Ковжа, урочище. Церковь Сретения Господня. Церковь Сретения (бывший Николаевский монастырь) Карта и ближайшие объекты На небольшом острове в устье реки Ковжи стоит полуразрушенная каменная церковь Сретения Господня, напоминающая о некогда стоявшем там селе Ковжа. Много лет назад стоял здесь Николаевский Усть-Ковжинский монастырь, который был основан в самом начале 15 века преподобным Феодором Борисоглебским. Феодор был первым игуменом основанного им же богатого Борисоглебского монастыря, но затем он ушел в глухие северные леса, на Кубенское озеро и Святую Луку в поисках уединения и безмолвия. Местные жители встретили его недружелюбно, и тогда старец ушел на безлюдный северный берег Белого озеро и поставил скит в устье реки Ковжи. В скором времени к нему присоединились еще несколько монахов, появилась небольшая пустынь с главным храмом Николая Чудотворца, а белозерский князь Андрей Донской наделил новую обитель скромными земельными угодьями по берегам Ковжи и правом на рыбную ловлю. Преподобный Феодор прожил здесь несколько лет, после чего оставил монастырь новому игумену и ушел в свою первую обитель, Ростовский Борисоглебский монастырь, где и скончался в 1410 году. Данных об Усть-Ковжинском монастыре сохранилось очень мало. Известно, что монахов в обители было немного, все постройки были деревянными, а в 1680 году взамен старой обветшалой церкви здесь поставили новый храм во имя Николая Мирликийского Чудотворца. Церковь была высокой и потому служила еще и маяком для проплывающих судов. Усть-Ковжинский монастырь был бедным, с малочисленной братией, не имел хорошего хозяйства, и поэтому еще в начале 18 века он был упразднен, и Никольский храм стал бесприходным. Неподалеку от него с начала 17 века стояло небольшое торговое село Ковжа, вотчина Ростовского Борисоглебского монастыря, где стояла скромная приходская Леонтьевская церковь. В 1800 году на ее месте была построена каменная церковь Сретения Господня, возведенная по традиционной схеме «восьмерик на четверике» с небольшой колокольней в стиле провинциального барокко. Этот храм оставался действующим до конца 1930-х годов, а впоследствии, при подготовке к подъему уровня воды в Белом озере, была разрушена колокольня Сретенской церкви и полностью снесена старинная деревянная Никольская церковь бывшего монастыря, попавшая в зону затопления. Жители села Ковжа были переселены, а Сретенскую церковь решено было сохранить как ориентир для идущих к устью Ковжи судов.

http://sobory.ru/article/?object=19291

Когда преподобный Сергий Радонежский в 1363 году приходил на родину для примирения ростовских князей с великим князем, два пустынножителя, Феодор и Павел, просили у богоносного старца благословения для устройства обители и указания места. Первый из них пришел из Новгородской стороны в Черный лес на реке Устье, построил себе из хвороста хижину, а на большой дороге, из Белозерска в Москву, повесил на дереве кузовок, чтобы принимать от про­ходящих милостыню для своего пропитания. Проходящие усердно клали в этот кузовок хлеб и «овощие». Феодор жил, как птица небес­ная, без забот о земном, проводя время в молитвах. Спустя три года пришел к нему Павел, и оба старца вместе обратились к великому от­цу пустынножителей, бывшему тогда в Ростове. Прп. Сергий избрал прекрасное местоположение на берегу реки Устьи, в 15 верстах от го­рода, и сказал пустынникам: «Призри Бог и Пре­свя­тая Богородица на место сие. Великие страстотерпцы Борис и Глеб будут помогать вам; обстроится обитель и станет известна». С того времени старцы-пустынники постоянно пользовались советами и наставлениями великого аввы и с благосло­вения Ростовского святителя Игнатия приступили к построению монастыря Борисоглебского. Во время постройки, когда оба старца, утрудившись в работе, легли отдохнуть на траве, им пред­стали два светлых воина, вооруженных и украшенных царскими багряницами. Воины сказали старцам: «Трудитесь с ве­рою на месте сем; Бог и Пречистая Богородица не оставят вас, и мы неот­ступ­ны будем от места сего на помощь вам». Подвижники проснулись и пали к но­гам явившихся, а между тем воины стали невидимы; только слышан был голос. «Я Роман», — сказал один. «А я Давид», — сказал другой (имена, данные при крещении святым страстотерпцам Борису и Гле­бу). Это явление весьма ободрило строителей, и после того число бра­тии в новой обители значительно увеличилось. Братия упросили Феодора быть игуменом. Феодор после недолгого настоятельства по­ручил обитель сотруднику своему Павлу, а сам удалился сначала на берег Кубенского озера, а потом на устье реки Ковжи, где основал новый монастырь во имя святителя Николая. Предузнав кончину свою, блажен­ный старец возвратился в Борисоглебскую обитель, где и преставился 22 октября 1410 года. Вскоре после него скончался и пре­подобный Павел.

http://pravicon.com/info-3526

Давно миновали времена, когда паломничество на Святую землю считалось событием из ряда вон выходящим. Сегодня организовать такую поездку может и отдельный приход, и, разумеется, паломнические бюро, предлагающие широчайшую линейку продуктов. Израиль снискал громадную популярность и среди курортников — туристов, если можно так выразиться, светских, выезжающих с пляжа или из комфортабельного отеля разве что на шопинг и на экскурсии (коллективные или индивидуальные). В нынешнем году Министерство туризма Израиля попыталось совместить эти два столь разных сектора туристического рынка. Дмитрий Анохин 24 ноября 2017 г. 10:20 Иринарховский крестный ход — кульминация борисоглебского лета. Это 75 км цветущих полей и усыпанных ягодами лесов. Это пять дней пути по оживающим раз в году тропинкам через мертвые, полуживые и живые села, где всё еще просвечивают искусная резьба и кружева наличников. Это обязательные остановки у храмов. Рядом с разрушенными служатся молебны, возле погостов — панихиды. В действующих проводятся вечерние богослужения и совершаются Литургии. Некоторые церкви открываются специально для крестного хода. А ведь всего два десятка лет назад началось возрождение самого крестного хода — через возрождение источника преподобного Иринарха. Екатерина Пятунина Екатерина Пятунина 25 июля 2017 г. 16:00 Иван-чай пахнет недлинным русским летом, низким небом, луговым разноцветьем на дороге от Ростова Великого к Угличу. В терпком его вкусе — десятки поколений живших и кормившихся от родной земли хлебопашцев, сотни исхоженных нищими босоногими странниками верст и напутственная спозаранку материнская молитва. Есть в нем и добросовестный труд безымянных паломников — неутомимых крестоходцев, кропотливо собирающих соцветия кипрея ежегодно в конце июля. И еще этот маленький пакетик плотной бумаги несет имя великого святого подвижника Церкви Русской. К преподобному Иринарху Затворнику корреспондент «Журнала Московской Патриархии» отправился в юбилейный год: угодник Божий окончил земной путь ровно четыре века назад — 13/26 н.ст. января 1616 года. Вернулся же из Ростовского Борисо-Глебского, что на Устье, монастыря я со знаменитым местным иван-чаем... Но не только с ним.

http://e-vestnik.ru/jmp/2016/9/

Дракино. Церковь Бориса и Глеба. Карта и ближайшие объекты " На Борисоглебском погосте сохранилась каменная церковь, выстроенная в 1684 году. По формам и характеру фасадной декорации она схожа с церковью в Березне. К этой же группе памятников в ближайших окрестностях Серпухова принадлежит довольно хорошо сохранившаяся церковь в Старых Кузьменках. В убранстве этих небольших бесстолпных кубических сельских храмов применены типичные для XVII века архитектурно-декоративные детали, начиная с кокошников, наличников с килевидными очельями и кончая ширинчатыми поясами. Борисоглебская церковь несколько раз перестраивалась. В начале XIX века старую, вероятно, шатровую колокольню надстроили новым, цилиндрическим ярусом звона с куполом и шпилем. Основная перестройка, в результате которой Борисоглебская церковь получила новые симметричные приделы и трапезную, была осуществлена в 1882 году. " по материалам сайта www.oka-reka.ru Храм святых мучеников-князей Бориса и Глеба села Дракино Здесь, на левом берегу реки Протвы, при её слиянии с Окою, стоял древнерусский город Любинец Омосов, иначе Лобынск, упоминаемый в Никоновской летописи под 1146, а в Ипатьевской — под 1147 г. Эта небольшая крепость владимиро-суздальских князей контролировала устье Протвы и, одновременно — брод через Оку. Археологи раскопали в данном месте большое селище, датируемое VIII-XIV веками. Вероятно, это был посад древнего Лобынска — стены же города располагались там, где теперь Борисоглебский храм. С возникновением Серпухова значение Лобынска угасает — его сменило село Дракино, вотчина Высоцкого монастыря, документально известное с 1552 г. Из позднейших источников видно, что к 1627 г. с деревней Дракино соседствовали сельцо Тишково, принадлежавшее двум помещикам, и погост Борисоглебский, «на государевой земле», с одноимённой ему деревянной приходскою церковью. К 1705 г. эти сельцо и погост, видимо, слились — отныне Борисо-Глебская церковь числится при селе Тишково — которое вошло в черту деревни Дракино только в ХХ веке.

http://sobory.ru/article/?object=04518

Ирма. Церковь Бориса и Глеба. Карта и ближайшие объекты К 1907 году число прихожан Борисоглебский прихода составляло 350 душ мужского пола. Древняя деревянная церковь к тому времени сильно обветшала и службы в ней проводились крайне редко. Именно эти обстоятельства послужили поводом к сооружению каменной церкви-школы в Борисоглебском (ныне Ирма). Инициаторами строительства выступили представители рода Чечулиных-церковный староста, врач Сергей Дмитриевич Чечулин и его сестра-фрейлина Двора Ея Императорского Величества Зинаида Дмитриевна Чечулина, внесшая пять тысяч рублей на строительство. Из личных средств одну тысячу рублей внес Государь Император Николай II. Торжество закладки нового храма во имя Святых благоверных князей Бориса и Глеба началось 21 июля 1907 года всенощным бдением. На следующий день, 22 июля, свершилось самое важное событие - оклад нового храма и отслужена утреня вновь прибывшими священниками Устье-Угольской церкви Алексеем Волокославинским и Троицкой Ирмовской Афанасием Обрядиным. Вместо традиционного краеугольного камня в основание храма положен был, по освящении святой водой, четвероугольный лист из белого железа с надписью и водружены два Креста – один на высоком месте за алтарем, другой – на месте престола. Будущий престол полагалось устроить на месте прежнего престола деревянной церкви, что символизировало преемственность и бережное отношение к святыне. Сооружение храма закончилось полностью к 1910 году. Выстроенный в русской традиции, краснокирпичный, он поражал воображение своей нарядностью. Это было время, когда архитекторы искали своими постройками лучшее выражение исторической связи времен и национальный тип, а может и идеал в строительстве. Причем это явление стало характерным как для столицы, так и для провинции. Церковная жизнь в Борисоглебском приходе практически ничем не отличалась от жизни других сельских приходов. Последними представителями духовенства, служившими в Борисоглебском были священник Афанасий Обрядин и псаломщик Ефим Цветков. Развернувшиеся в 1920-1930-е годы гонения привели к закрытию 29 апреля 1931 года Борисоглебской церкви. Постановлением Ленинградского облисполкома от 1 июня 1931 года Борисоглебская церковь была ликвидирована и передана колхозу для культурно-бытовых целей. Начавшееся восстановление каменной церкви на средства частного предпринимателя нельзя назвать удачным. Оригинальная красная кирпичная кладка оштукатурена, завершения его выполнены несообразно прежним, территория не благоустроена. Где-то там, среди густой травы, затерялись захоронения рода Чечулиных.

http://sobory.ru/article/?object=06435

Ирма. Церковь Спаса Преображения. /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Спаса Преображения Год постройки:1731. Год утраты:Не установлен. Адрес: Россия, Вологодская область, Шекснинский район, с. Ирма Координаты: 59.379395, 38.448268 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты В селе Ирма, расположенном на реке Шексне в Вологодской области, находится недействующая церковь Бориса и Глеба, построенная в 1910 году. Само помещение церкви закрыто, но на территорию храма пройти можно. Сейчас в церкви Бориса и Глеба в Ирме еще нельзя совершать Литургию – эта церковь только восстанавливается. Но уже создана община, которая занимается восстановлением храма, собраны подписи прихожан с просьбой к архиерею направить в Ирму церковную комиссию. Может быть, понемногу это живописное и историческое место в Шекснинском районе обретет, наконец, утраченную святыню. http://zwezda.net/vnomer/5867 К 1907 году число прихожан Борисоглебский прихода составляло 350 душ мужского пола. Древняя деревянная церковь к тому времени сильно обветшала и службы в ней проводились крайне редко. Именно эти обстоятельства послужили поводом к сооружению каменной церкви-школы в Борисоглебском (ныне Ирма). Инициаторами строительства выступили представители рода Чечулиных-церковный староста, врач Сергей Дмитриевич Чечулин и его сестра-фрейлина Двора Ея Императорского Величества Зинаида Дмитриевна Чечулина, внесшая пять тысяч рублей на строительство. Из личных средств одну тысячу рублей внес Государь Император Николай II. Торжество закладки нового храма во имя Святых благоверных князей Бориса и Глеба началось 21 июля 1907 года всенощным бдением. На следующий день, 22 июля, свершилось самое важное событие - оклад нового храма и отслужена утреня вновь прибывшими священниками Устье-Угольской церкви Алексеем Волокославинским и Троицкой Ирмовской Афанасием Обрядиным. Вместо традиционного краеугольного камня в основание храма положен был, по освящении святой водой, четвероугольный лист из белого железа с надписью и водружены два Креста – один на высоком месте за алтарем, другой – на месте престола. Будущий престол полагалось устроить на месте прежнего престола деревянной церкви, что символизировало преемственность и бережное отношение к святыне.

http://sobory.ru/article/?object=52298

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЛАРИОН в ряде древнерус. текстов имя одного из первых Ростовских епископов. В Житии сщмч. Леонтия Ростовского (первоначальная редакция, дошедшая в списке 2-й пол. XIV в. ГИМ. Син. 246, была составлена, вероятно, в кон. XII - нач. XIII в.) И. наряду с 1-м (по Житию) Ростовским еп. Феодором упоминается как один из предшественников сщмч. Леонтия (управлял епархией ок. 70-х гг. XI в.), оставивший епархию: «Зане преже бывшии ту епископи Феодор и Ларион и збегоше, не терпяще неверьствия и многодосажения людии» ( Семенченко Г. В. Древнейшие редакции жития Леонтия Ростовского//ТОДРЛ. 1989. Т. 42. С. 250, ср.: С. 251). Однако из Киево-Печерского патерика (послание Владимирского еп. св. Симона мон. Поликарпу , не позднее 1226) следует, что 1-м Ростовским архиереем был сщмч. Леонтий («се бысть первопрестолник» - Древнерус. патерики: Киево-Печерский патерик. Волоколамский патерик/Изд. подгот.: Л. А. Ольшевская, С. Н. Травников. М., 1999. С. 21). Указание Лаврентьевской летописи под 1231 г. в связи с хиротонией Ростовского еп. св. Кирилла II подтверждает это сообщение (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 458; ср.: Щапов Я. Н. Государство и Церковь в Др. Руси, X-XIII вв. М., 1989. С. 46). Упоминая о предшественниках сщмч. Леонтия, агиограф, с одной стороны, подчеркивал особую роль этого архиерея в христианизации Ростовского края, с другой - акцентировал внимание на древности Ростовской кафедры. В Никоновском летописном своде 20-х гг. XVI в. приводится уникальное сообщение о том, что сгоревший в 1162 г. (по ранним летописям, в 1160) деревянный Успенский собор в Ростове был построен при И. (ПСРЛ. Т. 9. С. 230). Имя И. встречается в синодике ростовского Успенского собора 2-й четв. XV в. (РНБ. Кир.-Бел. 6/1083, 80-е гг. XV в.) и в перечнях Ростовских архиереев в летописях XV-XVI вв., где он указан 4-м епископом, после Феодора, Феогноста и Феодора II, а сщмч. Леонтий - 7-м (см., напр.: ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. С. 381; Т. 18. С. 22; Т. 42. С. 165). В некоторых ростовских синодиках 2-й пол. XVII в., в большинстве синодиков XVIII в. и в «Летописи Ростовских архиереев», составленной Ростовским митр. св. Димитрием (Савичем (Туптало)) , И. назван 2-м Ростовским архиереем, перед сщмч. Леонтием. В синодике ростовского Успенского собора 2-й пол. XVII в., в синодиках Борисоглебского на Устье (посл. четв. XVII в.) и Авраамиева ростовского в честь Богоявления (1700-1701) мон-рей перечень Ростовских архиереев начинается со сщмч. Леонтия (см.: Мельник А. Г. Св. Леонтий Ростовский: Равноапостольный или мученик?//СРМ. 2003. Вып. 14. С. 86-90).

http://pravenc.ru/text/389161.html

В Борисо-Глебском монастыре отметили престольный праздник Борисоглебский, 16 мая 2005 г. Борисо-Глебский монастырь. Собор Бориса и Глеба. 15 мая Святая Церковь празднует день святых благоверных князей-страстотерпцев Бориса и Глеба. Святые благоверные князья Борис и Глеб (в святом Крещении – Роман и Давид) – первые русские святые, канонизированные как Русской, так и Константинопольской Церковью. Они были младшими сыновьями святого равноапостольного князя Владимира (+ 15 июля 1015). Родившиеся незадолго до Крещения Руси святые братья были воспитаны в христианском благочестии. Братья были убиты подосланными старшим братом, властолюбивым Святополком, убийцами. Игумен Иоанн (Титов) В Ростовском Борисо-Глебском на Устье мужском монастыре, в старинном соборе во имя Бориса и Глеба, прошел престольный праздник. Со священноигуменом Иоанном (Титовым) служили священники Ярославской епархии. В монастырь приехали многочисленные паломники из Ростова, Рыбинска, Ярославля, Москвы. Служба прошла особенно торжественно и радостно, так как еще звучат в церквях пасхальные песнопения. После литургии, за которой причастились большинство молящихся в храме, верующие прошли крестным ходом вокруг стен древнего монастыря, величая святых покровителей обители и возвещая всей округе «Христос Воскресе! Воистину Воскресе!» После традиционного в престольные праздники угощения всех желающих праздничной трапезой, прихожан, паломников и жителей Борисоглебского поселка ждал сюрприз. На престольный праздник в Борисо-глебский монастырь из Москвы приехал ансамбль фольклорной школы-студии «Поварская слобода». В этой студии дети постигают не только народное творчество. Они учатся культуре общения между мальчиками и девочками, между старшими и младшими; взаимовыручке, умению поддержать или заменить товарища в трудной ситуации; ответственности за порученное дело. Общению и поддержке студийцы во время своих выступлений учат и зрителей, которые становятся участниками праздника. Приехали они и как паломники, и как артисты. Все участники школы-студии, кроме руководителя Оксаны Викторовны Жабиной, не профессионалы. Правда, в это верится с трудом, настолько слаженно, задорно они выступают. Желающие, а их набралось не мало, были обучены старинным хороводам, танцам, песням, народным играм. Еще яркая деталь: все выступавшие были одеты в русские народные костюмы. Эти костюмы выполнены ими своими руками, по образцам старинной одежды разных русских губерний. Про каждый костюм они потом подробно рассказали.

http://pravoslavie.ru/13466.html

В Борисо-Глебском монастыре отмечается память преподобного Иринарха Затворника Москва, 26 января 2005 г. 26 января Православная Церковь чтит память преподобного Иринарха Затворника. Удивительным образом переплетаются события. Совсем недавно российским правительством был учрежден День народного единства, в честь освобождения Москвы от польских интервентов, который будет отмечаться 4 ноября. 4 ноября – день основания Ростовского Борисо-Глебского на Устье мужского монастыря (Ярославская епархия), в котором подвизался в XVII веке преподобный Иринарх, всея России чудотворец. Преподобный был непосредственным участником событий смутного времени. Вчера в Борисо-Глебском монастыре начались празднования в честь преподобного Иринарха. Игумен Иоанн (Титов) в сослужении священников Ярославской епархии отслужил всенощную, сегодня будет отслужена праздничная литургия. В феврале в Борисоглебском откроются ежегодные Иринарховские чтения. Вериги преподобного Иринарха Еще до нашествия Литвы, как пишет о преподобном святитель Димитрий Ростовский, во время тонкого сна Иринарху было видение: город Москва разорена Литвою, все Российское царство пленено и пожжено по местам. Проснувшись, он стал неутешно плакать о предстоящем пленении и разорении святых Божьих церквей. Чудесный голос повелел ему пойти в Москву и поведать о своем видении. Старец Иринарх отправился в путь. В Москве царь Василий Шуйский любезно принял старца и подивился великим " трудам " , которые он носил на себе. На плечах и груди преподобного висели вериги, на шее– железное путо, на ногах – цепи, на голове тяжелый обруч… Старец сказал царю: «Господь Бог открыл мне, грешному старцу: я видел город Москву, плененную ляхами, и все Российское государство, И вот, оставя многолетнее сиденье в темнице, я сам пришел к тебе возвестить сие. И ты стой за веру Христову мужеством и храбростью». Келья Иринарха Затворника Спустя немного времени после путешествия преподобного Иринарха в Москву и предсказания бедствий, явилась в русскую землю литва. Князь Михаил Скопин-Шуйский получил благословение преподобного Иринарха – медный крест.

http://pravoslavie.ru/12470.html

Главная Борисоглебский монастырь: как он стал «домашним» для царей и какой удивительный святой жил здесь? Борисоглебский монастырь: как он стал «домашним» для царей и какой удивительный святой жил здесь? Место для него выбрал сам преподобный Сергий Радонежский. Здесь подвизался великий инок Пересвет, павший в Куликовской битве. Отсюда благословлял войска Минина и Пожарского на освобождение Москвы от поляков и литовцев святой затворник Иринарх. Об этом и не только — в нашей подборке интересных фактов о Ростовском Борисоглебском монастыре.  1 Место для строительства монастыря выбрал сам преподобный Сергий Радонежский! Святой приезжал в Ростов по делам в 1363 году. На создание монастыря в честь Бориса и Глеба — первых святых Русской Церкви — он благословил новгородских монахов Феодора и Павла. Все строения монастыря времен Сергия Радонежского были деревянными, ни одно из них не сохранилось. Инок Пересвет жил здесь в XIV веке. Его вместе с братом Ослябей благословил на битву преподобный Сергий. Пересвет первый начал Куликовскую битву с сильнейшим воином Орды Челубеем. В 2005 году скульптор Зураб Церетели установил в поселке Борисоглебский бронзовый памятник святому воину Александру Пересвету. Борисоглебский монастырь стоит в излучине реки Устье в 18 км от Ростова, на дороге из Ростова в Углич. Фото: Ghirlandajo/Wikimedia Commons/CC-BY-SA-3.0 Сегодня обитель — могучая каменная крепость. Каменное строительство началось при Василии III, в 1522 году. В конце XVII века многие здания были перестроены и возведены новые. Именно в таком виде обитель дошла до наших дней. 2 Великие русские князья и первые русские цари любили Боорисоглебский монастырь и считали его своим домашним Монастырь получал от них милости, очень богатые вклады, ему щедро жертвовали земли, дарили иконы и драгоценности. Здесь находил приют великий князь Василий Темный, крестился его сын, великий князь московский Иван III. Трижды посещал обитель его внук, царь Иван Грозный.  Сначала монастырь был «митрополичьим», то есть находился в подчинении митрополита Ростовского. После того как во время княжеских распрей великий князь Василий Темный и мать его София находят здесь убежище и называют монастырь своим, обитель становится великокняжеской. А когда игумен монастыря Питирим крестил будущего самодержца Всея Руси Иоанна III и тот встал на царство (слово «царь» есть в его официальном титуле), обитель делается царской. В XVI–XVII веках Борисоглебский мужской монастырь обоснованно считался одним из богатейших в Ростовской митрополии.

http://sever.foma.ru/borisoglebskij-mona...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010