Восстановление в Британии общепринятых норм церковной жизни наступило только с обращением англосаксов, осуществленным под покровительством папы Григория Великого в начале VIIIbeka. 4. Испания. Ариане и православные В римской Испании христианская вера установилась рано и прочно. В начале IVb. епископ Осия Кордовский, главный церковный советник императора Константина, сыграл решающую роль на Никейском соборе. Единодушно выступая за никейское православие, испанский епископат был, однако, заражен и расколот прискиллианством (см. выше)—сектой, связанной и с гностицизмом, и с монашеским подвижничеством; споры о ней продолжались еще в 563г. (собор в Браге). Однако так же, как и в других странах Западной Европы, настоящий раскол произошел в Vb. одновременно с варварскими завоеваниями. В стране обосновались язычники–свевы и ариане–вандалы, аланы и вестготы. Императорская власть лишь изредка пыталась вновь утвердить свое административное правление. Правда, к 429г. аланы и вандалы ушли в Африку. Но последующая война между свевами и вестготским королем Теодорихом II завершилась победой вестготов и массовым обращением свевов в арианство (466). При короле Эврихе (646—684), убежденном арианине, имевшем резиденцию в Тулузе, кафолической Церкви в Испании пришлось претерпеть трудный период, за которым, к счастью, последовало царствование более веротерпимого остготского короля Теодориха: пребывая в Равенне, он правил обширными землями Италии, Южной Франции и Испании. В Церкви в результате нескольких соборов испанского епископата были восстановлены порядок и дисциплина. Были возобновлены сношения с римским папой, кафедра которого входила во владения Теодориха. Положение еще улучшилось, когда свевский король Харарик под впечатлением чудес на гробнице святого Мартина Турского обратился в православие (ок. 550—555). Значение этого обращения было усилено прибытием из Паннонии инока Мартина, который основал монашескую общину в Думио и был вскоре поставлен в епископа Брагского (561–580). Принеся с собой дух восточного монашества, святой Мартин Брагский способствовал, кроме того, появлению компетентной богословской литературы, направленной против арианства, которая постепенно выявила интеллектуальное превосходство кафолического духовенства над арианами и облегчила романизацию готской аристократии. Молодой вестгот Иоанн из Биклара даже поехал учиться в Константинополь .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=719...

Paris. 1698 an.). Из этого видно, что освящение церквей не было новостью в IV веке. По словам св. Амвросия Медиоланского , оно вело начало от весьма древнего и всюду принятого обычая (Ex antiquissima et ubique recepta consuetudine. Epist. XII ad Marcellin). Водружать же алтари и на них священнодействовать запрещалось древними церковными правилами пресвитерам без благословения Епископов (Апост. прав. 31. Антиох. Соб. прав. 5. Коринф. Соб. прав. 10). Подобно тому и освящение храмов, особенно престолов, сокровищниц небесной благодати, мест селения силы и славы Божией, совершалось чрез благословение и священнодействия самих священноначальников – чрез Епископов. К освящению храмов собирался даже собор Епископов. Историк Евсевий пишет: «прекрасное и утешительное зрелище – смотреть торжественные освящения церквей и молитвенных домов, которые со всех сторон выходят из земли, как бы по волшебству. И это зрелище тем особенно важно и достойно почтения, что оно повсюду возвышается присутствием всех Епископов провинции " (Vit. Constant. XIII). Историки говорят, что соборы Иерусалимский и Антиохийский были собираемые по случаю освящения церквей, построенных в этих городах (Sozom II, 26. Socrat. II, 7). Св. Павлин (Epist. IV, ad Amand. et XIII, ad Sever.) и св. Амвросий (Epist. LXXXV) представляют подобные примеры. Второй Брагский (Bracarense) собор, бывший в 563 году, запретив пресвитерам, под опасением извержения, освящать храмы, говорят, что это запрещено древними правилами (Labbei Т. V, р. 842. Concil. Bracarense can. XIV). Далее увидим, какие священнодействия при освящении храма исключительно принадлежали Архиереям. И ранее IV-ro века, т. е. начала устройства походных храмов, могла быть необходимость в подвижных престолах; к тому могли побудить гонения на христиан от язычников и иудеев, когда храмы Божии с особенною яростию были разоряемы и разрушаемы врагами церкви 17 . Без престола же никогда евхаристия не совершалась. В истории указываются несколько случаев, которые служат как бы исключением из сего правила.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Но совсем иначе смотрели на апостольские правила западные церкви. Здесь издавна правила эти начали подвергаться сомнению. Так, в предисловии к собранию церковных правил 2 , переведенных (около 500 года) с греческого языка на латинский римским аббатом Дионисием Малым (exiguus), высказан взгляд на эти правила как самого Дионисия, так и взгляд многих других. В этом предисловии Дионисий говорит: «In principio itaque canones qui dicuntur Apostolorum, de graeco transtulimus, quibus quia plurimi consensum non praebuere facilem»; уже из слов его «canones qui dicuntur Apostolorum» видно, что в то время сам Дионисий не вполне уверен был в действительно апостольском происхождении этих правил, а из следующих слов его: «Plurimi consensum non praebuere facilem» видно, что и многие в его время также сомневались в этом 3 . Вскоре потом Дионисий издал вновь собрание правил, в котором совершенно опустил апостольские правила, потому что Папа Римский не принял их в том виде, в каком представил Дионисий в первом своем издании 4 . Издание этого нового собрания совпадает именно с тем временем, когда Папа Ормизд в начале VI века признал правила эти апокрифическими 5 . Впрочем, апостольские правила в Римской церкви, хотя в числе 50-ти, были принимаемы с уважением и имели силу закона. Так, на соборе Латеранском, бывшем в 769 году при Папе Стефане II, Римская церковь ясно высказала, что «апостольских правил, преданных чрез Климента, не более нужно принимать, как только пятьдесят, которые и принимает святая католическая церковь Божия в Риме» 6 . А в 840 году Римская церковь уже пользовалась ими в своих определениях, как это известно из свидетельства Папы Льва IV, который в послании к британским епископам так говорит: «Правила, которыми мы пользуемся в своих определениях церковных, суть правила, известные под именем апостольских». Такая же сила приписана этим правилам и в так называемом «Декрете Грациана», изданном в 1151 году 7 ; но так было только в Римской церкви; что же касается до других западных церквей, то в них апостольские правила не пользовались уже таким авторитетом. Григорий Туровский в половине VI века, хотя и знал о существовании их, но говорит, что они в большей части западных церквей или были неизвестны, или же были совершенно отвергаемы 8 . Фульгенций Ферранд, диакон карфагенский, около этого времени не внес их в свое сокращение церковных правил (Breviato canonum), хотя и должен был их знать из дионисиевского сборника 9 , также не внес их и Мартин, епископ Брагский (Braccarensis, около 562 г.), в свое Collectio canonum orientalium 10 . Их апостольское происхождение отвергает и Гинкмар, архиепископ Реймский, и в его время, т.е. в 870 году, они еще не были внесены в кодекс Галликанской церкви 11 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/drevno...

Милан), Целий Седулий ( ок. 450). Мн. ранние авторы писали гимны не для литургического использования. Так, блж. Августин составил алфавитный псалом, чтобы привлечь народ к борьбе с донатистами (Abecedarium psalmum contra partem Donati). Сочинения Аврелия Публия Климента Пруденция ( после 405), написанные им только для частного употребления, впосл. вошли в богослужебную практику не только рим. обряда, но и др. лат. традиций (испано-мосарабской, североитальянской). В гимнах, входящих в его сборники стихов «Kathemerinon» (Ежедневник) и «Peri stephanon» (О венцах), используется 7-стопный каталектический диметр. Его гимны, согласно рим. Бревиарию , пелись на Laudes вторника, среды и четверга и на Laudes праздника Вифлеемских младенцев (28 дек.). В Галлии Флавий, еп. г. Кабиллон (совр. Шалон-сюр-Сон) ( ок. 595), написал гимн на Умовение ног в Великий четверг (Mandatum) «Tellus ac aethra rubilent». Гимны св. Медарду франк. кор. Нейстрии Хильперика I ( 584) за богослужением не использовались. Венанций Фортунат, еп. Пиктавийский ( ок. 605), известен как автор 2 гимнов св. Кресту - «Pange, lingua» (Воспой, язык) (по форме близок к маршам рим. легионов, написан трохеическим 15-стопным тетраметром) и подобный Амвросиеву «Vexilla regis prodeunt» (Знамена веют царские). К Амвросиевым по форме относится и его гимн Пресв. Деве «Quem terra, pontus, aethera» (Которую земля, и море, и эфир). С V в. наряду с метрическими гимнами начинает развиваться ритмическая поэзия. Первым христ. автором, использовавшим для написания гимнов популярный в античности versus saturnius, был Ауспикий, еп. Туля ( ок. 490). В рим. обряде гимны долгое время почти не использовались (в базилике св. Петра до XI в.). Вероятно, гимны писал свт. Григорий Великий ( 604). Согласно легенде, в 592 г. он отправил св. Колумбе книгу гимнов для служб суточного круга (Matutinae, Laudes, Vespera). В галло-испан. традиции в VI-VII вв. пытались соборно ограничить употребление гимнов за богослужением, отдав предпочтение библейским текстам и классическим гимнам Амвросия и Илария (каноны Брагского (563), Агдского (506), Турского (567), Толедского IV (633) Соборов).

http://pravenc.ru/text/165013.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЖЮСТЕЛЬ [франц. Justel] Анри (1620, Париж - 24.09.1693, Лондон), канонист, издатель. Род. в кальвинист. семье. Его отец Кристоф Жюстель (1580-1649) был секретарем франц. кор. Генриха IV , а после смерти последнего - секретарем герцога Буйонского. Будучи знатоком истории Церкви первых веков, К. Жюстель опубликовал ряд работ: «Codex canonum Ecclesiae universae» (Канонический кодекс вселенской Церкви; P., 1610), «Codex canonum Ecclesiae Africanae» (Канонический кодекс Африканской Церкви; P., 1615), «Nomocanon Photii, patriarchae, cum commentariis Theodori Balsamonis» (Номоканон патриарха Фотия с комментариями Феодора Вальсамона; P., 1615), «Le Temple de Dieu, ou discours de l " Église chrétienne, de son origine et de l " exellence des perfections de l " Église chrétienne» (Храм Божий, или Рассуждение о христианской Церкви, ее возникновении и о высшей степени совершенства христианской Церкви; Sedan, 1618), «Codex canonum ecclesiasticorum Dionysii Exigui» (Канонический кодекс Дионисия Малого) и там же «Epistola Synodica S. Cyrilli et concilii Alexandrini contra Nestorium, Dionysio Exiguo interprete» (Соборное послание св. Кирилла и Александрийского Собора против Нестория, в изложении Дионисия Малого; P., 1628). Собрав труды отца, Ж. вместе с Гийомом Вёллем, теологом из Сорбонны, издал в 1661 г. в Париже «Bibliotheca juris canonici veteris in duos tomos distributa...» (Библиотека древнего канонического права в двух томах...). Кроме названных кодексов в Библиотеку вошли «Breviarium Fulgentii Ferrandi ac Cresconii» (Бревиарий Фульгенция Ферранда и Крескония), «Martini Bracarensis collectio canonum orientalium» (Собрание восточных канонов [еп.] Мартина Брагского), «Cresconii concordia canonum» (Согласование канонов Крескония), «Graeci canonum collectores» (Греческие собиратели канонов), а также своды канонов свт. Иоанна Антиохийского, Иоанна III Схоластика , патриарха К-польского, Алексия Аристина , Симеона Логофета и др. канонические документы. Библиотека, включающая древние греч. и лат. канонические тексты и представляющая, т. о., обширный канонический материал, вместе с тем «страдает в отношении критики» ( Никодим [Милаш], еп. Право. С. 220. Примеч. 6).

http://pravenc.ru/text/182385.html

Восточная церковь вырабатывала и выработала те общеобязательные постановления, которые были общими церковными нормами и на Западе, в западных церквах, – это даже и не тезис, не вывод, не умозаключение, а просто факт. В самом деле: 2. А. Все соборы, издавшие вселенские постановления, были на Востоке. – Во-первых, все соборы вселенские: они были в восточных городах: Никее, Константинополе, Ефесе, Халкидоне, и издали символы, догматические определения, а также и правила на греческом языке. Во-вторых, за исключением собора Карфагенского, все поместные соборы: Анкирский, Неокесарийский, Гангрский, Антиохийский, Лаодикийский, Сардикийский, постановления которых приняты на всем Западе, тоже были в восточных провинциях и издавали свои правила также на греческом языке (Сардикийские были одновременно изданы и на латинском). В-третьих, еще раньше того, в предшествовавший период, Апостольские Правила были редактированы на греческом языке, с которого переведены на латинский. 3. Б. Общий вселенский кодекс был составлен в восточной церкви. – Этот кодекс есть Халкидонская Книга Правил, всецело заимствованная Западом с Востока. Во-первых, она постепенно переводилась на латинский язык по мере своего образования, как это ясно из перевода греческих правил на латинский язык; во-вторых, она легла в основание всех общих, сделавшихся достоянием всего латинского мира, кодексов: Дионисиева, Испанского, Кенелева, Ирландского, сборников Ферранда, Крескония, Мартина Брагского, принята из Испанского кодекса даже в Лжеисидоровский сборник, и, в-третьих, только присутствие в этих кодексах и сборниках греческой Халкидонской Книги Правил – в той, или другой стадии ее развития – придавало им общее значение 1137 . 4. В. Покаянная дисциплина и пенитенциалы западные развились под влиянием восточных. – Влияние это видно в пенитенциалах Гильды и Виньяя и особенно в пенитенциалах Феодора Кентерберийского и Мерзебургском. Но эти два последних пенитенциала лежат в основе всех западных позднейших пенитенциалов. Чрез первый шло греческое восточное влияние с севера, чрез второй с юга из Великой Греции. Постановления западных соборов, касающиеся покаянной дисциплины, составлялись тоже под влиянием постановлений соборов греческих, на которые они и указывают.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Ostroum...

932 Ельвирский (Eliberitanum) 305 г., Таррагонский – 516 г., Геронский (Gerundense) – 514 г., Сарагосский (Cesaraugustanum) 380 г., Леридский (Hilerdense) 546 г., Вальадолидский (Valletanum) 546 г., (по друг. 524 г.) Толедские 1-й 400 г., 527 г., III-й 589 г., 633 г. Брагский 563 г., II-й 572 г., Capitula Мартина Брагского, собор Севильский (Spalensis) 590 г. Севильский II-й 619 г., Sententiae, quae in veteribus exemplaribus non habentur, sed a quibusdam in ipsis insertae sunt (каноны 48–70 собора Агдского в Галлии), Decreta quorundam praesulum Romanorum и собор Толедский 68 епископов, неизвестно какой. 933 Папы Дамаса – 2 декреталии, Сириция – 2, Иннокентия I – 22, Зосимы – 2, Бонифация I – 4, Целестина – 3, Льва I – 39, Илария – 3, Симплиция – 2, Феликса – 3, Геласия I – 2, Анастасия II – 1, Симмаха – 1, Гормизды – 10, Вигилия – 1, Григория Великого – 4, Гормизды – de recipiendis (libris). 934 Этим, или другим подобным сборником пользовался в Галлии собор Турский II 567 г., ибо 20-е правило этого собора приводит правило собора Карфагенского 418 г. под именем канона Милевийского, под каковым (26-е Milevitanum) оно приведено и в Испанском сборнике. Ballerini, col. 89. – Maassen, I, 774. 936 Издания: Voelli et Justelli, Biblioth. juris canonici veteris, I, 447–485. – Migne, Patrol. LXVII, col. 949. 937 Maasen, I, 800, на основании свидетельства Факунда (IV, 3), который по Сирмонду (Not. ad. Facundum. Biblioth. max Patrum, X, 113) писал свое сочинение в 546 г. Поэтому Ферранд не мог составить своего Сокращения в этом 546 г., как утверждает, однако, проф. Суворов (Курс, I, 274). 938 Проф. Суворов (ib.) утверждает, что Сокращение есть «сборник извлечений», что «греческие каноны изложены здесь в извлечении, сделанном по так называемой Исидоровской или испанской версии». Это не правда. Никаких извлечений в сборнике нет; в нем каждый параграф представляет: во-первых, краткое положение, составленное самим Феррандом, а во-вторых, цитаты, указывающие на полный текст канонов. Напр. Ut neophyti non ordinentur. Conc. Nicaen. tit. 2; conc. Sardic. tit. 14; conc. Laodic. tit. 3.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Ostroum...

873 Так читает Kollar, исправляя в своих примечаниях к Ламбецию чтение этого последнего. Fabric, Biblioth. ed. Harllesa. XII, p. 146, not. p. ubi claris et indubiis elementis scriptum habetur: φσου, haudquaquam vero φεσου, ut mendose excripsit Lambecius. Ср. 133. not. n. 877 В послании к импер. Феодосию (Орр. ed. I, col. 966). разумеет 4-е Сардикийское правило, говора: Quum autem post appellationem interpositom hoc necessario postuletur, canonum Nicaeae habitorum dacreta testatur (A что после представленной апелляции это необходимо требуется, об этом свидетельствуют наставления правил Никейских), quae а totius mundi sacerdotibus constituta. 878 В письме к Океану, разумея 1-е прав. Сардикийское, говорит: «Это на Никейском соборе постановлено отцами, чтобы епископ от одной церкви не переходил к другой». 881 Епископ Карфагенский, Грат, лично присутствовал на Сардикийском соборе и в 5 пр. Карфагенского собора, бывшего в 348 г. при Грате сказано: Gratus episcopus dixit: Haec observatio pacem custodivit; nam et memini in sanctissimo concilio Sardicensi constitutum, ut nemo alterius plebis hominem sibi usurpet… Migne, LXXXIV, col. 182. 883 Этими прибавками был введен в заблуждение Дионисий Малый, послагая, что греки не признают Сардикийских правил. См. предисловие ко второму переводу у Маассена, I, 965. 884 Правила св. поместных соборов с толкованиями. М. 1880, стр. 369. – Σνταγμα – Ραλλη, III, 296. 886 Напр. второй собор Возонский 529 года во вступлении: Cum secundum statuta canonum in Vasensi sanctorum pontificum fuisset concilium congregatum, juxta consuetudinem antiquorum patrum regulas relegentes… cognovimus etc. Maassen, I, 187, прим. 1. Второй собор Толедский 527 г. во вступлении id nobis in unum potitis placuit: ut si qua in antiquis canonibus minime commemorata sunt, salubri tractatu ac diligenti consideratione instituantur; si qua vero in anterioribus conciliis sunt decreta, sed abusione temporum hactenus sunt neglectas redivivae ordinationis censuram obtineant etc. Migne, LXXXIV, col. 385. Таррагонский 516 г. во вступлении: Antiqua statuta de his censuisse videntur, quae in tempore aut ad illos relata pervenerunt aut certe acta testimonio proprio comprobaverunt: cujus rei et nos sequentes exemplum, illa quae nunc fiunt placiut observada decernere... Migne, ib. col. 310. Собор Брагский 563 г.: relecti ex Codice coram concilio tam generalium synodorum canones quam localium. Migne, ib. col. 565. Кроме того, это подтверждается постоянными ссылками позднейших соборов на предыдущие. Maassen, I, 698.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Ostroum...

4. Цель составления и догматическое направление сборника. – Хотя сборник составлен в Галлии, однако в нем нет правил или извлечений из постановлений галльских соборов 922 . Это обстоятельство наводит на мысль, что сборник составлен в дополнение местных галльских сборников, содержавших в себе постановления галльских соборов; составитель, очевидно, имел целью поместить в свой сборник только то, чего не находил в местных сборниках того времени 923 . Кроме этой цели, составитель имел в виду собрать преимущественно догматические определения соборов, направленные против ересей 4-го и 5-го веков, вследствие чего большая часть содержания сборника отличается догматическим характером 924 . § 35. Сборник Испанский или Исидоров 1. Название и время составления. – Испанский (Hispana) сборник так называется по месту своего составления 925 . Он также называется Исидоровым, потому что составление его долгое время несправедливо приписывалось Св. Исидору Севильскому (скончавшемуся в 636 году), на основании сходства, какое существует между предисловием к этому сборнику и одним местом из сочинения Св. Исидора под заглавием «Codex Etymologiarum». О времени его составления можно сказать следующее: одни полагают, что он явился раньше 563 года, потому что на этот сборник, по-видимому, указывает уже Брагский собор 563 г. 926 ; другие утверждают, что сборник явился только после 633 года, потому что четвертый Толедский собор этого года, по-видимому, был уже помещен в первоначальном составе сборника 927 . Защищающие первое мнение утверждают, что еще на третьем Толедском соборе при короле Реккареде I в 589, или вскоре после того, он уже подвергся пересмотру и дополнениям и что именно в эту эпоху возвращения Визиготов от арианства к православию он получил тот вид, в котором он приписывался св. Исидору Севильскому 928 . Во всяком случае мы не знаем содержания сборника в его древнейшем виде. Мы имеем некоторые данные для восстановления его содержания только в том виде, какой он имел после четвертого Толедского собора. 929

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Ostroum...

2839 An clerici non continere valentes possint contrahere, et si contraxerint an debeant ad saeculum redire? Jnterrog. 2 ap. Greg. Ep. 11:94. Вместо полного ответа на этот вопрос Григорий дает руководство касательно духовных лиц в низших степенях, приведенное выше (стр. 545). 2842 См. выше стр. 294. 3-й собор брагский от 675 года. без особого позволения не допускает никого, кроме матери (с. 5). 2843 Напр. Capit. от 789 года, с. 3; Capit. от 806 г., с. 1. Но 2-ой собор Экский (Aix), от 836 года. исключает всех женщин, с. 11. 2844 Кафедра Меца была только епископией, но Хродеганг (занимавший ее с 742 по 760 г.) и некоторые из его преемников получили титул архиепископа, вместе с паллиумом от папы, как личное отличие. 2846 С. 8. Capitulum названо было так вследствие того, что у бенедиктинцев ежедневно прочитывалась одна глава из их устава. 2848 Цивилизующее значение монашества красноречиво изображается в сочинении Монталамбера «О западном монашестве». 2849 С. 19. У Сальвиана термин «religiosi» обозначает как монахов, так и вообще духовенство (Baluz. in Salo; Patrol. 53:31, 86:109). Собор эпаонский от 517 года употребляет слово «religio» для обозначения целибатства (с. 19; см. Hefele, 2:666). 2850 Испанские соборы постановляют, чтобы вдовы королей не выходили вновь замуж и удалялись в монастыри. Conc. Tolet. 13, от 685 года, с. 5. 2853 Можно напр. указать на поведение епископа Сидония по отношению к монахам Сен-Галла, и на привилегию, дарованную папой Адеодатом монастырю св. Мартина в Туре (Patrol. 87:1143). 2854 Напр. Conc. Tolet. 4, от 633 года, с. 51 (где говорится, что епископы обращаются с монахами, как с рабами. Conc. Tolet. 9, от 655 года. с. 2. 2856 Acta SS. Oct. 16, p. 1063. Захария, будто бы, даровал подобную же привилегию и Монте-Кассино в 747 году. Подобные изъятия более раннего времени составляют несомненный подлог. 2857 Vita S. Sturmi, ap. Pertz. 2:373–7; Mabill, Acta SS. Ben. 4:279–84, 400. Ho, согласно жизнеописателей Лулла (сс. 22–22), причиной изгнания Стурмия были некоторые «сварливые люди», и Лулл содействовал его возвращению (Acta SS. Oct. 16, pp. 1050, 1063–4).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010