Ростовский Борисоглебский мужской монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Борисоглебский на Устье Ростовский монастырь — мужской православный монастырь на дороге из Ростова в Углич (в посёлке Борисоглебский), входящий в «Золотое кольцо России». Архитектурный комплекс монастыря полностью сложился в допетровское время, когда он был одним из богатейших в Ростовской митрополии, а у московских князей и первых русских царей считался «домашним». После XVII века архитектурный ансамбль почти не менялся. Содержание История [ править править код ] Основан пришедшим из Новгородской земли иноком Феодором и присоединившимся к нему позднее Павлом по благословению Сергия Радонежского в 1363 году. Согласно «Повести о Борисоглебском монастыре», Сергий Радонежский сам выбрал место для обители. Основатели монастыря прославлены как преподобные и входят в Собор ростово-ярославских святых. Их погребение находится в северо-западном углу Борисоглебского собора и служит местом почитания этих святых. Особую известность получил преподобный Иринарх Затворник, живший в монастыре в конце XVI — начале XVII веков, его мощи под спудом сберегаются в паперти соборного храма монастыря. Согласно житию святого, у него в 1612 году получили благословение на защиту Москвы от поляков князь Дмитрий Пожарский и нижегородский посадский человек Кузьма Минин. Среди церковных деятелей, подвизавшихся в Ростовском Борисоглебском монастыре, — архиепископ Ростовский и Ярославский Тихон (Малышкин). Настоятелем монастыря уже в Новое время некоторое время являлся известный археограф и палеограф, собиратель и исследователь памятников древнерусской письменности Амфилохий, будущий епископ Угличский. Монастырь стал духовным и экономическим центром, вокруг которого возникли Борисоглебские слободы — крупное торговое село Ростовского уезда Ярославской губернии, центр Борисоглебской волости. В 1764 году слободы из владения монастыря были переданы Екатериной II своему фавориту графу Г. Г. Орлову. В праздник Бориса и Глеба у стен монастыря традиционно проходила богатая ярмарка.

http://azbyka.ru/palomnik/Борисоглебский...

В январе 1503 г. за болезнию он оставил епархию и удалился в Борисоглебский, что на Устье, монастырь. Через 3 года он скончался и погребен в этой обители. Место могилы неизвестно, так как все плиты с монастырского кладбища в 1830 г. при переделке паперти и придельного храма были, по обыкновению, уничтожены, но в монастырских синодиках его имя занесено. В Археографических Актах 6 напечатаны две грамоты Тихона: одна от 16 января 1493 года, а другая от 14 декабря 1500 года о невзимании дани и пошлин с церквей в селах Кириллова монастыря. В Великоустюжской летописи 7 под 1489 г. значится: Архиерей Ростовский Тихон послал в Устюг Великий дьяка своего Ивана Визгуна, да мастера церковного Алексея Вологжанина и 60 человек работников, которые, лес с Сухоны реки с собой препроводивши, сделали церковь соборную деревянную, круглую, о двенадцати стенах. В своей епархии епископ Тихон в 32 верстах от Ростова, при Чашницком озере, основал Воскресенский монастырь вблизи села Караша (Святославль тож). Монастырь этот, бывший, впоследствии, патриаршим, уничтоженный в 1764 году, был не из бедных. В 1744 году он имел 493 души крестьян. Из Описания документов и дел Св. Синода видно, что в 1730 году за крестьянами Воскресенского Карашского монастыря было вотчиной недоимки 57 р. 18¾ κ., но от хлебного недороду крестьяне весьма оскудели и разбежались; по переписке лонтрацкой живущих только 55 дворов, a впусте 138 дворов, которые бежали до лонтрацкой переписи 8 . В 1746 году игумен Аарон заявлял епархиальному архиерею о нуждах монастыря. Ростовский митрополит Арсений, в своей ведомости о ветхих постройках в монастырях его епархии, заявил в Синоде требование и на Воскресенский монастырь в сумме 4895 руб. 46 коп. 9 Строители и игумены этого монастыря были малоизвестны и вообще не отличались заслугами. Так Варнава, назначенный в 1709 году, уже в 1710 отставлен; следующий за ним Иннокентий в 1716 г. бежал; перед упразднением монастыря был игумен Симеон. Теперь монастырь называется Воскресенским погостом. Приход состоит из 14 селений. От старых монастырских построек ничего не сохранилось; каменная церковь построена прихожанами в 1787 году. Даже иконы, облачения и утварь – новые; не сохранились ни старых книг, ни письменных документов; даже и бывшие надгробные плиты употреблены частью на постройку новой церкви, частью вросли в землю, так что от монастырского кладбища не осталось никаких следов 10 .

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/t...

св. Алексии, митрополите Московском и всея России, когда в Ростове княжил Константин III Васильевич и епископствовал Игнатий III, преподобный Сергий Радонежский приходил на богомолье к Ростовским чудотворцам. Тогда пустынножители Феодор и Павел, испросив у князя и епископа дозволение построить монастырь, просили от преподобного Сергия благословения и указания места. Углубившись в непроходимые дебри, окружавшие тогда Ростов, Сергий избрал место на берену реки Устьи и сказал пустынникам: «Призрит Бог и Пресвятая Богородица на место сие». Ободренные сими словами, а в последствии и видением свв. Бориса и Глеба, Феодор и Павел построили монастырь Борисоглебский. Первый игумен сего монастыря, Феодор, желая безмолвия, вскоре поручил обитель сотруднику своему Павлу, а сам удалился в пределы Вологодские на Кубенское озеро и поселился в уединенном месте с несколькими учениками. Изгнанный оттуда окрестными жителями, Феодор перешел га другой берег озера; выбрав место для монастыря на устье реки Ковжи, пошел в Москву к удельному князю Андрею Дмитриевичу, сыну Донского, в области которого находилось выбранное им место и просил его уступить оное под монастырь св. Николая. Князь не только дал место, но снабдил будущую обитель разными угодьями. Возвращаясь из Москвы, Феодор посетил Борисоглебский монастырь, поставил на место свое игуменом Павла, простился с братиею и ушел на берега Ковжи. Там он прожил несколько лет, устроил церковь и монастырь. Предъузнав блаженную кончину свою, Феодор возвратился в Борисоглебский монастырь, где и ум. 22 октября 1410 года. Вскоре после него скончался и Павел (Сборник библиотеки Сергиевой Лавры под 20, XVI в.). «Повесть о Борисоглебском монастыре с избытком восполняет отсутствие жития основателей. Она написана в самом монастыре, в начале второй половины XVI в.» (Ключевский, стр. 281). По «Иконописному Подлиннику»: «Феодор подобием надсед, брада аки Василия Кесарийского , на конце раздвоилась, ризы преподобническия и в схиме. Павел подобием сед, брада курчевата, подоле Николины, ризы монашеския и в клобуке» (Филимонов, стр. 38). 234. Преподобный отец Иринарх затворник Борисоглебскаго монастыря преставися в лето 7123 месяца генваря в 13 день

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Юродивый Алексий родом был из Ростова и происходил из духовного звания. Он служил чтецом в Ростовском женском монастыре. Неизвестно, что побудило его вступить на путь юродства. Быть может, пример тех причисленных к лику святых Христа ради юродивых, что нетленно покоятся в Ростове. Жизнь их, несомненно, была хорошо известна Алексию Стефановичу. Но, как бы то ни было, — в конце первой половины 18-го века он стал юродствовать, так что епархиальная власть нашла нужным поместить его в Борисоглебский монастырь (что на реке Устье), в 18 верстах от Ростова. Об этом распоряжении сохранился такой документы «Ростовского Рождественского девичьяго монастыря дьячек Алексей Степанов 1749 года Генваря 18 дня за шалости, чинимыя им в малоумстве, доколе в совершенное состояние не придет, прислан в Борисоглебский монастырь для содержания». Митрополитом Ростовским и Ярославским в то время был знаменитый Арсений Мациевич, человек крутого нрава… Очевидно, Алексий Стефанович не пришел уже больше никогда «в совершенное состояние», т. е. не сошел с пути юродства, потому что до смерти, в течение 82 лет, остался в Борисоглебском монастыре. Здесь он вел жизнь юродивого «в великом терпении». Носил он всего одну только верхнюю одежду, прямо на голом теле и ходил босой. Такой способ одеваться не был им никогда изменяем и зимою. Помещался он в монастырской сторожке и, определенный в число послушников монастыря, был посвящен в стихарь. Он любил в своем монастыре за «ранней» обедней читать «Апостол». По окончании этой обедни часто он хаживал к «поздней» литургии, в Ростов, в Успенский собор. Совершал он этот 18-ти верстный путь чрезвычайно быстро. Об этой ходьбе его сохранился следующий рассказ. Одна боярыня ехала на тройке лошадей в Ростов на богомолье. В Борисоглебском монастыре она посетила Алексия Стефановича (доказательство того, что уже в то время он пользовался уважением лиц, чтивших подвижничество). Она жалела, что не может подолее остаться у него, так как до литургии в соборе оставалось очень мало времени. Юродивый заметил ее поспешность и сказал ей: «Мы увидимся в Ростове!»

http://azbyka.ru/fiction/russkaya-cerkov...

Суровая жизнь Иринарха и строгое учительное слово его служили обличением для тех иноков, которые не старались соблюдать иноческие обеты, а во многом нарушали их. Такие иноки из Борисоглебской братии, подстрекаемые внушением вражеским приступили к игумену Гермогену, осуждая образ жизни Иринарха и жалуясь на него. – Старец Иринарх, – говорили они, – сидит в затворе и постится, носит на себе многие и тяжелые железа, не пьет хмельного и мало ест, да и братию учит делать тоже: пребывать «в трудах» и поститься, хмельного и в уста не брать, говоря, что это есть самое большое зло; следует говорить, монахам быть, как ангелам ни о чем не скорбеть и плоти своей не щадить: «многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» ( Деян.14:22), не велит братии ходить в службы, то есть работы монастырские, а полагает на них «труды» великие. По внушению вражьему и по своему немилосердию, игумен Гермоген внял сим наветам, и сослал старца Иринарха из монастыря, не убоявшись Бога и не уважив подвигов и трудов старца. Старец Иринарх смиренно покорился, поминая слово Господне: «если вас изгонят из дома, идите в другой, а Я с вами до скончания века» ( Мф.10:23, 28:20). Изгнанный из Борисоглебского монастыря, Иринарх опять направился в Ростов и снова поселился в монастыре святого Лазаря, где и провел там год и две недели, пребывая непрестанно в посте и молитве и помышляя о смертном часе. Между тем игумен Гермоген сознал свой несправедливый поступок с Иринархом покаялся перед братией и послал одного из иноков звать Иринарха обратно. Посланный сказал: – Отче, не помяни нашей вины пред тобой, пойди на свое обещание, в наш монастырь, ко святим страстотерпцам Борису и Глебу. Старец Иринарх возвратился в монастырь, молясь: – Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, не лиши меня вечных Твоих благ, дай мне, грешному старцу, дотерпеть свое обещание. Возлагая всю вину удаления из монастыря на самого себя, он говорил: – Господи, я живу в темнице сей вопреки братии; они праведны и праведные труды тебе приносят, я же, смрадный, лишен добродетели.

http://pravoslavie.ru/118853.html

В скором времени обитель эта стала известной в окрестностях Ростова, и к празднику св. страстотерпцев собирались в нее многие богомольцы. Вместе с ними из близлежащих городов и селений приезжали в монастырь купцы и производили торговлю, платя монастырю на свечи, ладан и церковное вино. Многие вельможи из Ростовской области стали завещать, чтобы их погребли в Борисоглебской обители, и дарствовать ей на поминовение души вотчины свои, села, деревни и пашни. Благодаря этому усилились средства монастыря, и преподобный Феодор еще более стал трудиться над его устройством и собиранием братии. Он воздвиг для общей соборной молитвы теплую церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. Много лет милостью Божией, заступлением Пресвятой Богородицы и помощью Христовых страстотерпцев Бориса и Глеба подвизался преподобный Феодор в устроении обители: он воздвиг церкви, поставил келлии, все устроив по монастырскому чину, приобрел монастырю нивы и пашни, устроил на службу обители много людей и приобрел довольно скота. Блаженный Феодор, достигнув старости, желал подвизаться в безмолвии. Поручив Борисоглебскую обитель спостнику своему Павлу, он с двумя учениками отправился на Кубенское озеро. Там нашел он место, называемое Святая Лука, и поставил келлию. Узнали об этом окрестные жители, еще не просвещенные тогда инородцы чудского племени, и изгнали оттуда преподобного труженика. Перейдя на другой берег Белого озера, он прошел по глухим местам на реку Ковжу и при устье ее положил основать обитель св. Николая. Он отправился в Москву к удельному князю Андрею Дмитриевичу, сыну Донского, в области которого находилось выбранное им место, и просил уступить оное под монастырь. Князь не только дал место, но снабдил будущую обитель разными угодьями. Возвращаясь из Москвы, прп. Феодор убедил Павла принять на себя сан игумена Борисоглебской обители и потом удалился на Ковжу, чтобы создать здесь новый монастырь. При впадении реки Ковжи в Белое озеро (в 40 верстах от нынешнего Белозерска) построил он храм во имя чудотворца Николая, а потом возводил и монастырские постройки. Узнав о трудах преподобного, окрестные православные жители стали стекаться к старцу за благословением, а иные и для того, чтобы принять иноческое пострижение. Старец Феодор принимал всех с радостью. Устроив монастырь, преподобный Феодор поставил в нем игумена, а сам, получив откровение о скорой кончине, возвратился в Борисоглебскую обитель, и все духовно и телесно веселились и благодарили Бога и Пресвятую Богородицу за успех трудов старца. Преподобный Феодор распорядился, чтобы Никольский монастырь был присоединен к Борисоглебскому и чтобы брат его, игумен Павел, руководил им.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=842...

Так говорил блаженный Иоанн о предстоявшей кончине своей и о нашествии на Москву литвы. После сего старец Иринарх согласно с речами блаженного Иоанна, стал еще усерднее трудиться и молиться, и все думал о медных крестах. Однажды ему снилось, что приходит к нему друг и дает медный крест, а в другой раз снится, что иной друг дает ему палицу железную. И что же? Спустя несколько дней, действительно, приходит к нему друг – посадский человек Иван и приносит, по пророчеству блаженного Иоанна, честный крест из которого Иринарх слил сто крестов возблагодарив Бога и блаженного Иоанна. – Другой же друг по имени Василий, пришел и дал ему палицу железную, которую Иринарх взял и присоединил к прочим своим «трудам», или тяжестям которые носил. В Борисоглебском монастыре был старец Леонтий, он поревновал добродетели и трудам старца Иринарха; подобно ему, он сковал себя железами и носил на себе тридцать три медных креста. Кресты эти он передал ученику Иринарха Александру, а сам отправился к старцу просить благословения идти в пустыню. Старец Иринарх уговаривал его в пустыню не уходить, чтобы не быть убитым разбойниками. Но Леонтий не отставал просить благословения. Не будучи в силах убедить его, Иринарх благословил но, прощаясь, сказал ему со слезами: – Дорогое чадо, Леонтий! Ты уже не возвратишься сюда за честными крестами. – Если так, – отвечал Леонтий, – то пусть кресты мои останутся тебе! Простившись с Иринархом, Леонтий отправился в переяславский уезд в монастырь Пресвятой Богородицы, на Курбуй, и там был убит разбойниками. Кресты Леонтия Иринарх присоединил к крестам своих «трудов», и всех крестов составилось у него сто сорок два. Трудился старец на цепи в три сажени шесть лет; один христолюбец из города Углича прислал старцу цепь так же трех саженей, и в этих двух цепях Иринарх трудился 12 лет. Один старец Борисоглебского монастыря по имени Феодорит сделал себе железную цепь трех саженей и трудился в ней двадцать лет и пять недель, но игумен Гермоген приказал ему ходить на монастырские службы, трудиться на братию. Феодорит отдал свою цепь Иринарху, у которого, таким образом, цепь стала в девять сажень, и в такой цепи он продолжал трудиться. Всего в цепях он провел двадцать пять лет.

http://pravoslavie.ru/118853.html

Предисловие ко второму изданию . Жизнь преп. Иринарха, напечатанная мною в 1865 году в небольшом количестве экземпляров уже вся разошлась. Но требование, как заявлял и лично и письменно о. архимандрит Евангел, от жителей Борисоглебских слобод и других селений, окружающих Борисоглебский монастырь, не прекращается. Желаю удовлетворить требование усердных чтителей преп. Иринарха, изданием его жизни в другой раз. Оно будет издано без изменения, кроме исправления опечаток и прибавления одного рисунка, именно креста его, украденного с гробницы в 1830 году, как значится в монастырской описи, с прежним количеством картин и в туже величину. Копия с креста преп. Иринарха мною найдена в собрании снимков с древних икон и крестов, числом более 600, принадлежащем теперь Обществу Любителей Духовного Просвещения и находящемся в хранилище икон Общества при Московском Данилове монастыре. Г. Филимонов это собрание снимков приписывает иконописцу Московскому Гурию, не так давно умершему. Формат книжки, по желанию о. Архимандрита и некоторых жителей уменьшится, но величина картин не уменьшится, особенно картин, сделанных в настоящую величину, чтобы сохранить труды препод. Иринарха навсегда в памяти чтущих его, и иметь понятие о них более наглядное, если какой-нибудь из великих его трудов, от непредвиденных обстоятельств, затеряется, или украден будет, как упомянутый выше крест преп. Иринарха. По цене желаю сделать доступнее прежнего издания, не смотря на прибавление еще одного рисунка. Архимандрит Амфилохий 1 Ростовский Второклассный Борисоглебский мужской монастырь, что на Устье реке, находится в 18-ти верстах от Ростова, Ярославской губернии, по Угличскому тракту. 2 Сия молитва выписана из службы преподобному Иринарху, не известно кем составленной в конце 18-го столетия, или в начале 19-го. Тут сказано, что преподобный Иринарх жил в тесной хижине (в затворе) 38 лет, но это не справедливо. Преподобный Иринарх вступил на затвор 38-ми лет, а умер 68-ми: следовательно он жил в затворе тридцать лет. Из 8-ми лет не затворнической жизни, известны следующие годы: три года он был в Борисоглебском монастыре, болен ногами от ознобу, три года и пол жил в Лазаревском Ростовском монастыре, один год и две недели, там же, 6 месяцев без двух недель, о которых определенно не сказано в житии, им проведено в Ростовском Авраамиевом монастыре, в келарском послушании. Ученик его Александр, поступивший на затвор к Иринарху, как сказано в житии, в начале затворнической жизни, и прожил с ним тридцать лет, как написал ученик Александр.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

После этих слов становится страшно – что же там будет впереди? Не останется ли память об удивительном архитектурном заповеднике лишь на фотографиях – после этого самого “полного восстановления”? По преданию, на месте будущего Борисо-Глебского монастыря был " черный " , то есть лиственный лес. Здесь поселился монах Феодор из Великого Новгорода. Прожил Феодор в одиночестве несколько лет. Неподалёку от его кельи пролегала дорога к царствующему граду Москве и к Ростову. На дерево около этой оживлённой дороги Феодор повесил кузов, в который проезжающие, понимая, что рядом обитает пустынник, по древнему обычаю клали милостыню. Позднее к Феодору пришёл инок Павел. " Феодор же ему очень обрадовался, аки некое сокровище обрете " . Однажды, узнав, что преподобный Сергий Радонежский находится в Ростове, Феодор и Павел направились туда просить Ростовского князя Константина и епископа Игнатия разрешить им устроить монастырь, а преподобного - указать для обители место. " Сергий же, много походив по пустыни сей, выбирает место зело красно " - невысокий холм на берегу реки Устье - и благосовляет Феодора и Павла поставить здесь храм в честь святых благоверных князей Бориса и Глеба. Оставленный преподобным Феодору и Павлу простой деревянный крест берегли в монастыре как великую реликвию. В XVI веке его обложили серебряной басмой с надписью: " Благословение игумена Сергия " . В 1873 году для святыни устроили специальный серебряный ковчежец, и крест был открыт для поклонения всем прибывающим в обитель. В настоящее время он находится в запасниках ГМЗ " Ростовский кремль " . Как-то раз, устав от трудов праведных, Феодор и Павел легли отдохнуть под древним кедром неподалёку от строящегося храма. И приснился им обоим один и тот же сон: явились два светлых воина " в ризах позлащеных " и сказали: " Труждайтесь на месте сем, Бог и Пречистая Богородица не оставят места сего. А мы неотступно с вами будем и с теми, кто после вас будет строить обитель сию святую " , - после чего, назвавшись один Романом, другой Давидом, стали невидимы.

http://sobory.ru/article/?object=00223

5343 Любимый ученик и автор жития Св. Пафнутия Боровского. «Демосфен своего времени», любимец Великого князя Ивана III и Свт. митрополита Филиппа I. Крестил Великого князя Василия III. Первая дата – дата поставления, по Типографской лет. (ПСРЛ. Т. 24. С. 187). В 1458 г. имел спор с митрополитом Геронтием по поводу подчиненности Кириллова монастыря. Волей Великого князя монастырь остался в ведении Ростовской архиепископии (ПСРЛ. Т. 24. С. 197). Дата кончины – по Софийской Второй лет. (ПСРЛ. Т. 6. Вып. 2. Стб. 312). Память – 23.05 в Соборе Ростово-Ярославских святых и 06.07 в Соборе Радонежских святых. 5344 По Софийской Второй летописи поставлен летом 1481 г. (ПСРЛ. Т. 6 Вып. 2. Стб. 312). Первая дата – Титов A. А. Ростовская иерархия... С. 51. Вторая дата – уход на покой (Там же. С. 52). 5345 По Типографской лет. поставлен 15 января 6997 года (1490 при мартовском стиле, 1489 – при ультрамартовском; ПСРЛ. Т. 24. С. 205). По А. А.Титову , скончался в 1506 г., в Борисоглебском что на Устье монастыре, где проживал после того, как оставил за болезнью кафедру в январе 1503 г. Есть основание считать Тихона Малышку (или Малышкина) бывшим великокняжеским наместником в Ростове Великом – ростовским князем Иваном Васильевичем Голениным (Голеной) Ушатым Большим (Титов A. А. Тихон Малышка, Ростовский епископ XVI века. M., 1908). 5346 Родной брат прп. Иосифа Волоцкого . Первая дата – дата поставления, по Типографской лет. (ПСРЛ. Т. 24. С. 215). Возможно, дата поставления требует корректировки в связи с использованием в летописи мартовского стиля летосчисления (неясно, какой стиль использовался в летописи в этот период). Вероятная дата поставления по мартовскому стилю – 15.01.1507. Вторая дата – дата кончины, по Типографской лет. (ПСРЛ. Т. 24. С. 218). 5350 Первая дата – Титов A. А. Ростовская иерархия... С. 56. По Н.Д. Девятисотлетие... С. 22 удален в 1548 г. 5351 Был близок к царю Ивану Грозному, участник его «непотребств» (Титов A.A. Летопись о Ростовских архиереях. СПб., 1891. С. 18). Первая и вторая даты – Титов A. А. Ростовская иерархия... С. 57–58. Упоминается в синодике Переславского Никитского монастыря (A. А. Титов . Синодики XVII века Переславского Никитского монастыря. M., 1903. С. 59).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010