От не приходящих же да ищет вины, чего ради не приходят, и о противляющихся да возвещает Игумении, и она, по узнании вины, да усмиряет их. Аще же несть Игумении в церкви, да ставит на поклоны, противу погрешности с кротостию. Должна же всегда смотреть и на монастырю всегда по благочинию, чтобы кому неприлично и несвойственно, по монастырю и по келиям не шаталися, а паче из мирских. Да наблюдает же, чтобы не было по келиям и собраний не полезных, и что неприлично званию монашескому, о том да взыскует, а о противляющихся и прилежащим ко спасению вред наносящих да возвещает Игумении, и Игумения с сёстрами да усмиряет их. Аще же кто случится и из родственников будет в обители, да не принимается в келиях без благословения Игумении и Благочинной, аще же будет за отлучкою Игумении, к Казначеи да благословляется. Аще же и по благословению приём да будет днём, а не во время церковного правила, или ночью. После же повечерия и церковного правила на сон грядущим отнюдь да будет каких-либо собраний, кроме Игумении по благословной вине и монастырской надобности. И всех да насмотряет в монастырю сущих, чтобы всякое дело было по чину и приличию монашескому. А паче сама собою во всём образ да будет духовной жизни и трезвенной и незазорной. Благочинная же избирается от степенных, беспристрастных и рассудительнейших сестр, дабы была образ и пример по Игумении всем сёстрам в обители, от чего великая душам польза и внимающим бывает успеяние и благочиние стройно и благопристойно. О должности уставщицы Уставщица должна тщательно со вниманием наблюдать чин клиросный, и всегда приходить к началу церковного пения и всякого правила, и чтобы певицы стояли чинно, и пели согласно, ни спеша, ни медля, без остановки, клирос с клиросом, то же и в чтении, и стихиры пели с канонархами единогласно, без кощунства и глумления и празднословия. Да наблюдает же чтение и пение, вся по Уставу и Чиноположению. Певицы же во всём да согласуют в пении и предстоянии Уставщицы, и да поют согласно и умилённо, не козногласованием и бесчинием, но со вниманием и страхом Божиим, дабы и сами с чувствием предстояли, и умилённым гласом пели, и предстоящих сердца к умилению наклонили, к прославлению имени Божия и упользованию души, жаждущие спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Лишь только горестная весть сделалась известною Наталье Борисовне, сердце её замерло, она упала без чувств, и когда опомнилась, повторяла только: «Ах пропала, пропала!» как будто предвидя плачевную участь свою. Тщетно окружающие старались её утешить, некоторые даже советовали: «Можно, де, этому жениху отказать, когда ему будет худо». Предложение это так мне тяжело было, пишет Наталья Борисовна в своих записках, что я ничего не могла на то ответствовать. Войдите в рассуждение: какая мне это радость, и честная ли это совесть, когда он был велик, так я с удовольствием за него шла, а когда он стал несчастлив, отказать ему? Я такому совету согласия дать не могла; и так положила своё намерение, отдав одному сердце, жить, или умереть, вместе, а другому уже нет участия в моей любви. Я не имела, прибавляет к сему, такой привычки, чтоб сегодня любить одного, а завтра другого; в нынешний век такая мода, а я доказала свету, что я в любви верна. Во всех злополучиях я была своему мужу товарищ, и теперь скажу самую правду, что, будучи во всех бедах, никогда не раскаивалась, для чего я за него пошла, и не дала в том безумия Богу. Он тому свидетель: все, любя мужа моего, сносила; сколько можно мне было, ещё и его подкрепляла». Так-то высоки и чисты были понятия древней Русской женщины о своих семейных обязанностях! Но продолжим рассказ о дальнейшей судьбе Натальи Борисовны. Вечером в тот плачевный день, когда скончался Император, приехал Долгорукий к невесте своей и проливал вместе с нею слёзы о кончине своего благодетеля. Тогда же жених и невеста поклялись взаимно: «быть неразлучными до смерти своей». Предчувствия Натальи Борисовны не обманули её: «Куда девались искатели, друзья? Все спрятались, «и ближние отдалече мене сташа», говорит она: все нас оставили в угодность новым фаворитам». В сие время совершалось погребение Государя. Наталья Борисовна смотрела на погребальное шествие из окна своего дома, обливаясь слезами. Вскоре Императрица Анна Ивановна имела торжественный въезд в Москву при громе орудий и с колокольным звоном во всех церквах.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Жалобы и доносы духовных своих детей на кого бы то ни было старец всегда принимал с большой рассмотрительностью и осторожностью, многократно приводя в пример настоятеля Глинской пустыни отца Филарета, который был муж мудрый и духовный, но от излишней доверчивости к своим духовным чадам немало пострадал. Этот отец Филарет по поручению своего Курского преосвященного Евгения в 1821 году составил устав для Борисовской женской пустыни и установил там хороший монастырский порядок, много способствовавший благоустройству обители, и потому имел в ней много духовных дочерей. Были в той же пустыни духовные дочери и старца отца Леонида. И хотя Леонидовых учениц числом было несравненно меньше, но они почему-то имели в обители большее значение и преимущество перед ученицами Филаретовыми, занимая высшие монастырские должности. Ученицы же отца Филарета за это возревновали и начали приносить ему жалобы на учениц отца Леонида, будто бы они по наставлению своего старца держатся какого-то странного и неправильного учения. По доверию к своим чадам духовным отец Филарет не проверял их жалоб, а без рассмотрения передавал их своему владыке, который, наконец, поручил опытному протоиерею с настоятелем соседнего Хотмыжского монастыря произвести строгое дознание. Исследование дела кончилось в пользу учениц старца Леонида. Оказалось, что жалобы учениц отца Филарета были неосновательны и несправедливы. Тогда отцу Филарету, установившему благоустроенный порядок в Борисовской пустыни, Курский преосвященный с негодованием сказал: «После этого чтобы и нога твоя не была в этой обители!» Припоминая этот случай, старец отец Леонид нередко повторял: «Поверь ревнивым деткам – они тебе наскажут». Относительно поста и прочих телесных подвигов старец отец Леонид наставлял своих учеников по совести исполнять все должное. И если кто самовольно нарушал положенные правила, старец строго обличал того, говоря, что небрежение и в малом душевредно и ведет к пагубным последствиям. Но, с другой стороны, не одобрял, если кто все совершенство духовное заключал в соблюдении одних внешних правил монашеского жития и всех, слабых и крепких телесными силами, без разбора подводил под одно правило или, оставив благоразумную умеренность, вдавался в чрезмерные телесные подвиги (например, ношение вериг), надеясь спастись как будто ими одними.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Optinskij/...

Состоялось итоговое заседание Издательского совета Белорусской Православной Церкви 11 декабря 2013 г. 14:42 9 декабря 2013 года под председательством епископа Борисовского Вениамина состоялось итоговое заседание Издательского совета Белорусской Православной Церкви . К участию были приглашены представители православных издательств Белорусского экзархата. В ходе встречи были подведены итоги деятельности Издательского совета за 2013 год по различным направлениям; приведены статистические и содержательные сведения о работе Коллегии по рецензированию и экспертной оценке, о внесении изменений в систему грифования. Так, с апреля 2013 года введены три грифа, которые присваиваются изданиям, поступившим в Издательский совет Белорусской Православной Церкви: «По благословению митрополита Минского и Слуцкого, Патриаршего экзарха всея Беларуси», «Рекомендовано к публикации Издательским советом Белорусской Православной Церкви» и «Допущено к распространению Издательским советом Белорусской Православной Церкви». Было отмечено, что в октябре 2013 года создана рабочая группа по рецензированию детской литературы, возглавляемая иереем Иоанном Задорожиным. Всего в группе 15 человек, среди которых детские писатели, педагоги вузов, в том числе кандидаты наук, учителя воскресных школ и школы катехизации Минской епархии , библиотекари. Одной из задач членов рабочей группы стала разработка критериев и принципов оценки детской книги, предлагаемой для издания и распространения в церковных книжных магазинах. В 2013 году продолжалась работа по наполнению официального сайта Издательского совета БПЦ. Систематически пополнялась база данных книг, получивших гриф Издательского совета БПЦ (в рубрике сайта «Каталоги»), а также оперативно представлялись на сайте выписки из протоколов заседаний Коллегии по рецензированию и экспертной оценке о присвоении грифов. Велись актуальные рубрики, посвященные 1150-летию создания святыми равноапостольными Кириллом и Мефодием славянской азбуки и к 1025-летию Крещения Руси. В 2013 году заключены договора о взаимном сотрудничестве с Виленской епархией и Издательским советом Польской Православной Церкви . Также подведены итоги деятельности Исторической комиссии, возглавляемой протоиереем Александром Романчуком, и работы в области церковного библиотечного дела. Особое внимание было обращено на проблемы, связанные с деятельностью Коллегии по рецензированию и экспертной оценке, касающиеся, в частности, взаимоотношений с издателями, проведения процедуры рецензирования и другими. По предложению издателей на заседании Издательского совета была создана рабочая группа по распространению православной литературы по епархиям. Затем состоялось заседание Коллегии по рецензированию и экспертной оценке под руководством епископа Борисовского Вениамина. Издательский совет БПЦ /Патриархия.ru Календарь ← 8 мая 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/3...

Методист управления социальной и воспитательной работы государственного учреждения образования (ГУО) «Академия последипломного образования» А.М. Деменцевич в своем выступлении отметила, что организовано целенаправленное и плодотворное взаимодействие на основе Программы сотрудничества между Министерством образования Республики Беларусь и Белорусской Православной Церковью. В качестве одного из примеров Анна Михайловна привела ресурсный центр по духовно-нравственному воспитанию на базе ГУО «СШ 24 г. Борисова» (руководитель Т.Н. Прокопенкова): «Среди реализуемых на базе школы проектов — мини-футбольный клуб " Декос " в рамках районной лиги " Здоровая молодежь " . В течение года проводятся футбольные турниры, в которых участвуют дети, состоящие на различных видах учета. Руководит клубом священник Андрей Шабаловский, настоятель борисовского храма Димитрия Донского. На базе этой школы и других учреждений образования Борисовского района организована качественная работа в этом направлении».  А.М. Деменцевич также отметила, что работа ресурсных центров по духовно-нравственному воспитанию развивается по разным направлениям и доказала свою эффективность. В лидерах Минская область —19 ресурсных центров, Витебская область представлена 12 ресурсными центрами. Для сравнения: Брестская область — 1, Гомельская область — 1, Гродненская область — 3, Могилевская — 2, город Минск — 1. «Эффективная система духовно-нравственного воспитания, хорошо организованная, продуманная, четко ориентированная, может и должна стать главным средством противодействия негативным проявлениям социальной среды. В дальнейшем необходимо усилить взаимодействие учреждений образования с епархиями Белорусской Православной Церкви по семейному воспитанию учащейся молодежи на основе христианских ценностей, направленное на принятие молодым поколением таких понятий как целомудрие, крепкая семья, ответственное родительство, уважение родителей», — считает методист. Профессор кафедры социально-гуманитарных дисциплин Института управленческих кадров Академии управления при Президенте Республики Беларусь С.В.

http://patriarchia.ru/db/text/5638398.ht...

Аще хощет стройное иметь в обители управление, во всех случаях да имеет совет с избранными на сие сёстрами. И аще что будет касающееся до обители, да приглашает из старейших избранных и рассудительнейших сестёр для совета общего, и прочитания Указов и всяких предписаний и подписания репортов, и согласия и принятия кого в обитель, и в представлении к монашеству да не будет коего-либо злоупотребления. Аще же кто обители ко вреду и не на пользу будет, таковии да не принимаются из приходящих, аще и со укладом, о чём запрещено в Духовном Регламенте. От подарков же в принятии кого и в представлении к монашеству да не будет в обители злоупотребления; ибо благодать Божия туне принимается, туне и подаётся. И о сём Игумения о себе да наблюдает и о прочих, да некогда за невнимание и противление Божественному Писанию и монашеским обетам и пострадати имут противляющиеся, яко же Анания и Сапфира, и осудятся со святотатци, и сими страшными наказаниями и запрещениями Настоятельница да предохраняет себе и сестёр, да будет всякое дело творимое истинно Бога ради и любве ради ближнего, и благодать Божия во всём управлении поспешествовать будет, и мир Божий водворится в сердцах в истинне труждающихся о Господе. Во обращениих же и прощениих да наблюдает себе опасно, а паче от хмельных напитков, кроме необходимой нужды в приёме, и сие не в зазорное время, а паче после вечерия и правила и не зазорных. Да не попустит же из сестёр кому, а паче в приёмах оными, кроме Казначеи в отлучке Игумении для нужного приёма и рабочих, и сие с наблюдением совести и монашеских обетов; и во всех случаях прилежно да наблюдает Игумения свою совесть и сестёр в должностях сущих, и всех ей препорученных в обители, и аще кто увидит творимое где противу совести и устава, да не умолчит, да призовёт и наедине кротко да обличит и усовестит; аще же не послушает, да соберёт старейших и искуснейших из сестр, и при собрании да обличить противляющуюся установлению и монашеским обетам. Аще же смирится и будет прощения просить, да дастся ей обще епитимия по её погрешности и по рассуждению Игумении с сёстрами, поклонами, или постом, телесного же наказания, цепи да не будет в обители.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Трепета и ужаса исполнено сие изречение грозное. Сего ради всем, прилежащим о спасении, а паче монашествующим, подобает, со многим вниманием и страхом Божиим и с разумом духовным, проходит подвиг монашества, да, с подвизающимися истиною о Господе, и царствие небесное сподобимся получити, благодатию Господа нашего, Иисуса Христа, ему же слава во веки веков. Аминь. О должностях старейших сестёр О должности настоятельницы Игумения, по званию Божию, прияла на себе звание настоятельства не любоначалия ради и прибытка, но любве ради Божия, и ближнего, и послушания. И сего ради должна иметь неусыпное попечение о спасении душ вверенного ей стада, яко о присных своих чадех, и прежде сама собою показать образ быти сущим в обители, во всём словом и делом, поминая Христа Спасителя нашего слова, еже рече: «Иже в вас хощет быти больший, да будет всем слуга!» и сему спасительному гласу внемля, тщательно да понуждает себе всегда ко всякой добродетели, а паче любви, кротости и смирению, и терпению, трезвению и воздержанию, внешном и духовном, дабы ищущие вины, не имели вины к подозрению и преслушанию; ибо враг душ наших тщится научить подчинённых и в малейших подозревать сущих в настоятельстве, чтобы привести в безверие, а от безверия в прекословие и непослушание, от чего бывает великое неустройство и разорение душам, и сими и имя Божие хулится. И сего ради Игумения да приложит разум о всём да прочитывает часто писания Божественная и наставления монашеская Святых Отец, еже бы и себе устроити и порученных ей сестр, да потщится поощряти их к подвигу монашескому и смирению и послушанию, и како обучати ум противитися молитвою помыслом и отгонять их, и как познавати вины страстей и побеждати страсти, и падшим в страсти како восставати и простиратися како к подвигу и утверждатися в вере и терпении, и о сём Игумения более да тщится имети прилежное внимание о сёстрах; ибо иметь дати ответ пред Господем по поручению ей за всякую душу, аще вознерадит в своё звание, и не будет иметь истинного прилежания и попечения о вверенных ей душах.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Вот совокупность причин, по которым строгие правила общины постепенно ослаблялись и наконец самое учреждение пришло в упадок; управляющие, коим был поручен надзор за порядком, по сказанному выше, сами способствовали этому, и дело, вероятно, началось с того, что они, желая устранить от себя излишние хлопоты и избежать неудовольствий, с ними сопряжённых, стали сперва отдавать положенное по регуле число хлебных запасов в полное распоряжение Настоятельницы в несколько сроков, а она, по выше упомянутым причинам, уступая необходимости, стала делить их по равной части на каждую из сестёр. Мы видели, что Граф Петр Борисович, по дошедшим до него сведениям, о ослаблении правил общежительного устава его родителя, двукратно подтверждал, чтобы вообще Завет сей сохранялся нерушимо, а прибавление по Указу 1770 года блюда рыбы в Воскресные дни и каша с грибами в дни постные, показывает, что общая трапеза не была ещё уничтожена в то время никаким официальным распоряжением содержателя обители. Далее, в 1784 году, при возникшем со стороны нового управляющего вопросе о назначении новой Настоятельницы на место умершей, и о добавлении недостающего до штатного числа монахинь, Граф вторично подтвердил, чтобы Завет его родителя соблюдался во всей своей силе; но вскоре, а именно в 1788 году, Граф Петр Борисович скончался. Вот на каком основании мы заключаем, что община при нём, хотя может быть и не существовала на деле, но ещё не была уничтожена никаким официальным с его стороны распоряжением. Последняя часть рассказа монастырских записок состоит в том, что будто Игуменья (какая, неизвестно), видя неудобство общины, по согласию с сёстрами, вошла о сем с представлением к Графу (к которому, не упомянуто, но по ходу рассказа, очевидно, подразумевается здесь Граф Петр Борисович), и будто бы он беспрекословно согласился отменить сие учреждение, приказав выдавать денежное и хлебное жалованье каждой монахине порознь, в следующем размере: «Игуменьи жалованья по 35 рублёв в год, а монахиням по 17 р.; дров Игуменьи по 4 сажени, а монахиням по 2, хлебных запасов Игуменьи: ржаной муки по 4 четверти, круп по 4 четверика, солоду по 2 четверика; а монахиням муки 3 четверти, круп 3 четверика, солоду 1 четверик.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

В самом деле, когда он был в полудневном переходе от Борисова, крестьяне сообщили польским уланам, что город этот занят русской армией Чичагова. Корбино уже потерял надежду перейти Березину, когда эти же самые крестьяне, предложив ему отступить назад, провели его колонну к Студянке, маленькой деревушке, расположенной недалеко от Веселова, на 16 верст выше Борисова; перед ней находился брод. Три кавалерийских полка Корбино перешли его без потерь и направились затем через поля, ловко избегнув приближения к Борисову, так же, как и к войску Витгенштейна, расположенному в Рогатке 332 , прошли между ними и соединились, наконец, с маршалом Удино 23-го вечером близ Начи. Отважный переход, совершенный Корбино, прославил его и был как нельзя более счастлив для армии, потому что император, узнав о физической невозможности скоро восстановить Борисовский мост, решил после совещания с Корбино перейти Березину близ Студянки. Но так как Чичагов, извещенный о переправе в этом месте бригады Корбино, прислал к Студянке сильную дивизию и много артиллерии, то Наполеон, чтобы обмануть неприятеля, употребил военную хитрость, которая, несмотря на свою избитость, почти всегда удается. – Он притворился, что не имеет видов на Студянку и собирается воспользоваться двумя другими бродами, существующими ниже Борисова, из которых менее неудобный находится при деревне Уколода 333 . Для этого был открыто направлен к этому месту один из еще вооруженных батальонов; за ним вслед послали несколько тысяч отсталых солдат, которых неприятель должен был принять за сильную дивизию пехоты. За этой колонной следовали многочисленные фургоны, несколько пушек и дивизия кирасир. Подойдя к Уколоде, эти войска стреляли из пушек и сделали все для того, чтобы заставить думать, будто они строят мост. Чичагов, предупрежденный об этих приготовлениях и не сомневаясь, что план Наполеона состоит в том, чтобы перейти реку в этом месте, для того чтобы выйти на Минскую дорогу, находящуюся по соседству, поспешил не только послать к Уколоде по правому берегу весь Борисовский гарнизон, но, по невозможному заблуждению, русский генерал, имея достаточно сил для охраны одновременно и низа, и верха реки, заставил спуститься к Уколоде все войска, помещенные им накануне выше Борисова, между Зембином и Березиной.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Melguno...

Михаил Осипович Вержболович (31.08.1861–12.07.1911) Догматическое богословие Психология Священное Писание Ветхого Завета Священное Писание Нового Завета Теория эзотерических учений Михаил Осипович Вержболович Педагог, магистр богословия, библеист, знаток древних языков, переводчик. Биография Родился в селе Барани Борисовского уезда Минской губернии в семье священника. Первоначальное образование получил в Минском духовном училище (1871–1877) и затем в Минской духовной семинарии (1877–1883). По окончанию семинарии Михаил Вержболович, как наиболее способный из выпуска, был отправлен на казенный счет продолжать образование в Киевскую духовную академию. В 1887 году он успешно окончил академию со степенью кандидата богословия и был оставлен при ней в качестве профессорского стипендиата для изучения психологии. 28 июля 1888 года Вержболовича назначили преподавателем на кафедру словесности и русской литературы в Симферопольскую духовную семинарию. В августе 1889 года он перевелся по прошению на ту же кафедру в Минскую семинарию. В 1892 году Ученый совет Киевской духовной академии удостоил Вержболовича степени магистра богословия за сочинение «Пророческое служение в Израильском (десятиколенном) царстве». В этой работе автор попытался охватить исследуемый предмет в возможной полноте. Рассматривая библейские события, он указывал причины, почему пророки в каждом конкретном случае поступали так, а не иначе. История пророческого служения обязательно предварялась выяснением политических и религиозно-нравственных условий деятельности пророков, благодаря чему вырисовывалась целостная картина происходящего, а, следовательно, и подлинность событий. В 1893 году М. О. Вержболович начинает печатать в «Минских Епархиальных Ведомостях» фундаментальное исследование «История Минской духовной семинарии», охватывающее период с 1785 по 1874 год. Вместе с тем в журнале «Вера и Разум» публикуются его обширные статьи по вопросам истории и развития психологии. Вскоре на педагогические способности, трудолюбие и научные труды М. О. Вержболовича обратило внимание высшее духовное начальства. 21 сентября 1895 года приказом обер-прокурора Святейшего Синода его переводят преподавателем философских наук и дидактики в Московскую духовную семинарию. Через некоторое время он становится также членом епархиального Училищного совета и образованной при нем школьной комиссии.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Verzhbo...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010