На Руси изображения Л. и. встречаются редко. Самые ранние относятся к XVI в.: в росписях в 2 ярусах на сев. стене и сев.-зап. столбе Покровского (ныне Троицкого) собора в Александровской слободе (60-е гг. XVI в., переписаны в XIX в.); на 22 дробницах (60-е гг. XVI в.) на подвесной пелене (80-90-е гг. XVIII в.) из Благовещенского собора Московского Кремля (ГММК); во фресках на сев. и зап. стенах Смоленского собора Новодевичьего монастыря в Москве (кон. XVI в.). К тому же периоду относятся: икона «Богоматерь Лиддская (Римляныня), с лицевым сказанием об истории и чудесах» из Ростовского Борисоглебского монастыря на Устье (1587, ГМЗРК); «Смоленская икона Божией Матери, с клеймами» из Благовещенского собора Московского Кремля (посл. четв. XVI в., ГММК; см. Цицинова (в печати)); росписи Благовещенского собора г. Сольвычегодска (1600, под записью). Во всех случаях изображение Л. и. (исключение составляет икона из ГМЗРК) помещено в сценах, иллюстрирующих отдельные сюжеты «Сказания...». Иконографический тип иконы тождественен типу Тихвинской иконы Божией Матери, отличительной чертой к-рой является положение правой ступни Младенца, развернутой на зрителя. Таким же образом Л. и. представлена: на 4-рядных створках «Чудеса Римской иконы Богоматери» работы иконописца Истомы Гордеева (после 1602, ГТГ (Музей П. Д. Корина)); на иконе «Богоматерь Тихвинская, с чудесами» работы иконописцев Федора Елизарьева и Гавриила Кондратьева (1668, ГММК); на московской иконе «Богоматерь Тихвинская, с историей образа в 112 клеймах» (история Л. и. помещена в клеймах с 78 по 87; кон. XIX в., ГТГ). Другой иконографический извод Л. и.- Богоматерь «Одигитрия», без отличительных деталей и надписей, встречается на русских иконах XVII, XIX вв.: на иконе работы иконописца Симеона Спиридонова Холмогорца «Богоматерь с Младенцем на престоле» из ярославской ц. свт. Иоанна Златоуста в Коровниках (80-е гг. XVII в., ЯХМ), где изображение Л. и. помещено в 2 клеймах (10, 15), иллюстрирующих Сказание о Л. и. ( Чинякова. 2009. С. 22); на иконе работы мстёрского иконописца В. А. Кукина «Богоматерь Неопалимая Купина, с чудотворными иконами Богоматери» (1894, собрание В. А. Бондаренко); на палехской минейной иконе на янв., февр., март и апрель с избранными образами Богоматери на полях (1-я четв. XIX в., собрание И. В. Возякова); на иконе «Успение и свод чудотворных икон Богоматери» (XIX в., ГТГ). На 3 последних изображение иконы сопровождается наименованием «Римская».

http://pravenc.ru/text/Лиддская ...

По материалам официального сайта Тверской епархии и материалам изданий: Монастыри и приходские церкви города Торжка и их достопримечательности. - Тверь, 1993 г. Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. - Тверь, 1901 г. Справочная книга по Тверской епархии 1915 г. - Тверь, 1915 Старинное село, в 1626 году - небольшой монастырь с соборным храмом в честь преподобного Симеона Столпника. Возле храма в келье жил иеромонах Гедеон. Было также пустое место еще не отстроенного теплого храма в честь Похвалы Богородицы. Позже, в конце века, Семеновский монастырь приписан к новоторжскому Борисоглебскому монастырю, в 1764 году упразднен. Существует предание, что именно зжесь, немного выше Торжка по течению Тверцы, на устье речки Дорогощи, впервые поселился преподобный Ефрем и основал странноприимный дом. Само название реки переводят как «даром гощу» - воспоминание о благотворительности Ефрема. Каменная церковь начата строением в 1776 году, в 1779 году освящен придел Симеона Сиолпника, а уже в 1782 году были освящены главный престол Похвалы Богородицы и Никольский придел. Это яркий и сравнительно мало затем перестроенный памятник местного варианта позднего барокко с характерным мелким рустом и «сплющенным» восьмериком. Замечательной особенностью храма является частично сохранившаяся в интерьере его холодной (летней) части живопись, исполненная маслом первоначально около 1835 года и затем дважды ремонтировавшаяся - около 1875 года и в начале ХХ в. (В последний ремонт были выполнены и две плохо сохранившиеся композиции под колокольней по популярным в Торжке хромолитографиям на тему жития преподобного Ефрема.) Живопись в холодной церкви имеет ряд уникальных особенностей. Так, например, в восьмерике помещены отдельно стоящие фигуры святых (за исключением переписанного между ними фона это наиболее уцелевшие участки живописи 1835 г.). В четверике на стенах помещены восемь композиций на тему «Песни Богородицы» (уцелело шесть) - хотя четыре из них покрыты записью 1875 года, они являяются самыми сохранными и самыми заметными для зрителя живописными композициями в храме. В храме сохранился каркас иконостаса 1834 года с остатками резьбы и одной полусмытой иконой - «Введение во храм» .

http://sobory.ru/article/?object=16198

После того пустынники удвоили ревность свою об устроении обители. Мало-помалу собрались к ним ревнители пустынной жизни. Пустынники построили два храма, – один в честь страстотерпцев, другой, тёплый, в славу благовещения Богоматери. Братия упросила Феодора принять на себя звание игумена. Место ревностных подвижников пришло в известность: к празднику страстотерпцев князей собирались многие Богомольцы и завёлся торг 291 . Многие из богатых людей Ростовской области стали желать быть погребёнными в пустынной обители мучеников и делали вклады. Так заведены были пашни и рабочий скот, – обитель обзавелась всем нужным для неё. Блаженный Феодор, достигнув старости, желал подвизаться в безмолвии. Поручив Борисоглебскую обитель спостнику своему Павлу, он с двумя учениками отправился на Кубенское озеро и здесь на святой Луке поставил келью. Но Чудь, ещё не расставшаяся с грубостью дикого язычества, разметала келью и заставила его удалиться с Луки. Перейдя на другой берег озера, он прошёл по глухим местам на р. Ковжу и при устье её полюбил место; здесь положил он основать обитель св. Николая. Он отправился в Москву к удельному кн. Андрею Дмитриевичу, в области которого находилась Белозеро-Вологодская сторона, и выпросил у него грамоту на рыбную ловлю и земли для обители 292 . Возвращаясь из Москвы, Феодор убедил Павла принять на себя сан игумена Борисоглебской обители и потом удалился на Ковжу. При впадении Ковжи в Белоозеро (в 40 верстах от нынешнего Белозерска) построил он храм во имя чудотворца Николая и сюда собралось к нему довольное число подвижников. Наконец, почувствовав близость кончины, избрал он настоятеля для новой обители, а сам возвратился на место начальных подвигов своих и здесь скончался 22 окт. 1409 (6918) г. Блаж. Павел, которому друг его, согласно с грамотой князя Андрея, поручил наблюдать и за Ковженской пустыней, прожил после того не долго 293 . Борисоглебская обитель чтит память его в один день с памятью первоначальника Феодора, окт. 22 дня. Празднование Казанской иконе Богородицы

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

При Н. в Синод поступало значительное число жалоб из епархий, отношение к которым было формально-снисходительным (от прокурора Московской синодальной конторы П. В. Гурьева на назначение в качестве еще одного распорядителя празднования Успения Пресв. Богородицы в Московском Кремле прот. Александра Левшина (1786); от священника Владимирской епархии Симеона Иванова (1787); от протоиерея г. Трубчевска Василия Иванова (1789); от протоиерея г. Карачева Василия Александрова (1789); от прот. Иакова Иванова, служившего во владимирском Княгинином в честь Успения Пресвятой Богородицы женском монастыре (1790)). Интересам жалобщиков и правосудия содействовало постановление Синода, принятое 3 авг. 1789 г. по предложению Н. Предписывалось, чтобы присылаемые из епархий «экстракты» по духовным делам, решение по к-рым могло привести к лишению сана, обязательно имели подписи обвиняемых и могли содержать их возражения с ответами из консистории. 21 янв. 1788 г. после 18-летнего перерыва Синод предложил своего кандидата на вакансию архимандрита; из 3 кандидатов императрица выбрала настоятеля Борисоглебского на Устье монастыря архим. Иринея (Клементьевского) . Также Н. поручил Синоду назначить себе заместителя на время летнего отпуска в июне 1790 г. В целом Синод при Н. обладал значительной самостоятельностью. Однако о неустойчивости взаимоотношений церковной и гос. власти при Н. свидетельствуют многократные именные указы, адресованные епархиальным архиереям помимо Синода. В 1788 г. императрица напрямую распорядилась возвратить сан священника Димитрию Зимовскому (Харьковская епархия), к-рого он был лишен за «неправильное венчание» кн. Д. К. Кантемира и Е. А. Хрущовой. Митр. Гавриил (Петров) и «действительные члены» Синода в свою очередь могли обращаться к императрице с докладами и представлениями. Незадолго до своего ухода с поста Н. инициировал сбор ведомостей, содержавших количество лиц из церковного клира, взятых на военную службу. 26 июля 1791 г. Н. был по прошению уволен в отставку «за старостью и болезнями». «В уважение долговременной его безпорочной службы» императрица повелела сохранить ему до смерти обер-прокурорское жалованье и оплатить долги ( Иванов. 2004. С. 171).

http://pravenc.ru/text/2564758.html

Св. преп. Иринарх Ростовский Преподобный Иринарх, в мире Илия, родился в земледельческом быту дер. Кондаковой, Ростовского округа 176 . Во время бывшего здесь голода, два года жил он в Нижнем Новгороде, и, потеряв отца, перешёл с матерью и братом в Ростов, где занимался торговлей. На 30-м году жизни, оставив мир, постригся в Ростовском Борисоглебском монастыре, что на Устье. В духовной жизни его очевидна постепенность, с какой переходил он от нелёгкого подвига к тяжёлому и потом к весьма трудному; очевидно и то, как скорби, который наносили ему люди, не понимавшие его, благотворны были душе его. Он начал подвижничество своё тем, что стал ходить босой и в рубище. Монах босой и в рубище – какое неприличие. Так говорили дорожившие нарядом, а не своей душой! Чтобы заставить Иринарха носить обувь и рясу, его то запирали на несколько дней в холодную келью, то в морозы посылали звонить на колокольне. Блаженный переносил всё это. Когда же назначили ему исполнять послушание за монастырём, удаление от молитв храма показалось ему невыносимым, и он перешёл в Авраамиев монастырь. Здесь назначили ему должность келаря. Строгий к себе самому, он сильно скорбел, что другие без страха Божия расточают собственность обители. По смерти матери уединился он в келье отшельника Лазаря. В это время в Авраамиевой обители подвизался в затворе старец Пимен, и беседа с ним облегчала Иринарха 177 . Спустя 3 года, возвращённый новым настоятелем в Борисоглебскую обитель, блаженный явился в ней с тяжёлыми веригами на плечах и с оковами на ногах. Страдания распятого Спасителя более и более становились предметом любви его, душа его глубже и глубже наполнялась ими. Он молился в храме пред распятым Спасителем об указании ему пути спасения и, получив тайное извещение, затворился безвыходно в келье, достал трёхсаженную цепь и ею приковал себя к стулу. Послушник Алексий вызвался служить строгому затворнику и с именем Александра стал жить при нём; он-то впоследствии и описал жизнь наставника своего. По совету блаженного Иоанна большого колпака, Иринарх устроил себе сто медных крестов и повесил их на вериги; к ним присоединил он и ещё 30 крестов.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Стоит обратиться к статистическому своду " Ростовский уезд Ярославской губернии " . Согласно сведениям, собранным историком Титовым, церковь (ещё в бытность её монастырской) особо жаловала Прасковья Алексеевна Нарышкина, вдова брата жены царя Алексея Михайловича, воспитательница сына Петра I - царевича Алексея Петровича. До принятия пострига под именем Пульхерия (монахиня Успенского монастыря в Александровой слободе) она построила новое храмовое здание, передала много богатых пожертвований. В частности, серебряный восьмиконечный напрестольный крест, Евангелие, сосуды, дискосы. В целом в храме было немало старинных богослужебных предметов и почитаемых икон. А неподалёку от погоста был небольшой лесок, выросший на склоне реки Устье. Его называли " Божедомкой " - там хоронили скоропостижно умерших, над чьими могилами совершались панихиды в последнюю субботу Пятидесятницы. К сожалению, судьба Троицкой церкви на Бору в ХХ веке сложилась трагически... В 1930 году церковь Троицы на Бору стала центром обновленческого движения в Борисоглебском районе. Из 52 церквей, действовавших тогда в районе, обновленческими стали 19. Церковь закрыли в 1935 году. Священник Георгий Комков был увезён в ОГПУ в 1937 году и в том же году расстрелян. В здании церкви разместились столовая и клуб дома отдыха " III интернационал " . Часть плит древнего кладбища пошла на фундаменты строящихся домов. У храма из могильных плит была выложена танцплощадка для отдыхающих в санатории партийных и советских работников. Троицкая церковь сгорела в 1942 году. Позднее её разобрали на кирпич местные жители. В 1994 году вновь учреждённому Борисоглебскому монастырю был возвращён комплекс Троице-Борского монастыря, точнее сказать то, что уцелело от этого комплекса - алтарная стена Троицкого храма, колокольня, две башни и сторожка. В последние годы усилиями монахов и прихожан колокольня была восстановлена, приобретены колокола. Впервые в 2007 году Иринарховский крестный ход на Троице на Бору был встречен колокольным звоном шести колоколов. А в декабре этого же года на колокольню был водружён поновлённый позолоченный крест. На территории уже уничтоженного кладбища братией монастыря в 2002 году установлен большой деревянный крест - память о том, что здесь место погребения людей, как прежде здесь живших, так и служивших в храме и обители. Хочется надеяться, что и на возрождение самого храма, с Божьей помощью, хватит сил и средств.

http://sobory.ru/article/?object=06815

Житие прп. Иринарха, написанное А. Р., послужило источником для единственной житийной иконы преподобного, происходящей из Борисоглебской обители и хранящейся в Ростовском музее. Икона датируется 2-й пол. XVII в.- временем, когда еще живы были монахи, помнившие прп. Иринарха и А. Р. В последнем клейме иконы («Преставление преподобного Иринарха») изображено окончание заупокойной службы, когда возлагают крышку на гроб. Иером. Петр с книгой в руке совершает службу, рядом стоит группа монахов, впереди к-рых особо выделяется один, с умилением взирающий на прп. Иринарха и протянувший к нему руки. Это монах средних лет, у него широкое лицо с небольшой русой бородой. Вероятно, здесь изображен А. Р., первый ученик и автор жития преподобного. Год, место смерти и погребения А. Р. неизвестны. Лишь в «Списке угодников Божиих Ярославской епархии» (1887) А. Р. выделен как местночтимый святой, но память его не указана. В Минее 1987 г. имя А. Р. в Соборе Ростовских святых не указано. Ист.: Ундольский В. М. Библиографические разыскания. М., 1846. С. 62-68; Толстой М. Древние святыни Ростова Великого. Прил. 2: Отрывки из современного жития преподобного Иринарха Затворника//ЧОИДР. 1847. 2. Отд. 1. С. 63-67; Амфилохий [Сергиевский], архим. Жизнь преподобного Иринарха, затворника Ростовского Борисо-Глебского монастыря, что на Устье реке. М., 1863, 18742; Памятники древней русской письменности, относящиеся к Смутному времени. СПб., 19092. (РИБ; Т. 13). Лит.: СИСПРЦ. С. 122-123; Ключевский. Древнерусские жития. С. 323; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 224-225; Н. К. [Корсунский Н. Н. ]. Преподобный Иринарх, затворник Ростовского Борисо-Глебского монастыря, что на реке Устье. Ярославль, 1884; Ярославский К. , свящ. Список угодников Божиих и других лиц, подвизавшихся в приделах Ярославской епархии и упоминаемых в разных печатных и рукописных святцах и исторических указателях. Ярославль, 1887; Соколова Л. В. Александр//СККДР. Вып. 3. Ч. 1. С. 61-63; Стрельников С. В. Вкладные и кормовые книги Ростовского Борисоглебского монастыря: Источниковедческие наблюдения//История и культура Ростовской земли, 1997. Ростов, 1998. С. 53-59; Вахрина В. И. Икона «Преподобный Иринарх, затворник Борисоглебский в житии» из собрания Ростовского музея//Письменные источники житийной иконографии русских святых XI-XIX вв. (в печати).

http://pravenc.ru/text/64394.html

Преподобный Логгин долго подвизался в Обнорской Павловой пустыни. Это показывает и лежащий на его гробнице крест, на котором надпись говорит: «лета 7043 (1535) крест Христов Павловы пустыни». Крест, как видно, дан Павловою пустынью ее постриженнику в благословение на подвиги на новом месте. Блаженный Логгин некоторое время жил и в Сольвычегодском Борисоглебском монастыре. Отсюда он и друг его Симон удалились по Вычегде и за 10 верст от Сольвычегодска, на устье реки Коряжемки, в глухом месте, расчистили лес, построили келью и часовню. Скоро собралась братия, построили храм в честь св. Николая и таким образом около 1537 года основалась обитель Коряжемская. Пред кончиною, преп. Логгин завещал похоронить его при входе в храм, чтобы, как говорил он, попирали его входящие в храм. Ум. 10 февраля 1540 года. Мощи его под спудом в Спасской церкви обители его, с 1863 года приписанной к Сольвычегодскому Введенскому монастырю (Филарет, «Рус. Св.», февраль, стр. 65 и 66. – Верюжский, стр. 466). 303. Преподобный Симон начальник Спасскаго монастыря Сойгинскаго, иже на Вычегде реце новый чудотворец, преставися в лето 7149 Урожденец Сольвычегодский, Симон полагал начало монашеской жизни в Корнилиевом монастыре. По смерти великого наставника (ум. 1537 г.) он оставил Комельскую обитель и в родном краю своем помогал преп. Логгину основать пустынную обитель на р. Коряжемке. Вслед за тем удалился он за 60 верст и при устье р. Сойги, впадающей в Вычегду, в дикой тогда пустыне, поставил храм Спасителя, освященный 17 мая 1541 г. К блаж. пустыннику собрались любители пустыни. Строгий постник и усердный молитвенник вел их примером св. жизни к блаженной вечности. Двадцать лет подвижнически жил преп. Симон в своей обители и скончался 24 ноября 1562 г. Мощи его почивают под спудом в Екатерининской церкви монастыря его, построенной в память преставления преп. Симона (Филарет, Рус. Св., ноябрь, стр. 251 . Верюжский, стр. 490). В «Иконописном Подлиннике»: «подобием рус, брада желта, изчерна, покороче Власиевы, ризы преподобническия, и в схиме» (Филимонов, стр. 56). 304. Святый и блаженный Фома иже Христа ради юродивый, иже положен бысть в Введенском монастыре

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

А. являлся почетным членом СПбДА и МДА, действительным членом Московского Археологического об-ва (с 1866), чл.-кор. имп. СПб АН (с 1868), Одесского об-ва истории и древностей, московского Общества любителей духовного просвещения и др. Соч.: Жизнь преподобного Иринарха, затворника Борисоглебского монастыря, что на Устье реке. М., 1863, 18742; Летописные и другие древние сказания о святом благоверном великом князе Данииле Александровиче... и отстроенном им за Москвою-рекою Даниловском монастыре. М., 1875; Описание Воскресенской Новоиерусалимской библиотеки. М., 1875; Кондакарий в греческом подлиннике XII-XIII вв. М., 1879; Палеографическое описание греческих рукописей с IX по XVII в., определенных лет. М., 1879-1881. 4 т.; Древнеславянская Псалтирь (Псалтирь Симоновская до 1280 г.), сличенная с рукописными Псалтирями XI-XVII в. и старопечатными XV и XVI в. с греческим текстом X в. сличенным с Псалтирью в Синайской Библии, Псалтирью 862 г. Псалтирью X в. Норовскою, Псалтирью X-XI в. М., 1880-1881. 4 т.; Четвероевангелие Галичское 1147 г., сличенное с древнеславянскими рукописными Евангелиями XI-XVII вв. и печатными. М., 1882-1883. 3 т.; О первоначальном переводе Апостола св. Кириллом и Мефодием. М., 1888. Полн. библиогр. см.: Венгеров. Словарь. Т. 1. С. 509-511; КМЕ. Т. 1. С. 63-65. Лит.: Ягич В. И. Четыре критико-палеографические статьи//СбОРЯС. 1884. Т. 33, прил. 2; он же. История славянской филологии. СПб., 1910. С. 636-638; Языков Д. Д. Учено-литературные труды епископа Угличского Амфилохия//БЗ. 1892. 10. С. 719-721; он же. Обзор жизни и трудов покойных русских писателей. Пг., 1916. Вып. 13; Головщиков К. Угличский епископ Амфилохий//Библиограф. 1892. 10-11. С. 346-350; Воскресенский Г. А. Амфилохий, еп. Угличский//ЧОИДР. 1894. Кн. 1. С. 72-81; Характеристики деятелей археологии 1860-1870-х гг., принадлежащие И. И. Срезневскому//Библиогр. летопись. СПб., 1914. Вып. 1. С. 117-118; СвДР. Стб. 302-303; Рукописные собрания Гос. библиотеки СССР им. В. И. Ленина: Указ. М., 1983. Т. 1. Вып. 1. С. 50-57.

http://pravenc.ru/text/114636.html

Н. был награжден набедренником (1911), золотым наперсным крестом из Кабинета Его Величества (1915). В апр. 1919 г. Н. был возведен митр. Сергием (Страгородским) в сан архимандрита. В июле 1919 г. назначен настоятелем Борисоглебского на Устье мужского монастыря , но не смог прибыть к месту назначения и вступить в должность. В янв. 1920 г. он был освобожден от настоятельства. Перешел в клир Ярославской епархии. 17 февр. 1921 г. Н. зачислили в братию угличского Покровского мон-ря. В авг. 1921 г. командирован для исполнения пастырских обязанностей в с. Малахово Угличского у. Рыбинской губ. Был помощником викарного Угличского еп. сщмч. Серафима (Самойловича) , вместе с ним ездил по приходам. В нач. 1922 г. был арестован. Пробыл в заключении в Угличе 2 месяца, после чего уехал в свое родное с. Новосёлка-Зюзина. После освобождения в нач. 1923 г. из-под ареста еп. Серафима Н. собирался вернуться в Углич, где братия Покровского мон-ря организовала сельскохозяйственный кооператив. Но в мае 1923 г. он был назначен настоятелем общины, организованной в Авраамиевом ростовском в честь Богоявления монастыре . Также служил по приглашениям в храмах Ростова. В 1924 г. Н. вновь был арестован и обвинен в антисоветской пропаганде и агитации, в использовании «религиозных предрассудков масс с целью свержения рабоче-крестьянской власти или для возбуждения к сопротивлению ее законам и постановлениям». Он был помещен в ростовский исправдом, затем переведен в тюрьму в Ярославле. Дело его было направлено в 6-е отделение Секретного отдела ОГПУ для дальнейшего рассмотрения на Особом совещании при Коллегии ОГПУ и решения вопроса о высылке Н. из Ярославской губ. в адм. порядке. Во время рассмотрения дела он был выпущен на свободу под подписку о невыезде. 27 авг. 1925 г. было принято решение о прекращении дела. Н. вернулся в Богоявленский Авраамиев мон-рь. В апр. 1926 г. он был назначен настоятелем Успенского собора Ростова. 8 мая 1927 г. заместитель патриаршего местоблюстителя Нижегородский митр. Сергий (Страгородский) возглавил хиротонию Н. во епископа Городецкого, викария Нижегородской епархии. Во время управления Городецким викариатством Н. рукоположил несколько священников, помогал семьям репрессированных за веру. 1 авг. 1928 г. он был арестован по обвинению в контрреволюционной деятельности. После освобождения был назначен 1 авг. 1929 г. епископом Ветлужским, викарием Нижегородской епархии.

http://pravenc.ru/text/2564992.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010