Во владении общины имелось более 1000 десятин пахотной земли, лугов, строевого и дровяного леса, два больших рыбных озера  и две фермы со скотными дворами и флигелями для жительства сестер. Кроме того Короцкой общине принадлежала часовня в Валдае, каменная часовня в Бологое и деревянный дом в Санкт-Петербурге. Обитель содержалась за счет пожертвований, ведения скотоводства и земледелия, церковного кошелькового сбора, продажи просфор. Каждая сестра несла известное послушание: обрабатывала землю, пасла скот, выполняла хозяйственные работы. Им оказывали помощь около 20 наемных рабочих. В обители имелись мастерские: ткацкая, вышивальная, переплетная, разных других работ, а также иконописная, под руководством монахини Ульянии, получившей образование в художественных классах академии в Санкт-Петербурге. 23 февраля 1881 г. по указу Александра II  Короцкая община была переименована в общежительный женский монастырь во имя святителя Тихона Задонского. В этом же году в сан игумений была возведена настоятельница монастыря монахиня Вера. Вера умело управляла монастырем до 1892 года, за усердие была награждена наперсным крестом, выдаваемым Синодом и удостоена беседой с императором Александром III. После смерти ее преемницей стала игуменья  Домника. Она заканчивала общее обустройство монастыря. Главной ее заслугой было окончание строительства второго каменного храма на территории обители. Заложенная в центре монастырского сада в 1891 году еще игуменьей Верой, церковь была закончена в 1895 г. и 25 июня освящена во имя великомученицы Варвары и Всех святых. Храм имел пять глав с крестами, одну главу на алтарном куполе и был прекрасно расписан изнутри. Летним храмом во имя Всех святых было закончено построение монастыря. Всего в нем насчитывалось около 40 зданий. На богомолье в Короцкий монастырь приходили пешком издалека, даже за 120 верст из Боровичского уезда. Богомолье тогда было широко распространенной причиной отлучек крестьян из сельских обществ. Традиционно путешествие включало в себя посещение двух монастырей: Иверского и Короцкого.

http://sobory.ru/article/?object=20536

Со временем монастырь получает статус первоклассного, возрастает число братии до 200 человек. Особое положение обители отмечалось архимандритским саном настоятеля. Таким преимуществом пользовались настоятели Иверской обители вплоть до ее закрытия в 1919 году. В 1666 году Никон на архиерейском соборе был осужден и низложен с патриаршей кафедры. Все его монастыри: Иверский Валдайский, Крестный Онежский и Воскресенский Новоиерусалимский были закрыты. Эти обители признавались созданными «не по уставам Святых Отцов», вследствие чего вотчины были взяты в казну, а строительство их остановлено. Иверская братия вместе с настоятелем была размещена по разным монастырям других обителей. Однако уже в 1668 году суровый приговор был отменен, и в Иверскую обитель вернулись монахи, также были возвращены все ранее отобранные привилегии и земли. В ансамбле монастыря в XVIII–XIX bb. находились: пятиглавая соборная церковь во имя Успения Богородицы, вокруг которой была просторная галерея с двумя палатками в виде часовен, где размещались монастырская ризница и библиотека (построена в 1653–1656 годах); теплый каменный собор Богоявления Господня с папертью и трапезной, в паперти находился придел преподобного Нила Столобенского (1666–1671 годы); на южной стороне монастыря большой трехэтажный корпус: внизу погреба и кладовые, вверху настоятельские и братские кельи (1679–1689 годы); каменная трехъярусная колокольня с 13 колоколами (1679–1689 годы); слева от нее – двухэтажный каменный флигель братских келий (1679–1689 годы); в западной части монастыря – двухэтажный братский корпус на погребах (1730 год); архангельские ворота с каменной церковью архистратига Михаила (1683–1689 годы); двухэтажный каменный корпус гостиных келий, примыкавший к Михайловой (Патриаршей) башне (1683–1689 годы); святые ворота с надвратной церковью святого Филиппа, митрополита Московского (1656 год; перестроены в 1874–1875 годы); в северовосточном углу – церковь святого Иакова Боровичского, каменная с двухэтажным корпусом больничных келий (1702–1708 годы). Также были: конюшня, сараи, баня. Монастырь окружала каменная ограда с шестью башнями, самая большая из которых называлась Патриаршей.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

В 1641 г. в царствование Михаила Федоровича на это же самое место пришел священноинок Авраамий. Вместе с благочестивым боярином Артемием Мазовецким, проживающим в 5 верстах от обители в с. Топальском он построил небольшую деревянную церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. Некоторое время спустя они решили исправить прежнюю церковь свт. Николая и разбирая развалины нашли икону Святителя совершенно невредимой - ни огонь ее не коснулся, ни краски ее не потемнели от дыма пожаров. Вскоре к инокам Авраам ию и Артемию присоединился монах Феодосии, бывший крестьянин князя Феодора Мещерского. С ним перестроили церковь Благовещения, расширили ее. Таким образом возродилась Теребенская обитель на своем старинном месте. Авраамий был первым настоятелем. От образа Святителя Николая совершалось много чудес и знамений. Особенно прославилась обитель с того времени, когда Угодник Божий через свой чудотворный образ избавил весь Бежецкий край и монастырь от моровой язвы в 1654 г. В память этого событии ежегодно совершается крестный ход с чудотворною иконою с (23 июня по 12 июля ст.стиль) 14 по 21 июля н.стиля от Николо-Теребенской пустыни в г.Бежецк и попутные селения. К концу 19 в. в обители было три храма, из которых главный - соборная церковь в честь Святителя и Чудотворца Николая с колокольней. В храме два придела: справа во имя Владимирской Божией Матери, слева - в честь прав. Иакова Боровичского. Освящен храм в 1838 г. В 1882 г. была заложена, а в 1883 г освящена Благовещенская церковь на месте разобранного Благовещенского же храма, построенного в начале 18 в. В новой Благовещенской церкви устроен придел в честь свт. Арсения Тверского. Сретенская церковь устроена при игумене Мисаиле в 1756 г. и закончена в 1757 г. при строителе обители игумене Феодосии. Этот храм не сохранился. В том же 1757 г. построена и подземная церковь в честь преподобного Александра Свирского. После 1917 г. монастырь был закрыт, здания на территории монастыря используются для хранения удобрений. И только с середины 1990-х годов начинается восстановлении пустыни. Согласно ходатайства Архиепископа Тверского и Кашинского Виктора, Священный Синод РПЦ 17 августа 2004 года, журнал 42 определил открыть монастырь для возрождения монашеской жизни с назначением настоятельницы монастыря монахини Ольги (Назмутдиновой Татьяны Сергеевны).

http://sobory.ru/article/?object=10558

В 1991 году монастырь, находившийся в аварийном состоянии, был возвращён Новгородской епархии. В 1998 году архиепископ Лев (Церпицкий) освятил церковь Богоявления. Были возобновлены богослужения в Успенском соборе. В конце 2007 года завершилась комплексная реставрация монастыря. Святыней обители стала копия Иверской иконы Божией Матери, которая в 1950-х — 1980-х годах хранилась в единственной действующей церкви Валдайского района — Петропавловской (кладбищенской) в г. Валдай. Её новая драгоценная риза, изготовленная мастерами г. Златоуст, была освящена 25 декабря 2006 года. 11 января 2008 года для освящения восстановленного Успенского (Иверского) собора прибытием в монастырь ожидался Патриарх Алексий. 12 января Патриарх совершил Божественную литургию в соборном Иверском храме, перед тем совершив чин Малого освящения собора. 19 сентября 2009 года Валдайский Иверский монастырь посетил Кирилл, патриарх Московский и всея Руси. В январе 2011 года закончена реставрация фресковой живописи Успенского (Иверского собора), в алтаре и во всем храме до нижнего яруса. Есть небольшой музей, посвящённый патриарху Никону и истории монастыря. Состав и архитектура, престольные праздники [ править править код ] Собор Успения Пресвятой Богородицы (1653-56) Трапезная Богоявленская церковь (1657-58) с хлебней и квасоварней (1668-69) Надвратная церковь Михаила Архангела (1680-е, верх перестроен в конце XVIII в.) Михаил, Архистратиг - 19 сентября (воспоминание чуда в Хонех), 21 ноября (собор) Надвратная церковь Филиппа, митрополита Московского (1874) Больничная церковь Иакова Боровичского с больничной и трапезной палатами (1702, перестроена в XIX веке) Шатровая колокольня (1679-89) Наместнический корпус (XVII в.) Казначеский корпус (1680-е гг.) Братский корпус (нач. XVIII в.) Корпуса странноприимный, гостиный, конюшенный (XIX в.) Каменная ограда с башнями XVIII в. Николаевская (Михайловская) башня (1680-е гг.) Часовня с успыпальницей Панаевых (1870) Святые [ править править код ] Святыни [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Валдайский_Иве...

В лит-ре высказывались противоположные мнения по вопросу об отношении М. к реформе. В «Винограде Российском» настоятеля Выговской пуст. Симеона Денисова (см. Денисовы ) сообщается, что М. «тако скорбяше, тако сетовавше о оных новинах… аще аз и подписахся (под решениями Соборов.- И. У.), рече, трепетом мучений объятый, но вы крепко держитеся древлецерковнаго благочестия» ( Каптерев Н. Ф. Патр. Никон и царь Алексей Михайлович. Серг. П., 1909. Т. 1. С. 492). Д. Ф. Полознев, однако, причисляет М. к сторонникам Никона ( Полознев Д. Ф. Клерикальная оппозиция в начале становления рос. абсолютизма: Кон. 1640-х - 1660-е гг.: АКД. М., 1990. С. 20). Деятельность М. в Новгороде, проведение им всех необходимых мероприятий не позволяют усомниться в его лояльности церковной власти. В мае 1654 г. М. разослал по епархии грамоту, основанную на указе патриарха Никона, с новыми строгими правилами выбора и поставления во священники и во диаконы. Среди требований к кандидатам были грамотность, достойный образ жизни, достижение 30 и 25 лет соответственно (ААЭ. Т. 4. 331. С. 493-494). О строгом соблюдении этого правила самим М. свидетельствует его отказ в 1662 г. поставить во священника подьячего Илью Елисеева по причине того, что он «не в совершенных летах» (РИБ. Т. 5. Стб. 373). В нач. 1661 г. М. направил архимандриту Тихвинского монастыря грамоту об исправлении церковных нестроений в Тихвинском посаде, в Нагорной десятине и 12 погостах. Перечень церковных «неисправлений» включал: неединогласное пение, неслужение молебнов в воскресные и праздничные дни, отсутствие св. мира и масла в церквах, недостойное поведение прихожан, пьянство священства и проч. В грамоте М. напомнил правила и сроки сбора церковных податей в софийскую казну, в чем также наблюдались «нестроения» (АИ. Т. 4. 151. С. 296-299). В 50-х гг. XVII в. на территории Новгородской епархии шло строительство патриаршего Валдайского Святоозерского в честь Иверской иконы Божией Матери мужского монастыря . М. активно поддерживал обитель: в 1653 г. он выдал благословенную грамоту и антиминсы на строительство монастырского собора и ц. во имя св. Филиппа, митр. Московского, с трапезой. В 1655 г. М. направлял в мон-рь каменщиков, а в дальнейшем неоднократно выделял братии мон-ря хлебные и рыбные запасы из софийской казны. В февр. 1654 г. М. вместе с Крутицким митр. Питиримом и Тверским архиеп. Лаврентием участвовал в перенесении патриархом Никоном мощей прп. Иакова Боровичского в Иверский монастырь. В дек. 1656 г. вместе с Никоном и Лаврентием М. вновь посетил Иверский Богородицкий мон-рь, где 16 дек. 1656 г. прошло освящение Успенского собора, в котором была размещена Иверская икона Божией Матери .

http://pravenc.ru/text/2561430.html

Священномученик Василий Канделябров вырос в семье псаломщика и уже сам с 16 лет был псаломщиком. В 1919 году он был переведен в Сенно из храмов Боровичского уезда с семьей, супругой Александрой Яковлевной и двумя дочерьми девятилетней Анной и шестилетней Елисаветой. прпмч. Иоанникия (Кожевникова) В Сенно так же жил и его брат Владимир Васильевич. В 1928 году, псаломщик Василий Канделябров был рукоположен в иереи, что в то время само по себе было уже подвигом, так как во времена гонений принятие сана было равносильно подписанию смертного приговора. Девять лет служил отец Василий на Сенновском погосте, совершая литургии и панихиды о погребенных здесь. Тяжела была жизнь сельского священника в то время. Для служителей культа существовал налог по заготовке леса и отец Василий вынужден был на собственной лошади отрабатывать эту повинность под Мурманском. В 1937 году он был арестован вместе с Тихвинскими новомучениками Свщмч. Иоанном Сарвом, прпмч. Иоанникией (Кожевниковой), игуменией Тихвинского Введенского девичьего монастыря, свщмч. Николаем Покровским, прпмч. Арсением (Дмитриевым), свщмч. Емилианом Панасевичем по сфабрикованному делу и, согласно документам следственного дела, был расстрелян после всего одного недолгого допроса и похоронен на Левашовском кладбище. И теперь священномученик Василий Канделябров является святым заступником сего места. 1937 год - храмы на кладбище были определены под клуб и магазин и, пережив войну, сохранились до настоящего времени. 1996 год — год начала возрождения сенновских храмов, когда сюда пришла монахиня Тавифа (Федорова) для строительства Свято-Троицкого женского скита при Тихвинском Успенском мужском монастыре. Трудно было поначалу, не хватало самого элементарного, но Господь не оставил матушку, дав средства и силы на восстановление храмов и устроение скита, а в долине, чуть ниже места дома священномученика Василия Канделяброва, указав источник, названный впоследствии в честь Николая Чудотворца. Вся вода в ските берется с этого источника, устроена купальня и есть свидетельства о исцелениях больных с разными недугами, с благодарностью рассказанных ими об этом насельницам скита.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Троицкий...

13.03.1789 г. церковь освятил по поручению С.-Петербургской походной Его Высокопреосвященства конторы, назначенный к ней же, священник Сила Тимофеев с приглашенными из разных погостов Боровичского уезда четырьмя священниками. В день освящения церкви, А. В. Суворов просил епархиального архиерея в дьячки к новосвященной церкви шурина священника Тимофеева, дьячка Евдокима Яковлева, находившегося в " выставке Крицах " . Значит Суворов, в день освящения церкви, находился в селе Кончанском и, конечно, присутствовал при освящении своей церкви. Церковь, быть может, так и погибла бы, если бы не подоспел столетний юбилей со дня смерти ее создателя А. В. Суворова. Когда в 1899 г., по Высочайшему повелению, дело о сооружении " памятихранилища " Суворова было передано в Николаевскую академию Генерального штаба, начальник академии ген.-лейт. Н.Н. Сухотин, глубокий почитатель Суворова, предложил в основу такого памятихранилища положить самый священный памятник - созданную Суворовым Кончанскую церковь, чрез перенесение ее в СПб. и постановку рядом с сооружаемым зданием академии на Преображенском плацу. 6.03.1900 г. им был представлен на имя начальника Главного штаба проект доклада Императору с испрошением соизволения на принятие Николаевской академией Генерального штаба дара В.В. Молостова (владельца с. Кончанского) - Суворовской Кончанской церкви. По выражении на сие соизволения, церковь была разобрана и из села Кончанского доставлена в СПб., где и была вновь собрана. С церковью же были перевезены и все св. предметы, бывшие в церкви и связанные с памятью Суворова. 3 мая того же года церковь была освящена О. Протопресвитером военного и морского духовенства А. А. Желобовским. Достопримечательности Суворовской церкви: 1) Походный образ Суворова - " Нерукотворенный Спас " . Доставлен в Суворовскую церковь 4.07.1906 г. из Воскресенского " Нового Иерусалима " монастыря, который получил его в дар в 1806 г. от сына генералиссимуса - Аркадия Александровича. 2) Образ Свв. Адриана и Наталии (12½ х 9¾ д.) в ризе беспробного золота. Им Императрица Екатерина II благословила Суворовочку (дочь Генералиссимуса - Наталью Александровну) при выходе ее замуж за графа Н.А. Зубова. Этот образ передан чрез ген.-м. Воронова потомками Суворова Любовью и Верою Александровнами Талызиными, внучками Суворовочки от ее дочери Ольги.

http://sobory.ru/article/?object=34533

1739 г.- «Сказание о освидетельствовании честных мощей преподобномученика Иова», хранившееся в Ущельской ц. как отдельная записка ( Никодим (Кононов). Верное и краткое исчисление. 1900. С. 79-80). Введение ко 2-й редакции Жития, в к-ром отсутствие биографических сведений о преподобномученике объясняется Божественным произволением, носит риторический характер и восходит к «Слову о явлении мощей прав. Иакова Боровичского» в сб. «Рай мысленный», опубликованном в Валдайском Свято-Озерском в честь Иверской иконы Божией Матери мужском монастыре в 1659 г. Во 2-й редакции Жития содержится краткое описание 51 чуда (в последнем сообщается об исцелении мезенского титулярного советника А. Фёдорова в 1822); в некоторых случаях датировки чудес незначительно отличаются от дат в 1-й редакции Жития. Автором 2-й редакции мог быть свящ. Никита Петров, в 1858 г. составивший описание Ущельского прихода (его ркп. в числе источников сведений о приходе упомянута в изд. «Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии» (1895)). Список Жития И. (по-видимому, 2-й редакции) видел в 1865 г., во время путешествия по Северу, писатель С. В. Максимов , пересказавший текст в кн. «Год на Севере» ( Максимов. 1984. С. 486-487). С Житием И. ознакомился сщмч. Никодим (Кононов) , когда в 1892-1896 гг. работал с документами, хранившимися в Ущельской ц. ( Никодим (Кононов). Верное и краткое исчисление. 1900. С. 151-165). Е. А. Рыжова Биография Прмч. Иов Ущельский. Икона. Кон. XIX — нач. ХХ в. (Ненецкий окружной краеведческий музей) Прмч. Иов Ущельский. Икона. Кон. XIX — нач. ХХ в. (Ненецкий окружной краеведческий музей) Отца И. звали Патрикий. И. Ф. Токмаков писал, что в Московском архиве Мин-ва юстиции хранилась родословная Мазовских. Ранее 1608 г. святой принял монашеский постриг. Согласно ставленнической грамоте И. от 1 нояб. 1608 г., Новгородский митрополит Исидор «инока Иова Патракиева сына Мозовского» поставил «в чтецы, потом в иподиаконы и наконец хиротониса его» к Преображенскому собору Соловецкого в честь Преображения Господня мужского монастыря ( Рыжова.

http://pravenc.ru/text/578160.html

В круглых медальонах основного объема храма, с внешней стороны, помещались фресковые изображения: со стороны реки Чагодощи - пророка Илии и Архангела Михаила, со стороны дороги - Богоматери Тихвинской и святителя Николая. Бело-желтая расколеровка фасадов, зеленые кровли и золоченые кресты контрастировали с водой реки и окружающими храм соснами. Особенно выразительно церковь смотрелась от ключа Святого, бьющего ниже по течению реки Чагодощи, на ее левом берегу. Сохранились имена людей, служивших в храме со времени его постройки: священник Василий Веселовский, умерший в августе 1857 года, диакон Федор Лебедев, дьячок Семей Мокеев, пономарь Василий Колумбов. Затем там священствовал Кирилл Боголюбов, умерший в марте 1858 года в возрасте 34 лет, священник Евгений Кьяндский, умерший в январе 1862 года. После него на приход назначается священник Алексей Успенский, дослуживший до начала XX века. На старом погосте после переноса Тихвинского храма на берег реки остался древний Ильинский храм. Его постоянно подновляли и реставрировали - старину берегли. В 1859 году, после капитального ремонта, храм заново освятили. Через некоторое время, в 1885-1886 годах, была " возобновлена древняя кладбищенская церковь, без изменения плана и фасада, со снятием престола, на средства прихожан " . В ней в 1912 году на торжествах переложения в новую раку святых мощей преподобномученика Евфросина Синозерского совершал богослужение архимандрит Боровичского Свято-Духова монастыря Владимир с сонмом духовенства, причем заупокойную часть службы - по древнему Большому Синозерскому синодику, хранившемуся в Ильинском храме. В каменном Тихвинском храме богослужение возглавил настоятель Соминской церкви Николай Осницкий. Уничтожение Ильинской церкви в советское время - большая утрата одной из интересных страниц деревянного храмового зодчества. Ныне на месте древнего погоста и храма расположены различные постройки, попрана память предков. Когда-то приход Ильинского погоста был очень обширным. В него входили как ныне существующие, так и уже исчезнувшие селения: Великое Село (иначе Люботина - до построения там своей приходской церкви Спаса Преображения), сельца Львов Двор, Валунь, Тухово, деревни Горка, Низ, Герасимово (прежде Еросимово), Семеново, Клеменино, Замошье, Кучебино, Липовец, Бобынино, Осипово, Середка, Залозно. Последним священником на приходе был Алексей Алексеевич Успенский, сын о. Алексея Успенского. К храму были приписаны и многие часовни. По разным архивным источникам удалось установить их наименования. Так, близ деревни Горка стояла часовня Рождества Иоанна Предтечи постройки 1897 года, в д. Залозно - Святой Троицы, в д. Клеменино - Воздвижения Креста, в д. Герасимово - Усекновения главы Иоанна Предтечи. Местночтимой приходской святыней был список с чудотворной Тихвинской иконы Богоматери.

http://sobory.ru/article/?object=19498

Встречу государю делал только что прибывший архиепископ Леонид у чудного креста, на великом мосту, с крестами, архимандритами и игуменами, всем собором; и того же дня государь слушал обедню в Софийском храме; а на следующий (25 декабря) день, по случаю праздника Рождества Христова, принимал у себя во дворце, на Никитинской улице, владыку, архимандрита, игуменов и священников, которые явились с иконами бить челом, и любезно угощал все духовенство обедом 390 . В Новгороде жил Иоанн четыре недели «без дву дней», молился святыне, ласкал жителей, тех, которые взяты были в Москву, простил, а старцев велел снять с правежа; к удовольствию граждан восстановил старинный обычай судебных поединков; велел строить вновь в детинце на месте прежних судебные места; свою казну с Никитинской улицы перевез под церкви – Пятницы, Николая чудотворца и жен Мироносиц, учредил 500 стрельцов для содержания стражи; «уставил наместников, по старине, да и полям быти в В. Новегороде по старине, да и наместником жити, по старине, в своих дворах, за рекою». Вообще, в это посещение он не сделал никому зла и отправился (18 января) в Москву, провожаемый благословениями народа, откуда вскоре же (9 и 10 февраля) прислал в Новгород, как место более безопасное, еще 450 возов своей казны 391 . Архиепископ Леонид начал свои пастырские распоряжения тем, что 13 января, в неделю, после молебнов, «велел в Новгороде всем священником звонити по всем церквам, когда позвонят в Софийском соборе, на четвертом часу дни, вероятно, к вечернему богослужению; а который священник учнет звонити рано, на том заповеди (штрафа) два рубля Ноугородская» 392 . В это время шла широкая молва о чудесах новоявленного угодника Б. св. Иакова Боровичского; по этому случаю архиепископ Леонид 1-го февраля командировал из Новгородского Розважского монастыря в Боровичский монастырь благочестивого иеромонаха Трифона, Софийского священника Посника, да Дмитриевской церкви с торговой стороны диакона Семена и боярского сына Шестака, чтобы освидетельствовали мощи чудотворца Иакова, и подробно разведали, совершаются ли исцеления от мощей его. Посланные, исполнив поручение, возвратились в Новгород 8-го февраля и донесли владыке, что чудесных исцелений при мощах св. Иакова действительно совершается очень много 393 , после чего было установлено всенародное чествование св. праведного Иакова.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010