Ссылки и примечания Программу КПСС 1961 года, приведшую, в конце концов, к самоуничтожению Советского Союза, некоторые публицисты справедливо называли «чумой ХХ века». Что можно сказать о России сегодня? Чем всё ещё больно народное тело нашего Государства? По Священному Преданию под Лобным Местом находилась (и находится сейчас) пещера с останками Адама - первого земного Царя и Отца всех народов. Это Предание многократно отображено в иконографии Животворящего Креста Господня с изображение Адамова черепа и перекрещенных локтевых костей. Библейская энциклопедия Брокгауза. Ф. Ринекер, Г. Майер. 1994 Христос не был осужден на казнь по законам Римского права: «я при вас исследовал и не нашел человека сего виновным ни в чем том, в чем вы обвиняете Его; и Ирод также, ибо я посылал Его к нему; и ничего не найдено в Нем достойного смерти» (Лк.23:14-15), и: «невиновен я в крови Праведника Сего; смотрите вы» (Мтф.27:24), но Он так же был удержан римской Властью и от осуждения в рамках Ветхого закона: «Пилат сказал им: возьмите Его вы, и по закону вашему судите Его. Иудеи сказали ему: нам не позволено предавать смерти никого» (Ин.18:31). Воистину, в убийстве Христа-Помазанника свершилась тайна беззакония, основанная на клевете, зависти, сребролюбии и непомерном властолюбии первосвященников, заразивших корпоративным смертоносным вирусом весь Израиль: Но первосвященники и старейшины возбудили народ просить Варавву, а Иисуса погубить. ... И, отвечая, весь народ сказал: кровь Его на нас и на детях наших (Мтф. 27:20, 25). Подосинов А . В . Ex oriente lux. Ориентация по странам света в архаических культурах Евразии. М. 1999. С. 496-499. Цит. по: Борисовская Н.А . Старинные гравированные карты и планы. М. 1992. С. 160. Филарет, митр. Московский. Христианское учение о Царской власти. М. 1901. С. 5. Таинство Воскресения России многие православные верующие вполне справедливо и обоснованно связывают с предреченным восстановлением Всероссийского Самодержавного Царского Престола и дорасследованием цареубийства 4/17 Июля 1918 года.

http://ruskline.ru/analitika/2013/12/4/g...

Когда в Борисовке было получено новое штатное положение Атаман (управляющий) Максим Николаенко немедленно подал к Преосвященному Феоктисту, Епископу Курскому и Белоградскому, прошение, в коем, между прочим, изъяснил, что Господин его Действительный Тайный Советник, Обер-Каммергер и Кавалер, Граф Николай Петрович Шереметев, 27 Апреля, 1800 года, благоволил учредить о состоящем в слободе Борисовке Тихвинском девичьем монастыре, построенном его предками и содержимом на его коште, штатное положение с определением Священникам, Игуменьи и монахиням вновь денежного жалованья и хлебной дачи, дров и прочего, означа при том в оном положении, чтобы иметь Священников 2, Игуменью одну, монахинь 24, почему он, Николаенко, и просит Владыку о определении в Борисовскую пустынь по сему положению недостающее число монахинь, и при сём прошении приложил копию с упомянутого положения. Получив это прошение, Преосвященный Феоктист вошёл от себя с представлением в Святейший Правительствующий Синод, в коем, изложив прошение Атамана Николаенка, присоединил от себя, что в Борисовской пустыни ныне находится Священников 2, Игуменья 1, монахинь 6, и против упоминаемого положения недостает монахинь 18-ти; а как по справке в Курской Духовной Консистории оказалось, что в Курской Епархии в девичьих монастырях заштатных монахинь не имеется, а белиц с надеждою пострижения в монашество указных лет есть более 20 человек, и принимая при том во внимание, что Граф Шереметев полагает на содержание желаемого им числа монахинь, также и Священников, годовое жалованье и всё нужно потребное к прожитию в немалом числе, Преосвященный Феоктист положил своё мнение, что, по желанию Графа Шереметева, в оной Тихвинской пустыне к наличному количеству ещё 18 монахинь прибавить можно. При этом представлении Преосвященный присоединил ведомость о находящихся в Курском Белградском монастыре и Борисовской пустыне белицах, желающих пострижения в монахини, и копию с штатного положения. Святейший Правительствующий Синод, основываясь на донесении Преосвященного и принимая во внимание, что по Высочайше конфирмованному 1764 года, Марта 31 дня, докладу о церковных имениях из числа оставленных на своем содержании монастырей и пустынь в Ниловой, Софрониевой, Флорищевой и Саровской пустынях, повелено содержать 30 человек монашествующих, по примеру сих пустынь дозволил Указом, от 21 Октября, 1800 года, и в Борисовской пустыне, состоящей на собственном содержании Графа Шереметева, которое признается достаточным быть, считая с прежними Игуменьи с монахинями 25, а по тому и в число недостающее по новому положению монахинь, постричь поименованных в ведомости белиц, находящихся в Курском и Белгородском монастырях также и в той Борисовской пустыне.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

33 В 1836 году, кроме штатных монахинь, было уже в монастыре 115 белиц, из коих штатных 25, заштатных 45. Келейных корпусов, построенных на счет содержателя, было 7, на свой собственный 19. 36 Освящён в 1862 году, Сентября 21 дня, Преосвященным Сергием, Епископом Курским и Белградским, а предел Трёх Святителей в Ноябре месяце 1861 года, им же. 37 В 1865 году устроена её попечением при монастыре богодельня на 30 человек, на содержание которой пожертвовано ею из собственных своих средств 10,000 руб. сер. и выстроены две ветренных мельниц, с обращением дохода с оных на тот же предмет. При сём, по Указу Курской Духовной Консистории, от 5-го Марта, 1865 г., составлены для богодельни краткие правила, состоящие из 4-х статей: 1) Количество поль­зующихся трапезою должно быть 30 человек самобеднейших монахинь и послушниц, по их желанию, из живущих в сей пустыни, в выстроенных мною (учредительницею) келиях, для помещения их. 2) Выбор приёма на помещение, а равно и расход на их содержание, должны быть не­пременно с общего согласия Игуменьи и старших сестёр. Упразднённое же комплектное место должно быть немедленно замещено другою бедною с общего же совета. 3) По образу жизни с них не должно требовать никакой работы и платы денежной. 4) В количество тридцати нужно, чтобы были приняты шесть послушниц, которые могли бы служить прочим. 38 На сию икону (величиною в 3 арш. 6 вер., шириною 1 арш. 12 вер.), в 1871 голу сделана при нынешней Игуменьи Максимилле серебряная риза с позолоченым венцем, скиптром и державою, в коей весу с каменьями 1 пуд 14 фунт. и 49 золот. ценою в 2017 руб. 87 коп., усердием бывшей Казначей монахини Мариониллы Ралчиной, скончавшейся в том же 1871 году, в Киеве. 39 Впрочем, не имея в виду письменных документов, на которых основывается это сказание, мы считаем, по соображению обстоятельств, вероятнее предположение, что община отменена домашним образом, то есть, по взаимному соглашению Игуменьи с сёстрами, постоянно сего желавшими, и с кем-либо из Управляющих, захотевших вникнуть в очевидное неудоб­ство сего учреждения, по особенным обстоятельствам Борисовской пустыни, как обители, не имеющей иных доходов, кроме определённого от её Ктиторов содержания.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Но, отложив из угождения Царю Русский кафтан и бороду, и обогатив свой ум положительными сведениями, в особенности по части военного искусства, Борис Петрович не увлёкся ложным блеском иностранного просвещения и до конца своей жизни остался истым Русским Боярином, по уму и сердцу. Воздавая Кесарева Кесареви, а Божия Богови, он, с пламенною любовию к Царю и Отечеству, соединил любовь к Православной Церкви и её уставам, и уважение к добрым обычаям предков; был благочестив, милостив, щедр и великодушен. Обозревая военное поприще Бориса Петровича, исполненное ряда самых блестящих успехов, становится очевидным, что рука Божия была с ним, и Фельдмаршал благодарно признавал это в своих действиях: основание Борисовской Тихвинской пустыни, которую он устроил в кивот досточтимой им иконе Богоматери, своей заступнице и пособнице 42 , богатые, сереброкованые Царские врата, принесённые им в дар любимой им Киевопечерской Лавре, суть дань благодарности Победодавцу, за оказанные им милости и вместе незыблемое свидетельство праотеческого благочестия Фельдмаршала. Несметное достояние, ему принадлежащее, было приобретено самым доблестным образом; можно сказать, что не было пяди земли, ему пожалованной, которой бы не заслужил он усердием и кровию, но по духу благочестия, памятуя, что «всякое даяние благо и всяк дар совершен, свыше есть нисходяй от Отца светов». Он был Евангельски щедр и милостив к бедным, как благий и верный раб ущедрившего его Домовладыки Небесного. Особенно последние годы жизни своей, проживал в Москве вне службы, он как бы искупуя время, посвятил исключительно благотворительности: бедные семейства толпились вокруг палат его. Вдовы с детьми, лишённые надежды на пропитание, и слабые старцы, потерявшие зрение, получали от него всевозможное пособие. Герой был отец сирот, принимал их в своё покровительство и по способностям определял к местам. Все эти высокие черты милосердия и увлекательная общительность его характера, делавшая его доступным всем и каждому, доставили ему ту нелицемерную любовь народную, о которой между прочим упоминает дочь его, Наталия Борисовна, в своих записках, как о вещи общеизвестной его современникам.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Настоятельные действия Игуменьи Афанасии в 1807 году с восстановлением общины, хоть и в силу общего Епархиального распоряжения, но без внимания на предшествовавшее и на действительное неудобство сего учреждения лишь для Борисовской пустыни, по её отличным от других общежительных обителей обстоятельствам, породили лишь неудовольствие между Настоятельницею и сёстрами и расстройства в обители, которые кончились не прежде, как со смертию сей Игуменьи в 1814 году; монастырские записки говорят, что будто община вторично была уничтожена по её представлению, но сие показание, так же как и первое, не подтверждается никакими письменными свидетельствами, а потому и признавая самое событие, скорее можно предположить, что община и на сей раз уничтожилась сама собою со смертию Игуменьи Афанасии, напрасно усиливавшейся поддержать её, или со смертию Преосвященного Феоктиста, по предписанию коего она была восстановлена и значением коего поддерживалась. Но эти уклонения от внешнего порядка, обнаруживавшие лишь недостаток прочного устройства внутреннего тем живее дали почувствовать последней Настоятельнице необходимость обратить на сей предмет своё бдительное внимание. Следствием сего было введение нового чиноположения в 1821 году. Этот замечательный подвиг совершила, при помощи Матери Божией, Игуменья Августа, и тем упрочила навсегда внутренний порядок вверенной ей обители. Штатное положение 1800 года и Устав или чиноположение обители 1822 года по справедливости могут назваться краеугольными камнями её настоящего цветущего состояния. С 1822 года обитель видимо и быстро стала улучшаться, и во внешнем отношении, буквально говоря, начала расширяться, как желал того её благочестивый основатель, Граф Борис Петрович, и быть в почтении, на что указывал его наследник, Петр Борисович. Но прежде чем рассмотрим, как совершилось введение в обители нового чиноположения, расскажем со слов ещё живой свидетельницы дней давно минувших, 70-летней старицы монахини Измарагды, чем и как проявлялись постепенное ослабление строгого Устава основателя обители перед введением нового чиноположения, то есть, в исходе прошедшего и в начале текущего столетия: монахини приходили на церковные службы без мантий, кроме великих праздников и чрезвычайных случаев, послушницы носили светское платье, ходили в Борисовку без благословения, пели и читали на клиросе в два голоса; а такие беспорядки унижали достоинство пустыни, славившейся издревле своим благочестием.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Взгляните налево, там другие виды: берег реки покрыт лесом; у опушки его, близ самого моста, несколько хат, окружённых огородами, из-за тына которых видны подсолнечники, необходимая принадлежность каждого Малороссийского огорода и садика; прямо с моста отделяется полевая дорога, которая теряется в глубине леса; по левую сторону её, у опушки того же леса, сенокосная левада монастырская и Священническая; направо монастырский кирпичный завод, а за ним, у подошвы лесистых холмов видны хутора. Поднимаясь на гору по дороге, ведущей к монастырю, вы видите сперва, прямо пред собою, почти совершенно обнажённую гору, на которой растёт лишь несколько одиноких дубов; по ней вьётся лентой тропинка, теряющаяся на заднем склоне; другая тропинка пролегает по небольшой долине, которая отделяет эту гору от другого возвышения, по скату которого разведён монастырской сад. Ближайшая к дороге часть его, противу северо-западного угла обители, занята кладбищем. Сквозь лёгкую деревянную ограду вы видите часовню, окружённую несколькими памятниками. Позади кладбища виден сад, его беседка, и далее, в глубине сада, развесистые дубы, выше кладбища огород; всё это обнесено лёгкой деревянной оградой. Поднявшись на гору увидите монастырскую гостинницу, здания, позади её, составляющие скотный двор и избы для сторожей, а по ту сторону гостинницы Священнические усадьбы. Богомольцы, посещающие Борисовскую пустынь, большею частию по пути в Киев, подкрепясь телесно отдыхом и вкушением пищи на монастырской гостиннице 2 , и усладясь духовно молитвою в благолепных храмах, долго любуются красотами природы, рассыпанными вокруг щедрою рукою Создателя, а по сему и уносят с собою самое приятное впечатление об этой обители, называя её в своих рассказах: «земным раем». И не напрасно: очаровательное местоположение, при удобстве к тихой безмолвной жизни, ограждаемой изнутри порядком и благоустройством, а извне покровительством и влиянием её вельможного содержателя, делает эту обитель одним из надёжнейших пристанищ для ищущих спасения в удалении от мира и его соблазнов, и назидательною для посещающих её поклонников. II. Предание об основании обители

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

—244— правом на получение степени кандидата богословия по представлении сочинений, заслуживающих сей степени. 2) В ст. VIII того же журнала было изложено ходатайство Совета пред Его Высокопреосвященством о разрешении оставить при Академии в будущем учебном году для приготовления к замещению вакантных кафедр ныне оканчивающих курс кандидатов – Ивана Попова, Ивана Николина и Павла Борисовского. 3) В ст. XVII и XVIII было изложено ходатайство Совета пред Его Высокопреосвященством о разрешении принять в число своекоштных студентов 2-го курса Московской Академии студентов Казанской Академии Феодосия Никольского и Семена Касаткина. Определили: Об оставлении при Академии кандидатов Ивана Попова, Ивана Николина и Павла Борисовского сообщить (и сообщено) Правлению Академии для зависящих распоряжений. 2) Студентам Казанской Академии Феодосию Никольскому и Семену Касаткину дать знать о последовавшем им разрешении поступить в число своекоштных студентов 2-го курса Московской Академии. 3) Прочее принять к сведению. IX. Отношения Канцелярии Г. Обер-Прокурора Святейшего Синода: а) от 9-го июля сего года за 3066: «По утвержденному Г. Синодальным Обер-Прокурором, 4-го текущего июня, докладу Учебного Комитета при Святейшем Синоде, определен на духовно-учебную службу действительный студент Московской Духовной Академии Сергей Попов Помощником Инспектора в Ярославскую духовную семинарию». б) от 4 августа сего года за 4223: «Но утвержденному Г. Синодальным Обер-Прокурором 30 минувшего июля, докладу учебного Комитета при Святейшем Синоде, определен на духовно-учебную службу кандидат Московской Духовной Академии Феодор Делекторский учителем по русскому языку в три последние класса Полоцкого духовного училища». в) От 12 августа сего года за 4354: «По утвержденному Г. Синодальным Обер-Прокурором, 6-го текущего августа, докладу Учебного Комитета при Святейшем Синоде, определен на духовно-учебную службу кандидат Московской Духовной Академии Евгений Стояновский (с 16-го того же августа) учителем по греческому языку в параллельные классы Тульчинского духовного училища».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Священнослужебных сосудов: 6 потиров с принадлежностями, все они сребропозлащённые. Из них заслуживают внимания: потир сребропозлащённый черневой работы, на чаше изображения чеканные, на поддоне черневые. Весу в нем 1 ф. 29 зол.; в дискосе весу 90 золотн. а во всем потире с принадлежностями 3 фунта 37 золотн. Пожертвованы в 1829 году от Его Сиятельства, Графа Дмитрия Николаевича Шереметева. VI. Ризница Ризница не столько заслуживает внимания по богатству, сколько по хорошей работе и бережному содержанию. Исчислим лучшие: 1) одежд напрестольных две: а) сплошной золотой парчи, крест золотого широкого гаса; б) пунцового бархата, на лицевой стороне вышито золотом Воскресение Христово, вокруг по полям украшено шитьем из золота и синели. К ним такие же одежды на жертвенник. 2. Воздухов лучших 7; из них заметим: а) малинового бархата, шитые золотом и канителью, кругом обшиты золотою бахромою, подкладка розового гродетура. б) Пунцового бархата, вышиты золотою битью, блёстками и канителью, кресты шитые золотом и блёстками, обшитые золотою бахромою, подкладка голубой тафты. в) Зелёного бархата, шитые серебром, обложены серебряною бахромою, подкладка голубого гродетура. г) Малинового бархата; по углам вышиты золотом Ангелы; обложены вокруг золотою бахромою, подкладка голубой тафты. 3. Риз лучших 10: а) золотой сплошной парчи с серебряными и шёлковыми разводами, оплечье малинового бархата, на коем вышита золотом и серебром с блесками между цветами и виноградными кистями икона Тихвинской Божией Матери, ризы обложены кругом золотым, широким гасом, подкладка розового коленкора. б) Ризы по золотой парче, разводы серебряные и голубой синели, оплечье зелёного бархата, на коем вышито золотом, серебром и блёстками Деисус в венке из цветов и виноградных кистей, обложены вокруг золотым широким гасом, подкладка синей китайки. в) Три ризы зелёного рытого бархата по золотому глазету, на них крест, шитый по канве серебром и блёстками, обложен вокруг золототым гасом. Подкладка розового коленкора. К ним подризники, епитрахили, пояса и набедренники соответствующего достоинства. г) Три ризы голубого бархата по серебряному глазету. д) Три ризы малинового бархата с блёстками, оплечье шито зололотом (цветы и грозды), серебром, золотом и разноцветною сенелью.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Наталья Борисовна желала взглянуть на преемницу Петрову, в руках которой находилась участь её, и когда Монархиня шествовала в Собор, дочь Шереметева, стоя у одного окна во дворце, в последний раз видела Долгорукого на лошади, пред Преображенским полком отдававшего честь Государыне. Радостные восклицания народа, военная музыка, беглый огонь из ружей, живонапоминали Наталье о погребении Императора, за несколько дней пред тем совершённом, о сетовании того же самого народа. Она поспешила в дом свой, и на дороге, проезжая мимо солдат, стоявших в строю, слышала утешительные отголоски: «Матушка наша! лишилися мы своего Государя!» Но другие кричали: «Прошло ваше время, теперь не старая пора!» Слыша это, Наталья, как изъясняется сама, «не взвидела тогда света, и не знала от стыда, куда её везут и где она?» Долгорукие имели множество врагов, да и какой любимец счастия не имеет их? Но главный враг дома Долгоруких был Немец Бирон, любимец Императрицы, которого приезду в Россию сопротивлялись они, человек жестокий, мстительный. С прибытием его из Митавы возникли разного рода преследования противу Долгоруких. «Бирон публично говаривал, пишет Наталия, «дома той фамилии не оставлю», что он не напрасно говорил, но и в дело произвел». Сперва старался он узнавать ласками от бывших друзей опальных царедворцев, не причинили ль Долгорукие кому обид, не брали ли взяток? Потом велел объявить Указом, чтобы всякий без опасения подавал самой Государыне челобитные на Долгоруких. Разнеслась тогда молва, что их сошлют в ссылку, лишать звания, чинов и орденов. Описывая свои нравственные томления по поводу этих слухов и событий, Наталия Борисовна красноречиво замечает о страшной и не для ней одной поре: «Куда какое это злое время было! Мне кажется, при Антихристе не тошнее того будет; кажется в те дни и солнце не светило...» Но посмотрим, на что решилась в этих смутных обстоятельствах доблестная Наталия. Верная своей клятве, она поспешила соединить участь свою с несчастливцем, несмотря на злобу, его преследовавшую, на гибельные предвещания.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

«Вы довольно известны, я надеюсь пишет она, что отец мой очень был любим народом, и до днесь его помнят». Приветливость его в обращении простиралась до того, что часто разъезжая по Москве, окружённый множеством скороходов и домовыми войсками, останавливался он на улице и выходил из кареты, чтобы подать руку старому сослуживцу, или оказать помощь просящему. Дом Графа был прибежищем для всех неимущих: с одной стороны угождая желанию любимого им Монарха, с другой свято чтя наследственную от предков добродетель хлебосольства, Фельдмаршал жил открыто, но открыто именно по Христиански, то есть, для всех и преимущественно для не имущих чем воздать за стол его, на котором не ставилось менее 50 приборов даже в походное время, садился всякий, званый и незваный, знакомый и незнакомый, только с условием, чтоб не чиниться пред хозяином. Обеды его, приготовленные лучшим образом, не обращались, из подражания иноземцам и по их примеру, в шумные пиры, но имели характер семейной простоты и вместе чинности, основанной на той благочестивой мысли, что пища есть дар Божий, и потому вкушение её должно сопровождаться не глумлением, а благочестивым настроением души. Фельдмаршал ненавидел излишества и не любил бесед, в то время обыкновенных, в которых кубки с вином играли главную роль. Сам Петр столько уважал его, что никогда не принуждал пить, и во время праздников Государевых Шереметев освобождён был от наказания осушать кубок большого орла. Будучи другом и советником Царя, Борис Петрович любил его прямо Русскою душою, без лести рабского страха; Великий умел ценить эти редкие свойства своего полководца и чрезвычайно уважал его, называя своим Баярдом и Тюренем, и между прочим всегда встречал и провожал до дверей своего кабинета – отличие, которого никому иному не оказывал 43 . Борис Петрович Шереметев скончался 17 Февраля, 1719 г., на 67 году от рождения. Смерть его горько оплакана была и Петром и всеми Русскими воинами, коих Шереметев так долго и так постоянно водил к победе, и всеми бедными и нищими обеих столиц, для коих был он отцом милосердым.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010