Если же хотя в котором либо одном из сих условий мы погрешаем, тогда мера нашего исповедничества будет неполная, тогда умаляем мы его меру; а посему и нужду будем тогда ощущать мы в том, в чем нуждаются построившие дом на фундамент из дерева или из соломы или же из сена ( 1Kop. III, 12 ). §12 И то должно нам иметь в виду, что в завете, заключенном с Богом, мы вступили с Ним в так называемый союз, причем обязались жить по христианству 18 ). И в завет наш с Богом включено было и это, чтобы поступать во всем по заповедям Евангелия. А Евангелие говорит: Если кто хочет идти за Мною, тот да отвергнется себя и возьмет крест свой и последует за Мною. Либо кто хочет душу свою сохранить, тот потеряет ее; а кто душу свою потеряет ради Меня, тот сохранит ее. Какая польза человеку, если он весь мир приобретет, а души своей лишится? Или какие выкупные деньги человек даст за душу свою? Ибо приидет Сын человеческий во славе Отца Своего с ангелами Своими, и тогда воздаст каждому по делам его ( Mф. XVI:24–27, X:89 ). А что себя самого отречься должно, принять крест свой на себя и следовать за Иисусом, о сем написано не только у Матфея, слова котораго мы привели, но и у Луки и Марка. Выслушай, как у Луки о сем говорится. Если кто хочет последовать за Мною (стать моим учеником), да отречется он от самого себя, возьмет крест свой на себя и последует за Мною. Но кто хочет душу (жизнь) свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее. То какая польза человеку, если он весь мир приобретет, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою ( Mk. VII, 34–37 )? Уже давным-давно значит, мы обязаны отрекаться от самих себя и говорить: И уже не я живу ( Гaл. II, 20 ). В настоящее время должно быть показано, приняли ли мы на себя крест свой и последовали ли за Иисусом, что тогда только мы можем признать за собой, если Христос живет в нас ( Гaл. II, 20 ). Если желаем мы свою душу спасти, дабы ее снова получить не в виде души, а в лучшем виде 19 , то должны мы потерять ее в мученичестве.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/uveshan...

Если же Христос, то, без сомнения, вера Христова, поскольку, как говорит апостол, верою обитает Христос в сердцах наших (Еф.3:17). Затем, если вера Христова, то она может быть только той, которую апостол определил как «действующую любовью». Ибо вера бесов (поскольку и они веруют и трепещут и исповедуют Иисуса Сыном Божиим) не может быть принята за основание. Почему? Не потому ли, что она не есть вера, действующая любовью, но вера, вынуждаемая страхом? Таким образом, вера Христова, вера христианской милости, есть та вера, которая действует любовью и, положенная в основание, никому не позволит погибнуть. Однако если я попытаюсь более основательно поразмыслить о том, что значит строить на этом основании из золота, серебра и драгоценных камней и из дерева, сена и соломы, то опасаюсь, что мое объяснение будет трудно для понимания. Впрочем, я постараюсь, насколько поможет Господь, вкратце и, насколько смогу, понятно изложить то, что я думаю.    Итак, человек, спросивший у Благого Учителя, что он должен делать доброго, чтобы иметь жизнь вечную, услышал в ответ, что если он хочет достичь [вечной] жизни, он должен соблюдать заповеди; и когда он спросил, какие это заповеди, ему было сказано: «Не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца твоего и мать твою; и люби ближнего твоего, как самого себя» (Мф.19:16—20). Тот, кто исполняет эти заповеди, пребывая в вере Христовой, без сомнения, имеет веру, действующую любовью. И он не возлюбил бы ближнего, как самого себя, если бы не воспринял любовь Божию, без которой он не смог бы любить и себя самого. Итак, если он будет делать то, о чем далее сказал Господь: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» (Мф.19:21), то будет строить на этом основании из золота, серебра и драгоценных камней, ибо он ни о чем другом не будет помышлять, как только угодить Богу, и эти помышления, как я полагаю, суть золото, серебро и драгоценные камни.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2777...

Если первое место здесь занимает Христос, то основание положено правильно. И кто строит, пусть строит спокойно, если по достоинству фундамента строит из золота, серебра и драгоценных камней. Если же кто берет материал не по достоинству фундамента: дерево, сено, солому — тот пусть хранит, по крайней мере, фундамент и с тем, что выстроил, пусть готовится для испытания на огне. Однако, если у кого-либо есть фундамент, т.е. если первое место в сердце занимает Христос, а все временное ценится так, что Господь Христос предпочитается ему и занимает в сердце фундамент, т.е. первое место, такой, по слову апостола, «потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня» (1 Кор.3:15). Теперь нет времени увещевать вас, чтобы вы лучше строили на столь великом и крепком фундаменте из золота, серебра и драгоценных камней, а не из дров, сена и соломы; но и кратко сказанное примите так, как будто бы было говорено оно долго и во многих словах. Ведь если бы кому-либо из вас, братия, за то, что он любит теперь, угрожало заключение в смрадной тюрьме, он скорее бы пожелал лишиться всего, нежели попасть в такое место. Но вот, не знаю, почему, когда говорится об огне будущего суда, все к этому равнодушны и, боясь обыкновенного пламени, пламя геенны считают ни во что. Какое еще нужно ожесточение? Какое еще развращение сердца? Пусть бы хотя так люди боялись слов апостола об огне, как всякий боится, чтобы не сгореть живым, что происходит скоро, пока оставляющее тело ощущение не сделает излишним самого пламени, и все же человек боится мучения и не делает того, что запрещается законом, опасаясь попасть в место даже кратковременного страдания.    10. Впрочем, братия, повторяю, теперь нет времени разсуждать об этом предмете. Скажу лишь, что того же нужно ждать нам в воскресении мертвых, что случилось с Главою нашею, что произошло с телом Господа нашего Иисуса Христа. Кто думает иначе, тот уже не строит на основании не только из золота, серебра и драгоценных камней, но даже и из соломы. Вне основания полагает все, потому что не на Христе полагает.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Есть и еще одно описание крушения «дома» — через образ огня: «Я, по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на нем; но каждый смотри, как строит. Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос. Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы, — каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня» ( 1 Кор. 3,10-15 ). Итак, в этих двух отрывках нам даны образы двух незадачливых строителей: один построил дом из негодного материала, не предусмотрев противопожарной безопасности, а другой — все правильно сделал, да вот беда, фундамент не заложил. Что страшнее? Обе ситуации неприятны, но из горящего дома, как видим из отрывков, спастись реальнее, чем выбраться из-под обломков. Это похоже на правду, потому что падение здания бывает быстрее и внезапнее, чем повреждение в результате пожара, и при последнем проще восстановить дом при сохранности фундамента. Как перевести это с образного, богословского языка на общедоступный, понятный? Как дома строятся по определенным правилам, так же и нашу жизнь мы строим по неким законам, заботясь о соблюдении неких общепринятых норм (исключениями являются только самые закоренелые негодяи, но они здесь нас не интересуют). Всем нам известно детское стихотворение Владимира Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?», в котором изложены азы хорошего воспитания. Но вот незадача: в нем ничего не сказано о том, почему мы должны поступать так или иначе, воздерживаться от того или другого? А ведь в этом «почему» — ключ к тем самым азам, правилам, нормам! Христианство без Христа Если на вопрос «почему нужно делать хорошо и не нужно плохо» пытаться отвечать с точки зрения обычной человеческой логики, сразу оказываешься в тупике:

http://azbyka.ru/zdorovie/duhovnye-psiho...

Еще он не успел окончить сии слова в уме своем – и вот идет Ревекка, дочь Вафуила, сына Нахора, брата Авраамова, с водоносом на плечах, – девица редкой красоты: она уже успела наполнить водонос свой и возвращалась домой. Елиезер подошел к ней и сказал: «Дай мне немного испить из водоноса твоего!» Она отвечала: «Пей, Государь мой»! – и с сими словами поспешила спустить водонос с плеч своих и подала пить Елиезеру; потом вылила бывшую у ней воду в корыто верблюдам, побежала к кладезю и принесла им еще воды. Между тем Елиезер молча смотрел на нее, желая знать, благословил ли Господь его путешествие, или нет. Когда напились все верблюды, он подарил ей золотые серьги и два запястья и сказал ей: «Чья ты дочь? Нет ли в доме отца твоего места нам для ночлега»? Она отвечала: «Я дочь Вафуила, сына Мельхи и Нахора; у нас много соломы и сена и просторное место для ночлега». Елиезер поклонился и воздал благодарение Господу. Между тем Ревекка поспешила домой и рассказала матери своей о том, что случилось: ее родители увидели в этом тайные пути Промысла. Елиезер был с уважением принят в семействе Нахора, вместе со всеми, бывшими с ним, и исполнил возложенное на него поручение: он испросил Ревекку в жену Исааку и поспешил отправиться с ней к господину своему. Назидательные размышления Священное Писание не без причины представляет нам, как Авраам озабочен выбором супруги сыну своему Исааку. Вот пример родителям-христианам, которые не могут не заботиться о том, что решает участь детей их! Это для них дело величайшей важности: они не могут быть покойны до тех пор, пока не увидят его благополучно приведенным к концу. И тот, кто желает купить дом, не верит на слово продавцу, но сам тщательно его осматривает: а брак дело великое. – Вступающий в супружество! Ты на всю жизнь соединяешься с женщиной – размысли внимательно о том, что Ап. Павел ( Ефес.5 ) написал о высоком значении брака и обязанностях супругов; советуйся с людьми опытными и благомыслящими, которых мнение достойно твоего уважения.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

«Зане огнем открывается: и когождо дело, яковоже есть, огнь искусит». 1Кор.3:14 .  У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. 1Кор.3:15 .  А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня. «И егоже аще дело пребудет, еже назда, мзду приимет: [а] егоже дело сгорит, отщетится: сам же спасется, такожде якоже огнем». Учители обучают Божественному, а слушающие по свободному произволу избирают, что им делать. Но в день пришествия Спасителева будет истязание и точное исследование: и тех, которые жили хорошо, как золото и серебро, огонь сделает более блистательными, а делателей порока истребит наподобие дров, сена и тростия; учитель же, учивший, чему надлежало, не потерпит наказания, но удостоится спасения: ибо сие значат слова: «сам же спасется», то есть учитель; дело же сгорит, то есть сгорят уготовавшие из себя лукавое дело. Так читая, с точностию найдем смысл сих письмен: а егоже «дело сгорит, отщетится…, такожде якоже огнем», то есть дело его сгорит от огня; сам же спасется, именно учитель; ибо неповинен в обращении их на худшее, так как преподал надлежащее учение: Если же кому угодно слова «якоже огнем» разуметь в связи не с делом, но с учителем, то пусть разумеет так, что учитель за них не потерпит наказания, но спасется, будучи и сам испытан огнем, точно ли жизнь его сообразна с учением. А что сказано это не о догматах, но о делах, свидетельствует и присовокупляемое. Ибо Апостол говорит: 1Кор.3:16 .  Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? 1Кор.3:17 .  Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм – вы. «Не весте ли, яко храм Божий есте, и Дух Божий живет в вас? Аще кто храм Божий растлит, растлит сего Бог: храм бо Божий свят есть, иже есте вы». Ибо если храму, построенному из дерев, воздаем подобающее чествование, то гораздо справедливее посвящать Богу храмы словесные. Должно же заметить, что храмами Божиими назвал тех, в ком обитает благодать Духа. Ибо слово сие свидетельствует, что Всесвятой Дух есть Бог.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

И вот, все эти жалкие лачуги, построенные из дерева, соломы и сена, в страшный день Христов сгорят, как горят сено, солома и дерево. И уцелеют там только небольшие частицы из прочного материала – каменные, железные, медные, иногда даже серебряные и золотые, ибо и у этих строителей бывает кое-что доброе. «У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасётся, но так, как бы из огня» ( 1Кор.3:14–15 ). Как бывает во время пожаров, когда пылает весь дом и всё имущество и стараются жильцы кое-что спасти, то сами обжигаются и едва-едва выскакивают из горящего дома тяжело обожжённые. Так будет и с теми, у кого дело их сгорит; сами они будут обожжены и едва-едва спасутся, как бы из огня. Почему они спасутся? Почему Господь убережёт их от сожжения в вечном пламени, того сожжения, которому подлежат злодеи, все хулители Христа, все ткавшие паутину в жизни своей? Почему Господь их помилует? Только потому, что они хоть и плохо, но всё же строили здание жизни своей на основании верном, положенном апостолом Павлом. За их малую веру, за малые добрые дела, за их малую любовь и милосердие спасутся они, но как тяжело обожжённые на пути страшных мытарств от злых духов. Бойтесь же этого огня, который будет жечь строение всей жизни вашей. Всегда имейте перед мысленным взором вашим Господа Иисуса Христа, за вас на Кресте распятого, всегда помните, что искуплены вы от суетной жизни Его Кровью бесценной. Взирая на Крест Христов, исполняйте то, что завещано нам ап. Петром. Помните, что вы камни живые, что вы сами строители, что вы созданы Богом для того, чтобы быть совершенными, как совершенен Отец ваш Небесный. Бойтесь тёмными делами и страстями вашими нанести бесчестие Кресту Христову. Помните, что Спаситель наш – Сам Господь Иисус Христос. Помните, что пролил Он Кровь Свою за всех вас и что ждёт Он от вас жертв духовных. Помните о Господе Иисусе Христе, Ему же слава и держава со Отцом и Святым Духом во веки. Аминь. 26 августа 1945 г. «Доколе буду терпеть вас?»

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

И вот пришел ее муж и увидел жену свою в виде лошади. И присев на ложе свое, изумлялся он, что на ложе его возлежит лошадь. Итак, плачет ее муж и сокрушается, не понимая, что случилось, и, говоря с лошадью, как он думал, ответа не получает. Поэтому, призвав старейшин деревни, он вводит их в дом и показывает ее им. А с ними, хоть они и ничего не знали, произошло то же самое. Три дня она не получает ни сена, как лошадь, ни хлеба, как человек: с обеих сторон лишенная пищи. Наконец, дабы прославился Бог и явилась добродетель святого Макария, пришло на сердце мужу ее отвести ее к преподобному. И, надев на нее узду, он повел ее, будто настоящую лошадь. Когда они приближались, их остановили братья близ кельи Макария, не допуская мужа ее и говоря: «Что привел нам эту лошадь?» Он же говорит им: «Чтобы была помилована по молитве праведника». А они ему: «Что за беда с ней случилась?» Говорит он им: «Эта лошадь, которую вы видите, была женой моей, несчастная, и не знаю, как это она так изменилась. И сегодня уже три дня, как она совершенно ничего не ела». И они, услышав это, сообщают служителю Христову Макарию, молящемуся внутри келье о ней. И Бог открыл ему все, что случилось с ней. И говорят ему его ученики его, что: «Какой-то человек привел сюда лошадь». Он же говорит: «Это вы кони, и конские у вас глаза. Ибо это жена, как и была создана». И когда ее подвели к нему, благословив воду и возлив ей на голову, помолился. И тотчас сделал так, что она явилась женщиной для всех, как и была сотворена». И повелев принести ей еды, заставил ее есть. И таким образом исцелив ее, отпустил ее со своим мужем, благодарящих Бога. И заповедал ей человек Божий никогда не оставлять церкви и не уклоняться от причащения Святых Таин Христовых. «Ибо это, – сказал, – произошло с тобой оттого, что ты целые недели не приступала к пречистым Тайнам Христа и Бога нашего». Таким образом наставив их, он отпустил их с миром. Была в городе некая женщина христианка, а муж ее был эллин; и были они бедны, и имели пятьдесят больших милиарисиев 450 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

И далее апостол Павел объясняет, какое основание он положил или, если говорить о нас, положили в нас те или иные люди, а можно сказать, обстоятельства нашей жизни, Промысл Божий, обративший нас к вере и введший в Церковь. Что же это за основание? «Никто не может положить другого основания, кроме положенного (то есть заменить его невозможно, потому что иначе мы уже не будем христианами. — Схиархим. А.), которое есть Иисус Христос» (ст. 11). Основание — это правая, незамутненная, неискаженная вера в Господа Иисуса Христа. Все православные догматы и нравственное Предание кратко названы здесь именем Иисуса Христа, потому что Он открыл нам истину, и мы должны свято хранить это основание, — иного быть не может. Нужно тщательно следить за тем, чтобы кто-то другой или мы сами не подменили случайно это основание и не стали строить на каком-то ином, чуждом основании. Какое бы прекрасное строение мы ни воздвигли на нем, это строение будет бесполезно и даже губительно для нас. Иногда человек сделает что-то прекрасное, так что все его хвалят и все им восторгаются, но если основание его здания, то есть какой бы то ни было деятельности, — не Христос, тогда это только видимость подлинной деятельности. На самом же деле все это суетно, а может быть, даже душевредно — совершенно напрасно потраченные силы и время, а возможно, и вся человеческая жизнь. Потому мы должны внимательно следить за собой, чтобы не уклониться в сторону, не начать искать какого-то другого основания, кроме того единственного, которое положено святыми апостолами, то есть Иисуса Христа. На этом подлинном основании мы должны возвести достойное его здание. Основание это великое, превышающее человеческий разум, — и строить на нем мы должны соответственно из драгоценных материалов. Апостол Павел говорит об этом образно: «Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы, — каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть» (ст.

http://azbyka.ru/propovedi/apostolskie-p...

И небо скрылось, свившись как свиток. Выражение " небо свилось, как свиток " , по нашему предположению, указывает на неизвестность второго пришествия Христова, так как свиток свивается без шума и неожиданно, или указывает на сострадание и печаль небесных сил, сожалеющих об отпадших от веры. Этим же вместе с тем указывается и на то, что небо подлежит не погибели и истлению, а как бы некоторому свиванию и изменению на лучшее. В пятом обличительном слове на лжеименный разум Ириней говорит: " не погибает и не уничтожается ни сущность и ни существо создания (ибо крепок и истинен создавший его), но преходит образ мира сего (1 кор. 7,31), в котором совершено преступление заповеди. Мы предполагаем, что здесь апостол держался древнего обычая: у евреев вместо наших книг были свитки, которые при развитии не уничтожались, но раскрывали смысл написанного; точно так же и обнаружение небесного существа указывает на раскрытие благ святым " . Итак, рассмотрев это с четырех сторон, обратимся, по Божьему соизволению, в таком же порядке к нижеследующему. И всякая гора и остров двинулись с мест своих. И цари земные, и вельможи, и богатые, и тысяченачальники, и сильные, и всякий раб, и всякий свободный скрылись в пещеры и в ущелья гор, и говорят горам и камням: падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца. Ибо пришел великий день гнева Его, и кто может устоять? И всяко, гора и остров от мест своих двигнушася. Когда апостолы спрашивали Господа о разрушении Иерусалимского храма и кончине мира, Он, насколько они могли вместить, предсказал им о будущем, что уже, по свидетельству Иосифа Флавия, сбылось над иудеями - убийцами Христа во время разорения при Веспасиане и Тите. Но все это, как сказано, с особою силою постигнет мир в пришествие антихриста; тогда начальствующие над церковным благочинием или над мирскими властями, представленные здесь под образами гор, и церкви верных, называемые здесь образно островами и обновляемые, по Исаии, к Богу из-за лжехриста побегут из своих мест, будут переменять их одно на другое, что испытали и мы и перенесли по человеколюбию Его по грехам нашим пред Его пришествием. Царие же земстии, то есть обладающие землею, но не приобретшие себе ничего на небе, вместе со всеми богатыми и вельможами, с рабами земного и свободными от работы Христовой (не так должно бы быть!) будут умолять, чтобы лучше их скрыли пещеры, камни и горы, чем переносить им испытания воспылавшего гнева Божия, который в пришествие антихриста допустит погибать от голода и бедствий, или бесконечные мучения, ожидающие их по воскресении. И тогда справедливо возгорится Божий гнев, как печь, пожирая тех, которые созидали здание веры на основании древа, сена и соломы (1 Кор. з, 12). Пусть избавит нас от этого Человеколюбец Бог и соделает нас сопричастниками вечных благ, уготованных святым, сопричислив к полноте спасаемых по благодати Сына Своего Единородного, Ему же со От-цем и Святым Духом подобает слава во веки веков. Аминь.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/44/f...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010