И он описывает дальше: «Лишь в тот момент, когда я взглянул на его лицо, меня охватила настоящая тревога. Выражение его лица было гораздо хуже, чем в момент смерти. Лицо искажала жуткая гримаса, олицетворявшая ужас, зрачки были расширены, и сам он дрожал и обливался потом, – словом, всё это не поддавалось описанию» 164 . Далее Роолингз сообщает, что когда этот человек наконец окончательно пришёл в себя, то рассказал ему, какие жуткие страдания испытал он во время смерти. Больной готов был перенести всё что угодно, только бы не вернуться туда. Там был ад! Потом уже, когда кардиолог занялся серьёзным исследованием подобных случаев и стал расспрашивать об этом своих коллег, то оказалось, что таких фактов и в их практике немало. С тех пор он стал вести записи рассказов реанимированных пациентов. Особенно любопытны приводимые им факты, касающиеся спасённых самоубийц. Все они (исключений он не знает) переживали там тяжкие муки. Он описывает состояние таких пациентов. Перед несчастными представали чудовища, от одного вида которых душа содрогалась, и некуда было спрятаться, нельзя было закрыть глаза и уши. Выхода из этого ужасного состояния там не было! Когда одну отравившуюся девушку привели в сознание, она умоляла лишь об одном: « Мама, помоги мне! Заставь их отойти от меня… их, тех демонов в аду… Это было так ужасно!» 165 Четвёртое. Православие указывает ещё на одну серьёзную причину, почему не «всё равно, как жить», если даже в конечном счёте человек и спасётся, поскольку само состояние спасения может быть очень разным. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин приводит слова аввы Херемона: «Большое различие между теми, которые получат помилование, и теми, которые удостоятся наслаждаться славным видением Бога» 166 . Об этом писал апостол Павел: Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы, – каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем, сам спасется, но так, как бы из огня ( 1Кор.3:12–15 ).

http://azbyka.ru/bog-2

И повелел царь бить его плетью, и били его пока не показались кости бедра его и сошла кожа плоти его от шеи до чресл. И когда перестали его бить, потекла кровь, как вода. И подошли ученики его и унесли его в свое жилище, которое было вблизи. А кровь святого сделалась огнем и запылала. Еще приказал царь бить учеников его. Сказал ему воин: «зачем ты будешь бить их, и зачем ты приказал нам? Вот кровь отца их, которого ты бил, сделалась огнем, и мы бежали, чтобы не сгореть; где капнула кровь – там огонь». Тогда приказал царь своим воинам гасить огонь, и они лили на него воду. И вышли воины царя, неся много сосудов, и лили воду на него, а огонь не гас, но поднимался, как будто нагромоздили сухих дров и сена, и вода сделалась огнем, как тот, который был сделан для Илии пророка, когда он поглотил его жертву. И убежали все воины царя и донесли ему о происшедшем. Царь встал и вошел туда вместе со многими воинами и увидал пылающий огонь. И увидав это, велел перестать бить святых, а сам побежал от страха пламени. Тогда помолился отец наш Филипп ко Господу, да угаснет огонь: «Господи, покажи знамение Твое на святых Твоих, и повели ныне пламени угаснуть». И тотчас оно угасло. А ученики блаженного собрали куски тела его и крови (?), чтобы они были для исцеления и благословения. На другой день вернулся царь из бегства и сел на троне своем». Повелел он привести отца нашего Филиппа, и привели его со связанными руками позади, и поставили перед ним. И опять приказал он отнять у него одежды и поставить нагим. И сказал царь: «стыдись, монах!» И сказал ему отец наш Филипп: «стыдись ты, женившийся на матери, как бездушный скот; мне следует стоять нагим, праху пред прахом, ибо и Господа, Царя Славы обнажили иудеи преступные и пригвоздили Его на кресте, как злодея. Но ты не думал, что когда позорил меня, я радовался и веселился весьма, ибо я понес унижение страданий Христовых во плоти моей. Стыдись ты, который станет нагим пред судьей своим – Христом и перед тысячами Ангелов Его; я же не стыжусь, ибо то, что у меня – у тебя, и что у дщерей моих монахинь – у жен твоих; ты для них, как козел и баран».

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную. Здесь также речь идет о делах людей, но говорится не о необходимости набрать некий " проходной балл " по добрым делам, а о скорее о том, что " овцы " склонны вести себя определенным образом — проявлять действенную любовь к ближним, а " козлы " — проявлять черствость и жестокосердие. Поведение людей указывает на то, кем они в действительности являются. Те, кого благодать Божия соделала добрым деревом, принесли добрые плоды; те, кто остались худым деревом, принесли худые плоды. Благодать же принимают те, кто уверовали. То, что спасенные никогда и не думали оправдываться делами, ясно из их недоуменных вопросов в стихах 37-38. Их добрые дела происходили не из желания стяжать Царство личными усилиями, но естественно изливались из сердца, преображенного благодатью. Иногда против уверенности в оправдании приводят слова Апостола: Ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое (2 Кор. 5:10). Этот отрывок становится ясен в свете 1 Кор. 3: 11-15: Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос. Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы, — каждого дело обнаружится; ибо день покажет; потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем, сам спасется, но так, как бы из огня. Дела христиан будут испытаны, и те, чьи дела оказались подобны соломе, " потерпят урон " . Но при этом их вечное спасение не ставится под вопрос — " впрочем, сам спасется, но так, как бы из огня " . Мы можем также обратить внимание на 1 Кор. 11:31-32. Божии суды над христианами носят уже не карательный, но исправительный характер. Этот суд не ввергает в геенну, но, налагая временное исправительное наказание, избавляет от нее. Подытожим все сказанное словами Иоанна Златоуста: Итак, не сомневайся: ты оправдываешься не делами, но верою. Не избегай же правды Божией, так как она представляет собой двойное благо, — и легко приобретается, и предложена всем ( " Беседы на послание к Римлянам " , стр. 553).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть. Были в Коринфе неверные, которые подвергали крест осмеянию и говорили: подлинно, глупо проповедовать Бога распятого;, ибо если бы Он был Бог, то не позволил бы распять Себя; а поскольку Он не мог избежать смерти, то как мог восстать из мертвых? Верные, кажется, противостояли им своею мудростью, негодуя, что те злословили крест. Поэтому и говорит: не почитайте этого странным; ибо данное Богом для спасения кажется безумием для погибающих.  Словом о кресте  называет проповедь о кресте, или Христе распятом. А для нас, спасаемых, – сила Божия. Для нас, говорит, не погибших, но спасаемых оно есть сила Божия. Но крест показывает и премудрость. Силу он показывает в том, что смертью разрушил смерть, ибо если побеждает падший, то это знак величайшей силы; а премудрость – в том, что таким именно образом спас погибавших 9я Неделя по Пятидесятнице, 9 августа 2009 г. ( 1Кор.3:9-17 ) Русский перевод архимандрита Ианнуария: 9  Ибо все – Божии: мы – Божии сотрудники, вы – Божия пашня, Божие строение. 10  По данной мне благодати Божией, как опытный строитель, основание заложил я, а на нем строит другой. Только пусть каждый смотрит, как он на нем строит.  11  Ведь другого основания, помимо уже лежащего, никто заложить не может, и основание это – Иисус Христос.  12  А уж строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы, —  13  это покажет тот День, когда видно будет дело каждого, ибо в огне откроется и огонь испытает дело каждого, каково оно есть.  14  Чье дело, которое он построил, выдержит, тот получит вознаграждение,  15  а чье дело сгорит, тот понесет урон; однако сам будет спасен, но только как спасшийся сквозь огонь. 16  Разве не знаете, что вы – храм Божий, и в вас живет Дух Божий?  17  И кто этот храм Божий разрушает, того разрушит Бог, ибо храм Божий свят, и этот храм — вы. В настоящее время в мире насчитывается приблизительно два миллиарда верующих во Христа людей. В I веке, в самом начале правления императора Нерона, когда апостол Павел написал свое Первое послание к Коринфянам, христиан в Римской империи было в лучшем случае несколько тысяч, то есть примерно в миллион (!) раз меньше, чем в сегодняшнем мире.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-na-...

Ибо у Господа нашего Иисуса Христа все, по большей части, сугубо: и два рождения – одно от Бога прежде веков и другое – от Девы при скончании веков; и два снисшествия – одно не явное, как дождь ( Пс. 71:6 ), и другое явное, будущее. В первое пришествие повит был пеленами в яслях; во второе одевается «светом, как ризою» ( Пс. 103:2 ). В первое «претерпел крест, пренебрегши посрамление» ( Евр. 12:2 ); во второе грядет дориносимый, славимый воинством ангелов. Поэтому не останавливаемся на первом только пришествии, но ожидаем и второго. И как в первом восклицали: «благословен грядущий во имя Господне» ( Мф. 21 ,9 ), так тоже скажем и во второе, потому что вместе с ангелами, исшедши в сретение Владыке и поклонившись Ему, воскликнем: «Благословен грядый во имя Господне» ( Мф. 21:9 ) Спаситель грядет не для того, чтобы снова быть осужденным, но чтобы судить осудивших. Молчавший прежде во время суда ( Мф. 26:63 ) в напоминание беззаконным, дерзко поступившим при кресте, скажет: «ты это делал и Я молчал» ( Пс. 49:21 ). Тогда приходил Он по домостроительству, убедительно уча людей, а во второе пришествие, если и не пожелают, покорятся царству Его по необходимости. 2. И о двух этих пришествиях говорит пророк Малахия. «И внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете» ( Мал. 3:1 )– вот первое пришествие. И еще же о втором пришествии продолжает: «И Ангел завета, Которого вы желаете, вот, Он идет, говорит Господь Саваоф. И кто выдержит день пришествия Его, и кто устоит, когда Он явится. Ибо Он, как огонь расплавляющий и как щелок очищающий и сядет переплавлять и очищать» ( Мал. 3, 1 –3). Вскоре же за этим говорит у Пророка и Сам Спаситель: «И приду к вам для суда и буду скорым обличителем чародеев и прелюбодеев и тех, которые клянутся ложно» (5) и т. д. Поэтому, предостерегая нас, говорит Павел: «Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы,– каждого дело обнаружится, ибо день покажет, потому что в огне открывается» ( I Kop. 3, 12. 13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

Из всего сказанного очевидно, что мучение будет вечно. Но некоторым кажется, что изречение Павла противоречит этому; потому обратимся к его объяснению. Сказав: " у кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. А у кого дело сгорит, тот потерпит урон " , он присовокупил: " впрочем сам спасется, но так, как бы из огня " . Что сказать об этом? Рассмотрим, во-первых, что такое основание, что золото, что драгоценные камни, что сено и солома. Основанием он сам ясно назвал Христа: " основания иного " , говорит, " никто не может положить, кроме положенного, которое есть Иисус Христос " ; а здание, мне кажется, означает дела. Правда, некоторые утверждают, что здесь говорится об учителях и учениках, и о нечестивых ересях; но смысл речи не допускает этого. Ведь, если так, то как же дело погибнет, а назидающий спасется как бы из огня? Виновнику тем более надлежало бы погибнуть, а здесь большему наказанию окажется подвергшимся тот, кто был назидаем. Если учитель был виновником зла, то он и достоин большего наказания: как же он спасется? Если же он не виновен, а ученики сделались такими по собственному развращению, то хорошо назидавший вовсе не заслуживает наказания или какого-нибудь вреда: как же говорится, что он потерпит урон? Отсюда видно, что здесь идет речь о делах. Намереваясь говорить о кровосмеснике, апостол заранее и еще задолго делает к тому вступление. Он, обыкновенно, рассуждая о каком-либо предмете, в этом самом рассуждении наперед намекает на другой предмет, к которому намеревается перейти. Например, укоряя коринфян за то, что они не дожидаются друг друга на вечерях, он сделал вступление к речи о таинствах. Так и здесь, намереваясь говорить о кровосмеснике и сказав об основании, присовокупил: " разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог " (ст.16-17). Этими словами он уже устрашал и потрясал душу кровосмесника. " Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1097...

Или в хлеву со Спасителем и с людьми самыми неожиданными: язычниками да простонародьем? И здесь высвечивается один из самых опасных соблазнов для православных — и это тот соблазн, которым, на мой взгляд, мы испытываемся в настоящее время. В головах и сердцах немалого числа православных как некая «обратная реакция» на период гонений наличествует сегодня убеждение, что православие должно иметь власть, силу, богатство, значимость, влияние, престиж. Почти не замечается, что всё это — вещи очень двусмысленные и опасные; как тонка грань, перейдя которую, церковная жизнь начинает ходить по стихиям мира сего! И вот когда православный начинает заниматься своей значимостью, богатством, влиянием и престижем, тогда ему непременно нужно как можно скорее бежать в убогий хлев и увидеть, и напомнить себе: вот именно здесь, в кормушке для сена, лежит единственная сила веры, её единственная власть, могущество, богатство, влияние и престиж. И, я думаю, именно для того, чтобы мы этого никогда не забывали, Бог и попустил Своему Сыну родиться в такой крайней ситуации. — Как встретить Рождество так, чтобы на душе было светло и радостно от осознания того, что вот этот праздник проведен правильно? Можно ли верующему человеку поддаваться атмосфере всеобщей весёлой беззаботности, которая царит в новогодне-рождественский период? Вот, например, лики святых никогда не бывают весёлыми, несмотря на то, что Серафим Саровский призывал всегда радоваться. — Невесёлость ликов святых имеет свои основания. Священное же Писание по поводу праздников вообще говорит страшные вещи. Через пророка Амоса Господь изрекает: Ненавижу, отвергаю праздники ваши и не обоняю жертв во время торжественных собраний ваших. Если вознесёте Мне всесожжение и хлебное приношение, Я не приму их и не призрю на благодарственную жертву из тучных тельцов ваших. Удали от Меня шум песней твоих, ибо звуков гуслей твоих Я не буду слушать (Ам. 5, 21–23). И ещё: Новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит душа Моя: они бремя для Меня; Мне тяжело нести их. И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови (Ис. 1, 14–15).

http://pravmir.ru/i-sejchas-xristu-net-m...

Именно священники и левиты стоят у ковчега завета Господня, в котором носят закон Божий (ср. Нав.3:6 ), – несомненно, чтобы могли они просветить народ в заповедях Бога. Послушай, что сказано: «Слово Твое – светильник ноге моей и свет стезе моей» ( Пс.118:105 ). Светильник этот возжигают священники и левиты. И если кто-то из них поставит его «под сосудом», а не на подсвечнике – чтобы светил он «всем в доме» ( Мф.5:15 ), то пусть спросит себя, что он должен будет делать, когда станет давать отчет перед Господом за тех, кто, не получив света от священников, ходят во тьме и ослеплены мраком своих грехов. 3 . И, наконец, посмотри, что сказано: «Расстояние между вами и им [ковчегом завета] должно быть до двух тысяч локтей» ( Нав.3:4 ). Священники же и левиты идут рядом с ним настолько близко, что несут ковчег завета Господа и закона Божьего на своих плечах. Блажен тот, кто удостоился быть рядом с Богом. Но вспомни написанное: «Тот, кто вблизи Меня, вблизи огня» 7 . Если ты – золото и серебро и приблизишься к огню, то засверкаешь еще ярче. Но если ты понимаешь, что на основании твоей веры возведено строение из «дерева, сена, соломы», и подойдешь с этим строением к огню, он поглотит тебя. Поэтому блаженны те, кто очень близки к огню, настолько близки, что он освещает, но не сожигает их. Израиль тоже спасется; но долог его путь ко спасению, и идет он по нему не своими силами, а поддержкой и благоразумием священников. 4 . Когда они подошли к Иордану? Я заметил, что и это указано, определено даже время, и не без причины. Сказано: «В десятый день первого месяца» ( Нав.4:19 ). В этот самый день в Египте было установлено таинство пасхального агнца (ср. Исх.12:3 ). Оно совершалось в Египте в десятый день первого месяца; в десятый день первого месяца они пришли в землю обетованную. Мне думается, очень хорошо, что в тот самый день, когда кому-то удалось избежать сетей мира, он может удостоиться войти в землю обетованную, то есть в тот день, в который мы живем в этом веке. Ибо вся наша земная жизнь обозначена одним днем. Это таинство учит нас не откладывать праведные дела на завтра, но совершать их «ныне» (ср. Евр.3:13 ), то есть пока мы живем, пока мы пребываем в этом мире, и поспешить сделать все, чтобы достичь совершенства, дабы в десятый день первого месяца войти нам в землю обетованную, иными словами, обрести блаженство совершенства.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Индивидуальность не упраздняется, но раскроется во всей полноте, притом не только души, но и тела. 283 «Духовное тело» есть нерукотворная икона духа, не в том виде, как он себя ныне осуществляет, но как он замыслен и сотворен Богом. Конечно, и в данном случае необходимо включить действие синергизма: наше воскресшее тело, как и вся наша жизнь есть равнодействующая свободного человеческого творчества и благодати. Своей жизнью человек в известной мере творит и свое тело, которое в воскресении облекается славой и бессмертием от Господа. Сюда относятся слова ап. Павла «строит ли кто на этом основании (которое есть Иисус Христос) из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы, – каждого дело обнаружится, ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть. У кого дело, которое он строит, устоит, тот получит награду. А у кого дело сгорит, тот потерпит урон: впрочем, сам спасется, но так, как бы из огня» ( 1Кор. 3, 12–15 ). Синергически наше «строение» входит в тело воскресения, в соответствии своему материалу и качеству, или же оно, сгорая, обращается в ничто, и тогда слава воскресения дается Богом, но без участия человека, даже вопреки ему: «спасется как бы из огня». Однако все получат эту божественную славу телесного воскресения, хотя и по разному. «Ибо знаем, что когда земной наш дом, эта храмина, разрушится, мы имеем жилище от Бога на небесах, дом нерукотворенный, вечный» (2 Kop. 5, 1), «только бы нам и одетым не оказаться нагими» (3). Здесь выражается та же мысль о различном восприятии дара Божья, нерукотворенного, вечного, однако и при наличии коего можно остаться «нагим». И эта же общая мысль об облечении в славу воскресающих телес при воскресении со всей силой выражена тем же апостолом в 1 Kop. 15, содержащей нарочитое богословие воскресения: «сеется в тлении, восстает в нетлении. Сеется в уничижении, восстает в славе. Сеется в немощи, восстает в силе. Сеется тело душевное, восстает тело духовное (42–4). «Но не духовное прежде, а душевное, потом духовное.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

[...] Иной раз, однако ж, судья видит иную душу, которая жила благочестиво и в согласии с правдой [...]. [Судья] отдает ему дань восхищения и посылает на Острова блаженных " 36. В притче о богатом кутиле и бедном Лазаре (ср. Лк 16, 19-31) Иисус представил нам в назидание пример такой души, опустошенной спесью и роскошью, души, которая сама создала непреодолимую пропасть между собой и бедным – пропасть погруженности в материальные удовольствия, пропасть забвения ближнего, неспособности любить, которая теперь преобразуется в пылающую и отныне неутолимую жажду. Здесь следует подчеркнуть, что Иисус в этой притче говорит не об окончательной участи после Страшного суда, но использует представления, которые обнаруживаются среди прочих в раннем иудаизме, то есть представления о промежуточном состоянии между смертью и воскресением, когда окончательный приговор еще не вынесен. 46. Однако, согласно нашему опыту, ни тот, ни другой пример не представляют собой обычный пример человеческого существования. В самой глубине существа большинства людей – как мы можем предположить – за всеми движениями души сохраняется стремление к истине, к любви, к Богу. Но в конкретных жизненных решениях оно заглушается новыми компромиссами со злом – поток грязи заливает чистоту, жажда которой всё же сохраняется и которая, несмотря ни на что, вновь и вновь появляется из самой глубины и остается в душе. Что происходит с такими людьми, когда они предстают пред Судией? Может быть, вся грязь, которую они накопили за свою жизнь, вдруг окажется неважной? Или происходит что-то другое? В Первом Послании к Коринфянам святой Павел высказывает идею о дифференцированном воздействии суда Божьего на человека в зависимости от его ситуации. Он делает это с помощью образов, которые являются своего рода попыткой выразить невидимое, но мы не можем трансформировать эти образы в представления – просто потому, что не можем заглянуть в мир по ту сторону смерти и не имеем никакого опыта потустороннего мира. Павел говорит о христианской жизни прежде всего то, что она построена на общем основании: на Иисусе Христе. Это основание остается крепким. Если мы прочно стоим на этом основании и построили на нем свою жизнь, то мы знаем, что его не сможет вырвать у нас даже смерть. Затем Павел продолжает: " Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы, – каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем, сам спасется, но так, как бы из огня " (3, 12-15). В этом тексте в любом случае становится очевидным, что спасение людей может иметь различные формы; что некоторые устроенные дела могут сгореть дотла; что для того, чтобы спастись, необходимо пройти лично " огонь " , дабы окончательно стать открытым к Богу и обрести возможность занять место за трапезой вечного брачного пира.

http://religare.ru/2_52075.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010