Миссионерские записки. Часть 11. Дом    Чтобы говорить с маленьким ребенком «на равных», нужно присесть или согнуться и подражать звукам детского языка. Подобным образом поступает Господь с человеком, когда заводит речь о монетке, о рыбе и о зерне, раскрывая через эти привычные образы учение о небесных тайнах. Если образ непонятен, то как через него уразуметь истину? По необходимости Господь избирал такие примеры, что будут до скончания века понятны большинству жителей Земли, к которым будет обращена проповедь. Одним из таких образов, знакомых и хорошо понятных большинству людей, является образ прочного и постоянного жилья, то есть дома. Этим образом оканчивается Нагорная проповедь Спасителя. Всякого, кто слушает Христа и исполняет слова Его, Господь уподобляет мужу благоразумному, который построил дом свой на камне. Такому дому не будут страшны дожди, разливы рек и сильные ветры, непременно имеющие устремиться на здание. Напротив, человек, слушающий, но не исполняющий слова Христа, подобен человеку безрассудному, построившему дом на песке. Этот дом от напора стихии упадет, и его разрушение будет великое (см.: Мф. 7: 24–27). Подобным образом говорит и апостол Павел. Он называет себя тем, кто положил основание веры, а человек, уверовав, затем обязан возводить здание из благородного вещества: золота, серебра, драгоценных камней (см.: 1 Кор. 3: 10–15). Тому, кто строит из дерева, сена и соломы, апостол угрожает уроном, поскольку «огонь испытает дело каждого». Под огнем разумеем великий день всеобщего воскресения и последнего суда. Призыв апостола строить из драгоценных материалов напоминает о видении Иоанном Богословом Небесного Иерусалима, где «основания стены города украшены всякими драгоценными камнями… А двенадцать ворот – двенадцать жемчужин: каждые ворота были из одной жемчужины. Улица города – чистое золото, как прозрачное стекло» (Откр. 21: 19, 21). Это, кроме прочего, означает то, что утраченный рай не равен будущему блаженству, но оно больше его. Больше и сложнее настолько, насколько город сложнее девственного леса. Согрешив, люди были изгнаны из цветущего сада. А в будущем им предстоит наследовать город. Об этом прямо сказано в Писании: «Они (праведники древности) стремились к лучшему, то есть к небесному; посему и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом: ибо Он приготовил им город» (Евр. 11: 16).

http://pravoslavie.ru/38721.html

Молодость не знает о смерти, а если знает, то это " нервоз " , как было у меня в пятнадцать лет. Смерть не имеет ко мне отношения, а если вдруг получает его, то это возмутительно, и в этом возмущении затемняется вся жизнь. Но вот постепенно – уже не извне, а изнутри – приходит это знание. И тут возможны два пути. Один – все время заглушать это знание, " цепляться за жизнь " ( " еще могу быть полезным " ), жить так – мужественно. Как если бы смерть продолжала не иметь ко мне отношения. И другой, по-моему – единственно верный, единственно подлинно христианский: знание о смерти сделать, вернее, все время претворять в знание о жизни, а знание о жизни – в знание о смерти. Этому двуединому знанию мешают заботы, сосредоточенность жизни на жизни… Современная " геронтология " целиком сосредоточена на первом пути: сделать так, чтобы старики и старухи чувствовали себя " нужными " и " полезными " . Но это одновременно и обман (на деле они не нужны), и самообман – ибо они знают, что не нужны. В другом плане, однако, они действительно нужны , только не для тех же " забот " , в которых раздробляется и уходит вся жизнь. Нужна их свобода, нужна красота старости, нужен этот отсвет " лучей оттуда " , в них совершающееся умирание душевного тела и восстания духовного… Поэтому аскезу старости, это собирание жизни нестареющей нужно начинать рано. И мне все кажется, что мой срок настал. Но сразу же встает столько " забот " и " проблем " … Прибавлю еще: потому, что молодость не знает о смерти, не знает она и жизни. Это знание тоже приходит " видевше свет вечерний… " . И был вечер, и было утро – день первый … Молодость " живет " , но не благодарит. А только тот, кто благодарит, знает жизнь. Воскресенье, 24 августа 1975 Сегодняшний апостол (1 Кор.3:10-15): " Каждый смотри, как строит. Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос. Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы – каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду; а у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем, сам спасется, но так, как бы из огня… "

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

«Мы», – поучает апостол, – «соработники у Бога, а вы Божия нива, Божие строение... Но каждый смотри, как строит. Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос . Строит ли кто на сем основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы, – каждого дело обнаружится; ибо день покажет» ( 1Кор.3:9, 10–13 ) 8 . Второй Вселенский собор епископов, по окончании своих деяний, написал послание к папе Дамасу и другим епископам Римской церкви, заканчивающееся так: «Когда таким образом учение веры согласно, и христианская любовь утверждена в нас, – мы перестанем говорить слова, осужденные апостолом: «аз убо есмь Павлов, аз же Аполлосов, аз же Кифин» ( 1Кор.1:12 ); и когда все явимся Христовыми, так как Христос не разделился в нас, то по милости Божией сохраним тело Церкви неразделенным и смело предстанем пред престолом Господа». Главный деятель Третьего собора Вселенского , св. Кирилл Александрийский , в «Послании на святый Символ», помещаемом при Деяниях этого собора, пишет: «Святейшие отцы..., собравшись некогда в Никее, составили достоуважаемый вселенский символ, с коими восседал и Сам Христос, сказавший: «идеже еста два или трие собрани во имя Мое, ту есмь посреде их» ( Мф.18:20 ). Ибо как можно сомневаться в том, что Христос председательствовал на святом и Вселенском этом соборе? потому что здесь некоторый базис и основание твердое, несокрушимое полагалось и даже распространялось на всю вселенную, то есть это святое и безукоризненное исповедание. Если это так, то разве мог отсутствовать Христос, когда Он есть основание , по словам премудрого Павла: «основания иного никто не может положить паче лежащего, еже есть Христос Иисус» ( 1Кор.3:11 )». Блаженный Феодорит в беседе, помещаемой также в Деяниях третьего Вселенского собора , обращаясь к еретикам, последователям Нестория, говорит: «Христос, камень претыкания и соблазна для неверных, но не посрамляющий верных, камень драгоценный и основание, по слову Исаии; Христос есть камень, который отвергли зиждущие и который сделался во главу угла ( Пс.117:22 ). Христос – основание Церкви . Христос есть камень, который нерукотворенно отторгнут и обратился в великую гору и покрыл вселенную, по пророчеству Даниила ( Дан.2:35 ), за которого, с которым и силою которого мы воинствуем, и ради которого мы удалены от царствующего града, но не исключаемся из Царства Небесного; ибо имеем «вышний» град «Иерусалим, которого художник и содетель Бог», как сказал Павел ( Евр.11:10 )» 9 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

На этом уровне свидятся и встретятся все пострадавшие за Христа в этой жизни. Девятым уровнем завершается райская пирамида. Однако над девятым уровнем высится еще нечто, что похоже на десятый уровень или напоминает некий маяк, освещающий всю пирамиду, в основании которой смирение, а верхний уровень – мученичество. Над возведением того маяка трудится не человек, его ставит Сам Господь от Себя и по Своей любви. И так как этот светоч производит несказанную радость в любой душе, лишь душа его увидит, то этот маяк называется Башней радости. И радость, и веселье, и награда! Не та радость, что кончается, но радость бесконечная. Не то веселье плоти, что завершается горечью и разочарованием, но веселье духовное, которое означает вечную духовную усладу. И не та плата, что дается поденщику, но плата сыну; и не от хозяина-чужестранца, но от Отца; и не за отработанное время, но по любви. Эта башня радости выглядит скорее спускающейся с небес, чем поднимающейся с земли. Ею Господь как бы идет навстречу человеку, возводящему дворец своей души. Поистине, Башней радости Творец украшает и освещает всю нашу райскую пирамиду. Башня радости вся светится невиданным светом, как один огромный и бесценный кристалл алмазный. Сияющие лучи освещают все строение от первого уровня до последнего, нежно сливая воедино все уровни пирамиды в живое неразрывное целое. Заканчивая этот рассказ необходимо заметить: пусть никто не совершит ошибки и не поймет возведение райской пирамиды, как строительство некой земной постройки. Пирамида эта не материальна, но – духовна. Однако, несмотря на то, что она не материальна, она реальна, гораздо реальнее любого видимого здания. Райская пирамида, видимая с небес, вне тела человека, напоминает человека, но не любого человека, но Богочеловека, Самого Господа Иисуса Христа. Ибо в Царство Небесное не может войти тот, кто не похож на Иисуса Христа. Никто не может внести в него какое-то свое строение, которое бы отличалось от строения, прописанного, спланированного и заданного Господом. А когда придет черед разлучиться с земным телом, тогда мы ясно увидим – и мы увидим, и все ангелы Господни, – что мы, как христиане, создали за свою жизнь, что построили на основании Иисуса Христа. Давайте вспомним слова угодника Божия апостола Павла: «Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы, – каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. А у кого дело сгорит, тот потерпит урон» ( 1Кор. 3, 12–15 ). Господу Богу нашему вечная слава и хвала. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Напрасно мать твоя жалела об их смерти, оставшись в живых, они того не получили бы». 98 Место это читается так: никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос. Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы, – каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть. У кого дело, которое он строил, устоит, – тот получит награду; а кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня. 102 Свод западных толкований этого места можно найти в книге: Die Kirchenvater und das Neil Testament. Von Joseph langen, 210–212, также у Кальмета, Корнелия a Lapide, u b католических системах догматического Богословия. 110 Hahn. Das Bekenntniss der evangelichen Kirche in seinem Verhaltniss zu dem der Romischen und Sriechisen 154. Leipzig. 1859. 129 Позволяем себе хотя в примечании коснуться погребальных обычаев не христиан. Как ни странны обряды, которыми они сопровождают погребение своих усопших и поминовения их, а все же и им верится, что нельзя зарыть тело человека в землю без молитвы и обрядов религиозных, нельзя и после погребения его не молиться о нем, потому что это полезно для него; так сродна, значит, природе человека мысль о бессмертии, о тесной неразрывной связи между живыми и мертвыми.      У евреев есть немало своих обрядов при погребении. Когда еврей сделается опасно болен, приходит к нему раввин и читает ему исповедь такого содержания: «верую и исповедую, Господь Бог мой и Бог отцов моих, что Ты Всемогущий Бог и животворишь все живущее: верую, что жизнь и смерть в деснице Твоей. Молю Тебя, возврати мне прежнее здоровье, вспомни обо мне и услышь меня, как услышал больного Езекию. Если же настал уже час мой, если я должен умереть, то пусть смерть моя примирит меня с Тобою и очистит меня от грехов, совершенных мною от колыбели до настоящей минуты, ведомых мне и неведомых. Еще молю Тебя, Господи, да наследую я рая и блаженство, уготованное для праведников, и да сподоблюсь зреть лице Твое.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

Настоящая тема имеет свое значение в курсе гомилетики в связи с существованием, наряду с Православной Церковью, различных христианских религиозных обществ, которые также имеют установления относительно проповедования слова Божия. К ним относятся Римско-Католическая Церковь, англиканство, протестантизм и множество сект, происшедших, в основном, в результате обособления от протестантизма. Каждое из этих обществ имеет свое вероучение, религиозные обряды, свое понимание и толкование Священного Писания и, наконец, свою проповедь. Проповедь каждой из конфессий, кроме общих положений христианского вероучения, содержит свои вероисповедные особенности или свой дух. Факт разобщенности христиан всего мира противоречит самой идее христианства, его существу. «Да будут все едино», — молился Спаситель мира Богу Отцу перед своими крестными страданиями ( Ин.17:21 ). «Одно тело и один Дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас», — наставляет всех христиан апостол Павел ( Еф.4:4-5 ). Таким образом, разделение христиан на ряд конфессий, имеющих существенные вероисповедные различия, свидетельствует о ненормальном положении в христианском обществе XX века. Само наименование «христианин» в современном мире не соответствует своим первоистокам. Из Священного Писания известно, что христианами впервые стали именоваться последователи Христа в Антиохии ( Деян.11:26 ). Это были люди, среди которых не только не было каких-либо разногласий о вере, но «было одно сердце и одна душа» ( Деян.4:32 ), что свидетельствовало о высшей степени единения в духе и истине. Этого нельзя сказать о членах современного христианского общества. Возвращение к утерянному единству может быть возможно только с восстановлением первоначальной чистоты и неповрежденности христианского вероучения. Основным вероучительным источником всех христианских конфессий является слово Божие. Однако понимание, толкование этого слова без надлежащего руководства может быть различным. На возможность искаженного восприятия единой божественной истины указывал апостол Павел: «Никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос. Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы, — каждого дело обнаружится» ( 1Кор.3:11-13 ). Апостол предвидел, что на едином основании веры может быть положен недостаточно ценный или же совсем негодный материал, т. е. что не все правильно поймут и усвоят божественную истину . Душевный, живущий по законам плотского мудрования, человек не принимает того, что от Духа Божия, ибо об этом надо судить духовно ( 1Кор.2:14 ).

http://azbyka.ru/propovedi/gomiletika-te...

Не весте ли, яко храм Божий есте, и Дух Божий живет в вас. «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» Храмом Божиим называет здесь Апостол общество верующих в Иисуса Христа, кото – рое прежде (ст. 9) называл он Божиим зданием или строением и нивою. Этот образ, представляющий верующих в истинного Бога, употребляем был и в ветхом завете ( Левит.26:12 ; сл. 2Кор.6:16 ;Езек.37:27). Храмом Божиим называются верующие в Иисуса Христа потому, что они посвящают себя на служение истинному Богу, и, как говорит святый Павел, Дух Божий живет в них, разделяя каждому особо различные благодатные дары, по его потребности и достоинству, как Ему, премудрому и всеблагому Духу, угодно ( 1Кор.12:11 ). Сам Господь Спаситель учит: Аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет: и Отец Мой возлюбит его, и к нему приидем, и обитель у Него сотворим ( Ин.14:23 ). Так и все верующие , в Иисуса Христа суть храм Божий, и каждый член Христовой Церкви также есть храм Божий, или обитель Божия. Аще кто Божий храм растлит, растлит сего Бог: храм бо Божий свят есть, иже есте вы. «Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а сей храм – вы». Это говорит Апостол о других учителях, которые не назидают и не строят, а разоряют храм Божий. О тех, которые строят из дерева сена, соломы, говорит: у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы, из огня. А о разоряющем храм говорит: того покарает, строго накажет или погубит Бог. Кто разоряет храм, или общество верующих в Иисуса Христа? Такой учитель, который своим учением и примером жизни не объясняет, не распространяет или утверждает учение Апостольское, а ниспровергает оное. Святый Павел упоминает о таких учителях, которые отвергали воскресение мертвых и будущую жизнь ( 1Кор.15:12 и след.). Таких учителей он называет лжеапостолами и Лукавыми делателями ( 2Кор.11:13 ). Нет сомнения, что и для таких лжеучителей возможно спасение, если только они сознают свои заблуждения и принесут истинное покаяние. Но тех, которые восстают против явной истины, оставляет благодать Божия, и они предаются ослеплению, ожесточению и нераскаянности; и потому редко возвращаются на путь истины, чтобы получить спасение чрез веру во Христа Спасителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Не напрасно Писание дважды называет Ревекку девою. Сказав: девица была, оно прибавило: дева, которой не познал муж. Моисей, желая показать, что она не была такова, но была девицею в обоих отношениях, по телу и по душе, говорит: девица была; дева, которой не познал муж. Она сошла к источнику, наполнила кувшин свой и пошла вверх. И побежал раб навстречу ей и сказал: дай мне испить немного воды из кувшина твоего. Она сказала: пей, господин мой. И тотчас спустила кувшин свой на руку свою и напоила его. И, когда напоила его, сказала: я стану черпать и для верблюдов твоих, пока не напьются. И тотчас вылила воду из кувшина своего в поило и побежала опять к колодезю почерпнуть, и начерпала для всех верблюдов его (Быт. 24: 16-20). Велико гостеприимство этой женщины, велико и целомудрие; то и другое весьма ясно можно видеть как из действий, так и из слов ее. Видишь ли, как ни целомудрие не вредило гостеприимству, ни гостеприимство не растлевало целомудрия? В том, что она не первая подошла и не сама начала разговаривать с мужчиною, обнаружилось ее целомудрие; а в том, что она не отказала в просьбе и не уклонилась, обнаружилось гостеприимство и великое человеколюбие. Человек тот смотрел на нее с изумлением в молчании, желая уразуметь, благословил ли Господь путь его, или нет (Быт. 24: 21). Что значит: с изумлением? Внимательно наблюдал и вид ее, и походку, и взор, и речь, и все, узнавая по движениям тела настроение души. Впрочем, он не ограничился одним этим, но употребил и другое испытание. Когда она напоила его, он не остановился на этом, но сказал ей: и спросил ее: чья ты дочь? скажи мне, есть ли в доме отца твоего место нам ночевать (Быт. 24: 23)? Что же она? Она незлобиво и кротко назвала отца, не обиделась и не сказала: кто ты, разведывающий, исследующий и расспрашивающий о нашем доме; но что? Я дочь, говорит, Вафуила, сына Милки, которого она родила Нахору; у нас много соломы и корму, и есть место для ночлега (Быт. 24: 24-25). Как прежде, она дала ему воды больше, чем сколько он просил, — он просил дать напиться только ему, а она предложила напоить и верблюдов, и напоила, — так и теперь: он просил только места, а она предложила и соломы, и сена, и многого другого, посредством всего этого приглашая его и привлекая в дом свой, чтобы получить награду за гостеприимство. Не будем же слушать это небрежно и просто, но, размышляя с собою о себе самих и сравнивая себя с ними, станем таким образом изучать добродетель этой женщины.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Не о всех я говорю это; я знаю многих, которые приходят сюда с пользою, и которые справедливо могли бы обвинять неслушающих за то, что последние задерживают их своим невежеством и невнимательностью. Впрочем, и первые от этого не терпят вреда, потому что и знающим полезно часто слышать об одном и том же: что мы знаем, то еще лучше усвоим, если часто будем слышать. Например, мы знаем, что смиренномудрие есть добродетель, и что Христос часто говорил о нем; но если мы выслушаем самые слова Его и будем размышлять о них, то они более подействуют на нас, хотя бы мы слышали их тысячу раз. Итак, благовременно и нам сказать теперь вам: " оставив начатки учения Христова, поспешим к совершенству " . А что значить: " начатки учения " , (апостол) сам объясняет далее: " не станем " , - говорит, - " снова полагать основание обращению от мертвых дел и вере в Бога, учению о крещениях, о возложении рук, о воскресении мертвых и о суде вечном " . Если же это - начало, то что иное наше учение, как не покаяние от мертвых дел и получаемая от Духа вера в воскресение мертвых и вечный суд? Что же значить: " основание " ? Он называет основанием не что иное, как то, если нет пра­ведной жизни. Как приступающему к изучению грамоты нужно наперед узнать буквы, так и христианин прежде всего должен твердо узнать эти истины и нисколько не сомневаться в них. А кто не имеет познания о них, тот еще не имеет основания, потому что надобно быть твердым (в познанном), стоять и стоять неподвижно. Если бы кто, уже оглашенный и крещенный, лет через десять после того, имел нужду снова учиться вере, учиться тому, например, что нужно веровать в воскресение мертвых; то такой человек не имеет ещё основания и ищет ещё начала христианства. А что вера есть осно­вание, прочее же - здание, об этом, послушай, как говорит сам (апостол): " Я, по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на [нем]; но каждый смотри, как строит. Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы… " (1 Кор.3:10,12).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Непонимание Толстым Откровения состоит в том, что он каждое различие в учении и догматах христианских вероисповеданий и сект признает за отдельные откровения. Отсюда в его голове образовался какой-то хаос непримиримых противоречий в разных вероисповеданиях христианских церквей, ересей и сект. Но он смешал разнородные вещи и отождествил неотождествимое. Откровение одно, но понимание его различно. Откровение дано Богом чрез Христа и апостолов, а в Ветхом Завете чрез пророков, оно записано в священных книгах, которые остаются неизменными. Но толкование и разъяснение откровения предоставлено людям – преемникам апостолов, пастырям и учителям Церкви и всем вообще ученым. Само откровение остается неизменным, но развитие понимания его непрерывно идет вперед, подобно как дерево, развиваясь из зерна, растет и образует ствол, сучья, листья, цветы и плоды. Откровение есть дело Божие, а развитие и усвоение его – дело человеческое. То, что Божие, – непреложно, а человеческое – изменяемо и несовершенно. Отсюда – единство основания и разнообразие здания на этом основании. Ап. Павел так именно и смотрит на дело строительства Церкви Божией. «Никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос . И на этом едином и единственном основании строители строят здание, употребляя на то разный материал. Один «строит на сем основании из золота», другой – из серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы, каждого дело обнаружится, ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытывает дело каждого, каково оно есть. Дело может сгореть, основание же остается, «но сам потерпит урон» ( 1Кор.3:11–15 ). Кто может обвинять Христа, что мы, читая Его святое Евангелие, понимаем различно, каждый по-своему? И от нашего различного понимания Евангелия может ли измениться самое Евангелие в своем существе? Разные заблуждения, ереси и секты – дело человеческое. И это дело сгорит в «день суда», а Евангельская истина остается вечною. И такой-то простой и понятной вещи Толстой не мог понять своей «разумной головой».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Alfeev/k...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010