В ркп. святцах читаем: «преподобнии отцы Феодор и Павел, игумени Борисоглебского монастыря на Устье реке, быша в л. 7000, мес. октября в 22 д.». По ркп. повести о начале Борисоглебского монастыря 289 , Феодор пришёл в чёрный лес р. Устья из Новгородской стороны. Вблизи дороги, шедшей из Каргополя и Белоозера в Москву, построил он себе из хвороста хижину, а на дереве, при самой дороге, повесил кузовок, чтобы принимать от проходящих подаяние для пропитания своего. Он жил как небесная птица, без забот о земном, и проводил время в молитвах; так прожил он три года, один с Господом! Спустя три года пришёл к нему Павел и стал делить с ним пустынническую жизнь. При вел. кн. Димитрии Иоанновиче и м. Алексии, когда в Ростове княжил Константин III Васильевич, а святительскую кафедру занимал Игнатий III, преп. Сергий приходил на родину свою в Ростов. Это было в 1363 г., когда кн. Константина надлежало мирить с новым в. кн. Димитрием, и святое дело примирения было совершено с успехом 290 . Пустынножители Феодор и Павел сочли за святое дело обратиться за духовными советами к великому пустынножителю. Они просили его осмотреть место для новой пустынной обители и благословить его. Сергий обошёл с ними лесную пустыню и на р. Устье, где ныне стоит храм обители, указал строить церковь во имя св. мучеников Бориса и Глеба. «Призрит Господь на это место, великие страстотерпцы будут помогать вам; обстроится оно и получит известность», сказал преп. Сергий. Кн. Константин и епископ Игнатий с любовью дозволили строить новую обитель. Одушевлённые словами св. подвижника, которого все уважали, пустынники начали рубить лес, чтобы очистить место для храма и обители, и скоро увидели подтверждение словам Сергия. Раз, когда отдыхали они от трудов, явились им два воина в княжеских одеждах и сказали: «трудитесь здесь; Бог не оставит вас, и мы здесь будем неотступно, с помощью для вас и для ваших преемников». «Кто вы таковы?» спросили пустынники, пробудясь от сна; но только услышали ответ небесных воинов: «я Роман», сказал один; «а я Давид», сказал другой.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

90-х гг. XX в. Угличский музей передал в Б. м. часть вериг подвижника. Прп. Иринарх был погребен в выкопанной им самим могиле в Б. м., в наст. время его мощи почивают под спудом в Ильинском приделе Борисоглебского собора. В 1662-1666 гг. в Б. м. находился в заточении Суздальский архиеп. Стефан . 32 года в обители подвизался местночтимый юродивый Алексей Степанович († 1781). Первоначально Б. м. управляли игумены, с 1688 г.- архимандриты. При учреждении штатов (1764) Б. м. был отнесен ко 2-му классу. В 1900 г. мон-рь владел 246 дес. земли и получал из казны 1249 р. 7 к. на содержание. В нач. XX в. в обители жили ок. 20 чел. братии и 40 послушников. С 1901 г. действовала иконописная мастерская и школа для братии. При мон-ре с 27 апр. по 4 мая проводилась ежегодная ярмарка, по понедельникам - еженедельные торги. Храмы и другие постройки монастыря В 1522 г. по повелению вел. кн. Василия III Иоанновича в Б. м. началось каменное строительство, возглавил к-рое ростовский мастер Григорий Борисов , ему приписывают все постройки мон-ря XVI в. Четырехстолпный, трехапсидный, одноглавый собор во имя страстотерпцев Бориса и Глеба, освященный 22 сент. 1524 г., стал первым каменным сооружением в Б. м. Декорация фасадов собора свидетельствует о влиянии построек итал. зодчих, работавших в Москве в нач. XVI в.: архивольты закомар и карниз, объединяющий фасады, профилированы, входы в храм оформлены как перспективные порталы. Внутреннее пространство собора перекрыто крестовыми сводами, опирающимися на крещатые столбы, стены гладкие, без лопаток. На протяжении столетий внешний вид храма претерпел изменения: в XVII в. щелевидные окна были растесаны и получили прямоугольную форму; в 1778-1780 гг. надстроили барабан, шлемовидную главу заменили луковичной, позакомарное покрытие - четырехскатной кровлей; в нач. XIX в. вокруг центральной главы были надстроены 4 главки, снятые в 20-х гг. XX в.; в 1810 г. к зап. фасаду пристроили придел во имя прор. Илии. Борисоглебский собор, Благовещенская ц. и настоятельские покои Борисоглебский собор, Благовещенская ц.

http://pravenc.ru/text/153193.html

I.V.1888 хиротонисан во епископа Угличского, вик. Ярославской епархии, с пребыванием в г.Ростове. Хиротония состоялась в Спасо-Яковлевском монастыре г.Ростова, совершал ее митрополит Московский Иоанникий с сослужащими ему святителями. Епископ Амфилохий состоял действительным и почетным членом почти всех столичных и провинциальных исторических и археологических обществ. Оставил очень много работ по археологии, филологии и истории древней русской литературы; составил описание рукописей библиотеки Воскресенского монастыря; впервые списал многие древние рукописи. Весьма важны его труды по сравнению греческих и древнеславянских рукописей и по составлению словарей к древним памятникам. В этом славном археологией городе преосвященный и скончался 20 июля 1893 года. Труды : «О трех обетах монашества (девстве, настяжании и послушании)». Издано в 1845 году. «Краткая жизнь Ростовского Борисоглебского монастыря, что на Устье реке, чтеца Алексея Стефановича с его портретом.» Москва, 1863. «Снимки из кондакария XII-XIII вв.» Москва, 1879· Изд.литографированное. «Палеографическое описание греческих рукописей», с таблицами снимков. · М. 1879–1880. m.I – рукописи IX-X вв. m.II – -«- ΧΙ-ΧII вв. m.III.– -»- XIII-XIV вв. m.IV- - " - XV-XVII вв. «Описание Воскресенской Новоиерусалимской библиотеки, с приложением снимков со всех пергаментных рукописей и некоторых писанных на бумаге»· M.1875· «Летописание и другие древние сказания о св.благоверном вел. кн.Данииле, сыне св.благоверного великого кн.Александра- Невского и о построенном им за Москвой-рекой Даниловом монастыре». М.1875. «Кондакарий в греческом подлиннике XII-XIII вв.» по рукописи Московской Синодальной библиотеки. М.1879. Словарь из Пандекта Антиоха XI века Воскресенской Новоиерусалимской библиотеки. М.1860. «Четвероевангелие Галичское 1147 г., сличенное с древнеславянскими рукописными Евангелиями XI-XVII вв. и печатными: Острожским 1576 г. и Киевским 1788 г. с греческим евангельским текстом 635 г., сличенным с греческими четвероевангелиями X и X-XI вв.графа Орлова-Давыдова и с разночтениями, выбранными Преосвященным Порфирием из Евангелий Публичной Библиотеки в С.-Петербурге и печатными 1757 г. издания Рейнекция и 1854 г. издания Тишендорфа». С гравированными изображениями евангелистов.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Игумен по монастырскому обычаю, отдал Иринарха под начало старцу, у которого молодой инок и стал пребывать в послушании и покорении, в посте и молитве. После того, как Иринарх с успехом прошел первое послушание, игумен для испытания и смирения послал Иринарха в пекарню, где он и трудился на братию день и ночь в послушании и смирении, нисколько не заботясь ни о чем телесном, и никогда не уклоняясь от посещения церкви Божьей, куда приходил прежде всех братий; стоя в церкви, он ни с кем не разговаривал; во время чтений не садился, а всегда выстаивал на ногах, как твердый камень, и никогда не выходил из церкви до отпуста. Узнав о пострижении Илии, друг его Агафоник пришел в монастырь посетить Иринарха и пробыл у него в монастыре немало дней. Иринарх проводил друга за монастырь версты за две и, облобызав его, стал возвращаться обратно. На пути он размышлял в своем сердце, о том, как бы ему спастись, и давал обещание идти в Кириллов Белозерский монастырь, или в Соловецкий. И вот послышался ему голос свыше: – Не ходи ни в Кириллов, ни на Соловки, здесь спасешься! Он усомнился относительно этого голоса, но услышал вторично тот же голос: – Здесь спасешься! Иринарх убоялся, стал плакать и помышлять, что сие означает. И в третий раз он услышал тот же голос: – Здесь спасешься! Осмотревшись кругом Иринарх никого не увидел и укрепился в той мысли, что голос сей был ему откровением свыше. Возвратившись в монастырь, он снова стал трудиться в прежнем послушании, предаваясь по ночам молитве и бдению и ложась спать лишь ненадолго, и то не на постели, а прямо на земле. После сего послушания, игумен назначил Иринарха в пономарскую службу, которую он стал отправлять с радостью. Раз Иринарх увидел одного странника, который был бос и, сжалившись над ним, обратился к Господу с такою молитвою: – Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, сотворивший небо и землю и первого человека, прародителя нашего Адама, по образу Своему, и почтивший его теплотою в святом рае, да будет воля Твоя святая со мною, рабом Твоим: дай, Господи, теплоту ногам моим, чтобы я мог помиловать сего странника и дать с себя сапоги на ноги его!

http://pravoslavie.ru/118853.html

Иона , в февр., июне, окт. 1671, в сент. 1672, в апр. 1673. Алимпий Уньковский определён из келарей 1673–80. Пафнутий , 1681 и 82. Игнатий Римский-Корсаков , 1683 и 84, 7 сент. перев. в Новоспасский. Арсений Костюрин , 1684, а 9 янв. 1687 перев. в Спасо-Андрониев. Иларион Смирного 9 янв. 1687 перев. из Соловецкого, а 1 февр. 1691 хирот. в митрополита Псковского. Иосиф 19 февр. 1691 перев. из Угрешского; по 1699, июня (sic) 1700. Каллист Поборский [упом. в июле (sic) 1702] 21 февр. 1703 хирот. в архиепископа Тверского. Иосиф [упом. в сент.] 1703–1714. Тихон Писарев , 1714–1718, 7 нояб. перев. в Троицкий Сергиев. Киприан Скрыпицын , с 1719, а в авг. 1723 перев. в Новый Иерусалим. Афанасий Кондоиди 10 сент. 1723 перев. из Тольгского, а 9 окт. 1726 хирот. в архиепископа Вологодского. Аарон , с 1727, а в июле 1734 перев. в Чудов. Карион Голубовский , 1734–1737, 19 июля перев. в Новый Иерусалим. Рафаил перев. из Ростовского Богоявленского, 1737–42. Георгий , 1743 и 44, упом. 21 дек.; † ... Иосиф 1745 перев. из Борисоглебского на Устье; до июля 1747. Варфоломей Любарский 1747 перев. из Пафнутиева Боровского, а 19 июня 1758 хирот. в еписк. Вятского. Иларион Завалевич 14 мая 1758 перев. из Ростовского Яковлевского; он же 11 сент. перев. из Тольгского в Ростовский Спасский, на Песку; в 1759 – на Перерву, (упом. в мар. 1759); в 1761 – в Борисоглебский на Устье. Владимир Каллиграф , перев. из Устюжского Архангельского в сент. 1759 и 1760; † ... Тихон Якубовский , с 1760, из архим., бывших в Кёнигсберге, а 8 авг. 1764 хирот. в викария Московского (еписк. Севского). Арсений Бузановский в исх. 1764 произведён из префектов Александро-Невских, а 2 апр. 1776 перев. в Хутынь. Павел Зернов 9 апр. 1775 перев. из ректоров Троицкой семинарии, и вскоре в Саввин Сторожевский. Иоиль , с 1776; 3 июля 1787 уволен на покой, а мнтрь обращён в архиерейский дом. 2 Богоявленский, под Ростовом, при озере, основан св. Авраамием (в отдалённые времена). Ныне второклассный. [III, 63; V, 718.] Архимандриты

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Иринарха с учеником Александром в Москву §3. О нашествии Литвы на Русскую землю §4. О испытании веры старца Иринарха от Литовских людей §5. О приходе князя Михаила Васильевича Скопина-Шуйского с войском в Калязин монастырь §6. О пришествии пана Сапеги в монастырь к старцу Иринарху §7. О благословении князя Михаила Скопина-Шуйского в 1610-м году §8. Гонение на преп. Иринарха в 1610-м году §9. О приходе Литвы под Москву и сдаче Москвы лестью §10. О приходе панов в Борисоглебский монастырь, что на Устье реке, в 1612 году и о рассказе ими о смерти пана Сапеги старцу Иринарху §11. О благословении преп. Иринархом князя Дмитрия Михайловича Пожарского и нижегородского посадского человека Космы Минина §12. О царе и великом князе Михаиле Феодоровиче §13. О благословении преп. Иринархом князя боярина Бориса Михайловича Лыкова §14. О пришествии князя Лыкова к старцу Иринарху в монастырь Глава V. О чудесах преп. Иринарха при жизни его Чудо 1-е об изгнании беса из отрока Чудо 2-е о исцелении бесноватого Чудо 3-е о исцелении бесноватого сына боярского Чудо 4-е о исцелении бесноватого мужа Чудо 5-е о исцелении бесноватого отрока Чудо 6-е о исцелении сына боярского от головной боли Чудо 7-е о исцелении жены от глазной болезни Чудо 8-е о исцелении бесноватой жены священника города Углича Чудо 9-е о исцелении жены от глазной болезни Глава VI. О преставлении старца Иринарха Глава VII. О чудесах преп. Иринарха по смерти Чудо 1-е: о исцелении ученика его Корнилия от болезни ног Чудо 2-е: о исцелении одного крестьянина от болезни чревом Чудо 3-е: о исцелении от лихорадки Чудо 4-е: о исцелении старца Борисоглебского монастыря от горячки Чудо 5-е: о исцелении от головной боли Чудо 6-е: о исцелении жены от трясения Чудо 7-е: о исцелении бесноватого Чудо 8-е: о исцелении бесноватого. Чудо 9-е: о исцелении бесноватого Чудо 10-е: о исцелении бесноватого Чудо 11-е: о исцелении жены от грудной болезни Чудо 12-е: о исцелении младенца Григория от испуга Чудо 13-е: о исцелении бесноватой жены Агрипины О избавлении от морового поветрия в 1771 году прихожан села Фантырево Владимирской губернии О почитании преп.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

К слову, археологические исследования на Смядыни начались в XIX веке. Те, что ведутся сейчас, поддержаны Институтом археологии РАН под руководством Н.А. Макарова. По словам старшего научного сотрудника института Николая Кренке, фундаменты монастырских храмов (Борисоглебского и Васильевского) были почти полностью раскопаны. Работы велись еще русским археологом — графом Алексеем Уваровым (1825–1885), С.П. Писаревым (1846–1904), преподавателем смоленского епархиального женского училища И.И. Орловским (1869–1909), а в советское время в 1972–1974 годах археологами Н.Н. Ворониным и П.А. Раппопортом. «Теперь главная цель археологов — выявить исторический ландшафт Смядыни, что должно помочь в восстановлении монастыря. Предыдущие исследователи занимались архитектурными остатками, но никто не исследовал окружения, в котором находился монастырь: где протекал Днепр, где протекала Смядынь, — рассказывает ученый. — В результате выяснилось, что обширная пойма, которая расстилается под монастырем, — это молодые отложения. Днепр в XI веке протекал, по всей видимости, ближе к обители, чем сегодня, а она стояла почти на краю берега. Удалось найти и устье реки Смядыни». Письма из прошлого Найти молодежь отцу Павлу не составило особого труда: на его предложение откликнулся ректор Смоленского государственного университета Евгений Кодин. К студентам второго курса факультета истории и права присоединились и учащиеся школы-интерната им. Кирилла и Мефодия с углубленным изучением отдельных предметов. В итоге в команду набралось 42 человека. На ее плечи легла самая трудная, но и в то же время самая увлекательная работа: аккуратно слой за слоем снимать грунт. Для ребят раскопки на Смядыни стали своеобразным путешествием во времени. «Сначала они находили свидетельства Великой Отечественной войны — гильзы, осколки, — вспоминает доцент кафедры всеобщей истории СмолГУ Демьян Валуев, — дальше пошли монеты XIX века, пуговицы, куски фарфоровой посуды. А потом уже стал открываться и слой Руси XII века, о котором свидетельствовали то куски плинфы (широкий и плоский обожженный кирпич) с клеймами, то небольшие фрагменты фресок. Пусть эти фрагменты были нечеткими, размытыми, но подлинными, как письма в будущее, написанные рукой древнерусского иконописца. Это произвело на молодежь очень сильное впечатление».

http://e-vestnik.ru/society/kraevedy_vos...

Камень, которому поклонялись жители, по данным разных списков, находился то в буераке, то в речной быстрине. И то, и другое, по данным фольклористов, имеет свою традицию. Тесно связанное, как уже отмечалось, с произведениями о Смуте Житие Иринарха-затворника имеет одно разительное отличие от памятников этого круга. В произведениях почти всех авторов изображение Смуты опирается на эсхатологическую образную систему (гибель царства, падение сильных, торжество неправды, нашествие иноплеменников и др.). Но в Житии Иринарха нашествие «литвы» и все беды Смутного времени преподносятся как «бытовое зло», как одно из многих «бед и досаждений» житейских. И потому сцены благословений Иринархом на борьбу с Лжеди-митрием и поляками М. В. Скопина-Шуйского, Д. М. Пожарского, Б. М. Лыкова – не стали кульминационными в произведении, это лишь эпизоды жизни ростовского подвижника. Вероятно, по этой причине С. Ф. Платонов считал, что Житие – «памятник очень любопытный и по литературным приемам, и по содержанию». Текст «Жития Иринарха Ростовского» публикуется по списку XVII в., хранящемуся в РНБ (собр. Погодин, 724), текст с утраченных листов этой рукописи дан по рукописи начала XVIII в. (собр. Погодина, 725). МЕСЯЦА ЯНВАРЯ В 13 ДЕНЬ. ЖИТИЕ И ПОДВИГИ ОТЦА НАШЕГО: ВОЗДЕРЖАТЕЛЯ И ОПОРЫ КРЕПКОЙ, И СТРАДАЛЬЦА, И НАСТАВНИКА, И УЧИТЕЛЯ, И ЗАТВОРНИКА БОРИСОГЛЕБСКОГО МОНАСТЫРЯ, КОТОРЫЙ НА УСТЬЕ, СТАРЦА, ПРАВЕДНОГО МУЖА ИРИНАРХА. НАПИСАНО ТОЙ ЖЕ ОБИТЕЛИ СТАРЦЕМ, УЧЕНИКОМ ЕГО АЛЕКСАНДРОМ, КОТОРЫЙ БЫЛ С НИМ ТРИДЦАТЬ ЛЕТ ПРИ ЖИЗНИ ЕГО Господи, благослови отче! Этот отец наш Иринарх родился в землях города Ростова, в деревне Кондаково от родителей-христиан: отца благочестивого по имени Анкидин и матери Ирины. И дано ему имя во святом крещении Илья. И радовались родители его о рождении его, видя его развивающимся быстрее иных младенцев: двадцати пяти недель ногами пошел. И воспитан был в благочестии и вере Христовой, и играм никогда не предавался, но любил смирение, и кротость, и тихость ко всем, спокойствие и целомудрие.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Кончина свт. Ефрема и постановление еп. Феодосия на Ростовскую кафедру. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F. IV.225. Л. 855) Управление Е. Ростовской кафедрой пришлось на сложный период междоусобных войн за великокняжеский стол между московским кн. Василием II и Георгием (Юрием) Димитриевичем , затем между кн. Василием II и сыновьями Георгия Димитриевича. Из-за длительного отсутствия в Русской Церкви митрополита, вызванного изгнанием в 1441 г. с митрополичьего престола принявшего унию Исидора , и в силу традиц. отстранения от общерус. дел Новгородского архиеп. св. Евфимия II (Вяжицкого) Е. являлся в этот трудный период старшим из рус. иерархов. С сер. 30-х гг. Xv в. военные действия неоднократно велись на территории Ростовской епархии, в них была втянута значительная часть паствы Е. Как видно из Ростовского владычного свода - Типографской летописи,- Е. и его окружение сочувственно относились к притязаниям вел. кн. Георгия Димитриевича. Иным было отношение к участию в борьбе за великокняжеский стол сыновей кн. Георгия - Василия Косого и Дмитрия Георгиевича Шемяки. Весной 1435 г. устюжане попытались убить в церкви кн. Василия Косого. В отместку, захватив в 1436 г., после 9-недельной осады, повторно Устюг, Василий Косой приказал повесить Иова Булатова, десятильника Ростовского епископа, и казнить многих устюжан. ранее, весной 1435 г., начиная военные действия, Василий Косой «владыку Ростовского, идучи, пограбил». важной в этот период была миротворческая роль братии расположенного неподалеку от Ростова Борисоглебского на Устье мужского монастыря , к-рому покровительствовали вел. кн. Василий II и его мать вел. кнг. София Витовтовна (Повесть о Борисоглебском мон-ре [около Ростова] XVI в./Сообщ.: Х. М. Лопарев//ПДП. 1892. Вып. 86. С. 12). В 1433-1434 гг. изгнанный из Москвы Василий II укрывался в Борисоглебском мон-ре, в кон. янв.- нач. февр. 1441 г. игум. мон-ря Питирим вместе с троицким игум. Зиновием крестил в обители сына Василия II - буд. вел. кн. Иоанна III ( Стрельников С. В. Кто крестил Ивана III?//Российское государство в XIV-XVII вв.: Сб. ст., посвящ. 75-летию со дня рожд. Ю. Г. Алексеева. СПб., 2002. С. 64-67). В 1436 г. борисоглебский монах по просьбе кн. Василия Косого добился заключения перемирия с вел. князем Московским.

http://pravenc.ru/text/182081.html

м. В 1440 г. игум. Питирим крестил сына Василия II - буд. вел. кн. Иоанна III . С 1503 г. до кончины в 1511 г. в Б. м. жил на покое Ростовский еп. Тихон (Малышкин), почитающийся в обители как святой (пам. 29 марта). В 1996 г. при строительных работах близ алтаря Борисоглебского собора была найдена надгробная плита с могилы еп. Тихона. Неск. раз (впервые в 1545) обитель посещал Иоанн IV Грозный . В период опричнины мон-рь неизменно пользовался благосклонностью царя. В числе 10 крупнейших обителей Б. м. получал значительные пожалования от Иоанна Грозного на помин души царевича Иоанна Иоанновича , цариц Анастасии Романовны , Марии Нагой, Марфы Собакиной, казненных бояр. Борис Годунов вложил в Б. м. 300 р. на помин по царю Феодору Иоанновичу . Царь Михаил Феодорович подтвердил прежние привилегии мон-ря. Мон-рь входил в число «степенных», где в сер. XVII в. занимал 16-е место, обладал значительной б-кой. По неполным данным «Описи книгам, в степенных монастырях находившимся» (ЧОИДР. 1848. Т. 6. С. 1-44), здесь значилось неск. десятков томов. К кон. XVII - нач. XVIII в. Б. м., богатейший в Ростовской митрополии, владел 22 тыс. дес. земли, к нему были приписаны 4 мон-ря: жен. Троицкий на Бору, Никольский на Ковже, Никольский на Бою и Спасская пуст. близ с. Вощажникова. В 1763 г. обитель владела 6785 крестьянами. В Б. м. подвизался прп. Иринарх , затворник Ростовский († 1616), по преданию предсказавший разорение Москвы польск. войсками и благословивший князей Д. М. Пожарского и М. В. Скопина-Шуйского на борьбу с интервентами. (Подтверждением этого предания может служить тот факт, что после освобождения Москвы кн. Пожарский освободил мон-рь от поставки припасов для войска.) В мон-ре близ ограды находилась тесная, длиной 3 м, шириной менее 1,5 м, келья прп. Иринарха (восстановлена в кон. 90-х гг. XX в.), в к-рой подвижник провел 38 лет в затворе, прикованный цепями к стенам. Согласно описанию архим. Амфилохия (Сергиевского) 1856 г., вериги подвижника состояли из 142 металлических крестов, камня, цепей, железного кольца на голову и железной палки; в кон.

http://pravenc.ru/text/153193.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010