– Не скорби об извести: Пречистая даст тебе известь в домовой нашей вотчине, близ монастыря, и постройка каменных зданий в обители Пречистой Богородицы и нашей не прекратится ни при тебе, ни после тебя, и мы в помощь к монастырскому строению будем. И с этими словами они стали невидимы. Чрез три дня приносит игумену крестьянин из монастырской деревни Кочарки, зобенку камней 6913 и рассказывает, что он нашел их на поле поверх земли. Игумен отсылает камни в печь в хлебню. Когда камни обожгли и принесли показать игумену, то оказалась известь, белая как снег. Игумен послал разведчиков, и на указанном месте нашлось достаточное количество извести, как для тогдашних построек, так и для последующих, согласно предсказанию 6914 . Кроме сих храмов, при Феофиле и его ближайших преемниках были воздвигнуты кругом монастыря прочные каменные высокие стены со многими башнями и с двумя воротами со сторон Ростова и Углича, над которыми устроены каменные же церкви во имя преподобного Сергия и Сретения Господня. Все сии величественные и красивые строения существуют и в настоящее время. В соборном храме во имя благоверных князей Бориса и Глеба, в северо-западном углу, почивают под спудом мощи основателей монастыря, преподобных Феодора и Павла. По примеру своего отца, великого князя Василия Иоанновича, показывал великое усердие к сему монастырю и сын его, царь Иоанн Васильевич, сам посещал его и делал богатые вклады селами, деревнями, деньгами и дорогими вещами на поминовение 6915 . В конце шестнадцатого и начале семнадцатого столетия прославился и прославил сей монастырь своими подвигами преподобный Иринарх, особенно в годину смуты, когда этому монастырю, как и другим окружным, грозила опасность разорения от Польско-Литовских хищных отрядов. Мощи сего угодника почивают под спудом в юго-западном приделе соборного храма 6916 . 6900 В основу изложения положена здесь «Повесть о Борисоглебском монастыре от коликих лет и како бысть его начало, еже исперва от древних старец слышахом и мало писания обретохом», написанная в XVI веке в самом Борисоглебском монастыре и сохранившаяся в рукописи XVI-ro века в библиотеке Троице-Сергиевой лавры, в сборнике за 782. – Борисоглебский второклассный монастырь существует и теперь и находится в Ярославской губернии в Ростовском уезде в 18 верстах от Ростова по дороге (теперь шоссейной) из Ростова в Углич, на реке Устье, которая, соединившись в девяти верстах от Ростова с вытекающею из Ростовского озера рекою Версою, образует реку Котрость, впадающую в Волгу в г. Ярославле.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

2). Затем следует перечень монастырей новгородских и псковских, монастырей, основанных преп. Сергием Радонежским, его учениками и учениками учеников, далее – монастырей вологодских и костромских, монастырей средней полосы и тверских. Естественной или научной последовательности в таком перечне нет и быть не может. Впрочем, автор ведет его с такими смутными географическими понятиями, которые не позволяют ему выдержать строго и такое недостаточное определение направлений монастырской колонизации, какое он делает. Под новгородскими владениями он, без сомнения, разумел область вольного Новгорода в пределах известного времени; между тем в эти владения попал у него во второй половине XV века Краснохолмский монастырь на Мологе (стр. 3). К монастырям вологодского края отнесены и монастырь Николаевский при впадении Ковжи в Белое озеро, и Сийский, и ростовский Борисоглебский (на р. Устье, в 15 верстах от Ростова), который автор точнее пытается обозначить словами: «Между Каргополем и Москвою». Особенно любопытно, что по географическим представлениям автора, к северу и востоку от Сийского монастыря находятся (стр. 15 и 16) монастыри: на Кожеозере в Каргопольском уезде Воломский (в 80 верст, от Устюга к юго-западу) и Устьнедумский при р. Лузе (в 80 верст, от Устюга к югу). Макарьев Желтоводский монастырь помещен в числе костромских монастырей (стр. 16). Не выдерживая точного разделения монастырских групп по местностям, автор не наблюдает в своем перечне и хронологического порядка: в обзоре монастырей известного края монастырь, возникший в XVII веке, иногда стоит у него раньше монастырей XVI и XV веков. Наконец, этот перечень наполнен массой исторических ошибок и неточностей. Укажем наиболее выдающиеся из них. Автор начинает обзор словами: «Заселение северного края монастырскими колониями началось в раннюю эпоху христианства в России; прежде других (колоний?) упоминаются в исторических памятниках Сергий и Герман (Валаамские)». При этом цитируется история Церкви преосв. Макария. Пусть автор повторит внимательнее цитируемое место и посмотрит, в каких исторических памятниках упоминаются Сергии и Герман с их монастырем прежде других.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

– Преподобный Авраамий, не я – твоему монастырю разоритель! Раз во сне Иринарх видит: в келью его входит преподобный Авраамий и говорит: – Что скорбишь, избранное и праведное семя и житель святого рая, – что скорбишь о монастырских выдачах? давай им безвозбранно, ибо они захотели здесь жить пространно, а ты алчешь и наготуешь; и ты в вышнем царствии поживешь пространно и насладишься пищи небесной, а они взалчут во веки. Что же касается здешнего места, то я умолил и упросил Всевышнего Творца, чтобы дом мой был неоскуден монастырскими потребами алчущим и здесь живущим. Пробудившись от сна, Иринарх никого не видал уже. С того времени он утешился и выдавал без всякого сомнения. Однажды, стоя в церкви на литургии, во время Херувимской песни, Иринарх заплакал и зарыдал на всю церковь. Изумленный архимандрит подошел к нему и сказал: – Что ты, честный старец так плачешь и рыдаешь? – Мать моя преставилась! – отвечал Иринарх. Архимандрит удивился его словам и сам прослезился. Еще не окончилась литургия, как пришел к нему брат его Андрей и сообщил, что мать их Ирина преставилась. Взяв благословение у архимандрита, старец с братом своим Андреем отправился в дом родительницы и совершил честное погребение. Вернувшись после погребения матери в Аврамиев монастырь, Иринарх стал размышлять об ином пути спасения: келарское служение ему казалось высоким и почетным, ему же хотелось подвизаться в уничижении и смирении. Оставив Аврамиев Богоявленский монастырь, Иринарх перешел в ростовский же монастырь святого Лазаря и здесь вселился в уединенную келью и прожил в ней три года и шесть месяцев, пребывая в слезах и молитвах скорби и тесноте, терпя голод, ничего не вкушая подряд по несколько дней. Здесь часто навещал его преподобный Иоанн юродивый, и оба подвижника находили себе утешение в духовной беседе. Старец Иринарх неопустительно посещал церковь Божью и часто ходил в соборную церковь Пресвятой Богородицы и молился со слезами. Раз возвратившись с церковной службы, он сидел в своей кельи и молился со слезами и воздыханием страстотерпцам Христовым Борису и Глебу и взывал:

http://pravoslavie.ru/118853.html

Перед кончиной старец сказал ученикам своим Александру и Корнилию: «Братия и сопостники мои, вот ныне отхожу от жизни моей ко Господу, Богу моему Иисусу Христу. Помолитесь за меня Богу и Пресвятой Богородице, дабы я избежал сетей вражиих и воздушных мытарств, ибо я грешен. Вы же после смерти моей пребудьте в посте и молитве, в бдении и слезах, а также в любви между собой, без ропота, в послушании и повиновении, ибо вы знаете заповедь Христову о блаженствах». Ученики просили молитв его. Старец же продолжал: «Я отхожу от вас телом, духом же буду неразлучен. Если же кто будет притеснять обитель мою, свыше, данную от Бога, искупленную и выпрошенную у игумена и братии, то пусть их судит Бог и Матерь Божия!» Простясь со всей братией, старец стал на молитву, молился долго и тихо отошел ко Господу. Погребли его б пещере, им же самим уготовленной. Прожил он 68 лет и 4 месяца, из них жития его иноческого 38 лет и 4 месяца. «Труды» его хранились при раке его в монастыре, в постройке, где была келья, а часть их — в церкви родного его села Кондакова. Во время молебнов больные надевали их на себя. • Село Кондаково, родина преподобного, расположено между Угличем и Ростовом на р. Устье. Борисоглебский монастырь, в котором принял постриг прп. Иринарх, ныне находится в Ростовском р-не Ярославской обл. Монастырь основан в 1363 г. по благословению прп. Сергия (память его 25 сент). Ав-раамиев Богоявленский монастырь, в котором прп. Иринарх пробыл до смерти матери, основан прп. Авраамием Ростовским (память 29 окт), находится в Ростове Великом (Ростов Ярославский), на берегу оз. Неро. Обитель прав. Лазаря — на берегу того же озера. В начале века здесь была церковь. Все места, связанные с подвижничеством прп. Иринарха, сейчас сосредоточены в Ярославской обл. (Ярославская епархия). • Исторически Ростов Великий с 1207 г. был столицей Ростовского княжества, в 1474 г. вошел в состав Московского государства. В 1589—1788 гг. там была резиденция митрополита. В описываемое время митрополитом Ростовским был Кирилл IV, лишенный кафедры Лжедимитрием, и Филарет (отец Михаила Романова и будущий Патриарх Московский), плененный в Смутное время.

http://sedmitza.ru/lib/text/436793/

Тогда-то уверились, что слова Галактиона были точной историей будущего. 85 Блаженный Галактион предвидел свою кончину, и сказал о ней братии; сотрудник его Савва скорбел о разлуке с ним; «не скорби, чрез восемь дней увидимся», сказал Галактион. И точно, спустя 8 дней после блаженного Галактиона, умер и Савва. Кончина преподобного последовала в 1506 году. 86 13 ч. Преподобный ИРИНАРХ ростовский Преп. Иринарх, в мире Илия, родился в земледельческом быту дер. Кондаковой Ростовского округа. 87 Во время бывшего здесь голода, два года жил он в Нижнем-Новгороде и, потеряв отца, перешел с матерью и братом в Ростов, где занимался торговлей. На 30 году жизни, оставив мир, постригся в ростовском Борисоглебском монастыре, что на Устье. В духовной жизни его очевидна постепенность, с какой переходил он от нелегкого подвига к тяжелому и потом к весьма трудному; очевидно и то, как скорби, которые наносили ему люди, не понимавшие его, благотворны были душе его. Он начал подвижничество свое тем, что стал ходить босой и в рубище. Монах босой и в рубище – какое неприличие. Так говорили дорожившие нарядом, а не своей душой! Чтобы заставить Иринарха носить обувь и рясу, его то запирали на несколько дней в холодную келлию, то в морозы посылали звонить на колокольне. Блаженный переносил все это. Когда же назначили ему исполнять послушание за монастырем: удаление от молитв храма показалось ему невыносимым, и он перешел в Авраамиев монастырь. Здесь назначили ему должность келаря. Строгий к себе самому он сильно скорбел, что другие без страха Божьего расточают собственность обители. По смерти матери уединился он в келлье отшельника Лазаря. В это время в Авраамиевой обители подвизался в затворе старец Пимен и беседа с ним облегчала Иринарха. 88 Спустя 3 года, возвращенный новым настоятелем в Борисоглебскую обитель, блаженный явился в ней с тяжелыми веригами на плечах и с оковами на ногах. Страдания распятого Спасителя более и более становились предметом любви его, душа его глубже и глубже наполнялась ими.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Основанный преподобным Мартинианом Спасский монастырь на озере Воже, в ста двадцати верстах от города Кириллова, упразднен в 1764 году. 13-й день. Преподобный Иринарх Затворник Преподобный Иринарх, в миру Илия, был родом из земледельцев деревни Кондаковой Ростовского округа. Уже с раннего детства можно было видеть его расположение к благоговейной жизни. Шестилетним мальчиком он уже говорил матери: «Когда буду большой и постригусь, то стану носить на себе железа». Однажды его отец пригласил к себе на обед священника, который стал рассказывать за столом о подвигах преподобного Макария Калязинского; внимательно слушал отрок сию повесть и сказал: «И я буду иноком!» Изумленный священник спросил его, как он решился сказать такое смелое слово. Отрок отвечал: «Кто не боится, тот говорит, что у него на сердце». Во время голода Илия, уже восемнадцатилетним юношей, ушел в Нижний Новгород и там прожил два года. Отец послал двух старших сыновей искать своего брата; они нашли его в слезах. «О чем ты так плачешь?» – спросили братья. Он отвечал: «Вижу преставление родителя нашего; светлые юноши несут его на погребение». Когда все братья вернулись домой, то оказалось, что их родитель скончался именно в тот день и в то время, когда плакал о нем Илия. Потеряв отца, он перешел с матерью и братом в Ростов, где занимался торговлей. На тридцатом году жизни, оставив мир, постригся в Борисоглебском монастыре, что на Устье, с именем Иринарха. Между прочими послушаниями ему было поручено пономарское. В духовной жизни его очевидна постепенность, с какой переходил он от нелегкого подвига к тяжелому и потом к весьма трудному; очевидно и то, как скорби, которые наносили ему люди, не понимавшие его, действовали благотворно на душу подвижника. Он начал свое подвижничество тем, что стал ходить босой, уступив свою обувь страннику, и в ветхом рубище. «Монах босой и в рубище – какое неприличие!» – так говорили дорожившие внешним нарядом, а не душою. Особенно это не нравилось игумену, не отличавшемуся духовным рассуждением.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Твери, и здесь близ берега р. Тьмы (в 10–12 вёрстах) между Тверью и Отмичами (в 13 вёрстах от Твери) указывают место, где споткнулся конь под князем Глебом, что было принято сопровождавшими его за дурное предзнаменование. Об этом событии так повествуется в сказании об убиении святых Страстотерпцев Российских князей Бориса и Глеба: «Посла Святополк (Окаянный) лестно во град Муром ко Глебу князю Муромскому, глаголющи: отец вельми болит и зовет тя к себе, хотящи видети тебе: гряди убо скоро в малей дружине. Блаженный же Глеб, вельми послушлив сущи отцу, абие поемши мало дружины, пойде скоро, яко да возможет еще жива видети отца своего святаго Владимира, не слышал бо о преставлении того. Пришедшу же ему на устье Волги (вернее к устью р. Тьмы, по которой св. князь плыл и которая при с. Отмичах впадает в р. Волгу), нощью потщеся под ним конь в ров, и вреди ему мало ногу»... (Четьи-Минеи св. Димитрия Ростовского , месяц май, 1875, л. 35). Местное предание добавляет, что при этом несчастном случае спала со св. князя княжеская гривна (украшение), которая и не была найдена. Св. Глеб был убит 5 сентября на реке Смядыне, притоке Волги, близ нынешнего города Смоленска (см. архиепископ Димитрий, Месяцеслов русских святых, под 2 мая, 24 июля, 11 августа и 5 сентября, – Писарев в Церковных Ведомостях, 1900, Народное предание о путешествии св. князя Глеба по Тверской территории (а именно близ нынешнего села Отмичи) было с давнего времени увековечено постройкой Борисоглебского монастыря в Отмичах (Отмицкий или Вотмицкий). Об этом монастыре упоминается в начале 16 столетия (в 1524 г.) в духовной Петра Молечкина. В описи 16 века говорится: «царя и великого князя (какого?) монастырь Вотмичи на берегу на Волге, а в нём церковь Покрова Пресвятой Богородицы да страстотерпцы Борис и Глеб». В 1690 году он был приписан к Тверскому архиерейскому дому, а затем, вероятно, скоро был закрыт и обращён в приходскую церковь с. Отмичей. К сожалению, в ныне существующем каменном храме в этом селе нет уже придела в честь св.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

Как громом был поражен епископ Тихон; он тут только узнал своего друга, да и то только по голосу, но не по чертам лица, и, пришедши в себя, мог только выговорить: «Георгий, тебя ли я вижу» и упал без чувств на руки попа Скриницы. Так произошло свидание прежних князей, а теперь архиерея с попом. Вслед за этим событием, архиепископ Тихон оставил свою паству и поселился в Ростовском Борисоглебском монастыре, что на Устье. После этого, в продолжение 10-ти лет, не было в Ростове архиепископа, и во все это время Тихон принуждал попа Скриницу быть архиепископом Ростовским, на что были согласны и остальные иерархи, но поп Скриница остался непреклонен и только во все это время, не переставая быть священником, считался блюстителем владычного престола; но на все убеждения принять святительский сан, он отвечал: «Святителей много, а поп Скриница один». В Ростовской церкви Вознесения, в приделе св. Исидора Блаженного, находится икона XVII века Ростовских чудотворцев с изображением кроме канонизованных святых: епископов Леонтия, Исаия, Игнатия, Иакова, Иоанна Милостивого, Исидора юродивого, преподоб. Авраамия, Петра Царевича, Иринарха, еще не канонизованных юродивых: Афанасия, Пимена, Феодора и Павла, кн. Василько, Стефана Новоявленного, Ивана Большого Колпака, епископов: Феодора, Прохора, Кирилла и Тихона; последний, очевидно, после появления мощей святителя Димитрия в 1759 г., хотя и был переписан в Димитрия, но следы переписки заметны. Кроме того, на иконе, принадлежащей Ростовскому купцу Π. В. Хлебникову в числе Ростовских святых, был изображен также Св. Тихон и эта икона имела подпись: Сей образ писал Воскресенский Карашский игумен Савватий ростовец 1739 года. В заключение остается сказать, что подобных изображений неканонизованных святых, а также икон и крестов с частицами мощей таких святых, встречается немало. Так, в вкладной книге Нижегородского Печерского монастыря века 17 , под 3 числом сентября 1641 года, записан вклад, сделанный дьяком Василием Ягодиным, пожертвовавшим в монастырь образ Знамения Пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/t...

Многие из панов стали говорить Сапеге: – Сей старец за нашего короля и за Димитрия Бога не молит, а молит Бога за Шуйского царя. Старец возразил: – Я в России рожден и крещен, за русского царя и Бога молю. Сапега сказал: – Правда в батьке велика: в которой земле жить, тому царю и служить. – Ограбили тебя, старец? – спросили паны. Старец отвечал: – Приехал лютый пан Сушинский и пограбил весь монастырь, не только меня, старца грешного. Сапега сказал: – За то пан Сушинский повешен. После сего, старец дал такой совет пану Сапеге: – Возвратись, господин в свою землю: полно тебе в России воевать! если же не уйдешь из России, или опять придешь в Россию и не послушаешь Божьи слова, то будешь убит в России. Пан Сапега умилился душою вследствие сих слов и сказал: – Чем мне тебя одарить? Я ни здесь, ни в иных землях монаха такого крепкого и безбоязненного не видывал. Старец сказал: – Я Святому Духу не противник, от Святого Духа и питаюсь. И как Святой Дух тебе внушит, так ты и сделаешь. Сапега сказал: – Прости, отче! – и, поклонившись, вышел с миром. Сапега прислал затем старцу на милостыню пять рублей денег и воспретил своему войску чем–либо вредить монастырю. Вскоре Сапега с ратью направился к Переяславлю, а в монастыре была великая радость, что Бог избавил от разорения; старец же непрестанно со слезами молил Бога об избавлении всей русской земли от пленения. После победы под Калязином князь Михаил Шуйский начал преследовать литву и из Переяславля послал к старцу Иринарху за благословением. Иринарх послал ему благословение, просфору и крест и наказал сказать: – Дерзай, и Бог поможет тебе! Князь послал отряд в Александровскую слободу, и, с Божьей помощью, русские воины побили литву. Вскоре пошел туда и сам князь и остановился в слободе. Неприятели стали собираться против него из–под осажденного Троицкого монастыря и из–под Москвы. Князь узнал об этом и был очень озабочен. Он снова отправил гонца к преподобному Иринарху. Старец вновь послал ему благословение и просфору и велел сказать: – Дерзай, князь Михаил и не бойся: Бог тебе поможет.

http://pravoslavie.ru/118853.html

В Борисо-Глебском монастыре началось празднование Лиддской иконе Божией Матери Борисоглебский (Ярославская область), 8 июля 2004 г. В 2001 году по благословению служившего тогда архиепископа Ярославского и Ростовского Михея в Ростовский Борисо-Глебский на Устье мужской монастырь была написана Лиддская икона Пресвятой Богородицы с лицевым сказанием об истории и чудесах. Эта икона является списком с особо чтимой святыни Борисо-Глебской обители, сегодня хранящейся в Ростовском музее. Согласно преданию, Лиддская икона Божией Матери явилась следующим необычайным образом. Когда апостолы Петр и Иоанн Богослов проповедовали Евангелие в Лидде, недалеко от Иерусалима, там был сооружен для новообращенных храм во имя Пречистой Богородицы. Придя в Иерусалим, апостолы просили Божию Матерь посетить и Своим присутствием благословить церковь. Пресвятая Дева Мария на это отвечала им: «Идите с радостью, Я буду там с вами». Вернувшись в Лиддский храм, апостолы на одном из его столбов обнаружили нерукотворное изображение Богородицы, лик Ее и одежды были совершенно сходны с действительностью. Затем Матерь Божия Сама посетила Лиддский храм и даровала образу благодать и силу чудотворения. В IV веке по приказу римского императора Юлиана Отступника образ несколько раз пытались уничтожить - его вырубали каменотесы, - но краска лишь глубже врезалась внутрь столба. Весть об этом чуде быстро распространилась, и отовсюду в Лидду стали стекаться паломники. В VIII веке Константинопольский патриарх Герман велел снять список с чудотворной иконы и молился перед ним ежедневно. Во времена иконоборческой ереси патриарх был низложен как ревностный защитник икон. В изгнании, предчувствуя скорую кончину, он вложил в икону письмо папе Римскому Григорию и пустил ее в море со словами: «Гряди, Владычице, и спасайся ныне не от Ирода в Египет, но от звероименитого врага (греческого императора Льва Исаврянина) в Рим к благочестивым христианам». На другой день икона чудесным образом достигла Рима, о чем папа Григорий II был извещен в сонном видении.

http://pravoslavie.ru/10409.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010