Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БРАГСКИЙ ОБРЯД [лат. ritus bracharensis или consuetudo bracarensis ecclesiae], один из местных вариантов римского обряда , практиковавшийся с XII-XIII вв. в кафедральном соборе г. Брага (Сев. Португалия) и в нек-рых приходах Брагского архиеп-ства. Элементы Б. о. встречаются также в богослужении малабаро-католич. Церкви (Индия). Первое упоминание о брагской литургической практике встречается в послании папы Вигилия (537-555), отправленном в 538 г. еп. Браги Профутуру в ответ на его запрос об особенностях рим. богослужения (PL. 84. Col. 829-832; также PL. 69. Col. 15-20). Через неск. лет на I Брагском Соборе (561) были приняты каноны, изменявшие богослужебную практику в соответствии с указаниями папы Вигилия (PL. 84. Col. 565-567). Из актов Собора также известно, что в архиеп-стве вводился единый чин вечернего и утреннего псалмопения, отличный от монашеского (1-й канон), унифицировалась лекционарная система (2-й канон) и запрещалось употребление за богослужением иных гимнографических сочинений, кроме псалмов и текстов из канонических писаний ВЗ и НЗ (12-й канон). Изменение политической ситуации на Пиренейском п-ове привело к унификации литургической практики в этом регионе, что нашло свое отражение во 2-м каноне IV Толедского Собора (633), к-рый устанавливал единое богослужение во всех церквах Испании и Нарбонской Галлии (PL. 84. Col. 365). Акты Собора были подписаны и архиеп. Браги Юлианом, и богослужение там стало совершаться по испано-мосарабскому обряду . В 716 г. Брага была разрушена сарацинами до основания и восстановлена только в 1070/71 г. С этого времени можно говорить о развитии собственно Б. о. ( Rocha. P. 474). До 1076 г. богослужение в Браге, по-видимому, совершалось по испано-мосарабскому обряду. Однако при папе Григории VII (1073-1085) в испан. землях повсеместно насаждался рим. обряд. Через год после Собора в Бургосе (1080), одобрившего действия папы, в Браге вводится рим. богослужебный чин (J. Matoso). Тем не менее брагское духовенство продолжало изредка пользоваться богослужебными книгами по испано-мосарабскому обряду, а отдельные элементы этого обряда перешли и в Б. о., к-рый в качестве самостоятельной традиции упоминается в источниках с XIII в. ( Rocha. P. 44-45).

http://pravenc.ru/text/153307.html

БОРИС И ГЛЕБ [в Крещении Роман и Давид] (90-е гг. X в.? - 1015), св. князья-страстотерпцы (пам. 2 мая, 24 июля) БОРИС КАЗАНСКИЙ (Салтыков Борис Иванович?; † март 1553), мч. (пам. 2 окт., 4 окт.- в Соборе Казанских святых) БОРКОВСКАЯ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА МУЖСКАЯ ПУСТЫНЬ находилась в мест. Борок близ слободы Холуй Вязниковского у. Владимирской губ. (в наст. время пос. Холуй Южского р-на Ивановской обл.) ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ находился в с. Борщёве (Боршёво) Коротоякского у. Воронежской губ. (ныне Хохольский р-н Воронежской обл.), на правом берегу Дона, в 35 верстах от Воронежа БОСКО Джованни (1815 - 1888), свящ., основатель салезианского ордена, св. католич. Церкви (пам. зап. 31 янв.) 93-103 103-105 105-106 БОСТРА сел. в юго-зап. части Сирии, в горном массиве Эд-Друз (обл. Хауран), недалеко от границы с Иорданией. В прошлом - крупный адм. и церковный центр, известный в наст. время своими археологическими памятниками 106-107 107-109 БОТКИН Евгений Сергеевич (1865-1918), лейб-медик имп. мч. Николая II, св. прав. врач, страстотерпец (4 июля и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)с 109-110 110-111 110-111 111-112 БОТТАРИ Джованни Гаэтано (1689 - 1775), итал. историк Церкви, историк искусства, архивист, один из основоположников музейного дела 112-113 113-114 114-115 115-116 116-117 117-118 БОЭМУНД ТАРЕНТСКИЙ норманнский гр. Тарента (совр. Таранто) в Юж. Италии, кн. Антиохии (с 1098), один из предводителей 1-го крестового похода БОЭЦИЙ Аниций Манлий Торкват Северин (ок. 480 - 524 или 526), рим. философ, богослов и гос. деятель, св. католич. Церкви (пам. зап. 23 окт.) 118-126 126-128 128-130 БОЯНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ чудотворный образ, находящийся в ц. Рождества Пресв. Богородицы Боянской иконы Божией Матери жен. мон-ря (Черновицкая епархия Украинской Православной Церкви) 131-133 133-135 135-136 БРАГСКИЙ ОБРЯД один из местных вариантов римского обряда, практиковавшийся с XII-XIII вв. в кафедральном соборе г. Брага (Сев. Португалия) и в нек-рых приходах Брагского архиеп-ства

http://pravenc.ru/vol/vi.html

До сер. XVI в. богослужебная практика кафедрального собора Браги была абсолютным авторитетом для всего архиеп-ства настолько, что Римская Церковь совсем перестала упоминаться в источниках как образец для подражания. От XII в. сохранились полные литургические рукописи брагского происхождения: т. н. Миссал Матеуса (Biblioteca Pública e Arquivo Distrital de Braga. N 1000), найденный в 1925 г., и Понтификал (Porto, Biblioteca Municipal. N 1134); от XIII в.- только один Понтификал (Lisbonne. Bibl. Nat. Alc. 162). В самом раннем из сохранившихся брагских Бревиариев, т. н. Бревиарии Суэйру (Bibl. Publique de Braga. N 657, XV в.), по содержанию относящемуся к XIV в., заметны внешние влияния прежде всего галликанского обряда . Для нек-рых служб имеются параллели только в клюнийских монашеских Антифонариях и Лекционариях, а также в богослужебных рукописях Аквитании ( Rocha. P. 476). Лишь после издания Breviarium Quignones (см. в ст. Бревиарий ) приходы Брагского архиеп-ства стали переходить на собственно рим. литургические книги ( Idem. P. 483-485). В XVII-XVIII вв. архиепископы Браги стремились сохранить право на особое богослужение и не раз обращались в Рим с просьбой разрешить службу more bracarense («по обычаю Браги»), однако уже в решениях Синода 1594 г. и в Статутах кафедрального капитула (церковного совета при архиепископе) от 18 окт. 1600 г., признававших решения Тридентского Собора , официально подтверждалось сохранение «обычаев Браги» ( Ferreira. P. 204-205; Rocha. P. 486). В 6-й гл. Статутов утверждалось, что канонические часы и служба по усопшим должны читаться согласно местным Бревиариям и Псалтирям. При этом для частного употребления и на мессах без пения чаще использовались рим. книги ( Ferreira. P. 199). В кон. XIX в. противостояние сторонников и противников Б. о., хотя уже и очень близкого к рим., привело к церковному расколу. Только после того как издание книг Б. о. было одобрено конституцией папы Бенедикта XV «Sedis huius apostolicae» (AAS. XII. 1920. P. 317-320), в 1920-1922 гг. был переиздан первый печатный брагский Бревиарий 1494 г. (Breviarium bracarense), а в 1924 г., после буллы «Inter multiplices» (AAS. XII. 1924. P. 8),- первый печатный Миссал 1498 г. (Missale bracarense). Большую роль в возрождении Б. о. сыграл еп. Мануэл Виэйра ди Матуш (1915-1932). После Ватиканского II Собора Б. о. был признан равночестным с римским.

http://pravenc.ru/text/153307.html

—90— субботы в воскресенье. Начало же дела и воскрешения в обряде. Обряд Догмат – заповедь, как призыв к делу ещё мысль. Как мысль, догмат доступен немногим, немногим понятно требование воскрешения. Обряд – воплощение догмата-заповеди. «Обряд есть средство, помощью которого догмат, как заповедь, переходит в действительность, обряд есть переход от трансцендентного к имманентному, от Христа к христианскому, от внутреннего, таинственного, к явному, материальному» 1573 . В обряде вся сущность религии, единство догматического и нравственно-эстетического. И так, обряд – выполнение клятвенного обещания сынов, дело веры. Как дело веры, обряд доступен всем, лишь в нём универсальность догмата-заповеди. Православие, как религия всемирная, все-народно-образовательная и есть религия истово-обрядовая 1574 . «Обряд есть произведение всех благоговейных способностей всего народа, тогда как догмат есть произведение только мысли и притом мысли лишь немногих» 1575 . Но обряд, как символическое дело, должен быть заменён естественным общим делом. Православие, выполняя долг действительного воскрешения, принимает обряд, как проект действительного дела, как проект вне-храмовой Пасхи 1576 . Признавая обряд, Православие воплощает в себе истину католичества. Но если для католичества в обряде, как и в догмате, смысл религии, то для Православия догмат и обряд – лишь призыв к делу. В этом же преодоление протестантства. Таков общий смысл обряда. Раскрытие его содержания и значения в храмовом богослужении. Храм. Весь мир – действительный храм. Истинное храмовое служение борьба за жизнь со смертью. Первый Сын Человеческий, принявший вертикальное положение, – строитель —91— храма – тела своего. Воскрешение – храмовое строительство. Иисус Христос воскрес: это было создание храма. Всеобщее воскрешение и есть создание христианского всемирного храма. Смерть была и есть. Люди разрушаю храмы тел друг у друга и создают искусственные храмы. В этом созидании – печаль о умерших и не братски живущих и проект воскрешения, печаль земли и соединение её через печалование с небом. Сын человеческий, как образ Троицы – храм; он сам, печалующийся, изображает из себя крестное знамение, знамение покаяния и объединения, молитву 1577 . «Изобразив крест из себя, молящийся изображает крест вне себя в увеличенном виде, в виде храма, т.е. даёт ему свой образ» 1578 . Крестное знамение, как истинная молитва – символ единства, проект нашего Всеединства. Храм не только дом молитвы; он сама молитва о мире всего мира. Как образ истинного Сына Человеческого – храм объединяет небо и землю 1579 . «храм есть подобие всего мира, но мира, в котором нет смерти, в котором всё воскрешено, хотя лишь художественно только, ибо для Бога нет мёртвых в действительности, а все живы; для нас же они (мёртвые) живы лишь художественно» 1580 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В момент падения большевиков в России, а еще лучше на тот случай, если они откажутся от своей церковной политики, должна появиться новая организация, зрело обдуманная, во всех частях подготовленная, снабженная большими средствами и техническим аппаратом. Эта сила должна привлечь к себе усталые сердца русских людей и церковно их объединить под сенью Рима. Такой силой и должен стать «восточный обряд». «Восточный обряд» это не больше, как новое возглавление старого Православия. Это окончательное подчинение Риму наследников Византии. Рим не верит силе православного вселенского сознания, не верит соборному началу православных людей, с этими качествами Рим не умеет обращаться. В делах духовных он знает только принуждение, и он желает принудить православный Восток признать его распорядительные права. Обряд – это есть форма, знаменующая собою определенное содержание. С действиями обряда связаны такие исключительные моменты, как пресуществление Святых Даров. В западной и восточной литургии это отнесено к различным моментам. Совершенно различно отношение Запада и Востока к литургическому языку. Восток построен на живой нации и живом языке. Западная церковь живого языка не выносит. С другой стороны, примат римского епископа проистекает из примата самой римской церкви, и поэтому ясно, что «достоинство и первенство римского престола, с точки зрения его примата, было постепенно распространено и на его обряд». Бенедикт XIV в коституции Esti Pastoralis от 1742 года категорически запрещает перемену западного обряда на иной. Латинский обряд «ввиду своих высших свойств, потому что это обряд св. римской церкви, матери и руководительницы всех церквей, превалирует над обрядом греческим, в особенности на итальянских землях, где греки подлежат юрисдикции латинских епископов. Поэтому не разрешается по каким бы то ни было основаниям переход с него на обряд греческий, и даже принятый греками без апостолического разрешения не может быть оставлен» 125 . История борьбы иезуитов за «восточный обряд» лучше всего свидетельствует о том значении, какое Рим придавал обряду, и вообще категорически нельзя сказать, «что более трудно – смена восточного на латинский обряд или латинского на восточный» (Там же).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vost...

Пока же на основании статьи XVIII конкордата «духовенство и верные всех обрядов, находящиеся вне своих епархий, будут подлежать ведению местных епископов, согласно каноническим правилам». Таким образом, «восточный обряд» на русских землях в Польше правильно оказался в ведении католических епископов, так как на этих землях греко-католические епископы Галиции не имеют своей юрисдикции. Что же касается самого названия обряда, то он совсем не русский обряд, ибо выкристаллизовался он в Византии между V и XV веками. Ученые его назвали византийско-славянским. Это название попало в акты курии, а оттуда в практику «восточного обряда» в Польшу. Обряд этот действует у русских, русинов, болгар, сербов. Таким образом, и этот вопрос разрешен без труда, а по существу: «Почему восточный католический обряд, – спрашивает Я.Урбан, – должен быть вреден для Польши, а тот же обряд, сохраняемый православными, нет?» 344  На это можно ответить: только по одной-единственной причине: «восточный обряд» в Польше – это есть символ религиозной борьбы православных и католиков. Кто будет победителем – сказать трудно. Польша во всяком случае проиграет. И это произошло гораздо ранее, чем можно было ожидать. Организационная работа не остановилась на внутренней реформе Конгрегации для восточной церкви и на издании инструкции от 27 мая 1937 года. 8 мая 1938 года опубликовано новое Motu proprio Пия XI Sancto Dei Ecclesia, подписанное 25 марта и озаглавленное «О юрисдикции Св. Конгрегации для Восточной Церкви». В начале этого документа папа указывает, что его предшественники защищали Восток перед лицом тех католиков, которые, «руководимые ревностной любовью к единству и соглашению и недостаточно понимая восточные дела и их дух, старались исказить святой «восточный обряд» или восточным христианам навязать западный обряд». Римские папы это преследовали и выразили свою волю, чтобы восточные обряды были сохраняемы без всяких изменений. Папы понимали, что разница обрядов, «которая возникла на основе характера и духа разных народов, не только не препятствует, но способствует единству прославления Бога».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vost...

Обряд греко-русинов. Подвергся искажению и латинизации. Обряд мельхитский. Сходствует с обрядом Святой Горы. Обряд греко-румынский. Сходствует с константинопольским. Обряд болгарский. Сходствует с константинопольским. Обряд сербский. Сходствует с русским совершенно. Обряд афинской церкви. Сходствует с мельхитским. Мы должны взять в основу обряд русской Церкви, как он сложился веками и как к нему привыкли верующие. Недочеты их устранять, сличая с обрядами неповрежденными частью Афона, частью других греческих монастырей, наиболее сохранивших неприкосновенно свои древние книги и свои обычаи. От обряда надо отличать устав, который содержит правила дисциплины и богослужения известного обряда. Понятие обряда (Ritus) шире понятия устава (Regulum, правило). Но устав зависит от обряда и потому называется иногда ритуалом, так как в нем содержатся указания и правила для точного исполнения обряда. Если устав испорчен, повреждается чистота богослужения и, следовательно, обряда. Если устав исправен, обряд является в полной чистоте и красоте. Устраняя недостатки, вкравшиеся в уставах, достигается совершенствование и обрядов. Устав не может зависеть от нескольких обрядов, но в одном обряде могут быть несколько уставов, то есть, предписаний, как исполнять обряд в той или другой местности, монастыре или общежитии. Устав есть дисциплина обряда и может меняться согласно времени и месту. В восточной Церкви известны уставы Великой Церкви, Святой. Горы, Иерусалимский святого Саввы, студитский; это главные, и притом те, которые и доселе служат прототипом уставу Церкви русской. Студитский менее всех имел на нее влияния и потому можно его в расчет не брать. Обратимся же к уставу российской Церкви. В России существует один устав, одинаковый для монахов и для мирян. Это произошло по недоразумению, так как, очевидно, что миряне не могут быть подвергаемы той же дисциплине, как и монахи, ни по отношению к постам, ни по отношению к богослужению. Монахи из Греции принесли с собой монастырский устав, а о мирянах не позаботились. Вышло, что на последних легли неудобоносимые бремена, которые частью заглушили внутреннее внешним, частью были свергнуты, оказавшись не по силам, но будучи свергнуты произвольно, без порядка и разумения, опять-таки исказили сущность в угоду внешности, дух в угоду букве. За примером ходить недалеко. В любом приходском храм сохраняются рамки богослужения, а кафизмы и тропари канонов пропускаются самым бессовестным образом, не говоря уже о прологах и поучениях синаксаря! Вы нигде не услышите обедню без часов. Но как эти часы читаются – и для кого? Уж, кажется, посты соблюдает русский народ. Взгляните поближе и увидите полнейший произвол. Едва ли в монастырях их соблюдают по уставу. Этому вина произошла от монахов, свой устав возложивших на рамена белого духовенства и мирян.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/vseros...

Такая постановка вопроса в его практическом осуществлении была сущей революцией в католической церкви. Но иного выхода не было. 2 В настоящее время «восточный обряд» не обладает ни силой, ни значительностью. По данным Восточной конгрегации дело представляется в таком виде: I. Александрийский обряд: а) копты – униатов более 32 000; б) эфиопы или абиссинцы – около 30 000. II. Антиохийский обряд: а) маланкарессы или малабарцы в Индии-униатов около 9 000; б) марониты у подножья Ливанской горы в Сирии – около 366 000; в) сирийцы – около 71 000. III. Армянский обряд: армяне рассеяны в разных местах, в Армянской республике на Кавказе, в Турции, в Сирии, Южной России, в Польше около Львова. Всего униатов до 100 000. IV. Халдейский обряд: а) малабарцы (отдельно от маланкаресов) в Индии – униатов около 530 000; б) халдейцы в Месопотамии – около 72 000. V. Византийский обряд: а) болгары – униатов около 6000; б)албанцы в Италии, или итало-греки – униатов около 51 000; в) униаты в Югославии. Хорваты, сербы и русины, всего около 42 000; г) мельхиты в Сирии – около 166 000; д) униаты в Венгрии. Румыны и русины, обрусевшие венгры – 142 000; е) русины (малороссы) в Польше, в Восточной Галиции, в Прикарпатской Руси и эмигрировавшие в Америку, всего около 5 000 000. К этому надлежит добавить небольшое движение в Албании и так называемую новую унию, или «восточный обряд» в Западной Европе, Польше, Маньчжурии и Китае – около 25 000 человек. Всего униатов около 8 000 000. Из них большая часть – славяне, причем славяне, за небольшими исключениями, находились в Польше 114 . Считая общее количество православных в 150 миллионов, униаты составят немного больше 5%. Таков результат пятивековых усилий Рима, начиная с Флорентийской унии (1438–1439 гг.). Результат, как видим, небольшой и при этом совершению Следует отметить, что христиане составляют 37% населения земного шара, 684 миллиона против 1 132 миллионов нехристиан 115 , и таким образом пред «всемирным рыболовом», наследником св. Петра, громадное поле деятельности.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vost...

В среде же православных христиан она господствовала в древности при церковном единении, при общении их в таинствах, при покорности их священноначалию, а отнюдь не при противоположных условиях. Порицатели московского собора 1667 года, отменившего некоторые обряды, в защиту их говорят, что в них нет ничего противного учению веры, что они достойны всякого уважения по православному смыслу. Допустим это, допустим, например, что чрез двуперстие православно исповедуется догмат о воплощении Сына Божия. Но ведь соборным постановлением о неупотреблении двуперстия отменяется не догмат, а обряд. Из-за чего же так упорно стоят за обряд, когда с отменением его православная вера отнюдь не падает, а с удержанием его, когда он запрещен, соединяется разрыв с Церковию? Стоит ли из-за обряда разрывать союз с Церковию и чрез это подвергать опасности свое спасение? Упорно стоять за воспрещенный обряд, когда знают, что, против догмата, им знаменуемого, никто, не восстает, значит делать из обряда недостойное употребление. Обряд в таком случае становится знамением не веры только в православный догмат, а вместе вражды против Церкви. И не виновны ли в грехе кощунства люди, которые под предлогом стояния за веру, никем не гонимую, стоят за обряд, не имеющий необходимой связи с учением веры, потому что для выражения этого учения существуют другие более целесообразные средства? – Обижаются на собор 1667 года за то, что отцы собора заподозрили двуперстников в исповедании еретических мнений о таинстве св. Троицы и о лице И. Христа. Но обижаться тут в сущности не за что. Зачем было подавать повод к таким подозрениям? Кому же не известно, как нечестиво учил Аввакум о Троице, проповедуя о тресущной Троице, о трех престолах для каждого лица св. Троицы и о четвертом для Христа? Последователи этого расколоучителя отказываются от единомыслия с ним в таком лжеучении. И прекрасно делают. И мы верим, что они имеют правое разумение о св. Троице и об одном из лиц ее Богочеловеке, и это разумение выражают в своем сложении перстов. Но вместе утверждаем, что Церковь имела право отменить обряд, сам по себе, пожалуй, православный, но не с таким удобством и не с такою полнотою выражающий догматическую мысль, как другой обряд, его принятый, и находим, что в этом случае она поступила тем справедливее, что отмененный ею обряд сделался знаменем противления церковной власти. По словам Златоуста (в толковании на послание к Ефесеям), «следует удаляться от общения с раздирающими Церковь и не приемлющими законного рукоположения, даже в том случае, если бы вера их была православна».

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Последние годы жизни святитель был лишен возможности покупать и книги, которые он выписывал ранее из заграницы через Архангельск. Так, с одной стороны прорубалось «окно в Европу», а с другой – духовное просвещение терпело застой и ущерб. А между тем причиною всех зол того времени, в том числе и раскола было именно отсутствие просвещения. Остановимся на расколе. Обряд к русским перешел уже вполне готовый, в законченном виде. То время, когда обряд формировался на Востоке и вырабатывался постепенно, осталось для древней Руси вне её поля зрения. В силу этих исторических причин обряд у нас приобрел то же значение, что и вероучение. Он органически связан с последним. Изменить обряд – не означало ли изменить и вере? «Правый обряд повсюду един, как едина и правая вера». Если иной обряд, то не указывает ли это уже и на иное учение? Может ли иной обряд быть только иной формой выражения одного и того же учения? После Флорентийской унии у русских возникло недоверие к грекам, а после покорения Константинополя турками закралось подозрение, что у них и сама вера «православная испроказися Махметовой прелестью от безбожных турок». Еще в 1653 г. греки просили себе в Москве особой церкви, так как многие священники их не пускали в свои, как иноверцев. Поэтому неожиданное равнение по грекам, предпринятое Никоном, не могло не вызвать величайшего волнения в среде преданных Церкви людей. Об этом предупреждал Никона Константинопольский патриарх Паисий. Он писал в 1665 г.: «Не следует думать, будто извращается православная вера, если кто нибудь имеет чинопоследование, несколько отличающееся в вещах несущественных и не в членах веры, если только в главном и важном сохраняется согласие с кафолической Церковью ». Но, будучи сыном своей эпохи, патриарх Никон , как и все его современники, переносил центр тяжести на обрядовое благочестие, а потому не внял мудрому совету патриарха Паисия и начал резко проводить реформы по исправлению обрядов и книг по греческим образцам, что вызвало смущение и противление и привело к старообрядческому движению.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Koncevich...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010