Богоявленский мужской монастырь в Костроме основан в 1-й половине XV в. одним из учеников прп. Сергия Радонежского иноком Никитой, с 1764 г. второклассный, в 1863 г. стал женским Богоявленско-Анастасиным. Закрыт в 1918 г. В советское время монастырские постройки использовались под нужды областного архивохранилища, многие были разрушены. В 1991 г. Богоявленский собор стал кафедральным собором Костромской епархии, сюда перенесли главную святыню Костромы — Федоровскую икону Божией Матери. Воскресенский мужской монастырь в Череповце основан во 2-й половине XIV в. учениками прп. Сергия Радонежского, упразднен в 1764 г. Спасо-Поликарпов монастырь в Брянске основан в 1-й половине XVII в. прп. Поликарпом Брянским († 1620/1621 г.), упразднен в 1764 г. Борисоглебский мужской монастырь в Дмитрове известен со 2-й половины XV в., с 1764 г. третьеклассный. Закрыт в 1926 г. В советское время на территории монастыря располагались музей, Дмитлаг, воинские части, склады, жилые помещения, различные учреждения. В 1993 г. началось возрождение монастыря. Свято-Предтеченский Иаково-Железноборовский мужской монастырь (ныне село Борок Буйского района Костромской области) основан конце XIV в. прп. Иаковом Железноборовским († 1442 г.), в 1686 г. приписан к Донскому монастырю, с 1764 г. заштатный. Закрыт в 1919 г. Вознесенский мужской монастырь (ныне село Вознесение Любимского района Ярославской области) основан в 1-й половине XVII в., упразднен в 1764 г. Троицкая (Ново-Троицкая) мужская пустынь Верхоценской волости на реке Цне Тамбовского уезда основана в начале 1630-х гг. монахом Нифантом, в 1674 г. приписана к московскому Чудову монастырю. Мамонтовская Свято-Никольская мужская пустынь (ныне село Мамонтово Моршанского района Тамбовской области), основана в 1-й половине XVII в., с начала ХХ в. женский монастырь, в 1924 г. закрыта. Свято-Троицкий Макариев Желтоводский женский монастырь (ныне поселок Макарьево Лысковского района Нижегородской области), основан в XV в. прп. Макарием Желтоводским и Унженским († 1444 г.), с 1764 г. второклассный. Закрыт в начале 1920-х гг. В советское время на территории обители располагались детский дом, эвакуационный лагерь, хранилища зверотехникума. В 1991 г. возрожден.

http://sedmitza.ru/lib/text/4109389/

По Штатам же положен во 2 классе степенью 12 с Настоятельством Игуменьинским же, которое и доныне продолжается. Стародубский монастырь Входа в Иерусалим См. Входоиерусалимская пустынь. Старокадомская пустынь Мужская упразднённая, находилась в Тамбовской Епархии близ безуездного города Кадома. До Штатов 1764 года была приписной к Воскресенскому Ставропигиальному, Новый Иерусалим именуемому, монастырю. Староладожский Ивановский или Иванский монастырь См. Иоанновский Предтечев Староладожский. Староладожский Николаевский монастырь См. Ладожский Николаевский. Староладожский Николаевский Медведский монастырь См. Медведский Николаевский. Староладожский Успенский монастырь См. Ладожский Успенский. Старониколаевский Алатырский монастырь См. Алатырский Старониколаевский. Строобрядчевский Чонский Успенский монастырь См. Чонский Строобрядчевский Успенский. Старо-Оскольский Троицкий монастырь Мужской упразднённый, находился в Курской Епархии в уездном городе Старом Осколе Старо-Оскольский Успенский монастырь Девичий упразднённый, находился в Курской Епархии в уездном городе Старом Осколе. Старо-Русский Козмодемьянский монастырь Мужской упразднённый, находился в Новгородской Епархии в уездном городе Старой Русе на всполье, вниз по течению реки Полисти, от неё в 50 саженях, на правом берегу; в 1705 году принадлежал, он к Юрьеву Новгородскому монастырю и были в нём здания следующие: 1) ЦЕРКОВЬ деревянная во имя св. мучеников Космы и Дамиана с приделом Сошествия Св. Духа; 2) КОЛОКОЛЬНЯ о 4 столпах и на ней два колокола; 3) две КЕЛЬИ; 4) ЖИТНИЦА; 5) ОГРАДА с воротами. См. Козмодемьянский Старорусский. Старо-Русский Спасский или Спасопреображенский монастырь Новгородской Епархии 3 класса мужской, находящийся в уездном городе Старой Русе в Северном конце оного города, вниз по течению реки Полисти на правом берегу оной, построен Преп. Мартирием (Архиепископом Новгородским) в 6700 году от сотворения мира, а от Рождества Христова в 1192 году при Новгородском Князе Ярославе Владимировиче и при Архиепископе Новгородском Григории.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Л. 40; Ф. Р-882. Оп. 1. Ед. хр. 1. Л. 1, 2; Ед. хр. 5. Л. 7; Ед. хр. 7. Л. 32-32 об., 49; Ед. хр. 9. Л. 3-4; Ед. хр. 23. Л. 1, 4, 7; Ед. хр. 26. Л. 1-3, 5-6, 8, 11-12; Ед. хр. 38. Л. 7/-8, 19-24; Ед. хр. 46. Л. 6; Ед. хр. 72; Ед. хр. 127. Л. 10. Ист.: Амфилохий (Сергиевский), архим. Жизнь прп. Иринарха, затворника Ростовского Борисоглебского мон-ря. М., 1863; Переписные книги г. Москвы, сост. в 1738-1742 гг. М., 1881. Т. 3. С. 23; Повесть о Борисоглебском мон-ре, коликих лет и како бысть его начало. Ярославль, 1875; Титов А. А. Вкладные и кормовые книги Ростовского Борисоглебского мон-ря в XV, XVI, XVII и XVIII ст. Ярославль, 1881; Мат-лы для истории Ростовского Борисоглебского мон-ря//Ярославские ЕВ. 1890. С. 397-400, 423-427; Лопарёв Х. Повесть о Борисоглебском мон-ре (около Ростова) XVI в. СПб., 1892; Житие прп. Иринарха//РИБ. СПб., 1909. Т. 13. Лит.: Боголюбский А. Ростовский Борисоглебский мон-рь//Ярославские ЕВ. 1864. Ч. неофиц. 28. С. 274-277; 29 С. 283-287; 30. С. 283-287; 30. С. 293-295; 31. С. 301-303; 32. С. 310-313; 33. С. 314-319; 34. С. 324-327; Амфилохий (Сергиевский), архим. Ростовские древности: История построения церквей Ростовского Борисоглебского мон-ря//Вестн. Об-ва древнерус. искусства. М., 1876. Смесь. Отд. С. 1-3; Титов А. А. Ростовский Борисоглебский мон-рь, что на Устье, Ярославской епархии//ИВ. 1891. Т. 40. 6 (Дек.). С. 767-782; Антоний, архим. Ростовский второклассный Борисоглебский мон-рь и его основатели прп. Федор и Павел. Жизнеописание Борисоглебского затворника прп. Иринарха. Ярославль, 1907; Баниге В. С. , Брюсова В. Г. , Гнедовский Б. В. , Щапов Н. Б. Ростов Ярославский. Ярославль, 1957. С. 159-179; Тюнина М. Н. Ростов Великий. Ярославль, 1969. С. 171-202; Кривоносов В. Т. , Макаров Б. А. Архитектурный ансамбль Борисоглебского мон-ря. М., 1987; Мельник А. Г. К истории Борисоглебского музея//Сообщ. Ростовского музея. Ростов, 1991. Вып. 1. С. 120-131; он же. О звоннице Борисоглебского мон-ря//Там же. Ярославль, 1995. Вып. 7. С. 215-226; он же.

http://pravenc.ru/text/153193.html

Керенский Тихвинский монастырь Тамбовской Епархии упразднённый девичий, находившийся в конце города Керенска. Построен в 1757 году. Церковь оного каменная во имя Тихвинской Божьей Матери в 1764 году по Духовным Штатам обращена в приходскую церковь . Кержатский монастырь См. Киржачский Введенский. Добавление из VI тома Кержаческий Благовещенский монастырь Упоминается в XV столетии. Князь Юрий Васильевич, скончавшийся в 1472 году, дал вклада в монастырь к Благовещенью на Кержач село Радково (см. Продолжение Древней Росс. Вивлиофики, ч. III, стр. 173). Керженский или на Керженце и Балбаше Успенский монастырь Иначе Кержебелмашский . См. Успенский Кержебелмашский. Кидекоцкий Борисоглебский монастырь Мужской, давно уже упразднённый. Находился близ города Суздаля, в Опольской десятине, на берегу реки Нерли, от города Суздаля к востоку в трёх вёрстах. Основан он был в начале XII столетия Георгием Всеволодовичем, Князем Суздальским. Название своё как монастырь так и место, на котором он был основан, получили от следующего обстоятельства: Князь Георгий так, как и предместники его, имел тут свой загородный дом. Красота местоположения пленила Князя столько, что он решился было тут утвердить Княжеский престол свой, а для сего устроить Кремль и Соборную церковь . Уже и к делу было приступлено (остатки земляного вала и поныне видны). Но неизвестно по какому случаю отменил намерение своё, и вместо того соорудил в Суздали Соборную церковь ; а из оставшихся от неё материалов построил близ своего загородного дома на помянутом месте (которое прозвал Кидекша, якобы кинутое) монастырь мужской во имя св. страстотерпцев Бориса и Глеба. Здесь в церкви погребён Князь Суздальский Борис Юрьевич, в 1159 году скончавшийся (см. книгу Хронограф). Этот монастырь в половине XVII столетия находился уже в запустении, однако считался ещё приписным к Печерскому Нижегородскому; а почему и когда к оному приписан – неизвестно. Кизический Казанский монастырь Мужской третьеклассный Казанской Епархии, расстоянием от города Казани в 2½ вёрстах.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Из зданий, находящихся в обители сей, примечательнее всего церковь во имя Св. Александра Невского, в которой имеются части мощей разных святых угодников Божьих, в особо устроенном драгоценном ковчеге. Новоторжский Борисоглебский монастырь 2 класса мужской. См. Борисоглебский Новоторжский. Новоторжский Воскресенский монастырь 2 класса девичий. См. Воскресенский Новоторжский. Новоторжский Николаевский Пустынный монастырь Мужской, упразднённый. Находился при Тверце от города Нового Торжка в 2 вёрстах, почему и прозван Новоторжским, от Москвы в 230, от Новгорода в 317 вёрстах. О начале монастыря сего, по причине Литовских бывших разорений, сведений не имеется. В 7131/1623 году, Июля 29, жалована была монастырю сему от Государя Царя Михаила Феодоровича грамота на вотчинные земли и угодья против прежней таковой же грамоты Царя Феодора Иоанновича, в Литовское разорение сгоревшей. В 7191/1683 году, Августа 7, жалована была ещё от Государей Царей Иоанна Алексеевич а и Петра Алексеевича подобная прежним грамота. В 7195/1687 году, когда Торжок принадлежал к Новгородской Епархии, приписан был этот монастырь к Новгородскому Архиерейскому дому, за которым и состоял до учреждения Духовных Штатов в 1764 году, по которым оставлен на своём содержании, а потом за ветхостью вскоре вовсе упразднён, ибо в 1764 году строения в оном были все деревянные и притом ветхие, а именно: две ЦЕРКВИ 1) во имя Св. Николая Чудотворца, по которой и назывался монастырь Николаевским; 2) во имя Божьей Матери Входа Её во храм; 3) КОЛОКОЛЬНЯ с 5 колоколами; 4) КЕЛЬЯ Настоятельская с сенями и несколько братских деревянных же; 5) ОГРАДА кругом монастыря такая же. Настоятельство в оном прежде было Игуменское, а в 1764 году был тут Строитель. Крестьян было 540 душ, пахотной земли на 75 четвертей, сенных покосов на 257 копен. Доходов оброку с крестьян, земель и других угодий получал этот монастырь деньгами около 60 рублей, хлебом разным по 11 четвертей в год. Новоторжский Рождественский монастырь Мужской, упразднённый. Находился в Тверской Епархии в уездном городе Торжке. До Штатов 1764 года был приписан к Борисоглебскому монастырю, по Штатам же обращён в приходскую церковь , которая и доныне существует, а построена церковь сия в 1659 году, Святейшим Патриархом Никоном во имя Рождества Христова. Новоторжский Троицкий монастырь

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

«Откуда в маленьком городе такие большие храмы?» Торжок православный Архитектурные шедевры и атмосфера патриархальной России 17 марта, 2019 Архитектурные шедевры и атмосфера патриархальной России Торжок – город небольшой. По размеру сопоставим с некоторыми округами Москвы. Тем интереснее побывать в нем, побродить по его улочкам, полюбоваться на сохранившиеся архитектурные шедевры. Гости Торжка часто задают один и тот же вопрос: «Откуда в маленьком городе такие большие храмы?» И в самом деле, Спасо-Преображенский собор, Борисоглебский монастырь, Благовещенский храм украсили бы собой Москву, Санкт-Петербург и другие крупные города России. Местные краеведы считают, что причиной тому – соперничество купцов. Каждый купец, достигший высокого положения, хотел прославить свою фамилию и старался дать денег больше, чем сосед. Недостатка в средствах не было, поэтому храмы строили с размахом. Торжок – город купеческий, до революции более 70% населения составляли купцы. Но и духовенство играло заметную роль. Были даже династии священников – Богоявленские, Модестовы, Ильинские. Дети священников в основном поступали в духовные училища, потом уезжали в Тверскую духовную семинарию, а оттуда, женившись, разъезжались по приходам. Всего в Торжке, по разным оценкам, до революции 1917 года было от 29 до 40 церквей, если считать еще и домовые церкви. Сейчас действуют 10 церквей и 1 монастырь, а еще 15 церквей в разной степени заброшенности. Борисоглебский мужской монастырь Борисоглебский монастырь – один из самых древнейших в России. Его основал преподобный Ефрем Новоторжский в 1038 году. Из «Жития преподобного Ефрема» мы знаем, что на новоторжских землях он оказался после трагической гибели князей Бориса и Глеба. « Оставив свой боярский сан и дом, он прибыл в город Торжок и, нашедши одно весьма красивое место близ города, на берегу реки Тверцы, построил там храм во имя государей своих, великих князей, святых страстотерпцев Бориса и Глеба, и, собрав много иноков, устроил обитель, а сам стал архимандритом», – написано в «Житии Ефрема Новоторжского».

http://pravmir.ru/otkuda-v-malenkom-goro...

43 . ИОНА II Лещинский, скончался в 1761 году, Ноября 7, и погребён в южной паперти соборной церкви. 44 . ВАРЛААМ Гловацкий. Упоминается в 1766 году. 45 . СИМОН был с 1777 по 1785 год. 46 . ИОСИФ IV был с 1783 по 1791 год; он уволен с пенсией в Сергиеву Троицкую Лавру на покой, но в 1799 году определён Настоятелем Ростовского Богоявленского Аврамиева монастыря, и там скончался. После Иосифа до 19 Октября 1802 года этот монастырь состоял в управлении Преосв. Сильвестра, бывшего Епископа Крутицкого, который имел пребывание своё в оном. 47 . ФЕОФАН Некрасов, в 1803 году переведён из Лужицкого монастыря. Он находится и доныне, будучи первоприсутствующим в Московской Духовной Консистории. А до 1813 был над Московскими Епаршескими монастырями Благочинным. В 1813 году, за болезнью, по прошению его, от этой должности уволен. Спасо-Великопустынский монастырь См. Великопустынский Спасов. Спасо-Вифанский монастырь См. Вифания. История Российской Иерархии, ч. III, стр. 562. Спасовожеозерский монастырь См. Вожеозерский Спасский. Спасов монастырь Александровой мужской пустыни Находился в Костромской Епархии и имел за собой крестьян 177 душ. Спасов Рабангский монастырь См. Рабангский Спасов. Спасов монастырь Ростовский мужской упразднённый, находился в Ростовском уезде. Спасов Рязанский монастырь См. Рязанский Спасский. Спасов-Геннадиев монастырь См. Геннадиев Спасский. Спасо-Геронтиева Чебоксарская пустынь См. Геронтиева Чебоксарская. Спасогорский Белоезерский монастырь Мужской упразднённый, находился в Новгородской Епархии, в предместье уездного города Белоезерска. Этот монастырь начал строиться по грамоте Павла, Епископа Вологодского, в 1716 году (поскольку тогда Белоезерскяя область принадлежала к Епархии Вологодской), а по прошению Белоезерских граждан, на Белоезерской посадской земле на горе, именовавшейся Спасской, где был поставлен прежде крест. По этой горе и монастырь назван Спасогорским. В 1717 году, в Августе месяце, по общему Белоезерских граждан, письменному заручному совету отведено под этот монастырь из посадской выгонной земли 80 квадратных саженей.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

По Штатам 1764 года обращён в кладбищенскую церковь . Спасо-Евфимиев Вологодский монастырь См. Евфимиев. История Российской Иерархии, ч. IV, стр. 96. Спасо-Евфимиев Суздальский Вологодский монастырь См. Евфимиев или Спасо–Евфимиев. История Российской Иерархии, ч. IV, стр. 98. Спасо-Запруденский монастырь Мужской упразднённый, бывший при Губернском городе Костроме к северу, при реке Запруденке, почему так он и именуется; местоположение этого монастыря ровное и весьма удобное. Причиной построения этого монастыря было обретение на этом месте Чудотворной Иконы Феодоровская Богоматери Василием Квашнёй в 1238 году. В воспоминание этого 16 Августа, т. е. в день, явления Иконы, бывает сюда крестный ход из города. Церквей в этой обители было две: одна каменная, а другая деревянная. Содержится Костромским Успенским собором, а ныне здесь одна церковь каменная, оставшиеся же деревянные монастырские строения заняты были полковым лазаретом. При этом монастыре была и Епархиальная Семинария, которая ныне находится в Ипатском монастыре. Спасо-Каменный Вологодский монастырь См. Каменный. Спасо-Каргопольский монастырь См. Каргопольский Спасский. Спасо-Кукоцкий монастырь См. Кукоцкий Спаский. Спасо-Ломовский монастырь См. Ломовский Спасский. Спасо-Мирожский монастырь См. Мирожский Спасский. Спасо-Николаевская Верхомоломская пустынь См. Верхомоломская Николаевская. Спасо-Николаевский Молдавский монастырь Первоклассный мужской, основан в 1788 году Князем Потёмкиным в городе Николаеве. Первым Архимандритом этой обители произведён был Моисей Гумилевский, бывший потом Епископ Феодосийский. Спасо-Поликарповский монастырь См. Поликарпов Спасский Брянский на Козьей степи. Спасо-Преображенский Астраханский монастырь 2 класса мужской, находящийся в Губернском городе Астрахани в Белом городе близ городской стены на берегу реки Кутумовы. Построен в 1597 году. В начале XVII столетия этот монастырь много претерпел урона от самозванца Заруцкого и почти целое столетие был в оскудении, в цветущее же состояние начал приходить с 1702 года, когда грамотой Государя Царя ПЕТРА I, данной 4 Мая Дьяку Василию Кучукову по прошению Архимандрита Антония, дозволено обветшавшее строение возобновить и вновь производить.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

В 1937 году был арестован в Мелекессе. Виновным себя не признал, 21 декабря 1937 году был приговорён к расстрелу тройкой при УНКВД по Куйбышевской области. 16 апреля 1938 года расстрелян. Монастыри [ править править код ] Борисоглебский мужской монастырь [ править править код ] Борисоглебский монастырь — крупный мужской монастырь в городе Торжке; считается древнейшим в Тверской области. Монастырь «не имеет клочка писанной истории вплоть до XVI века, и списки настоятелей открываются ставленниками Грозного». Из житийной литературы XVII века следует, что монастырь основал в 1038 году боярин Ефрем, бывший конюшим киевского князя Владимира I Святославича. Причиной, подвигшей боярина к основанию монастыря, было убийство Святополком Бориса и Глеба, после которого он решил удалиться от светской жизни и заложить монастырь на берегу реки Тверцы. Изначально боярин Ефрем якобы основал обитель на возвышенности у реки, а в 1038 году был построен храм, получивший название Борисоглебского в честь Бориса и Глеба и давший название всему монастырю. В исторических источниках первые сведения о Торжке появляются в середине XII века. Адрес : Тверская обл., Торжок, ул. Старицкая, 7 Телефон : 9-91-88 E-mail : ierom.arseniy@ya.ru Подробнее... Храмы [ править править код ] В Торжке сохранилось 19 храмов, не считая монастырских, из них 8 действующих. Храм Архангела Михаила (Торжок) [ править править код ] Благовещенская, более известная под названием Архангельской, церковь расположена на высоком холме. Местоположение церкви весьма красивое и, при величественной архитектуре, храм господствует над окрестностями и виден издали. Ныне существующая Благовещенская церковь каменная, пятикупольная. В местности, называе мой Благовещенскою, или Михайловскою слободой, с давних времен существовали церкви в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и св. архистр. Божия Михаила; они были деревянные и в литовское нашествие (1609 г.) были разорены и сожжены. В 1660 году, по челобитью священника Архангельской церкви Василия Семенова, дана была выпись из писцовых книг, в которой говорится: " в приказе Володимерской чети в писцовых книгах письма и дозору Василья Толстова, да подъячаго Дружины Федотова 7124 (1616) году написано: в Торжку на посаде церкви приходныя и в той статье написано место церковное, что была церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, да место же церковное, что была церковь архангела Михаила, а на церковной земле во дворе поп Петр Семенов, да церковных мест - дьячково, проскурницыно, да пять мест келейных, - церкви и дворы и кельи пожгли литовские люди, а дана сия выпись... для вотчиннаго владения, что ему попу Василью и впредь кто у той церкви попы будут и теми пустошами и сенными покосы и дворовыми и келейными местами по сей выписи владеть по прежнему безъотнимочно " ...

http://azbyka.ru/palomnik/Торжок

Дмитров. Борисоглебский мужской монастырь. Собор Бориса и Глеба. Карта и ближайшие объекты Собор во имя святых благоверных князей – страстотерпцев Бориса и Глеба (Борисоглебский собор) (1537 г., придел 1656 г.) – это кирпичный, четырехстолпный, одноглавый, крестово-купольный храм. Его неоднократно достраивали и перестраивали. В 1656 году у западной части южного фасада собора построили небольшой Алексеевский придел с одной главой и маленьким притвором на средства Прасковьи Чаплиной, вдовы стольника Семена Васильевича Чаплина. Каменный на белокаменном повале собор является ярким образцом московской архитектурной школы начала XVI века. Настенная живопись в храме была выполнена в 1824 г., затем ее обновляли в 1887 и 1901 г., но позже забелили. http://www.vidania.ru. Собор Бориса и Глеба выстроен из кирпича до 1537 года. Он представляет собой четырёхстолпный крестовокупольный храм с тремя апсидами равной высоты. Перекрыт коробывыми сводами, покрытие позакомарное. Собор выполнен в формах московского зодчества начала 16 века, однако некоторые особенности его декоративной обработки дают основание отнести храм к сооружениям местных дмитровских мастеров. Входы обрамляют белокаменные пространные порталы с килевидным верхом, дыньками и сноповидными капителями. Здание неоднократно поновлялось. Есть предположение, что его своды и закомары переложены около 1680 года. В 1656 году у юго-западного угла собора женой стольника Алексея Чаплина поставлен одноглавый бесстолпный Алексеевский придел. В 17 веке сооружены западная паперть и колокольня. Настенная масляная живопись в соборе и приделе - конца 19 века. В стену собора вмонтирован резной белокаменный крест 1462 года. Источник: Подъяпольская Е.Н. " Памятники архитектуры Московской области " . 1975 Композиционным и художественным центром монастыря служит собор Бориса и Глеба, выстроенный до 1537 г. В середине XVII в. к нему примкнули западная паперть и трехъярусная шатровая колокольня с боевыми часами. В 1656 г. женой стольника А.И. Чаплина у юго-западного угла здания поставлен миниатюрный одноглавый Алексеевский придел. В конце XVIII в. кровли собора, верх колокольни и паперть подверглись переделкам. Прежний облик древней части памятника возвращен в 1900-х г.г. Под наблюдением И.П. Машкова разобрано устроенное в 1778 г. ярусное завершение барабана, сделана новая глава, восстановлено позакомарное покрытие.

http://sobory.ru/article/?object=09508

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010