После пожара в XVIII в. в соборе был проведен ремонт, расширены узкие приделы. Были и другие обновления храма. В результате собор в честь Святого Духа утратил свой первоначальный вид. Световой барабан храма, украшенный арочками, опирающимися на полуколонки с перехватами, купол и крест, ныне утраченные, передавали особенности архитектуры XVII в. В результате пожара были полностью уничтожены святые ворота и церковь праведного Иакова. В 1792 г. на том же месте были построены новые монастырские святые ворота уже из кирпича, а над ними каменная церковь праведного Иакова. Этот храм, построенный продолговатым четвероугольником, был расписан внутри и снаружи. Завершала его архитектуру каменная четырехугольная одноярусная колокольня с красивым металлическим крестом. На ней в начале XX в. было 10 колоколов, некоторые из них были очень древними. В 1872 г. церковь праведного Иакова переосвятили в честь иконы Божией Матери Иверской, потому что было закончено строительство нового величественного храма во имя св. праведного Иакова в северо-восточной части монастыря. Икона Божией Матери Иверская была очень почитаема в Боровичах, т. к. явление мощей Боровичского чудотворца произошло в праздник этой иконы. С 1654 г. Свято-Духов монастырь был приписан к Валдайскому монастырю, построенному в честь Иверской иконы Патриархом Никоном. Новый храм во имя св. праведного Иакова Боровичского чудотворца, двухэтажный, теплый, был построен из красного кирпича в 1872 г. Церковь имела прямоугольную форму. Ее украшали пять глав. Центральная глава с большим крестом была устроена на красивом восьмигранном световом барабане с шатровым завершением. Одной стороной церковь выходила на Яковлевскую улицу (ныне ул. А. Невского). Храм имел престолы: главный — во имя св. праведного Иакова, с южной стороны — во имя св. блг. вл. кн. Александра Невского. На первом этаже храма был освящен престол во имя свт. Николая. В это время построили каменный братский корпус, который находился по обе стороны от святых ворот. На монастырской соборной площади возвели двухэтажный настоятельский каменный дом.

http://sobory.ru/article/?object=01908

В 1656 году была закончена первая постройка монастыря - Успенский собор. Одновременно была сооружена и деревянная ограда с десятью шатровыми башнями и четырьмя проезжими воротами. 28 августа 1656 года собор был освящён. На освящении присутствовал Антиохийский патриарх Макарий, но самого Никона не было. Он собрался в свой новый монастырь только в сентябре, но поездка неожиданно затянулась: в Твери патриарх неожиданно заболел и смог прибыть на Валдай только в декабре. С ним приехала и царица с домочадцами, а также высшее духовенство из столицы. Даже недостроенный, монастырь поразил всех. " Поистине нет ему подобного в мире " , - отозвался об Иверском монастыре Павел Алеппский. Могучий белоснежный собор, словно высеченный из монолита, украшал золочёный пятиярусный иконостас и огромное паникадило " желтой меди " , специально выписанное из-за границы, " величиною с большое дерево, с цветами, птицами и неописуемыми диковинами " . В монастырском соборе покоились мощи св. Иакова Боровичского. Святыней монастыря была Иверская икона Божьей Матери - копия хранящейся на Афоне. Наслушавшись рассказов о сотворённом Никоном чуде, в Валдайский монастырь засобирался и царь Алексей Михайлович. Строители монастыря заторопились. Никон слал на Валдай одну за другой грамоты, указывая, что надо ещё сделать: украсить Успенский собор " стройно и чинно " , " велеть вырезать хорошо " царское место - резной балдахин, в окрестных деревнях поставить новые дворы, а старые починить. Аверкий Мокеев завершил строительство трапезной. Никон прислал в монастырь гарнизон для охраны - 200 стрельцов с пушками. Но человек предполагает, а Бог располагает - и тщательное приготовление к встрече царя оказались напрасными. В результате вскоре начался затяжной конфликт патриарха с царём. Никон демонстративно оставил Москву и удалился в Новый Иерусалим, где затеял новое грандиозное строительство. Он вытребовал сюда Аверкия Мокеева и других мастеров с Валдая. Строительство Иверского монастыря замерло. Последний раз Никон побывал в Иверском монастыре в 1659 году. Он прожил здесь несколько месяцев и навсегда покинул Валдай, так и не увидев своё детище достроенным. Только в 1666 году было завершено возведение колокольни, и лишь в конце XVIII века сооружены каменная ограда, Святые ворота с надвратной церковью Архистратига Михаила и корпуса келий.

http://sobory.ru/article/?object=00327

«Восстановление и развитие валаамских скитов – очень важная задача, которую нам поставил Патриарх, – рассказывает игумен монастыря епископ Троицкий Панкратий. – Святейший Патриарх отметил, что Валаам снова должен стать " Северным Афоном " . Характерной особенностью Валаамского монастыря является то, что здесь существовали все формы монашеской жизни: общежитие – когда братия вместе проживает, участвует в богослужениях и послушаниях; скитская жизнь – более уединенная, молитвенная, отличающаяся строгим уставом, а также отшельничество – пустынножительство, пребывание в непрестанной молитве». Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл призвал восстанавливать островные исторические скиты. К их числу относится Авраамиевский скит. Авраамиевский скит основан игуменом Дамаскиным. В скиту была часовня, капитально перестроенная архитектором Г.И. Карповым и освященная отцом Дамаскиным 9 октября 1873 г. В тот период в Авраамиевском скиту жили шесть монахов. Красота места и малочисленность паломников из-за его удаленности привлекли петербургского купца Ф.И. Тюменева. Он долгое время жил в скиту и подарил церкви иконы (ныне часть из них находится в музее г. Куопио в Финляндии), а также частицу мощей св. Иакова Боровичского. Благотворитель похоронен на старом братском кладбище. После получения Финляндией независимости на Валаам прибыли военные. В 1920–1930-х гг. рядом со скитом соорудили центральный форт Валаамского укрепрайона, входившего в линию Маннергейма. Во время войны 1939–1940 годов здесь находилась береговая артиллерия. Некоторые финские фортификационные сооружения сохранились до настоящего времени: форты, артиллерийские позиции в скалах, блиндажи и дзоты, казарменные постройки. В 1923 г. Валаамский монастырь пожертвовал Авраамиевскую церковь Тиурульскому приходу Финляндии. В начале 20 века монастырь включал в себя 13 скитов, расположенных в разных частях Валаама, и 21 часовню. На конец 2014 г. восстановлены десять из тринадцати скитов: скит во имя Святителя Николая Чудотворца (Никольский); скит во имя Всех Святых; скит во имя Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (Предтеченский); скит во имя Прп. Сергия Валаамского (Сергиевский); скит во имя Пророка Илии (Ильинский); скит во имя Преподобного Александра Свирского (Святоостровский); скит во имя Смоленской иконы Божией Матери (Смоленский); Гефсиманский скит; Воскресенский скит; скит во имя Коневской иконы Божией Матери (Коневский).

http://sobory.ru/article/?object=00888

1544 г., тогда же была освящена Свято-Духовская ц. К сер. XVII в. мощи И. почивали в Свято-Духовской ц. в деревянной раке. У гроба святого начали совершаться чудеса, к-рые кратко фиксировались. Первая дополненная редакция Сказания содержит сведения о 169 чудесах, причем запись их в 1561-1582 гг. (начиная с 44-го чуда) велась погодно. Во 2-й дополненной редакции Сказания представлены за 1561-1599 гг. 42 записи, в 39 из них сообщается об исцелении от «очной» болезни, чудотворения также связаны с исцелением от болезни головы, от «сердечной» и «огненной» болезни, от «бесного» недуга, паралича и др. Чудеса происходили с жителями Боровичей, со священнослужителями близлежащих мон-рей, с приписанными к новгородскому Антониеву мон-рю крестьянами. В 125-м чуде 1-й дополненной редакции сообщается о разорении Боровичского монастыря и об ограблении раки И. 18 и 20 февр. 1570 г. при возвращении опричного войска в Москву после похода на Новгород: «Василей Пивов грабил Боровичи и монастырь, у чюдотворца Иякова казну взял, да в третии день после Василия иные опришные с чюдотворца покров взяли, отласен черлен, а крест серебром шит, и книг грабили много, да Евангелие взяли» (ГИМ. Син. 447. Л. 369 об.). Ровно через год в тот же день покров на раку был возвращен. В «Повести словеси...» говорится о многочисленных чудесах от мощей И.- «осмьдесят и осмь седмиц» (616), правда, без указания на конкретные обстоятельства событий, поэтому можно считать, что это число носит условно-символический характер. Автор «Повести словеси...» неоднократно обращается к объяснению почитания И., к-рый неизвестно откуда прибыл и неизвестно чем был прославлен при жизни, считая подтверждением святости многочисленные чудеса, происходящие от его мощей. Прав. Иаков Боровичский. Фрагмент святцев на окт. Гравюра Г. П. Тепчерского. 1722 г. (ГЛМ) Прав. Иаков Боровичский. Фрагмент святцев на окт. Гравюра Г. П. Тепчерского. 1722 г. (ГЛМ) Несмотря на свидетельства о чудотворениях, Московский митр. Макарий не позволил установить общецерковное празднование И.

http://pravenc.ru/text/200241.html

Изъятие монастырского имущества имело место еще до вступления в силу декрета «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». В ночь на 18 янв. 1918 г. в Юрьев мон-рь прибыли конные вооруженные солдаты для реквизиции скота, хлеба, овощей, сена и овса. Согласно предъявленному солдатами предписанию, разрешалось оставить по 1 корове на 5 рабочих, не считая монахов, к-рые «исключены из пользования молоком». После того как братия обители накормила солдат, устроила их в лучшие кельи и позаботилась о лошадях, солдаты забрали 7 коров из 14, а 2 велели срочно продать. Продовольственные запасы не изымались. Во мн. др. мон-рях реквизировали скот. 19 янв. 1918 г. комиссия из 3 членов Боровичского уисполкома описала имущество боровичского Духосошественского мон-ря. После этого для защиты монастырского имущества у ограды обители собралась толпа, члены комиссии были избиты. Впосл. губ. ревтрибунал приговорил участников избиения к штрафам. Настоятель Валдайского Иверского мон-ря архим. Иосиф (Николаевский-Невский; впосл. епископ) докладывал в Новгородскую духовную консисторию, что крестьяне с разрешения волостных земельных комитетов начали рубить лес на монастырских дачах Короцкого во имя свт. Тихона Задонского женского, Успенского женского и боровичского Духосошественского мужского мон-рей, а рыбные ловли на принадлежавшем Валдайскому Иверскому мон-рю Ужинском оз. местный волостной земельный комитет сдал в аренду «помимо монастыря». Протесты монашествующих власти игнорировали. В нек-рых случаях верующим недолгое время удавалось защищать монастырское имущество. 22 янв. 1918 г. еп. Алексий сообщал митр. Арсению, что «в Хутыни народ отстоял и не дал отнять коров». Однако вскоре в Хутынский монастырь прибыли 27 вооруженных солдат и изъяли скот. 29 янв. (11 февр.) 1918 г. еп. Алексий возглавил общее собрание «объединенного духовенства и мирян» для обсуждения вопроса об охране церковных ценностей и о защите интересов Церкви. Оно началось в консистории, но из-за большого числа участников было перенесено в Софийский собор. Собрание постановило защищать святыни и церковные ценности; для этих целей было образовано братство. На собрании также обсуждалось проведение крестного хода с молениями об избавлении Церкви от гонений, но еп. Алексий отклонил этот вопрос. 30 янв. (12 февр.) Тихвинский викарий узнал о том, что 28 янв. (10 февр.) аналогичный крестный ход в Москве «прошел хорошо». 11(24) февр. состоялся крестный ход из Софийского собора в Знаменский, а затем в Никольский. Еп. Алексий отмечал, что в шествии участвовал «весь Новгород», а сам архиерей готовился к крестному ходу без страха, но «как к последнему, и приготовился вернуться домой - или раненым, или убитым…». Однако мероприятие, по словам еп. Алексия, прошло «удивительно хорошо, и величественно и внушительно», при этом удалось избежать эксцессов (Письма Патриарха Алексия своему духовнику. С. 116, 119-120).

http://pravenc.ru/text/2577765.html

Значит, патриарх Никон писал царю из строящегося Иверского монастыря, где от очевидцев он и узнал о чудесном явлении. Согласно литературным и документальным источникам, в конце февраля 1654 г. 85 Никон приезжал в Иверский монастырь, к строительству которого он приступил годом раньше 86 . Посещение валдайского монастыря Никоном было связано с перенесением туда в это время мощей святого Иакова Боровичского, чудотворца из Духова монастыря. Мощи святого были привезены в Иверский монастырь 24 февраля (ещё в январе патриарх Никон отправил за ними архимандрита Иверского монастыря Дионисия I, архимандрита новгородского Вяжицкого монастыря Евфимия и игумена Спасского монастыря из Старой Руссы. В селе Едрове процессию с мощами святого встречал новгородский митрополит Макарий) 87 . В тот же день патриарх Никон привёз в валдайский монастырь частицы мощей трёх московских святителей и чудотворцев – Филиппа, Петра и Ионы, которые были положены в специально изготовленный для них серебряный ковчег 88 . 25 февраля, в субботу, в соборной церкви патриарх Никон сам переложил святые мощи Иакова Боровичского чудотворца в новоустроенную сребро-позлащённую раку 89 . Таким образом, можно заключить, что второе письмо царю Никон написал 27 февраля 1654 г. 90 . Ещё два письма – о проезде через Можайск и прибытии в Москву – относятся к 1655 г. В письме о проезде ночью через Можайск сообщается о прибытии Никона днём 2 февраля в село Кубенское, находившееся в 56 вёрстах от Москвы 3, л. 1). А в другом письме Никон говорит о своём прибытии 3 февраля в Москву после морового поветрия 4, л. 1, 2). В июле 1654 г. эпидемия моровой язвы охватила Смоленские земли и Москву. По воле царя Алексея Михайловича, находившегося в то время в польском походе, 24 июля 1654 г. патриарх Никон выехал из Москвы с вверенным ему царским семейством сначала в Троице-Сергиев монастырь 91 , а в конце августа в Калязинский монастырь 92 . К началу 1655 г. эпидемия начала ослабевать 93 , и в начале февраля по Смоленской дороге патриарх Никон вернулся в Москву.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

апостолу Иакову, брату Божию, отрок православно чтущий имя Христово и что приплывшее тело не есть труп утопленника, но мои нетленные остатки». После сего, приплывшие честные мощи с подобающим приличием были взяты из воды и, впредь до открытия о них воли Божией, были погребены на берегу реки Мсты, на том самом месте, куда приплыли в устроенном для сего обрубе. После многих знамений и чудес, совершившихся при гробе праведного Иакова, мощи его в 1543 году были свидетельствованы Новгородским архиепископом Феодосием и 23-го октября того же года, по благословению митрополита Всеросийского Макария, были внесены в новоустроенный каменный храм Боровичского Свято-Духова монастыря. В 1657 году патриарх Никон перенес мощи св. Иакова в Иверский монастырь, что близ города Валдая, и 23 февраля того же года переложил их в серебряную, позолоченную раку. В церкви же Боровичского монастыря осталась одна часть (ребро) от святых мощей его, которая и сохраняется поныне на прежнем месте в особенной раке. В настоящее время мощи св. праведного Иакова почивают открыто в серебряной, вызолоченной раке, находящейся в соборном храме Иверского Богородицкого первоклассного монастыря. Монастырь же сей состоит на острове Валдайского озера между другими двумя островами оного Березиным и Рябининым, в з-х верстах от уездного города Валдая к северо-востоку и в 150 верстах от Новгорода. Построен монастырь сей патриархом Никоном при царе Алексее Михайловиче. По штатам 1764 года Иверский монастырь положен в I класс с оставлением учрежденной еще патриархом Никоном архимандрии, с предоставлением права архимандритам сего монастыря служить в шапке, т.е. митре, с сулном, рипидами и осенением свещным на ковре. Монастырь Иверский, несмотря на превратность судьбы, которой он подвергался, особенно по низложении патриарха, и бывшие пожары, находится в благоустроенном состоянии. Память св. праведного Иакова совершается 23 октября. Кроме сего, отправляется местное празднество 21-го майя, в каковый день, по окончании Литургии, совершается торжественное обнесение мощей св.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil-Krasny...

20 Николай, архиепископ Мирликийский; (Николай Чудотворец; IV в.), св. 20, 69, 70, 242, 246, 270 Николай II; (6 мая 1868 – 17 июля 1918) – российский император 20 октября 1894 – 2 марта 1917. Арестован 8 марта 1917, вместе с семьей перевезен в Тобольск, затем в Екатеринбург. Расстрелян в Ипатьевском доме в Екатеринбурге. Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2000 г. причислен к лику страстотерпцев в сонме новомучеников и исповедников российских. 148, 151, 152, 153, 270 Николай (Гиляровский Николай Алексеевич); (5 января 1872 – ?). Окончил Новгородскую ДС (1891) и С.-Петербургскую ДА (1905), к. б. С 1891 – учитель, 2 июля 1892 – псаломщик, с 4 апреля 1893 – надзиратель Боровичского ДУ. С 30 августа 1894 – диакон Званского женского монастыря и учитель ЕЖУ. С 9 мая 1896 – священник Троицкой церкви Новгородской епархии. С 1 сентября 1900 – надзиратель С.-Петербургской ДС. С 16 января 1906 – учитель Боровичского ДУ. 7 августа 1922 хиротонисан во епископа Бакинского? С 21 августа 1922 – епископ Павлоградский, викарий Екатеринославской епархии. Участник обновленческого собора 1923. Архиепископ, с 4 февраля 1925 – архиепископ Боровичский, викарий Новгородской епархии (с 10 февраля 1925 – управляющий Новгородской епархией), с 28 апреля 1931 – архиепископ Старорусский, с 15 июля 1931 – Карельский, с 1931 – Владимирский. 323 Николай Японский , св. равноапост. – Николай (Касаткин Иван Дмитриевич); (1 августа 1836 – 3 февраля 1912). Основатель Русской православной миссии в Японии. С 30 марта 1880 – епископ Ревельский, с 24 марта 1906 – архиепископ Японский. Причислен к лику святых. 454 Николай (Соболев Николай Васильевич); (12 декабря 1854 – осень 1932). Окончил С.-Петербургскую ДС (1876). 6 февраля 1877 рукоположен во священника. С 1881 – священник с. Городище Новоладожского уезда, с 1885 – Алексеевской церкви при С.-Петербургском Доме Милосердия, с 12 мая 1895 – Введенской церкви на Петроградской стороне, с 6 мая 1904 – протоиерей, с 2 августа 1911 – настоятель. В 1922 уклонился в обновленчество. Будучи вдовым, 26 июня 1922 хиротонисан во архиепископа Петроградского и Ладожского. С апреля 1923 – архиепископ Ладожский, викарий Петроградской епархии. С 19 июня 1923 – архиепископ Ставропольский, настоятель Введенской церкви, с 18 февраля 1927 – архиепископ Ладожский, второй викарий Ленинградской епархии, с 26 марта 1931 – настоятель Введенской церкви Ленинграда.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

БОГОРОДИЦКАЯ-ЧЕРНООЗЕРСКАЯ-АНТОНИЕВА, пуст. муж., в Череповецком уезде, на берегу небольшего озера, именуемого Черным, в двух верстах от реки Шексны. Основателем ее был св. Антоний, которого мощи почивают, в часовне, под спудом; но время основания вовсе неизвестно; также нет сведений, когда эта обитель уничтожена. Здесь церковь Рождества Богородицы, которая была построена деревянная Преподобным Антонием. ШАЛИЦКИЙ-РОЖДЕСТВЕНСКИЙ, муж., существовавший некогда в уездном городе Устюжне, на берегу реки Мологи. О времени основания сего монастыря, также и когда уничтожен, сведений нет; впрочем известно, что в начале XVII века он еще существовал. Из числа бывших здесь в древности игуменов, уважается и поныне память Гурия, как мужа святой жизни; он здесь и погребен. КРУПЕЦКИЙ, муж., в Боровичском уезде, с двумя церквами: 1) Николая Чудотворца и 2) Пророка Илии, с приделом Флора и Лавра. Монастырь этот когда был основан, сведений нет; а уничтожен в 1764 году, и церкви обращены в приходские. До упразднения этой обители, была к ней приписана Городноезерская Никандрова пустынь. ГОРОДНОЕЗЕРСКАЯ-НИКАНДРОВА пуст., муж., в Боровичском уезде, на берегу озера Городна, называемого также и Городолюбским. Основана Препод. Никандром, но в котором веке, неизвестно. Теперь здесь находится одна только церковь (обращенная в 1764 году из монастырской в приходскую) Воскресения Христова, с приделом Никандра Городноезерского, которого и мощи здесь почивают под спудом. Обитель эта, до уничтожения, была приписана к Крупецкому монастырю. СИНОЗЕРСКАЯ пуст, муж., в 60 верстах от уездного города Устюжны, на берегу Синичьего озера, при впадении речек Чагадощи и Гвозденки; основана в 1603 году Преподобным Евфросином. Здесь церковь Благовещения Богородицы, построенная тогда же, в которой почивают под спудом мощи основателя, Преподобного Евфросина. Пустынь эта уничтожена в 1764 году и приписана к Духову-Боровицкому монастырю. НИКОЛАЕВСКИЙ-ВЫДРОПУСКИЙ, муж., существовавшей некогда на границе Новгородской губернии, между селом Выдропуском и уездным городом Вышним Волочком. Об основании его неизвестно; уничтожен же он, кажется, в 1764 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Наконец, письма Никона необходимо точно датировать: ни в одном из них нет точной даты составления; вероятно, поэтому при издании текстов посланий Никона в XIX в. неверно названы годы их написания. Между тем по содержанию и указанным в посланиях месяцам и населенным пунктам, через которые проезжал патриарх, время составления писем можно точно определить. Первое письмо помечено в тексте 26 января: Никон написал царю из владимирского Рождественского монастыря, где он находился вместе с неким попом Стефаном 82 1, л. 1). Согласно записям в книге расходов патриаршего Казенного приказа, поход патриарха Никона во Владимир состоялся 23 – 29 января 1653 г.: 26 января, в четверг, Никон ходил из Владимира в монастыри Боголюбов и Покровский, а 27 января патриарх служил литургию в Рождественском монастыре, после чего кормил братию и раздавал монастырским властям денежную милостыню 83 . Таким образом, первое письмо Никона можно датировать 26 января 1653 г. 84 . Второе письмо – из Иверского монастыря – в содержании не имеет дат, но в записи на обороте об отправлении письма с Федором Ртищевым есть помета – 27 февраля 2, л. 1 – 2). Никон рассказывает царю о чудесном явлении огненного столпа над Иверским монастырем «от четвертка против пятка в нощи в третий час», свидетелями которого были жители окрестных деревень. О своем месте пребывания в момент составления письма Никон говорит: «...добро есть нам зде быти, и сени сотворены есть». Значит, патриарх Никон писал царю из строящегося Иверского монастыря, где от очевидцев он и узнал о чудесном явлении. Согласно литературным и документальным источникам, в конце февраля 1654 г. 85 Никон приезжал в Иверский монастырь, к строительству которого он приступил годом раньше 86 . Посещение валдайского монастыря Никоном было связано с перенесением туда в это время мощей святого Иакова Боровичского чудотворца из Духова монастыря. Мощи святого были привезены в Иверский монастырь 24 февраля (еще в январе патриарх Никон отправил за ними архимандрита Иверского монастыря Дионисия I, архимандрита новгородского Вяжицкого монастыря Евфимия и игумена Спасского монастыря из Старой Руссы; в селе Едрове процессию с мощами святого встречал новгородский митрополит Макарий) 87 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010