Лаврентий никогда никому не отказывал в этом, давал и давал без счета, уповая на милость Божию и на обетование, что рука дающего не оскудевает, что и сбывалось над ним всегда. Он никогда ни у кого ничего не просил, никогда не подыскивал богатых благотворителей для своей обители, всех равно ласково и нелицеприятно принимал, угощал, утешал, назидал, чем мог, и во всех своих нуждах на Бога и Пресвятую Богородицу всю свою надежду возлагал молитвенно, и по молитве его, все нужное для него являлось невидимо: находились и благотворители, и жертвователи, которые исполняли все благие его предначинания и желания касательно благолепия и благоустройства Иверского монастыря, его храмов, зданий, утвари, ризницы, одним словом – всего того, в чем чувствовалась надобность. В Иверском монастыре он сделал весьма много для его внутреннего и внешнего благосостояния. В 1858 году сделана им серебряная рака высокой, художественной работы академика Верховцева, для святых мощей святого праведного Иакова, Боровичского чудотворца, стоимостью в 5,850 р.; затем на чудотворную икону Иверской Богоматери сделана золотая риза с драгоценными каменьями, высокой, художественной работы того же академика, стоимостью в 15,600 р.; исходатайствованы в 1861 году у казны острова на Валдайском озере с огромным лесом, которые составляют красу обители и прочное обеспечение для нее во всех хозяйственных ее потребах; вычищен и позолочен иконостас в соборном храме монастыря; куплено для него новое изящное, посеребренное паникадило, стоимостью в 1,000 р.; установлены с Высочайшего разрешения крестные ходы с чудотворной Иверской иконой, которую стали носить из Иверского монастыря в гг. Демянск и Боровичи, и теперь она ежегодно с 21 мая совершает шествие свое по этим городам и сопредельным с ними селам, что доставляет духовное утешение их жителям и немалую пользу вещественную для Иверского монастыря. Много утвари и ризницы ценной приобретено при нем для обители; все храмы ее обновились благолепием как внутренним, так и внешним; много зданий жилых в ней исправлено, обновлено, вновь сооружено; самое число братий в Иверском монастыре почти удвоилось во дни настоятельства о. Лаврентия, что дало ему возможность улучшить пение в обители, сделать службу Божию в ней благолепной, порядок примерный, так что посетители из Петербурга и Москвы, бывавшие прежде в Иверском монастыре и потом посещавшие его при о. Лаврентии, не узнавали его и бывали поражаемы тем порядком и благочинием, с каким совершалось в нем богослужение. Улучшено хозяйство Иверского монастыря во всех отношениях, ибо о. Лаврентий, как сам сельский уроженец, был не чужд многих хозяйственных знаний и в обители своей прилагал их к делу с уменьем и пользой. Вообще, добрый труженик много сделал для Иверского монастыря во дни своего настоятельства в нем.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Скот «рогатый» и «мелкий» переводился из Боровичского Монастыря 1173 . Лошади – из Иверского и Боровического Монастырей, из Михайловского погоста, из Присек 1174 . Из продуктов доставлялось с вотчин, по-видимому, решительно все. Хлеб всевозможного рода и вида шел главным образом со Старорусского вкладного двора. Мука ржаная, пшеничная, овсяная и гречневая, овес, крупа овсяная, ячная, гречневая, ржаной и ячный солод, толокно, горох, коноплянное семя, сухари 1175 . Особенным разнообразием и богатством выделялись рыбные продукты: рыбу свежеподледную, свежепросольную и подпарную, сиги и икру поставляли Ладожский Монастырь, село Низино. Из Низина преимущественно шла рыба лодога. Лососи свежие, провальные, свежесольные и бочечная рыба, то есть те же лососи и сиги в бочках, шли из села Ояцкого. Сигов на год полагалось с села до 3.000 штук. Отсюда же поставляли и икру. Волховские сиги шли из Ладожского Николаевского Монастыря, село Коприно на Волге поставляло стерлядей, сельди свежие получались из Иверского Монастыря, и имевшего ловли на Валдайском озере, сухие снеты из Иверского Монастыря и со Старорусского вкладного двора, из села Низина; свежая рыба-щуки, судаки, окуни, лещи, подлещики, лодоги, харюзы, шересперы, язи, палимы, головли, осетры, плотвицы и разная «дробная рыба», икра сиговая и «паисная» – с Валдайского озера, с Ильменя, с Волхова 1176 . Мед и постное масло конопляное шли со Старорусского вкладного двора; соль – сухая, белая – из Толвуйского погоста; шла также соль Пермская, соль Русская, соль Английская, уксус 1177 . Молочные продукты, молоко, кислое молоко – «летнего сбору Петровского посту», масло коровье – Петровское топленое из села Ояцкого, сметана, сыр, творог, яйца – также из села Ояцкого и Михайловского погоста. Поставщиками являлись Тверские вотчины, Старая Русса 1178 . Огородные продукты – со Старорусского вкладного двора и из Ладожского Николаевского Монастыря: огурцы, капуста белая, соленая, кочанная, капуста сырая, белое крошево, бураки свекольные, свекольное стебелье, хрен, мята, лук, чеснок, хмель. Грибы разных сортов и заготовлений: сухие, соленые – волнухи, рыжики, грузди – шли из разных мест 1179 . Ягоды-журавины – из Ладожского Монастыря 1180 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

3. В связи с прошением Преосвященного архиепископа Корейского Феофана, временно управляющего Кызыльской епархией, освободить его от должности игумена мужского монастыря в честь святого равноапостольного великого князя Владимира города Турана Республики Тыва и назначить на эту должность Преосвященного епископа Туранского Ермогена, викария Кызыльской епархии. 4. В связи с прошением Преосвященного епископа Рыбинского и Романово-Борисоглебского Вениамина освободить игумена Гурия (Соколова) от должности игумена Спасо-Преображенского Геннадиевого мужского монастыря села Слобода Любимского района Ярославской области и назначить на эту должность иеромонаха Геннадия (Морозова). 5. В связи с прошением Преосвященного епископа Боровичского и Пестовского Ефрема открыть Свято-Троице Никандров женский монастырь села Никандрово Любытинского района Новгородской области и назначить на должность игумении этого монастыря монахиню Варвару (Колосову). 6. В связи с прошением Преосвященного епископа Городецкого и Ветлужского Парамона освободить игумена Иону (Пестова) от должности наместника Городецкого Феодоровского мужского монастыря города Городца Нижегородской области и назначить на эту должность иеромонаха Антония (Скорика). 7. В связи с отсутствием регистрации учредить следующие монастыри Луганской епархии и зарегистрировать их юридические лица: а. Вознесенский мужской монастырь села Хорошее Славяносербского района Луганской Народной Республики с назначением наместником монастыря архимандрита Иоанна (Сухина); б. Женский монастырь Рождества Пресвятой Богородицы села Красный Деркул Станично-Луганского района Луганской Народной Республики с назначением настоятельницей игумении Антонии (Рыбинцевой).   ЖУРНАЛ 36 ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ о прошениях Преосвященных архиереев об утверждении их священноархимандритами особо значимых обителей вверенных им епархий. Справка: Архиерейский Собор 2011 года постановил: «Правящие архиереи могут быть настоятелями (священноархимандритами) исторически значимых или крупнейших монастырей епархии в порядке исключения» (Определение «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви», п.25).

http://patriarchia.ru/db/text/6109912.ht...

129 . Афанасий Филиппович, игумен Брестского Симеоновского монастыря, потерпевший мученическую смерть от католиков 20-го Июля 1648-го года. Из не совсем ясных речей о нем Истории иерархии, – III, 457, как будто следует, что он есть местно чтимый святой. Если так, то о времени причтения его к лику святых не имеем сведений (мощи его открыто почивают в соборной церкви Симеоновского монастыря, – ibid.). —232— 130 . Никандр Городенский или Городноезерский, основатель упраздненной Никандровой Городноезерской пустыни, которая находилась в Боровичском уезде Новгородской губернии, неизвестно, когда живший, но относимый к первой половине XVII века. О начале местного празднования (15-го Марта) ничего не может быть сказано. В приходской церкви, остающейся от его бывшего монастыря, есть придел, посвященный его имени. 1511 131 . Никодим Кожеезерский, уединенный отшельник, подвизавшийся близь монастыря Кожеозерского, который находится на полуострове озера Коже или Кожо, в Онежском уезде Архангельской губернии, в 120-ти верстах на юг от города Онеги, скончавшийся 3-го Июля 1640-го года. Местное празднование ему установлено до 1662-го года, ибо в Прологе, напечатанном в сем году, положено творить его память (в день преставления) с пением стихир и канона. 1512 132 . Елеазар Анзерский, основатель Анзерского скита, который находится на Анзерском острове, отделяющемся от Соловецкого острова, на котором Соловецкий монастырь, проливом 5-верстной ширины, скончавшийся 13-го Января 1656-го года. О начале местного празднования ничего не может быть сказано. Во второй половине XVII века, в правление патр. Иоакима, имел место случай исключения из святцев одной святой с отменою установленная празднования ее памяти, иначе сказать – случай кассирования или уничтожения канонизации. Святая, постигнутая такой печальной судьбой, была княгиня Анна Кашинская, иоакимовское дело о которой имеет громкую известность и принимается за своего рода cause célèbre в церковной области. Княгиня Анна Кашинская выдается ее житием, написанным в половине XVII века, за супругу великого князя Владимирского, удельного князя Тверского, Михаила Ярославича. О супруге Михаила Ярославича Анне, дочери Ростовского князя Дмитрия Борисовича, находим в лето-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Будучи еще митрополитом новгородским, Никон при своих проездах чрез Валдай в Москву заметил красоту озера и решил устроить здесь обитель. О своем намерении Никон поведал царю Алексею Михайловичу, который с живейшей радостью одобрил мысль своего любимца о создании на Валдае обители и обещал ей свое покровительство и всяческую поддержку. При своем путешествии в Соловки за мощами св. Филиппа для перевезения их в Москву Никон удостоился видения этого праведника, который также одобрил его намерение. Сделавшись вскоре после этого патриархом, Никон осуществил свою давнишнюю мысль. Еще в бытность свою архимандритом Новоспасского монастыря в Москве, Никон много слышал о чудесах Иверской Божией Матери на Афоне, о строгой подвижнической жизни иноков Иверского Афонского монастыря и, пользуясь пребыванием в Москве Иверского архимандрита Пахомия, просил его снять точную копию с чудотворного Иверского образа и прислать его в Москву вместе с планом Иверской обители, что и было исполнено. При создании Валдайского монастыря Никон принял за образец Иверскую обитель и назвал ее тем же именем. В 1653 году начались постройки монастырских храмов и зданий под ближайшим наблюдением патриарха и при деятельной поддержке царя и вельмож. Сам патриарх торжественно освятил новосозданную обитель, поместил в ней богато украшенную икону Иверской Богоматери и приказал перенести сюда из Боровичского монастыря мощи Св. Иоакова. Во все время патриаршества Никона Валдайская обитель находилась в самом цветущем состоянии под его могущественным покровительством. Но со времени падения патриаршей власти и влияния Никона началось быстрое понижение благосостояния обители. Она перестала теперь пользоваться царскими милостями, постепенно теряла свои обширные вотчины, приходила в упадок и, по указу Петра Великого, в 1712 году была приписана к Александро-Невской лавре. Впрочем, в 1740 г. монастырю была возвращена самостоятельность, но с большим материальным ущербом. Последовавшие затем пожары довершили бедствия обители. И лишь только благодаря энергии ее настоятелей она была спасена от запустения и даже достигла значительного процветания. Управляет ею архимандрит.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

XXXI Видение о, архимандрита Вениамина (настоятеля Ново-Иерусалимского Воскресенского монастыря) в сороковой день по его кончине 30 сентября 1890 года В первых главах своих записок я сообщила, как довелось мне познакомиться с о. Вениамином, бывшим в то время, когда я жила у родителей, настоятелем Боровичского Свято-Духова монастыря. По делам устройства своей обители о. Вениамин навещал и нашу усадьбу. Лучшими днями моими в тот безотрадный для меня год невольного томления среди мира были те дни, когда мне случалось видеться с этим уважаемым настоятелем. Напрасно и говорить о том, что я открывала ему свою заветную мечту об удалении в монастырь, свою скорбь о том, что меня в сем удерживали родители, и тому подобное. Он разумно утешал меня надеждой на Промысл Божий, говоря, что если внушение это мне от Бога, то Сам Бог и осуществит его, когда придет для того время, а что настоящее мое повиновение воле родителей безусловно и свято должно быть исполнено. Когда наконец я вступила в монастырь, то и тут отец Вениамин не переставал назидать меня письменными наставлениями и вообще во всю мою жизнь до самой его кончины он был моим " старцем " , то есть духовным отцом. Особенно ощутительна для меня была польза его мудрой опытности в то время, когда я сама приняла сан игумений, настоятельницы монастыря; он живо сочувствовал моим начальническим скорбям, и, хорошо зная мое внутреннее устроение, безошибочно направлял свои советы и утешения. Из этого понятно, насколько чувствительна была для меня потеря такого человека; он был для меня, в полном смысле слова, незаменим. Я скорбела о лишении его, по силе моей немощи, поминала его, но как-то верилось мне, что отношения наши не порваны, что он и там, если будет иметь дерзновение, не оставит меня своими молитвами. Конечно, зная его добродетельную жизнь, я надеялась, что он улучит милость Божию, но, само собой разумеется, что эта мысль была лишь предположением, а не уверенностью, и мне невольно думалось: " Господи, если таким людям там не будет хорошо, то что же будет мне, грешной? " И я задумывалась на этом до скорби, до уныния.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1967...

В первой половине 1650-х гг. в Москве по инициативе патриарха Никона создаются архитектурные памятники, посвященные Филиппу. Церковь во имя Трех святителей на Патриаршем дворе к престолам московских святых Петра, Алексея и Ионы получает четвертый – во имя митрополита Филиппа 530 . В личных покоях патриарха Никона на Патриаршем дворе устроена теплая домовая церковь во имя апостола Филиппа, святого небесного заступника митрополита Филиппа 531 . По мнению исследователей, приверженность Никона к монументальному строительству берет начало от подражания Филиппу. Есть мнение, что Никон был зодчим всех трех основанных им монастырей – Крестного Кийостровского, Иверского Валдайского и Воскресенского Ново-Иерусалимского 532 . Более того, ориентация на северные постройки, особенно ярко проявившаяся при сооружении Успенского собора Иверского монастыря, привела Никона к использованию некоторых принципов северного культового зодчества, примененных при строительстве Спасо-Преображенского собора Соловецкого монастыря 533 , возведение которого, как известно, велось под наблюдением митрополита Филиппа 534 . Первые и главные храмы своих монастырей Никон посвящал митрополиту Филиппу: уже в октябре 1653 г. в первом – Иверском монастыре готовы к освящению две деревянные церкви: соборная холодная в честь Иверской иконы Богородицы и теплая с трапезной во имя митрополита Филиппа 535 . А 19 августа 1655 г. антиохийский патриарх Макарий совершил закладку трех престолов (водружены подпрестольные кресты) Успенского собора Иверского монастыря на Валдае: главного – во имя Успения Пресвятой Богородицы, двух других – во имя святителя Филиппа, митрополита Московского, и во имя святого Иакова Нового (Боровичского) 536 . Среди частиц мощей пятидесяти святых, собранных Никоном в этот монастырь 537 , особое место занимали части мощей митрополита Филиппа, привезенные в обитель самим Никоном в конце февраля 1654 г. (л. 54 – 62). Частица мощей московского святителя была вложена в один из ковчежцев Кийского креста-мощевика, водруженного патриархом Никоном в онежском Крестном монастыре 538 . Крестный же монастырь, как он поименован в царской грамоте 13 июня 1655 г. каргопольскому воеводе Ф. И. Малыгину, патриарх Никон возводил «...во имя Честного и Животворящего Креста и святого чудотворца Филиппа митрополита...» 539 . Таким образом, культ митрополита Филиппа имел для патриарха Никона лично огромное значение.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В первой половине 1650-х годов в Москве по инициативе патриарха Никона создаются архитектурные памятники, посвящённые Филиппу. Церковь во имя Трёх святителей на Патриаршем дворе к престолам московских святых Петра, Алексея и Ионы получает четвёртый – во имя митрополита Филиппа 531 . В личных покоях патриарха Никона на патриаршем дворе устроена тёплая домовая церковь во имя апостола Филиппа, святого небесного заступника митрополита Филиппа 532 . По мнению исследователей, приверженность Никона к монументальному строительству берёт начало от подражания Филиппу. Есть мнение, что Никон был зодчим всех трёх основанных им монастырей – Крестного Кийостровского. Иверского Валдайского и Воскресенского Ново-Иерусалимского 533 . Более того, ориентация на северные постройки, особенно ярко проявившаяся при сооружении Успенского собора Иверского монастыря, привела Никона к использованию некоторых принципов северного культового зодчества, применённых при строительстве Спасо-Преображенского собора Соловецкого монастыря 534 , возведение которого, как известно, велось под наблюдением митрополита Филиппа 535 . Первые и главные храмы своих монастырей Никон посвящал митрополиту Филиппу: уже в октябре 1653 г. в первом – Иверском – монастыре готовы к освящению две деревянные церкви: соборная холодная в честь Иверской иконы Богородицы и тёплая с трапезной во имя митрополита Филиппа 536 . А 19 августа 1655 г. антиохийский патриарх Макарий совершил закладку трёх престолов (водружены подпрестольные кресты) Успенского собора Иверского монастыря на Валдае: главного – во имя Успения Пресвятой Богородицы, двух других – во имя святителя Филиппа, митрополита Московского, и во имя святого Иакова Нового (Боровичского) 537 . Среди частиц мощей пятидесяти святых, собранных Никоном в этот монастырь 538 , особое место занимали части мощей митрополита Филиппа, привезённые в обитель самим Никоном в конце февраля 1654 г. (л. 54–62). Частица мощей московского святителя была вложена в один из ковчежцев Кийского креста-мощевика, водружённого патриархом Никоном в онежском Крестном монастыре 539 . Крестный же монастырь, как он поименован в царской грамоте 13 июня 1655 г. каргопольскому воеводе Ф.И. Малыгину, патриарх Никон возводил «...во имя Честного и Животворящего Креста и святого чудотворца Филиппа митрополита...» 540 . Таким образом, культ митрополита Филиппа имел для патриарха Никона лично огромное значение.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

[Группы слов перед сносками подчёркнуты]. Примечания «По сему вас и познают, яко Мои ученицы, аще в любви пребудяте»... – Ср.: Ин. 13:35 . ...«аще заповеди Моя соблюдете»... – Ср.: Ин. 15:10 . ...великой княгине Марии Ильичне... – Мария Ильинична Милославская (1625–03.03.1669) – царица, первая жена царя Алексея Михайловича. Повенчана с царём 16 января 1648 г. Родила 13 детей, из которых трое умерли при её жизни. ...государыням благоврным царевнам. – В 1653 г. у царя Алексея Михайловича и царицы Марии Ильиничны было две дочери – Евдокия (родилась в феврале 1650 г.) и Марфа (родилась в августе 1652 г.); царевич Дмитрий, родившийся в октябре 1649 г., скончался в двухлетнем возрасте, в октябре 1651 г. ...Стефанъ попъ... – Возможно, это первый игумен Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря, назначенный патриархом Никоном в 1656 г. – Леонид 1876, 9, 126. Примечания Л. 1 ...в новой монастырь Пресвятыя Богородицы Иверския и святаго священномученика и исповдника Филиппа митрополита... – Иверский Валдайский монастырь основан патриархом Никоном в 1653 г. По «Слову благополезну» о создании Иверского монастыря, вошедшему в состав изданного в монастырской типографии сборника «Рай мысленный», 3 июля 1653 г. «на память пренесения мощей иже во святых отца нашего священномученика и исповедника Филиппа митрополита», будучи на всенощной службе в Успенском соборе, патриарх Никон принял окончательное решение о строительстве монастыря на Валдае, на месте, мимо которого новгородским митрополитом он ездил к Москве – Никон 1658–1659, 52, 53об. Л. 2 ...с Петром, и Иоанном, и Яковом... – По-видимому, здесь описка автора; должны быть перечислены имена святых, частицы чьих мощей Никон перенёс в Иверский монастырь в феврале 1654 г. – московских митрополитов Петра и Ионы (а не Иоанна) и блаженного Иакова Боровичского. Эго событие сам патриарх Никон красочно описал в «Сказании» об Иверском монастыре из сборника «Рай мысленный» – Никон 1658–1659, 62–63. А о колоколе, благодаря Бога, радуюся, а звонитъ... – Возможно, патриарх Никон имеет в виду колокол «Никон» 35 пудов, вылитый в 1654 г. с портретом патриарха – Силин 1901, 44.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

Духовную поддержку Марии Солоповой в это время оказал архим. Вениамин (Поздняков), игумен Свято-Духова монастыря, в котором почивали мощи св. прав. Иакова Боровичского. Через него Мария познакомилась с архим. Лаврентием (Макаровым), настоятелем Иверского Валдайского монастыря, ставшим ее духовным отцом и руководителем. Именно по его благословению Мария Солопова выбрала для начала своего иноческого пути Тихвинский Введен­ский девичий монастырь. В феврале 1863 г. Виктория Дмитриевна Солопова, после посетившего ее видения, наконец дала свое благословение на монашеский путь дочери. 19 февраля, незадолго до начала Великого поста, Мария Солопова прибыла в Тихвин, а на Пасху того же года стала послушницей Тихвинского Введенского монастыря. В первый год своей монастырской жизни Мария проходила монашеский «искус», исполняя общие послушания: мыла посуду, работала в огороде и на полевых работах, читала в церкви, пела на клиросе. Затем она занималась обучением вольноприходящих городских детей в монастырской школе. Исполняя заповедь своего духовного отца архим. Лаврентия, Мария безвыходно пребывала в обители в течение трех лет, никуда не отлучаясь «не только куда-либо подальше, но и за ворота на улицу». В Тихвинском Введенском монастыре 13 мая 1870 г. Мария была пострижена в рясофор с именем Аркадия. В 1872 г. по благословению архим. Лаврентия инокиня Аркадия перешла в Новгородский Зверин-Покровский монастырь, где была регентшей, уставщицей правого клироса и письмоводительницей. В эти годы ею было составлено известное гимнографическое про­изведение – акафист св. Симеону Богоприимцу. 2 июля 1876 г. скончался духовный отец будущей игумении Таисии архим. Лаврен­тий. В поисках нового духовного наставника инокиня обра­ща­лась к известному святой жизнью старцу, настоятелю Валаам­ско­го мона­сты­ря игумену Дамаскину (Кононовичу): «Я спо­добля­лась неодно­кратно иметь с ним духовные беседы, и даже у него испове­до­вать­ся» 215 . Возможно, в те же годы происходит ее знакомство с отцом Иоанном Сергиевым. Публикуя беседы с ним в 1909 г., игумения Таисия указывала, что состояла «в течение более 35 лет в самых близких духовных отношениях к незабвенному, в Бозе почившему, о. прот. Иоанну Сергиеву (Кронштадтскому)» 216 . Святой праведный Иоанн Кронштадтский

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010