкви. Между тем в издании Тишендорфа читается: «eporeuqh – — KrhskhV eiV G a l l i a n» (Tischendorf, ed. N. Т. VIII critica major). Таким образом, является чтение, которое благоприятно для всякого француза, старающегося окружить свою церковь ореолом апостольского происхождения.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4058...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010