Кладбище у церкви существовало до 1897 г., а потом было закрыто и засажено тополями и березами. На протяжении ряда последних лет ведутся работы по реставрации Воскресенского храма, пострадавшего за годы советской власти. Ю.А. Соколов " Устьянские церкви " Храм Святого Николая Чудотворца (церковь Воскресения Христова) находится на Воскресенском погосте с. Устье. Воскресенский погост расположен на мысу в том месте, где река Петровка впадает в реку Кубену. Первой каменной церковью погоста была церковь Воскресения Христова. Церковь, построенная в 1763-1773 гг., была пятиглавой. С запада к основному объёму церкви примыкала паперть, здесь же находилась многоярусная колокольня. С востока располагались два полукруглых алтаря. До настоящего времени эти части церкви не сохранились. Храм Николая Чудотворца располагался в одну линию с Воскресенским храмом к северу от него. План и фасад храма Николая Чудотворца были взяты с кафедрального Воскресенского собора в городе Вологда, храм в Устье по своим размерам значительно больше. План церкви был разработан Павлом Иконниковым, священником Вологодского собора, в марте 1818 года. Епископ Вологодский и Устюжский Преосвященный Онисифор утвердил план храма 2 апреля 1818 г. В 1819 году началось производство кирпича для храма крестьянами Закуштской волости, а в 1820 году начали строительство храма. Первый этаж церкви выложил в 1820-1822 гг. ярославский крестьянин Спиридон Емельянович Орлов. В 1823- 25 гг. шла заготовка строительного материала для храма: кирпича, леса, железа и т. д. Верхний этаж церкви построили в 1826-1829 гг. Церковь была чёрным железом. В 1831 году проводились работы по внутренней отделке нижнего этажа: сделали деревянные полы, печи, была выполнена штукатурка. Отделка верхнего этажа проводилась в 1832-36 гг. Работы по устройству иконостаса продолжались с 1834 г. по 1835 г. Строительство храма завершилось в 1836 году. В книге Александра Розанова «Воскресенская церковь в селе Устье Кадниковского уезда» (1903 г.) содержится подробное описание расходов на строительство храма.

http://sobory.ru/article/?object=10181

Вожатый крестного хода монах Глеб Не сбавлять шаг! По улицам села Возрождение святыни. Новая роспись разрушенного храма Молебен у разрушенного Свято-Троицкого женского монастыря Молебен у разрушенного Свято-Троицкого женского монастыря. Отцы Молебен у разрушенного храма в Троице-на-Бору. Поклонный крест Молебен у разрушенного храма в Троице-на-Бору. Паломники Молебен у разрушенного храма в Троице-на-Бору. Паломник Николай Молебен у разрушенного храма в Троице-на-Бору. Игумен Иоанн (Титов) Молебен у разрушенного храма в Троице-на-Бору. Паломница Панихида на месте монастырского кладбища «Мотобригада». Мамы и чада в ожидании окропления святой водой Полторы тысячи паломников на улицах села Выход из села к реке На берегу реки Устье На берегу реки Устье. Скоро переправа Через реку Устье Долгий переход через реку Устье Молебен на другом берегу в ожидании перехода всех паломников Через поле Встреча местными жителями Выход из села после радушного приема Благочестивая селянка. Каждый год эта старушка выходит встречать Иринарховский крестный ход, проходящий мимо ее дома Полнеба и полземли. Сильный ветер Перед входом в лес. Изгиб крестного хода Перед входом в лес. Изгиб крестного хода Выход 1500 крестоходцев из леса на асфальтовое шоссе Конечная точка первого дня пути. Павлово село на закате солнца Ночлег в храме Ночлег в храме День второй. 20 июля. Павлово село – Ивановское-на-Лехте Павлово село. Чтение утренних молитв Утром у стен храма Божественная литургия в Тихвинском храме Божественная литургия в Тихвинском храме Благословение иеромонаха Ильи Готовы идти! После литургии. Очередь за чаем Молебен перед началом второго дня пути Молебен перед началом второго дня пути. Иерей Борис Украинцев Панихида на сельском кладбище Кропление паломников во время крестного хода В поле. Сгущаются тучи В лесу. По тропинке рядом могут идти лишь два человека По этому полю, заросшему иван-чаем и репейником, люди ходят один раз в год – во время Иринарховского крестного хода Отцы и дети. Полное взаимопонимание

http://pravoslavie.ru/gallery/gallery34....

Каждый торговец, привозивший в Москву свои товары, должен был показать их таможенным чиновникам, которые составляли им подробную опись и оценку и представляли на благоусмотрение государя; если великий князь пожелает купить в свою казну что-нибудь из привезенных товаров, то купец не имел права торговать, пока не окончится выбор для великокняжеской казны. Такие задержки и стеснения, вероятно, были причиною того, что вообще иноземные купцы охотнее ездили в Новгород, где это правило не соблюдалось в такой строгости и если существовало, то ограничивалось некоторыми статьями, а потому-то англичане, приехавшие в Россию, нашли Новгород в торговом отношении значительнее царской столицы. На северо-востоке от Москвы, в первой половине XVI века, имел торговое значение Дмитров, потому что из него открывался важный путь в Волгу: суда шли по Яхроме в Сестрью, из Сестрьи в Дубну, а Дубною входили в Волгу. Таким образом, товары, привозимые из восточных стран, могли доходить водою в Дмитров, а оттуда сухопутьем перевозились в Москву. Дмитров, между прочим, был средоточием рыбной торговли, имевшей в тот век важное значение внутри края; по вышеупомянутому пути доставлялась рыба из Шексны. В окрестных селах Кимре и Рогачеве образовались также торговые пункты для хлеба, соли и скота. Далее на устье Шексны образовался рыбный рынок, множество купцов съезжались туда из разных краев России для скупа шексненской рыбы, которая славилась повсюду; между прочим, монастыри посылали туда своих людей и крестьян для покупки значительных партий рыбы. На устье Мологи существовала первая в то время в России ярмарка. Она была близ прежнего Холопьего-городка, построенного, как говорило предание, новгородскими рабами, которые в отсутствие господ воспользовались их супружескими правами, а по возвращении господ бежали на устье Мологи и там построили укрепление и защищались в нем отчаянно, но наконец, были взяты силою. Под именем Холопьего-городка еще в XVI веке существовало поселение; в расстоянии же нескольких верст от него, при самом устье Мологи, стояла на скале церковь ; в виду ее простирался широкий луг, на котором собиралась знаменитая ярмарка.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

Многочисленности существовавших монастырей соответствует и многочисленность закрытых из них. В период от начала 18 в. до учреждения екатерининских штатов из 1201 монастыря закрыто 175: 141 муж. и 34 дев. В течение 1702–1744 гг., по „Ист. иер. “ (VI, 1114–1147 с.), открыто 33 монастыря 99 муж. и 4 дев.; по „И. с. св. о мон“. Ратшина (19, 130–133.), во второй половине 18 в. еще открыто в Киевской и Астраханской губ. 6 муж. и 3 дев.; всего: 39 муж. и 7 дев. Из них 2 муж. монастыря закрыты также до учреждения штатов. Таким образом ко времени учреждения штатов в Великороссии и Малороссии оставалось монастырей 803 муж. и 209 дев., об. п. 1072. При учреждении штатов закрыто 471 муж., 118 дев., и тех и других вместе 569 монастырей. Сложенные с закрытыми до учреждения штатов они дают сумму 704 монастыря, именно 612 муж.. и 152 дев. Поименный перечень их, хотя в разбросанном виде (в азбучном порядке) и не всегда с прямым указанием года закрытая 100 некоторых монастырей, содержит „История иер.” Не все они однако ж упомянуты в ней, иные вовсе опущены, как будто никогда не существовали. К сумме 764 нужно прибавить 35 муж. и 8 дев. монастырей, закрытых в разные времена после учреждения штатов: тогда мы получим цифру всех монастырей, закрытых в течение целого 18 в.: она простирается до 807. Из них муж. монастырей 647, дев. 160. К ним нужно еще прибавить 2 муж. и 1 дев. м. Минской губернии; 1 муж. и 1 дев. Терской области и 1 дев. монастырь Волынской губ., – закрытые 1792–1799 гг. Итого монастырей, закрытых в 18 в. 650 муж. и 163 д., об. п. 813. В наше время впрочем это число монастырей, закрытых в 18 в., должно быть уменьшено несколько. Именно 33 монастыря муж. и 6 дев. из закрытых при учреждении штатов или ранее, – впоследствии, частию в 18 же в., частию в 19 в., восстановлены. Все количество закрытых монастырей (813) распределяется в 37 нынешних нижепоименованных епархиях весьма неравномерно. Средним числом приходится на каждую епархию по 22 монастыря. Действительное же число закрытых монастырей в каждой епархии покажет ведомость, сообщаемая в приложении. Монастыри, закрытые в 19 веке

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

При храме 120 десятин земли; равно столько же при Архангельском с. Гавриловки, при Дмитриевском Золотого Колодезя, при Васильевском с. Прелесного, при Богородичном с. Михайловки, при Акиминском Новокременного. Метрики Александровского прихода начинаются с 1784 года. Число прихожан: в 1790 году 912 муж., 414 жен.; в 1810 году 916 муж., 851 жен.; в 1830 году 988 муж., 1043 жен.; в 1850 году 1123 муж., 1105 жен. От холеры умерло в 1831 году 89 душ, в 1848 году 71 человек; от цинги умерло 89 человек. Сильный неурожай и падёж скота в 1833 и 1848 годах были тяжелы. ПРИВОЛЬЕ Приволье, на реке Торце, населено г. Мартыновым около 1775 года. Храм во имя Архангела Михаила построен здесь в 1780 году помещицей Стефанидой Степановной Мартыновой. Деревянный храм сей в 1840 году перестроен генеральшей Александрой Львовной Ставраковой, урождённой Мартыновой, и ныне имеет прекрасный вид. От холеры умерло в приходе в 1831 году 21 душ муж., 21 жен.; в 1848 году 4 муж., 2 жен.; от цинги 9 душ муж., 26 жен. Метрики начинаются с 1784 года. Число прихожан: в 1790 году 1733 муж., 1601 жен.; в 1810 году 856 муж., 907 жен.; в 1830 году 869 муж., 880 жен.; в 1850 году 620 муж., 618 жен. КУРУЛЬКА Курулька – владельческое село. Каменный храм, во имя Алексея человека Божьего, построенный в 1846 году владельцем Алексеем Михайловичем Мартыновым, один из самых красивых храмов во внутренней отделке. Все иконы в греческом вкусе, но мастерской кисти. Утварь отвечает красоте храма Божьего. Прихожане страдали: а) от холеры, от которой в 1831 году умерла 21 душ муж., 17 жен.; в 1848 году 29 муж., 26 жен.; б) от неурожая хлеба в 1848 году, вследствие чего немало погибло скота; в) от цинги умерло 16 душ муж., 27 жен. Нынешнее число прихожан 503 мужчины, 497 женщин. Купянский Уезд. I Округ Купянский ГОРОД КУПЯНСК Купянск – в 198 верстах по почтовой линии и в 125 по проселочной от города Харькова, на правом берегу Оскола и двух заливов его, на значительной горе, что дает издали прекрасный вид городу. Остатки крепости его земляной вал с семью бастионами и со рвом вокруг вала заметны и еще поныне. Купянск, по древнему названию Купянка, Купчинка, до 1780 года местечко сперва Харьковского, потом Изюмского полка, встречается не только в указе 1708 года, где он поставлен между городами Слободской Украйны, но его видим в царской грамоте 1685 года, данной полковнику Донцу, в числе 13 городов, отделенных от Харьковского полка в ведение Изюмского полковника.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Первый храм в Терешкове построен был, вероятно, полковником Андреем Кондратьевым и следовательно не прежде 1700 года. В 1726 году рукоположен был в священника «к Екатерининской церкви села Терешковки» дьячок Иосиф. Ныне существующий каменный храм, освящённый в честь рождества святого Иоанна Предтечи в 1819 году, построен Иваном Степановичем Кондратьевым. Два стихаря в сём храме замечательны по старому шитью. Число прихожан: в 1730 году 500 муж., 468 жен., в 1750 году 567 муж., 522 жен., в 1770 году 698 муж., 714 жен., в 1790 году 998 муж., 965 жен., в 1810 году 1147 муж., 1053 жен., в 1830 году 1015 муж., 1065 жен., в 1850 году 962 муж., 1039 жен. душ. От холеры 1848 года больных было очень довольно, но умерло 19 человек. В 1849 году прихожанин Терешковского храма, дворянин Даниил Шияновский, своею смертью дал урок, как недалека смерть от каждого из нас: нечаянный выстрел из ружья положил его во гроб, впрочем раб Божий успел исповедоваться и причаститься святой тайне. В 13 верстах от Сум, на горе, в версте от реки Псла. По переписи 1732 года Шлилёвка – имение Кондратьевой, населённое в 205 (1697) году. Первый Покровский храм построен здесь в то же время. Нынешний каменный храм освящён в 1850 году. В построении его участвовали приношениями Варвара Михайловна Римская-Корсакова и князь Пётр Оболенский, а священник Александр Сильванский испросил у набожных жителей города Сум до 1704 рублей серебром. В сём храме есть икона Божьей Матери Корсунская, издавна чтимая всею окрестностью. Эта икона написана искусною рукою на белом железе и украшена серебряною ризою с дорогими камнями. Метрики прихода начинаются с 1735 года. По переписи 1732 года в Шпилёвке школа и 225 душ муж.; затем было здесь: в 1750 году 280 муж., 261 жен., в 1770 году 316 муж., 290 жен., в 1790 году 346 муж., 345 жен., в 1810 году 380 муж., 375 жен., в 1830 году 500 муж., 546 жен., в 1850 году 574 муж., 605 жен. Юноковский Округ ЮНОКОВКА На реке Локне, на северо-западной границе губернии. В семи верстах от нынешней Юноковки, по правую сторону большой дороги в город Суджу, в 23 саженях от дороги, стоят 4 высокие кургана, окружённые валом как кольцом.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Кадниковского у., муж., основана в 1630, упразднена в 1801, возобновлена в сер. XIX в., закрыта после 1918); Капитонова Ржаницына в честь Преображения Господня пуст. (близ оз. Княгинина в Тотемском у., муж., основана ок. 1630, упразднена в 1764); Соезерская во имя Св. Троицы пуст. (близ р. Двины в Сольвычегодском у., муж., основана в 1639, упразднена в 1764); Теплогорская Богородицкая пуст. (на р. Юг в Великоустюжском у., муж., основана в 1643, упразднена в 1764); Харитонцева пуст. (близ Вологды, муж., основана до 1647, упразднена до 1764); Голубинская в честь Рождества Пресв. Богородицы пуст. (на р. Сухоне в Тотемском у., муж., основана до 1652, упразднена в 1764); в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь (на р. Сев. Двине в Верхотоемской вол. Сольвычегодского у., муж., основан до 1678, упразднен до 1764); Тотемский в честь Владимирской иконы Божией Матери мон-рь (в г. Тотьме, жен., основан до 1678, упразднен в 1764); Данилова пуст. (на р. Юг в Никольском у., муж., основана в 1679, упразднена в 1764); Тихонова Крестогорская пуст. (на р. Вохме в Никольском у., муж., основана в 1679, упразднена в 1764); в честь Преображения Господня пуст. (на р. Кубенице в Кадниковском у., муж., основана ок. 1690, упразднена до 1764); в честь Сретения Господня мон-рь (в Сольвычегодске, жен., основан в XVII в., упразднен в 1764); «Вид Николаево-Прилуцкого мон-ря Вологодской епархии, Устюгского уезда». Литография. 1880 г. (ГЛМ) Дедовская во имя Св. Троицы пуст. (на р. Сухоне в Тотемском у., муж., основана в XVII в., упразднена в 1832); Дружининская во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких пуст. (на р. Кокшеньге в Тотемском у., муж., основана в XVII в., упразднена в 1764); Заозерская во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких пуст. (близ Сондужского оз. в Тотемском у., муж., основана в XVII в., упразднена в 1764); Лальский во имя арх. Михаила мон-рь (в г. Лальске Великоустюжского у., муж., основан в XVII в., упразднен в 1860); Симонова Воломская в честь Воздвижения Креста Господня пуст.

http://pravenc.ru/text/155162.html

Богородицы, при впадении р. Лявли в Сев. Двину (муж., упом. с 1610, в 1764 упразднен); Верхошеремская Вознесенская муж. пуст., в верховьях р. Шереньги (основана до 1613, в 1764 упразднена); Ламбасская Преображенская муж. пуст. (основана в 1615, в 1777 преобразована в приход); Козьеручьёвский Спасский, на правом берегу Сев. Двины (муж., основан в 1617 на месте явления образа Спасителя, в 1764 преобразован в приход); Пертоминский, на мысе Красногорский Рог в Белом м. (муж., основан в 1617 на месте обретения мощей преподобных Вассиана и Ионы Пертоминских, в 1764 упразднен, в 1778 возобновлен, закрыт в 1920-1922); Кривецкий, на левом берегу Сев. Двины (муж., основан до 1619, в 1764 упразднен); шенкурский Троицкий (основан в 1637 как муж., приблизительно с 1665 жен., в 1764 преобразован в приход, в 1779 возобновлен как муж., в 1865 вновь преобразован в жен., закрыт в 1920-1922); Уздринская (Узринская) Введенская муж. пуст., на реках Уздре и Пуе (основана до 1646, в 1764 упразднена); Верхопаденская во имя свт. Николая Чудотворца муж. пуст., на левом берегу р. Паденьги (основана в 1656 на месте явления чудотворной иконы свт. Николая (1620), в 1764 упразднена); Кий-Островский в честь Воздвижения Животворящего Креста Господня, на о-ве Кий Онежского зал. (муж., основан в 1656, закрыт в 1920-1922); Макариевская Предтечева муж. пуст., на оз. Юмзенском (основана в 1667, в 1779 преобразована в приход); Холмогорский Владимирский (жен., основан до 1672, упразднен в 1687); Холмогорский Успенский (жен., учрежден в 1688 взамен упраздненного Владимирского мон-ря, до 1798 назывался Успенский на Курцове, в 1786 издан указ об упразднении мон-ря, к-рый не был исполнен, закрыт в 1920-1922); Сёмженские кельи, жен. скит ок. р. Сёмжи (основан во 2-й пол. XVII в. старообрядческими инокинями Евфимией и Павлой, до нач. XX в. старообрядческий, в нач. XX в. заселен правосл. монахинями, в 1901 приписан к Ущельской общине); Новоземельский Николаевский муж. скит Корельского мон-ря, на о-ве Нов. Земля (основан в 1882, закрыт в 1920-1922); Святоезерский Николаевский муж.

http://pravenc.ru/text/76432.html

Слободском. Фотография. Кон. XIX в. Собор в честь Преображения Господня в Преображенском мон-ре в Кирове. Фотография. 2003 г. В кон. XVI - нач. XX в. на территории В. е. действовали следующие мон-ри и пустыни, ныне не существующие: во имя вмц. Екатерины и Преображения Господня пуст. (на левом берегу р. Вятки, близ г. Кирса, муж., основана в 1582, в 1725 приписана к Богоявленскому муж. мон-рю в Слободском, в 1764 упразднена); во имя Св. Троицы пуст. (около с. Холуницко-Ильинского Слободского у., на берегу р. Холуницы, муж., упоминается в 1590-1594, упразднена в 1764); во имя Св. Троицы мон-рь (в с. Истобенском, муж., основан между 1595 и 1629, в 1771 переведен в Соликамск); в честь Воздвижения Креста Господня (первоначально в честь Богоявления) мон-рь (в Слободском, муж., основан в 1599, с 1769 Крестовоздвиженский, закрыт в 20-х гг. XX в.); Верхочепецкий в честь Воздвижения Креста Господня мон-рь (на р. Чепце, муж., основан в 1608, в 1769 сгорел, братия переведена в Богоявленский мон-рь в Слободском); Жерновногорский во имя Предтечи и Крестителя Господня Иоанна мон-рь (в Яранском у., муж., время основания неизвестно, в 1609 разорен марийцами); во имя Св. Троицы (близ Елабуги, при впадении в Каму р. Тоймы, муж., основан, по преданию, в сер. XVI в., в 1616 приписан к Казанскому архиерейскому дому, в 1764 упразднен); во имя Предтечи и Крестителя Господня Иоанна мон-рь (в Котельниче, муж., основан в 1613-1614, в 1658 приписан к архиерейскому дому, в 1764 упразднен); Чепочкин (Цепочкинский) в честь Преображения Господня мон-рь (в Уржуме, муж., основан в 1622, упразднен после 1780); Новодевичий в честь Преображения Господня мон-рь (в Вятке, жен., основан в 1624, закрыт после 1917); во имя Предтечи и Крестителя Господня Иоанна мон-рь (в Котельниче, муж., основан ранее 1638 (возможно, ранее 1615), последнее упоминание в 1658); Спасский мон-рь (в с. Игумнове-Святицком Слободского у., муж., упоминался в 1648-1650); кукарский в честь Покрова Пресв. Богородицы мон-рь (в Яранском у., муж., основан ранее 1658, упразднен в 1764); в честь Вознесения Господня мон-рь (в Яранске, муж., основан ранее 1659, упразднен в 1764); в честь Успения Пресв.

http://pravenc.ru/text/161163.html

Спасо-Суморин монастырь. Фотография. Нач. ХХ в. Спасо-Суморин монастырь. Фотография. Нач. ХХ в. Песоцкая в честь Успения Пресв. Богородицы пуст. (близ Кубенского оз. в Вологодском у., муж., основана до 1588, упразднена в 1764); во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких пуст. (на р. Двине в Великоустюжском у., муж., основана во 2-й пол. XVI в., упразднена до 1764); Заоникиевская Владимирская пуст. (в Фетиньинской вол. Вологодского у., муж., основана в кон. XVI в., упразднена после 1917); Коровина Александрова пуст. (при р. Шингарь в Грязовецком у., муж., основана в 1530, в 1656 приписана к Арсениеву Комельскому мон-рю, упразднена в 1722); в честь Воздвижения Креста Господня мон-рь (в Вологде, муж., основан до нач. XVII в., упразднен до 1764); во имя свт. Николая Чудотворца пуст. (близ оз. Бабьего в Тотемском у., муж., основана ок. 1605, упразднена в 1764); Леонидова Усть-Недумская пуст. (на оз. Чёрном в Великоустюжском у., муж., основана ок. 1608, упразднена в 1764); Верхотерменский в честь Воскресения Господня мон-рь (на р. Терменьге в Вельском у., муж., основан до 1609, упразднен до 1764); Шидоровский в честь Преображения Господня мон-рь (на р. Двине в Сольвычегодском у., муж., основан до 1612, упразднен в 1764); Репная Спасская пуст. (в Богородской вол. Кадниковского у., муж., основана до 1613, упразднена в 1764); вологодский в честь Сошествия Св. Духа на апостолов мон-рь (в Вологде, муж., основан ок. 1627 как Галактионова пуст., с 1654 Свято-Духов мон-рь, упразднен в 1918); Подольный в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь (в Кадниковском у., муж., основан до 1617, упразднен в 1764); во имя ап. Иоанна Богослова пуст. (на р. Кохтыш в Грязовецком у., муж., основана в XVI в., в XVII в. приписана к архиерейскому дому); во имя свт. Николая Чудотворца мон-рь (близ Вологды, жен., основан до 1623, упразднен до 1764); Ухренская в честь Воскресения Господня пуст. (в Вельском у., муж., основана до 1623, упразднена до 1764); Маркова в честь Богоявления Господня пуст. (на Белавинском оз.

http://pravenc.ru/text/155162.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010