Итак, не будем думать о мирском, не станем искать воздаяния здесь, не будем столь жалкими. Если весь мир недостоин их, то для чего ты домогаешься части его? И это справедливо, потому что они - друзья Божии. Миром же называет здесь или людей, или самое творение. Писание обыкновенно называет так и то, и другое. Если, говорит, взять всё творение вместе с людьми, и тогда оно не сравняется с ними в достоинстве, - и справедливо. Как тысячи мер сена и соломы не могут сравниться в цене с десятью жемчужинами, так - и с ними: " Лучше один праведник, нежели тысяча грешников … " (Сир. 17:3). Под тысячами здесь разумеется не какое-либо известное число, но неопределенное множество. Пред­ставь, как много значит праведник. " Иисус воззвал к Господу … и сказал пред Израильтянами: стой, солнце, над Гаваоном, и луна, над долиною Аиалонскою! " , и было так (Нав. 10:12). Пусть выйдет вся вселенная, или даже две, три, четыре, десять, двадцать вселенных, пусть скажут и сделают это: нет, они не смогут! А друг Божий повелевал творениями Друга, или, лучше сказать, просил Друга, и служебные силы подчинялись ему, дольний повелевал горними. 4. Если здесь они совершают такие дела, если здесь действуют так, как ангелы, то что там? Какую там они имеют славу? Может быть, каждый из вас хотел бы быть таким, чтобы повелевать солнцем и луною. Здесь заметим: что сказали бы при этом те, которые утверждают, будто небо есть круглое тело? Почему он не сказал: " стой, солнце " , но прибавил: " … над Гаваоном, и луна, над долиною Аиалонскою! " , т.е., чтобы день сделался больше? То же было и при Езекии: солнце возвратилось назад (Ис. 38:8). Но последнее чудеснее первого, т.е, что солнце пошло опять в противоположную сторону, не совершив ещё своего течения. А мы, если захотим, можем достигнуть большего. Что в самом деле обещал нам Христос? Не останавливать солнце, или луну, не возвращать назад солнце, - а что? " Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его " , - говорит Он, - " и Мы придем к нему и обитель у него сотворим " (Ин.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

К сожалению, в богословских статьях православных экуменистов решительно проводится идея, что пора отрешиться от учения о «спасении души за гробом» и повернуться к заботам о строении царства Христова на земле. Православный догмат о Церкви. Однако самым опасным для нас в настоящее время является то, что вхождение православных церквей в экуменическое движение обозначает принятие ими протестантского-экуменического представления о Церкви. Такое представление действительно проводится в устных выступлениях и в печати православными экуменистами. Между тем, с разрушением подлинно православного понятия о Церкви подрывается значение вселенских соборов, а это значит – подрывается твердость установленных ими христианских догматов, и таким образом, подрывается и разрушается Православие в его основах. С большой осмотрительностью закладывали апостолы здание Церкви Христовой на земле и ясно определяли, кто к ней принадлежит и кто не принадлежит. Они уподобляли Церковь обычному строению. «Мы строители, вы – Божие строение», поучает апостол. Основание строения – Христос. «Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы, – каждого дело обнаружится» ( 1Кор. 3, 9–13 ). Очевидно, строений может быть и не одно: но истинная Церковь  – одна. Придет некогда последний день, и истинность этой Церкви «день покажет, – как учит апостол, – потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть», устоит ли оно или сгорит ( 1Кор. 3, 13–14 ). Поэтому должно твердо верить в единое апостольское строение, в единую апостольскую Церковь . Уверовавший человек входит в Церковь через крещение водою. Однако правильность и действительность крещения необходимо признать, подтвердить. Ведь, может случиться, что крестивший, совершавший крещение, был еретиком или раскольником и сам не находился в Церкви. Так было и при апостолах. Когда ап. Павел впервые прибыл в Ефес, там оказалось около 12 лиц, считавших себя учениками христианской веры и крещеными. Но при распросе оказалось, что они крещены были только во Иоанново крещение. Ап. Павел объяснил им недостаточность этого крещения и, крестивши их, возложил на них руки для низведения на них Духа Святого ( Деян. 19, 1–7 ). Возложение рук для низведения Духа Святого, будучи таинством, являлось в то же время подтверждением правильно совершенного крещения и присоединения к Церкви; будучи таинством, оно имело и формальное значение печати принятия в Церковь . Так оно и называется у апостолов: «печатью» или «запечатлением». Таинство руковозложения, принявшее вскоре форму миропомазания, совершалось всегда самими апостолами: подавая дары Духа Святого, апостолы одновременно подтверждали принятие данного лица в Церковь. В книге Деяний разсказывается, что апостолам Петру и Иоанну пришлось предпринять путешествие из Иерусалима в Самарию, чтобы лично совершить таинство руковозложения на людей, принявших уже там крещение.

http://azbyka.ru/otechnik/Panteleimon_Ni...

Каждый добрый хозяин будто забудет на время свой домашний кров: с раннего утра до позднего вечера станет он проводить в поле, под открытым небом, за полевой работой. Сколько трудов предстоит труженику! Пашня и посев, покос и жнитво, уборка сена, молотьба хлеба... Трудовым потом не раз оросится мать-земля сырая, от усталости заноют руки, заломит спину, подогнутся ноги. Иному, может быть, и надоел зимой отдых, а летом рад-рад он будет добраться до ночлега. Сам Господь Бог судил человеку трудиться и в поте лица своего добывать хлеб насущный. А без труда и работы – с голоду умрешь. Без трудов земля сама собой не уродит хлеба. И Слово Божие говорит: «кто возделывает землю свою, тот будет насыщаться хлебом» ( Притч. 12:11 ); «а если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» ( 2Сол. 3:10 ). Еще нашему праотцу Адаму Господь определил работать и тяжелым трудом добывать себе пропитание, насущный хлеб. Проклята земля за тебя, – сказал Господь Адаму за то, что он согрешил, – со скорбью ты будешь питаться от нея во все дни жизни твоей, терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб твой, доколе не возвратишься в землю, от которой взят ( Быт. 3:17, 18, 19 ). Так сказал Господь, и, по слову Его, до сих пор трудятся люди и будут трудиться до скончания века. Тяжел твой труд, поселянин! Не даром достается тебе твой насущный хлеб! Но в твоем труде есть также много и отрадного. С восходом солнца встаешь ты, даже раннее солнце уже застает тебя в чистом поле за работой. Полной грудью вдыхаешь ты свежий, ароматом цветов напоенный воздух летнего утра, под твоей косой послушно ложится трава душистая, или сам-друг со своей лошадкой бороздами взрываешь ты землю рыхлую для посева. С высоты неба ласково смотрит на тебя красное солнышко; над твоей головой весело щебечут птицы небесные; отирая пот с своего лица, тихо произносишь ты молитву святую, славишь Господа милосердного, Который посылает тебе такую благодать, просишь Его помощи и благословения за твои труды богоугодные.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Как же можешь получить прощение ты, пресмыкающийся по земле и не презирающий малого и преходящего для великого и вечного, ты, который слышал от самого Бога, открывшего и внушившего тебе это, и получил от Него такие обетования? Что эти вещи не стоят привязанности, доказательством тому служат те, которые оставляли их без надежды благ больших. В самом деле, какого ожидая богатства, они избирали бедность? Никакого; они очень хорошо знали, что такая бедность лучше богатства. Какой жизни надеясь, они оставляли роскошь и предавались строгому житию? Никакой; они, познав свойство вещей, уразумели, что отсюда великая польза и для душевного любомудрия и для телесного здоровья. Итак, представляя себе это и непрестанно помышляя о благах будущих, перестанем прилепляться к настоящим, чтобы нам сподобиться тех будущих благ, благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, с Которым Отцу, со Святым Духом, слава, держава, честь, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. Перевод мой – и.И. 9. БЕСЕДА ДЕВЯТАЯ   Мучение грешников не имеет конца. – Изображение греха вообще и корыстолюбия в частности.   " Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы, –  каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня " (1Кор.3:12-15). 1. Здесь представляется нам вопрос не маловажный, но касающийся предмета самого необходимого и исследуемый всеми людьми: будет ли иметь конец огонь геенский? Христос открыл нам, что этот огонь не имеет конца: " червь их не умирает и огонь не угасает " (Мк.9:46). Вижу, что вы содрогаетесь, слыша это; но что делать? Бог повелевает непрестанно возвещать это: " укажи " , говорит, " народу Моему " (Ис.58:1). Мы поставлены на служение слова, и потому нужно говорить и неприятное слушателям; хотя и вопреки желанию, а нужно.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1097...

Кармил называется так по-гречески и по-латыни, а по-еврейски он называется «Chermel», и есть две горы, носящие такое название. Один Кармил, на котором был Навал, муж Авигеи (Abigail), расположен к югу, а другой, на котором пророк Илия, преклонив колена, испросил дождь (3 Цар. гл. 15), находится близ Птолемаиды, называвшейся прежде Акою (Асно), и возвышается над морем. Таким образом если здесь говорится о том Кармиле, на котором жил Навал, то это более применимо к стадам пастухов, потому что он находится близ пустыни; а если о том, который находится вблизи морского берега, то это относится к царям и [в частности] к высокомерию царей израильских, о которых говорится, что они чрез предстоящий плен подвергнутся разорению и будут подобны пустынным горам. Иначе: когда Господь с Сиона и Иерусалима, с сторожевой башни Церкви, которая находится на горе и не может укрыться и в которой пребывает видение мира, даст глас Свой чрез Ветхий и Новый Завет (Instrumentum) и чрез учителей Церкви и как бы зазвучит на звонкой трубе; тогда все, что было прекрасного у пастухов, то есть учение еретиков, казавшееся прекрасно изложенным, и познание обрезания (ибо это значит слово «Chermel»), вследствие которого они обнадеживают себя знанием истинного обрезания, восплачет и иссохнет, и тысячи людей, по причине простоты называющихся стадами, подвергнутся, вследствие внезапной засухи, увяданию. Ам.1:3. Так говорит Господь: за три, преступления Дамаска и за четыре не отвращу его, потому что они молотили Галаад железными телегами LXX: И сказал Господь: за три беззакония Дамаска и за четыре не отвращусь от них» (или «от него»), «потому что они распиливали железными пилами беременных в Галааде.    Вместо «молотил», которые по-еврейски называются «absoth» и которые Феодотион перевел чрез «железные колеса,» а мы чрез «железные телеги,» LXX перевели «железными пилами.» Это род телеги, которая приводится в движение посредством находящихся под нею железных зубчатых колес, чтобы, выбив зерна, разбивать стебли на токах и размельчать солому для пищи скоту при неурожае сена.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Когда он увидел у сестры своей серьги и браслеты на руках и услышал слова Ревекки, сестры своей, которая прибавила помимо всего: так говорил мне человек этот, – пришел он к рабу Авраамову, стоявшему у верблюдов, и сказал ему: ступай, зайди, благословенный Господом, зачем ты стоишь вне города? Я приготовил комнату для тебя и твоих товарищей и место для верблюдов. И вошел человек в дом; и расседлал Лаван верблюдов, дал им плевы и сена, воду умыть ноги ему и товарищам его и предложил им пищу. А странник сказал: не буду есть, пока не скажу заветных слов моих. Лаван сказал: говори. Пришлец продолжал: я раб Авраама. Господь благословил щедро господина моего, и он стал велик: Он дал ему много овец и тельцов, серебра и золота, рабов и рабынь, верблюдов и ослов. Сарра, жена господина моего, родила единственного сына господину моему, когда он был уже стар, и отдала ему все, что имела. Дальше пересказывает волю и завещание Авраама о женитьбе сына своего и то, как он нашел невесту для сына господина своего. Затем говорит: если вы хотите сделать милость и правду господину моему, то это [ладно], а если не хотите, так скажите, чтобы мне идти направо или налево. Лаван и Вафуил сказали: это дело – от Господа: не можем мы сказать тебе нет. Вот Ревекка пред тобою: возьми ее и иди; пусть она будет женою сына господина твоего, как это угодно Господу. Услышав эти слова, раб Авраамов поклонился Господу до земли. Вынесши золотые и серебряные сосуды и одежды, он дал их Ревекке; дал также дары брату ее и матери ее. И ели и пили сват Авраамов и товарищи его, а затем опочили. На следующий день, выпросив согласие невесты, мать и братья отпустили ее с рабом Авраамовым и отдали ей ее имение. Благословивши ее, братья сказали ей: ты сестра наша: да произойдут от тебя тысячи тысяч народа и да будет семя твое наследовать города супостатов. Ревекка и рабыни ее сели на верблюдов и отправились со сватом. Исаак в это время переходил пустыню, что у колодца клятвенного; жил он на юге земли. К вечеру он вышел на поле (поглумитися 32 ) и, взглянув вдаль, увидел верблюдов, приближающихся к нему.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Когда она напоила его, он не остановился на этом, но сказал ей: « и спросил ее: чья ты дочь? скажи мне, есть ли в доме отца твоего место нам ночевать? » Что же она? Она незлобиво и кротко назвала отца, не обиделась и не сказала: кто ты, разведывающий, исследующий и расспрашивающий о нашем доме; но что? « Я дочь », говорит, « Вафуила, сына Милки, которого она родила Нахору; у нас много соломы и корму, и есть место для ночлега » (Быт. 24:23–25). Как прежде она дала ему воды больше, чем сколько он просил, — он просил дать напиться только ему, а она предложила напоить и верблюдов, и напоила, — так и теперь: он просил только места, а она предложила и соломы и сена и многого другого, посредством всего этого приглашая его и привлекая в дом свой, чтобы получить награду за гостеприимство. Не будем же слушать это небрежно и просто, но, размышляя с собою о себе самих и сравнивая себя с ними, станем таким образом изучать добродетель этой женщины. Мы часто негодуем, принимая каких–нибудь знакомых и родственников, и тяготимся если они проживут у нас один или два дня; а она с великим радушием привела в дом незнакомого и чужестранца, и притом намереваясь услужить не только ему, но и столь многим верблюдам. Когда же он вошел в дом, посмотри, как он оказал еще большее благоразумие. Ему предложены были хлебы для ядения, но он сказал: « не стану есть, доколе не скажу дела своего » (Быт. 24:33). Видишь ли, как он был бдителен и воздержен? Потом, когда ему предоставили говорить, посмотрим, как он говорит им. Сказал ли он им такие выражения, что он имеет господина славного и знаменитого, уважаемого всеми и пользующегося великим предпочтением между туземными жителями? Между тем он мог, если бы захотел, сказать это, потому что Авраама туземные жители почитали, как царя. Однако ничего такого он не сказал, но, оставив эти человеческие преимущества, возвеличил его со стороны вышнего благоволения, сказав так: « Господь весьма благословил господина моего, и он сделался великим: Он дал ему овец и волов, серебро и золото, рабов и рабынь, верблюдов и ослов » (Быт.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

«Кто Павел? Кто Аполлос? Они только служители, через которых вы уверовали, и притом поскольку каждому дал Господь. Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог» ( 1Кор. 3:5–6 ). И в ваши сердца насаждали многие мои предшественники архипастыри Кирилл, Иннокентий, Зиновий, Кассиан, а теперь Господь повелел мне, и я стараюсь, чтобы из посева моего возросла жатва. Земледелец пашет землю и бросает в нее семена, урожай же взращивает только Бог . Так и мы – я и все мои предшественники и соработники: и диаконы, и чтецы, и певцы – все стараемся, вспахиваем почву сердец ваших, бросаем в них семена слов Божиих, поливаем и ждем, что Господь взрастит. Когда же собираем спелые колосья, то несказанно радуемся. Великую радость дает мне Господь слышать неоднократно, что многие из вас, пришедшие в храм Божий с холодным сердцем, потерявшие веру или никогда ее не имевшие, уходили из него, унося в сердцах своих семена правды Божией. Вы – Божие строение. Господь строил храм Свой в сердцах ваших. «Я, по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на нем; но каждый смотри, как строит. Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос» ( 1Кор. 3:10–11 ). Нужно твердо усвоить сказанное апостолом Павлом, ибо вы знаете, что есть немало людей, которые совсем иное основание избирают краеугольным камнем своей жизни. Священники только кладут основание, а строителями должны быть вы сами, как об этом говорит и апостол Петр: «И сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу, Иисусом Христом» ( 1Пет. 2:5 ). Не одних архиереев и священников, но всех вас – христиан – называет святой Петр священством святым, призывая к тому, чтобы вы, подобно оным, приносящим ежедневно Бескровную Жертву, приносили бы духовные жертвы, благоприятные Богу. Все вы должны быть строителями. Об этом строительстве продолжает апостол Павел: «Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы,»– «каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть» ( 1Кор. 3:12–13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

Кто ты, что боишься человека, который умирает, и сына человеческого, который то же, что трава . Справедливо пророк приводит на ум знатность его (Иерусалима), как бы какой-либо царской дочери, которая боится своих слуг. Скажи, пожалуйста, кем ты был? Эти слова: " кто ты " обозначают многое: во-первых, то, что он (народ еврейский) прежде про­чих людей познал Бога; потом, ты один был освобожден от заблуждений, ты один почитал добродетели, тебе одному Я открыл сокровенное и невидимое Своей премудрости, по ска­занному: не сделал Он сего ни одному (еще) народу и судов Своих не явил им (Пс.147:9). Какой народ Бог избрал таким образом, или кто когда-либо слышал голос Божий, как слышали они? Кем ты был? Что более привлекает тебя: телесная доблесть, или душевная мудрость? Блага, которые пришли издалека, или блага, которыми ты пользовался дома? Кто ты и почему боишься человека, который умирает : разве Я не даровал тебе жить жизнью бесплотных сил? Если не открыто, то как бы прикровенно Я даровал тебе таковую жизнь. В течение сорока лет ты не обрабатывал земли и не собирал жатвы, и тем не менее ты пользовался всеми благами. И хлеб небесный дал им: хлеб Ангелов ел человек (Пс.77:24-25). Ничего человеку не дается без труда. Кем ты был и почему убоялся? Ты господ­ствовал над самою смертью. Бог прежде явил будущее и весьма часто освобождал их от бедствий. Он был бессмерт­ным – потому, что имел Бога как бы своим вождем; он мог столько, сколько сам желал. Который то же, что трава . Видишь ли бессилие природы? Хотя она внушила тебе страх, но не своею силою, а по причине твоего бездействия. Кто боится сена? Или, как если бы кто сказал нам: кто ты таков и почему боишься диавола? Он повелел тебе попирать змия, почему же ты боишься его? Сам Христос с тобою, почему же ты боишься врага?   13-16. И забываешь Господа, Творца своего, распростершего небеса и основавшего землю . Одно дело творение и промышление, а другое – могу­щество и попечение. Не одно и то же забыть отца и Бога, Кото­рый есть первая и истинная причина.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Кто ты, что боишься человека, который умирает, и сына человеческого, который то же, что трава . Справедливо пророк приводит на ум знатность его (Иерусалима), как бы какой-либо царской дочери, которая боится своих слуг. Скажи, пожалуйста, кем ты был? Эти слова: " кто ты " обозначают многое: во-первых, то, что он (народ еврейский) прежде прочих людей познал Бога; потом, ты один был освобожден от заблуждений, ты один почитал добродетели, тебе одному Я открыл сокровенное и невидимое Своей премудрости, по сказанному: не сделал Он сего ни одному (еще) народу и судов Своих не явил им (Пс.147:9). Какой народ Бог избрал таким образом, или кто когда-либо слышал голос Божий, как слышали они? Кем ты был? Что более привлекает тебя: телесная доблесть, или душевная мудрость? Блага, которые пришли издалека, или блага, которыми ты пользовался дома? Кто ты и почему боишься человека, который умирает : разве Я не даровал тебе жить жизнью бесплотных сил? Если не открыто, то как бы прикровенно Я даровал тебе таковую жизнь. В течение сорока лет ты не обрабатывал земли и не собирал жатвы, и тем не менее ты пользовался всеми благами. И хлеб небесный дал им: хлеб Ангелов ел человек (Пс.77:24-25). Ничего человеку не дается без труда. Кем ты был и почему убоялся? Ты господствовал над самою смертью. Бог прежде явил будущее и весьма часто освобождал их от бедствий. Он был бессмертным – потому, что имел Бога как бы своим вождем; он мог столько, сколько сам желал. Который то же, что трава . Видишь ли бессилие природы? Хотя она внушила тебе страх, но не своею силою, а по причине твоего бездействия. Кто боится сена? Или, как если бы кто сказал нам: кто ты таков и почему боишься диавола? Он повелел тебе попирать змия, почему же ты боишься его? Сам Христос с тобою, почему же ты боишься врага? 13-16. И забываешь Господа, Творца своего, распростершего небеса и основавшего землю . Одно дело творение и промышление, а другое – могущество и попечение. Не одно и то же забыть отца и Бога, Который есть первая и истинная причина.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010