И князь побил литву. Потом князь послал одного из воевод к Троице с войском, и воевода благополучно прошел в монастырь. Князь опять послал гонца к Иринарху с дарами, и старец, посылая благословение и просфору, велел ему идти под Троицу, что князь и сделал. Услышав об этом, Сапега направился к Дмитрову. Князь пришел благополучно к Троице, вошел в монастырь и помолился Пресвятой Троице и преподобному Сергию, воздавая славу Богу, Пресвятой Богородице и российским чудотворцам. Посланное против Сапеги войско разбило его под Димитровым, Сапега бежал к Иосифову Волоколамскому монастырю, В то же время из Тушина бежал второй самозванец в Калугу, где впоследствии и был убит. После сих успехов князь Михаил от Троицы пришел в Москву, помолился в соборной церкви Успения Пресвятой Богородицы, приложился к образу Пресвятой Богородицы Владимирской и ракам чудотворцев и с радостью вернулся в свой дом. Старец Иринарх, знавший о всех сих событиях послал ученика своего Александра к князю Михаилу в Москву за честным крестом, который был дан ему на помощь и прогнание супостата. Князь отдал крест и послал старцу благодарственное послание и дары. Александр все сие доставил своему учителю. Приняв с радостью Святой крест преподобный Иринарх произнес такую молитву: – Слава тебе, Владыка Человеколюбче, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, претерпевшему на сем честном и животворящем кресте распятие и смерть ради нашего спасения и показавшему сему нашему роду милость и чудеса от сего честного креста, помощь князю Михаилу на Литву, на побеждение и прогнание, как древле при царе Константине на супостатов. Вскоре после отсылки креста, князь Михаил отошел к Господу. Враг же рода человеческого, посрамленный от старца Иринарха, замыслил против него новые козни. Келья преподобного Иринарха В Борисоглебский монастырь от патриарха Гермогена был прислан новый игумен по имени Симеон, который оказался лютым, немилостивым, невоздержным и предававшимся пьянству. Он приказал старцу Иринарху ходить в церковь молиться, старец же, нося на себе тяжкие железные «труды», не мог свободно пройти и по келье, иссушая плоть свою день и ночь в посте и молитве.

http://pravoslavie.ru/118853.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Преподобный Иринарх, затворник Ростовский (+ 1616) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 13 янв. в день преставления, 23 мая вместе с Соборам Ростово-Ярославских святых Прп. Иринарх, в миру Илия, был сыном благочестивых крестьян — Акиндина и Ирины — из села Кондакова, что в Ярославской земле. Двадцати недель от рождения он стал ходить, а шести лет сказал матери: «Когда вырасту, так постригусь и стану монахом; буду носить на себе железа и трудиться ради Бога и буду всем людям учителем». Однажды у его родителей был приходский священник и за обедом рассказывал житие прп. Макария Колязинского. Вдруг Илия сказал: «И я буду таким же монахом!» Священник строго спросил: «Как ты, чадо, осмелился сказать такое слово?» Илия отвечал: «Кто тебя не боится, тот это и говорит». Юношей Илия пошел на заработки за 300 верст от дому. Однажды при всех он горько заплакал и на расспросы ответил: «Вижу преставление моего отца, несут родителя моего светлые ангелы на погребение». Оказалось, что отец его в это время умер, и мать его немало утешилась, услышав о необыкновенном видении сына. После этого Илия с матерью и старшим братом переселились в Ростов, завели торговлю и разбогатели. У Илии был там духовный друг, купец Агафоник: вместе они читали божественные книги, помышляли о душевном спасении, усердно посещали церкви и творили милостыню. Наконец Илия взял с собой крест и благословился у матери идти в Борисоглебский монастырь, что на Устье (в 18 верстах от Ростова). Там его отдали под начало старцу, а послушание назначили в пекарне, а потом и постригли с наречением ему имени Иринарх, но он помышлял о более строгом монастыре — Кирилло-Белозерском или Соловецком. Раз пришел его навестить Агафоник. Иринарх пошел его проводить и на обратном пути услышал голос: «Не ходи ни в Кириллов, ни в Соловки. Здесь спасешься!» После этого его сделали пономарем.

http://sedmitza.ru/lib/text/436793/

В день своего 45-летия архиепископ Кирилл возглавил торжества в Борисо-Глебском монастыре Борисоглебский, 15 мая 2006 г . Сегодня, 15 мая, православная Церковь празднует день памяти святых благоверных князей-страстотерпцев Бориса и Глеба , во Святом Крещении Романа и Давида. Игумения Евстолия Особенно торжественно празднуют этот день в древней обители Ярославской епархии, Ростовском Борисо-Глебском, что на Устье, мужском монастыре . В соборе Бориса и Глеба состоялась праздничная архиерейская служба, которую возглавили три архиерея; архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл, архиепископ Истринский Арсений и епископ Бакинский и Прикаспийский Александр в сослужении сонма клириков Ярославской епархии. Архиепископ Кирилл, архиепископ Арсений, епископ Александр На праздник в Борисо-Глебский монастырь приехали представители из Ростовских, Ярославских, Переславских монастырей. Из Ростовского Спасо-Иаковлевского монастыря приехали с игуменом Серафимом семинаристы и дети из воскресной школы. На крестном ходу они очень трогательно несли маленькие «детские» хоругви. Из Ярославля приехали сестры Толгского монастыря с игуменией Варварой, из Переславля-Залесского – сестры Свято-Никольского монастыря с игуменией Евстолией. Были матушки и из других монастырей епархии. Также в богослужении участвовало множество священников Ярославской епархии. За литургией  в сан иерея возведен диакон Виктор Крупичев, выпускник Ростовской семинарии, священнослужитель Ярославской епархии. Празднование получилось особо торжественным, так как в этот день священноигумен обители – архимандрит Ярославский и Ростовский Кирилл – отмечал свое 45-летие. После Божественной литургии состоялся крестный ход вокруг собора Бориса и Глеба. Представитель православных байкеров Затем архиепископ Арсений поздравил всех присутствующих с престольным праздником обители, а архимандрита Кирилла еще и с днем рождения. В ответном слове архиепископ Кирилл поблагодарил всех за поздравления и подарки и поздравил с праздником святых страстотерпцев Бориса и Глеба насельников, прихожан и паломников Борисо-Глебского монастыря и особенно именинников – протоиерея Бориса Украинцева, настоятеля храма в Вощажниково, иеродиакона обители отца Бориса, инока Глеба. 15 мая 2006 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/17382.html

Варницкий 134 Троицкий монастырь, оставленный вне штатов, находится в 4 верстах от Ростова. Происхождение этого монастыря и время, когда он основан, покрыто неизвестностью, только из грамоты, жалованной в 1624 (7132) году от Царя Михаила Феодоровича, видно, что он существовал и при Царе Иоанне Грозном, и при отце его, Великом Князе, Василии Иоанновиче. Предание повествует, что на этом месте была родина Преподобного Сергия Радонежского и дом, где жили праведные его родители; в окрестностях монастыря и теперь еще показывают древний огромный дуб, под тенью которого семилетний отрок, Варфоломей (мирское имя Сергия) увидел таинственного мужа, чудесно научившего его грамоте 135 . В этой малой обители нет древних строений: Соборный храм Св. Троицы с приделами Препод. Сергия и Святителей Афанасия и Кирилла Александрийских , построен в 1771 году Преосвященным Афанасием, Епископом Ростовским. До учреждения штатов, к Варницкому монастырю было приписано 300 душ крестьян и он управлялся игуменами, а с 1764 он оставлен на своем содержании и управляется строителями 136 . Белогостицкий заштатный монастырь, в 7 верстах от Ростова, на берегах озера и впадающей в него реки, Вексы, построен в 1657 (7165) году, Преосвященным Ионою Сисоевичем, Митрополитом Ростовским, при вспоможении Князя Михаила Михайловича Темкина-Ростовского. В этом монастыре 3 каменных церкви: Соборная Благовещения Пресвятой Богородицы, Архангела Михаила и Архангела Гавриила 137 . В особой палатке погребено несколько лиц из фамилии Князей Темкиных 138 . Борисоглебский второклассный монастырь, что на Устье, в 15 верстах от Ростова, на прекрасном местоположении. Он стоит на горе, окруженный, с одной стороны, сосновою и еловою рощею, а с другой живописными извитиями реки Устья. Соборная церковь Св. Князей Бориса и Глеба, в которой находятся гробницы основателей монастыря, Игуменов Феодора и Павла, построена в 1524 году. В палатке, близ паперти, погребен Преподобный Иринарх затворник, и на гробе его лежат тяжкие его вериги. Кроме Соборной церкви, в монастыре находятся храмы: Благовещения, Сретения Господня, Преподобного Сергия и Св. Иоанна Предтечи.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Самая память обоих святых совершается в один день – 13 июня. 26. Блаж. Даниил Черный и Андрей Рублев. Чудные, знаменитые иконописцы, жившие при блаж. Андронике и Савве в монастыре их. Андрей был ученик Даниила. Оба они отличались такою ревностию к посту и иноческим подвигам, что удостоились Божественной благодати. В самом начале XV века они уже были в славе и известны были великому князю Василию Димитриевичу. Так в 1405 г. чернец Андрей Рублев вместе с другими знаменитыми иконописцами: греком Феофаном и старцем Прохором, расписывали каменный Благовещенский собор в Кремле; а в 1408 г. Даниил и Андрей вместе расписывали Успенский собор во Владимире, Троицкий в обители преп. Сергия и Спасский в своем монастыре. Из числа сохранившихся образцов их кисти особенно замечательна храмовая икона в Троицком соборе Сергиевой Лавры. Оба они скончались около 1427 года и погребены в Андрониковом монастыре; место могилы их неизвестно. 29. Преп. Иринарх затворник, в мире Илья, был родом из крестьян дер. Кондаково, Ростовского уезда. На 30 году оставив мир, он постригся в Борисоглебском монастыре, что на р. Устье, в 15 верстах от Ростова. Там начал он свое подвижничество тем, что стал ходить босой и в рубище. Это казалось монастырской братии неприличным. Монахи, чтобы заставить подвижника носить обувь и рясу, запирали его на несколько дней в холодную келью, или в морозы посылали звонить на колокольне. Блаженный терпеливо переносил все это. Когда же назначили ему исполнять послушание за монастырем, удаление от молитв храма показалось ему невыносимым, и он перешел в Авраамиев монастырь. В это время там подвизался в затворе старец Пимен, и беседа с ним облегчала Иринарха. Вскоре подвижник явился назад в Борисоглебский монастырь с тяжкими веригами на плечах и с оковами на ногах, затворился безвыходно в келье и приковал себя цепью к стулу. Здесь посетил его блаженный Иоанн юродивый, по прозванию «Большой Колпак», и предсказал ему будущий успех его подвигов. С того времени Иринарх постепенно увеличивал тяжести, носимые на теле; спал только два часа в сутки и бичевал тело свое железною палкою.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Из «Чтений в Императорском Обществе Истории и Древностей Российских при Московском Университете» 20 июля в Ростове скончался на 76 г. своей жизни викарий Ярославской епархии, епископ Угличский Амфилохий, состоявший с 1876 г. действительным членом Московского Общества Истории и Древностей Российских 1 . Преосвященный Амфилохий, в мире Павел Иванович Казанский, родился 20 июня 1818 г. в селе Любицах, Малоярославецкого уезда, Калужской губернии, где отец его был причетником. Воспитывался в Боровском духовном училище (1829–1835) и Калужской духовной семинарии, по окончании курса в которой в 1840 г. поступил в Московскую духовную академию. Здесь через два года он принял монашество, получил сан иеромонаха и окончил курс со степенью кандидата богословия в 1844 году, имея в числе сотоварищей высокопреосвященнейшего Сергия, митрополита Московского, архиепископа Харьковского Амвросия и уже скончавшихся: бывшего ректора Московской духовной академии прот. Сергия Константиновича Смирнова и протоиереев: Ипполита Махайловича Богословского-Платонова и Димитрия Ивановича Кастальскаго. С этого времени начинается духовноучебная служба преосв. Амфилохия. Сначала он был определен смотрителем Суздальских духовных училищ, а в 1852 г. возведен в сан архимандрита и переведен смотрителем Ростовских духовных училищ и вместе с тем назначен настоятелем Борисоглебского монастыря на реке Устье, находящегося в 15 верстах от Ростова. В 1856 г. перемещен настоятелем в Воскресенский монастырь, именуемый «Новый Иерусалим». После четырехлетнего управления этой обителью, в течение десяти лет жил в числе братии Московского Покровского монастыря, предаваясь научным занятиям. В 1870 г. назначен настоятелем в Московский Данилов монастырь и занимал это место до 9 апреля 1888 года, когда был назначен в Ростов викарием Ярославской епархии, епископом Угличским, где и оставался до конца своей жизни. Рядом с духовно-учебною и затем административной деятельностью в течение многих лет шли учёно-литературные труды преосв. Амфилохия.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

разумеется Борисоглебский монастырь Ярославской епархии, Ростовского уезда, находящийся на реке Устье в 18 верстах от Ростова по дороге в г. Углич. — Житие Иринарха написано было учеником его Александром, прожившим вместе с ним тридцать лет. Подлинное житие известно только по рукописям, но не издано. Преосвященный Амфилохий, бывший архимандритом Борисоглебского монастыря, в 1863 году в Москве издал изложение жития, близкое к рукописным текстам, с приложением рисунков. В 1872 г. в Яросл. епарх. Вед. было напечатано житие Иринарха (И. Корсунским), составленное также по рукописям, издано и отдельно в Ярославле в 1873 г. В основу изложения положено здесь подлинное житие, известное нам по нескольким рукописям. ( < < back) Кондаково находится теперь в Угличском уезде, на реке Уст Борисоглебского монастыря, в 43 верстах от Углича и стольких же от Ростова. ( < < back) монастырь отстоит от Кондакова верст на сорок. Память Макария Калязинского празднуется 17 марта и 26 мая. ( < < back) настоящее время монастыря уже давно нет, а существует на его месте приходская церковь св. Лазаря. ( < < back) здесь царь Василий Иоаннович Шуйский, царствовавший с 1606 г. по 1610 г. ( < < back) Давыдово находится в 20 верстах от Борисоглебского монастыря по дороге к Угличу. ( < < back) Вощадиниково в 10 верстах от Борисоглебского монастыря, вправо от Угличской дороги. ( < < back) упоминается, как митрополит ростовский, при кончине царя Бориса Годунова; был лишен кафедры Лжедимитрием; когда преемник его Филарет, впоследствии патриарх, изведен был в плен, ростовцы вновь призвали Кирилла, который и святительствовал до своей кончины в 1616 году. ( < < back) часть железных цепей и других тяжестей, которые носил на себе подвижник Иринарх, и до сего времени хранятся в Борисоглебском монастыре — отчасти в церковном пределе, где находится рака преподобного, отчасти в особой деревянной постройке на месте прежней кельи преподобного. Подробное описание и изображение сих предметов можно видеть в упомянутом выше издании преосвящ. Амфилохия. В 1878 г. по благословению Ярославского и Ростовского преосвященного архиепископа Нила часть вериг и других предметов из «трудов» Иринарха перенесена была в церковь родного села Иринарха Кондакова по просьбе сельчан. См. о сем в упомянутой выше книжке Н. Н. Корсунского.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАКИМ Прп. Иоаким Шартомский. Икона. Иконописец Л. С. Узловая. 2005 г. (Шартомский мон-рь во имя свт. Николая Чудотворца) Прп. Иоаким Шартомский. Икона. Иконописец Л. С. Узловая. 2005 г. (Шартомский мон-рь во имя свт. Николая Чудотворца) († после 1625, Суздаль), прп. (пам. 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, 7 июня - в Соборе Ивановских святых), Шартомский, инок Шартомского во имя святителя Николая мужского монастыря близ Шуи (совр. Ивановская обл.), иконописец. Основным источником биографических сведений об И. является уникальное известие в Месяцеслове келаря Троице-Сергиева мон-ря Симона (Азарьина) . И. здесь назван учеником прп. Иринарха Ростовского († 13 янв. 1616) и затворником: «Сего ж Илинарха ученицы… затворник Иаким, иже у Николы в Шартомском монастыре бысть в Суздалском уезде. Сей сослан бысть в Соловецкой монастырь Суздалским архиепископом Иосифом киевлянином» (РГБ. МДА. 201. Л. 334 об., сер. 50-х гг. XVII в.). Ученичество у прп. Иринарха (не упоминаемое, впрочем, в Житии последнего, составленном в 1616 Александром Ростовским ) подразумевает, что И. первоначально был иноком Борисоглебского на Устье монастыря в Ростовском у. или одного из ростовских мон-рей, в к-ром жил прп. Иринарх. Ссылку И. можно датировать временем пребывания на Суздальской кафедре архиеп. Иосифа (Курцевича) - 1626-1634 гг. (Е. Е. Голубинский считал известие о ссылке И. «нелепым», поскольку архиерей «мог ссылать только в монастыри своей епархии». Историк видел в данном сообщении «пересочинение того, что сам Иосиф в 1634 г. сослан был в Соловецкий монастырь»; см.: Голубинский. История канонизации. С. 357. Однако Суздальский архиеп. Иосиф был сослан не в Соловецкий, а в Антониев Сийский во имя Святой Троицы монастырь; см.: ААЭ. Т. 3. С. 380-381, 249.) Знакомство Симона (Азарьина) с биографией И. может объясняться, в частности, тем, что до пострижения Симон был служилым человеком кнж. Ирины Мстиславской. Кнж. Ирина и вдова ее брата - кн. Феодора Мстиславского - Домникия были заказчицами Вязниковской Казанской иконы Божией Матери , в 1623 г. прославившейся чудотворениями в Вязниковской слободе Владимирского у. (с 1778 Вязники), авторство к-рой приписывают И. Хотя Симон (Азарьин) не упоминает об И. в качестве иконописца, о преподобном как о создателе Вязниковской иконы сообщается, в частности, в «Сказании о чудеси Пречистые Богородицы чюдотворные иконы Казаньские, Михайлова моления Обросимова»: «В лето 7155 впадшу ми, многогрешному Михаилу, в тяжку болезнь… По обету же своему и по радении супруги своей отвезен убо бых я на Вязники к образу Пречистые Богородицы к чюдотворной иконе, юже Иоаким старец написал» (РГБ. МДА. 201. Л. 380-380 об.; см. также пересказ «Сказания…» в кн.: Гедеон (Губка), игум. Краткая история подольных храмов. Серг. П., 2001).

http://pravenc.ru/text/468877.html

Удаление его от престола Первосвятительского современники почитали бедствием для отечества 180 . 30 . Трифон, Архимандрит Новоспасский, посвящен 13-го мая 1462 года, и прибыл в Ростов 23-го Мая 181 ; при обретении мощей Ярославских Чудотворцев, Св. Князя Феодора Ростиславича и чад его, Давида и Константина, в 1463 году, за сомнение в святости сих мощей, впал в расслабление, что заставило его в 1467 году, оставить Епархию 182 и удалиться в Спасо-Ярославский монастырь, где вскоре и скончался. 31 . Вассиан/, по прозванию Рыло, ученик Пр. Пафнутия Боровского, Игумен Троицкого Сергиева монастыря, в 1455 году 183 , послан был Св. Ионою для утверждения в Православии Киевской Княгини, Анастасии, с детьми, и вполне успел в этом поручении 184 . В 1466 г., переведен Архимандритом в Симонов монастырь; 13-го Декабря, 1468 г., посвящен в сан Архиепископа Ростовского, Митрополитом Филиппом I-м. Примирил В. К. Uoahha III -го с матерью и братьями; одушевлял его в 1480 г., сильною речью 185 , и еще сильнейшим посланием 186 , не страшиться Татар, и смело идти на Ахмата, преставился 23-го Марта, 1481 г. 32 . Иоасаф I, из роду Князей Оболенских 187 , Настоятель Ферапонтова Белоезерского монастыря, посвящен Митрополитом Геронтием 22-го июля, 1487 г. Оставил Епархию в 1489 г. 188 ; скончался 7-го Октября, 1514 года. 33 . Тихон Малышкин, Архимандрит Ярославского Спасского монастыря, хиротописан Митрополитом Зосимою 15-го Генваря 1490 г.; участвовал в Соборах: 1491 года противу Жидовствующих, и 1492 года для утверждения нового Пасхального круга на 8-ю тысячу лет. При нем строена в Устюге деревянная Соборная церковь на место погоревшей: «круглая, рубленая по старине, о 20 стенах» 189 . В Генваре 1503 г., за болезнию оставив Епархию, удалился в Борисоглебский (на Устье) монастырь, где и скончался. Уже по удалении его, в 1503 году, был в Москве Собор, воспретивший священнослужение вдовьм Священникам. Между рукописями Московской Духовной Академии есть послание к этому Собору, вдового Ростовского священника, Георгия Скрыпици, в котором он сильно жалуется на жестокость и несправедливость сего определения 190 . Вероятно, проситель осмелился относиться прямо к Собору, потому, что Ростовская кафедра была тогда без Пастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Блаженный Исидор преставился 14 мая 1474 года. В минуту кончины его по всему городу разлилось благоухание в воздухе. Ростовцы погребли его в самой хижине и построили над гробом его деревянную церковь Вознесения Христова, вероятно потому, что в день погребения его, Мая 18, было навечерие сего праздника 130 . В житии Св. Исидора записано несколько чудес и исцелений, бывших на гробе его 131 . Деревянная церковь над гробом его заменена каменною, построенною по повелению Царя Иоанна Васильевича Грозного. Этот малый храм довольно низок и тесен, с одною главою и шатровою колокольнею. Старожилы Ростовские рассказывают предание, что архитектор казнен Грозным за то, что несколько уменьшил церковь против прежней деревянной. Иоанн Власатый поселился в Ростове в царствование Грозного в 7089 (1581): происхождение и родина его неизвестны. Он проводил жизнь в добродетелях и непрестанной молитве, не имея никакого пристанища и приходя только для отдыха к одной престарелой вдове и к духовному своему отцу, Всесвятскому священнику, Петру. По многих трудах и подвигах, он скончался 3 Сентября, 7097 (1584 года), и погребен означенным священником и вдовою при церкви Св. Власия за городом. Погребение его ознаменовано было молниею, бурею и громом. На гробе благочестивого Иоанна, находящемся ныне не при церкви, но внутри оной, сохраняется ветхая книга Псалтирь на Латинском языке, которую Иоанн всегда носил при себе, до самой кончины своей. Она вновь переплетена но воле Св. Димитрия Митрополита 132 . Теперь Власиевская церковь имеет новейшую архитектуру и находится уже не вне города, но близ выезда к Ярославлю. Глава VII. Рождественский девичий монастырь и мужские монастыри в окрестностях Ростова: Троцкий Варницкий, Белогостицкий и Борисоглебский, что на Устье Внутри города Ростова, у земляного вала, находится Рождественский 3 класса девичий монастырь. Основание этого монастыря приписывается Св. Феодору, первому Архиепископу Ростовскому. Монастырская церковь двухэтажная: в верхнем ярусе храм Рождества Богородицы, в иконостасе которого замечательны некоторые местные иконы древнего письма, хотя самый иконостас и наружный вид церкви переделаны в новейшем вкусе. В нижнем ярусе церковь Св. Алексия, человека Божия 133 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010