Православные храмы Слобожанщины ежедневно посещают тысячи людей, для которых ценности православной христианской веры являются основополагающими в жизни. Процесс духовного возрождения связан с возвращением Церкви отнятых в годы советского тоталитаризма церквей, строительством новых храмов. Знаменательным событием стало возвращение в 2009 году Харьковской епархии Свято-Успенского собора – памятника архитектуры 18 века. Населённые пункты [ править править код ] Святые [ править править код ] Собор Новомучеников Слободского края Святые Слободского края — это местночтимые Харьковские святители, прославленные Церковью святители, ранее управляющие Харьковской епархией или викарные ее архиереи, собор святых Свято-Горской лавры и особое место занимает родившийся в Харьковской губернии святитель Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский . Память новомучеников Слободского края совершается 1 июня. Некоторые имена: Новомученики Слободского края Святыни [ править править код ] Свято-Покровский Харьковский мужской монастырь Часовня-купальня на изюмском источнике Благовещенский кафедральный собор Город Изюм: Свято-Борисоглебский женский монастырь (Водяное) : Село Озеряна: Свято-Вознесенский кафедральный собор (Изюм) : Монастыри [ править править код ] Свято-Покровский Харьковский мужской монастырь [ править править код ] Свято-Покровский монастырь Свято - Покровский монастырь — православный мужской монастырь в историческом центре Харькова. Основан в 1726 году Белоградским епископом Епифанием (Тихорским) на территории бывшей Харьковской крепости в связи с переносом в Харьков архиерейской школы (в 1731—1840 гг. — Харьковский Коллегиум). Название получил по присоединённому к монастырю синодальным указом от 1729 года бывшему приходскому храму Покрова Пресвятой Богородицы, в настоящее время являющемуся самым старым зданием города. На территории монастыря находится Харьковская духовная семинария. Главные праздники монастыря: 14 октября — Покрова Пресвятой Богородицы, 12 ноября — Озерянской иконы Божией Матери, 27 сентября — Воздвижение креста Господня, 21 мая и 9 октября — праздник в честь апостола Иоанна Богослова, 8 ноября — великомученика Дмитрия Солунского.

http://azbyka.ru/palomnik/Харьковская_об...

Л. Е. Кулаженко Коложская ц. во имя св. мучеников Бориса и Глеба была построена в 80-х гг. XII в. на правом берегу р. Неман. Представляла собой прямоугольную в плане (13×25 м) крестово-купольную 3-апсидную постройку с 6 круглыми в плане столбами. Предполагается, что храм был увенчан 1 куполом над средокрестием, имел позакомарное покрытие, 3 входа - с зап., сев. и юж. сторон; зап. пара столбов поддерживала хоры, куда вела лестница в юго-зап. углу храма. Внутри сев. и юж. стен боковых апсид вверху располагались лестницы на балконы, вероятно имевшие оборонное значение и соединявшиеся с хорами (хоры и сев. балкон реконструированы). Археологические исследования 80-х гг. ХХ в. выявили существование боковых галерей. Церковь сложена из плинфы с включением некрупных валунов и большого количества кувшинов-голосников в интерьере. Фасады храма разделены на прясла лопатками, отвечающими расстановке столбов в интерьере, имеющими сложный 3-ступенчатый профиль; сев.-зап. угол фасада отмечен более простыми лопатками с двойным уступом. Первоначальные окна не сохранились; следы разновременных оконных проемов заметны на апсидах сев. стены. Фасады декорированы каменными вставками и майоликовыми плитками бирюзово-зеленого, желтого, лилового, коричневого тонов, выложенными в форме крестов. Проект реставрации Борисоглебской (Коложской) ц. Архит. П. П. Покрышкин. 10-е гг. ХХ в. (Архив ЛОИА) Проект реставрации Борисоглебской (Коложской) ц. Архит. П. П. Покрышкин. 10-е гг. ХХ в. (Архив ЛОИА) В интерьере сохранившиеся сев. и часть зап. стены оформлены рядом ниш, расположенных как на плоскости пилястр, так и в простенках между ними; ниши находятся вверху внутренних стен центральной апсиды. Раскопки 1935 г. (Ю. Йодковский) открыли синтрон в центральной апсиде. Полы Борисоглебской, как и Нижней церкви в Гродно, были выложены майоликовыми плитками (не сохр., обнаружены поливные плитки желтого, коричневого, белого, черного цветов, неполивные красные плитки). Церковь неоднократно обновлялась: в 1500-1513 гг., после разрушения во время войны вел. кн. Московского Иоанна III с польск. кор. Александром (в сев. стене было устроено окно; храм украсили росписи, фрагменты к-рых сохранились в нишах сев. стены и известны по рисункам худож. В. В. Грязнова, 60-е гг. XIX в.); в кон. XVII в. церковь «вновь была возобновлена, хотя и не вполне». В нач. XVIII в. не имела покрытия, но «только 4 стены».

http://pravenc.ru/text/168167.html

После Брестской унии 1595 г., когда митрополит Михаил Рогоза подписал унию с католиками, Борисоглебская церковь сделалась униатской. В 1617 базилиане на ее базе соорудили свою резиденцию, а в 30-е гг. XVII в. при церкви образуется и базилианский монастырь, сначала мужской, а потом и женский. Основоположником обоих монастырей был униатский митрополит И.В. Руцкий. В первой трети XVII в. церковь переоборудовали: её фасад украсили башни с зубцами и бойницами. По праву главной церкви Новогрудского деканата, куда входило 35 униатских храмов, Борисоглебская церковь являлась хранительницей и собирательницей основных ценностей здешних храмов. Между прочим, здесь сохранялся престольный восьмиконечный, инкрустированный серебром деревянный крест с надписью на старославянском: «Сей крест сооружен коштом и накладом отца Константина Протопопа Новогрудского року 1625, месяца апреля 5 дня…». Этот крест теперь хранится в музейных фондах Минска и ждет возрождения Новогрудка и Новогрудской Борисоглебской церкви, чтобы быть опять внесенным в эту святыню. До I мировой войны в храме находилась чудотворная икона Божьей Матери с ребенком Иисусом, перенесенная сюда с замковой Успенской церкви. На ризе иконы была сделана надпись с датой 25 января 1654 г. Опекунами церкви были магнаты Хрептовичи, Солтаны, Острожские. 14 февраля 1660 г. Иван Александрович Зелены приводил в Борисоглебскую церковь новогрудских шляхтичей присягать на верность царю Алексею Михайловичу. В 1712 г. городской пожар унес все деревянные постройки, окружавшие церковь. В 1772 г. церковь отремонтировали. В её интерьере появился каменный иконостас. 28 марта 1839 г. Новогрудская Борисоглебская церковь официально вернулась в лоно православия. В том же году она опять становится соборной (центром благочиния). В 1845 г. церковь становится приписной к Свято-Никольскому собору (бывшему францисканскому костелу). В 1870-х гг. осуществлена её перестройка: над храмом поставлен деревянный барабан с луковичной головкой, двухскатная крыша заменена на четырехскатную, пристроен притвор.

http://sobory.ru/article/?object=09620

В приделе по правую сторону алтаря находится гробница преп. Корнилия; на верхней деке ее образ преподобного. Гробница деревянная, с сенью вверху; по сторонам четыре резных ангела, при гробнице хранятся четки преподобного. Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. Из св. икон замечательны древняя храмовая икона Смоленской Божией Матери, в 1889 г. на нее сделана драгоценная риза; икона «7 спящих отроков», эта икона особенно чтится окрестными жителями. Церковные документы хранятся в целости: копии метрических книг с 1780 г., исповедные росписи с 1816 г. Причта при церкви по штату положено: священник и псаломщик. На содержание его получается: от земли сеном и разными продуктами на 100 руб., процентного капитала 107 руб. и от служб и требоисправлений 550 руб., а всего до 750 руб. в год. Причт живет в церковном доме, устроенном в связи с церковью. В приходе по клировым ведомостям числится 47 душ муж. пола и 58 жен. В.Г. Добронравов «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии», выпуск 2. Губ. гор. Владимир, Типо-Литография В.А. Паркова, 1895 г. В близком соседстве со Свято-Никольским женским монастырём, возвышается храм, связанный с именем святого Корнилия Молчальника. Это Смоленско-Корнилиевская церковь, возведённая в 1694-1705 гг. при участии царевны Натальи Алексеевны. До 1764 года здесь существовал мужской Борисоглебский монастырь на Песках. Предположительно обитель была основана в 1252 г. после нашествия на Переяславль татар и погребения на этом месте переяславского воеводы Жидислава. Расцвет монастыря пришёлся на XVI в. В начале XVII в. он был разграблен поляками - «гордые паны немало поживились от этого монастыря, разорив его до неузнаваемости». Монастырь запустел, и был возобновлен только в 1642 г. благодаря иеромонаху Адриану, который управлял обителью с 1642 по 1644 г. Борисоглебский монастырь, что на Песках, связан с именем почитаемого в Переславле святого Корнилия Молчальника (в миру Конон). Корнилий Переславский родился в Переславле-Рязанском (ныне г. Рязань) в купеческой семье, во 2-й половине XVII в. Оставив дом родителей в пятнадцатилетним возрасте, юноша первовоначально жил в Лукиановой пустыни, что под Александровом, после чего перешёл в переславский Борисоглебский монастырь. Здесь Корнилий добровольно принял на себя обет молчания, по мере необходимости объясняясь знаками. По преданию, Корнилий Молчальник жил здесь в строгом посте, " первым входил в храм и последним выходил из него; ночь проводил в молитве, а день в телесном труде " . В Святой обители он и умер летом 1693 года, облекшись перед смертью в схиму, после чего был похоронен на монастырском кладбище.

http://sobory.ru/article/?object=00444

- Каменная ограда с башнями высотою 15 аршин, толщиною 3,5 аршина и 480 сажень в окружности. На конце монастыря, близ ограды, сохранилась тесная низкая келья преп. Иринарха с небольшой скамьей и маленьким окошечком, в которой препод. провел 38 лет, добровольно прикованный тяжелыми своими цепями к продольным стенкам. Монастырь этот особенно пользовался расположением царя Иоанна Грозного, который посещал его в 1545 г. и сделал многочисленные вклады. До 1688 г. монастырем управляли игумены, а с этого года учреждена архимандрия. До учреждения штатов за монастырем было с приписными монастырями 6785 душ крестьян, а затем, по штатам он положен во 2 классе. А.А. Титов «Ростовский уезд Ярославской губернии». Москва. В Синодальной типографии, 1885 г. Ростовский Борисоглебский 2 класса (с 1764 г.) необщежительный мужской монастырь в 17 верстах от уездного города Ростова, на горе, окруженной извилинами р. Устьи, в виду Борисоглебских слобод. Основан в 1363 г. по благословению пр. Сергия старцами Федором и Павлом. Храмов пять: из них древнейший соборный во имя св. князей Бориса и Глеба с приделом св. пр. Илии. В соборе покоятся под спудом мощи пр. Иринарха затворника, там же находятся гробницы основателей монастыря игуменов Федора и Павла. У гроба затворника сохраняются тяжелые вериги, цепи и кресты, в которых он подвизался. В монастыре хранится знамя, оставленное в 1610 г. гетманом Сапегою и врученное затворнику Иринарху. Иконописная мастерская и школа для братии (с 1901 г.). Монастырь владеет 246 десятинами земли и получает от казны 1249 руб. 7 коп. Архимандрит, монахов 17, послушников 40. Леонид Иванович Денисов «Православные монастыри Российской империи». Москва. Издание А. Д. Ступина. 1908 г. Реставрация монастырского комплекса, новейшее время. В 1990-2002 годах реставрационные работы на объектах Борисоглебского монастыря проводились специалистами “Научно-производственной реставрационной мастерской “Яблоко” – бывшим филиалом Государственных Ярославских специальных научно-реставрационных производственных мастерских.

http://sobory.ru/article/?object=00223

Строения в ней все деревянные, кроме церкви во имя Пресвятой Богородицы Владимирская. Содержание своё имеет от хлебопашества и от подаяния проходящих по Меже судовщиков; начальство же Строительское. Арзамасский Алексиевский монастырь Женский. Упоминается, около 1740 года в городе Арзамасе, по которому и назывался Арзамасским. Прибавление из VI тома Арзамасский Алексеевский женский, упразднённый, монастырь состоял в городе Арзамасе. Ныне тут приходская церковь и при ней, под именем общины живут до 450 сестёр под начальством Настоятельницы, из их же сословия избираемой, все без пострижения в монашество. Отличаются они строгостью жизни и особенным во всем благоустройством. Каменные строения в этой обители: 1) ЦЕРКОВЬ во имя Вознесения Господня с приделом Казанской Божьей Матери, 2) тёплая ЦЕРКОВЬ во имя Успения Божьей Матери с приделом Алексия, человека Божьего, 3) КОЛОКОЛЬНЯ, 4) ОГРАДА, 5) КЕЛЬИ (большей частью каменные). Арзамасский Николаевский монастырь 3 класса девичий. Находится в городе Арзамасе, на площади. Здания в нём каменные следующие: 1) две ЦЕРКВИ, одна, из них СОБОРНАЯ во имя Св. Николая с приделами, 2) КОЛОКОЛЬНЯ, 3) КЕЛЬИ для Настоятельницы и для некоторого числа сестёр, 4) ОГРАДА. Арзамасский Борисоглебский монастырь Мужской. Находился в Арзамасском уезде близ города Арзамаса. Арзамасский Введенский монастырь Мужской. Находился в городе Арзамасе. Арзамасская Высокогорская пустынь См. Высокогорская Арзамасская пустынь. Арзамасский Николаевский монастырь Нижегородской Епархии 3 класса, женский. Находится внутри города Арзамаса и состоит под управлением Игуменьи. Арзамасский Николаевский монастырь Женский. Был в Арзамасском уезде в 1740 году. Арзамасский Спасский монастырь Нижегородской Епархии 3 класса мужской, находится в городе Арзамасе, почему и именуется Арзамасским. Когда именно построен, не известно: а в некоторых записках значится, что монастыря сего Игумен Сергий с братией ещё в 1585 году имел во владении разные вотчины; следовательно, обитель сия существовала ещё до того времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Смотрите также : Историческая записка о сел Оковцахъ и о явленныхъ Оковецкихъ иконахъ Пресвятыя Богородицы и Животворящаго Креста съ рукописью о иконъ въ перевод съ славянскаго оригинала на языкъ (1873 год, 68 страниц) Настоящее время [ править править код ] Тверская митрополия объединяет Бежецкую, Ржевскую и Тверскую епархии. Образована постановлением Священного синода от 28 декабря 2011 года. Населённые пункты [ править править код ] Сводная таблица храмов и монастырей Тверской области [ править править код ] Районы и города республиканского значения (городские округа) Храм Монастырь 1 Святые [ править править код ] Икона святых в земле Тверской просиявших Собор святых, в земле Тверской просиявших: Святыни [ править править код ] Святые источники [ править править код ] Монастыри [ править править код ] Все монастыри Тверской области Борисоглебский мужской монастырь [ править править код ] Борисоглебский монастырь — крупный мужской монастырь в городе Торжке; считается древнейшим в Тверской области. Монастырь «не имеет клочка писанной истории вплоть до XVI века, и списки настоятелей открываются ставленниками Грозного». Из житийной литературы XVII века следует, что монастырь основал в 1038 году боярин Ефрем, бывший конюшим киевского князя Владимира I Святославича. Причиной, подвигшей боярина к основанию монастыря, было убийство Святополком Бориса и Глеба, после которого он решил удалиться от светской жизни и заложить монастырь на берегу реки Тверцы. Изначально боярин Ефрем якобы основал обитель на возвышенности у реки, а в 1038 году был построен храм, получивший название Борисоглебского в честь Бориса и Глеба и давший название всему монастырю. В исторических источниках первые сведения о Торжке появляются в середине XII века. Адрес : Тверская обл., Торжок, ул. Старицкая, 7 Телефон : 9-91-88 E-mail : ierom.arseniy@ya.ru Подробнее... Нило-Столобенская мужская пустынь [ править править код ] Монастырь расположен на Столбенском острове озера Селигер, на месте отшельнического подвига преподобного Нила Столобенского, в 10 км от города Осташкова.

http://azbyka.ru/palomnik/Тверская_облас...

Снянский монастырь Мужской упразднённый, был приписным к Киево-Печерской Лавре. Снятогорский Псковский монастырь 3 класса мужской, находится на крутом берегу реки Великой, между двумя ручьями безымянными на возвышенном месте, от Пскова в 4 вёрстах; первоначально же построен был на горе Снятной от чего и прозван Снятогорским, потом перенесён на другую гору, на которой и ныне стоит; на прежнем же месте построена каменная часовня. О нём упоминается под годом 6818 (1310) так: «заложена церковь Пресвятой Богородицы каменная на горе (Снятной) при Игумене Иове, а совершена в 6820 (1312)» 42 и под годом 6875 (1367): «заложена каменная церковь Святого Евангелиста Иоанна Богослова, в подворье Снятогорского монастыря на стене» 43 ; под годом 6954 (1446): «поставлена на место прежней вновь каменная церковь Святого Иоанна Богослова в Снятогорском подворье 44 . В 7001 (1493) году Снятогорский монастырь и с церковью сгорел, а в 1518 году совершена каменная церковь Святого Николая с папертью на Снятной горе 45 . В настоящее время здания в этом монастыре имеются следующие: 1) Соборная ЦЕРКОВЬ каменная во имя Рождества Божьей Матери с двумя приделами: а) во имя св. Иоанна Предтечи; б) Св. Николая Чудотворца; 2) КОЛОКОЛЬНЯ о трёх этажах и 3) под нею – ЦЕРКОВЬ во имя Вознесения Господня; 4) КЕЛЬИ И службы деревянные; 5) ОГРАДА кругом монастыря каменная. Вне монастыря – дубовая роща. До Штатов 1764 года было за этим монастырём 1.879 душ крестьян, и Настоятельство сперва Игуменское, а потом Архимандричье; по Штатам же положен в 3 классе степенью 47 с Настоятельством Игуменским, которое и доныне продолжается. Собора Пресвятой Богородицы Авраамиев монастырь Мужской упразднённый, находился в Галицком уезде, В ведомости 1740 года, Мая 2, присланной в Святейший Синод из Московской Духовной Дикастерии о монастырях Синодальной области под 97 написано: «того же (Галицкого) уезда Чухломской осады Собора Пресвятой Богородицы в верхней пустыне». Соезерская Троицкая пустынь Упразднённая при Штатах 1764 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Мужской, упразднённый. Находился в Нижегородской Епархии в уездном городе Арзамасе. Осташковский Житейный монастырь См. Житейный Осташковский. Осташковский или Осташков Знаменский монастырь См. Знаменский Осташков. Островоезерский Троицкий монастырь Нижегородской Епархии заштатный мужской. Находится в Горбатовском уезде при селе Ворсме посреди озёра Ворсма на острове, почему и именуется Островоезерским. 1) СОБОРНАЯ ЦЕРКОВЬ в этом монастыре каменная, во имя Живоначальной Троицы с колокольней; 2)  ЦЕРКОВЬ во имя Казанской иконы Божьей Матери; 3) во имя св. Михаила Малеина также каменные. Настоятельство Строительское. Островская Борисоглебская пустынь Мужская Вологодской Епархии, в Вологодском уезде находившаяся. См. Борисоглебская пустынь. Островская Введенская пустынь Владимирской Епархии мужская. Находится в Покровском уезде, от города около 4 вёрст, на острове озера, именуемого Вятское. Пустынь эта построена от двух монахов, Сергея и Тимофея, удалившихся из Антоньевой пустыни, бывшей на месте, где ныне город Покров, по причине начавших селиться разного звания людей при оной пустыни. В конце XVII столетия они двое, живши в сем уединении, построили часовню, имели при ней колокол и келью. Потом Антоньева пустынь была переведена в Богословский монастырь, стоящий при реки Клязьме подле деревни Бунковой; а как оные два монаха, перешедшие на это место, по своему желанию не имели у себя ни от кого позволительного вида для заведения монастыря; то из вышеозначенного Богословского монастыря было взято у них всё их имущество и колокол, а часовня их разорена. Потом по просьбе сих старцев, Указом Государя Императора Nempa I, в начале XVIII столетия повелено отдать им всё их имущество; позволено построить церковь и учредить монастырь. Почему вскоре и построена была церковь деревянная Введения во храм Пресвятой Богородицы. Потом велено и Богословский монастырь перевести в сию Введенскую пустыню, где первым Игуменом был Иларион. Наконец пришедшим из Афонских гор Иеромонахом Клеопой, принесшим из тамошних монастырей обительный обряд, начала сия пустыня, старанием его, возобновляться. При нём построена каменная церковь Введения Богородицы купцом Ситниковым, также другая тёплая каменная и колокольня. Обряд Афонской горы в рассуждении церковной службы, так как в Пестушенском монастыре, и поныне здесь соблюдается. Здания в монастыре сем ныне примечательнейшие следующие:

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

ПОСТАНОВИЛИ: 1. В связи с прошением Преосвященного митрополита Волгоградского и Камышинского Германа упразднить мужской монастырь Архистратига Михаила города Краснослободска Волгоградской области. 2. В связи с прошением Преосвященного митрополита Воронежского и Борисоглебского Сергия открыть Воскресенский Белогорский мужской монастырь в селе Белогорье Подгорненского района Воронежской области и назначить иеромонаха Симона (Камнева) на должность игумена этого монастыря. 3. В связи с прошением Преосвященного митрополита Омского и Таврического Владимира освободить игумена Виталия (Кляритского) от должности игумена (настоятеля) Никольского мужского монастыря в деревне Большекулачье Омской области и назначить на должность игумена (наместника) указанного монастыря иеромонаха Зосиму (Балина). 4. В связи с прошением Преосвященного митрополита Рязанского и Михайловского Павла открыть Спасо-Преображенский Пронский мужской монастырь в поселке Пронск Рязанской области и назначить игумена Луку (Степанова) на должность игумена этого монастыря. 5. В связи с прошением Преосвященного митрополита Самарского и Сызранского Сергия назначить на должность игумении Заволжского Ильинского женского монастыря села Подгоры Волжского района Самарской области монахиню Нину (Механикову). 6. В связи с прошением Преосвященного митрополита Томского и Асиновского Ростислава освободить от должности игумена Богородице-Алексиевского монастыря города Томска Преосвященного епископа Колпашевского и Стрежевского Силуана и назначить на эту должность иеромонаха Кирилла (Умрилова). 7. В связи с прошением Преосвященного архиепископа Тобольского и Тюменского Димитрия освободить Преосвященного епископа Мичуринского и Моршанского Гермогена от должности игумена (наместника) Знаменского Абалакского монастыря Тобольской епархии. 8. В связи с прошением Преосвященного епископа Якутского и Ленского Романа открыть Спасский мужской монастырь города Якутска и назначить иеромонаха Никона (Бачманова) на должность игумена (наместника) этого монастыря.

http://patriarchia.ru/db/text/3275888.ht...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010