И в 7117 году город великий Ростов разорили, и покорили, и сожгли. И соборную церковь Успения Пресвятой Богородицы осквернили, мужчин и женщин, девочек и девушек мечами посекли, и раки великих чудотворцев Леонтия и Исайи, и все церковные строения, и всякое кованое украшение пограбили. И владели многими городами, и тяготу великую роду христианскому нанесли. И многие города стали от них обороняться. Об испытании веры старца Иринарха литовскими людьми по наущению дьявольскому. Пришел же некий воевода, зол и немилостив, по имени Микулинский. Он разорил город Ростов, и под Ярославлем посады пожгли и людей многих порубили. Также и Углич пожгли и многих людей мечами посекли. И после того пришли в монастырь Борисоглебский, что на Устье, и пришел пан Микулинский в келью к старцу со многими панами. И начал его, старца, испытывать о вере: «В кого же ты веруешь?» И старец сказал ему: «Я верю в Святую Неразделимую Троицу – Отца, Сына и Святого Духа; и в распятого на кресте Господа нашего Иисуса Христа, воскресшего на третий день». Он же сказал: «А земным царем кого считаешь?» Старец же ему внятно проговорил: «У меня – русский царь Василий Иванович, живу в Руси – русского царя и имею, а иного никого для меня нет – ни царя, ни литовского короля, ни крымского царя, ни самозванцев от мира сего». Отвечал же ему некто из панов по имени Амсян: «А ты, старец, изменник: ни в нашего короля, ни в Дмитрия не веришь». Отвечал ему старец: «Я вашего меча земного нисколько не боюсь и веры своей и русского царя не предам. Если меня за это мечом убьешь, то я, радуясь, претерплю. Не много во мне крови для вас, а у моего живого Бога есть такой меч, что вас сечет невидимо и без телесных ран и без крови, а души ваши пошлет вовеки на различные мучения». Пан же Микулинский и иные паны подивились: «Как велика вера в этом старце!» И была нужда великая, гнетом легшая от литовцев на весь год как испытание веры. О приходе князя Михаила Васильевича Скопина с воинами в Калязинский монастырь. И спустя некоторое время пришел князь Михаил из Новгорода с ратью и встал близ Калязина с русскими людьми и немцами против литовцев. И пришел пан Сапега от Троице-Сергиева монастыря против него со всей ратью. И с Божьей помощью, и молитвами Пречистой Богородицы, и великих чудотворцев мольбами, и по слову старцеву побила московская рать литовцев. И пан Сапега возвратился вспять со всей ратью, и остановился за двое суток перехода до монастыря в селе Покровском, и начал думать, чтобы им Борисоглебский монастырь на Устье пожечь и братию убить. И была в то время кручина великая, и начала братия друг с другом прощаться. И стал старец учеников своих Александра и Корнилия утешать: «Да не убоимся сожжения и мгновенного конца жизни – тленной и временной, под мечами иноверных. Если нас и сожгут или мечом погубят, – явимся новыми мучениками, подобно святым отцам в Синае и Раифе, да венцами небесными увенчаемся от Христа, Бога своего вовеки». И начал молиться со слезами.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Житие преподобного отца нашего Иринарха, затворника Ростовского Борисоглебского монастыря, что на устье Святитель Димитрий Ростовский Преподобный Иринарх Ростовский Преподобный Иринарх родился в Ростовской области, в селе Кондакове . Родители его были крестьяне, отец по имени Акиндин, мать по имени Ирина. В святом крещении младенцу дано было имя Илья. Радовались родители, видя, как быстро растет ребенок: двадцати недель он уже встал на ноги и начал ходить. Родители воспитывали сына в благочестии и чистоте христианской веры. Ребенок не занимался играми, но возлюбил смирение и кротость, был тих и ко всем относился ласково. Будучи еще только шести лет он однажды сказал своей матери: – Как вырасту, так постригусь и стану монахом; буду носить на себе железа и трудиться ради Бога, и буду учителем всем людям. Удивилась мать таким речам своего малолетнего сына, но вместе и радовалась. Эти пророчественные слова шестилетнего ребенка впоследствии сбылись в точности. Около того же времени случилось, что отец Ильи Акиндин позвал к себе на обед своего сельского священника, именем Василия. За обедом священник рассказывал житие преподобного Макария Калязинского чудотворца . Прислушиваясь к речам священника, Илья вдруг сказал: – И я буду таким же монахом. Священник Василий удивился, видя ребенка, говорящего речи, приличные взрослому, и строго сказал: – Как ты, чадо, осмелился сказать такое слово? Илья отвечал: – Кто тебя не боится, тот это и говорит. Илья рос при своих родителях. Но вот во всей той округе случился голод. Илья, будучи уже восемнадцати лет, расстался с отцом и матерью и отправился на заработки к Нижнему Новгороду. Два года сын не возвращался домой и не давал о себе вести. Родители решили отыскать его и послали своих двух старших сыновей Андрея и Давида. Братья нашли Илью близ Нижнего в одном селении у крестьянина, у которого он работал; обрадовавшись встрече с братом, они пробыли с ним у того же крестьянина еще целый год. Во время своего пребывания у крестьянина, Илья однажды, сидя вместе с другими в комнате, стал неутешно плакать. Все, видевшие его, изумились и, не могши утешить, с горестью спрашивали, отчего он так плачет и рыдает. Он отвечал им:

http://pravoslavie.ru/118853.html

Один из панов сказал старцу: – Ты, старец изменник: ни в нашего короля, ни в Димитрия не веруешь. Старец отвечал: – Вашего меча тленного я нисколько не боюсь, и вере своей и Российскому царю не изменю; если за это ты меня посечешь, то я претерплю сие с радостью: немного во мне крови для вас, а у моего живого Бога есть такой меч, который посечет вас невидимо, без мяса и без крови, а души ваши пошлет в вечную муку. Пан Микулинский подивился: так велика была вера в старце. Спустя некоторое время, стали собираться русские силы против врагов. Князь Михаил Скопин–Шуйский пришел из Новгорода с русскими и шведскими войсками и стал в Калязин, против Литвы. Из–под Троице–Сергиева монастыря пришел против него с войском пан Сапега. Но, Божьей помощью, заступлением великих чудотворцев и по слову старцеву, Московская сила побила литву, и пан Сапега со своим войском отступил и остановился за два ночлега от Борисоглебского монастыря на Устье, намереваясь выжечь монастырь и побить братию. В монастыре поднялась кручина великая и печаль, братия прощалась друг с другом. Старец же Иринарх стал утешать своих учеников Александра и Корнилия: – Не убоимся сожжения и посечения от иноверных: если нас пожгут или посекут, то мы явимся новыми мучениками и получим венцы на небе от Христа, Бога нашего. Затем Иринарх обратился с горячей молитвой к Господу Богу об избавлении от угрожавшего бедствия и о вселении в сердца врагов милости и жалости к святой обители. В то время пришел в монастырь пан ротмистр Кирбитский и вошел в келью старца: он благословился у него и подивился старцевым трудам. Вернувшись к Сапеге, он сказал: – В монастыре у Бориса и Глеба я нашел трех старцев скованных. Сапега сам пожелал видеть старца и вперед послал одного пана известить о своем приходе. Старец посланному сказал: – Если пан захочет посетить, то по своей воле приедет к нам. Услышав такой ответ, Сапега приехал в монастырь, вошел в келью старца и сказал ему: – Благослови, отче! Как ты терпишь такую великую муку? Старец отвечал ему: – Бога ради сию темницу и муку терплю в кельи сей.

http://pravoslavie.ru/118853.html

Немало красоты придаёт монастырской площади изящной архитектуры звонница, или как бы сказали в старину, " церковь под колоколы с часобитней " . Колокольня с церковью во имя Собора Иоанна Предтечи была каменной ещё в XVI веке. Тяжёлое и пышное крыльцо, украшенное великолепными многоцветными изразцами, очень похожее на крыльцо Благовещенской церкви, пристроено к звоннице примерно в то же время - в конце XVII века. Замыкают монастырскую площадь два массивных здания - Архиерейский дом, который почему-то неправильно именуют казначейским, и Архиерейская кухня (поварня). Выстроен Архиерейский дом был в середине XVIII века как летняя резиденция архиепископа Ростовского и Ярославского Самуила (Миславского). Поварню же следует отнести к XVI столетию. Ростовские владыки любили посещать Борисоглебский монастырь, называя это место " земным раем " . В одном из своих писем архиепископ Самуил писал: " Изведал я довольно опытом, сколь опасен для здравия человеческого климат ростовский. Много я пользовался чистым воздухом в Борисо-Глебском монастыре " . Мощны, величественны и великолепны надвратные храмы обители. Северный Сретенский выстроен в самом конце XVII века и является ярким примером " нарышкинского барокко " . Декоративность Сретенской церкви подчёркивается богатым узорочьем ворот и северной галереи, выполненным из профилированного кирпича. Венчают церковь пять удлинённых барабанов с луковичными главами. Предполагают, что в древности река Устье подходила непосредственно к северной монастырской стене, отчего и ворота назывались " водяными " . Особенно интересен по своей архитектуре храм во имя преподобного Сергия Радонежского над южными Святыми воротами. Поражающий монументальностью, он придаёт главному входу в монастырь величие и торжественность. Монастырские стены протяжённостью чуть более километра включают в себя 14 башен высотой от 25 до 40 метров. Прямые прясла имеют три ряда бойниц: нижний ( " подошвенный " ) - для артиллерии, средний ( " варницы " ), устроенный, чтобы лить на осаждающих расплавленную смолу, и верхний ( " мушкетный " ). С внутренней стороны стен по всему периметру сделаны высокие арочные углубления, создающие по мнению архитекторов, определённый акустический эффект, отражая звук внутри крепости. Однако эти стены конца XVII века лишены боевой внушительности и имеют характер более декоративный, нежели военный. Возводились они уже просто по традиции - " как исстари повелось " . В любом случае, монастырская стена является защитой, напоминанием братии о том, что за ней находится мир, который они оставили, чтобы служить одному Богу. Но служение Богу означает молитву об оставленном мире. Стена - символ самих иноков.

http://sobory.ru/article/?object=00223

Буди Твоя воля с нами». И был ему голос от честных крестов: «Пойди к игумену и скажи ему, зачем ему бороться против судеб Божиих». Старец Александр пошел в церковь к игумену и стал ему говорить: «Отпусти старца Иринарха в свою келью на обещание с его учениками, да не зле испустишь душу свою, борясь против судеб Божиих». Игумен опять благословил старца Иринарха вместе с учениками его на затвор. Старец, взошед в келью, возблагодарил Бога в молитве своей так: «Господи Иисусе Христе Сыне Божий, ведый вся тайная сердца, не сокроется от Тебе, Господи, ничто, и все находится в воле Твоей. Ты еси Бог наш и Тебе единому служим, избави нас такового гонителя, дай нам терпение по воле Твоей Владычней, Аминь», и был ему голос свыше: «Дерзай, старче, Я с тобою всегда: но ждал конца твоего подвига. Терпению же твоему удивились все Ангелы и Архангелы, видя твои великие подвиги. Отселе не будет тебе никакого зла и никакого гонителя». Старец слыша сей глас, не видя никого, только со слезами непрестанно творил молитву, крестясь: «Господи Иисусе Христе Сыне Божий! помилуй меня грешного от искушения». Вскоре после сего игумен Симон был выгнан из монастыря. §9. О приходе Литвы под Москву и сдаче Москвы лестью Литва, узнав о смерти князя Михаила Скопина-Шуйского, пошла опять к Москве и стала со своим войском под Москвой. Хитростью и лестью взяли в плен Москву. Царя Василия Иоанновича сдали врагам, которые сослали его в Литву. Таким образом Москва взята в плен, множество людей в ней истреблено. И сбылось видение преп. Иринарха, которое он видел в 1608-м году, о взятии в плен Москвы. §10. О приходе панов в Борисоглебский монастырь, что на Устье реке, в 1612 году и о рассказе ими о смерти пана Сапеги старцу Иринарху Осенью, после Дмитрова дня, пришла Литва в Ростов. В это время игумен Борисоглебский ушел с братиею на Бело-озеро от Литвы, боясь их мучения. Старец Иринарх остался с своими учениками в своей келье, молясь непрестанно Богу. Пришла Литва в Борисоглебский монастырь и пробыла здесь десять недель.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Борисоглебский. Церковь Троицы Живоначальной. Церковь Троицы в селе Троица-Бор Церковь. Не действует.   Престолы: Троицы Живоначальной Год постройки:не ранее 1708. Адрес: Ярославская область, Борисоглебский район, п. Борисоглебский, ул. Троица-Бор. Координаты: 57.251314, 39.123989 Проезд:От Борисоглеба 3 километра на любом пригородном автобусе этого направления до остановки " Троица-Бор " . Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Борисоглебские слободы, бывшие графа Панина, при реке Устье, в 18 верстах от Ростова, в них числится 165 дворов, 472 души и 472 надела. Борисоглебские слободы принадлежали Борисоглебскому монастырю, но по учреждению штатов, императрица Екатерина II подарила слободы графу Орлову вместе с с. Поречьем, а затем они перешли в род графа Панина. Борисоглебские слободы, число которых доходит до 12, прихожи к церкви Троицы на Бору. Относительно этой церкви Ф. Я. Никольский пишет следующее: « Верстах от 20 от Ростова и в 2 от Борисоглебского монастыря стоит погост Троицкий на Бору, называемый Троица-на-Бору. Ныне это приходская сельская церковь, обращенная при учреждении штатов из женского монастыря. Название «на бору» объясняется уцелевшим большим сосновым лесом на южной и западной сторонах погоста». Во времена св. Димитрия, митрополита Ростовского, обитель монастыря пришла в видимо цветущее состояние при живом и деятельном участии Праск. Алекс. Нарышкиной, которая построила в монастыре существующую церковь, снабдила ее утварью и обогатила вкладами. Это было в 1708 г. Св. Дмитрий по просьбе храмоздательницы сам освящал новосозданную церковь во имя Св. Троицы. До этого времени в Троицкой обители была только деревянная церковь Николая чуд. Кроме креста и евангелия, в Троицкой церкви хранится много и других ценных вещей, пожертвованных Нарышкиною: сосуды, дискосы и т. п., многие из них с надписями». От прежней деревянной церкви остались следующие памятники: икона Николая чуд., икона Знамения Божией Матери, чудотворная икона Знамения Пресвятой Богородицы небольшого размера…, еще икона Знамения Божией Матери, с признаками глубокой древности, древняя икона Михаила архангела и ризы белого полотна с бордюрами и крестами из лент другого цвета.

http://sobory.ru/article/?object=06815

Находилась в бывшей Устюжской, а ныне Вологодской Епархии в Сольвычегодском уезде при Сойгинском озере на речке Сойге, близ большой Архангелогородской дороги по Двине, от Сольвычегодска к северо-западу в 200 вёрстах, на самой границе Архангелогородской Губернии; она построена в 7147 (1639) году Иеромонахом Кириллом с братией по грамоте Патриарха Иоасафа Всероссийского от 3 Января, того же года. В этой пустыне Настоятельство было Строительское. По переписным книгам 7186 года было написано за нею 8 дворов, а по генеральному 1722 года свидетельству – 117 душ мужского пола, земли – 48 четвертей, а сенокоса – 14.307 пудов. Сойгинская Преображенская или Спасская пустынь Упразднённая, находилась в бывшей Устюжской, а ныне Вологодской Епархии в Сольвычегодском уезде, от города Сольвычегодска вверх по Вычегде в 75 вёрстах, на высоком гористом берегу при устье речки Сойги, впадающей с правой стороны в Вычегду. Ныне там, на месте монастыря, приходская только церковь Сойгинского погоста. О начале сего монастыря находится в помянутой приходской церкви следующая летописная записка: «Лета 7047, Сентября 16, на память Святой Великомученицы Евфимии всехвальной пришёл на место на устье реки Сойги на плёс Вычегодское, на дикой лес Игумен Симон, в мире был по плоти Никитин сын Тентюков, родом Сольвычегодский, постриженик и ученик Корнилиев, что на Комеле и поставил церковь Преображения Спасова в лето 7048 (1540) Мая 8, а освящена та церковь в лето 7049, Мая 17 день, при Архиепископе Ростовском Досифее, а преставился Игумен Симон в лето 7070 (1562) Ноября 24, на память Святой Великомученицы Екатерины, при Архиепископе Никандре Ростовском, и положен в своём строении, где обитель создал во имя Преображения Господня». До пришествия своего на реку Сойгу Преподобный Симон был сотрудником Преподобного Логгина, основателя Николаевского Коряжемского монастыря, в котором он с ним сперва и трудился, но после вознамерился отойти в особое уединение и, найдя упомянутое место вверх по Вычегде на реке Сойге в 60 вёрстах от Коряжемы, основал на оном свою обитель, в коей и был первым Игуменом.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Преподобный Логгин долго подвизался в Обнорской Павловой пустыни. Это показывает и лежащий на его гробнице крест, на котором надпись говорит: «лета 7043 (1535) крест Христов Павловы пустыни». Крест, как видно, дан Павловою пустынью ее постриженнику в благословение на подвиги на новом месте. Блаженный Логгин некоторое время жил и в Сольвычегодском Борисоглебском монастыре. Отсюда он и друг его Симон удалились по Вычегде и за 10 верст от Сольвычегодска, на устье реки Коряжемки, в глухом месте, расчистили лес, построили келью и часовню. Скоро собралась братия, построили храм в честь св. Николая и таким образом около 1537 года основалась обитель Коряжемская. Пред кончиною, преп. Логгин завещал похоронить его при входе в храм, чтобы, как говорил он, попирали его входящие в храм. Ум. 10 февраля 1540 года. Мощи его под спудом в Спасской церкви обители его, с 1863 года приписанной к Сольвычегодскому Введенскому монастырю (Филарет, «Рус. Св.», февраль, стр. 65 и 66. – Верюжский, стр. 466). 303. Преподобный Симон начальник Спасскаго монастыря Сойгинскаго, иже на Вычегде реце новый чудотворец, преставися в лето 7149 Урожденец Сольвычегодский, Симон полагал начало монашеской жизни в Корнилиевом монастыре. По смерти великого наставника (ум. 1537 г.) он оставил Комельскую обитель и в родном краю своем помогал преп. Логгину основать пустынную обитель на р. Коряжемке. Вслед за тем удалился он за 60 верст и при устье р. Сойги, впадающей в Вычегду, в дикой тогда пустыне, поставил храм Спасителя, освященный 17 мая 1541 г. К блаж. пустыннику собрались любители пустыни. Строгий постник и усердный молитвенник вел их примером св. жизни к блаженной вечности. Двадцать лет подвижнически жил преп. Симон в своей обители и скончался 24 ноября 1562 г. Мощи его почивают под спудом в Екатерининской церкви монастыря его, построенной в память преставления преп. Симона (Филарет, Рус. Св., ноябрь, стр. 251 . Верюжский, стр. 490). В «Иконописном Подлиннике»: «подобием рус, брада желта, изчерна, покороче Власиевы, ризы преподобническия, и в схиме» (Филимонов, стр. 56). 304. Святый и блаженный Фома иже Христа ради юродивый, иже положен бысть в Введенском монастыре

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Старец благословил их в поход под Москву и дал им крест свой на помощь. Приняв благословение и крест у старца, князь с радостью пошел с войском от Ростова к Переяславлю, а от Переяславля к Троице, где остановился, и поклонился Пресвятой Троице и преподобному Сергию. От Троицы Пожарский послал воеводу князя Дмитрия Лопатина под Москву к князю Трубецкому. Трубецкой был рад, а Заруцкий из–под Москвы бежал. Между тем, к засевшей в Москве литве подошли новые люди с запасами. Услышав об этом, князь Трубецкой послал гонца к князю Пожарскому, чтобы он шел скорее на помощь под Москву со всею ратью. Нижегородский воевода немедленно двинулся от Троицы к Москве. И, помощью Божьей и заступничеством московских чудотворцев русским удалось одолеть литву. После сего князь Пожарский овладел Китаем – городом так что литва засела только в Московском кремле. Немного времени спустя сдался и кремль, и князь Димитрий Михаилович Пожарский вступил в кремль, помолился Пресвятой Богородице и московским чудотворцам. И была в Москве радость великая, что Господь очистил Москву от литовских людей. В монастыре же Борисоглебском на Устье – реке была тогда большая печаль: монастырь был несколько раз разорен и опустошен литовскими людьми, в монастыре ничего не было, а между тем с него требовали больших даней на прокормление ратных людей. Игумен с братией и с монастырскими крестьянами пришли к старцу Иринарху, чтобы он благословил ученика своего Александра отправить в Москву. Старец внял их просьбе, предоставил все на их волю и отпустил ученика своего в Москву с челобитьем. Он повелел ему взять у князя Пожарского честный крест, данный на помощь против супостатов. Когда Александр прибыл в Москву, там была великая радость по случаю того, что король Польский из города Вязьмы ушел в свою землю. Старец Александр пришел к князю Дмитрию Михайловичу Пожарскому и передал ему от старца Иринарха благословение и просфору. Князь был рад прибытию посланца от Иринарха, дал ему грамоту, чтобы не давать Борисоглебскому монастырю на ратных людей никаких запасов по причине литовского разорения.

http://pravoslavie.ru/118853.html

Борисоглебский, что на Устье, второклассный монастырь замечателен по громадным постройкам, воздвигнутым в конце XVI века усердием царя Иоанна Васильевича Грозного. Каменная ограда до 15 аршин вышиной, а в окружности около версты, с 14 башнями и множеством бойниц, огромные храмы, высокая одноярусная колокольня — все это напоминало прежнее богатство обители. Мощи преподобных Феодора и Павла почивали под спудом в соборном храме монастыря. Монастырь стоял на горе и был окружен с одной стороны рощей, с другой — живописными извилинами р. Устьи и обширными слободами, принадлежавшими некогда графу Панину. Ковжинский Николаевский монастырь находился в 40 верстах от города Белозерска, на устье реки Ковжи, впадающей в Белое озеро. Строение в нем было все деревянное. По ветхости и бедности он упразднен еще до учреждения штатов (то есть ранее 1763 года). Иона Яшезерский, преподобный Преподобный Иона был родом из селения Шокши, находящегося в 16 верстах к северу от основанной им Яшезерской пустыни. Местность, в которой стоит Яшезерская обитель, представляет собой каменистую пустыню. Начало основания обители было положено прп. Ионой в конце царствования Иоанна Васильевича Грозного (1533–1584). Тогда устроена была в монастыре деревянная церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы с приделом во имя свт. Николая Чудотворца. Около того же времени к прп. Ионе собралось восемь человек братии, чтобы разделить его пустынные труды и подвиги. Много трудился прп. Иона над устроением обители. Своими руками выкопал он канаву из Яшезера в соседнее озеро Сенное для большего удобства рыбной ловли. По нуждам обители и ради ее пользы преподобный ездил верхом на лошади по глухим тропинкам окрестностей. Хранятся и доныне в монастыре две дорожные верховые кожаные сумы прп. Ионы. Сам подвижник вытачивал из дерева некоторые сосуды, употребляемые при богослужении. Напоминанием о таких трудах его служит выточенный им из карельской березы ковш для употребления под теплоту, также хранящийся в обители. Слава, которую стяжал прп. Иона святостью жизни и неусыпным попечением об устроении обители, привлекла знатных покровителей и вкладчиков. В Яшезерскую пустынь при жизни преподобного жаловали различные предметы, чаще всего богослужебные книги: великая государыня инокиня Марфа Иоанновна, царь Василий Иоаннович Шуйский (1606–1610), кроме книг наделивший обитель пашенными, сенокосными, лесными и рыболовными угодьями.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=842...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010