90-х гг. XX в. Угличский музей передал в Б. м. часть вериг подвижника. Прп. Иринарх был погребен в выкопанной им самим могиле в Б. м., в наст. время его мощи почивают под спудом в Ильинском приделе Борисоглебского собора. В 1662-1666 гг. в Б. м. находился в заточении Суздальский архиеп. Стефан . 32 года в обители подвизался местночтимый юродивый Алексей Степанович († 1781). Первоначально Б. м. управляли игумены, с 1688 г.- архимандриты. При учреждении штатов (1764) Б. м. был отнесен ко 2-му классу. В 1900 г. мон-рь владел 246 дес. земли и получал из казны 1249 р. 7 к. на содержание. В нач. XX в. в обители жили ок. 20 чел. братии и 40 послушников. С 1901 г. действовала иконописная мастерская и школа для братии. При мон-ре с 27 апр. по 4 мая проводилась ежегодная ярмарка, по понедельникам - еженедельные торги. Храмы и другие постройки монастыря В 1522 г. по повелению вел. кн. Василия III Иоанновича в Б. м. началось каменное строительство, возглавил к-рое ростовский мастер Григорий Борисов , ему приписывают все постройки мон-ря XVI в. Четырехстолпный, трехапсидный, одноглавый собор во имя страстотерпцев Бориса и Глеба, освященный 22 сент. 1524 г., стал первым каменным сооружением в Б. м. Декорация фасадов собора свидетельствует о влиянии построек итал. зодчих, работавших в Москве в нач. XVI в.: архивольты закомар и карниз, объединяющий фасады, профилированы, входы в храм оформлены как перспективные порталы. Внутреннее пространство собора перекрыто крестовыми сводами, опирающимися на крещатые столбы, стены гладкие, без лопаток. На протяжении столетий внешний вид храма претерпел изменения: в XVII в. щелевидные окна были растесаны и получили прямоугольную форму; в 1778-1780 гг. надстроили барабан, шлемовидную главу заменили луковичной, позакомарное покрытие - четырехскатной кровлей; в нач. XIX в. вокруг центральной главы были надстроены 4 главки, снятые в 20-х гг. XX в.; в 1810 г. к зап. фасаду пристроили придел во имя прор. Илии. Борисоглебский собор, Благовещенская ц. и настоятельские покои Борисоглебский собор, Благовещенская ц.

http://pravenc.ru/text/153193.html

м. В 1440 г. игум. Питирим крестил сына Василия II - буд. вел. кн. Иоанна III . С 1503 г. до кончины в 1511 г. в Б. м. жил на покое Ростовский еп. Тихон (Малышкин), почитающийся в обители как святой (пам. 29 марта). В 1996 г. при строительных работах близ алтаря Борисоглебского собора была найдена надгробная плита с могилы еп. Тихона. Неск. раз (впервые в 1545) обитель посещал Иоанн IV Грозный . В период опричнины мон-рь неизменно пользовался благосклонностью царя. В числе 10 крупнейших обителей Б. м. получал значительные пожалования от Иоанна Грозного на помин души царевича Иоанна Иоанновича , цариц Анастасии Романовны , Марии Нагой, Марфы Собакиной, казненных бояр. Борис Годунов вложил в Б. м. 300 р. на помин по царю Феодору Иоанновичу . Царь Михаил Феодорович подтвердил прежние привилегии мон-ря. Мон-рь входил в число «степенных», где в сер. XVII в. занимал 16-е место, обладал значительной б-кой. По неполным данным «Описи книгам, в степенных монастырях находившимся» (ЧОИДР. 1848. Т. 6. С. 1-44), здесь значилось неск. десятков томов. К кон. XVII - нач. XVIII в. Б. м., богатейший в Ростовской митрополии, владел 22 тыс. дес. земли, к нему были приписаны 4 мон-ря: жен. Троицкий на Бору, Никольский на Ковже, Никольский на Бою и Спасская пуст. близ с. Вощажникова. В 1763 г. обитель владела 6785 крестьянами. В Б. м. подвизался прп. Иринарх , затворник Ростовский († 1616), по преданию предсказавший разорение Москвы польск. войсками и благословивший князей Д. М. Пожарского и М. В. Скопина-Шуйского на борьбу с интервентами. (Подтверждением этого предания может служить тот факт, что после освобождения Москвы кн. Пожарский освободил мон-рь от поставки припасов для войска.) В мон-ре близ ограды находилась тесная, длиной 3 м, шириной менее 1,5 м, келья прп. Иринарха (восстановлена в кон. 90-х гг. XX в.), в к-рой подвижник провел 38 лет в затворе, прикованный цепями к стенам. Согласно описанию архим. Амфилохия (Сергиевского) 1856 г., вериги подвижника состояли из 142 металлических крестов, камня, цепей, железного кольца на голову и железной палки; в кон.

http://pravenc.ru/text/153193.html

Игумен по монастырскому обычаю, отдал Иринарха под начало старцу, у которого молодой инок и стал пребывать в послушании и покорении, в посте и молитве. После того, как Иринарх с успехом прошел первое послушание, игумен для испытания и смирения послал Иринарха в пекарню, где он и трудился на братию день и ночь в послушании и смирении, нисколько не заботясь ни о чем телесном, и никогда не уклоняясь от посещения церкви Божьей, куда приходил прежде всех братий; стоя в церкви, он ни с кем не разговаривал; во время чтений не садился, а всегда выстаивал на ногах, как твердый камень, и никогда не выходил из церкви до отпуста. Узнав о пострижении Илии, друг его Агафоник пришел в монастырь посетить Иринарха и пробыл у него в монастыре немало дней. Иринарх проводил друга за монастырь версты за две и, облобызав его, стал возвращаться обратно. На пути он размышлял в своем сердце, о том, как бы ему спастись, и давал обещание идти в Кириллов Белозерский монастырь, или в Соловецкий. И вот послышался ему голос свыше: – Не ходи ни в Кириллов, ни на Соловки, здесь спасешься! Он усомнился относительно этого голоса, но услышал вторично тот же голос: – Здесь спасешься! Иринарх убоялся, стал плакать и помышлять, что сие означает. И в третий раз он услышал тот же голос: – Здесь спасешься! Осмотревшись кругом Иринарх никого не увидел и укрепился в той мысли, что голос сей был ему откровением свыше. Возвратившись в монастырь, он снова стал трудиться в прежнем послушании, предаваясь по ночам молитве и бдению и ложась спать лишь ненадолго, и то не на постели, а прямо на земле. После сего послушания, игумен назначил Иринарха в пономарскую службу, которую он стал отправлять с радостью. Раз Иринарх увидел одного странника, который был бос и, сжалившись над ним, обратился к Господу с такою молитвою: – Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, сотворивший небо и землю и первого человека, прародителя нашего Адама, по образу Своему, и почтивший его теплотою в святом рае, да будет воля Твоя святая со мною, рабом Твоим: дай, Господи, теплоту ногам моим, чтобы я мог помиловать сего странника и дать с себя сапоги на ноги его!

http://pravoslavie.ru/118853.html

Св. преп. Иринарх Ростовский Преподобный Иринарх, в мире Илия, родился в земледельческом быту дер. Кондаковой, Ростовского округа 176 . Во время бывшего здесь голода, два года жил он в Нижнем Новгороде, и, потеряв отца, перешёл с матерью и братом в Ростов, где занимался торговлей. На 30-м году жизни, оставив мир, постригся в Ростовском Борисоглебском монастыре, что на Устье. В духовной жизни его очевидна постепенность, с какой переходил он от нелёгкого подвига к тяжёлому и потом к весьма трудному; очевидно и то, как скорби, который наносили ему люди, не понимавшие его, благотворны были душе его. Он начал подвижничество своё тем, что стал ходить босой и в рубище. Монах босой и в рубище – какое неприличие. Так говорили дорожившие нарядом, а не своей душой! Чтобы заставить Иринарха носить обувь и рясу, его то запирали на несколько дней в холодную келью, то в морозы посылали звонить на колокольне. Блаженный переносил всё это. Когда же назначили ему исполнять послушание за монастырём, удаление от молитв храма показалось ему невыносимым, и он перешёл в Авраамиев монастырь. Здесь назначили ему должность келаря. Строгий к себе самому, он сильно скорбел, что другие без страха Божия расточают собственность обители. По смерти матери уединился он в келье отшельника Лазаря. В это время в Авраамиевой обители подвизался в затворе старец Пимен, и беседа с ним облегчала Иринарха 177 . Спустя 3 года, возвращённый новым настоятелем в Борисоглебскую обитель, блаженный явился в ней с тяжёлыми веригами на плечах и с оковами на ногах. Страдания распятого Спасителя более и более становились предметом любви его, душа его глубже и глубже наполнялась ими. Он молился в храме пред распятым Спасителем об указании ему пути спасения и, получив тайное извещение, затворился безвыходно в келье, достал трёхсаженную цепь и ею приковал себя к стулу. Послушник Алексий вызвался служить строгому затворнику и с именем Александра стал жить при нём; он-то впоследствии и описал жизнь наставника своего. По совету блаженного Иоанна большого колпака, Иринарх устроил себе сто медных крестов и повесил их на вериги; к ним присоединил он и ещё 30 крестов.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В январе 1503 г. за болезнию он оставил епархию и удалился в Борисоглебский, что на Устье, монастырь. Через 3 года он скончался и погребен в этой обители. Место могилы неизвестно, так как все плиты с монастырского кладбища в 1830 г. при переделке паперти и придельного храма были, по обыкновению, уничтожены, но в монастырских синодиках его имя занесено. В Археографических Актах 6 напечатаны две грамоты Тихона: одна от 16 января 1493 года, а другая от 14 декабря 1500 года о невзимании дани и пошлин с церквей в селах Кириллова монастыря. В Великоустюжской летописи 7 под 1489 г. значится: Архиерей Ростовский Тихон послал в Устюг Великий дьяка своего Ивана Визгуна, да мастера церковного Алексея Вологжанина и 60 человек работников, которые, лес с Сухоны реки с собой препроводивши, сделали церковь соборную деревянную, круглую, о двенадцати стенах. В своей епархии епископ Тихон в 32 верстах от Ростова, при Чашницком озере, основал Воскресенский монастырь вблизи села Караша (Святославль тож). Монастырь этот, бывший, впоследствии, патриаршим, уничтоженный в 1764 году, был не из бедных. В 1744 году он имел 493 души крестьян. Из Описания документов и дел Св. Синода видно, что в 1730 году за крестьянами Воскресенского Карашского монастыря было вотчиной недоимки 57 р. 18¾ κ., но от хлебного недороду крестьяне весьма оскудели и разбежались; по переписке лонтрацкой живущих только 55 дворов, a впусте 138 дворов, которые бежали до лонтрацкой переписи 8 . В 1746 году игумен Аарон заявлял епархиальному архиерею о нуждах монастыря. Ростовский митрополит Арсений, в своей ведомости о ветхих постройках в монастырях его епархии, заявил в Синоде требование и на Воскресенский монастырь в сумме 4895 руб. 46 коп. 9 Строители и игумены этого монастыря были малоизвестны и вообще не отличались заслугами. Так Варнава, назначенный в 1709 году, уже в 1710 отставлен; следующий за ним Иннокентий в 1716 г. бежал; перед упразднением монастыря был игумен Симеон. Теперь монастырь называется Воскресенским погостом. Приход состоит из 14 селений. От старых монастырских построек ничего не сохранилось; каменная церковь построена прихожанами в 1787 году. Даже иконы, облачения и утварь – новые; не сохранились ни старых книг, ни письменных документов; даже и бывшие надгробные плиты употреблены частью на постройку новой церкви, частью вросли в землю, так что от монастырского кладбища не осталось никаких следов 10 .

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/t...

В более позднее время – в конце XVII века – возводится надвратная церковь, куда переносится престол из храма-колокольни. Лишь с этого времени можно говорить о Никольской церкви над вратами монастыря, а прежний храм продолжал существовать в виде колокольни. В описных книгах Покровского монастыря 1702 года сообщается: «Построены святые ворота к Волге реке каменные с калиткою; на святых воротах построена церковь Николая Чудотворца, каменная ж с папертьми о 5 главах, главы обиты черепицею». Там же значится и «колокольница каменная» с набором колоколов и железными часами с четвертным боем. Возведённая в конце XVII века Никольская надвратная церковь была фланкирована двумя башнями. Это был характерный приём, введённый в местную архитектуру митрополитом Ионой Сысоевичем. Подобная композиция получила блестящее воплощение в ансамблях ростовского митрополичьего двора и Борисоглебского монастыря «на Устье», а также была применена в Авраамиевом, Толгском монастырях и угличском Покровском. Важно отметить, что Святые ворота ростовского Авраамиева монастыря являются близким аналогом. Даже церковь имеет такое же посвящение. Надвратная пятиглавая Никольская церковь, фланкированная башнями, и древняя шатровая колокольня определяли облик монастыря на протяжении XVIII – первой трети XIX веков. Далее древние памятники были утрачены. Обветшавшая Никольская церковь разобрана в 1828 году. В период 1829-1832 годов построен новый надвратный храм в стиле классицизма, завершённый одноярусной колокольней с колоннами и шпилем. При этом были сохранены старинные башни. Аналогичная перестройка по проекту губернского архитектора П.Я. Панькова в тоже время проведена и в ростовском Авраамиевом монастыре. Правда, там старинная Никольская церковь уцелела, а колокольня надстроена над её сводами. Было ещё одно отличие – в угличской обители Никольский храм так и остался неосвящённым. В нём хранились детали иконостаса, но внутреннее убранство так и не было выполнено. В 1829 году была разобрана прежняя колокольня – утрачен древний храм 1526 года. Какой можно сделать вывод? Никольская надвратная церковь вовсе не являлась постройкой XVI века – была возведена в конце XVII столетия. Вместе с тем в Покровском монастыре существовал столпообразный храм «иже под колоколы», являвшийся самостоятельным и малоизвестным произведением древнерусского зодчества.

http://sobory.ru/article/?object=59060

и настоятельские покои До кон. XVIII в. собор не был расписан, в описи 1735 г. упоминается лишь настенный образ святых Бориса и Глеба (эта фреска XVI в., на к-рой изображены князья-страстотерпцы с припадающими к их ногам в молении игуменами Феодором и Павлом, а также св. кн. Владимир и свт. Леонтий Ростовский, была открыта в 1956 в аркосолии сев. стены, у гробницы основателей мон-ря). В 1783 г. собор был полностью расписан изнутри, включая купол, своды и стены, картинами на евангельские сюжеты, написанными масляной краской. В 1842 и 1911 гг. росписи поновлялись. Последние работы проводились под рук. худож. Ф. Е. Егорова, образцом послужили росписи В. М. Васнецова во Владимирском соборе Киева. Древний иконостас храма был уничтожен после 1917 г., совр. деревянный иконостас с иконами праотеческого и пророческого рядов привезен в нач. 90-х гг. ХХ в. из церкви с. Губачёва. Церковь во имя прп. Сергия Радонежского. 1680 г. Фотография кон. ХХ в. Церковь во имя прп. Сергия Радонежского. 1680 г. Фотография кон. ХХ в. Вторая по времени каменная постройка Б. м.- теплая Благовещенская ц. с трапезной, возведенная в 1524-1526 гг. на месте некогда существовавшего деревянного храма. Это бесстолпная одноглавая церковь с крещатым сводом. Декорация фасадов, хотя и близка к внешнему убранству Борисоглебского собора, но имеет отличия: фасад разделен на прясла лопатками, похожими на пилястры, профилированный карниз проходит по фасадам не на уровне импостов лопаток, а намного ниже, что создает впечатление большей стройности и легкости, а также превращает завершения прясел в арки. Внешний вид церкви был сильно изменен в кон. XVII в. перестройкой сводов трапезной, сооружением прямоугольного в плане алтаря, заменой первоначального (возможно, трехлопастного) покрытия храма на четырехскатное. С зап. стороны было пристроено богато декорированное крыльцо. В ходе реставрационных работ 90-х гг. XX в. были найдены фрагменты фресковой композиции «Благовещение», по стилю близкие к росписям XVI-XVII вв.

http://pravenc.ru/text/153193.html

К Благовещенской ц. примыкают настоятельские покои, сооруженные в XVI в. и полностью перестроенные в XVII в. В XVI в. в Б. м. были также возведены каменные просфорный дом и братский корпус, где разместились поварня и погреба. К XVIII в. относится сооружение казначейского (архиерейского) корпуса, здание к-рого в 1822-1862 гг. занимало Ростовское ДУ. Церковь в честь Сретения Господня. 1692 г. Фотография И. Ф. Барщевского. Нач. XX в. Церковь в честь Сретения Господня. 1692 г. Фотография И. Ф. Барщевского. Нач. XX в. Возведение первых каменных стен в Б. м. относится, вероятно, к XVI в. К кон. XVII в. мон-рь стал мощным оборонительным сооружением: в 70-90-х гг. его территория была обнесена крепостными стенами, их длина составляет 1040 м, высота - 10-12 м, толщина - 3 м, с 14 башнями высотой от 25 до 40 м. Круглые в плане башни сев. стены мон-ря являются почти точной копией башен Ростовского кремля, выстроенных в кон. XVII в. при митр. Ионе (Сысоевиче) . Башни декорированы фигурными украшениями из тесаного кирпича. Одновременно с постройкой крепостных стен над юж. вратами обители была сооружена пятиглавая четырехстолпная ц. прп. Сергия Радонежского (освящена 7 сент. 1680). Проезды ворот расписаны в кон. XVII в. многофигурными композициями с изображениями Христа и святых, к-рые представлены в рост или погрудно в медальонах, на внутренней арке проезда располагался образ «Спас Благое молчание»; большая часть росписей утрачена или пребывает в плохом состоянии. 25 окт. 1682 г. в Б. м. была освящена трехъярусная звонница, почти без изменений сохранившаяся до наст. времени. Пристроенное тогда же крыльцо звонницы было украшено многоцветными («ценинными») рельефными изразцами, производство к-рых процветало в Ярославле. В нач. 90-х гг. XVII в. над Водяными воротами мон-ря была возведена Сретенская ц. (освящена в 1692). Планировка мон-ря, вероятно, сложилась к кон. XVII в. Согласно самому раннему из известных планов обители - на 1773 г., всю зап. часть занимал сад, сев.-вост.- огороды.

http://pravenc.ru/text/153193.html

К нач. XIX в. в мон-ре существовали 3 пруда, 2 сада, кедровая роща и орешник. Святыни В Б. м. хранился восьмиконечный деревянный крест, к-рым, по преданию, прп. Сергий благословил основателей обители (в наст. время в собрании Борисоглебского музея). Крест обит тонким листом золоченого серебра, оклад сделан, вероятно, в 1-й четв. XV в. В обители почитался список с Лиддской (Римской) иконы Божией Матери , привезенный в Б. м. из Москвы 9 февр. 1588 г. строителем Варлаамом (с 1954 - в Ростовском музее). В 2001 г. по благословению Ярославского архиеп. Михея (Хархарова) в ТСЛ был выполнен список с иконы и передан в Б. м. Др. реликвия мон-ря - «охранное знамя Сапеги» (в наст. время в ГТГ). Знамя выполнено в форме хоругви, на нем изображен арх. Михаил, охраняющий врата рая, и Иисус Навин. По легенде, это знамя Ян Сапега захватил в одном из сражений с рус. войсками (более вероятно, что это произведение годуновской школы шитья происходит из суздальского Покровского мон-ря, разграбленного поляками). Спасаясь после поражения от рус. войск под Калязином, Сапега остановился лагерем у Б. м. и оставил знамя в обители. Б. м. в 1924-2003 гг. Борисоглебский на Устье мон-рь. Вид с запада. Фотография. 2002 г. Борисоглебский на Устье мон-рь. Вид с запада. Фотография. 2002 г. Постановлением Борисоглебского волостного исполкома от 6 авг. 1924 г. здания Б. м. были переданы Ростовскому гос. музею. Несмотря на это, из упраздненного мон-ря в большом числе изымались художественные и письменные памятники, наиболее ценные из них вывозились в Ростов, Ярославль и Москву; иконы из Ростовского и Борисоглебского музеев составили основу собрания живописи ростово-суздальской школы в ГТГ. Большая часть монастырских икон была уничтожена. 8 нояб. 1928 г. в нек-рых помещениях Б. м. открылась музейная экспозиция, мн. помещения музей сдал в аренду. К 1940 г. Борисоглебский собор, Сретенская и Сергиевская церкви использовались под склад, в настоятельских покоях размещались банк и архив, в братском корпусе - общежитие милиции, в рассольном корпусе - кондитерское производство и склад льносемени, в подклете Благовещенской ц.- колбасное производство.

http://pravenc.ru/text/153193.html

В трапезной Благовещенской ц. помещалась музейная экспозиция. Приспосабливая паперть Борисоглебского собора под электростанцию, сломали потолок и пол, оголили фундамент. Белокаменные могильные плиты с монастырского кладбища использовались под фундамент домов, мраморные и гранитные памятники в 1935 г. были увезены в Москву для строительства метрополитена. Работа по охране памятников интенсифицировалась в 1941-1954 гг., когда музей возглавляла М. Н. Карасёва, благодаря ее усилиям мн. памятники были спасены от разрушения. 8 февр. 1954 г. Борисоглебский музей закрыли, его фонды должны были поступить в Ростовский музей. 29 сент. 1961 г. Борисоглебский исполком принял решение об организации народного музея в пос. Борисоглебском под управлением Карасёвой, впосл. Борисоглебский музей вновь стал филиалом РЯАХМЗ. В 1989 г. Борисоглебский собор был возвращен РПЦ и открыт как приходской храм. Определением Свящ. Синода РПЦ от 24 нояб. 1994 г. приход был преобразован в муж. мон-рь. К 2003 г. обители переданы Борисоглебский собор, Благовещенская ц., Сергиевская надвратная ц., келья-часовня св. Иринарха. К нач. 2003 г. наместником Б. м. является игум. Иоанн (Титов), в обители подвизаются 2 иеромонаха, 3 иеродиакона, 2 монаха. С 1997 г. ежегодно перед днем памяти прор. Илии совершается пеший крестный ход из Б. м. к источнику прп. Иринарха на его родине близ с. Кондакова, в 40 км от мон-ря; во время крестного хода паломники по очереди несут на себе вериги преподобного. С 1998 г. в Б. м. проходят ежегодные всероссийские Иринарховские научно-практические чтения. Арх.: ГТГ. ОР. Ф. 8.11. Ед. хр. 340; ГА Ярославской обл. Ф. Р-1400. Оп. 1. Ед. хр. 140. Л. 5-6; РЯАХМЗ. А-129. Л. 91; А-91. Л. 141, 143; Ростовский филиал ГА Ярославской обл. Ф. Р-74. Оп. 1. Ед. хр. 17. Л. 1, 93; Ед. хр. 21. Л. 93; Ед. хр. 76. Л. 20; Ф. Р-140. Оп. 1. Ед. хр. 293. Л. 7; Ф. Р-166. Оп. 1. Ед. хр. 492. Л. 4, 7-7 об.; Ф. Р-512. Оп. 1. Ед. хр. 170. Л. 6-7, 154 об.- 155; Ед. хр. 567. Л. 35-36; Ф. Р-512. Оп. 3. Ед. хр. 151.

http://pravenc.ru/text/153193.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010