Венчание на царство Михаила Феодоровича в Успенском соборе Московского Кремля 11 июля 1613 г. совершил не К., а Казанский митр. Ефрем, отсутствовавший в Москве во время выборов и приехавший туда вместе с новым царем. Во время венчания К. подносил митр. Ефрему крест и скипетр для вручения царю. Показательно, что власти 2-го ополчения, наметив кандидатов на епископские кафедры (Суздальскую, Крутицкую), направляли их на поставление в Казань. Митр. Ефрем в кон. 1613 г. скончался, и управление Церковью перешло местоблюстителю Патриаршего престола Крутицкому митр. Ионе (Архангельскому) , поставленному в кон. мая 1613 г. в Москве; главой Русской Церкви официально именовался находившийся в польском плену митр. Филарет. В этих условиях К. мог удалиться в Ростовскую епархию, подвергшуюся разорению в Смутное время. В книгах Печатного приказа 1613-1615 гг., где фиксировалось взимание пошлин при выдаче жалованных грамот, никаких жалованных грамот на имя К. не отмечено. 20 сент. 1615 г. митрополит получил от царя грамоту «на домовые вотчины» ( Виденеева А. Е. Ростовский архиерейский дом и система епархиального управления в России XVIII в. М., 2004. С. 156, 205 (Прил.: Опись Ростовского архиерейского дома 1763 г.)). По благословению К. в 1616 г. был основан ярославский во имя святителей Афанасия и Кирилла муж. мон-рь в память о прекращении в Ярославле в 1612 г. эпидемии после молитв перед чудотворной иконой Нерукотворного образа Спасителя. При К. в ростовском Борисоглебском на Устье муж. мон-ре подвизался затворник прп. Иринарх ; по преставлении преподобного 26 янв. 1616 г. К. благословил игум. Петра совершить погребение в ископанной прп. Иринархом при жизни пещере около Борисоглебского собора. К. похоронен в ростовском Успенском соборе у юж. стены, погребение сохранилось. Ист.: Титов А. А. Синодики XVII и XVIII вв. Успенского собора. Ростов, 1903. Лит.: Иерархи Ростовско-Ярославской паствы, в преемственном порядке, с 992 г. до наст. времени. Ярославль, 1864. С. 120-124; Толстой М. В. Святыни и древности Ростова Великого. М., 18662. Прил. 1. С. 12, 13; Горский А. В., прот. Ист. описание Св.-Троицкой Сергиевой лавры. М., 189010. Ч. 1. С. 97-99; Летописец о Ростовских архиереях/Примеч.: А. А. Титов. СПб., 1890. С. 13; Титов А. А. Ростовская иерархия: Мат-лы для истории Рус. Церкви. М., 1890. С. 64-70; Ростово-Ярославские иерархи (992-1893)//Ярославские ЕВ. 1894. 11. Ч. неофиц. Стб. 174-176; Любомиров П. Г. Очерки истории нижегородского ополчения 1611-1613 гг. М., 1939п; Соловьёв. История. 1989. Кн. 4. С. 651, 655-656, 663; Черкасова М. С. Землевладение Троице-Сергиева мон-ря в XV-XVI вв. М., 1996. С. 162-191; Вахрина В. И. Успенский собор Ростова Великого. М., 2012. С. 79.

http://pravenc.ru/text/1840433.html

был возведен Ростовский архиеп. Феодосий (Бывальцев) , что означало упрочение фактической автокефалии Русской Церкви. Отношение рус. духовенства к вел. князю, оценка его исторической роли нашли свое отражение в «Слове от избранных писаний, иже на латину», написанном в последний год княжения В. В. «Слово» противопоставляет рус. вел. князя, «боговенчанного царя православью всея Руси», визант. императору, к-рый «омрачися тмою латынскиа ереси» и в результате «погуби царствующий град»,- В. В., выступив против «латинян», сохранил чистоту веры во вверенной ему Богом Русской земле. На страницах «Слова» вел. князь прославляется как «боговенчанный царь всея Руси», «поддержатель православныя веры», «благоверия держатель Роускых земель». В. В. не только сохранил в чистоте веру в собственной стране, но и распространил ее среди соседних народов: «Мнози от язык агарянского племени и от жидовского роду и от иноверных благочестием си оудобри... и благоразумием из тмы на свет изведе». Характеризуя отношения между В. В. и Церковью, следует отметить случаи, когда вел. князь брал под свое покровительство мон-ри, страдавшие от притеснений своих патронов - удельных князей. В 1-й пол. княжения В. В. взял под свое покровительство ростовский Борисоглебский на Устье муж. мон-рь , наделив его щедрыми пожалованиями. Игумен этого мон-ря Питирим, по свидетельству местных источников, был крестным отцом Иоанна - старшего сына вел. князя. В посланиях прп. Иосифа Волоцкого сохранились сведения о том, как вел. князь взял под свою защиту Троице-Сергиев мон-рь во владениях серпуховского кн. Василия Ярославича, Спасо-Каменный в честь Преображения Господня муж. мон-рь во владениях ярославского вел. кн. Александра Феодоровича, Толгский в честь Введения во храм Пресв. Богородицы мон-рь во владениях князей Засекиных. Известна грамота В. В. Троице-Сергиеву мон-рю, согласно к-рой рыболовы обители на Ростовском оз. освобождались от власти местных князей и их слуг. В своих жалованных грамотах В. В. часто освобождал владения мон-рей от уплаты торговых пошлин, ямской повинности, работ в княжеском хозяйстве. Вел. князь стремился опираться на поддержку близких великокняжескому дому обителей, чтобы укрепить свою власть на спорных территориях. Так, очень широкими податными и судебными привилегиями (освобождение от всех налогов, право суда, «опричь душегубства») была наделена вотчина Троице-Сергиева мон-ря с. Присеки в Бежецком Верхе - эта территория была предметом спора между В. В. и Вел. Новгородом. Владимирскому в честь Рождества Пресвятой Богородицы мон-рю вел. князь пожаловал ряд сел в недавно присоединенной Суздальской земле, что вызвало резкое недовольство местных князей.

http://pravenc.ru/text/150785.html

Раз, когда отдыхали они от трудов, явились им два воина в княжеских одеждах и сказали: «трудитесь здесь: Бог не оставит вас и мы здесь будем неотступно, с помощию для вас и для ваших приемников». Кто вы таковы? спросили пустынники, пробудясь от сна; но только услышали ответ небесных воинов: «я Роман», сказал один; «а я Давид», сказал другой. После того пустынники удвоили ревность свою об устроении обители. Мало-по-малу собрались к ним ревнители пустынной жизни. Пустынники построили два храма, – один в честь страстотерпцев, другой, теплый, в славу благовещения Богоматери. Братия упросили Феодора принять на себя звание игумена. Место ревностных подвижников пришло в известность: к празднику страстотерпцев князей собирались многие богомольцы и завелся торг. 458 Многие из богатых людей ростовской области стали желать быть погребенными в пустынной обители мучеников и делали вклады. Так заведены были пашни и рабочий скот, обитель обзавелась всем нужным для нее. Блаженный Феодор, достигнув старости, желал подвизаться в безмолвии. Поручив Борисоглебскую обитель спостнику своему Павлу, он с двумя учениками отправился на Кубенское озеро и здесь на святой Луке поставил келью. Но чудь, еще не расставшаяся с грубостью дикого язычества, разметала келью и заставила его удалиться с Луки. Перейдя на другой берег озера, он прошел по глухим местам на р. Ковжу и при устье ее полюбил место; здесь положил он основать обитель свят. Николая. Он отправился в Москву к удельному кн. Андрею Дмитриевичу, в области которого находилась белозеро-вологодская сторона, и выпросил у него грамоту на рыбную ловлю и земли для обители. 459 Возвращаясь из Москвы Феодор убедил Павла принять на себя сан игумена Борисоглебской обители и потом удалился на Ковжу. При впадении Ковжи в Белоозеро (в 40 верстах от нынешнего Белозерска) построил он храм во имя чудотворца Николая и сюда собралось к нему довольное число подвижников. Наконец почувствовав близость кончины, избрал он настоятеля для новой обители, а сам возвратился на место начальных подвигов своих и здесь скончался 22 окт. 1409 (6918) г. Блаж. Павел, которому друг его, – согласно с грамотою князя Андрея поручил наблюдать и за Ковженскою пустынею, прожил после того недолго. 460 Борисоглебская обитель чтит память его в один день с памятью первоначальника Феодора, окт. 22 д. Память о праведном Иакове боровичском Кто был сей угодник Божий? Точных сведений не отыскано. «Не ведомо нам, кто он и откуда», говорит Славеницкий. «Мы только благодарим блаженного Иакова. Он просиял Христовою силою чудотворений, подобно древним великим святым. В блаженном отроке сильный и дивный муж пришел к нам в русскую страну – охранять и соблюдать веру нашу во Христа». 461 По слухам, блаженный Иаков был простой, но усердный к делу, судовщик и принял на себя суровое юродство; скончался же убитый громом. 462

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В 1722 г. мощи К. были переложены в кипарисовую раку, изготовленную на средства царя Петра I Алексеевича (ГИМ. Муз. 771. Л. 139-139 об.). В кон. XVIII в. московский гражданин А. И. Долгов и купец Васильев пожертвовали новую раку для мощей святого ( Смирнов. 2004. С. 197). Ни одна рака не сохранилась. Прп. Кирилл Новоезерский. Фрагмент епитрахили. Кон. XVIII в. (КБМЗ) Прп. Кирилл Новоезерский. Фрагмент епитрахили. Кон. XVIII в. (КБМЗ) В нач. XVIII в. было установлено неск. новых празднований К.: память обретения мощей - 7 нояб., для которой была написана новая служба, память перенесения мощей в Воскресенский храм - 22 авг. и в день, когда К. поселился на Красном о-ве - 5 марта. Согласно наблюдениям Е. В. Романенко, в сер. XVIII в. начало оформляться почитание Собора Белозерских святых, вследствие чего появились иконы с их изображениями и сборники их житий. К. изображен в числе др. белозерских святых на фоне г. Белозерска на иконе из собр. ЦМИАР и на иконе «Избранные Белозерские святые в молении Спасу Вседержителю» из частного собрания ( Романенко. 2009). Однако в связи с тем, что Белозерье не выделилось в самостоятельную церковно-адм. единицу (в кон. XVIII в. оно было отнесено к Новгородской епархии), почитание этого Собора было утрачено. С сер. XVIII в. К. наряду с прп. Кириллом Белозерским был самым почитаемым белозерским святым. Широкую известность получило чудо об исцелении от беснования крестьянина Борисоглебского на Устье муж. мон-ря Бориса Фригина (1754; существуют отдельные списки этого чуда): больного сначала привезли в ростовский Успенский собор, затем в ростовский Спасо-Иаковлевский Димитриев мон-рь , где в 1752 г. были обретены мощи свт. Димитрия (Савича (Туптало)) (об этом в повествовании не говорится) и наконец в Троицкий девичий мон-рь, после чего мучимый бесами ощутил лишь небольшое облегчение. Исцеление Борис Фригин обрел только после троекратного моления у мощей К. Мощи К. были вскрыты в янв. 1919 г. и оставлены в храме. Согласно воспоминаниям С. М. Голицына, побывавшего на Красном о-ве в 1928 г., там жили 5 монахов, молившихся келейно.

http://pravenc.ru/text/1840279.html

Арх.: ГАЯО. Ростовский фил. Ф. 245. Оп. 1. Д. 334 [Летопись Борисоглебского мон-ря]; Д. 207, 306 [док-ты Борисоглебского мон-ря за 1870-1886 гг.]. Ист.: Служба Всем святым новым чудотворцам Российским/Сост.: инок Григорий. Гродно, 1786; Ундольский В. М. Библиографические разыскания//Москвитянин. 1846. Кн. 11/12. С. 62-68; Житие прп. Иринарха Борисоглебского// Муравьев. ЖСвРЦ. Вып. 5. С. 337-366; То же//РИБ. 1909. Т. 13. Ч. 1. Стб. 1349-1416; То же//ЖСв. Янв. Ч. 1. С. 397-405; Морев Ф., прот. Обозрение епархии преосв. Ионафаном, еп. Ярославским и Ростовским//Ярославские ЕВ. 1882. 39. Ч. неофиц. С. 311-315; 40. С. 317-318; Дубровский М., прот. Обозрение высокопреосв. Ионафаном, архиеп. Ярославским и Ростовским, церквей, школ и монастырей//Там же. 1886. 47. Ч. неофиц. С. 747-748; Служба прп. отцу нашему Иринарху затворнику, Ростовскому чудотворцу. М., 1910; То же//Минея (МП). Янв. Ч. 1. С. 544-558; Акафист прп. Иринарху затворнику, Ростовскому чудотворцу. М., 1916; То же//Акафисты рус. святым. СПб., 1995. Т. 2. С. 278-287; Жалованная грамота от 4 сент. 1615 г. царя Михаила Федоровича//Ярославские ЕВ. 1893. 37. Ч. неофиц. Стб. 581; Титов А. А. Вкладные и кормовые книги Борисоглебского монастыря. 1881; он же. Описание рукописей Ростовского музея церк. древностей. Ярославль, 1889. Ч. 2; Описание собр. рукописей Оптиной пустыни. М., 1958. Т. 2. С. 35-36; Стрельников В. С. Вкладные и кормовые книги ростовского Борисо-Глебского монастыря: Источниковедческие наблюдения//ИКРЗ, 1997. Ростов, 1998. С. 53-58; Доброцветов П. К. Некоторые новые архивные мат-лы к жизнеописанию прп. Иринарха Затворника Ростовского (1548-1616) и истории Борисоглебского на Устье муж. мон-ря//ХЧ. 2011. 3 (в печати). Лит.: Толстой М. В. Древние святыни Ростова Великого. М., 1860. С. 85-87; он же. Жизнеописания угодников Божиих, живших в пределах нынешней Ярославской епархии. Ярославль, 1905; СИСПРЦ. С. 123; Боголюбский А. Ростовский Борисоглебский мон-рь//Ярославские ЕВ. 1864. Ч. неофиц. 28. С. 274-277; 29.

http://pravenc.ru/text/673961.html

отмечен ряд исторических событий, в частности эпидемия, война, в к-рой участвовали первые ктиторы пустыни П. И. Доводчиков и Ф. Г. Лызлов. Все это сближает В. к. Водожской пуст. со сказаниями об основании мон-рей и строительстве храмов XVI-XVII вв. Запись вкладов, помещенная после «Описания» пустыни, доведена до 60-х гг. XVIII в.- времени секуляризации церковных имуществ . В. к. суздальского Богородице-Рождественского собора содержит точно датированные известия о ремонте и перестройках собора в сер. XVI в. Помимо собственно В. к. можно выделить неск. смешанных типов документов, фиксировавших вклады: объединенные вкладные и кормовые (кормовые и вкладные) книги, приходо-расходные и вкладные книги, синодики с записями вкладов. Вкладные и кормовые книги совмещают в себе сведения о вкладах, поминаниях вкладчиков и указания на «кормы» (в кормовых и вкладных книгах «кормы» расписаны более подробно), организованы по календарному принципу. Данный тип внутримонастырской документации во 2-й пол. XVI-XVIII в. характеризуется прежде всего внесением в него имен вкладчиков, сделавших пожертвование, как правило, не менее 100 р. (в Троице-Сергиевом мон-ре «кормы» ставились за вклады не менее 500 р.). Примерами вкладных и кормовых книг могут служить документы из московского Симонова (АСЭИ. Т. 2. 339. С. 337-338), ростовского Борисоглебского на Устье мон-ря и Михаило-Архангельского мон-ря в Юрьеве-Польском (РНБ. Тит. 4520, 4904; ЮПКМ. 2394. Л. 1-18), а также белёвского в честь Преображения Господня мон-ря (РГБ. Ф. 178. 8298). Примером «книг кормовых, и вкладных, и данных» может служить рукопись из Толгского в честь Введения во храм Пресв. Богородицы мон-ря . Книга, составленная во 2-й пол XVI - нач. XVII в., содержала сведения о 22 вкладах и «кормах», обстоятельствах внесения вкладов и обязательствах мон-ря по ним (литургические поминания и трапезы); при переписке текста в обители в сер. XVII в. «кормы» и вклады кон. XIV-XVI в. были скопированы без хронологической последовательности, однако с прежней нумерацией. Записи «кормов» и вкладов можно обнаружить в кормовой и вкладной книге из московского Новодевичьего мон-ря (Вкладная книга 1674-1675 (7183) года московского Новодевичьего мон-ря. С. 152-210) и в кормовой книге Коряжемского во имя свт. Николая Чудотворца муж. мон-ря (РГБ. Ф. 178. 7174). Во 2-й пол. XVIII в. в связи с исчезновением практики «кормов» ведение таких книг практически прекратилось. Денежная вкладная книга и синодик Ниловой Столбенской пуст. 1860 - 1865 гг.(РГБ ОР. Ф. 200. Т 18. Л. 1)

http://pravenc.ru/text/158928.html

речь с переводом на рус. язык. Использовал в преподавании «Китайскую грамматику» архим. Иакинфа (Бичурина) , готовил собственные пособия по кит. языку, в частности «Предварительные понятия о китайском языке». В 1839 г. Д. составил хрестоматию на основе текстов из произведений древнекит. классики и снабдил ее словарем. Хрестоматия дважды рецензировалась архим. Иакинфом, к-рый высказал ряд критических замечаний, в т. ч. по поводу транскрипции кит. слов. В результате рукопись не была издана. Д. продолжал заниматься переводами древнекит. классических книг, надеясь с их помощью познакомить студентов не только с особенностями древнекит. письменности, но и с кит. философией, со взглядами Конфуция . В 1840 г. представил в цензурный комитет Казанского ун-та перевод 3 древнекит. канонических книг с изложением основных положений конфуцианского учения (не опубл.). Преподавал в 1-й казанской гимназии кит. язык с нояб. 1838 по окт. 1841 г. В 1843 г. был избран членом, с 1844 г.- членом-корреспондентом Конференции КазДА. 7 апр. 1844 г. из-за болезней по собственному прошению оставил руководство кафедрой и был назначен настоятелем Посольского в честь Преображения Господня мон-ря , в 1850 г.- Селенгинского Троицкого мон-ря. Занимался миссионерством в Забайкалье. 9 авг. 1863 г. назначен настоятелем Борисоглебского на Устье мон-ря . Д. продолжал делать переводы кит. классических книг («Сы шу», «Дао дэ цзин» и др.), часть к-рых впосл. попала в б-ку Азиатского департамента МИД. Ему принадлежат рецензии на перевод НЗ, выполненный архим. Гурием (Карповым ; впосл. архиепископ Таврический), «Статистическое описание Китайской империи» (СПб., 1842) архим. Иакинфа. Значительная часть сочинений и переводов Д. осталась в рукописях. Награжден орденом св. Анны 2-й степени (1832). Арх.: РГБ ОР. Ф. 273. К. 19. Ед. хр. 1; НБ им. Н. И. Лобачевского КазГУ ОР. Ед. хр. 4478, 4485. Соч.: Описание Пекинского Сретенского мон-ря в ист. и топогр. отношении//Кит. благовестник. 2000. 2. С. 78-94; Раифа, или Путешествие в Раифскую пуст.//Раифский вестн. 2004. 2-11/12; 2005. 1. Пер.: Драгоценное зеркало для просвещения ума: Пер. с кит. Каз., 1837; Всеобщая история Китая: Пер. с кит. Каз., 1838-1839. 4 т. Лит.: Филарет (Гумилевский). Обзор. 18843. С. 460; Замотайло И. Неопубликованный пер. Дао-дэ-цзина архим. Даниила (Сивиллова)//Изв. Одесского библиогр. об-ва. 1915. Т. 4. Вып. 5/6. С. 209-245; Хохлов А. Н. Д. П. Сивиллов - руководитель 1-й в России каф. кит. яз.//Актуальные вопр. кит. языкознания: Мат-лы VI Всерос. конф. М., 1992. С. 155-158; Валеев Р. М. Казанское востоковедение: Истоки и развитие (XIX - 20-е гг. ХХ в.). Каз., 1998. С. 146-150; Митыпова Е. С. Архим. Даниил (Сивиллов) - настоятель Селенгинского Троицкого мон-ря//Кит. благовестник. 2000. 2. С. 76-78. А. Н. Хохлов Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (Пятницкий; 1884 - 1918), архим., последний настоятель Оранской муж. пуст. Владимирской иконы Пресв. Богородицы Нижегородской епархии

http://pravenc.ru/text/171258.html

Горнее место в алтаре Успенского собора в Ростове Горнее место в алтаре Успенского собора в Ростове И. присутствовал на Большом Московском Соборе 1666-1667 гг. , осудившем Никона, в 1667 г. участвовал в избрании и хиротонии патриарха Иоасафа II . В 1672 г. И. был на погребении первосвятителя, в 1676 г. присутствовал при короновании царя Феодора Алексеевича , в 1682 г.- при короновании царей Иоанна V и Петра I Алексеевичей. Участвовал в хиротониях Воронежского еп. свт. Митрофана (2 апр. 1682) и Киевского митр. Гедеона (Святополк-Четвертинского) (8 нояб. 1685). По проекту неосуществленной епархиальной реформы царя Феодора Алексеевича 1681 г. планировалось дать И. титул «митрополит великого княжения Ростовского» ( Седов П. В. Закат Московского царства: Царский двор кон. XVII в. СПб., 2006. С. 441). В 1658 г. из Ростовской в Вологодскую епархию были переданы Белозерская, Пошехонская и Чарондская десятины. В 1676 г. Пошехонская десятина была возвращена в Ростовскую митрополию. В 1667 г. была создана епископская кафедра в Великом Устюге, ранее принадлежавшем Ростовской епархии. С первых лет управления И. Ростовской кафедрой в епархии шло активное строительство храмов и монастырей. По инициативе митрополита был восстановлен разоренный в 1609 г. Варницкий во имя Св. Троицы Сергиев муж. мон-рь . В 1662 г. по благословению И. в Пошехонском у. на месте часовни, в к-рой находилась чудотворная икона Рождества Божией Матери, был построен деревянный храм и учреждена Исаковская пуст. в честь Рождества Богородицы ( Буланин Д. М., Романова А. А. Сказание о иконе Рождества Богоматери и основании Исаковой пуст. Пошехонского у.//СККДР. Вып. 3. Ч. 4. С. 615-618). Согласно описи Ростовского архиерейского дома 1763 г., в Угличском у. на месте ц. мучеников Флора и Лавра на Кобыльей горе И. основал приписную к архиерейскому дому Дивногорскую пуст., к-рой в 1687/88 г. по челобитной И. из Поместного приказа были «отказываны променные земли». В 1674-1677 гг. по указанию И. была создана каменная церковь с трапезной и колокольней в угличском Воскресенском мон-ре. Архитектурный ансамбль Борисоглебского на Устье мужского монастыря (звонница, стены с 2 надвратными храмами) построен по благословению И. архим. Иосифом (Юматовым; † 1691). При И. были возведены каменные храмы в Ростове - Введенская ц. в Богоявленском мон-ре, Георгиевская ц. в Белогостицком мон-ре, Троицкая ц. в ростовском Спасо-Иаковлевском Димитриевом монастыре , Рождественская ц. в мон-ре Рождества Пресв. Богородицы; в Ярославле - ц. свт. Леонтия и архиерейские палаты. В 1686 г. И. была дана царская грамота о строительстве каменной ц. Благовещения в Дорогомиловской слободе в Москве на подворье Ростовских архиереев (Опись Ростовского архиерейского дома 1691 г. Л. 104, 10).

http://pravenc.ru/text/578324.html

Вел. Новгород, 2006. Т. 2. С. 1295-1312. О. В. Чумичева, С. К. Севастьянова Иконография По преданию, 1-й образ Е. был написан анзерским иноком Макарием, которому святой явился во сне ( Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 106). Внешний облик преподобного описан в Житии нач. XIX в.: «...бе же явлейся преподобный Елеазар возрастом посредний, дебел составы и плотию, образом добр, браду имея довольну и окруженну, седу весма и не густу, и во иноческой одежде» (ИРЛИ (ПД). Карельское собр. 131. Л. 120; Белоброва. 2005. С. 97). У места погребения Е. находилась его икона, к-рую в 1876 г. видел Д. А. Ровинский ( Ровинский. Виды Соловецкого мон-ря. 1884. С. 4). Наиболее ранний, необычный образец иконографии преподобного известен на ростовской иконе избранных святых 2-й трети XVII в. из Борисоглебского на Устье муж. мон-ря (ГТГ, см.: 1000-летие рус. худож. культуры. М., 1988. С. 127, 357. Кат. 157 - ошибочно назван прп. Савватием Соловецким; Icônes russes: Les saintes/Fondation P. Gianadda. Martigny (Suisse), 2000. P. 92-93. Cat. 27 - идентифицирован как Е.). Прп. Зосима Соловецкий и Е. представлены на 1-м плане, стоящими на острове в окружении вод, в центре композиции - вид Соловецкой обители и, возможно, Анзерского скита, за ними во 2-м ряду - блж. Иоанн Большой Колпак и прор. Илия, вверху - образ Божией Матери «Знамение». Е. обращен в молении к Богородице, правой рукой поддерживает изображение скита, облачен в синюю рясу, коричневую мантию, розового цвета схиму (куколь на голове), длинная борода к концу сужается. Иконография Е. сложилась после обретения его мощей. Она разрабатывалась в Соловецком мон-ре на основе уже имевшихся иконографических типов прославленных местных святых - преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких. Образы Е. созданы в иконописи, в графике, в монументальной живописи. Традиционно он представлен в мантии и схиме, с куколем на голове или на плечах, волосы и окладистая борода с проседью. Преподобные Зосима Соловецкий, Елеазар Анзерский, блж. Иоанн Большой Колпак, прор. Илия. Икона. 2-я треть XVII в. (ГТГ)

http://pravenc.ru/text/189679.html

К древним иконографическим изводам (типа Печерской иконы Божией Матери) восходит образ Богоматери на престоле с предстоящими З. и С. посл. трети XVI в. из ц. свт. Леонтия Ростовского в Вологде (ВГИАХМЗ, см.: Иконы Вологды. 2007. С. 701-707). Подобное изображение с расширенным составом предстоящих - на иконе нач. XVII в. строгановского мастера Н. Савина (ГТГ, см.: Антонова, Мнева. Каталог. Т. 2. С. 321. 795). Изображения З. и С. дополняют на боковых полях Ярославскую икону Божией Матери кон. XV в. (?) (Sotheby " s: Russian Pictures, Icons and Works of Art. L., 1991. P. 108), Корсунскую икону Божией Матери 2-й пол. XVI в. (ГТГ, см.: Антонова, Мнева. Каталог. Т. 2. С. 29-30. 372), Шуйскую икону Божией Матери 2-й пол. XVI в. (ГТГ, см.: Там же. С. 43. 388), Донскую икону Божией Матери с шестодневом и избранными святыми кон. XVI - нач. XVII в. (ГЭ, см.: Синай, Византия, Русь: Правосл. искусство с VI до нач. XX в.: Кат. выст. [СПб.], 2000. С. 283. Кат. R-35). В группе припадающих святых З. и С. представлены на иконе «Моление о народе» кон. XVII в. работы А. Фёдорова из Донского мон-ря в Москве (ГТГ, см.: Антонова, Мнева. Каталог. Т. 2. С. 421. 922. Ил. 149). Вместе с прп. Елеазаром Анзерским З. представлен (в 1-м ряду) на ростовской иконе избранных святых 3-й четв. XVII в. из Борисоглебского на Устье муж. мон-ря , за ними - блж. Иоанн Большой Колпак и прор. Илия (ГТГ, см.: Icônes russes. 2000. P. 92-93. Cat. 27). Икона сер.- 2-й пол. XVII в. (СГИАПМЗ, см.: Наследие Соловецкого мон-ря. 2006. С. 29. Кат. 17) представляет основателей Соловецкого мон-ря вместе с прп. Антонием Сийским и св. Марией Египетской перед образом обретения главы св. Иоанна Предтечи; северная икона XVII в. (?) (ГЭ) - вместе с прп. Александром Ошевенским (в центре). На складне-кузове 2-й пол. XVII в. из Преображенского собора Соловецкого мон-ря (АМИИ, см.: Иконы Рус. Севера. 2007. С. 242-249. Кат. 156) в среднике помещена икона «Деисус (Седмица), с припадающими преподобными Зосимой и Савватием Соловецкими» (на створках - праздники); на 3-створчатом складне 1671 г. (ГТГ, см.: Антонова, Мнева. Каталог. Т. 2. С. 298-299. 767) Соловецкие преподобные находятся на левой створке, напротив Устюжских юродивых. В варианте извода «Спас Смоленский, с предстоящими и припадающими святыми» возле ног Спасителя З. и С. написаны вместе с преподобными Александром Ошевенским и Никодимом Кожеозерским (икона 1728 г. из Благовещенской ц. дер. Турчасово Онежского р-на Архангельской обл., АМИИ).

http://pravenc.ru/text/200051.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010