Горнее место в алтаре Успенского собора в Ростове Горнее место в алтаре Успенского собора в Ростове И. присутствовал на Большом Московском Соборе 1666-1667 гг. , осудившем Никона, в 1667 г. участвовал в избрании и хиротонии патриарха Иоасафа II . В 1672 г. И. был на погребении первосвятителя, в 1676 г. присутствовал при короновании царя Феодора Алексеевича , в 1682 г.- при короновании царей Иоанна V и Петра I Алексеевичей. Участвовал в хиротониях Воронежского еп. свт. Митрофана (2 апр. 1682) и Киевского митр. Гедеона (Святополк-Четвертинского) (8 нояб. 1685). По проекту неосуществленной епархиальной реформы царя Феодора Алексеевича 1681 г. планировалось дать И. титул «митрополит великого княжения Ростовского» ( Седов П. В. Закат Московского царства: Царский двор кон. XVII в. СПб., 2006. С. 441). В 1658 г. из Ростовской в Вологодскую епархию были переданы Белозерская, Пошехонская и Чарондская десятины. В 1676 г. Пошехонская десятина была возвращена в Ростовскую митрополию. В 1667 г. была создана епископская кафедра в Великом Устюге, ранее принадлежавшем Ростовской епархии. С первых лет управления И. Ростовской кафедрой в епархии шло активное строительство храмов и монастырей. По инициативе митрополита был восстановлен разоренный в 1609 г. Варницкий во имя Св. Троицы Сергиев муж. мон-рь . В 1662 г. по благословению И. в Пошехонском у. на месте часовни, в к-рой находилась чудотворная икона Рождества Божией Матери, был построен деревянный храм и учреждена Исаковская пуст. в честь Рождества Богородицы ( Буланин Д. М., Романова А. А. Сказание о иконе Рождества Богоматери и основании Исаковой пуст. Пошехонского у.//СККДР. Вып. 3. Ч. 4. С. 615-618). Согласно описи Ростовского архиерейского дома 1763 г., в Угличском у. на месте ц. мучеников Флора и Лавра на Кобыльей горе И. основал приписную к архиерейскому дому Дивногорскую пуст., к-рой в 1687/88 г. по челобитной И. из Поместного приказа были «отказываны променные земли». В 1674-1677 гг. по указанию И. была создана каменная церковь с трапезной и колокольней в угличском Воскресенском мон-ре. Архитектурный ансамбль Борисоглебского на Устье мужского монастыря (звонница, стены с 2 надвратными храмами) построен по благословению И. архим. Иосифом (Юматовым; † 1691). При И. были возведены каменные храмы в Ростове - Введенская ц. в Богоявленском мон-ре, Георгиевская ц. в Белогостицком мон-ре, Троицкая ц. в ростовском Спасо-Иаковлевском Димитриевом монастыре , Рождественская ц. в мон-ре Рождества Пресв. Богородицы; в Ярославле - ц. свт. Леонтия и архиерейские палаты. В 1686 г. И. была дана царская грамота о строительстве каменной ц. Благовещения в Дорогомиловской слободе в Москве на подворье Ростовских архиереев (Опись Ростовского архиерейского дома 1691 г. Л. 104, 10).

http://pravenc.ru/text/578324.html

Арх.: ГАЯО. Ростовский фил. Ф. 245. Оп. 1. Д. 334 [Летопись Борисоглебского мон-ря]; Д. 207, 306 [док-ты Борисоглебского мон-ря за 1870-1886 гг.]. Ист.: Служба Всем святым новым чудотворцам Российским/Сост.: инок Григорий. Гродно, 1786; Ундольский В. М. Библиографические разыскания//Москвитянин. 1846. Кн. 11/12. С. 62-68; Житие прп. Иринарха Борисоглебского// Муравьев. ЖСвРЦ. Вып. 5. С. 337-366; То же//РИБ. 1909. Т. 13. Ч. 1. Стб. 1349-1416; То же//ЖСв. Янв. Ч. 1. С. 397-405; Морев Ф., прот. Обозрение епархии преосв. Ионафаном, еп. Ярославским и Ростовским//Ярославские ЕВ. 1882. 39. Ч. неофиц. С. 311-315; 40. С. 317-318; Дубровский М., прот. Обозрение высокопреосв. Ионафаном, архиеп. Ярославским и Ростовским, церквей, школ и монастырей//Там же. 1886. 47. Ч. неофиц. С. 747-748; Служба прп. отцу нашему Иринарху затворнику, Ростовскому чудотворцу. М., 1910; То же//Минея (МП). Янв. Ч. 1. С. 544-558; Акафист прп. Иринарху затворнику, Ростовскому чудотворцу. М., 1916; То же//Акафисты рус. святым. СПб., 1995. Т. 2. С. 278-287; Жалованная грамота от 4 сент. 1615 г. царя Михаила Федоровича//Ярославские ЕВ. 1893. 37. Ч. неофиц. Стб. 581; Титов А. А. Вкладные и кормовые книги Борисоглебского монастыря. 1881; он же. Описание рукописей Ростовского музея церк. древностей. Ярославль, 1889. Ч. 2; Описание собр. рукописей Оптиной пустыни. М., 1958. Т. 2. С. 35-36; Стрельников В. С. Вкладные и кормовые книги ростовского Борисо-Глебского монастыря: Источниковедческие наблюдения//ИКРЗ, 1997. Ростов, 1998. С. 53-58; Доброцветов П. К. Некоторые новые архивные мат-лы к жизнеописанию прп. Иринарха Затворника Ростовского (1548-1616) и истории Борисоглебского на Устье муж. мон-ря//ХЧ. 2011. 3 (в печати). Лит.: Толстой М. В. Древние святыни Ростова Великого. М., 1860. С. 85-87; он же. Жизнеописания угодников Божиих, живших в пределах нынешней Ярославской епархии. Ярославль, 1905; СИСПРЦ. С. 123; Боголюбский А. Ростовский Борисоглебский мон-рь//Ярославские ЕВ. 1864. Ч. неофиц. 28. С. 274-277; 29.

http://pravenc.ru/text/673961.html

История основания Борисоглебского монастыря в одной древней повести 139 описана так: при Великом Князе Димитрии Донском, при Св. Алексии, Митрополите Московском и всея России, когда в Ростове княжил Константин III Васильевич и епископствовал Игнатий III, Преподобный Сергий Радонежский проходил на богомолье к Ростовским чудотворцам. Тогда пустынножители Феодор и Павел, испросив у Князя и Епископа дозволение построить монастырь, просили благословения от Преподобного Сергия и указания места. Углубившись в непроходимые дебри, окружавшие тогда Ростов, Сергий избрал место на берегу реки Устья и сказал пустынникам: «Призрит Бог и Пресвятая Богородица на место сие». – Ободренные сими словами, а в последствии и видением Св. Бориса и Глеба, Феодор и Павел построили монастырь Борисоглебский. Первый игумен сего монастыря, Феодор, желая безмолвия, вскоре поручил обитель сотруднику своему, Павлу, а сам удалился в пределы Вологодские, и поселился в уединенном месте с несколькими учениками. Изгнанный оттуда окрестными жителями 140 , Феодор перешел на Белоозеро, и там, выбрав место для монастыря на устье реки Ковжи, пошел в Москву к удельному Князю Андрею Дмитриевичу, сыну Донского, в области которого находилось выбранное им место, и просил его уступить оное под монастырь Св. Николая. Князь не только дал место, но и снабдил будущую обитель разными угодьями 141 . Возвращаясь из Москвы, Феодор посетил Борисоглебский монастырь, поставил на место свое Игуменом Павла, простился с братиею, и ушел на берега Ковжи. Там он прожил несколько лет, устроил церковь и монастырь 142 . Предузнав блаженную кончину свою, Феодор возвратился в Борисоглебский монастырь, где и преставился 22 Октября, 1410 (6918) года. После Павла перечисляется в повести еще несколько Игуменов Борисоглебских. Девятый из них, Феофил, подвизавшийся в игуменстве и строительстве 30 лет, муж добродетельный и благочестивый, в 1524 (7032) году приступил к построению Соборной каменной церкви. Имея недостаток в извести, он скорбил, но был утишен видением Св. Бориса и Глеба, и на другой день один крестьянин указал место, где известь была поверх земли и бела, как снег.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Иногда издалека от больных посылали к Иринарху за благословением, которое он давал и вместе посылал просфору или крест, которым святили воду и давали ее больным пить. Так преподобный исцелил бесноватого из села Давыдова 532 возложением на него своего креста; другой бесноватый из Вощадиникова 533 был исцелен, когда на буйного ученик Александр возложил старцеву цепь и привел больного к старцу и к образу Пресвятой Богородицы. На заболевшего исступлением ума в Борисоглебском монастыре воеводу, сына боярского Матфея Тихменева, преподобный Иринарх возложил свой крест и привязал к своей цепи, приставив для охраны двух воинов; так больной провел целую ночь, а утром старец послал воеводу в церковь молиться; от литургии больной пришел здоровым, но преподобный заповедал ему всю неделю поститься, ни мяса не есть, ни вина, ни пива не пить. Подобным же образом получил исцеление иступивший из ума в монастыре крестьянин Никифор: старец повелел возложить на него свой крест и привязать цепью к грядке; через час старец снял крест и цепь и приказал больному лечь на свои цепи, где он и спал целую ночь, – встал же совершенно здоровым. От питья или окропления водою, освященною посланным Иринархом крестом, получили исцеление один боярский сын, по имени Роман, от головной боли, одна крестьянская жена от болезни глаз, одна бесноватая женщина в Угличе, жена одного подьячего в Москве от какой-то тяжкой болезни. Настало время кончины преподобного Иринарха. Праведный и многострадальный муж призвал учеников своих и сказал им: – Братья мои и спостники! Молю вас: вот ныне я отхожу от жизни сей к Господу Богу моему Иисусу Христу: помолитесь за меня Богу и Пречистой Богородице, дабы по преставлении моем душу мою взяли милостивые ангелы и дабы я избежал сетей вражьих и воздушных мытарств, вашими святыми молитвами, ибо я грешен. Вы же, господа мои, после моей смерти пребудьте в посте и молитве, в трудах, в бдении и слезах, а также в любви между собою без ропота, в послушании и повиновении, ибо вы знаете Христову заповедь о блаженствах.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

2. За устьем реки Танаиса: Паниардис 731 67°30«–53°30» устье реки Марубия 732 68°–53° Патарва 68°–52°30». 3. Устье реки Большого Ромбита 68°30«–52° устье реки Теофания 68°30»–51°40« город Азара 68°30»–51°20». 4. Устье реки Малого Ромбита 69°–50°30« Аксабитийская коса 733 68°–50° Тирамба 69°40»–49°50« устье реки Аттикита 70°–49°20» город Геруса 70°–49° устье реки Псатия 69°30«–48°45» Мапета 69°–48°30». 5. Устье реки Вардана 734 68°–48°20« мыс Киммерий 66°30»–48°30« Апатур 66°20»–48°15« Ахиллий при устье [Боспора] 64°30»–48°30». 6. И на Боспоре Киммерийском: Фанагория 64°30«–47°50» Корокондама 64°15«–47°30». 7. С юга [Азиатская Сарматия ограничивается] частью Эвксинского Понта, [простирающейся] отсюда до реки Корака 735 , и пограничной чертой Колхиды, Иберии и Албании, [идущей] отсюда до Гирканского, или Каспийского, моря; описание этой стороны такое: 8. За Корокондамой в Понте опять: Гермонасса 65°–47°30» Синдская гавань 65°30«–47°50» деревня Синда 66°–48° гавань Бата 66°30«–47°40» деревня Бата 66°20«–47°30» устье реки Психрос 736 66°40«–47°30» деревня Ахея 67°–47°30». 9. Залив Керкетиды 67°30«–47°20» город Таз 737 68°–47°3 мыс Торетский 68°–47° город Ампсалида      68°30«–47°15» устье реки Бурки       69°–47°15« Ойнантейя      69°40»–47°10». 10. Устье реки Тессирия      69°40«–47° 738 Картерон Тейхос      70°–46°50» устье реки Корака      70°30 " –47° затем предел у боковой границы Колхиды 739 75°–47° 740 . 11. Следующий за ним [предел идет] по границе Иберии, здесь находятся: Сарматские Ворота 741       77°–47° затем предел вдоль Албании до Гирканского моря, где устье реки Соаны 742 под      86°–47°. 12. С востока [Азиатская Сарматия ограничивается начинающейся] отсюда частью Гирканского моря, в которой за устьем реки Соаны, положение которого указано как:      86°–47° [находятся]: устье реки Алонта 743 под      86°30«–47°40» устье реки Удона 744       87°–48°20 " 745 устье реки Ра 746       87°30–48°50». [Она ограничивается также] и Скифией, [простирающейся] вдоль реки Ра до поворота, находящегося под 85°–54°

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

5. С запада Сарматия ограничивается рекой Вистулой, частью Германии 654 , лежащей между ее истоками и Сарматскими горами, и самими горами, о положении которых уже сказано 655 . 6. Южную границу составляют: язиги-метанасты 656 от южного предела Сарматских гор под 42°30«–48°30» 657 до начала горы Карпата, которая находится под 46°–48°30», и соседняя Дакия около той же параллели до устья реки Борисфена, и далее береговая линия Понта до реки Каркинита 658 . 7. Положение этой береговой линии таково: устья реки Борисфена      57°30«–48°30» устье реки Гипаниса 659       58°-48°30« Роща Гекаты, мыс      58°30»–47°45« перешеек Ахиллова Бега 660       59°–47°40». 8. Западный мыс Ахиллова Бега, который называется Священным мысом      57°50»–47°30« восточный мыс, называющийся Мисаридой 59°45»–47°30« Кефалонес      59°45»–47°50« Прекрасная гавань      59°30»–48° Тамирака      59°20«–48°30» устье реки Каркинита      59°40«–48°30». 9. За этим устьем следует перешеек 661 , отделяющий Херсонес Таврический; береговая его линия у Каркинитского залива 662 находится под      60°20»–48°20», а у озера Бики 663 – под      60°30«–48°30». 10. Восточную границу Сарматии составляют: перешеек от реки Каркинита, озеро Бика, береговая линия Меотийского озера до реки Танаиса, самая река Танаис, наконец, меридиан, идущий от истоков Танаиса к неизвестной земле до вышесказанного предела. 11. Эта сторона [Сарматии] имеет такое описание: за перешейком, находящимся у реки Каркинита, следуют у Меотийского озера 664 Новая крепость 60°30»–48°40« устье реки Пасиака 60°20»–48°50». 12. Город Лиан 665 60°–49°15« устье реки Бика 60°20»–49°30« город Акра 60°30»–49°40« устье реки Герра 61°–49°50» город Кнемы 666 62°30«–49°45» 13. Мыс Агар 63°–49°40 устье реки Агара 62°30«–50°30» роща, Рыболовля Бога 62°40«–51°15» устье реки Лика 63–51°30« город Гигреи 63°30»–52°30« устье реки Порита 64°30»–53° деревня Каройя 667 65°–53°30« 14. Западное устье реки Танаиса 66°20»–54°10« восточное устье 67°–54°30» поворот реки 72°30«–56°

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

96 Ни один из названных в надписи топонимов, кроме Garðar, не встречается в древнескандинавской письменности, и потому их определение предположительно, тем более, что топоним «Гарды», в принципе, может обозначать не Русь, а какое-то поселение или хутор в любом месте. Тем не менее, исследователям не удалось найти три достаточно близких места, с которыми можно было бы отождествить эти топонимы, кроме Среднего Поднепровья. 97 Предполагается, что первый из топонимов, является наименованием крепости Витичев, находившейся к югу от Киева и упомянутой уже в середине X в. Константином Багрянородным в его сочинении «Об управлении империей» (гл. 9) как место сбора кораблей росов, направляющихся в Константинополь. Поскольку Витичев находился на возвышении (в летописи он позднее называется «Витичевский холм»), то топоним мог быть дополнен скандинавским географическим термином hölmr «островок, окруженный водой пригорок или возвышенность». 98 Второй топоним интерпретируется как и отождествляется с наименованием городка Устье, находившегося на несколько километров ниже Витичева по Днепру, в устье р. Трубеж. Как и Витичев, Устье было важным порубежным пунктом на границе Руси со степью. 99 Расположение Витичева соответствует определению, данному в надписи: «между Устахольмом (Устьем) и Гардами». Под Гардами в данном случае можно понимать, как Русь вообще, если автор надписи или его информатор воспринимал Витичев и Устье, как пункты, лежащие уже за южными пределами Руси, или как сокращенное название Киева (Kœnugarðr исландских саг). Если эта интерпретация топонимов верна, то нельзя не отметить близкое знакомство Эгиля (или его информатора) с топографией Южной Руси, которая известна скандинавам эпохи викингов значительно меньше, чем Северная Русь. Для такого точного определения места гибели Торальда, Эгиль (или его информатор) должен был сам находиться на Руси вместе с ним. 100 Предполагается, что памятник из Пильгорда – один из двух (или более?) камней, воздвигнутых в честь Хравна. Вторым мог быть, как это распространено в Швеции, камень без текста – bautasteinn. Не исключено, что один из камней мог быть воздвигнут в месте гибели Хравна (ср. единственный рунический камень, найденный на территории Восточной Европы – на о. Березань в устье Днепра – и установленный «товарищем» («компаньоном» – félagi) умершего).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Когда священник изнемогал, на помощь ему являлась его жена или М.М. Кожина, и больной, благодаря умело и своевременно принятым мерам, благодаря внимательному уходу, выздоравливал. Священник Н. Попов спас от смерти более двадцати человек. Учитывая, что у него было 7 собственных детей и с ними проживали 5 сирот-племянников и 2 внука, что он «сам оставил семью без всяких средств к жизни, что личная медицинская помощь делалась из чистых побуждений (свящ. Попов все лекарства приобретал на личные средства) – принести посильную пользу людям, если принять во внимание, что здесь пастырь бесстрашно шел на борьбу с врагом, похищавшим врученных ему Богом словесных овец, то такая деятельность достойна быть названной истинным пастырским служением, высоким христианским подвигом» 620 . «За похвальную деятельность, проявленную при эпидемиологической болезни холеры» 16 февраля 1893 г. был удостоен благословения правящего архиерея священник Феодор Дмитриев Быстров, служивший в Петропавловском соборе г. Александровск-Грушевского и в церкви поселка Борисоглебско-Поздеева 621 . Донское отделение Императорского православного палестинского общества. Особенным явлением в жизни дореволюционной России было учреждение 21 мая 1882 г. Императорского православного палестинского общества 622 , чьими задачами было содействие паломничеству в Святую Землю, научное палестиноведение и гуманитарно-просветительское сотрудничество с народами стран библейского региона 623 . В Области Войска Донского объявления о деятельности Общества и приглашение к участию в его работе появилось только в 1890 г. Приглашение гласило: «Лица, желающие вступить в члены-сотрудники Общества, обязаны внести единовременно 200 р. или 10 р. ежегодно; желающие вступить в действительные члены обязаны внести единовременно 500 р. или 25 р. ежегодно; внесшие не менее 5000 р. избираются в почетные члены Общества. Почетные и те из действительных членов и сотрудников, кои сделают единовременный взнос, получают для ношения на шее особый Высочайше утвержденный знак Общества» 624 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

585 Город Русийа Ж. Т. Рено отождествил с Азовом [GA/tr.(l). Р. 320], что, естественно, вызывает возражения, так как Азов впервые упоминается не ранее XIV в. (Бартольд 1965а). По мнению В. В. Бартольда, Ибн Са‘ид помещает город «на западном (очевидно, на правом) берегу Дона». Отсутствие каких-либо известий о русском городе при устье Дона в XIII в. заставило В. В. Бартольда предположить, что под городом Русийа мог подразумеваться город Олешье в устье Днепра (Бартольд 1973б. С. 107–108). На самом деле сообщение Ибн Са‘ида о городе Русийа представляет собой интерпретацию сведений ал-Идриси об одноименном пункте. Ал-Идриси помещает город Русийа на западном берегу реки Русийа, а этот гидроним является географической конструкцией самого ал-Идриси, вбирающей в себя данные о нескольких водных магистралях, связывавших между собой север и юг Восточной Европы. Нижнее течение реки Русийа у ал-Идриси соответствует Керченскому проливу, Азовскому морю и низовьям Дона. Такое представление ал-Идриси воспринял от средневековых мореплавателей, многие из которых рассматривали Азовское море как расширение нижнего течения Дона и поэтому принимали за устье Дона Керченский пролив (о «Русской реке» см.: Коновалова 2001д; Коновалова 2006а. С. 180–199; Джаксон, Калинина, Коновалова, Подосинов 2007. С. 207–240). Заимствовав сведения ал-Идриси о городе Русийа, Ибн Са‘ид ввел их в новый контекст. Поскольку рассказ о черноморских городах у Ибн Са‘ида, в отличие от ал-Идриси, не имеет форму лоции, в сообщении испанского географа оказалось полностью утрачено представление о связи города Русийа с другими портами, а также с Атилом. Вместе с тем, Ибн Са‘ид располагал неизвестными ал-Идриси данными об Азовском море и, в частности, об одном из его наименований – «Русское». По-видимому, соотнеся сведения о городе Русийа с информацией о «Русском» море, Ибн Са‘ид и сделал заключение о принадлежности города русам. При этом упоминаний о каких-либо иных русах, кроме причерноморских, у Ибн Са‘ида нет. Ибн Са‘ид, в отличие от ал-Идриси, знал о существовании Азовского моря как отдельного водного бассейна, поэтому и поместил город Русийа при устье реки, впадающей в Азовское, а не в Черное – как у ал-Идриси – море.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Велено послать 1000 человек, но ежели нужда будет, то прибавить сколько надобно и беречь сие место паче всего, понеже для него все делаем. Всех принимать в подданство, которые хотят, тех, чья земля пришла к Каспийскому морю. Из Баки ехать на устье реки Куры, осмотреть гавани и устье реки Куры, взяв капитана-поручика Соймонова, также и по реке Куре несколько вверх того для, понеже, как ты и сам слышал, что у Баки, сказывают, кормами конскими зело скудно, а дров и нет, а у нас положено сие место главное для сбору войска, а ежели то увидишь, что правда, того для осмотреть места по Куре-реке, дабы там впредь для сего места устроить хороший город вместо Баки для рандеву войску впредь; а нынешним летом сделать на устье в самом крепком месте или близ устья, ежели на устье такого места не сыщется, малую крепость человек на 300, дабы неприятель не захватил, но наша посессия была. И, сие управя, возвратиться вам в Астрахань к будущей зиме, дабы зимою нам с вами о сем деле переговорить». В июле 1723 года Матюшкин приплыл с четырьмя полками из Астрахани к Баку и послал сказать начальствовавшему в городе султану, что явился взять город в защиту от бунтовщиков и прислал письмо от персидского посланника Измаил-бека, который писал о том же. Из Баку отвечали, что жители города, верные подданные шаха, четыре года умели отбиваться от бунтовщика Дауда и не нуждаются ни в какой помощи и защите. Матюшкин высадил войско, прогнал персиян, хотевших помешать высадке, и начал приготовляться к приступу, но бакинцы поспешили сдать город. Оставивши в Баку комендантом бригадира князя Барятинского, Матюшкин отплыл назад, в Астрахань. Петр очень обрадовался взятию Баку и написал Матюшкину: «Письмо ваше я получил с великим довольством, что вы Баку получили (ибо не без сомнения от турков было), за которые ваши труды вам и всем при вас в оном деле трудившимся благодарствуем и повышаем вас чином генерал-лейтенанта. Не малое и у нас бомбардирование того вечера было, когда сия ведомость получена». 17 сентября Петр писал новому генерал-лейтенанту: «Поздравляю со всеми провинциями, по берегу Каспийского моря лежащими, понеже посол персидский оные уступил».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010