Нам не известны шатровые церкви в Подвинье, построенные ранее XVI века. На протяжении XVI-XVII веков иконостасы делались тябловыми, причём даже в каменных церквях. Хотя к XVII веку в центре Руси уже сложилась каркасная конструкция высокого иконостаса, однако на Севере замена тябл на каркасный остов происходила постепенно, как бы повторяя те этапы эволюции, которые прошла алтарная преграда раннехристианских церквей, только в более короткие строки. Первым начал изменяться местный ряд. Иконы верхних рядов размещались на полках, в нижнем – оправлялись в киоты и устанавливались на нижнем тябле, тем самым создавались предпосылки для перехода к стоечно-балочной конструкции. И затем тябловые иконостасы стали переделываться на каркасные. Это происходило уже в XVIII веке. Однако нами найден документ, свидетельствующий как будто о том, что каркасный остов, украшенный барочной резьбой, существовал в Подвинье уже в XVII веке. В каменной Борисоглебской церкви Нижнематигорского прихода иконостас был устроен в 1680 году, а по сохранившимся зарисовкам он перекликается с судьбой селецкого иконостаса. Возможно, инженер, составлявший описание Нижнематигорской церкви, не проводил сопоставление церковного архива, и дату постройки церкви автоматически перенёс на современный ему иконостас. Однако не исключено, что интерьер Борисоглебской церкви был сделан по образцу церквей культурных центров того времени, например, г. Сольвычегодска, и сам затем ста образцом для других храмов. В 1898 году проводился ремонт иконостаса Воскресенской церкви, во время которого «иконостас в главном и придельных храмах вновь вызолочен червонным 9-золотниковым золотом на мардане, иконы… промыты, вычищены, оперханные места исправлены, фоны выкрыты колером – под древний вид и покрыты масляным лаком». Эти работы были выполнены иконописных дел мастером Дмитрием Терентьевым. Итак, иконостас Воскресенской церкви из с. Сельцо включает в себя иконы XVII века и несколько более поздних – в местном ряду. Иконы написаны местными, возможно, каргопольскими мастерами. Остов иконостаса, вероятно, выполнен в 1763 году. В настоящее время на Архангельском Севере практически не сохранилось подобных памятников в деревянных храмах, к тому же большинство художественных музеев не располагает возможностями показывать произведения древнерусской живописи в ансамбле с резьбой. В музее деревянного зодчества иконостас может быть показан в условиях, приближенных к естественным условиям его бытования – в шатровом храме XVII века.

http://sobory.ru/article/?object=37425

За Новоторжским Борисоглебским с приписными За Спасским Старо-Русским с приписным Козмодемьянским За Великолуцким Троицким Сергиевым с приписными За Никандровой пустынью За Орденской пустынью с приписными За Шкнятинским За Теребенской пустынью За Сторожевским Николаевским За Перетинским За Спасским Порховским За Посолотиным За Спасской Забережской пустынью (а по другим – 17) За Осиновской пустынью За Никольской Столпенской пустынью За Николаевским Беседным За Богословским Череменецким За Антониевым Дымским За Леохновым За Александро-Свирским За приписными к нему За Крутецким За Воскресенским Устюжским За Николаевским Моденским За Юрегорским За приписной к нему Кодлоезерской пустынью За Кенским За Елгомской пустынью За Кожеозерским За Александрошевенским За Крестным С приписной к нему Сыренской пустынью За За Бежецким Верхоникольским Антониевым с приписными За Введенским За Палеостровским За За Тройской Синозерской пустынью За Преображенским Валаамским За Устюжской Железнопольской Гуриевой пустынью Б) За девичьими монастырями За Евфимиевым За Зверинским За Десятинским За Сырковым За Ильинским За Лазаревым За Сокольницким За Тихвинским Введенским За Новоторжским Воскресенским За Порховым Рождественским За Старо-Русским Успенским За Медовским Итого за монастырями 51.514 Всего за домом Архиерейским и монастырями 73.014 За Епархиальными Число душ 2. Псковская (не в окладе) За Архиерейским домом А) За мужскими монастырями За Псково-Печерским За Снятогорским За Мирожским За Святогорским с приписными За Великопустынским За Елеазаровым с приписными За Крыпецким За Никольским Любятовым За Златоустовым За Козмодемьянским Гремячим За Петропавловским Сереткиным Б) За девичьими монастырями За Предтечевым За Старовознесенским За Воскресенским За Нововознесенским За Ильинскиме с Запсковья За Духовым с Усохи За Архангельским За Варваринским (по другим 97) За Иоакимовским За Зачатейским За Ильинским с Завеличья За Успенским с Опочки За Рождественским с Изборска За Трёхсвятительским Итого за монастырями

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Строительство Воскресенского собора совпало по времени с переводом в Новохопёрск из Михайловской станицы Хоперского округа области Войска Донского Богоявленской ярмарки – одной из самых крупных тогда в России. Это решение сыграло особую роль в архитектурно-планировочном развитии города, так как для ярмарки потребовалось обширное пространство с торговыми павильонами. Первая ярмарка состоялась в январе 1866 года, длилась около четырех недель и продолжалась до 1871 года, а торговые площади начинались от Воскресенского собора «лавки устроены были временно из досок, на той площади, где была прежде земляная крепость, а потом предполагалось построить каменные корпуса, но это не осуществилось». Прибывшие со всей России купцы нуждались в сдаваемых внаем домах, поэтому многие граждане активно занялись устройством новых жилищ, переделкой и обновлением старых. На протяжении пяти лет до 1871 года в Новохопёрске ежегодно проходила Богоявленская ярмарка, дававшая городу доход в размере 50 тысяч рублей в год. За эти годы Новохопёрск «преобразился настолько, что тот, кто был в нём несколько лет тому назад, теперь решительно не узнал бы его». Мирное существование прихода было прервано Октябрьской революцией и последующими декретами о фактическом запрещении деятельности церкви. Сначала штат священников и церковнослужителей уменьшился с трех человек до двух. А затем в ходе кампании по реквизиции церковных ценностей 1922 годамногие предметы культа и частные пожертвования прихожан были изъяты в фонд голодающих. В эти годы вплоть до 1927 года в Соборном храме располагалась вторая кафедра викарного архиерея – епископа Богучарского и Новохоперского. В 1920-х годах поддерживаемый советской властью раскол, получивший название обновленческого, заметно ослабил приход Воскресенского собора. Такое положение сохранялось приблизительно до 1937 года. Согласно архивно-следственным делам, в подчинении (юрисдикции) Борисоглебской обновленческой кафедры находились церкви многих близлежащих сел, но храмов г. Новохоперска в этом списке не значилось. По-видимому, последний настоятель храма протоиерей Федор Федорович Балабанов до конца сохранял чистоту веры. Однако 18 сентября 1937 года он был арестован, а 10 октября 1937 года, как и многие священники в то время, приговорен к расстрелу Особой Тройкой НКВД.

http://azbyka.ru/palomnik/Собор_Воскресе...

о. М. П. Ласточкина: А. И. Зимина А. П. Баранова М. Ф. Красильникова —28— 72. Покровской, в Кудрине ц., свящ. о. Григ. Ион. Истомина: Причт и староста Иоанно-Предтеченской, в Фирсановом доме, ц., свящ. о. Ф. А. Борисоглебского: Священник Ф. А Борисоглебский Иоанно-Предтеченской, за Пресней, ц., священника о. А. А Флерина: N священник Вивилов Христо-Рождественской в Палашах, ц., свящ. о. Д. Н. Ренского: Священник Н. А. Величкин Федоро-Студицкой, на Никитской ц., священника о. А. Н. Воскресенского: Священник А. Н. Воскресенский Священник В. А. Модестов М. Волынский Никитского сорока, 2-го отделения: Александро-Невской, в Комиссаровском Техническом училище, ц., о. И. П. Смородина: Алексиевской, на Глинищах ц., протоиерея о. А. К. Гиляревского: Священник о Н. Строганов Благовещенской, на Тверской, ц., свящ. о. А. М. Соболева: Священник А. М. Соболев Московский Губернатор С. А. Печатнов Ив. Ив. Мишин Богородице-Рождественской, в Столечниках, ц., Протоиерея о. М. В. Модестова: Протоиерей М. В. Модестов Священник Н. С. Недумов Московское Городское Кредитное Общество А. Ф. Бычков М. Прохоров Воскресенской, на Успенском вражке, ц., свящ. о. Н. А. Поспелова: Пот. Поч. Гр. А. А. Андреева Вознесенской, на Б. Никитской, ц., протоиерея о. А. С. Горского: Георгиевской, на Красной гор., ц., свящ. о. Н. А. Скворцова: Священник Н. А. Скворцов A. В. Васильев Параскевиевской, в Охотном ряду ц., Благочинного, протоиерея о. С. М. Маркова: Протоиерей С. М. Марков С. В. Сибиряков B. С. Уткин-Егоров М. И. Громов И. И. Лапин Сергиевской, на Б. Дмитровке ц., свящ. о. С. И. Лебедева: Церковный староста Спасской, на Песках, ц., свящ. о. Н. И. Луневского: Священник Н. И. Луневский Священник Н. П. Соколов Диакон В. Руднев Псаломщик А. Воскресенский Псаломщик В. Делекторский Успенской, на Вражке, ц., свящ. о. А. П. Поройкова: Священник А. П. Поройков Г. Смирнов Никитского сорока, 3-го отделения: Благовещенской, в Петровском Парке, ц., свящ. о П. В. Сперанского: Вас. Ник. Быков Г. А. Афанасьев Богородице-Рождественской, на М.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Священник А.А. Светлов Зачатиевской, в Углу, церкви, священника Е. В. Преображенского: Н. Ильин И. Новоселов Иоанно-Предтеченской, священника А.В. Покровского: Священник А.В. Покровский Стулов Космо-Дамианской, в Панех, ц., протоиерея А.В. Клирикова: Священник П. И. Архангельский Николо-Краснозвонской ц., протоиерея Г.Ф. Виноградова: Протоиерей Г.Ф. Виноградов Марие-Магдалиненской, в Николаевском женск. училище, ц., священника В. В. Соболева: Священник В. В. Соболев Н. Миловидов —12— 12. Николо-Мокринской церкви, священника В.П. Смоленского: Священник В.П. Смоленский Староста С. Никитин Покровского собора, протоиерея благочинного К.И. Богоявленского: Протоиерей К.И. Богоявленский Протоиерей И.И. Кузнецов Покровской, на Варварке, ц., священника Н.В. Цветкова: Священник Н.В. Цветков Троице-Полевской ц., протоиерея Н.А. Соловьева: Домовая контора Чижовых Т-во Красильщиковой Ф. Павлов Чегланов Никитского сорока 1 отделения: Василие-Кесарийской, в Тверской-Ямской слободе, ц., протоиерея А.Ф. Орлова: Протоиерей А.У. Разумихин Вознесенской, на Царицынской ул., ц., протоиерея благочинного И.Д. Арбекова: А.М. Апраксин Протоиерей И.Д. Арбеков —13— 20. Воскресенской, в Малой Бронной, ц., священника А.П. Сперанского: Кичигин Чугунов А. Бронский Воскресенской, на Ваганькове, ц., протоиерея Н.П. Любимова: Протоиерей Н.П. Любимов Священник С.И. Соловьев Георгиевской, в Грузинах, ц., священника Д.К. Холмогорова: Священник Д.К. Холмогоров Георгиевской, на Всполье, ц., протоиерея В.А. Крылова: Дмитрие-Селунской, на Тверской ул., ц., священника В.А. Быстрицкого: А.А. Горчаков Ермолаевской, на Садовой, ц., протоиерея С.С. Модестова: Протоиерей С.С. Модестов Иоанно-Предтеченской, в Фирсановом доме, ц., священника Ф.А. Борисоглебского: Священник Ф.А. Борисоглебский Иоанно-Предтеченской, за Пресней, ц., священника А.А. Флерина: Н. Лапшин Николаевской, в Новой Слободе, ц., священника В. И. Кедрова: Священник Н.В. Беневоленский Священник В.И. Кедров Г. Леонтьев —14— 29. Пименовской, в Старых Воротниках, ц., священника М.П. Ласточкина:

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Раздел 6. Рецензии и библиография Новая литература по ставрографии за 2000–2002 годы Пуцко В. Г. Белокаменные резные кресты XV–XVIbb. в Поволжье//Сообщения Ростовского музея. Вып. XI. Ростов, 2000. С. 66–82, ил. Работа известного специалиста по церковному искусству В. Г. Пуцко посвящена анализу формально-содержательных особенностей ряда крестов, объединенных по типологическим (белокаменные монументальные), географическим (Ярославская земля) и историческим (XVIbek) признакам. Предметом анализа стали крест дьяка Стефана Бородатого из Ростовского музея, кресты из Воскресенского и Крестовоздвиженского соборов в Романове-Борисоглебске и крест из Успенского собора в Ростове Великом. Среди выдвигаемых исследователем гипотез – предположение о том, что типология Распятия на кресте из Воскресенского собора Романова-Борисоглебска «реально отражает деревянное изваяние Иисусова креста из Никольского погоста, ныне находящегося в церкви с. Годеново Ярославской области» (с. 73). Возводя, в свою очередь, хорошо известный и почитаемый сегодня Годеновский крест к формам меднолитого креста преп. Авраамия Ростовского XIV века, В. Г. Пуцко выстраивает три упомянутых креста в единый типологический ряд, при этом датируя Романов-Борисоглебский крест рубежом XV–XVI веками – по эпиграфическим признакам. Отмечая вторичность поволжских белокаменных резных крестов по отношению к московской и новгородской традиции XIV–XVbekob, в целом автор оставляет открытым вопрос о реальных исторических и географических границах вида крестов. А. В. Святославский Mixac ь Раманюк. Беларуск i я народныя крыжи: манаграфия. «Наша нива», Дзянис Раманюк, В i льня, 2000. 222 с., ил. – на белорус. яз. (Раманюк Михаил. Белорусские народные кресты. Монография. Вильнюс: «Наша нива». Дзянис Раманюк, 2000). Издание совмещает в себе научную монографию и прекрасного качества фотоальбом с 302 иллюстрациями, работами самого автора. М. Раманюк – наш современник (1944–1997), профессор кафедры истории и теории искусства Белорусской Академии художеств, этнограф, художник, фотограф, посвятивший жизнь изучению материальной и духовной культуры Белоруссии.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Новгородская. Антониевская на Черных озерках (1375), Антониев на Боженке-Храминогорский (1376), Аргамаков-Георгиевский (1378), Арсениев-Рождество-Богородицкий (1379), Благовещенский-Устюженский (1398), Богородицкий-Успенский-Новгородский (1423), Борисоглебский с Загзенья или с Гзени (1452), Варлаамиев-Строиловский (1462), Введенский с Мояты (1475), Верендовский-Николаевский (1483), Водский-Спасский или Спасо-Преображенский (1490), Воскресенский-Людинский на Мячине (1540), Воскресенский-Плотинский с Красного поля (1542), Бицкий (1552), Двунадесяти-Апостолов-Чудинцовский (1574), Зарецкий-Рождественский (1605), Иоанно-Предтечев-Струпинский (1651), Карихов или Кириков-Леонтиевский (1665), Коломецкий-Троицкий (1686), Короцкий-По­кровский (1689), Кушникова (1708), Молвотицкий-Рождество-Предтеченский (1752), Невская (1757), Николаевская-Пиросская (1770), Николаевская в Судбищах на Шексне (1772), Николаевский-Варлаамиев (1786), Николаевский в Воротниках (1790), Николаевский-Глинский (1792), Николаевский на Голыневе (1793), Николаевский-Едровский (1798), Николаевский с Клинска-Тесовский (1804), Николаевский-Ковженский (1805), Николаевский-Кречев (1809), Николаевский-Кушеверский (1810), Николаевский на Лятке (1813), Николаевский в Моркиничах (1816), Николаевский-Обадский (1818), Николаевский-Сопинский (1823), Николаевский на Холопьем городке (1830), Николаевский-Чудинцовский или конец Легосци улицы (1831), Ореховский (1854), Павлов-Варежский (1857), Петропавловский-Белозер­ский (1872), Петропавловский-Старорусский (1873), Покровский-Пустошский (1908), Покровский-Шухтовский (1914), Предтечевская-Кленовская (1918), Предтечевская-Северская (1919), Преображенская-Рублева с Переходы (1931), Пятницкий-Козмодемьянский (1956), Рождественский-Богородицкий-Устюженский (1975), Рождествен­ский с Никитины улицы (1976), Рождество-Богородицкий в Передках (1988), Селифонтова (2004), Сергиев-Старорусский (2008), Середокорытный-Стефановский (2010), Серемская (2011), Спасо-Преображенский на Пшевже (2050), Спасо-Рождественский (2052), Сплавский-Симеоновский (2089), Сытинский (2100), Троицкий-Видогодский (2127), Троицкий в Танищах (2151), Успенский-Демянский (2173), Успенский-Тесовский (2194), Усть-Волмский-Рождество-Пречистенский (2199), Шилов или Щилов-Покровский (2231).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

129.700 Всего за домом Архиерейским и монастырями 109.017 Платёж в экономию 3. Епархия Ростовская Число душ Деньгами Хлебом За Архиерейским домом 16.340 А) за мужскими монастырями: За Богоявленским Аврамиевым За Борисоглебским, что на Устье, с приписными За Спасским, что на Песках (по другим 599) За Троицким, что у варниц За Спасоярославским 13.981 За Ярославским Тольским За Ярославским Афанасиевским с приписными Христорождественским и Вознесенским, что на Обноре За Александровой пустынью (по другим 571) За Синодальной Воскресенской Карошевской пустынью За Пошехонской Выксинской пустынью За Николаевской Тропской пустынью За Воскресенским, что на Обноре, с приписным Рождественским, что в Носкове За Угличским Покровским За Угличским Воскресенским За Угличским Алексеевским За Никольским Улеменским За Учемской Кассияновой пустынью За Южской Дорофеевой пустынью За Богоявленским Острожским За Адриановым За Тихвинской пустынью За Исааковой пустынью За Ройской пустынью За Досифеевой пустынью Б) За девичьими монастырями За Богоявленским За Рябининой пустынью Итого за монастырями: 38.078 Всего за домом Архиерейским и монастырями 54.418 Платёж в экономию 4. Епархия Тверская Число душ Деньгами Хлебом За Архиерейским домом 11.980 А) За мужскими монастырями: За Отрочим За Желтиковым За Успенским Иваницким За Малицкой Николаевской пустынью За Кашинским Дмитровским За Клабуковым За Троицким Колязинским За Знаменским Капшиным За Благовещенским Ширинским За Троицким Рябовым За Старицким Успенским За Зоринской пустынью За Раковой пустынью За Никольской пустынью, что в красных горах За Крестовоздвиженским За Троицким Селижаровым За Ниловой пустынью Б) За девичьими монастырями: За Рождественским За Сретенским Итого за монастырями 19.697 Всего за Архиерейским домом и монастырями 31.677 Платёж в экономию 5. Епархия Крутицкая Число душ Деньгами Хлебом За Архиерейским домом А) За мужскими монастырями: За Вяземским Предтечевым За Белевским Спасским За Лихвинским Добрым За Гремячим За Мещовским Юрьевским

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Слава Богу! А Мария ждет. Она верила, верила неложному слову Христа! Обед прошел. Нет. Все глаза проглядела – нету Христа! Ладно. Идет из другой деревни мужчина: “Мария, коровушка телится. Да неладно. Пойдем, помоги ради Христа, ты в коровах-то понимаешь”. – “Уходи, ко мне Гость придет! Я Гостя жду!” Прогнала мужика. Мужик пришел домой, коровушка отелилась. А Мария ждет Христа, не дождется. Поздний поздний вечер. Входит мужчина и говорит: “Слушай-ка, баба. Я овдовел давно да пропился. Сами знаете: стопочки да рюмочки доведут до сумочки. Бельишко-то мне старенькое улатай, постирай”. Принес грязного-то белья. “Уходи...” Выгнала... Не пришел к ней Христос. Уснула. Видит сон: пришел к ней Спаситель. Она говорит: “Господи! Я верю неложному Твоему слову, потому что каждое слово Твое – Истина. И вот, сказали, что Христос придет. Я ждала Тебя”. – “Да, Мария, – отвечает Христос. – Я за твою благочестивую жизнь, за твою любовь к храму Божьему к первой тебе пришел. Я три раза к тебе приходил, а ты Меня три раза выгнала”. – “Господи! Нет. Этого не было”. – “Евангелие читаешь?” – “Господи! Ежедневно”. – “Так вот, баба, слушай. Вот здесь написано: «Болен был, а вы посетили Меня». Это приходил-то не Васютка, а это Я к тебе приходил. А ты Меня выгнала.” – “Не знала, Господи! Ну а второй-то раз когда?” – “А второй раз мужик-то пришел, попросил тебя. Я послал мужика, Я навел на корову ту – тебя испытать, твою веру. «В беде был, а вы помогли Мне». А ты Меня выгнала...” – “Господи! Не знала! А третий раз?” – “А третий то раз приходил опять Я к тебе. «Наг был, и вы одели Меня " ”. – “Не знала, Господи!” – “Знала! Потому что вот тут написано: «Кто сотворил единому от малых сих, тот Мне сотворил». А ты Евангелие читаешь!” Вот, родные. Из этого поучения себе сделайте пример». В 1992 году отец Павел был вынужден уйти за штат по состоянию здоровья. Он поселился в Тутаеве (Романове Борисоглебске) при Воскресенском соборе, продолжая служить и проповедовать, принимать народ, несмотря на тяжелую болезнь и плохое зрение.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

4 июня 1921 г. съезд духовенства и мирян Тутаевского у. избрал Воскресенского кандидатом на замещение Тутаевского викариатства . В том же году он принял монашеский постриг и был хиротонисан во епископа Тутаевского, викария Ярославской епархии, стал одним из ближайших помощников митр. Агафангела. (Часто титуловался «епископом Романовским» по дореволюционному названию г. Тутаева - Романов-Борисоглебск.) Верующими почитался как ревностный архиерей, великий молитвенник, старец (см. Старчество ), прозорливец, имел много духовных чад. В 1922 г. в Ярославле было организовано обновленческое (см. Обновленчество ) епархиальное управление, развернувшее активную деятельность. В июне 1922 г. ОГПУ арестовало митр. Агафангела, надеясь, что вся церковная власть в епархии перейдет к обновленцам. Однако правосл. духовенство осудило раскольников и в многочисленных письмах и прошениях заявляло о подчинении Тутаевскому епископу. Вскоре В. был арестован («за хранение штампов и бланков» - видимо, тех духовных заведений, сотрудником к-рых он являлся до революции), заключен в ярославскую тюрьму в Коровниках. 15 окт. 1922 г. в Ярославле состоялось собрание духовенства и мирян, в к-ром приняло участие более 3 тыс. чел. Собрание заявило о своей верности Православию, об отвержении обновленческого ВЦУ и постановило признать правящим епископом В. Несмотря на то что епископ находился в тюрьме, власти попытались обвинить его в организации собрания, но доказать этого не смогли. В. был осужден за «использование религиозных предрассудков масс с целью свержения рабоче-крестьянской власти» и приговорен к 7 годам лишения свободы. По амнистии срок был сокращен до 5 лет, в 1926 г. В. был освобожден. Архиерей возобновил служение, часто посещал сельские приходы своего вик-ства, везде произносил проповеди. Для усиления проповеднической деятельности, в к-рой теперь из-за отсутствия школ сосредоточилось все христ. просвещение, он брал с собой во время объездов вик-ства наиболее одаренных проповедническим даром священников.

http://pravenc.ru/text/150261.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010