Лаврентий, митрополит Казанский и Свияжский (в схиме Левкий) Инок Новгородского Вяжищского монастыря. В 1654 году был иеродиаконом и патриаршим ризничим в Москве. В 1654 году участвовал в перенесении мощей святого Иакова Боровичского († ок. 1540; память 23 октября/5 ноября) в Иверский монастырь, в переносе мощей тверского князя Михаила Ярославича с установлением крестного хода, который с той поры стал обязательным в Тверской епархии (30 сентября). 16 апреля 1654 года патриархом Никоном рукоположен в архиепископа Тверского и Кашинского. 24 сентября 1654 года был освобожден Смоленск, который в течение сорока лет был занят поляками, и патриарх Никон назначил временно управлять Смоленской епархией архиепископа Лаврентия, который оставался на ней с марта по декабрь 1655 года. А в 1656 году, по определению Московского Собора, был назначен в Смоленск и постоянный епископ, бывший Суздальский Филарет. 26 июля 1657 года переведен в Казань с возведением в сан митрополита и оставался на этой кафедре до своей кончины. Был участником многочисленных церковных Соборов 50–60-х годов XVII века. Перед смертью принял схиму с именем Левкия. Скончался 11 ноября 1672 года. Погребен в Казанском кафедральном соборе, в склепе под главным алтарем. Преосвященный Лаврентий с благословения патриарха первый носил белый клобук и саккос с колокольцами и осенял дикирием и трикирием. Митрополит Лаврентий увеличил число братии в Раифской Богородицкой пустыни и на собственные средства соорудил там три церкви. Святитель Лаврентий показал великую любовь к Смоленскому чудотворному образу Пресвятой Богородицы, находящемуся в Седмиезерной Богородицкой Вознесенской пустыни. Он сам «красными ногами» (см. Ис. 52:7 ) ходил в эту обитель воздать благоговейное поклонение святыне. Совершил там всенощное бдение и литургию и властью, данной ему от Святого Духа, узаконил принесение святой иконы в Казань ежегодно 25 июня навеки неизменно, в благодарную память избавления от моровой язвы. Он же приказал составить для душевной пользы всех описание начала Седмиезерной пустыни и чудес от образа Пресвятой Владычицы Богородицы Смоленской.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Разделы портала «Азбука веры» ( 10  голосов:  4.2 из  5) Валдайский Иверский Святоозерский Богородицкий мужской монастырь Россия, Новгородская обл., г. Валдай. В 1652 году, по поручению царя Алексея Михайловича, Новгородский митрополит отправляется в Соловецкий монастырь для перенесения в Москву мощей святителя Филиппа, митрополита Московского. Святитель пострадал в правление Иоанна Грозного в 1568 году за обличение царских беззаконий и жестокостей. Митрополит Никон с торжественным шествием возвратился с мощами святителя Филиппа в Москву. По дороге, во сне, ему явился святой Филипп и благословил его намерение о построении обители на Валдае. Вступив на первосвятительский престол в 1652 году, Никон высказал намерение основать монастырь на Валдайском озере царю Алексею Михайловичу. Государь одобрил просьбу патриарха и выделил из государственной казны огромные средства для скорейшего построения обители. Летом 1653 года первосвятитель послал на место строительства множество людей и строительных материалов, а к осени были построены и готовы к освящению две деревянные церкви. Соборный храм был освящен в честь чудотворной иконы Иверской Божией Матери, а теплый – во имя святителя Филиппа, митрополита Московского. При первом посещении строящейся обители Никон переименовал посад Валдайский в село Богородицкое и нарек Валдайское озеро Святым, предварительно освятив его и опустив на дно Евангелие и крест. Сам монастырь в дополнение к прежнему названию был назван Святоозерским. Для прославления обители по распоряжению патриарха были перенесены святые мощи Иакова Боровичского. В феврале 1654 года в соборном храме Иверского монастыря состоялось торжественное переложение мощей праведного Иакова из ветхой деревянной раки в серебряную. В то же время в монастырь были привезены ковчеги с частицами мощей Московских святителей Петра, Ионы и Филиппа, и других многих святых. В мае того же года дается царская грамота с закреплением за обителью не только Валдайского озера с островами, но и других многочисленных земельных вотчин и монастырских угодий близлежащих обителей.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ   Сентября 2 (15) Священномученики Варсонофий (Лебедев), епископ Кирилловский, Иоанн Иванов преподобномученица Серафима (Сулимова), игумения Ферапонтова монастыря, мученики Николай Бурлаков, Анатолий Барашков, Михаил Трубников, Филипп Марышев Священномученик Варсонофий (в миру Василий Павлович Лебедев) родился в 1871 году в селе Старухино Беланинской волости Боровичского уезда Новгородской губернии в семье псаломщика. В семье было восемь детей. Отец святителя, Павел Михайлович Лебедев, умер, когда Василию было всего семь лет, а старшему ребенку исполнилось четырнадцать. Мать сирот, Аграфена Ивановна, осталась без средств к существованию и уже на следующий день после смерти мужа не знала бы, чем накормить детей, если бы некий добрый человек не прислал голодной семье мешок ржаной му­ки. Отроку Василию рано пришлось познакомиться с нуждой и горем и испытать лишения. Из-за крайней бедности семьи Василий был зачислен в Боровичское духовное училище на казенный счет. Мать не имела матери­альной возможности помогать сыну, казенное содержание не всегда было достаточным, и здесь будущему священноиноку поневоле пришлось сурово поститься по сравнению со своими более обеспеченными товарищами. Утром перед занятиями ему зачастую приходилось ограничиваться куском хлеба и чашкой холодной воды и после этой скромной трапезы садиться за уроки. Эти обстоятельства не пробудили в его сердце зависти, но приучили к воздержанию, закалили волю и воспитали в нем чувство милосердия и сострадательность к людям. С детства мальчик был счастливо избавлен от мирских увлечений, и не было для него большего счастья, чем посещение вместе с матерью, в числе других паломников из простого русского народа, старцев. Они часто ходили в расположенную недалеко от родного села пустыньку, которую народ называл «Забудущие родители». Место это находилось в глухом сосновом бору, в котором от давних времен осталась часовня в честь святой великомученицы Параскевы, а около нее старое кладбище с могилами людей, чьи имена уже были забыты. Во второй половине XIX столетия в этом уединенном месте поселился пустынник по имени Петр, которого паломники ласково называли Петруша. Его строгая жизнь для многих служила примером. Народ любил приходить сюда, чтобы помолиться вместе с ним в часовне перед образом великомученицы Параскевы, попросить у подвижника совета, рассказать о своих бедах и нуждах. Эти путешествия, молитва среди густого бора, беседы с пустынником произвели на мальчика глубокое впечатление и нашли благодарный отклик впоследствии. Когда подвижник в начале ХХ века почил, люди стали ходить на его могилу, и всегда к этому месту была проложена тропка.

http://fond.ru/imennoj-ukazatel/766/Anat...

Боровичи. Церковь Параскевы Пятницы. Церковь мученицы Параскевы Карта и ближайшие объекты  К северу от Свято-Духова монастыря находилась деревянная церковь во имя св. вмч. Параскевы Пятницы, древней покровительницы Боровичского края. К ней от монастырского соборного храма св. Иакова вела красивая березовая аллея, посаженная в 1868-70 гг., по сторонам которой находились монастырские поля. Храм св. Параскевы был главным храмом Пятницкого Боровичского погоста. Рядом с ним находился родниковый источник, освященный в честь св. Параскевы, с давних времен почитавшийся как чудотворный. В 1613 г. Пятницкий храм и погост были сожжены шведами. Этот погост, как административный центр, уже больше не возобновлялся. На месте сожженного храма через несколько лет была поставлена большая деревянная часовня во имя св. Параскевы. В 1796 г. в часовне был устроен престол. Она была освящена как церковь в честь св. Параскевы Пятницы. Эта дата считается основанием храма, сохранившегося до настоящего времени. Архитектура Пятницкой церкви и сейчас сохраняет элементы старинной часовни. Богослужения в ней были редки. Службы проходили в праздник св. Параскевы и во все пятницы, начиная от девятой пятницы от Пасхи и до Ильинской пятницы. В остальное время окна церкви были закрыты ставнями. У храма постоянно находился монах, так как к источнику, который был под небольшой надкладезной часовней, приходили люди за святой водой. Кроме того, была в г. Боровичи традиция приходить к храму и источнику молодым людям, желающим венчаться, чтобы договориться о свадьбе. В это время храм имел высокий фундамент из красного кирпича. Над центром кровли возвышался восьмигранный световой барабан с полушаровым куполом. Над западной частью храма была небольшая звонница. Кресты над куполом и звонницей были вознесены на главках. Снаружи церковь и звонницу украшали иконы, написанные на досках. Одна из них изображала св. Иакова Боровичского и св. Модеста, патриарха Иерусалимского на фоне Свято-Духова монастыря. В 1937 г. храм был закрыт. В его здании разместилась ткацкая артель Восьмигранный световой барабан был разобран, внутреннее убранство уничтожено. Роспись сжигали паяльной лампой. Святой колодец был залит известью, забросан мусором, часовня над колодцем уничтожена. Однако верующие боровичане всегда надеялись на то, что храм будет восстановлен. Их надежды поддерживались рассказами о чудесах творящихся в здании бывшей церкви, которые верующие люди потихоньку передавали друг другу. По ночам будто бы в здании бывшей церкви в окнах часто был виден свет горящих свечей, иногда слышалось церковное пение и были видны молящиеся люди со свечами в руках. Пятницкий храм был действительно возвращен верующим в 1960 г. в связи с закрытием Успенской церкви.

http://sobory.ru/article/?object=11656

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАННИКИЯ (Кожевникова Александра Яковлевна; 1.11.1859, г. Боровичи Новгородской губ.- 3.12.1937, г. Тихвин Ленинградской обл.), прмц. (пам. 20 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), игум. Из семьи мещан. В 1875 г., по окончании Боровичского городского училища, поступила послушницей в тихвинский Введенский девичий мон-рь. В 1899 г. приняла монашество с именем Иоанникия. 19 марта 1902 г. указом Новгородской духовной консистории утверждена казначеем Введенского мон-ря. Являлась ближайшей помощницей настоятельницы игум. Аполлинарии (Владыкиной). Впосл. ввиду преклонного возраста игум. Аполлинарии И. фактически взяла на себя управление монастырем. К 1914 г. в обители было ок. 200 монахинь и послушниц, действовал приют для девочек-сирот. 8 сент. 1918 г. И. была возведена в сан игумении. Она стала настоятельницей Введенского монастыря. После революции обитель была официально закрыта, однако монастырские храмы еще нек-рое время действовали как приходские. Сохранялась и монашеская община; монахини проживали в оставшихся у них помещениях. Игумения из настоятельских покоев переселилась в тесную келейку, расположенную на колокольне. К 1926 г. власти выселили из Введенского монастыря всех монахинь. Часть сестер осталась в Тихвине, по возможности для общей молитвы они собирались у И. Престарелая игумения закрытого монастыря пользовалась большим авторитетом среди верующих, к ней часто обращались за духовным советом. Осенью 1937 г. в Тихвине начались массовые аресты священнослужителей, монашествующих и мирян. 15 нояб. И. была арестована. Она проходила по одному следственному делу вместе с игум. прмч. Арсением (Дмитриевым), со священномучениками прот. Иоанном Сарвом и священниками Василием Канделябровым , Емилианом Панасевичем и Николаем Покровским. На единственном допросе, когда И. были предъявлены обвинения в «контрреволюционной деятельности», она отказалась признать себя виновной и не стала давать показания против др. лиц. 25 нояб. Особой тройкой УНКВД по Ленинградской обл. приговорена к расстрелу. Казнена вместе с др. тихвинскими новомучениками, погребена в общей безвестной могиле. Имя И. включено в Собор новомучеников и исповедников Российских определением Свящ. Синода РПЦ от 17 июля 2002 г.

http://pravenc.ru/text/578014.html

Боровичи. Церковь иконы Божией Матери " Умиление " . Карта и ближайшие объекты К юго-востоку от Свято-Духова монастыря, на берегу реки Мсты, находилась большая деревянная шатровая церковь в честь иконы Божией Матери «Умиления». Храм этот был построен на святом для боровичан месте. Здесь в 1452 г. были погребены мощи св. Иакова, Боровичского чудотворца. В 1806 г. церковь сгорела, на ее месте сразу же была построена временная деревянная часовня. В 1830 г. боровичане просили благословения Митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского Серафима на строительство на месте часовни большого каменного храма. Благословение получено не было, т.к. место было признано неудобным для строительства большого каменного храма. Только в 1871 г. вместо временной часовни, была построена каменная крестовокупольная часовня. В 1881 г. эта часовня была освящена в церковь иконы Божией Матери «Умиления». Храм был расписан с наружной и внутренней стороны, имел высокий световой барабан, 5 глав, украшенных крестами. Он был окружен красивой металлической оградой. Каменный храм, построенный на месте деревянного в XIX веке, в связи с общероссийским почитанием прп. Серафима Саровского, был освящен в честь иконы Божией Матери «Умиление» Серафимо-Дивеевской. Об этом свидетельствует роспись храма. По сохранившимся фотографиям этой церкви ясно видно изображение иконы Божией Матери «Умиление» Серафимо-Дивеевское с наружной стороны северной стены храма. Народное предание объясняет название храма тем, что боровичане, не сразу поняв значимость явления святых мощей, отталкивали их, но после чудесного вразумления и покаяния они погребли мощи. Говоря при этом, что они теперь умилили Богородицу, т.к. явление мощей св. Иакова было в праздник Иверской иконы Божией Матери. Поэтому часовня, а впоследствии церковь, получила название «Умиление». В настоящее время храм освящен в честь иконы Божией Матери «Умиления» Новгородской. Икона под таким названием находилась в г. Новгороде, в Троицкой церкви. Прославление ее совершилось 8 июля 1337 г. Икона Божией Матери, находившаяся в иконостасе, невидимою силой была поставлена на воздух, и из очей Богоматери истекали слезы. Архиепископ Новгородский Алексий принял икону на свои руки и поставил ее в особо устроенный киот. В память этого чуда было постановлено ежегодно 21 июля отмечать праздник в честь иконы Божией Матери “Умиления”. Церковная летопись упоминает о многих чудесных знамениях, бывших от этой иконы. С правой стороны от алтаря были изображены Спаситель и Пресвятая Богородица. С левой – св. Николай. В других нишах были изображены апостолы Петр и Павел, Пантелеймон-исцелитель, св. блг. влк. кн. Александр Невский, и образы других святых украшали стены этого прекрасного храма. Внутри храма был небольшой иконостас с высокими царскими вратами. Напротив него находился свечный стол. С левой стороны – большая икона Иверской Божией Матери. С правой – икона св. Пантелеймона, около которой стояли певчие.

http://sobory.ru/article/?object=00842

Валдай. Иверский монастырь. Церковь Михаила Архангела. Карта и ближайшие объекты Церковь эта каменная, находится на запад от собора над внутренними монастырскими воротами. Построена в XVII веке. В иконостасе этого храма, на северных дверях, изображен св. Архангел Рафаил, а на южных - царь Салимский Мельхиседек. В обширной паперти этого храма находилась крышка от древней раки св. Иакова Боровичского, в которой он почивал. К этой церкви с одной стороны примыкает Казначейский каменный двухэтажный корпус, постройки XVII века. К этому корпусу примыкает высокая каменная башня, с шатровым шестигранным верхом; называемая " Никоновскою " , украшенная наверху вызолоченным одноглавым орлом. В этой башне, по монастырскому преданию, помещалась Кутеинская типография. С другой стороны к этой церкви примыкает двухэтажный каменный братский корпус, называемый " Никоновским " , тоже построенный в XVII веке. В этом корпусе, во время пребывая в Иверской обители, проживал святейший патриарх Никон. Постройка представляет бесстолпный одноглавый одноапсидный храм с галереями по трем сторонам, поставленный на прямоугольный в плане объем Святых ворот с проездной аркой в центре. Сооружение ходит в комплекс средней линии монастыря, делящей территорию на восточную и западную части. Это градостроительное решение к первому этапу существования ансамбля и сначала было осуществлено в дереве. В 1680-е гг. Афанасий Фомин реализовал данную идею в камне, возведя три постройки. Святые ворота с ц. Михаила архангела, Казначейский корпус и Михайловскую башню. Ворота и церковь были завершены первыми – в 1685 г. По договору А. Фомин должен был выстроить пятиглавый храм, причем несколько меньшей высоты, чем стоящий ныне. Однозначных данных ни о выполнении этого договора, ни о капитальной перестройке церкви впоследствии нет. Стилистически существующая венчающая часть тяготеет к середине – концу XVIII в. Самое раннее из найденных аксонометрических изображений храма относится к первой половине XIX в. (гравюра А. Макушева), и здесь зафиксирована упомянутая композиция, дошедшая до нас.

http://sobory.ru/article/?object=05293

В неделю о мытаре и фарисее Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в храме Спаса Преображения на Песках и возглавил хиротонию архимандрита Ефрема (Барбинягры) во епископа Боровичского и Пестовского 5 февраля 2012 г. 14:54 5 февраля 2012 года, в неделю о мытаре и фарисее, праздник Собора новомучеников и исповедников Российских, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме Спаса Преображения на Песках в Москве. Его Святейшеству сослужили: митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий , управляющий делами Московской Патриархии; митрополит Новгородский и Старорусский Лев; епископ Солнечногорский Сергий , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; епископ Воскресенский Савва , наместник Новоспасского ставропигиального монастыря ; архимандрит Иаков (Тисленко), избранный и нареченный во епископа Нарьян-Марского и Мезенского; архимандрит Амфилохий (Бондаренко), избранный и нареченный во епископа Усть-Каменогорского и Семипалатинского; протоиерей Владимир Диваков , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Николай Балашов , заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Отдела внешних церковных связей ; игумен Савва (Тутунов) , заместитель управляющего делами Московской Патриархии; игумен Исидор (Тупикин) , ответственный секретарь Управления делами Московской Патриархии; настоятель Спасо-Преображенского храма на Песках протоиерей Александр Туриков; духовенство города Москвы. За Литургией Предстоятель Русской Православной Церкви и сослужившие Его Святейшеству иерархи совершили хиротонию архимандрита Ефрема (Барбинягры) во епископа Боровичского и Пестовского. Во время богослужения Святейший Патриарх Кирилл вознес молитвы «о упокоении усопших рабов Божиих, в годину гонений за веру Христову и правду пострадавших и убиенных, от болезней, глада и хлада в темницах и узах скончавшихся архипастырей, пастырей, монашествующих и мирян». За богослужением пели хор Данилова монастыря (регент Георгий Сафонов) и хор Спасо-Преображенского храма на Песках (регент Ангелина Турикова).

http://patriarchia.ru/db/text/1999537.ht...

Церковь вмц. Параскевы Пятницы (Боровичи) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Церковь великомученицы Параскевы Пятницы была построена в конце XVIII века, была главным храмом Боровичского Пятницкого погоста. Престольный праздник: 10 ноября, день памяти вмц. Параскевы Пятницы. Содержание История [ править править код ] В северной стороне от Свято-Духова монастыря стояла выстроенная из дерева церковь, освященная во имя святой великомученицы Параскевы Пятницы — древней покровительницы обширного Боровичского края. К церкви от соборного храма святого Иакова ведет березовая аллея, высаженная на протяжении 1868-1870 годов, по обеим сторонам от которой располагались просторные монастырские поля. Церковь Параскевы Пятницы стала главным храмом Боровичского Пятницкого погоста. Неподалеку от храма находился святой родниковый источник, также освященный во имя Параскевы Пятницы, который с того времени всегда почитался как чудотворный. В середине 1613 года храм был безжалостно сожжен шведскими войсками, после чего погост в качестве административного центра больше никогда не возобновлялся. На месте ранее существующего храма на протяжении нескольких лет стояла выстроенная из дерева часовня во имя святой Параскевы. На протяжении 1796 года в часовне был приспособлен престол, а освящена она была как храм в честь святой Параскевы Пятницы — именно эта дата стала датой основания храма, который сохранился до современного времени. Архитектурная составляющая церкви даже сегодня сохранила в себе элементы той старинной часовни. Здесь достаточно редко проводились богослужения, но всегда службы осуществлялись в праздник святой Параскевы, а также по всем пятницам, начиная с девятой пятницы от праздника Пасхи и до самой Ильинской пятницы. У ворот храма всегда сидел монах, ведь чтобы пройти к святому источнику, нужно было попасть на территорию церкви. В те времена церковь стояла на высоком фундаменте, выстроенном из красного кирпича. В центральной части кровли разместился световой восьмигранный барабан, оснащенный полушаровым куполом. Со стороны запада над храмом имелась набольшая звонница. Имеющиеся над звонницей и куполом кресты были воздвигнуты на небольших главках. С наружной стороны храм и звонницу украшали красивые иконы, расписанные на досках.

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_вмц._П...

Валдайский Иверский Святоозерский мужской монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Валдайский Иверский монастырь Валдайский Иверский Богородицкий Святоозерский монастырь   — православный мужской монастырь на Сельвицком острове Валдайского озера в Валдайском районе Новгородской области, в 10 км от города Валдай. Один из трёх монастырей, построенных по инициативе патриарха Никона, — наряду с Новоиерусалимским и Крестным. Содержание История [ править править код ] Взойдя 25 июля 1652 года на патриарший престол, Никон высказал своё намерение основать в России монастырь по образу и подобию Иверского монастыря на горе Афон. Царь Алексей Михайлович одобрил предприятие патриарха и выделил из казны средства для устройства обители. По свидетельству Павла Алеппского, монастырь предполагалось строить в «афонских архитектурных традициях», даже монашеские облачения должны были соответствовать греческим образцам. Выбор места для монастыря связан с видением, которое Никон имел во время путешествия на Соловки за мощами митрополита Филиппа. Летом 1653 началось строительство, а к осени были построены и готовы к освящению две деревянные церкви. Соборный храм был освящён в честь Иверской иконы, а тёплый — во имя святителя Филиппа Московского. Первым настоятелем монастыря Патриарх назначил архимандрита Дионисия. При первом посещении строящейся обители в феврале 1654 года Никон переименовал посад Валдайский в село Богородицкое, а также нарёк Валдайское озеро Святым, предварительно освятив его и опустив на дно Евангелие и крест (так гласит местное предание). Сохранилось письмо патриарха царю, где он сообщает о видении над островом знамения в виде огненного столпа. Сам монастырь в дополнение к прежнему названию был назван «Святоозерским». В 1653 году под наблюдением Патриарха началось каменное строительство монастырских храмов и зданий. Никон сам освятил новосозданную обитель; по распоряжению Патриарха в феврале 1654 в монастырь из Боровичского монастыря были перенесены святые мощи Иакова Боровичского.

http://azbyka.ru/palomnik/Валдайский_Иве...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010