Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Борисов был основан в 1102 году полоцким князем Борисом Всеславичем на левом берегу реки Березины и назван его именем. Вскоре он становится крепостью Полоцкого княжества . Его историческое предназначение – дозор – отразилось в городском гербе, данном ему в 1792 году: две сторожевые башни с открытыми между ними воротами, что символизировало стойкость, неприступность и открытый путь для добрососедства и торговли. Благодаря своему географическому положению, уже к середине XIII века Борисов входит в число известных торгово-ремесленных центров. Под польско-литовским владычеством С конца XIII века - город в составе Великого княжества Литовского . В 1563 г. Борисов получил «магдебургское право», т.е. право на самоуправление, город входил в Оршанский уезд Виленского воеводства. С 1569 года после подписания Люблинской Унии , вплоть до конца XVIII века находился в пределах Речи Посполитой . Этот период примечателен процессом насильственного ополячивания православного населения Борисовщины. Вводилось униатство . Во многих местах Борисовского уезда население выступало против насильственного ополячивания, препятствовало строительству костелов и униатских церквей. В начале XVIII века Борисов стал свидетелем событий Северной войны между Россией и Швецией. Под Борисовом через Березину была осуществлена переправа войска короля Карла XII . В составе Российской империи После второго раздела Речи Посполитой в 1793 году Борисов становится уездным городом Российской империи . На протяжении многих веков борисовские земли переходили от одного хозяина к другому. Это был и виленский воевода Ян Глебович, князья Казановские, Служковы, Огинские, Радзивиллы, и наконец, великие князья из дома Романовых. Глубокий след в истории города оставила Отечественная война 1812 года. Здесь в 15 км северо-западнее Борисова на реке Березине у деревни Студенка была разгромлена армия Наполеона. В самом городе со времен Отечественной войны сохранились остатки артиллерийской батареи русских войск.

http://drevo-info.ru/articles/17402.html

Закрыть Встали на защиту России в 1812 году О подвиге крестьян белорусской деревни Жарцы 09.04.2024 151 Время на чтение 6 минут Фото: Предоставлены автором Сегодня деревня Жарцы находится в Полоцком районе Витебской области Республики Беларусь. Входит составе Зелёнковского сельсовета. Эта небольшая деревня, но героическое прошлое войны 1812 года связано именно с этим населённым пунктом. В начале девятнадцатого века встали крестьяне на защиту своей деревни. Сегодня мы, Андрей и Алексей Буховецкие, члены Союза краеведов России, члены патриотического российского проекта «Памяти предков будем достойны», а также Дмитрий Пранник и Владимир Фуников, приехали, чтобы вспомнить исторический пример мужества и патриотизма войны 1812 года в Жарцах. Это беспрецедентный случай в истории, когда 22 крестьянина были награждены серебряными медалями участника войны 1812 года. Именно кавалерийские отряды из корпуса генерала Витгенштейна производили партизанские действия на территории Белоруссии в тылу врага вдоль берегов Западной Двины. В военных документах имеются, к сожалению, лишь краткие упоминания о партизанских действиях отрядов полковника Родионова, подполковников Непейцина и Бедряги, поручика драгунского полка Лозовского и других командиров из корпуса Витгенштейна. Истории известны случаи совместных боевых действий партизанских кавалерийских разъездов корпуса Витгенштейна с партизанами из местного населения. В таких действиях неоднократно участвовали крестьяне деревни Жарцы Полоцкого уезда. В Белорусии, выступавшей в составе и на стороне Российской Империи в годы войны 1812 года, местные крестьяне встали на защиту России как своей Родины, потому что та война для России была Отечественной. В отдельных уездах Витебской губернии создавались отряды народной самообороны. Один из таких отрядов был создан жителями деревни Жарцы в Полоцком уезде, оказавшейся в зоне боевых действий между русскими и наполеоновскими войсками. Когда возникла угроза деревне, взрослое население объединилось в отряд самообороны во главе с отставным солдатом российской армии Максимом Марковым. Когда к деревне подошли наполеоновские войска, вооруженные жители вступили в бой, нанесли французам значительные потери и заставили их повернуть назад. Потом жители Жарцев влились в ряды петербургского и новгородского ополчений. Они были проводниками, разведчиками, нападали на наполеоновских солдат. Партизанские отряды действовали в селах Староселье, Межень, Есьман, на территории Борисовского, Дриссенского и Полоцкого уездов и в других местах. В сентябре крестьяне деревни Жарцы Полоцкого уезда боролись с батальоном французских солдат, участвовали в битве за Полоцк.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/04/09/vs...

На общем собрании членов Издательского Совета обсудили основные итоги деятельности за последние три года 17 октября 2012 г. 19:30 16 октября 2012 года состоялось заключительное в нынешнем составе собрание членов Издательского Совета Русской Православной Церкви. Заседание открыл председатель Издательского Совета митрополит Калужский и Боровский Климент . В своем вступительном слове он рассказал об основных направлениях деятельности Издательского Совета за прошедшие 3 года. В частности, иерарх отметил, что еще три года назад штат возглавляемой им структуры состоял всего из нескольких человек, а сегодня «Издательский Совет — сложившееся синодальное подразделение, решающее важные общецерковные вопросы». Также владыка Климент привел данные статистики по количеству отрецензированных за это время изданий. Далее Совет заслушал доклады о деятельности рабочих групп. Руководитель двух групп ( по формированию библиотечного фонда и разработке системы классификации религиозных изданий в соответствии с требованиями библиотечных стандартов  и  по поддержке существующих программ и книжных серий, посвященных подвигу новомучеников и исповедников , разработке программы издания книг, в том числе для детей и подростков, а также распространению уже изданных книг в епархиях Русской Православной Церкви) митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий рассказал о работе этих групп, внес на рассмотрение Совета ряд положений, касающихся деятельности библиотек, и предложил провести ряд мероприятий, способствующих распространению знаний о новомучениках. Руководитель группы по контролю за соблюдением авторских прав и выявлению случаев издания контрафактной продукции епископ Борисовский Вениамин сообщил о положении дел в этом направлении. Обсуждались способы борьбы с выпуском и распространением контрафактных изданий. Заместитель председателя Издательского Совета игумен Евфимий (Моисеев) рассказал о деятельности рабочих групп по разработке механизмов, обеспечивающих реализацию решения о распространении изданий в системе церковного книгораспространения только после получения одобрительного грифа и по кодификации акафистов и выработке норм акафистного творчества , а священник Александр Дроздов — о группе по изучению распространения православной литературы через приходы и монастыри в епархиях Русской Православной Церкви.

http://patriarchia.ru/db/text/2532390.ht...

Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века». Москва Фестиваль «Весна духовная. На пути к Пасхе». Москва Выставка «Праздник Благовещения». Москва Выставка «Ars Sacra nova. От мифа к символу. Русская история и евангельские мотивы в творчестве художников модерна России и русского зарубежья 1900-1940-е гг.». Москва Концерты фонда «Искусство добра» в Соборе на Малой Грузинской и на других площадках Открытие конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Москва Коммюнотарные и соборные начала в общественных и церковных объединениях России. VI Международная научно-практическая конференция «Православные братства в истории России». Кострома Все » Мониторинг СМИ Прихожане просят возвести временные храмы к Пасхе На согласованных под строительство больших церквей участках появятся быстровозводимые малые 28.02.2014 12:46 Версия для печати До 20 апреля в Москве планируется возвести 12 временных храмов на площадках, выделенных по «Программе 200». Как рассказали «Известиям» в Фонде поддержки строительства храмов города Москвы, прихожане хотят отметить праздник Пасхи в своих храмах, поэтому на участках для основных храмов по «Программе 200», прошедших все согласования, будут установлены временные. Временные храмы установят в семи округах Москвы. Например, в Восточном административном округе (ВАО) — на улице Камова, улице Перовской и Зеленом проспекте; в ЮВАО — на улице Маршала Кожедуба, на пересечении улицы Поречной с Перервинским бульваром и на улице Федора Полетаева; в ЮАО — на улице Борисовские пруды. Также церкви обустроят на пересечении улицы Воскресенская с Мещерским проспектом, на улице Куликовская, пересечении Новочеремушкинской и Кржижановского, Малахитовой и Бажова и на улице Фабрициуса. Причем на последнюю временный храм перекочует с Пятницкого шоссе, где уже построили постоянный.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Состоялось награждение победителей Четвертого республиканского конкурса «Библиотека — центр духовного просвещения и воспитания». Решением Патриаршего экзарха обладателем гран-при стала Борисовская центральная районная библиотека имени И.Х. Колодеева. В начале церемонии открытия Рождественских чтений состоялось выступление хора студентов Белорусской государственной академии музыки (руководитель Инесса Бодяко), который исполнил белорусскую народную песню «Цячэ вада ярок». С приветственным словом к участникам чтений обратился митрополит Павел. Выразив благодарность организаторам и почетным гостям форума, архипастырь отметил, что в настоящее время носители традиционного мировоззрения стоят перед множеством вызовов. Семья, традиционные конфессии, общественные институты, государство теряют роль безусловного лидера в воспитании подрастающего поколения. Используя весь арсенал давления на неокрепшую психику молодых людей, за молодежь активно борются индустрия развлечений, СМИ, деструктивные политические силы и религиозные секты. Именно поэтому очень важна консолидация здоровых сил общества в деле просвещения, образования и воспитания молодежи. Мы никогда не добьемся успеха в работе с молодежью, если не будем во всех своих начинаниях опираться на высокие духовно-нравственные ценности — а для нашего народа это христианские ценности, отметил Патриарший экзарх, добавив, что главными механизмами воздействия на молодое поколение должны быть любовь в ее высшем христианском понимании и доброта. Далее к собравшимся обратился председатель Президиума Национальной академии наук Беларуси В.Г. Гусаков. Митрополит Павел, с ердечно поблагодарив Владимира Григорьевича за содействие диалогу Церкви и науки, вручил ему высокую Патриаршую награду — юбилейную медаль «В память 100-летия восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви». Участников Рождественских чтений также приветствовали первый заместитель министра культуры Республики Беларусь Наталья Карчевская, начальник управления по делам молодежи Главного управления воспитательной работы и молодежной политики Министерства образования Республики Беларусь Александр Матюшонок, заместитель Уполномоченного по делам религий и национальностей Елена Радченко.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5315201...

3 января 1930 года Коллегия ОГПУ приговорила священника к пяти годам заключения в концлагере. В конце января он был отправлен этапом в концлагерь, находившийся в городе Котлас. По возвращении в 1934 году из концлагеря отец Димитрий поселился в Пошехонье, где жила его семья; здоровье его за время заключения оказалось сильно подорванным, однако он не мог не служить и в том же году направился к митрополиту Ярославскому Павлу (Борисовскому) с просьбой направить его на приход. Митрополит Павел благословил его служить в одном из храмов в Ярославле, а жить с ним в одном доме. В Ярославле отец Димитрий прослужил полтора месяца, а затем, узнав, что есть свободное место священника в одном из храмов в городе Любим, просил митрополита направить его туда, на что получил благословение и уехал в Любим. 5 марта 1937 года отец Димитрий был вновь арестован и допрошен, но виновным себя ни в чем не признал, а на вопросы следователя, с кем встречался и о чем говорил, отвечал, что не помнит. 12 апреля следствие было закончено. Отец Димитрий был обвинен, в частности, в том, что хранил контрреволюционную монархическую литературу с контрреволюционным провокационным содержанием. Под литературой власти имели в виду письмо, полученное им из Тутаева от его друга-пастыря еще в 1934 году, сразу после возвращения отца Димитрия из заключения:  « Милый и дорогой отец Димитрий Григорьевич! — писал тот. — Получил Вашу дорогую весточку, спасибо Вам за добрые отношения и память. Да, у Вас вышла неладиха! Что делать, мир! Просит свое и требует как бы законное... дело уладится, смотреть и думать надо по-Божьи, дело пастырей было и будет всегда под особым попечительством Промысла и Его святой воли и управления. Люди свое, а Бог свое, что Ему угодно, в мире человеческие одни произволы и грехи... Вы и сами прекрасно руководитесь указанием и добрым желанием, которое приятно Господу. Зреть Его лицом и беседовать во святыни и правде!.. Запаситесь пока добрым настроением, в чем вам помощником будет святой Ангел Хранитель! Оставьте все свои планы и предположения на волю и милость Божию!». 

http://foma.ru/predannyij-bogu-predannyi...

О том, какое впечатление владыка производил на окружающих, можно судить по письмам заключенного князя К.Э. Ухтомского, который провел вместе с епископом около двух месяцев в одной камере: «...очень уж симпатичен и дорог для меня этот кроткий и истинно верующий человек, в нем как-то все слилось: и твердость духа, и кротость, почти робость житейская... Таких пастырей мало у нас было и вообще, а сейчас, в дни повсеместного оскудения и морального упадка, почти и совсем не видно...» т. 1, л. 64, 69]. 23 мая 1924 года владыку освободили под подписку «о невыезде из пределов гор. Вятки», но следственное дело против него не закрыли. Седьмого марта 1925 года епископ Авраамий был арестован повторно. Одной из причин задержания владыки Авраамия послужила его самоотверженная помощь отправленным в ссылку вятским епископам Павлу (Борисовскому) и Виктору (Островидову), священникам и всем осужденным по церковным и политическим делам Вятского исправдома, которым он помогал продовольствием и деньгами. Следователи также обвинили епископа Уржумского в «связи с монархическим элементом» и в организации церковно-монархического центра в Вятской губернии. Владыке Авраамию вменялась в вину организация «материальной и денежной помощи духовенству, находящемуся в ссылке в Сибири». Епископа Уржумского Авраамия, «дабы не создавать ему в Вятке в кругу фанатичного религиозного населения... ореола мученика», решено было этапировать в Москву, где он был заключен во внутреннюю тюрьму ОГПУ. На допросах владыка Авраамий на вопросы следователя отвечал так: «Мне неинтересно, кто из моей паствы к какой партии принадлежит, лишь бы был христианином. Ничего предосудительного в этом не вижу. Виновным себя в том, что я сознательно имел связь и способствовал к/р деятельности монархического элемента, не признаю. Также не признаю себя виновным в сознательном использовании религиозных настроений масс в целях возбуждения их против соввласти» т. 1, л. 368 об., 370 об.]. 13 ноября 1925 года решением Особого совещания при коллегии ОГПУ епископа Уржумского Авраамия и еще 10 человек, проходящих с ним по одному делу, приговорили к высылке «в Зырянский край сроком на три года». Ссылку владыка отбывал в Усть-Сысольском уезде, в деревне Гыбад (что на коми-зырянском языке означало «трясина», «топь», «сырое мшистое место»).

http://patriarchia.ru/db/text/6038557.ht...

После целой череды сражений, происходивших с переменным успехом, в итоге французы так ничего и не смогли сделать с Витгенштейном: русские войска остались на позициях у Сивошино, а французы отошли в Полоцк. Витгенштейн выполнил свою задачу и закрыл путь на Петербург. На протяжении второй половины июля Наполеон находился в Витебске, размышляя о том, что ему делать дальше. При вступлении в город он ожидал, что ему поднесут символические ключи, но этого так и не произошло. Вот что писал один из участников событий о пребывании французской армии в Витебске: «Пылающие вокруг деревни и предместья города, улицы, которые усыпаны ранеными и мертвыми, поля, которые покрыты многими тысячами трупов, грабежи и насилии в городе и деревнях, убийства безоружных в их домах». Вокруг Витебска и Полоцка разгоралась самая настоящая партизанская отечественная война против иноземных захватчиков. Крестьяне собирались в отряды, вооружались косами, топорами, захваченным у французов холодным и огнестрельным оружием. Помощь польско-литовской шляхты захватчикам вызывала у крестьян неподдельный гнев. Это часто выливалось в поджоги и разграбления шляхетских имений. Так, крестьяне деревни Смолевичи Борисовского повета под предводительством Прокопа Козловского сожгли имение Радзивилла вместе с самим его хозяином. С лучшей стороны во время Бородинской битвы проявили себя сформированные на Витебщине четыре полка 3-й пехотной дивизии, которые обороняли знаменитые Багратионовы флеши. 24-я дивизия, состоявшая в основном из белорусов-крестьян Минской губернии, героически сражалась в центре обороны русских войск около батареи Раевского. Окончательное поражение французам было нанесено также в Белоруссии при их переправе через Березину в конце ноября 1812 г., когда помимо наступления главных русских сил к месту переправы французов подошли армии Витгенштейна и Чичагова. Наполеон мог быть пленен, но несогласованность действий русских войск позволила ему переправиться через реку и, бросив на произвол судьбы терпящую бедствие армию, вернуться во Францию. От французских полчищ, напавших на Россию всего полгода назад, остались лишь жалкие остатки.

http://pravoslavie.ru/56158.html

С 1960 года, в связи с упразднением промкооперации и передачей артели в систему местной промышленности, Пучковская артель входит в Кубенскую кружевную артель как отделение, а с 1964 года как производственный участок Вологодского кружевного объединения «Снежинка». Участок был закрыт в середине 80-х годов и надомницы-кружевницы сами уже сдавали свои кружева в Кубенское отделение, руководила которым Борисова Валентина Николаевна...» Искусство кружевоплетения передавалось из поколения в поколение. Яркий пример - династия Гладковых-Кирьяновых-Бобылевых-Николаевых. Материал об этой династии также предоставила В. Н. Маракова. «... Гладков Степан Васильевич, примерно 1870 года рождения и его жена Лариса Васильевна с детства плели кружева под руководством своих родителей. И своих семерых детей они также научили кружевоплетению. Степан Васильевич, к тому же, скупал во всей округе кружева и возил их на продажу «за озеро», покупая там соль и глиняную посуду, - этот товар пользовался неизменным спросом в «борисовских» деревнях... А сам он, по рассказам его дочери Лидии Степановны своей правнучке Кирьяновой Ольге Христофоровне, любил плести черные шелковые кружевные шарфы и шали. Один из этих шарфов бережно хранится в семье вот уже более 100 лет. Также выплетал он кружева на отделку мужских и женских рубах. Гладковы Лидия Степановна (1896-1997) и Таисия Степановна - дочери Степана Васильевича и Ларисы Васильевны с 8 лет плели кружева. Когда в их деревне была образована Пучковская кружевная артель, Лидия Степановна долгое время работали в ней и начальницей, и приемщицей. Надо было рассчитать задание, произвести нужные расчеты за работу и даже приготовить для кружевниц сколки, то есть наколоть их... Римма Александровна Кирьянова и Ангелина Александровна Бобылева - внучки Степана Васильевича и Ларисы Васильевны. Ангелина после учебы в школе 3 года училась в Долговом (около с. Кубенское) в школе кружевоплетения и около восьми лет там работала. Но затем обстоятельства сложились так, что пришлось перейти на работу в колхоз, где работала и ее сестра. Но кружева плели все равно, работая надомницами долгие годы в кружевном объединении «Снежинка».

http://ruskline.ru/analitika/2016/05/27/...

Я вновь вернулся в Государственную Думу в 2004 году уже не как депутат от Сочи, а как депутат от г. Москвы. Будучи на протяжении многих лет советником мэра Москвы Юрия Михайловича Лужкова с 1997 года, и вплоть до его вынужденного ухода в 2010 году. С большим уважением отношусь к его памяти. Пробыв два срока в Государственной Думе, сначала как депутат от Орехово-Борисовского округа Москвы, а затем, как депутат по московскому списку Единой России (когда округа отменили на время и избирали только по партийным спискам), я не попал в шестую Государственную Думу. Меня тогда в список не включили. Это был конфликт принципиального характера, как сейчас говорят. Я выступил против официальной линии, в конфликте в Ливии. Поддержал В.В. Путина и его возврат в Президенты. Второй раз оказавшись за бортом Государственной Думы, вновь пошел здесь в мае в 2016 году в теперь уже Сочинском, а не Туапсинском округе, я был вновь переизбран в 2021 году, в котором кроме Сочи состоят еще Апшеронский и Белореченские районы. Как всякому депутату от округа, мне приходится делить свое время на двое: основное, которое я обязан провести в Москве, участвуя в пленарных заседаниях Госдумы и работая в Комитете, и то, которое я в округе, потому что надо встречаться с избирателями. Мои помощники и я работаем одной командой для того, чтобы в полной мере выполнять обязанности депутата, избранного сочинцами и другими жителями Сочинского избирательного округа. – Можно ли Вас назвать отцом-основателем Института стран СНГ, где ведется серьезный анализ ситуации на постсоветском пространстве? Какие проблемы носят системный характер и что можно было решить во взаимодействии с Церковью и общественными институтами? – Вы не ошибетесь в этом случае, если скажете, что я являюсь организатором Института стран СНГ. Это как раз случилось в 1996 году. С 1993 по 1995 годы я, как председатель комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками, как мне кажется, достаточно глубоко осознал проблемы, которые существуют после распада Советского Союза, в том числе и с точки зрения научного обеспечения наших национальных интересов. Ведь без научного осмысления не может быть самого понимания национального интереса.

http://ruskline.ru/opp/2024/01/10/samoe_...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010