Немало красоты придаёт монастырской площади изящной архитектуры звонница, или как бы сказали в старину, " церковь под колоколы с часобитней " . Колокольня с церковью во имя Собора Иоанна Предтечи была каменной ещё в XVI веке. Тяжёлое и пышное крыльцо, украшенное великолепными многоцветными изразцами, очень похожее на крыльцо Благовещенской церкви, пристроено к звоннице примерно в то же время - в конце XVII века. Замыкают монастырскую площадь два массивных здания - Архиерейский дом, который почему-то неправильно именуют казначейским, и Архиерейская кухня (поварня). Выстроен Архиерейский дом был в середине XVIII века как летняя резиденция архиепископа Ростовского и Ярославского Самуила (Миславского). Поварню же следует отнести к XVI столетию. Ростовские владыки любили посещать Борисоглебский монастырь, называя это место " земным раем " . В одном из своих писем архиепископ Самуил писал: " Изведал я довольно опытом, сколь опасен для здравия человеческого климат ростовский. Много я пользовался чистым воздухом в Борисо-Глебском монастыре " . Мощны, величественны и великолепны надвратные храмы обители. Северный Сретенский выстроен в самом конце XVII века и является ярким примером " нарышкинского барокко " . Декоративность Сретенской церкви подчёркивается богатым узорочьем ворот и северной галереи, выполненным из профилированного кирпича. Венчают церковь пять удлинённых барабанов с луковичными главами. Предполагают, что в древности река Устье подходила непосредственно к северной монастырской стене, отчего и ворота назывались " водяными " . Особенно интересен по своей архитектуре храм во имя преподобного Сергия Радонежского над южными Святыми воротами. Поражающий монументальностью, он придаёт главному входу в монастырь величие и торжественность. Монастырские стены протяжённостью чуть более километра включают в себя 14 башен высотой от 25 до 40 метров. Прямые прясла имеют три ряда бойниц: нижний ( " подошвенный " ) - для артиллерии, средний ( " варницы " ), устроенный, чтобы лить на осаждающих расплавленную смолу, и верхний ( " мушкетный " ). С внутренней стороны стен по всему периметру сделаны высокие арочные углубления, создающие по мнению архитекторов, определённый акустический эффект, отражая звук внутри крепости. Однако эти стены конца XVII века лишены боевой внушительности и имеют характер более декоративный, нежели военный. Возводились они уже просто по традиции - " как исстари повелось " . В любом случае, монастырская стена является защитой, напоминанием братии о том, что за ней находится мир, который они оставили, чтобы служить одному Богу. Но служение Богу означает молитву об оставленном мире. Стена - символ самих иноков.

http://sobory.ru/article/?object=00223

Находилась в бывшей Устюжской, а ныне Вологодской Епархии в Сольвычегодском уезде при Сойгинском озере на речке Сойге, близ большой Архангелогородской дороги по Двине, от Сольвычегодска к северо-западу в 200 вёрстах, на самой границе Архангелогородской Губернии; она построена в 7147 (1639) году Иеромонахом Кириллом с братией по грамоте Патриарха Иоасафа Всероссийского от 3 Января, того же года. В этой пустыне Настоятельство было Строительское. По переписным книгам 7186 года было написано за нею 8 дворов, а по генеральному 1722 года свидетельству – 117 душ мужского пола, земли – 48 четвертей, а сенокоса – 14.307 пудов. Сойгинская Преображенская или Спасская пустынь Упразднённая, находилась в бывшей Устюжской, а ныне Вологодской Епархии в Сольвычегодском уезде, от города Сольвычегодска вверх по Вычегде в 75 вёрстах, на высоком гористом берегу при устье речки Сойги, впадающей с правой стороны в Вычегду. Ныне там, на месте монастыря, приходская только церковь Сойгинского погоста. О начале сего монастыря находится в помянутой приходской церкви следующая летописная записка: «Лета 7047, Сентября 16, на память Святой Великомученицы Евфимии всехвальной пришёл на место на устье реки Сойги на плёс Вычегодское, на дикой лес Игумен Симон, в мире был по плоти Никитин сын Тентюков, родом Сольвычегодский, постриженик и ученик Корнилиев, что на Комеле и поставил церковь Преображения Спасова в лето 7048 (1540) Мая 8, а освящена та церковь в лето 7049, Мая 17 день, при Архиепископе Ростовском Досифее, а преставился Игумен Симон в лето 7070 (1562) Ноября 24, на память Святой Великомученицы Екатерины, при Архиепископе Никандре Ростовском, и положен в своём строении, где обитель создал во имя Преображения Господня». До пришествия своего на реку Сойгу Преподобный Симон был сотрудником Преподобного Логгина, основателя Николаевского Коряжемского монастыря, в котором он с ним сперва и трудился, но после вознамерился отойти в особое уединение и, найдя упомянутое место вверх по Вычегде на реке Сойге в 60 вёрстах от Коряжемы, основал на оном свою обитель, в коей и был первым Игуменом.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

– Святые страстотерпцы Борис и Глеб, и вся монастырская братия! Есть у вас в монастыре много места, а мне грешному места нет. Сидя, он задремал и в тонком сне видит: идут к монастырю Лазареву святые страстотерпцы; он вопрошает их: – Далеко ли идете, святые страстотерпцы Борис и Глеб? – Идем старец за тобой, – отвечают они, – поди в наш монастырь! Он пробудился от сна, и слышит, что у окна кто–то творит молитву. Отворив свое оконце, он увидел старца Борисоглебского монастыря, по имени Ефрема, который сказал: – Отче, прислал меня к тебе строитель Варлаам: поди к нам в монастырь на свое обещание; строитель спрашивает: подвода ли тебе нужна, или сам придешь в монастырь? Старец Иринарх отвечал ему: – Господину строителю Варлааму мир и благословение, а я со временем сам приду в монастырь. А в это время он носил уже на себе железа тяжелые и на ногах путы. Ростовский Борисоглебский монастырь Вскоре он собрался и с великою радостью пошел на свое обещание в Борисоглебский монастырь. На пути, утомившись от великой тяжести своих вериг, он присел отдохнуть и слегка заснул. Во сне он видит: подползла к нему змея и хотела ужалить, он же ударил ее своим посохом в гортань, и змея уползла. Старец пробудился от сна, встал, перекрестился и пошел далее без всякого вреда. Завидев монастырь, он возрадовался от всего сердца, подошел к воротам и горячо помолился. Вошедши в монастырь, где шла тогда литургия, он вошел в церковь, встал на место, помолился и поклонился строителю. Строитель Варлаам был весьма рад прибытию Иринарха, с любовью облобызал его и поставил рядом с собою. По зависти дьявольской, один из старцев по имени Никифор подошел и сказал строителю: – Зачем ты принял старца: ведь он игумена не слушает, в ветхих и худых ризах, и бос ходит, и железа на себе многие носит. Но строитель Варлаам своим посохом отстранил этого старца, действовавшего по навету дьявола, и принял вновь Иринарха в монастырь с радостью и дал ему отдельную келью. Преподобный Иринарх неопустительно ходил в церковь и, стоя со страхом и трепетом усердно молился пред святыми иконами. Особенно часто взирал он на изображение распятия Господа нашего Иисуса Христа и его страданий. Однажды, стоя пред сею иконою, он в слезах обратился с такою молитвою:

http://pravoslavie.ru/118853.html

160 Духов, грам. преп. Иосифа Волоцкого , слово 10. Рукоп. Синод. Библ. 52. Рус. св. под 12 июня. Блаж. Даниил иконописец и Андрей Рублев, спостник его, в старинных святцах поставлены в числе святых. Они скончались в 1427 году и погребены в Андрониковском монастыре. 161 Ковженский Николаевский монастырь находился в 40 верстах от города Белозерска, на устье реки Ковжи, впадающей в Белое озеро. Строение в нем было все деревянное. По ветхости и бедности он упразднен еще до учреждения штатов (Истор. Росс. Иерар. ч. VI, стр. 548). 162 Борисоглебский, что на Устье, второклассный монастырь, замечателен по громадным постройкам конца XVI и начала XVII века. Каменная ограда до 15 аршин вышиною, а в окружности около версты, с 14 башнями и множеством бойниц; огромные храмы, высокая одноярусная колокольня, – все это напоминает прежнее богатство обители, теперь давно уже обедневшей. Мощи преп. Феодора и Павла почивают под спудом в построенном ими соборном храме монастыря. Сведения об них взяты из древне рукописной повести (Библ. Сергиевой лавры, Сборник под 20). 163 Эта пустынь была приписною к Сергиевой лавре и давно уже упразднена (Описание Лавры, стр. 164. Ист. Иерар. III. 688) 164 Обитель Рождественская на Симонове первоначально стояла у большой дороги. Блаж. Феодор, уклоняясь от шума, перешел несколько далее, в тихое и лесное место, поставил себе келью и подвизался безмолвно. Скоро собрались к нему иноки на новое место; игумен построил здесь церковь Успения Богородицы и кельи для братии, при благотворительной помощи боярина Григория Ховрина, родоначальника Ховриных и Головиных. Так возник новый Симонов монастырь, состоящий теперь в числе первоклассных ставропигиальных, а старое Симоново осталось усыпальницей иноков. 165 В Ростове св. Феодор основал женский монастырь в честь Рождества Богородицы. Занимаясь в свободное время искусством иконописания, он написал для этой обители икону Богородицы, которая и теперь там сохраняется. (Святыни Ростова, изд. 3-е, стр. 80). 166 Мощи св. Феодора почивают под спудом в Ростовском Успенском соборе, у южной стены. Память его благоговейно чтили еще в XV веке.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Мужской. Упоминается в начале XIII столетия. Из монахов сего монастыря Кирилл в 1216 году хиротонисан в Епископа Ростовского. Дисенский Воскресенский монастырь Минской Епархии заштатный мужской. Находтося внутри города Дисна, на устье реки Двины и Дисны, построен в 1633 году Дисенскими мещанами по грамоте Польского Короля Владислава IV. Здания в монастыре сем все деревянные следующие: 1) Соборная ЦЕРКОВЬ во имя Воскресения Христова с двумя приделами: а) во имя Зачатия Св. Анны; б) во имя Св. Николая, построена в 1737 году иждивением Дисенских обывателей; 2) ЦЕРКОВЬ во имя входа во храм Божьей Матери, построена в 1711 году иждивением тех же обывателей; 3) КЕЛЬИ Настоятельские и братские на каменном фундаменте, построены в 1760 году; 4) СЛУЖБЫ; 5) ОГРАДА кругом монастыря. Этот монастырь содержание своё получает от доброхотных дателей и земледелия. Настоятельство здесь было с 1697 до 1709 года Игуменское, с 1709 до 1780 года Строительское, а с того времени до 1795 года паки Игуменское, ныне же с 1795 года Строительское. Дисенский Успенский монастырь Девичий упразднённый. Находился Минской Епархии в городе Дисне. Дмитриев монастырь Упразднённый мужской. Находился в Рязанской Епархии, в уездном городе Пронске. Дмитриевская Югская пустынь См. Югская Дмитриевская. Дмитровская пустынь Упразднённая мужская. Находилась в Московской Епархии и была приписной к Высокопетровскому монастырю. Добавление из VI тома Дмитриевский Псковский монастырь Находился близ Губернского города Пскова (в полуверсте). В 1617 году квартировали в нём Шведы, и при выходе своём весь выжгли. Дмитриевский Суздальский монастырь Упразднённый. Находился в городе Суздали на берегу реки Каменки, против кремлёвской башни, прозванной по монастырю сему Дмитриевской. Дмитриев Ряжский монастырь См. Ряжский Дмитриев монастырь. Дмитриев на Хлибу монастырь См. на Хлибу Дмитриев монастырь. Дмитровский Борисоглебский монастырь См. Борисоглебский Дмитровский. Дмитровский Кашинский монастырь Тверской Епархии заштатный мужской. Находится в уездном городе Кашине, на берегу реки Кашенки. О начале оного сведений не имеется.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

История основания Борисоглебского монастыря в одной древней повести 139 описана так: при Великом Князе Димитрии Донском, при Св. Алексии, Митрополите Московском и всея России, когда в Ростове княжил Константин III Васильевич и епископствовал Игнатий III, Преподобный Сергий Радонежский проходил на богомолье к Ростовским чудотворцам. Тогда пустынножители Феодор и Павел, испросив у Князя и Епископа дозволение построить монастырь, просили благословения от Преподобного Сергия и указания места. Углубившись в непроходимые дебри, окружавшие тогда Ростов, Сергий избрал место на берегу реки Устья и сказал пустынникам: «Призрит Бог и Пресвятая Богородица на место сие». – Ободренные сими словами, а в последствии и видением Св. Бориса и Глеба, Феодор и Павел построили монастырь Борисоглебский. Первый игумен сего монастыря, Феодор, желая безмолвия, вскоре поручил обитель сотруднику своему, Павлу, а сам удалился в пределы Вологодские, и поселился в уединенном месте с несколькими учениками. Изгнанный оттуда окрестными жителями 140 , Феодор перешел на Белоозеро, и там, выбрав место для монастыря на устье реки Ковжи, пошел в Москву к удельному Князю Андрею Дмитриевичу, сыну Донского, в области которого находилось выбранное им место, и просил его уступить оное под монастырь Св. Николая. Князь не только дал место, но и снабдил будущую обитель разными угодьями 141 . Возвращаясь из Москвы, Феодор посетил Борисоглебский монастырь, поставил на место свое Игуменом Павла, простился с братиею, и ушел на берега Ковжи. Там он прожил несколько лет, устроил церковь и монастырь 142 . Предузнав блаженную кончину свою, Феодор возвратился в Борисоглебский монастырь, где и преставился 22 Октября, 1410 (6918) года. После Павла перечисляется в повести еще несколько Игуменов Борисоглебских. Девятый из них, Феофил, подвизавшийся в игуменстве и строительстве 30 лет, муж добродетельный и благочестивый, в 1524 (7032) году приступил к построению Соборной каменной церкви. Имея недостаток в извести, он скорбил, но был утишен видением Св. Бориса и Глеба, и на другой день один крестьянин указал место, где известь была поверх земли и бела, как снег.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Вскоре по основании Андроникова монастыря в Москве, когда преп. Сергий в 1363 году приходил на родину для примирения Ростовских князей с великим князем, два пустынножителя, Феодор и Павел, просили у богоносного старца благословения для устройства обители и указания места. Первый из них пришел из Новгородской стороны в Черный лес на реке Устье, построил себе из хвороста хижину, а при большой дороге, из Белозерска в Москву, повесил на дереве кузовок, чтобы принимать от проходящих милостыню для своего пропитания. Он жил как птица небесная без забот о земном, проводя время в молитвах. Спустя три года пришел к нему Павел и оба старца вместе обратились к великому отцу пустынножителей, бывшему тогда в Ростове. Сергий избрал прекрасное местоположение на берегу реки Устьи, в 15 верстах от города и сказал пустынникам: «Призрит Бог и Пресвятая Богородица на место сие». Ободренные этими словами, а потом и явлением св. Бориса и Глеба, Феодор и Павел построили монастырь Борисоглебский. Игумен Феодор, после недолгого настоятельства, поручил обитель сотруднику своему Павлу, а сам удалился сначала на берег Кубенского озера, а потом на устье р. Ковжи, где основал новый монастырь. 161 Предузнав кончину свою, блаж. старец возвратился в Борисоглебскую обитель, где и преставился 22 октября 1410 года. Вскоре после него скончался и преп. Павел. 162 В 1365 году, возвращаясь из Нижнего-Новгорода в Москву, преп. Сергий положил основание Георгиевской пустыни, в Гороховском округе, на реке Клязьме. 163 В числе учеников преп. Сергия находился родной племянник его, сын брата его Стефана, Феодор (в мире Иоанн). Он приведен отцом на 13-м году в пустыню Сергия и тогда же пострижен в монашество. Под непосредственным руководством игумена – дяди, юный инок возрастал в чистоте и святости, недоступный соблазнам грешного мира. В душе его не было ничего сокровенного для отца и наставника; он открывал ему грехи свои и помыслы тревожные и днем и ночью. Удостоившись священства в обители Сергиевой, Феодор почувствовал желание основать новый общежительный монастырь. Св. Сергий, видя твердость и неизменяемость этого помысла в продолжении многого времени, признал его делом Божиим и согласился отпустить Феодора и с ним несколько братий, чтобы они избрали место для новой обители. Им понравилось место близь р. Москвы, по имени Симоново. Сергий сам приходил осмотреть это место, одобрил и благословил. Тогда Феодор, с разрешения

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Роспись монастырям Ростовской епархии. Ростов – Богоявленский монастырь и чудотворца Авраамия, Борисоглебский монастырь на устье, Спасов – на песках, Троицкий у варниц, Петровский, Николаевский на Бою, Андреевский монастырь на посаде; Ярославль – Спасов монастырь, Толгской, Александрова пустынь, Пречистой Богородицы Ламская пустыня, Афанасьев на посаде, Воскресенский на Обноре реке, Вознесенский на р. Обноре же, Рождественский в Ноксове, Рождественский на Алдоме; Углич – Воскресенский монастырь на посаде, Алексеевский, Покровский, Никольский Улеменский монастырь, а ныне приписан к Воскресенскому монастырю, что на Петре, Афанасьевский монастырь на Мологе, а ныне приписан к тому же Воскресенскому монастырю, Учемский, Шалотский монастырь – Гурьева пустыня, Никольский Мединский. Романов – Богоявленский Островский монастырь; Пошехонье – Андреянова пустынь, Златоустовский монастырь, Троицкий монастырь – Рябинова пустынь, Никольский Тропский монастырь, Никольский Выксинский монастырь; Устюг Великий – Архангельский монастырь, Троицкий-Телегов, Троицкий Гляденов, Никольский Прилуцкий, Ивановский; Соль-Вычегодская – Введенский, Борисоглебский, Никольский Коряжский; Соль-Тотемская – Преображенский – Суморин монастырь. А что за каким монастырем крестьян и бобыльских дворов про то неведомо, а ведомо про то в посольском, да поместном приказах. Преосвященного Симеона, м. смоленского и дорогобужского стряпчий Василий Истомин в приказе большого дворца боярину и дворецкому кн. Василию Феодоровичу Одоевскому с товарищами сказал, что есть в пастве преосвященного митрополита монастыри: в г. Смоленске – Авраамиевский монастырь, Троицкий, Вознесенский девичий; в Дорогобуже – Болдин монастырь, Бизюков, пустыня Свирсковы Луки; в г. Рославле – заводится Спасский монастырь вновь, а в нем живут 4 брата, в г. Белой и уезде монастырей нет. А что есть за теми монастырями великого государева жалованья крестьянских и бобыльских дворов, того мне не ведомо, а отказные книги тех монастырских вотчин в приказе княжества Смоленского, о том моя и сказка. Сказку писал подъячий митрополичьего казенного приказа Родька Степанов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Ярославской Епархии 2 класса мужской. Находится в Ростовском уезде при реке Устье, расстоянием от Ростова в 15, а от безуездного города Петровска в 20 вёрстах. Основан этот монастырь в 1363 году, по благословению Преподобного Сергия Радонежского, первыми строителями оного Феодором и Павлом. Строения в настоящее время находятся все каменные: 1) СОБОРНАЯ ЦЕРКОВЬ во имя св. Князей Бориса и Глеба, почему и монастырь называется Борисоглебским, построена в 1532 году и покрыта листовым железом. В ней погребены близ северной стены первые строители Феодор и Павел; 2) ЦЕРКОВЬ тёплая во имя Благовещения Пресвятой Богородицы; 3) над святыми воротами ЦЕРКОВЬ во имя Преподобного Сергия Радонежского; 4) над другими въезжими воротами ЦЕРКОВЬ во имя Сретения Господня; 5) под колокольней ЦЕРКОВЬ , во имя св. Иоанна Предтечи честного его Собора; 6) КОЛОКОЛЬНЯ; 7) ПАЛАТКА близ паперти соборной церкви в которой находится гробница Преп. Иринарха затворника, в 1616 году скончавшегося; 8) КЕЛЬИ для приезда Архиерейского; 9) КЕЛЬИ Настоятельские и Казначейские двухэтажные; 10) КЕЛЬИ братские в трёх отделениях; 11) ОГРАДА вышиной 15, а толщиной 3½ аршина; в окружности же 480 сажен. Местоположение монастыря прекрасное, на возвышении с полуденной стороны сосновая и еловая роща, с северной протекает река Устье, проходя в восточную и западную стороны, и притом монастырь окружён селением жителей. В недалёком расстоянии от монастыря с полуденной стороны за рощей находится ключ. Начальство в монастыре сем была первоначально Игуменское, а с 1688 года учреждены Архимандриты, которым дано позволение отправлять священнослужение на ковре с рипидами. См. Историю Российской Иерархии, часть I, стр. 382. 50 До учреждения Духовных Штатов, было за ним с приписными монастырями 6.785 душ крестьян, а по Штатам оным положен во 2 классе. При сем монастыре в слободах Графа Орлова бывает годовая ярмарка, продолжающаяся с 27 Апреля по 4 Мая, на которую съезжаются купцы и мещане из Переславля Залесского, Ростова, Углича, Ярославля, Юрьевца-Польского с суконными, шёлковыми, бумажными и прочими суровскими товарами. А сверх того из окрестных селений крестьяне привозят холсты и пряжу своих изделий, и пригоняют разный скот. Холсты скупают купцы, отвозят в Москву и Санкт-Петербург, а скот употребляют по ближним городам в продажу; а сверх этого бывают здесь и еженедельные торги по понедельникам. Борисоглебский Кафедральный Черниговский монастырь

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Упразднение монастыря Монастырь был беден и упразднён ранее 1764 года. Николаевская Ковжинская церковь после упразднения стала бесприходной. В одной версте от неё, в селе Ковжа - монастырской вотчине Ростовского Борисоглебского монастыря - в конце 17-го века стояла приходская деревянная Леонтиевская церковь. В 1800 году построена прихожанами каменная церковь, главный престол её в холодной церкви освятили в честь Сретения Господня, придельные в теплой церкви - во имя святителя Леонтия Ростовского и Архангела Михаила. В 1828 году бывшая монастырская Николаевская церковь приписана к приходской Сретенской церкви в качестве кладбищенской. В 1916 году году в Ковжинском приходе Белозерского уезда имелись 2 церкви (каменная в селе Ковжа и деревянная на кладбище), к приходу относились деревни Орлово на Белом озере и Морьево на Морьевке - притоке Ковжи. В настоящее время на островке в северо-западной части Белого озера стоит полуразрушенная Сретенская церковь. http://parishes.mrezha.ru/library.php?id=262 Добавить комментарий Комментарии и обсуждение На небольшом острове в устье реки Ковжи стоит полуразрушенная каменная церковь Сретения Господня, напоминающая о некогда стоявшем там селе Ковжа. Много лет назад стоял здесь Николаевский Усть-Ковжинский монастырь, который был основан в самом начале 15 века преподобным Феодором Борисоглебским. Феодор был первым игуменом основанного им же богатого Борисоглебского монастыря, но затем он ушел в глухие северные леса, на Кубенское озеро и Святую Луку в поисках уединения и безмолвия. Местные жители встретили его недружелюбно, и тогда старец ушел на безлюдный северный берег Белого озеро и поставил скит в устье реки Ковжи. В скором времени к нему присоединились еще несколько монахов, появилась небольшая пустынь с главным храмом Николая Чудотворца, а белозерский князь Андрей Донской наделил новую обитель скромными земельными угодьями по берегам Ковжи и правом на рыбную ловлю. Преподобный Феодор прожил здесь несколько лет, после чего оставил монастырь новому игумену и ушел в свою первую обитель, Ростовский Борисоглебский монастырь, где и скончался в 1410 году. Данных об Усть-Ковжинском монастыре сохранилось очень мало. Известно, что монахов в обители было немного, все постройки были деревянными, а в 1680 году взамен старой обветшалой церкви здесь поставили новый храм во имя Николая Мирликийского Чудотворца. Церковь была высокой и потому служила еще и маяком для проплывающих судов. Усть-Ковжинский монастырь был бедным, с малочисленной братией, не имел хорошего хозяйства, и поэтому еще в начале 18 века он был упразднен, и Никольский храм стал бесприходным.

http://sobory.ru/article/?object=19291

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010