В чистилище отходят души людей верующих, не получивших еще разрешения каких-либо легких грехов, или и получивших разрешение, но не понесших за них временных наказаний на земле, и терпят здесь временные мучения для удовлетворения правде Божией, пока не очистятся совершенно и не сделаются достойными вечного блаженства. В подтверждение учения о чистилище приводят некоторые места из Священного Писания и прежде всего 1Кор.3:12–15 : Строит ли кто на этом основании, (которое есть Иисус Христос) из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы; каждаго дело обнаружится; ибо день покажет; потому что в огне открывается ( γρ μρα δηλσει, τι ν πυρ ποκαλπτεται), и огонь испытает дело каждого, каково оно есть. У кого дело, которое он строил, устоит; тот получит награду. А у кого дело сгорит, тот потерпит урон (ζημιωθσεται); впрочем, сам спасется, но так, как бы из огня (οτως δ ς δια­ πυρς 267 ). В выражении: у кого дело сгорит... католические богословы усматривают мысль, что и не заслужившие себе блаженства спасаются через огонь. Неосновательность такого понимания видна из того обстоятельства, что Апостол не дает нам никакого права относить его слова к первому периоду загробной жизни. По его мысли, испытание огнем дел каждого произойдет в день, но это слово обыкновенно употребляется для обозначения дня пришествия Господа на Страшный Суд ( 2Тим.1:12, 18 ; 2Тим.4:8 ; Евр.10:25 ) 268 . Понимать же здесь под днем какое-либо другое время было бы большой натяжкой, особенно период до воскресения, который называется в Писании ночью ( Ин.9:4 ; ср. 2Кор.6:2 ), но никогда днем. – Неблагоприятствует учению о чистилище также и внутренний смысл отдельных выражений. День открывается огнем 269 ... но если мы примем во внимание с одной стороны, что у Пророка пришествие Мессии рассматривается, как явление огня ( Ис.50:11 ), что Христос называется огнем ( Евр.12:29 ) и говорит о Себе, что Он пришел низвести огонь на землю ( Лк.12:4–9 ), а также с другой, – что испытание дел огнем никоим образом не может быть понято в буквальном смысле, то будет очевидно, что Апостол говорит не об огне ярости, или гнева Божия, но об огне, как образе, откровения (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollonij_Temn...

Видишь ли, все зависит от здания? Если ты исследуешь природу тел, то она не лучше природы трав; подобным же образом она иссы­хает и падает, и во время старости в ней не находится ни­чего юношеского. Если же ты обратишь внимание на знатность души, то ты найдешь, что человек ничем не меньше анге­лов: Ты умалил его малым чем пред Ангелами, славою и честью Ты увенчал его (Пс.8:6). И всяка слава человеча, яко цвет травный (русск. перевод: и вся красота ее – как цвет полевой ). Человеческое тело не имеет каких-либо преимуществ пред прочими те­лами, но, принимая умножение славы, оно кажется величествен­нее остальных: облеченный славою показывает некоторый блеск, остальные же являются низшими. Говоря, что не только отпадет сено, но также иссохнет и цвет сена, пророк пока­зывает презрение к славе сильных. Не видишь ли ты кня­зей, свободных от служебных занятий? Можешь ли ты что-либо противопоставить им? Они окружены золотом и жемчу­гом, сидят верхом на гордых конях, восседают на колес­ницах, запряженных белыми конями, окружены толпою слуг, впереди и сзади себя имеют телохранителей. Но если явится что-либо внушающее страх, то весьма многими из них овладе­вает трепет, и часто к вечеру все это распадается. Нет ничего ценнее бедняка, даже нагого. Потому и говорится: всяка слава человеча, яко цвет травный: хотя бы говорилось о благах, почестях или о красоте, тем не менее все имеет придти в одно и то же жалкое состояние. Но если бывает так с телом теперь, то тем более будет так с ним в будущем. Что ты гово­ришь? Вот теперь иссохло сено и отпал цвет. Сам Давид говорит: не бойся, когда разбогатеет человек, или когда увеличится слава дома его, ибо при смерти он ничего не возьмет, и не сойдет с ним слава его (Пс.48:17-18). Но почему ты не сказал, что и живой также оставил ее, т.е., славу? Мне ка­жется, так сказано для неверующих и мирских душ. Так как для них кажется невероятным, что они в другой жизни получат во сто крат более за то, что они здесь оставили, то Давид утверждает несомненное, именно: когда они умрут, вместе с ними не пойдет их величие.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Видишь ли, все зависит от здания? Если ты исследуешь природу тел, то она не лучше природы трав; подобным же образом она иссыхает и падает, и во время старости в ней не находится ничего юношеского. Если же ты обратишь внимание на знатность души, то ты найдешь, что человек ничем не меньше ангелов: Ты умалил его малым чем пред Ангелами, славою и честью Ты увенчал его (Пс.8:6). И всяка слава человеча, яко цвет травный (русск. перевод: и вся красота ее – как цвет полевой ). Человеческое тело не имеет каких-либо преимуществ пред прочими телами, но, принимая умножение славы, оно кажется величественнее остальных: облеченный славою показывает некоторый блеск, остальные же являются низшими. Говоря, что не только отпадет сено, но также иссохнет и цвет сена, пророк показывает презрение к славе сильных. Не видишь ли ты князей, свободных от служебных занятий? Можешь ли ты что-либо противопоставить им? Они окружены золотом и жемчугом, сидят верхом на гордых конях, восседают на колесницах, запряженных белыми конями, окружены толпою слуг, впереди и сзади себя имеют телохранителей. Но если явится что-либо внушающее страх, то весьма многими из них овладевает трепет, и часто к вечеру все это распадается. Нет ничего ценнее бедняка, даже нагого. Потому и говорится: всяка слава человеча, яко цвет травный: хотя бы говорилось о благах, почестях или о красоте, тем не менее все имеет придти в одно и то же жалкое состояние. Но если бывает так с телом теперь, то тем более будет так с ним в будущем. Что ты говоришь? Вот теперь иссохло сено и отпал цвет. Сам Давид говорит: не бойся, когда разбогатеет человек, или когда увеличится слава дома его, ибо при смерти он ничего не возьмет, и не сойдет с ним слава его (Пс.48:17-18). Но почему ты не сказал, что и живой также оставил ее, т.е., славу? Мне кажется, так сказано для неверующих и мирских душ. Так как для них кажется невероятным, что они в другой жизни получат во сто крат более за то, что они здесь оставили, то Давид утверждает несомненное, именно: когда они умрут, вместе с ними не пойдет их величие.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Виноделие в древности было распространено по всей Палестине, но в настоящее время во многих местах оно почти исчезло и не составляет более значительного промысла, хотя доселе еще ежедневно привозится множество винограда из предместий Иерусалима и других городов, особенно из Хеврона. Вино виноградников, растущих на горах Ливана, доселе пользуется большой и заслуженной славой. Относительно действия вина (по-евр. яин) на организм человеческий в Свящ. Писании ему усвояются: блестящие очи ( Быm. XLIX, 12 ), необузданный язык ( Npumч. XXI, 1 ), возбуждение духа ( Npumч. XXXI, 6 ), потеря ума ( Oc. IV, 11 ), превратное суждение ( Npumч. XXXI, 1 ) и болезни ( Oc. VII, 5 ). В Свящ. Писании виноградные лозы и виноград очень часто служили для иносказательных выражений. Так, напр., Иаков в благословении своем Иуде предсказал: он привязывает к виноградной лозе осленка своего и к лозе лучшего винограда сена ослицы своей; моет в вине одежду свою, и в крови Дроздов одеяние свое ( Быm. XLIX, 11, 12 ), чем указывалось на изобилие винограда в Земле Обетованной. Виноградная лоза, прекраснейшее произведение природы, считалась у иудеев символом всего, что только было сильно, красиво, полезно. Потому в книгах пророческих Иудея и иудейская церковь уподобляются великой виноградной лозе, украшенной превосходнейшими плодами, насажденной и хранимой самим Богом ( Uep. II, 21 ; Nc. LXXIX, 9 ). Сам Бог был виноградарем, Израиль виноградником, а каждый истинный израильтянин (особенно же князья и начальники народа) его ветвями. Непокорность народа, его растление и развращение сравниваются с диким и чуждым виноградом, производящим вредные и даже ядовитые плоды ( Uc. V, 2 ; Uep. II, 21 ). Виноград их (т. е. непокорных израильтян), говорит Моисей в своей обличительной песне ( Bmop. XXXII:29, 31, 33 ), от виноградной лозы Содомской и с полей Гоморрских; ягоды их – ягоды ядовитые; грозды их горькие; вино их яд драконов и гибельная отрава аспидов. Изображая внутреннее духовное и теснейшее единение верующих с Собою, сам Господь называет Себя виноградной лозой: Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой виноградарь ( Uh. XV, 1–6 ), и под видом хлеба и вина (виноградного) Он преподал нам высочайшее Таинство Тела и Крови Своей ( Mф. XXVI, 26–28 и др.), заповедав всем нам всегда совершать сие в Его воспоминание.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

— Возможно ли, на Ваш взгляд, повторение подобных гонений на христиан — у нас или где-либо еще? — Такого масштаба гонения возможны лишь при участии государства, зачастую их начало непредсказуемо, за исключением того, что уже названо Христом. Важно то, что Господь предупредил нас, как следует себя вести в период наступивших гонений. Мы же можем говорить лишь о достойном христианина образе жизни, когда гонения есть и когда они отсутствуют. В условиях отсутствия гонений человек созидает свою душу и созидает еще что-то в окружающем мире. Он строит, по слову апостола Павла, на основаниях, состоящих из разных материалов — из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы (1 Кор. 2:12). В отсутствие гонений человек может заниматься широкой благотворительностью, просвещением, миссионерской деятельностью. Но когда наступает период гонений, он вынужден заниматься лишь главным — созиданием своей души в кругу единомысленных ему христиан. Священномученик Петр (Полянский), митрополит Крутицкий, из двенадцати лет своего первосвятительского служения почти все двенадцать лет провел в ссылке и заточении, но сам лично ничего от этого не потерял. Вместе с апостолом он учит нас: «Если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется. Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу, когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно» (2 Кор. 2:16-18). Беседовала Мария Хорькова Богослов.ru /Патриархия.ru Календарь ← 8 апреля 2024 г. (26 марта ст.ст.) понедельник Седмица 4-я Великого поста, Крестопоклонная. Отдание праздника Благовещения Пресвятой Богородицы. Собор Архангела Гавриила. Сщмч. Иринея, еп. Сирмийского (Сремского) (304). Мчч. Вафусия и Верка пресвитеров, Арпилы монаха, мирян: Авива, Агна, Реаса, Игафракса, Искоя, Силы, Сигица, Сонирила, Суимвла, Ферма, Филла и мцц. Анны, Аллы, Ларисы, Моико, Мамики, Уирко, Анимаисы (Анимаиды), Гаафы, царицы Готфской, и Дуклиды (ок. 375). Прп. Малха Сирийского (IV). Прп. Василия Нового (ок. 944).

http://patriarchia.ru/ua/db/text/6108469...

Все имеющие такой долг временно задерживаются в чистилище, где и приносят удовлетворение за свои грехи, претерпевая разнообразные мучения как временные наказания до тех пор, пока не уплатят своего долга. После полного удовлетворения они переселяются в рай. Продолжительность и тяжесть чистилищных мучений соответствует мере виновности перед Богом. Мучения в чистилище могут быть облегчаемы и время пребывания душ в этом состоянии сокращаемо посредством молитвы и благотворений живущих людей, приношений бескровной Жертвы. Они могут быть даже совершенно освобождаемы от своих наказаний через усвоение им искупительных заслуг Спасителя и сверхдолжных дел святых посредством индульгенций. Основания учения о чистилище. «Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос. Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы, – каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня» ( 1Кор.3:11–15 ). Как бы ни толковать этот весьма сложный отрывок, огонь здесь все же выступает как испытание, а не наказание в латинском смысле. Пожалуй, единственный логичный аргумент в пользу учения о чистилище – это известная притча о должнике: «истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда (из темницы), пока не отдашь до последнего кодранта» ( Мф.5:26 ); или: «Сказываю тебе: не выйдешь оттуда, пока не отдашь и последней полушки» ( Лк.12:59 ). Но основывать на одной притче целое учение вряд ли возможно, тем более что притча эта имеет чисто нравственный характер. Учения о среднем месте между раем и адом нет в Священном Писании. Благоразумный разбойник по римо-католическому учению должен был бы подвергнуться чистилищным наказаниям, т. к. не принес плодов покаяния, но Господь сказал ему: «сегодня будешь со Мной в раю».

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Все это прешло, и когда предсказывались эти события, предсказывались некоторые временные и преходящие явления веры нашей. Но разве, от того, что они (явления эти) преходят, преходит и то, в чем они назидают? Пусть попытается святость ваша уразуметь это чрез некоторое подобие. Вот архитектор строит посредством временных приспособлений дом. Ведь и в этом, столь великом, просторном здании [проповедник разумеет, без сомнения, базилику, в которой произносит свою беседу], когда строилось оно, были приспособления, которых здесь нет теперь, потому что то, что строилось посредством их, стоит уже законченным. Так, братия, созидалось нечто и в вере христианской, и здесь нужны были некоторые временные посредства. Ведь, например, что Господь наш Иисус Христос воскрес — это уже прешло. Теперь Он уже не воскресает. То, что вознесся на небо, тоже прешло, и Он уже не возносится. А что Он «уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти» (Рим.6:9), что вечно остается в Нем человеческая природа, которую принять, в которой родиться, умереть и быть погребенным благоволил Он, это и есть именно то, что как бы уже закончено и что остается вечным. Орудия, чрез которые создано это, прешли. Потому что не всегда зачинается во утробе девичей, не всегда рождается от Девы Марии Христос, не всегда подвергается заключению, не всегда судится, бичуется, распинается и погребается. Все это были посредства, чтобы чрез них могло быть создано то, что пребывает вечно. Теперь воскресший Господь наш Иисус Христос пребывает на небе (Haec autem resurrectio Domini nostri Jesi Christi in coelo posita est).    9. Итак, если вверху (in summis) положено основание наше, то и будем утверждаться на нем. Слушай апостола. «Никто — говорит он, — не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос» (1 Кор.3:11), — и далее: «Строит ли кто, — продолжает апостол, — на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы» (1 Кор.3:12). Христос, хотя на небе, но также и в сердце верующих.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Глава XXI. О тех, которые утверждают, что остающиеся в кафолической вере, хотя бы они жили весьма порочно и за это заслуживали бы мучений, будут спасены ради основания веры    А есть такие, которые ввиду написанного.— «Претерпевший же до конца спасется» (Мф. XXIV:13) обещают это спасение только оставшимся в католической церкви, хотя и живущим в ней порочно, а именно — спасение через огонь по заслуге спасительного основания, о коем говорит апостол: «Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос. Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы, — каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытывает дело каждого, каково оно есть. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду; а у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня» (1Кор. III:11-15). Таким образом, говорят, христианин-католик имеет в основании Христа, какового основания не имеет ни одна ересь, отделившаяся от единства Его тела. Ради этого-то основания, хотя бы христианин-католик жил и порочно, как бы надстраивая дерево, сено, солому, он, полагают, будет спасен посредством огня, т. е. помилован будет после мучений в том огне, на какой осуждены будут на последнем суде порочные. Глава XXII    Встречал я и таких, по мнению которых мучиться в вечном огне будут только лишь те люди, которые не заботятся во искупление своих грехов творить дела милосердия по слову апостола Иакова: «Суд без милости не оказавшему милости» (Иак. II:13). Следовательно, говорят они, кто творит милость, к тому, хотя бы он в своем поведении и не делался лучшим, а при делах милосердия жил непотребно и нечестиво, суд будет милостивым, так что он или совсем не подвергнется осуждению, или же будет освобожден от этого осуждения после долгого или короткого времени. Поэтому-то они полагают, что сам Судья живых и мертвых упомянул, что как стоящим направо, которым Он дарует вечную жизнь, так и стоящим налево, которых осудит на вечное наказание, Он будет говорить только о делах милосердия, совершенных или не совершенных (Мф.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Даже самые грубые плотские страсти коренятся в душе, хотя бы их орудием и было тело. Поэтому со смертью тела страсти, взращённые в душе свободной волей , не исчезают. С ними входит человек в мир вечности. И что тогда ожидает его душу? Там – напомним слова игумена Никона – «страсти в тысячу раз более сильные, чем на земле, будут как огнём палить без какой-либо возможности утолить их» 141 . А когда человек весь в страстях? Трудно даже представить, какие страдания наступают для него в вечности! А поскольку со смертью тела отнимается и воля, то у души не остаётся «никакой возможности утолить» страсти и избежать ужаса бесов. Третье, о чём заблаговременно предупреждает Церковь. Душа, порабощённая страстям, особенно доступна и уязвима для действия злых духов, которые разжигают и усиливают их действие. И поскольку со смертью тела у души отнимается воля, то она, будучи рабыней страстей, не может противостоять бесам. И тогда невозможно даже представить себе, какие страдания наступают для бедной души! Опыт подвижников, соприкасавшихся с бесами, говорит о непередаваемом страхе, который душа испытывает при одном только их приближении – они гнусны, ужасны, тошнотворны. Игумен Никон писал, что «от одного взгляда на них можно сойти с ума» 142 . Четвёртое. Православие указывает ещё на одну серьёзную причину, почему не «всё равно, как жить», если даже в конечном счёте человек и спасётся. Ибо состояние спасения может быть очень разным. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин приводит слова аввы Херемона: «Большое различие между теми, которые получат помилование, и теми, которые удостоятся наслаждаться славным видением Бога» 143 . Об этом писал, как мы уже помним, апостол Павел: Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы, – каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем, сам спасется, но так, как бы из огня ( 1Кор.3:12–15 ).

http://azbyka.ru/posmertnaya-zhizn-dushi...

Дожил преподобный до глубокой старости — умер в 105 лет, сохранив до последних дней острое зрение, не потеряв ни одного зуба, ни в чём не потерпев вреда. «Здоров он был руками и ногами. Одним словом, казался бодрее и крепче всякого, пользующегося разнообразными снедями, омовениями и различными одеждами. А что всюду говорили о нём, все удивлялись ему, даже невидавшие любили его, это служит доказательством его добродетели и боголюбивой души. Ибо не сочинениями и внешней мудростью, не искусством каким, но единым благочестием стал известен Антоний. И никто не станет отрицать, что это был Божий дар». В обожении Бог остается Богом, и человек остается человеком. Сено не смешивается с огнем, и огонь не попаляет сена. Божество не сливается с человечеством, и человечество не растворяется в Божестве. И вместе с тем соединение с Богом бывает настолько тесным и приобщение настолько полным, что весь человек всецело изменяется, преображается, становится богом по благодати. Преподобный Симеон называет обожение «чудной тайной» и «страшным таинством», о котором знают немногие. (По проф. К.Е. Скурату ) Седьмой член Символа веры И паки грядущаго со славою судйти живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. Второе пришествие Господа нашего Иисуса Христа В седьмом члене Символа веры говорится о втором пришествии Христа и Страшном суде над всеми людьми, как живыми, так и мертвыми, и о наступлении вечного Царства Христова. Вера во второе пришествие Христово — безоговорочный догмат христианства. О втором пришествии Спасителя (парусии) ясно говорит Священное Писание. При вознесении Иисуса Христа на небо явились Ангелы и сказали апостолам: Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, (опять) придет (на землю) таким же образом (т.е. во плоти человеческой), как вы видели Его восходящим на небо (Деян. 1:10–11). Апостол Павел говорит о назначенном дне, в который (Господь) будет праведно судить вселенную (Деян. 17:31). Б первый раз Господь приходил в образе смиренного человека, чтобы пострадать за нас и спасти нас от греха. Во второй же раз Он придет как Царь, во всём Своем величии. Придет «со славою»: Приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими (Мф. 16:27); Как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого (Мф. 24:27). Солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звёзды спадут с неба, и силы небесные поколеблются; тогда явится знамение Сына Человеческого (крест) на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою (Мф. 24:29–30); Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы (жившие на земле от создания мира), и будет Он судить всех людей, и праведных, и грешных (Мф. 25:31–46; Откр. 20:11–15).

http://azbyka.ru/deti/zakon-bozhij

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010