В настоящее время на территории монастыря расположено Архиерейское Подворье. Напротив храма Сошествия Святого Духа на апостолов восстановлен святой колодец игуменьи Таисии (Солоповой), настоятельницы Леушинского монастыря, которая здесь в 1861 году получила благословение на монашество и начала свой духовный путь – об этом сообщает мемориальная доска на здании настоятельского корпуса. Ежегодно проводятся Таисинские чтения. Информация: Сказание о Иакове Боровичском. Свято-Духов монастырь. Боровичи 2008; Полевиков А.П. Боровичи – на Мсте прекрасный город. - Боровичи, 2006 Духовным и историческим памятником боровичского края является Свято-Духов монастырь. Предполагают, что он был основан в очень древние времена благочестивыми монахами-отшельниками, которые выбрали для молитв и спасения своей души тихое и красивое место. С трех сторон небольшую низменную равнину закрывали холмы, поросшие хвойными и смешанными лесами, которые укрывали ее от сильных ветров. С юго-западной стороны чистым и тихим потоком несла свои воды река Мста, сменив здесь свой буйный нрав. Сама природа на этом месте как бы смирялась и умолкала. Точной даты основания монастыря установить не удалось, т. к. монастырские архивы погибли во время пожара в 1732 г. На древней раке праведного Иакова сохранялась надпись, из которой следовало, что Свято-Духов монастырь основан в 1327 г., а соборная церковь построена в 1345 г. Широкую известность монастырь получил во второй половине XV в. в связи с перенесением в него мощей праведного Иакова Боровичского. Иван Грозный, имея склонность к новоявленным святым и чудотворным иконам, наделил монастырь пахотными землями и угодьями. Это дало возможность монастырю построить новый соборный храм в честь Святого Духа. Следующий после Троицы день называется Духовым и посвящен прославлению Святого Духа, который дает человеку разум и мудрость, помогает его сердцу любить и понимать Иисуса Христа, открывает мир духовной жизни. Храм был деревянный, шатровой архитектуры. В XVI в. он имел очень богатый четырехъярусный иконостас.

http://sobory.ru/article/?object=01908

Панаевы, их дети и родственники делали большие пожертвования в Иверский монастырь на содержание усыпальницы и поминовение родных. Постоянным монастырским вкладчиком был и свекр Елены Валерьяновны — Павел Дмитриевич Дягилев (1808-1883). Из далекой Перми он совершал частые паломничества на Ивер. В 1858 году он вез в монастырь новую серебряную раку для мощей преподобного Иакова Боровичского. Рака, устроенная «усердием доброхотных жертвователей» и выполненная петербургским мастером А. Верховцевым, весила 3 пуда 29 фунтов 5 золотников. В самый трудный момент пути во время доставки раки в монастырь П.Д. Дягилев имел чудесное видение преподобного Иакова Боровичского и был свидетелем его незримой помощи. Стремясь всем сердцем на Ивер, он не знал еще, что эта земля надолго задержит возле себя его род. Внук П.Д. Дягилева Юрий Павлович Дягилев (1878-1954), являясь одновременно и внуком В.А. Панаева, станет последним владельцем валдайского имения Байнево. Выйдя в отставку, оставив военную службу, литературу и основанный им в Петербурге Кустарный музей, он поселится в нескольких верстах от Иверского монастыря, сделается гласным Валдайского земского собрания, будет принимать активное участие в общественной и духовной жизни Валдая, часто приходя на Ивер к усыпальнице, где покоились его родные. Иверские погребения Панаевых  связаны с судьбами замечательных русских людей, которым Господь даровал вечное право быть сокровенно соединенными и с Ивером, и с дивным старцем и молитвенником архимандритом Лаврентием, обретшим в 1876 году вечный покой в той же обители. Яковлева Н.П. - старший научный сотрудник Валдайского краеведческого музея.  Возможно, часовня была освящена в честь архангела Серафима. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=11968

В трудное время Первой мировой войны часть здания Свято-Духова монастыря использовалась под лазарет. Насельники монастыря ухаживали за ранеными русскими воинами. Умерших от ран солдат и офицеров хоронили на специальном военном кладбище, которое находилось недалеко от кладбищенской Успенской церкви. Не так давно на месте этого кладбища установлена мемориальная доска и памятник в виде креста. В феврале 1918 г. уездная комиссия г. Боровичи принимает постановление в закрытии Свято-Духова монастыря и прочих монастырей Боровичского уезда. Мотивировалось это недостаточностью в г. Боровичи построек для приюта, богаделен и училищ. Престарелых священнослужителей и монахов сочли возможным оставить при монастыре в богадельне. Более молодым и здоровым было предложено в двухнедельный срок найти себе другое место. 17 апреля того же года ликвидационная комиссия приступила к работе. Ее сопровождала сотня солдат, вооруженных винтовками со штыками. Монастырь предварительно был окружен со всех сторон солдатами, а затем уже ликвидационная комиссия приступила к проверке монастырского инвентаря, процентных бумаг и наличных сумм. Таким меры, предпринятые комиссией, были не случайны. Еще 19 января, когда в Свято-Духов монастырь пришли комиссары г. Боровичи описывать имущество, народ, решив, что монастырь закрывают, избил этих комиссаров. В результате двух иеромонахов, монаха и многих граждан посадили в тюрьму. В результате действий ликвидационной комиссии монастырь подвергся опустошению. Для оставшихся монахов выделили по железной кровати, табуретке и столу. Только иеромонаху Мисаилу и архимандриту Владимиру оставили немного больше вещей. Свято-Духов монастырь был закрыт, его храмы были превращены в приходские, которые действовали недолго. В 1920 г. из церквей бывшего Свято-Духова монастыря были изъяты серебряные церковные ценности весом более 16 кг. Вскоре храмы были закрыты, уничтожены почти все приметы, напоминающие о культовом их назначении, разобрана колокольня, уничтожено древнее монастырское кладбище.

http://azbyka.ru/palomnik/Боровичский_Св...

Иверский монастырь к началу XVIII b. оскудевает и приходит в упадок. С 1712 по 1730 год обитель со всем имуществом и землей приписывается к строившейся тогда Александро-Невской лавре. Монастырь теряет вместе с самостоятельностью и большую часть своего церковного имущества. При составлении духовных штатов в 1764 году Иверский Валдайский монастырь был включен в первый класс, а по Новгородской епархии поставлен на второе место после Свято-Юрьева монастыря. В середине XIX b. были отремонтированы все монастырские храмы и жилые постройки, приобретено много ценной утвари для обители. Организован странноприимный дом, для многочисленных паломников и странников. Были установлены торжественные крестные ходы с чудотворной иконой в города Валдай, Боровичи, по уездам Новгородской и соседних губерний. В 1848 году, когда эпидемия холеры свирепствовала почти по всей России, унося многочисленные жизни людей, жители Валдая, объятые ужасом смерти, не надеясь на медицинские средства, прибегли к молитвенному заступничеству Пресвятой Богородицы. Взяв Иверскую икону Божией Матери, весь народ с торжественным крестным ходом и молитвенным упованием обнес ее вокруг города. Предстательством Царицы Небесной болезнь стала ослабевать, а затем совершенно прекратилась. В память об этом событии в следующем году Святейший Правительственный Синод утвердил совершать ежегодно крестный ход из Иверского монастыря вокруг города Валдая с молебным пением. Крестные ходы также совершались и в престольные праздники: Успения Божией Матери, Богоявления Господня, в день памяти святого Иакова Боровичского. С января 1918 года Советская власть постоянно реквизировала у монастыря хлеб, скот, рыбу, другие продукты. В 1919 году монастырь был преобразован в Иверскую трудовую артель. В голодные годы обитель занималась делами милосердия и раздавала бесплатно хлеб местному населению. В 1927 году Иверскую трудовую артель обследовал Наркомзем. В отчете было отмечено, что трудовая община «слишком тесно связана с Иверской чудотворной иконой». Это послужило поводом для закрытия монастыря, а Иверская икона Божией Матери была увезена в неизвестном направлении.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

Источник: http://pravostok.ru Святая мученица ЕКАТЕРИНА (Петроградская) в миру Екатерина Андреевна Арская 1875 - 1937 (62 года) Прославлена в 2003 году в лике Новомучеников. Подвижничество: мученическая кончина День памяти: 4 (17) декабря. В годы революции Екатерина потеряла всю семью - мужа и пятерых детей. Была арестована по делу Александро-Невского братства, на следствии проявила удивительное мужество, не назвав ни одной фамилии. Расстреляна 17 декабря 1937 года. Святая новомученница Екатерина Арская, в честь которой был заложен новый храм, захоронена вместе с тысячами верующих, претерпевших мученическую смерть за Христа в кургане близ монастыря Святого Духа г.Боровичи Боровичской епархии Новгородской митрополии. На месте захоронения стараниями настоятеля монастыря, отца Валерия (Дьячкова) сооружены покаянные кресты. Святой новомученице Екатерине Арской, и в ее лице - всем погибшим и погребенным в этом кургане безвестным верующим поставлен памятник. 16 ноября 2010 года в районе с. Краснореченское митрополитом Хабаровским и Приамурским Игнатием совершён чин закладки мощей в основание храма новомученицы Екатерины Петроградской (Арской). 13 октября 2011 года совершён чин закладки основания закладка мощей (кирпич) храма новомученицы Екатерины Петроградской (Арской). Архиепископ Хабаровский и Приамурский Марк отслужил молебен на закладку храма и выразил надежду на то, что в нашем Отечестве возродится добрая русская традиция начинать любое дело с молитвы и церковного благословения. Несколько лет некоммерческое партнерство крестьянских хозяйств «Беловодье», на территории которого находится место закладки будущего храма (Хабаровский край), ведет переписку с настоятелем Свято-Духовского монастыря отцом Валерием (Дьячковым), которым были собраны обширные материалы о святой и ее подвиге. Кроме того, из монастыря на Дальний Восток прибыла икона мученицы Екатерины. Источник: http://monaha.ru Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года.

http://sobory.ru/article/?object=32906

В 1790 г., тоже 30 августа, в присутствии императрицы Екатерины II мощи св. кн. Александра были перенесены в большую соборную Троицкую церковь Александро-Невской Лавры, где почивают и ныне. Некоторое время с 1741 г. Боровичский Свято-Духов монастырь был приписан к Александро-Невской Лавре. На первом этаже храма был освящен престол во имя св. Николая. Храм св. Иакова является прекрасным памятником архитектуры русско-византийского стиля. Монастырь был окружен кирпичной оградой с шестью башнями. Четыре из них находились по углам ограды, а две – посредине северо-восточной и юго-западной стен. Юго-западная башня выходила на реку Мсту, была особо украшена настенной росписью в память о том, что раньше здесь был главный вход в монастырь и стояла деревянная церковь в честь св. Иакова. До настоящего времени сохранились только угловые башни. С 1830 г. по 1845 г. в монастыре ведутся большие строительные работы. Материальная помощь боровичскому монастырю была оказана митрополитом Новгородским и Санкт-Петербургским Серафимом и известным в русской истории архимандритом Фотием, наместником Новгородского Юрьего монастыря. В это время был построен прекрасный каменный братский корпус, который находился по обе стороны от святых ворот. Это здание является архитектурным памятником русского классицизма. На монастырской соборной площади был построен двухэтажный настоятельский каменный дом. В нем были архиерейские, настоятельские и братские келии, кухня, трапезная, хлебопекарня. Недалеко от него находился каменный корпус со службами. Там было несколько братских келий, баня, квасоварня, кладовая, подвалы и погреба. Далее был расположен каменный скотный двор. В нем были коровник, конюшня, сарай и жилые комнаты для рабочих. Перед монастырем была большая площадь и березовая роща. Здесь устраивали ярмарки в праздник св. Иакова. Крестьяне приезжали на лошадях и привозили для продажи поросят, кур, гусей, яблоки, моченую бруснику, грибы во всех видах и другие продукты. Купцы привозили свой товар. Шла бойкая торговля.

http://azbyka.ru/palomnik/Боровичский_Св...

В преданиях И. предстает также крестьянином, судовщиком (бурлаком), к-рый «принял Христа ради юродство и был убит громом» ( Голубинский. С. 88; Секретарь. 1998. С. 272-275). Прав. Иаков Боровичский. Фрагмент иконы «Собор русских святых». Кон. XVIII - нач. XIX в. (МИИРК) Прав. Иаков Боровичский. Фрагмент иконы «Собор русских святых». Кон. XVIII - нач. XIX в. (МИИРК) Свящ. Иоанн и диакон в «обыске чудес» 2 июля 1544 г. писали: «Смотрили умершаго Иакова, а он лежит в мощах: глава вся цела, и плоть его присохла к костем, око левое полно, а правое половина впало, губы обе целы, а ухо левое полно, а правое поизлежало, на обеих странах плоть личная от щек оттянулась и ис(со)хла, и на лице плоть костям прис(о)хла; рука левая по локоть с костью по запястье с телом зас(о)хла, и нохти и персты - все цело... а правая рука по локоть с костью, два перста у ней, а иные поотпали, а на перстех плоть и нохти есть; а по левой стране ребра засохли с плотью; а правыя страны ребра распалися, две ребренных кости держатца с теми грудми, а прочие уды все развалилися - лежат кости обнаженны» (ГИМ. Син. 447. Л. 349-349 об.). В Сказании о чудесах от мощей И. сообщается, как, получив «обыск чудес», архиеп. Феодосий обратился к Московскому митр. св. Макарию . Тот прислал грамоту, в к-рой предписывал создать комиссию для перенесения мощей И. в новопостроенную ц. Сошествия Св. Духа в боровичском Свято-Духовом мон-ре. Второй частью Сказания о чудесах от мощей И. является грамота архиеп. Феодосия от 6 окт. 1544 г., составленная дьяком Третьяком Федоровым, согласно которой игум. новгородского Антония Римлянина монастыря Константину и свящ. Иоанну вместе с др. клириками и жителями Боровичей предписывалось перенести мощи И. из часовни на берегу Мсты в Боровичский мон-рь, положить их в раку у юж. дверей Свято-Духовской ц. и устроить над мощами гробницу. Благословлялось впредь ежегодно отмечать день перенесения мощей панихидой и обедней. Как свидетельствует 3-й документ, перенесение мощей произошло 23 окт.

http://pravenc.ru/text/200241.html

В сентябре 1943 г. принимал участие в Архиерейском Соборе, избравшем митрополита Сергия (Страгородского) Патриархом. С 17 октября по 29 ноября 1943 г. исполнял обязанности управляющего делами Московской Патриархии. С 24 декабря 1943 до 15 февраля 1944 г. временно управлял Тамбовской епархией, где присоединил к Русской Православной Церкви общины, перешедшие из обновленчества. 26 мая 1944 г. назначен архиепископом Псковским и Порховским и временно управляющим Ленинградской, Новгородской и Боровичской епархиями, с 5 сентября 1944 г. временно управлял Олонецкой и Вологодской епархиями, с декабря 1944 до июня 1945 г. — Рижской епархией. 7 сентября 1945 г. назначен митрополитом Ленинградским и Новгородским, постоянным членом Священного Синода с оставлением временного управления Псковской и Олонецкой епархиями. Также управлял русскими православными общинами и монастырями в Финляндии. 5 апреля 1946 г. возглавил Учебный комитет при Священном Синоде. Трудами владыки к 1947 г. было открыто две духовных академии (в Москве и Ленинграде) и восемь духовных семинарий (в Москве, Ленинграде, Киеве, Саратове, Одессе, Минске, Луцке, Ставрополе). 15 апр. 1949 г. по представлению ЛДА Патриархом Алексием I удостоен ученой степени доктора богословия honoris causa. 4 марта 1949 г. владыке Григорию вторично было поручено управление Олонецкой епархией, с 21 октября — управление Псковской епархией, с 20 декабря — управление Эстонской епархией. 11 ноября 1954 г. согласно прошению освобожден от управления Псковской епархией, а также православными русскими общинами и монастырями в Финляндии.  Скончался в Москве 5 ноября 1955 г. 6 ноября панихиду над гробом почившего владыки в Успенском храме московского Новодевичьего монастыря совершил Святейший Патриарх Алексий I с сонмом московского духовенства. 8 ноября останки были доставлены в Ленинград. Отпевание состоялось 11 ноября в Николо-Богоявленском соборе Ленинграда, богослужение возглавил митрополит Минский и Белорусский Питирим (Свиридов) в сослужении пяти архиереев и духовенства епархии. 27 августа 1961 г. останки были перезахоронены в крипте Троицкого собора Александро-Невской лавры .

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1245160...

Каллистрата, мч. Маманта, мучеников Космы и Дамиана (по надписи мч. Космы), сщмч. диак. Авива, сщмч. диак. Евпла, мч. Лукиана, мч. Неофита, мч. Домна (по надписи мч. Дамиана), мч. Авксентия, вмц. Варвары, прп. Антония Великого, прп. Евфимия Великого, прп. Евфимия Суздальского (в наст. время вмц. Евфимии Всехвальной), прп. Иоанна Дамаскина, прп. Ефрема Сирина, прмч. Стефана Нового, прп. Григория Декаполита, прп. Пимена, прп. Феодосия (по надписи прп. Феодора Сикеота), прп. Кира, прп. Георгия Хозевита, прп. Михаила Малеина, прп. Никиты, исп., мч. Космы Аравийского, прп. Сергия Радонежского, далее 2 надписи закрыты (в наст. время свт. Иоанна Новгородского, прп. Антония Римлянина), прав. Иакова Боровичского, прп. Саввы Сторожевского, прп. Евфимии (в наст. время прп. Евфимия Суздальского), блгв. кн. Александра Невского, блгв. кн. Романа Угличского, вмц. Марины, мц. Ирины, мц. Анастасии Римской, блгв. кн. Владимира Новгородского, блгв. кн. Георгия Владимирского, св. Анны, прмц. Евдокии, прмц. Феодосии девы (в наст. время утрачены); неск. св. мощей без надписи. На образах равноапостольных царей Константина и Елены по сторонам К. к.- венцы «с короною и цатою сребрянные, чеканеные позлащенные» и убрус «низан жемчугом, у коего в средине сребропозлащенная запана с хрустальными вставками»; «пред Крестом завеса белаго ситца с разноцветными травами, разделяющаяся на две половины, в круге по краям обложена китайкой алой». Фрагмент Кийского креста. 1656 г. Фрагмент Кийского креста. 1656 г. Во 2-й пол. XIX в. настоятели Крестного мон-ря сообщали в донесениях о частичной утрате мощей. Так, архим. Нектарий в 1876 г. указывал на отсутствие мощей вмч. Прокопия и прор. Даниила: «Оные единственно могли быть затеряны при переносе св. Креста из монастыря по неудобному пути во время нашествия неприятеля… когда в 1854 году подходил англичанин к Соловецкому монастырю и был также и в Крестной обители и что в это время св. Крест был увозим из обители» (ГААО. Ф. 29. Оп. 4. Т. 3. Д. 508. Л. 148-151 об.).

http://pravenc.ru/text/Кийский ...

I Родители мои происходили из древних дворянских фамилий: отец - потомственный дворянин, помещик Новгородской губернии, Боровичского уезда, В. В. Солопов, а мать, москвичка, из рода Пушкиных. Родителей своих она или не помнила, или же, что вернее было бы предположить, намеренно их не вспоминала и на случайные мои о них вопросы, вызывавшие всегда в ней чувство грусти, уклонялась отвечать. Еще малюткой осталась она на руках старца - дедушки Осипа Алек. В., которого и называла отцом, да и действительно он заменял для нее самого нежного и заботливого отца. Он был человек вдовый, одинокий и уже преклонных лет, но, несмотря на то, всецело отдался заботам о ней, которые разделяла с ним и незабвенная ее няня, также уже немолодая женщина. Когда ей наступил восьмой год от роду, дедушка поместил ее в пансион (в то время лучший в Москве) г-жи Дельсаль на полное содержание, куда переселилась и няня ее, для отдельного ухода за его любимицей, что, вероятно, в то время было принято в пансионах, или же допускалось в виде исключения. В 1834 году на 14-ом году от рождения мать моя окончила свое воспитание в пансионе (получила аттестат, хранящийся у меня и по сейчас) и вместе с няней вернулась под мирный и гостеприимный покров дедушки. Но недолго суждено было отдохнуть и понежиться бедняжке-сиротке под этим кровом. От колыбели до могилы не улыбнулось ей счастье никогда. Дедушка был человек мнительный, каждая малейшая болезнь, по мнению его, угрожала ему смертью, а сиротке его - совершенным одиночеством, и он стал спешить устроить ее судьбу - выдать замуж. Между тем, в Москве ему почему-то не хотелось ее пристроить, и он переселился с ней и со всем своим имуществом в Петербург. Вот слова самой матери моей о ее судьбе. " Едва минуло мне пятнадцать лет, я помню, что еще любила играть в куклы, а мне стали все твердить о женихах и о свадьбе. Конечно, о том, нравится ли мне кто-нибудь или нет, меня не спрашивали, да и сама я не понимала этого, да и вовсе не понимала условий супружеской жизни. Я воображала в лице мужа второго отца и покровителя, что внушал мне и дедушка, щедро наградивший меня приданым и деньгами. А главное, драгоценнейшее мое приданое - это моя неразлучная, бесценная няня, мой единственный друг и свидетель всего.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1967...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010