Первое повытье, ведавшее протоколы заседаний и «экспедицию о ревизии», имело в своём личном составе канцеляриста и его помощника. Второе повытье обнимало округи: Слуцкую, Несвижскую, Минскую, Борисовскую, Игуменскую и Вилейскую и, кроме того, его ведению подлежала «экспедиция о присоединении униатов по Минской губернии»; сюда, в виду сложности и обширности дел, назначен был канцелярист и два помощника – писца. Третье повытье: округи – Бобруйская, Пинская, Мозырская, Давидгородокская, Поставская, Дисненская иДокшицкая и дела заграничных монастырей; канцелярист, подканцеляристи писец 1792 . Так как архив консисторский представлял собой груду неразобранных бумаг, то архивариус пока не назначался, а все дела, как собственно консисторские, так особенно «походной канцелярии» 1787 и 1788 годов, «путевой конторы» 1795 года и «консистории» при архимандрите Варлааме во время его специальной командировки на Украину, привести в порядок было предоставлено 1793 священнику Иоанну Беляновскому 1794 , который вполне добросовестно иисполнил возложенное на него поручение, так что консисторские дела этого времени до сих пор сохранились в Минском консисторском архиве в образцовом порядке 1795 . На открывшиеяся в канцелярии должности, по распоряжению преосвященного Виктора, были определены четыре семинариста 1796 . Однако Илликевичу-Корбуту не пришлось быть секретарём – консистории. Представление о нём преосвященного Виктора почти встретилось на пути с синодальным назначением другого человека – Максима Богомолова 1797 , который вполовине января 1796 года явился в Слуцк и вступил уже в отправление своей должности 1798 . Богомолов застал консисторскую канцелярскую машину, заведённую его предшественником, в полном ходу и ему осталось только пожинать уже готовые плоды. Штатной суммы на содержание консистории полагалось 570 рублей 1799 . Эта небольшая сумма была увеличиваема 100 руб. прибавочных 1800 . «Присутствующие» жалованья не получали. Секретарю выдавалось 166 рублей в год; канцеляристам – от 45 до 55 рублей; писцам или копиистам от 10 до 15 рублей в год.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Теперь сделаем несколько критических замечаний относительно содержания рассматриваемого сочинения. Существенным недостатком вступительной части сочинения г. Борисовского —112— представляется отсутствие в ней краткого систематического изложения всего учения Толстого, откуда читатель мог бы познакомиться хотя в общих чертах с мировоззрением графа и уяснить для себя существенные пункты его нравственной философии, которую автор избрал предметом своего исследования. Теперь же, вследствие указанного пробела читатель сочинения не видит тех оснований, по которым автору угодно было подвергнуть критическому разбору те, а не другие пункты нравственного учения Толстого, и избрать такой, а не иной план исследования. Критику автора, направленную против положения Толстого: «жизнь есть стремление к благу» нельзя признать вполне удовлетворительной. Это определение жизни автор признает весьма односторонним на том основании, что оно будто бы «не захватывает всех жизненных отправлений человеческого духа», во в оправдание своего суждения автор не представил достаточных доказательств. Ошибка автора состоит в том, что он начинает доказывать несправедливость положения Толстого, не предложив разъяснения относительно того, что именно разумеет Толстой под благом, составляющим предмет стремлений человека. Пока не доказано, что гр. Толстой понимает благо неправильно, – до тех пор нет никаких оснований восставать против его определения жизни. Общая формула: «жизнь есть стремление к благу» не заключает в себе ничего несправедливого и не представляет никакого противоречия ни учению Св. Писания, ни учению Отцов Церкви. Догматисты и моралисты Православной Церкви располагают нас скорее согласиться с таким определением жизни, чем опровергать его: на основании Св. Писания они учат, что одной из главных целей как создания Богом человека, так и пришествия на землю Сына Божия было благо и блаженство человека. Если же сам Бог при создании и искуплении человека имел в виду благо последнего; то, что же предосудительного в том, если и человек в продолжении своей жизни будет стремиться к достижению блага? Можно даже сказать, что человек обязан стремиться к осуществлению цели, указанной ему Богом. Да и сам автор в конце первой главы, после продолжительной полемики против определения: «жизнь есть стремление к благу», говорит: «если мы не согласны с Л. Н. Т-м, что жизнь вообще есть стремление к благу; то все-таки готовы признать справедливой ту

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—122— ровная, методическая деятельность человека, выработавшего убеждение, что жить для себя безрассудно... Служение ближним после отречения от личного блага – это плод не столько непосредственных влечений любящего сердца, сколько отвлеченных размышлений разума. Это спокойная с убеждением совершаемая деятельность человека, пришедшего к непоколебимой мысли»... (321). А ниже на стр. 343 автор говорит, что Л. Н. Толстой «делает попытку обосновать любовь на почве пантеистических мировоззрений» (?), и дальше излагает те основания, по которым Толстой признает любовь к ближним обязательной для людей. Таким образом автор ставит в вину Толстому и то, что он понимает любовь как плод не столько непосредственных влечений любящего сердца, сколько отвлеченных размышлений разума, как плод известного убеждения, – и то, что он метафизически не обосновывает любовь, не осмысливает ее (339). «Что касается критики автора, направленной против учения Толстого о происхождении зла (в 3-й гл.) и доказательств, что любовь к ближним в учении Толстого не имеет прочных метафизических оснований и не чужда эгоистических и своекорыстных мотивов и что христианское учение о любви выше учения Толстого (в 4-й гл.); то эту критику и эти доказательства автора следует признать удовлетворительными. «Пятая глава сочинения производит очень приятное впечатление на читателя основательностью мыслей, стройным и последовательным их раскрытием, ясным и точным языком. Это самая лучшая глава в сочинении. «Подводя общий итог нашим замечаниям о сочинении г. Борисовского, мы должны сказать, что он не успел приобрести всестороннего и основательного знакомства с учением Толстого. Этим объясняется, с одной стороны, то, что критика автора не всегда устойчива, правильна и основательна, а, с другой стороны, то, что план сочинения, избранный автором, не совсем удачен: первая глава сочинения, если оставить за ней право на самостоятельное существование, никак не должна занимать первого места, но несравненно больше оснований думать, что она должна бы слиться с другими главами.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

А что вы выражаете свои чувства и благие намерения, то и воистину так и есть, когда будем таковые чувства изъяснять со смиренным мудрованием (то есть, с Божиею помощию и за молитвы отец наших и матерей). А без сих объяснений опасно, поелику мы не можем быть утвержденней. Св. апостолу Петру — и тому было попущено впасть в малодушие и отречься от Иисуса Христа. А что Александра Ивановна не благоволит к вам и препятствует матушке вас к себе взять — это обращается к твоей пользе и утверждению, поелику Ал. Ив., чтобы не значила, но против наших с батюшкою советов и позволений не будет сметь противиться! И вы будете покойны, только причин или вин ко оскорблению ей постарайтесь не подавать и Господа Бога о ней молите и просите, дабы дал ей Бог по Своему человеколюбию здравый разум и истинное рассуждение к познанию достодолжных христианских правил и, когда, по нашему совету, будешь употреблять, то Ал. Ив. совсем противу вас будет другая и любовию сорастворенная во размышления, иже и во мнения вдаваться нам с тобою не токмо не полезно, но зело вредно! И теперь можете видеть из последствий ваших припадков и прочих вами упомянутых душевных пагубных помыслов, внушаемых от всеобщего врага, от коих да избавит вас Премилостивый Господь своею неисследимою милостию и благодатию. Бояться же Ал. Ив. не токмо спящей, но и бдящей не должно: она, хотя имеет вид и свирепый, но однако благомыслящих мыслей не отвергает, но желает спастись так, как и прочие девы… На последнее же ваше прошение или, сказать, желание, дабы вам решительно утвердить, чтобы вам с единой матушкой Варварою в нашу св. обитель в повозке ехать, но, хотя ваше прошение можно почесть для вас и полезным, но, однако, я воображаю и сорассуждаю, что матушку Варвару и Ал. Ив. огорчить и оскорбить сим поступком не должно. Значительно Ал. Ив. обязана во многом, да, кажется, дабы нам с нею за нее и от Бога не понести греха, яко неблагодарными и любви по заповеди не оказавшими… Кроме того, ежели она паче чаяния сама не захочет под каким-либо предлогом, тогда можно будет почесть за Промысел Божий, а самовольно ее оставить нам с м. Варварою пребедственно. Да тебе же, о малодушнейшая Анна, кажется, можно понудиться и с ними вместе ехать, когда только согласятся! А ежели несовместно, то можете с Борисовскими поместиться, я о сем пишу матушке или уже, когда обстоятельства и с ними не позволят, то можно с кем другими ехать, только бы вместе с кем-нибудь из благонравных или, по нужде, и одной особенною подводою. Не согласится ли Екатерина Семеновна, просвирная помощница, — вложенною записочку ей представьте и почтение объявите. А до времени о поездке своей ни с кем не молвите. Пребываю с моим обычным благорасположением и преданностию.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=102...

Вместе с переводом Старца в другую келлию, ему снова строго запрещено было епархиальным начальством принимать мирских посетителей, что, впрочем, опять было ненадолго. Как раз к этому времени приехала в Оптину осужденная на изгнание м. Анфия. Старец очень стеснен был в приеме посторонних посетителей; но когда узнал о ея приезде, то, как отец сердобольный, готовый положить душу свою за своих искренних учеников и учениц, решительно сказал: «Хоть бы меч над головою моею висел, а Анфию принять нужно». Полный веры в Божественный Промысл, Старец всеми мерами ободрял упадавшую духом м. Анфию и прочих оклеветанных с нею сестер. И вообще старец о. Леонид и о. Макарий, сами искушенные в скорбях, знали, как помогать искушаемым. Будучи глубоко убеждены в торжестве наветуемой истины, они укрепляли скорбящих потерпеть в чаянии Бога, спасающего от малодушия и бури, помня, что Господь никому не посылает искушения выше сил, но не замедлит сотворить со искушением и избытие. Стеснительное положение самого о. Леонида усиливалось еще тем, что его, больного Старца, заставили ходить ежедневно к церковным службам. Повинуясь воле начальства, как воле Самого Господа, Старец собирал свои слабеющие силы и с ударом колокола выходил из келлии. Но чудное было в то время зрелище. Его шествие в храм Божий походило на шествие триумфальное. Народ с нетерпением ждал его появления. При его выходе из келлии многие повергались пред ним на землю, все старались принять от него благословение и поцеловать его руку, некоторые целовали края его одежды, а иные громко выражали свое сострадание к нему. Небольшое пространство от келлии до церкви Старец проходил между двух стен народа не менее получаса, шутя отгоняя палкой слишком теснившихся к нему. У правого клироса, где становился Старец, собирались огромные толпы народа. Между тем жизнь Старца догорала. К осени 1841 г. пришлось по обстоятельствам быть в Оптиной Пустыни вышеупомянутой девице из дворян, в то время уже послушнице Борисовской женской пустыни Параскеве Труновой.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Optinskij/...

Митрополит Агафангел не отрицал факта своего общения с председателем ВВЦС, но солидарности с ним не проявлял, скорее, наоборот. «Он ответил, – пересказал митрополит Агафангел слова архиепископа Григория, – что не может возвратиться, что даны большие обещания власти, которая зарегистрировала нас, и отказ будет равносилен плевку в лицо. Отступления для нас нет» 945 . Можно понять это так, что Ярославский архипастырь призывал возвратиться своего запутавшегося Екатеринбургского собрата, но тщетно. Вообще, можно заметить, что слухи о контактах митрополита Агафангела с представителями ВВЦС стали распространяться едва ли не с момента возникновения григорьевско-борисовского раскола. Так, например, в упоминавшемся уже анонимном документе «Обезглавление Церкви», датированном январем 1926 г., было сказано: «Захватчикам церковной власти очень хотелось добиться привлечения в свои ряды кандидата в местоблюстители патриаршего престола митрополита Агафангела, находящегося в Ярославле и подпиской обязанного о невыезде оттуда. К митрополиту Агафангелу было командировано Борисом специальное лицо, но митрополит отклонил от себя всякие переговоры, клеймя отступников заслуженными ими именами» 946 . В действительности, в январе 1926 г. общаться в Ярославле с кем-либо из борисовцев митрополит Агафангел никак не мог по той простой причине, что находился тогда еще от своего кафедрального города очень далеко и вернулся в него только на рубеже апреля-мая. Негативное отношение Ярославского митрополита к выступлению григориан, однако, в документе передано правильно. Но, как видно, после пермского выступления митрополита Агафангела опасения, что он может присоединиться к ВВЦС, резко усилились. Возвращаясь к вопросу о роли украинских архиереев в деле митрополита Агафангела весной-летом 1926 г., стоит отметить, как ее охарактеризовал в своих показаниях 1931 г. Г. А. Косткевич: «Подозревая м[итрополита] Агафангела в стремлении идти на соглашение с Сов[етской] властью, организация, очевидно, увидела в его лице снова опасность для проведения к[онтр]- р[еволюционной] линии в церковной жизни, которую она все время осуществляла, и поэтому вновь, как и при ВВЦС, всеукраинский центр взял на себя инициативу поддержать м[итрополита] Сергия в его борьбе с м[итрополитом] Агафангелом.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

В Мае 1829 года Гец был уже найден убитым, по дороге из Тельш в Плунияны, под мостом, на четвертой версте от местечка Плуниян, недалеко от дома Плуниянского кагального члена Киве Лейбовича Ольшванга. Гринберг был на допросе у Новицкого 2-го Ноября совершенно здоровым, а 5-го Ноября уже скоропостижно умер в страшных корчах. После этого дело опять пошло вяло и кончилось тем, что, по постановлению 1-го департамента Виленского главного суда похитители и убийцы мальчика Пиотровича были оставлены в подозрении 105 ... В том же году и также перед Пасхой быль похищен евреями мальчик в Варшаве. К счастью родители мальчика скоро напали на след и нашли его еще живым в доме еврея, но уже запертым в сундук. Еврей, впрочем, по его словам, пошутил только 106 ... В 1833 году евреями была замучена христианская 12-ти летняя девочка в с. Пилтганах Борисовского уезда, Минской губернии 107 . 16-го февраля 1840 года было совершено ужасное злодеяние в г. Дамаске 108 . Один Доминиканский священник по имени Томас (Фома), был приглашен в дом «почтенного» и набожного еврея, которого он считал в числе своих друзей, привить оспу ребенку. Но вместо ребенка он нашел в доме 9 человек евреев, которые бросились на него, крепко связали его и оттащили в комнату, отдаленную от улицы. Там они продержали его до вечера. Ночью явился раввин и привел с собою цирульника. Фому повалили на пол, а под голову его поставили большую чашу. Сначала хотел перерезать священнику горло сам набожный хозяин дома, но руки его дрогнули. Дали нож цирюльнику. Начал резать цирюльник, но докончил брат домохозяина. Кровь была собрана в чашу до последней капли. Затем труп мученика евреи перетащили в другую комнату. Платье, снятое с него, сожгли; тело разрезали на части; кости и голову столкли в ступе, вместе с кусками мяса сложили в мешок и бросили в помойную яму. После умерщвления о. Фомы евреи решили покончить и с его слугою Ибрагимом, который мог безпокоить их розысками своего хозяина. Он вошел во двор еврея спросить: где о. Фома? Евреи ему ответили, что о.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

В потоке общего веселья, поднимая бокал своей «поминай последние твоя» и ты наверное воздержишься от много дурного. 3 Настоящая статья написана еще задолго до кончины Высокопр. Владыки. Теперь Академия уже молится об его упокоении. 4 Приветственный адрес академии и ответ на него Его Высокопреосвященства напечатан в Майской книжке Б.В. 7 При выносе и погребении А.О. Азбукина, 9-го и 10-го Февраля, надгробные речи произнесены были кандидатом И. Андреевым и профессорскими стипендиатами П.П. Борисовским и И.ПИ Николиным, а при выносе и погребении И.И.И Лаврова, 11-го и 12-го Февраля, – о. Ректором Академии и студентами 4-го курса: Н. Селезенкиным, Д. Соколовым и Н. Писаревским . Изэтих речей и заимствуются приводимые нами биографические сведения и характеристики. Некрологи и речи напечатаны в Орловских Епархиальных Ведомостях 1893 г. 8 Это стихотворение известного профессора Моск. Дух. Академии, протоирея Федора Александровича Голубинского и написано на памятнике поставленной вблизи лаврского Успенского собора над могилой одного из сыновей его, скончавшегося в юности. 9 Считаем нужным заметить, что, по свойству, имеющихся у вас под руками данных, во всех наших вычислениях имеются в виду не только монахи, которые приняли пострижение во время своего пребывания в академии, но и те, которые поступили уже монахами, или стали таковыми по выходе своем из академии. 12 Мы не говорим, конечно, о тех, которые, кроме службы в академии, имеют еще должности в Москве. 13 При ответе на вопрос, поднятый автором, нельзя, конечно, опускать из внимания то важное обстоятельство, что из четырех академий все, кроме Московской, находятся в больших городах: в Петербурге, Киеве, Казани. Эти остальные, городские, академии должны своею историей давать твердые данные для суждения о преимуществах пребывания академий в больших городах, а не в таких малых поселениях как Сергиевский посад. 18 Эта лекция проф. Корсунского представляла собой лишь некоторую переработку той речи, которая была произнесена им на торжественном собрании Общества Любителей духовного просвещения 19-го Ноября и напечатана после в Декабрьской книжке «Чтений». Читать далее Источник: Соколов В.А. Из академической жизни. [Июнь 1893 г.]//Богословский вестник. 1893. Т. 3. 9. С. 441-477; 1893. Т. 1. 2. С. 352-275. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

— О чем и послать соответствующий указ. 8. Образовать в пределах Клецкого, Копыльского, Любанского, Несвижского, Слуцкого, Солигорского и Стародорожского районов Минской области — Слуцкую епархию, выделив ее из состава Минской епархии. 9. Епархиальному архиерею Слуцкой епархии иметь титул «Слуцкий и Солигорский». 10. Епископом Слуцким и Солигорским избрать архимандрита Антония (Доронина), клирика Минской епархии. 11. Место наречения и хиротонии архимандрита Антония (Доронина) во епископа оставить на благоусмотрение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. — О чем и послать соответствующий указ. 12. Определить территориальные границы Минской епархии в пределах города Минска и Минского района. 13. Епархиальному архиерею Минской епархии иметь титул «Минский и Заславский». 14. Образовать в пределах города Минска, Минского района и Минской области Минскую митрополию, включающую Минскую, Борисовскую, Молодечненскую и Слуцкую епархии. 15. Главой Минской митрополии назначить митрополита Минского и Заславского Павла, Патриаршего Экзарха всея Беларуси.   ЖУРНАЛ 94 СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного епископа Вологодского и Великоустюжского Игнатия с предложением образовать две новые епархии в Вологодской области. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Образовать в административных границах городского округа Череповец, Череповецкого, Бабаевского, Кадуйского, Устюженского, Белозерского, Вытегорского, Чагодощенского, Вашкинского районов Вологодской области – Череповецкую епархию, выделив ее из состава Вологодской епархии. 2. Правящему архиерею Череповецкой епархии иметь титул «Череповецкий и Белозерский». 3. Епископом Череповецким и Белозерским избрать иеромонаха Флавиана (Митрофанова), клирика Вологодской епархии. 4. Место наречения и хиротонии иеромонаха Флавиана (Митрофанова) во епископа, по возведении его в сан архимандрита, оставить на благоусмотрение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. — О чем и послать соответствующий указ. 5. Образовать в административных границах Великоустюгского, Бабушкинского, Кич-Городецкого, Никольского, Тотемского, Нюксенского, Тарногского районов Вологодской области — Великоустюжскую епархию, выделив ее из состава Вологодской епархии.

http://patriarchia.ru/db/text/3804583.ht...

На это назначение имело влияние представление Борисовского Вотчинного Правления Преосвященному Феоктисту, которое отозвалось, что Игуменья Анфия «неискусна в пении»; а как в Завете основателя обители определено, чтобы в оном монастыре монахини были в чтении и пении искусны, и для содержания их положено ныне достаточное от Графа Шереметева жалованье, Дьячка же, и Пономаря и Диакона, кроме 2 Священников, не положено, и имеется в том монастыре монахиня Афанасия, в чтении и пении церковном искусная и к управлению монастырём благонадежная, то по сему и просим Преосвященного Феоктиста определить её в Настоятельницы в Борисовскую пустынь. Преосвященный Феоктист, найдя эти причины основательными, удовлетворил прошение Вотчинного Правления и назначил монахиню Афанасию Настоятельницею, с производством в Игуменьи в Июле месяце того же года. Афанасия действительно оправдала своё назначение начальными распоряжениями: она устроила церковное пение и поддержала монастырский чин в обновившейся обители. В 1802 году, по её ходатайству, для большого благолепия церковного служения, определён в обитель Диакон, которому Граф велел производить оклад жалованья противу оклада одной монахини, с прибавкою к оному запасов и припасов на 34 руб. 12 ½ коп., что составило годовой оклад 77 руб. 12 ½ коп. Но в 1803 году неожиданно случилось событие, которое имело решительное влияние на всё последующее время настоятельства Игуменьи Афанасии: 12 Февраля сего года она получила от Преосвященного Феоктиста предписание такого содержания: «Святейшего Правительствующего Синода от первенствующего члена, Высокопреосвященнейшего Амвросия, Новгородского, Санктпетербургского и Выборгского, Александровския Лавры Священно-Архимандрита и разных орденов Кавалера. Получил я вчера предписание о приложении старания, чтоб в монастырях благочиние процветало и было б примером для прочих, и что общежитие к сему необходимо нужно: о сём я Вам пастырски притверждая, молю всесильную благость Божию о содействовании вам к начатию выше означенного устроения в монастыре вашем, и, ожидая соответствования вашего сему предписанию, есмь и буду навсегда с пастырским моим доброжелательством серднейшим богомольцем, Феоктист, Архиепископ Курской и Белоградский.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010