Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» В 1652 году, по поручению царя Алексея Михайловича, Новгородский митрополит  Никон отправляется в Соловецкий монастырь для перенесения в Москву мощей святителя Филиппа митрополита Московского. Святитель пострадал в правление Иоанна Грозного в 1568 году за обличение царских беззаконий и жестокостей. Никон прочитал перед гробом святителя Филиппа царскую грамоту и принес покаяние от имени царя за беззаконие своего предка. Митрополит Никон с торжественным шествием возвратился с мощами святителя Филиппа в Москву. По дороге, в сонном видении, ему явился святой Филипп и благословил его намерение о построении обители на Валдае. Вступив на первосвятительский престол, Никон высказал свое намерение, основать монастырь на Валдайском озере, царю Алексею Михайловичу. Государь одобрил просьбу Патриарха и выделил из государственной казны огромные средства для скорейшего построения обители. Летом 1653 года первосвятитель послал на место строительства искусных зодчих, множество людей и строительных материалов, а к осени были построены и готовы к освящению две деревянные церкви. Соборный храм был освящен в честь чудотворной иконы Иверской Божией Матери, а теплый - во имя святителя Филиппа митрополита Московского. Патриарх всей душою стремился как можно быстрее взглянуть на свое детище. При первом посещение строящейся обители, Никон переименовал посад Валдайский в село Богородицкий, а так же нарек Валдайское озеро Святым, предварительно освятив его и опустив на дно Евангелие и крест. Сам монастырь в дополнение к прежнему названию был назван Святоозерским. Для прославления обители по распоряжению Патриарха были перенесены святые мощи Иакова Боровичского. На месте остановки гроба была построена деревянная часовня, и очень скоро вблизи часовни забил целебный источник. За время от явления святых мощей до их переноса в Иверскую обитель сохранилось двенадцать письменных свидетельств о чудесных исцелениях различных болезней. 24 февраля 1654 года в соборном храме Иверского монастыря состоялось торжественное переложение мощей праведного Иакова из ветхой деревянной раки в серебряную. В тоже время в монастырь были привезены ковчеги с частицами мощей Московских святителей Петра, Ионы и Филиппа, и других многих святых. В мае того же года, дается царская грамота с закреплением за обителью не только Валдайского озера с островами, но и других многочисленных земельных вотчин и монастырских угодия близ лежащих обителей. Так же закрепляются села: Валдай, Боровичи, Вышний Волочек, и ямы: Выдропужск, Едрово, Яжелбицы. Среди русских монастырей не много имеется обителей, которые за короткое время были бы так быстро обогащены угодиями и возведены так скоро на одинаковую степень с древними монастырями.

http://sobory.ru/article/?object=00327

Одним из центров памяти и почитания игумении Таисии остается Павловская гимназия No209 в Санкт-Петербурге. Здесь под руководством директора-энтузиаста Дмитрия Георгиевича Ефимова уже много лет проводятся Дни памяти выпускницы Павловского института благородных девиц матушки Таисии. В ее день рождения (17 октября) проводятся уроки памяти игумении Таисии, в 2022 году такой урок провела инокиня Аркадия (Ковина), постриженница Леушинского подворья в Санкт-Петербурге. В школьных дневниках помещается изображение игумении наряду с другими известными выпускниками этих стен. В гимназии создан превосходный портрет Таисии художницей Еленой Петрусенко, который помещен в большой аудитории. Радует, что не прекращается публикация сочинений игумении Таисии. Считаю самым интересным за последние два года издание редкой книги матушки Таисии «Беседы протоиерея Иоанна Кронштадтского с игуменией Таисией», предпринятое издательством Сретенского монастыря совместно с Мемориальной Квартирой св.Иоанна Кронштадтского в 2022 году. Уникальная запись живых бесед с отцом Иоанном, изданная Таисией впервые 115 лет назад (в 1909 г.), со временем становится все более востребованной. Прекрасно оформленная и проиллюстрированная книга со структурной разбивкой по главам и комментариями стала настоящим подарком всем почитателям игумении Таисии. Тираж разошёлся за несколько месяцев, и Сретенский монастырь готовит уже новое издание. Создаются новые телепрограммы и документальные фильмы, посвященные игумении Таисии. Об одном из них я подробно писал на страницах РНЛ. Моя статья вызвала горячий диспут в интернете. О том, насколько дорога память игумении Таисии в наше время, говорит интересный факт активной музеефикации мест, связанных с ее жизнью. Возрождается музей в доме Солоповых в Боровичах на улице Советской. Дом, сохранившийся в городе, описанный в «Записках» Таисии и выявленный в нулевые гг. XXI в. историком Галиной Александровой, был передан Боровичской епархии. В нем был создан духовно-просветительский центр. Он стал объектом паломничества и туризма в городе. В настоящее время в нем создается новая экспозиция о жизни игумении Таисии.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/01/15/ko...

Параллельно бытованию образа Тайной вечери в храме развивается иконография миниатюр на этот сюжет в рукописях Евангелия и Псалтыри 1088 . Общей для западной и восточной традиций стала центральная значимость образа Тайной вечери типа А в системе декорации монастырских трапезных – он помещается на главной стене, перед которой сидел игумен (аббат), зачастую в апсиде игуменского места 1089 . Традиция изображения Тайной вечери на алтарных дверях фиксируется с XI в., которым датируется деревянный рельеф типа А со створки северных дверей алтаря в коптской церкви Св. Сергия и Вакха (Абу Саргс. Старый Каир. ил. 1) 1090 . Наиболее ранний древнерусский пример – икона типа Б на надвратной сени второй четверти XV в. из с. Благовещенье, хранящейся в ГТР 1091 . В XV–XVII вв. этот тип изображения на сени Царских врат становится в Московской Руси каноническим 1092 . Изображение Тайной вечери типа Б возможно в этот период также на створках Царских врат – в составе праздничного цикла (Царские врата из церкви Исидора блаженного в Ростове Великом. 1566 1093 ) или как самостоятельный ярус (Царские врата конца XV в. из церкви с. Кострицы Боровичского р-на Новгородской обл. 1094 ). К концу XVII в. тип Б иконы Тайной вечери вытесняется в позиции «Царские врата» типом А. Первой по времени в ряду надвратных икон Тайной вечери была, как кажется, работа Симона Ушакова (1685) созданная им за год до смерти для Царских врат Успенского собора Троице-Сергиевой лавры 1095 . С XVIII в. тип А утверждается в иконографии Царских врат. В церквях северо-востока изображения на этот сюжет появляются предпочтительно на створках врат (ц. Николы Надеина в Ярославле. 1751 г. 1096 ; Царские врата из собрания Переславль-Залесского историко-художественного музея, конец XVIII в. 1097 ), занимая их подчас целиком (Царские врага из собрания Русского музея, первая половина XVIII в. 1098 ). Обычным в русских церквях с XVIII в. является надвратное изображение Тайной вечери. К началу XIX в. оно распространяется и в инославянских землях. Во вновь открывающихся церквях нашего времени в этой позиции часто можно видеть воспроизведение картины Леонардо да Винчи из трапезной монастыря Санта Мария делле Грацис (Милан).

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonosta...

Почему люди, не имеющие отношения к Православной Церкви и исповедующие другие религиозные убеждения (в том числе и атеизм), среди которых вдова Анатолия Собчака Людмила Нарусова, ныне покойный сенатор Владимир Тюльпанов, бывший глава ГАРФ Сергей Мироненко, многие журналисты и редактора изданий «Московский комсомолец», «Новая газета», «Независимая газета» и ряда других либеральных изданий на протяжении многих лет требовали и требуют от Православной Церкви признать «екатеринбургские останки» Царскими? В 1998 году Борис Немцов с Борисом Ельциным своим решением уже захоронили первые екатеринбургские останки в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга без одобрения Церкви. Церковь выносит своё суждение о святости мощей на основе чудес, подающихся по молитвам пред этими мощами. Тому есть множество примеров: почитание мощей блаженной Матроны Московской, блаженной Ксении Петербуржской, преподобной Княгини Анны Кашинской и многих-многих других святых. О жизни и подвигах праведных Артемия Веркольского, Иакова Боровичского, Симеона Верхотурского и некоторых других святых ничего или почти ничего не известно, но их святость засвидетельствована многочисленными и обильными чудесами, явленными именно их святыми мощами, в то время, когда никакого их почитания не было. Ныне чудеса происходят по молитвам пред иконами Царственных Мучеников многие, из которых мироточат, пред святынями монастыря Ганина Яма, пред частицами мощей Царственных Мучеников, вывезенными в 1919 году следователем Н. Соколовым из Ганиной Ямы и хранящимися в храме-памятнике Иова Многострадального в Брюсселе! Недавно (12 августа 2021г.) в храме Воскресения Христова в Кадашах в Москве замироточила икона Царская Голгофа. Миро проступило на нимбе и самой усеченной честной голове Царя-мученика Николая находящейся в чаше, которую держит Наследник Царевич-мученик Алексей. Сие мироточение свидетельствует о ритуальном отсечении этой честной головы злодеями-убийцами. Но от «екатеринбургских останков» никаких чудес не проистекает, и почитания их православными нет уже на протяжении 30 лет. Кому и зачем так необходимо заставить Русскую Православную Церковь признать «екатеринбургские останки» святыми мощами Царственных Мучеников и Страстотерпцев, если самому православному народу это не нужно и грозит новым большим расколом и нестроениями в Церкви, в случае такого признания?

http://ruskline.ru/analitika/2021/12/22/...

С ноября 1907 года по 14 марта 1908 года епископ Андроник временно управлял Холмской епархией в отсутствие избранного в Государственную Думу архиепископа Евлогия (Георгиевского), затем был назначен епископом Тихвинским, викарием Новгородской епархии. Объехал все храмы, входящие в Тихвинское викариатство, за один только сентябрь 1908 года посетил 22 сельские церкви в Крестецком, Боровичском и Валдайском уездах, служил, проповедовал и беседовал с людьми. 8 марта 1913 года владыка Андроник был переведен на Омскую и Павлодарскую кафедру. В Омске организовал миссионерские курсы для духовенства трех сибирских епархий. Убеждал духовенство в необходимости поездок священнослужителей в деревни, расположенные далеко от храмов, для совершения исповеди и причащения. 13 апреля 1914 года епископ Андроник был переведен на Пермскую кафедру. Годы служения владыки Андроника стали временем подъема церковной жизни в епархии. Было построено несколько храмов, в том числе величественный собор Белогорского монастыря; архиерей регулярно объезжал храмы епархии. Организовывались лекции, беседы, собрания духовенства и мирян; в аудитории при Стефановской часовне в Перми начались занятия миссионерского и народного певческого кружков; была собрана хорошая епархиальная библиотека. Во всех храмах Перми служились акафисты, по окончании которых проводились беседы. При одном из храмов было организовано попечительство о бедных, имевшее свою столовую, где обеды выдавались по дешевой цене всем желающим, а нуждающимся — бесплатно. При свечном заводе и на подворье Белогорского монастыря открылись книжные лавки. При храме училища слепых был устроен детский приют. Воскресенская церковь содержала на свой счет богадельню, в которой жили около 50 престарелых. При кафедральном соборе организовалось общество хоругвеносцев, насчитывавшее несколько десятков человек, в 1917 году была создана дружина по охране собора и архиерейского дома. В книге «Письма архиерея к иереям» епископ Андроник советовал пастырям Пермской епархии не ограничиваться богослужениями в храмах, но служить и в отдаленных поселках, «чтобы все имели возможность помолиться.

http://pravoslavie.ru/6097.html

В завершение дня гостям была проведена экскурсия по территории Новгородского кремля с посещением Софийского кафедрального собора, древнейшего из сохранившихся храмов на территории России, и Новгородского государственного музея заповедника, который обладает уникальным собранием древнерусской живописи, насчитывающим полторы тысячи икон середины XI — начала XX века.  16 апреля, посетив Иверский Валдайский мужской монастырь, комиссия прибыла в Боровичскую епархию , где встретилась с епископом Боровичским и Пестовским Ефремом . Помолившись у святынь Свято-Духова Иаковлева Боровичского монастыря, аккредитационная группа выехала в Свято-Троицкий Никандров женский монастырь Боровичской епархии для аттестации знаний насельниц. В обители гостей встретила настоятельница монастыря монахиня Варвара (Колосова) с сестрами обители. В Никандрово зачет проводили: митрополит Лев, архимандрит Митрофан (Письменский), секретарь Боровичской епархии, преподаватель дисциплин «Священное Писание Нового Завета», «Православное вероучение и основы Социальной концепции Русской Православной Церкви», «История монашества и аскетики», «Патрология» и «История церковного искусства» — иеромонах Даниил (Яцкин), преподаватель дисциплин «Священное Писание Ветхого Завета», «Общая церковная история», «История Русской Православной Церкви», «Церковнославянский язык» и «Основы богослужебного устава и литургики» — иеродиакон Иаков (Орлов), секретарь аккредитационной комиссии — инокиня Спиридония (Свердленко). Зачет сдали 11 насельниц монастыря. Владыка Лев поблагодарил настоятельницу и сестер за усердную подготовку и отличные ответы. Затем члены комиссии проверили библиотечный фонд и материально-техническую базу обители. Курсы базовой подготовки в области богословия для монашествующих Новгородской митрополии были организованы по благословению митрополита Льва на базе Юрьева мужского монастыря и получили представление Межведомственной комиссии по вопросам образования монашествующих Русской Православной Церкви в 2021 году. Обучение проходило по очной форме (с использованием дистанционных технологий в период карантина) по единым рабочим программам базовой части, утвержденными Межведомственной комиссией по вопросам образования монашествующих, и индивидуальным программам дисциплин вариативной части: «Патрология» и «История церковного искусства». Основы базового богословского образования за период 2021-2024 уч. гг. получили 35 насельниц двух женских монастырей митрополии: Спасо-Преображенского Варлаамо-Хутынского и Свято-Троицкого Никандрова.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/6...

Основание церкви Благовещения было заложено в 1706 году с приделом во имя Иакова Боровичского Чудотворца. При этой церкви были трапеза и кухня с другими службами. Верхний этаж над службами был оборудован под кельи, но епархиальное начальство запретило это и велело кельи разобрать, так как при церкви им быть неприлично, но их не разобрали и они давили на церковь, и от этого начали образовываться трещины в своде. В результате этого в 1881 году церковь с пристройками была разобрана и на этом месте построена новая Благовещенская церковь с приделом в честь святителя Арсения, епископа Тверского. Заложена новая Благовещенская церковь в 1882 году. Соборная церковь с колокольней – главный храм во имя святителя и чудотворца Николая. Освящен храм в 1838 году. При нем имеются в трапезе два придельных храма; на правой стороне во имя Владимирской иконы Божией Матери, на левой стороне – во имя святого праведного Иакова Боровичскаго Чудотворца, освящены в 1834 году. Каменная колокольня построена в 1835 году. Реставрация ее началась в 1996 году. При Советской власти на колокольне не осталось ни одного колокола. Новые колокола были подняты в 2000 году. В середине 1990х годов началось восстановление древней Теребенской пустыни. В 2004 году обитель получила статус женского монастыря. В настоящее время сохранились и подлежат реконструкции непосредственно на территории монастыря: Никольский собор, церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, подземная церковь преподобного Александра Свирского , настоятельский и братский корпуса. К приходу относятся также церкви и часовни за пределами монастыря, которые подлежат реставрации: церковь Михаила Архангела в деревне Лощемля, церковь Благовещения в деревне Раевское, церковь на погосте в деревне Ворожебское. В настоящее время строятся часовни: Параскевы Пятницы (выстроена заново в 2000 году), Николая Угодника в деревне Малышево, Благовещения при впадении реки Кезы в реку Мологу, «Всех скорбящих Радость» на кладбище в деревне Ворожебское. В планах строительство часовни Живоначальной Троицы в деревне Топальское. Рекомендуем

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

Владыка Истинный призвал тебя принять жребий архиерейства уже в немолодые годы: за твоими плечами сорок лет усердного служения Святой Церкви, сорок лет ревностных трудов на новгородской земле. А это, несомненно, огромный опыт, который тем более ценен, что тебе предстоит иметь епископское попечение о новообразованной Боровичской и Пестовской епархии, созданной в регионе, где ты так долго был благочинным и нужды которого тебе известны не понаслышке. С юности поручив свою жизнь Господу, ты хранил в сердце желание всецело посвятить себя служению Создателю. И Он, видя, сколь сильна и искренна твоя вера, благословил тебя на пастырство, которое ты принял из рук Преосвященного Никодима, митрополита Ленинградского и Новгородского. Минувшие с того момента годы были наполнены обильными трудами на пользу церковную сначала в должности благочинного Боровичского округа, а затем и наместника Валдайского Иверского Святоозерского Богородицкого монастыря. Твоими стараниями эта обитель преобразилась и внутренне, и внешне, приобрела благолепие и удивительную красоту, стала одним из символов духовного возрождения нашей страны. Богу содействующу, ты сможешь использовать накопленный опыт и на новом месте служения, дабы вверенное твоим заботам стадо овец словесных возрастало в добродетелях и непреткновенно шло по пути спасения. Важнейшее дело любого пастыря и тем более епископа — проповедь Евангелия. Благодарение Господу, многострадальное Отечество наше начало выходить из духовного хаоса прошлых лет, когда практически все слои российского общества были охвачены «золотой лихорадкой» и жаждой быстрой наживы. Сейчас к людям постепенно приходит осознание того, что материальное благополучие, достаток, высокооплачиваемая работа еще не делают человека счастливым, если он «не в Бога богатеет» (Лк. 12:21). А задача Церкви сегодня — словом и делом нести спасительную весть о Христе нашим современникам, души которых «яко земля безводная» (Пс. 142:6), по слову псалмопевца. «Вера без дел мертва есть» (Иак. 2:26), свидетельствует апостол, и Церковь, внимая этому назиданию, стремится воплощать его в конкретных направлениях своего служения, важнейшими из которых являются благотворительная, миссионерская, просветительская работа, в том числе с молодежью, с детьми, патриотическое воспитание юношества.

http://patriarchia.ru/db/text/1999518.ht...

В годы Великой Отечественной войны на территории бывшего Свято-Духова монастыря вновь находился госпиталь, но только для военнопленных. Госпиталь под 3810 занимал все помещения монастыря. Здесь лечили немцев, венгров, итальянцев, поляков. Позднее долгое время на территории монастыря находилась воинская часть. Современное состояние [ править править код ] Событием особой важности в духовной жизни г. Боровичи, явилось возвращение Православной Церкви Свято-Духова монастыря. Несмотря на многочисленные перестройки, ансамбль Свято-Духова монастыря отличается соразмерностью своих сооружений и особым архитектурным обликом. 14 сентября 2000 г., после 70-летнего перерыва, в древнюю святыню вновь вошли верующие, и в храме св. Иакова был отслужен молебен собором боровичских священников. Начались восстановительные работы под руководством иерея (ныне протоиерея) Валерия Дьячкова. В 2002 г. на храм Святого Духа были вновь воздвигнуты золотые купол и крест. По мере сил восстанавливался и храм Иакова Боровичского. И октябре 2009г. на нем были установлен большой купол, а на Богоявление 2010г. - четыре малых. началось и строительство однярусной кирпичной колокольни на надвратной церкви иверской иконы Божией Матери (церковь эту тоже еще предстоит восстанавливать). С марта 2012г. в обители возбновляется монастырьская жизнь. Здесь вновь идут ежедневные утренние и вечерние богослужения. Насельники монастыря трудятся на восстановительных работах. За время возобновления монастырской жизни сделано немало. На колокольне установлены купол с крестом  и колокола. В настоятельском и братском корпусах ведутся строительно-восстановительные работы. Очищяются от мусора и хлама храм Иакова Боровичского и территория. Налаживается быт насельников - построены туалет и душевая, проведен природный газ и усновлена система отопления, в трапезной установлены газовые плиты, проведены водопровод и канализация. Впереди большие работы по восстановлению святой обители.  Храмы и престольные праздники [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Боровичский_Св...

В нем располагались архиерейские, настоятельские и братские келий, кухня, трапезная, хлебопекарня. Недалеко от него находился каменный корпус со службами. Там находилось несколько братских келий, баня, квасоварня, кладовая, подвалы и погреба. Далее были расположены каменный скотный двор, конюшня, сарай и жилые комнаты для рабочих. Монастырь окружала кирпичная ограда с шестью башнями. Четыре из них находились по углам ограды, а две — посредине северо-восточной и юго-западной стен. Юго-западная башня выходила на Мету, была особо украшена настенной росписью в память о том, что раньше здесь находился главный вход в монастырь и стояла деревянная церковь в честь св.прав. Иакова. До настоящего времени сохранились только угловые башни. Перед монастырем находилась большая площадь и березовая роща. Здесь устраивали ярмарки в праздник св.праведного Иакова Боровичского. Крестьяне приезжали на лошадях и привозили для продажи поросят, кур, гусей, яблоки, моченую бруснику, грибы во всех видах и другие продукты. Купцы привозили свой товар. Шла бойкая торговля. С 1830 г. по 1845 г. в монастыре велись большие строительные работы. Материальную помощь Боровичскому монастырю оказали митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский Серафим (Глаголевский) и архимандрит Фотий, наместник Новгородского Юрьева монастыря. Во время Первой мировой войны часть зданий Свято-Духова монастыря использовались под лазарет. Насельники монастыря ухаживали за ранеными воинами. В феврале 1918 г. уездная комиссия города приняла постановление о закрытии Свято-Духова монастыря и прочих монастырей Боровичского уезда. Мотивировалось это недостаточностью в городе построек для приюта, богаделен и училищ. Престарелых священнослужителей и монахов сочли возможным оставить при монастыре в богадельне. Более молодым и здоровым было предложено в двухнедельный срок найти себе другое место. 17 апреля того же года ликвидационная комиссия приступила к работе. Ее сопровождали солдаты, вооруженные винтовками со штыками. Монастырь предварительно окружили со всех сторон, а затем уже ликвидационная комиссия приступила к проверке монастырского инвентаря, процентных бумаг и наличных сумм.

http://sobory.ru/article/?object=01908

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010