Судя по стилю, анкета составлена работником правоохранительных органов. Что стало с отцом Василием? Скорее всего, кончина его была мученической. Все последние (перед разорением 30-х годов) священники наших храмов - мученики за веру. И сами-то храмы - памятники мученичества, священники их -с осланы, расстреляны; в стенах храмов - страдали и умирали сотни и тысячи «раскулаченных» крестьян с Украины и юга России по пути на поселения (и назвал же кто-то нынешние сельсоветы - «поселениями», какой же глухотой на собственную историю надо обладать!); а потом в наших храмах были склады, бани, мастерские... Храмы наши - мученики! 3. Говоря о прикубенских деревнях и селах, как не сказать о кружевоплетении. Практически в каждой семье плели кружева. Причем, не только женщины, но и мужчины... Как раз в Пучке была в свое время кружевная артель. А О. Х. Кирьянова является представителем знаменитой «кружевной» семьи. Материал о кружевном промысле и мастерах кружева предоставила В. Н. Маракова, даю его здесь в сокращении. «...В конце 20-х годов была организована в Борисовской волости Пучковская кружевная артель... Первая выпускница краевой инструкторской кружевной школы Апполинария Ивановна Киселева (Суворова) по распределению была направлена в Пучковскую артель и проработала там 3 года - с 1931 по 1934 год. Пучковская кружевная артель объединяла деревни не только Борисовского, но и Шолоховского сельсовета. А это не один десяток деревень. Работа в общественных мастерских означала, что женщинам нужно было ходить каждый день на работу за много верст..., поэтому для девушек, работающих в Пучковской артели, в этом же здании был организован и ночлег. Были организованы производственные мастерские в нескольких других деревнях Борисовского сельсовета: Городок, Новое, Сараево и др., в которых работало от 15 до 25 кружевниц... За годы существования Пучковской артели начальниками и приемщицами работали: в 30-40 годы - Гладкова Лидия Степановна, Дормидонтова Римма Александровна; с 1943 по 1965 годы - Артамонова Елизавета Андреевна, Колесова Мария Николаевна, Бунтова Валентина Павловна; в 60-70-е годы - Кирьянова Валентина Дмитриевна, Кирьянова Валентина Александровна.

http://ruskline.ru/analitika/2016/05/27/...

4 В простые дни в 3 часа определённая будильница, приемши благословение от Игумении, под келию всякой сестры, с молитвою возбуждает к утренней молитве, и бывает благовест со звоном по предписанному, и начинается полунощница, и совершается утреня по уставу и чину, с наблюдением от Священнослужителей по олтарному служению, и Игумении с сёстрами по церкви. По 1-й кафизме, или 6-й песни канона, чтётся пролог по всяк день, и по уставу да наблюдается со тщанием и благочинием. 5 Егда приидет время проскомидии, определённая ударяет в малый колокол трижды. И пришед Священник совершает по обычаю проскомидию, и начинается благовест, и по окончании звона по обычаю ударяет вокруг церкви в деревянное било, и по сем начинаются часы, и по окончании часов совершается Божественная литургия, по 1-й ектении чтутся изобразительная, и блаженны, и прочее по чину литургии; начинается же Божественная литургия в восемь часов. Пономарки же да избраны будут подвижные и незазорные в жизни, смирные и благоговейные к олтарю и Священнослужителям, в олтаре престолу и прочиему священному да не прикасаются, свое же токмо по определению и уставу пономарское служение усердно да проходят; ибо правила Святых Отец запрещают не освящённым святыни прикасатися. 6 Игумения с сёстрами о упомянутом чине да наблюдает тщательно, да определении в служение церковных служений со страхом Божиим и усердием истинным, да проходят церковное служение; ибо сказано: «В храме стояще, на небеси стояти мним», и: «Кто одеян в святый Ангельский образ, Ангельски, яко пред Богом, во всем Ангельском образе (одеянии) должен и служити и предстояти, дабы, вместо милости Божия и вечного воздаяния, и со Святыми причтения, идеже уготова Господь Бог любящим Его, и служащим Ему в преподобии и правде, за небрежение и нерадение, не был кто осуждён в муку вечную с протившимися Богу»; и сего ради, со страхом и со многим вниманием служение церковное да будет с чистою совестию проходимо; ибо и о всяком послушании сказано страшно, кто не радит и с небрежением без разума проходит: «Проклят творяй дело с небрежением».

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

старообрядцев-беспоповцев, преимущественно федосеевцев . Почти все они жили в Бобруйском и Борисовском уездах, ок. 100 чел.- в Речицком и Минском уездах. В 1897 г. в Минской губ. насчитывалось ок. 12 тыс. старообрядцев, из них 8 тыс. чел. в Бобруйском у., 3 тыс. чел. в Борисовском у., 1 тыс. в Игуменском у. С 1905 г. число учтенных властями старообрядцев в губернии стало расти и в 1913 г. составило 20 641 чел., большинство проживали в Бобруйском, Борисовском и Минском уездах. Среди поморских (см. Поморцы ) наставников, участвовавших в съезде старообрядцев Северо-Западного, Привислинского и Прибалтийского краев 25-27 янв. 1906 г. в Вильне, были представители по меньшей мере 10 общин Минской губ.: Петр Шестобаев из с. Капустина Слобода Бобруйского у., Авксентий Щербаков из дер. Богушевка Бобруйского у., Еремий Якимов из фольварка Тростень Борисовского у., Михаил Лифанов из дер. Новоалександровка Бобруйского у., Лаврентий Мигнёнок из фольварка Марциановка Игуменского у. (ныне дер. Мартияновка Березинского р-на), Михаил Новоснок из урочища Красное Борисовского у., Павел Петров из дер. Солотино Бобруйского у., Феодосий Трофимович из дер. Заречье Бобруйского у., Афанасий Красавин - от общин г. Игумен (ныне Червень) и хутора Вышка (Труды Съезда старообрядцев всего Северо-Западного, Привислянского и Прибалтийского краев и других городов Российской империи, состоявшегося в г. Вильна 25-27 янв. 1906 г. Вильна, 1906). Все указанные общины прекратили свою деятельность в 20-30-х гг. XX в. В период немецко-фашистской оккупации число действующих старообрядческих общин в Белоруссии возросло до 73, из них 15 - в Минской обл., 13 - в Бобруйской обл., 12 - в Полоцкой обл., 15 - в Витебской обл., 12 - в Гомельской обл. и 6 - в Молодечненской (последние 6 общин до 1939 относились к Польше и не прекращали деятельности). Большая часть возрожденных в военные годы старообрядческих общин не получила регистрации после освобождения республики и постепенно была упразднена. В Минской обл. открыли молитвенные дома 15 общин поморского согласия.

http://pravenc.ru/text/2563280.html

На Литургии присутствовали: депутат Палаты представителей Национального Собрания Республики Беларусь Александр Шипуло, член Совета Республики Национального Собрания Республики Беларусь Елена Зябликова, председатель Борисовского районного Совета депутатов Петр Навицкий. Богослужебные песнопения исполнил сводный хор Борисовских благочиний под управлением регента Аллы Керко. Во время богослужения были вознесены сугубые молитвенные прошения о даровании мира. Проповедь по запричастном стихе произнес иерей Григорий Целков. По окончании Литургии архипастырь возглавил крестный ход к площади 900-летия основания города Борисова. Священнослужители, многочисленные богомольцы и горожане прошли к памятнику Полоцкому князю Борису Всеславичу, где молитвенно почтили память основателя города Борисова. Затем Патриарший экзарх обратился к собравшимся со словом назидания. Он отметил, что исторические факты свидетельствуют: князь Борис, который был дядей преподобной Евфросинии Полоцкой, отличался  благочестием и богобоязненностью, искал мира и согласия, возводил храмы. «Год исторической памяти побуждает нас вспомнить о своих истоках, взглянуть в глубину веков, осмыслить, как жили предыдущие поколения, что было сделано за прошедшие века, чем стоит наш город и в чем залог успеха в будущем, — сказал митрополит Вениамин. — Несомненно, что память историческая, память духовная, молитвенное поминовение, почитание основателя города привлекает Божию благодать на наш город». Патриарший экзарх пояснил, что заповедь о почитании родителей распространяется и на почитание основателя города, а также людей, которые многое сделали для Борисова в годы различных войн и лихолетий, тех, кто самоотверженно трудился в мирное время, принося добрые плоды своих трудов и являя пример ближнему и Отечеству. В завершение архипастырь напутствовал: «Пусть память о князе Борисе живет в нашем городе, в наших людях, распространяется и передается из поколения в поколения. И память о нем хранится в род и род!» Далее к горожанам обратился председатель Борисовского районного Совета депутатов Петр Навицкий. Представители депутатского корпуса и исполнительной власти, почетные гости торжественного мероприятия возложили к памятнику цветы. Вслед за ними цветы к памятнику возложили руководители борисовских предприятий и организаций, горожане.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5925738...

Глава СВР подчеркнул, что Навальный умер своей смертью.Газета.Ru Навальный, скончавшийся 16 февраля в колонии особого режима в Харпе (ЯНАО), умер своей смертью, отметил директор СВР.РИА Новости После нескольких судебных процессов по другим уголовным делам, среди которых были создание экстремистского сообщества, мошенничество и неуважение к суду, срок заключения Навального увеличился до 19 лет.RuNews24.ru Эта новость в СМИ Lenta.ru Сегодня Глава СВР Нарышкин осудил «сатанинские пляски» Запада у гроба Навального Телеканал 360° Сегодня Глава СВР Нарышкин назвал ожидаемыми «пляски» Запада вокруг гроба Навального RuNews24.ru Сегодня Нарышкин назвал реакцию Запада на смерть Навального сатанинскими плясками 3. РБК Час назад В Москве прошли похороны Алексея Навального В Москве состоялись похороны Алексея Навального.РБК Отпевание состоялось в храме иконы Божией Матери «Утоли моя печали» в Марьине.Говорит Москва На кладбище после погребения люди могли подойти, бросить горсть земли и проститься с политиком.Блокнот.ру Навальный умер 16 февраля в колонии особого режима в Харпе (ЯНАО).РИА Новости Эта новость в СМИ Интерфакс 2 часа назад Навального похоронили на Борисовском кладбище в Москве РИА Новости 2 часа назад Самое цитируемое Алексея Навального похоронили на Борисовском кладбище в Москве РБК Час назад В Москве прошли похороны Алексея Навального 2. Lenta.ru 51 минуту назад Песков в день похорон Навального напомнил об ответственности за незаконные акции В беседе с журналистами Песков отказался комментировать призывы сторонников Навального выходить к стихийным мемориалам, однако подчеркнул, что нужно соблюдать закон, нарушение которого будут считаться любые несанкционированные публичные мероприятия.Lenta.ru Навальный скончался 16 февраля в исправительной колонии 3 «Полярный волк».News.ru По предварительным данным источника RT, у осужденного оторвался тромб, точные причины смерти устанавливаются.РИА Новости Медики скорой помощи более получаса тщетно пыталась реанимировать потерявшего сознание заключенного.Smotrim.ru

http://ruskline.ru/news_rl/2024/02/28/me...

Жалобы и доносы духовных своих детей на кого бы то ни было Старец всегда принимал с большой рассмотрительностью и осторожностью, многократно приводя в пример настоятеля Глинской пустыни о. Филарета, который был муж мудрый и духовный, но от излишней доверчивости к своим духовным чадам немало пострадал. Этот о. Филарет по поручению своего Курского преосвященного Евгения в 1821 г. составил устав для Борисовской женской пустыни и установил там хороший монастырский порядок, много способствовавший благоустройству обители, и потому имел в ней много духовных дочерей. Были в той же пустыни духовные дочери и старца о. Леонида. И хотя Леонидовых учениц числом было несравненно меньше, но они почему-то имели в обители большее значение и преимущество пред ученицами Филаретовыми, занимая высшие монастырские должности. Ученицы же о. Филарета за это возревновали и начали приносить ему жалобы на учениц о. Леонида, будто бы те по наставлению своего Старца держатся какого-то странного и неправильного учения. По доверию к своим чадам духовным, о. Филарет не проверял их жалоб, а без рассмотрения передавал оные своему Владыке, который, наконец, поручил опытному протоиерею с настоятелем соседнего Хотмыжского монастыря произвести строгое дознание. Исследование дела кончилось в пользу учениц старца Леонида. Оказалось, что жалобы учениц о. Филарета были неосновательны и несправедливы. Тогда о. Филарету, установившему благоустроенный порядок в Борисовской пустыни, Курский преосвященный с негодованием сказал: «После этого чтобы и нога твоя не была в этой обители!» Припоминая этот случай, старец о. Леонид нередко повторял: «Поверь ревнивым деткам, – они тебе наскажут». Относительно поста и прочих телесных подвигов старец о. Леонид наставлял своих учеников по совести исполнять все должное. И если кто самовольно нарушал положенные правила, Старец строго обличал того, говоря, что небрежение и в малом душевредно и ведет к пагубным последствиям. Но, с другой стороны, не одобрял, если кто все совершенство духовное заключал в соблюдении одних внешних правил монашеского жития и всех, слабых и крепких телесными силами, без разбора подводил под одно правило, или, оставив благоразумную умеренность, вдавался в чрезмерные телесные подвиги (например, ношение вериг), надеясь спастись как будто ими одними.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Optinskij/...

Заботясь о внутреннем благоустройстве консистории, преосвященный Иов не упускал из виду и внешнего её порядка. Тотчас же после первого знакомства с консисторией, ещё в 1796 году, преосвященный сделал предписание, чтобы «не только в присутствии соблюдалось благолепие и должное благоговение», но и там, «где приказные служители пишут»; затем, чтобы последние и в отношении к себе самим соблюдали чистоту и опрятность. Обо всём этом, по предписанию преосвященного, должен был «иметь рачение господин секретарь, яко единственно на благоустройство от св. синода определенный» 2477 . Служащие в консистории должны были быть не только исправными по службе, но и «добропорядочного» поведения, и за проступки, не имевшие касательства к упущениям по службе, получали наказания от самой консистории 2478 . V Духовные правления, представляя более или менее устойчивую величину, по одному на уезд, не подверглись изменениям и при преосвященном Иове. Только осенью1796года, по желанию местного духовенства, учреждено было одно новое духовное правленине – Борисовское, на обычных основаниях 2479 , и, таким образом, всех духовных правлений в Минской епархии стало семь 2480 : Бобруйское, Борисовское, Мозырское, Пинское, Речицкое, Слуцкое и Давидгородокское, – скоро, впрочем, уничтоженное 2481 – и, кроме того, три благочинных: Вилейский, Игуменский и Минский 2482 . Каждый из обозначенных административных пунктов помещался в городе, по имени которого он назывался, и только Бобруйское духовное правление на первых порах находилось в Глуске – по той причине, что Глуск имел «многих идавних благочестивых жителей», а в Бобруйске не было даже (некоторое время) ни одной православной церкви» 2483 . В 1798 году, при новом распределении границ уездов, переменили свои районы и духовные правления, распределившись тоже по уездным делениям, причем, где в уезде было незначительное число церквей, там остались только благочинные 2484 . Духовными правлениями и благочинными местная епархиальная администрация не ограничивалась: в непосредственном подчинении духовным правлениям существовали ещё десятоначальники, нечто подобное теперешним благочинным, имевшие в своём ведении по десяти церквей 2485 . На первых порах духовные правления содержались, кажется, исключительно некоторыми поборами от духовенства, но в последствии стали получать жалованье – по 120 рублей на каждое духовное правление 2486 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Брат её, Петр Борисович Шереметев, был болен; из многочисленных родственников только две свойственницы Наталии, престарелые вдовы, приняли участие в горестном положении её, согласились проводить дочь Шереметева в подмосковную Долгоруких, где всё семейство их имело в то время пребывание. Она приехала в одной карете, как «бедная сирота». Их обвенчали в сельской церкви. На третий день после свадьбы, молодые намеревались ехать в город к родственникам «рекомендовать себя в их милость»: вдруг объявляют, что прибыл Обер-Секретарь Сенатский к Князю Алексею Григорьевичу. Сбылось горестное ожидание: Высочайшим Указом велено им чрез три дня отправиться в дальние деревни. Они выехали из Москвы на собственных лошадях в Апреле месяце, во время самой распутицы, когда все луга были потоплены водою, маленькие разливы казались озёрами. Одна только бывшая гувернантка Натальи Борисовны доказала свою привязанность к своей воспитаннице, вызвавшись сопутствовать ей в место ссылки, удалённое от столиц на 800 вёрст. Не успели они отъехать 90 вёрст, как настиг их Капитан гвардии (Петр Воейков), имевший повеление отобрать у Долгоруких ордена (по манифесту 14-го Апреля, 1730). После трёхнедельных странствий, исполненных разных неприятностей и опасностей, наконец они приехали в свою деревню, находившуюся на половине дороги к месту их назначения (селище, в 6 верстах от Касимова, на дороге в Елатьму). Три недели они прожили здесь и уже готовились отправиться в дальнейший путь, как прискакал к ним Офицер гвардии (Капитан-Поручик Артемий Макшеев), сопровождаемый 24 солдатами, и тотчас у всех выходов поставил часовых с примкнутыми штыками. Нежная Наталья, не ведая, что с ними последует, опасалась одного только: «чтобы не разлучили её с супругом, ухватилась за него, не отпускала от себя». В тот же день (24-го Июня) выехали они в своих экипажах из деревни, сопровождаемые Офицером и солдатами; в дороге узнала Наталия от Князя Ивана, что велено их отправить в Березов, за 4000 вёрст от столицы, и там содержать под строжайшим караулом; не дозволено никуда ходить, исключая церкви, никого к себе принимать, переписки ни с кем не иметь, бумаги и чернил нам не давать.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Но, выражая в своём Завете желание, чтобы новоустроенная Св. обитель «расширялася», благочестивый основатель, конечно, не мог тогда предвидеть, что сам же он положил препятствие такому расширению учреждением общей трапезы с ограничением оной строгим запрещением не только отдельно не готовить, но и не держать по келиям никакой пищи. Это запрещение хотя и не могло быть исполняемо в точности, но пока учреждение общины имело силу закона в глазах содержателей обители, оно было главным препятствием её расширению; ибо, при общей трапезе, поставляемой лишь на 13 человек, и при выше упомянутом запрещении, нельзя было принимать на искус желающих, ни на общее монастырское, ни на собственное своё, содержание, и чрез то обитель была лишена одного из существенных условий для своего расширения и процветания: не имела возможности постепенно возращать и воспитывать духовно у себя и для себя будущих чад своих. Мы ещё должны будем возвратиться к сему предмету, а теперь продолжим рассказ наш. Устное предание называет первою Настоятельницею обители в сане Игуменском старицу Иустину, в просторечии Устинью; второю – Иулианию Данилевскую. Но сколько времени продолжалось настоятельство каждой, и чем особенно ознаменовано было, сведений о сём нет. Общежитие, как мы уже видели, по воле основателя, состояло из 12 стариц, кроме Игуменьи. Имена первых насельниц обители, к сожалению, неизвестны. Первым духовником был Иеромонах, который, после кончины его, последовавшей в 1719 году, по распоряжению местного Архиерея, был заменён белым Священником. В Декабре 1714 года Фельдмаршал, будучи позван Государём в Петербург, сам того не зная, простился навсегда с Украйной и с своей любимой Борисовкой, где он провёл самые тихие годы своей жизни, отдыхая в своей семье на свежих ещё лаврах, будучи любим и почитаем от всех, его окружающих и подвластных за благодеяния, щедро им излитые на Украйну, в пределах которой, как замечает его жизнеописатель, Граф «с юных лет обращался и оказывал всегда Малороссиянам в справедливых их требованиях благосклонное приятие».

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

А если усмотрено будет от сестр старейших что противное в обители установлению Святых Отец и Уставу, или что-либо к соблазну, да возвещают Игумении, и обще да усмиряют виновную и налагают епитимию. Такожде и сама Игумения по вине аще положит эпитимию коей-либо сестре, оная да выполняет без роптания и прекословия. Игумении без благословной вины да не будет дерзостных выговоров от сестр, аще по истине нужно где сказать от старейших сестр Игумении за несоблюдение своей должности по Уставу, то сказать кому прилично, и с кротостию, и истину и со смирением, в трудах её и заботах облегчать, а не отягощать какими-либо отягощениями. Иметь попечение, друг друга тяготы носити, и содействовать исполнению Устава и хранению мира, от чего бывает великое назидание душам, ищущим царствия Божия и правды Его. Аще кто из противных будет, и по наказании не смирится, таковых Игумения с сёстрами да высылает из обители, паче же новоначальных. Внимающие же да прилежат вниманию и рассуждению и молитве, и во всём да имут разум, да некогда, под видом благословным, преслушание будет к Игумении, или своей старице, чего ради враг вину обрет, в безверие и сопротивление введёт неосторожных, и от сего бывает великое бедствование душам малодушным и не утверждённым в вере и терпении; сего ради и Апостол глаголет: «Повинуйтеся наставником вашим и покаряйтеся, тии бо бдят о душах ваших, яко слово воздати хотяще». И кто не имеет к истинным наставницам повиновения, таковии всуе и в обители живут, глаголет Лествичник, и успеяния душевного получить не могут. К сему увещевает Святый Феодор (Добротолюбие глава 5) Едесский: «Со всею убо силою понудим себе на делание заповедей Господних, да узами неразрешимыми похотей лукавых, и сластей душегубительных не стягнемся, и реченно будет о нас бесплодные смоковницы осуждение: «посецы ю, да не всуе и землю упражняет»; «всяк бо, рече, не творяй плода добра, посекается и во огнь вметается». Внемли страшному сему изречению, и не буди делом матери твоея судия, но заповедем совершительница; обычай бо бесовом тоя недостатки показовати тебе, да твои уши оглушат к глаголемым от нее, на брани не крепку тя и страшливу покажут воинствующую, или пребывати в неверствии помыслех, и расслабивше тя повинующейся им, слабу сотворят ко всякия добродетели образу, сего ради разуму и своей воли следовать бедственно, и в нашествии помыслов и страстей нужно иметь во всем откровенность к духовным и искусным наставницам, а паче духовным».

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010