16 ноября 1947 года возобновила свою работу Саратовская духовная семинария. Она оказалась единственным духовным учебным заведением на огромной территории – в её стенах обучались воспитанники из 11 епархий. Необходимо понимать, что 11 епархий не были тождественны 11 областям или республикам РСФСР – в наступившее время нового гонения на Церковь из-за невозможности назначить новых архиереев епархии приходилось объединять, и границы епархий тех лет отнюдь не совпадали с административно-территориальным делением СССР. В частности, после перевода в 1949 году из Саратова (вследствие истории с «Саратовской купелью») епископа Бориса (Вика), открывавшего Саратовскую семинарию, сменивший его Преосвященный Филипп (Ставицкий), архиепископ Астраханский и Сталинградский, получил титул «Астраханский, Сталинградский и Саратовский» – вся огромная территория Нижней Волги вошла в пределы одной-единственной епархии. «Саратовская купель» – так среди историков неофициально именуется совершение на Богоявление 1949 года Великого освящения воды на проруби, сделанной во льду Волги недалеко от Троицкого собора, в районе современного речного вокзала. После самого водосвятия состоялось традиционное крещенское купание в проруби. Сохранившаяся фотография запечатлела многотысячную толпу людей, пришедших «на иордань», – безмолвный ответ верующего русского народа на все десятилетия притеснений веры и государственной пропаганды атеизма. Выводы из произошедшего были сделаны властями незамедлительно – организовавший «порнографическое действо... юродствующих кликуш и мракобесов» епископ был через месяц переведён на другую кафедру, «Правда» опубликовала фельетон «Саратовская купель» (по этому заголовку и именуют сегодня всю историю с водосвятием на Волге), задавший тон кампании в печати, а «из центра» обрушился целый комплекс административных мер не только против духовенства и верующих, но и против представителей местных органов власти. В стране начался новый виток антицерковных репрессий. Особенно это стало заметно после прихода к власти в 1953 году Н.С. Хрущёва. «Оттепель», начавшаяся надеждами на изменение политики советской власти, обернулась для Церкви новыми гонениями. 30 мая 1961 года была закрыта Саратовская духовная семинария, и не возобновляла своей деятельности до осени 1992 года.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Далее следует перечисление провожающих. Борис (Соколов; 1865–1928 гг.), в 1919 г. хиротонисан во епископа Юрьевского, викария Владимирской епархии; с 1923 г. архиепископ, и назначил на Рязанскую и Зарайскую кафедру; в 1926 г. приговорен к 3 годам ссылки в Нарымский край; в 1927 г. меру пресечения заменили на ссылку в Ярославскую губ.; по состоянию здоровья был перемещен в подмосковный поселок Перловка, откуда продолжал управлять Рязанской епархией посредством циркуляров, указов и распоряжений. В «жизнеописании» архиепископа Андрея митрополит Мануил писал: «Подбирая священнослужителей, заботился больше о качестве, чем о количестве их… В суждениях о них имел свою точку зрения, не всегда совпадающую с точкой зрения Святейшего Патриарха и некоторых других иерархов. Нередко случалось, что людей, которых он не допускал до священнослужения, другие иерархи потом сочли возможным допустить и даже возвысить. Самые яркие примеры этого: Питирим, митрополит Крутицкий, бывший настоятель Покровской церкви г. Куйбышева протоиерей Петр Свиридов и Борис, митрополит Одесский, бывший иеромонах Вик в г. Саратове» ( Мануил (Лемешевский), митр. Русские православные иерархи: период с 1893– 1965 гг. [Каталог]. Ч. 1. Куйбышев, 1966 . С. 237–243). Дневниковых записей в июне 1944 г. архиепископ не вел, следующая 39-я тетрадь начинается 1 июля. Епископ получал зарплату, в разы меньше настоятеля и диакона, и был достаточно бесправен в финансовых вопросах. Самоуправству о. Бориса Вика способствовало то, что все финансы храма были в его руках, как настоятеля. Такая же система была в Москве; в Ленинграде же финансами храмов распоряжался Горсовет, отдавая им 9% выручки. На Патриархию собор в Саратове посылал 5 тыс. руб. ежемесячно, в то же время, от «двадцатки» зависело, устраивать ли второй хор, платить, и сколько, певчим и за ремонтные работы, и др. «Положение об управлении» 1945 г. урегулировало права архиерея, настоятеля и исполнительного органа. Протоиерея Алексия Кибардина, который во время войны находился в зоне немецкой оккупации, владыка принял через покаяние и оставил в сане протоиерея; иосифлян (протоиерея Петра Белавского и др.) – без покаяния.

http://sedmitza.ru/lib/text/10324924/

Книга увидела свет только в 1992 году. 25 июня 1941 года Николай Николаевич был арестован в последний раз и из лагерей уже не вернулся. 18 сентября 1941 года в Пугачёве был арестован священномученик Иоанн Заседателев. В конце 1930-х годов ему было разрешено вернуться из ссылки, а теперь, после того как священник возбудил ходатайство о возобновлении богослужений в храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы, где он служил до самого закрытия храма в 1932 году, он был вновь арестован. Ещё 2 апреля горсовет Пугачёва принял решение о признании храма «аварийным» (хотя зданию было меньше полувека, да и разрушать его пришлось больше 10 лет), а священник 14 марта 1942 года был приговорён к 10 годам концлагеря. Условия, в которых содержали 78-летнего старца, были таковы, что до лагеря его не довезли – он скончался на лагерном этапе. Так практически одновременно с открытием храма в Саратове (8 октября 1942 г.) мучеником стал священник, пытавшийся открыть храм в Пугачёве (29 октября). Храм в Пугачёве в честь Воскресения Христова был передан верующим 6 апреля 1945 года. Сегодня и иерей Иоанн, и иеромонах Феодор почитаются Вселенской Церковью в лике святых новомучеников и исповедников Церкви Русской; их имена внесены в список Собора Саратовских святых. В лике святых прославлен и владыка Николай (Могилёвский), ставший позднее митрополитом Алма-Атинским и Казахстанским. Его святые мощи почивают в Свято-Никольском кафедральном соборе города Алматы. После войны верующие неоднократно обращались к властям с просьбами об открытии Духосошественского храма, и только 2 января 1948 года горисполком вынес решение: «Ходатайство группы верующих об открытии Духосошественской церкви удовлетворить». При активной помощи епископа Саратовского и Вольского Бориса (Вика) церковь была возрождена. На последующие 42 года в почти миллионном городе было всего два храма. При этом необходимо помнить, что, по данным уполномоченного Совета по делам Русской Православной Церкви по Саратовской области, на конец 1944 года в Саратовской области на учёте состояло 225 церквей и молитвенных зданий. А это означает, что более тысячи храмов были не только закрыты, но и уничтожены!

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

по решению Св. Синода Русской Православной Церкви. Это было время, когда согласно русско-японскому договору – Эдоскому трактату 1858 г. между Россией и Японией были установлены дипломатические отношения. Но проповедь среди японцев была невозможна, так как в стране действовали антихристианские законы. Восемь лет о. Николай, будучи священником при русском консульстве, изучал японский язык, литературу, традиции и обычаи, беседовал с бонзами. В 1868 г. он обратил в христианство самурая Такума Савабе. Вскоре были крещены еще два японца. Крещеные японцы начали проповедовать христианство по городам Японии, заложив основы христианских общин. В 1870 г. свт. Николай основал и возглавил Русскую Православную миссию в Японии. Перевел на японский язык Священное Писание, богослужебные книги, построил в Токио Воскресенский собор. В 1912 г. (последний год служения свт. Николая) в Японии насчитывалось 33 тысячи православных христиан и 266 приходов. Было открыто и построено 175 временных церквей и 8 церквей стационарных, в клире состояло 40 священнослужителей японцев. С 1912 г. по 1945 г. Японскую Церковь возглавлял епископ Сергий (Тихомиров) . При нем, несмотря на все испытания, в 1929 г. Церковь насчитывала 39000 членов (при 70 млн. населения и общем числе христиан в стране порядка 300000 человек). Вторая мировая война была тяжелым испытанием для Церкви: из-за бомбежек многие храмы были разрушены. После кончины еп. Сергия (Тихомирова) в 1946 г. консисторией Японской Православной Церкви и епископом Николаем (Оно) было подано прошение Патриарху Московскому и всея Руси Алексию I о воссоединении с Матерью Русской Церковью, но американцы, оккупировавшие в то время Японию, не впустили посланных двух православных епископов Бориса (Вика) и Сергия (Ларина) в страну. В 1947 г. Американская митрополия направила в Японию епископа Питтсбурского Вениамина (Басалыгу), который возглавлял Церковь до 1953 г. Так часть японских православных приходов стала подчиняться Американской митрополии, часть оставалась верной Московскому Патриархату.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/nastol...

по сравнению с предыдущим годом число заявлений верующих о ремонте молитвенных зданий и сделал вывод об упрочении финансового положения религ. общин. В отчете отмечен существенный рост числа крещений по сравнению с 1953 г. Уполномоченный пишет о частом совершении треб в епархии незарегистрированными священнослужителями. В 1954 г. получили церковные награды 94 епархиальных клирика (74 чел.- от правящего архиерея, 20 чел.- от Патриарха). В 1954 г. было подано 14 заявлений об открытии молитвенных домов, все они были отклонены. 11 нояб. 1954 г. временное управление Краснодарской епархией было возложено на Алеутского и Североамериканского архиеп. Бориса (Вика) , стремившегося следовать линии архиеп. Ермогена (Кожина); архиеп. Борис объездов епархии не совершал. К 1 янв. 1955 г. в Кубанско-Краснодарской епархии действовали 208 общин (использовавших 44 храма и 164 молитвенных дома), в предыдущем году были сняты с регистрации 3 молитвенных дома. В епархии служили 217 священников, 15 диаконов. 182 священнослужителя были старше 55 лет, менее половины (46%) окончили к.-л. духовную школу, 62% священнослужителей имели низшее образование. С 11 по 15 авг. 1955 г. впервые в истории епархии ее посетил Первоиерарх Русской Церкви - Патриарх Московский и всея Руси Алексий I, побывавший в Краснодаре. 11 авг. в Свято-Екатерининском соборе Краснодара состоялось наречение, 14 авг.- хиротония архим. Сергия (Костина) во епископа Новороссийского, викария Краснодарской епархии, хиротонию возглавил Первосвятитель Русской Церкви. 25 апр. 1956 г. архиеп. Борис был назначен на Херсонскую и Одесскую кафедру, временное управление Краснодарской епархией в течение месяца осуществлял Новороссийский еп. Сергий. 31 мая 1956 г. архиепископом Кубанским и Краснодарским был назначен Виктор (Святин; с 20 июня 1961 митрополит), управлявший епархией до кончины 18 авг. 1966 г. Архиерей много внимания уделял ремонту и украшению церквей и молитвенных домов, организации уставного богослужения, устройству церковных хоров, установлению всенародного пения молитв за богослужением, правильной постановке проповеднической деятельности духовенства, рассылал по епархии соответствующие циркулярные указания. Во 2-й пол. 50-х гг. архиерей совершал объезды епархии, в частности в 1959 г. посетил 17 приходов. Архиерей отмечал случаи конфликтов между настоятелями и исполнительными органами общин в управлении церковным хозяйством и призывал идти по пути «коллективного управления приходами, как это предусматривается «Положением об управлении Русской Православной Церкви»» (ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 1. Д. 1753. Л. 25).

http://pravenc.ru/text/189631.html

Хорош и Постников: ни за что не хотел принимать назначения в Архангелъск, требуя викариатства в Москве и юрисконсульства в Патриархии... Таков же будет, несомненно, и Вик. Интересен перевод Андрея Комарова в Днепропетровск. Будучи на сессии, он побывал в Совете и там, желая, очевидно, заготовить себе дополнительное повышение (к белому клобуку), в разговоре заметил, что из Казани ход только в Одессу, так всегда было... Это приняли в соображение и, когда зашла речь о подыскании архиереев на Украину, в Днепропетровск, в Совете предложили Патриарху направить туда Андрея Комарова, «потому что он сам заявлял желание ехать в Одессу, но она еще занята». Когда указ вручили Андрею «согласно его желанию», Андрей воспротивился, но... д[олжен] был ехать. «Я же шутя говорил»,– оправдывался он. Вот и «по­шутил!.. Хотел все-таки остаться в Казани, а туда ехать временно, но на это Патриарх не согласился. Сегодня 1-е заседание нынешней сессии Синода. Приехали: архиепископ Алексий Казанский и м[итрополит] Иоанн (Соколов) Киевский. Заседание началось в 12 ч[асов], кончилось в 2 ч[аса]. Первым вопросом Патриарх поставил открытие новой епархии из областей Ворошиловградской и Сталинской с местоблюстительством в Ворошиловграде, где имеется, кажется, 7-8 храмов и квартира для епископа. В г. Сталино только 3 молитв[енных]дома. На эту кафедру Патриарх предложил назвать кандидатов и обратился ко мне. Я указал на Бориса Вика, рассказал, что он от роду 37 л[ет], отец– лютеранин, мать– б[ывшая] старообрядка; окончил среднюю школу (уточняли, не получал богосл[овского] образования), но почитывал богословскую литературу, приучался говорить проповеди; обладает даром слова; человек бойкий, энергичный, хорошо служит и этим очень нравится (с налетом старообрядческих приемов). Между прочим, верующие из Вольска (где 50% старообрядцев), приезжали, видели и слышали его, понравился, и стали просить его к ним викарием. По характеру– человек властный, само­любивый, честолюбивый и решительный. «А книгу правил знает?»,– спросил о. Н. Ф. Колчицкий. «Вероятно, да,– сказал я.– М[ожет] б[ыть], некоторые правила забыл,– добавил я.– Ну, киевский митрополит ему их подскажет, напомнит».

http://sedmitza.ru/lib/text/10324924/

Церковный устав преподавал настоятель Духосошественского собора митрофорный протоиерей Серафим Казновецкий. Наставник ещё старой, дореволюционной семинарии Дмитрий Григорьевич Яхонтов вёл исторические дисциплины и конституцию СССР и был инспектором. Латынь и один из богословских предметов вёл Леонид Алексеевич Гринченко. Преподавателями греческого языка в разное время были Н.А. Палимпсестов, С.П. Сергиевский, Н.П. Иванов, Н.М. Рыгалов, а также пришедший из светского вуза Василий Платонов – сын саратовского святого священномученика Михаила Платонова 574 . Из доклада преосвященного Бориса (Вика) в Учебный комитет при Священном синоде РПЦ мы узнаём, что после завершения первого учебного года семинария имела множество проблем, связанных с организацией быта студентов: занятия проходили в помещении нижнего этажа Архиерейского дома. Общежитие находилось в отдельном здании, специально приобретённом епархией. Это был небольшой одноэтажный домик недалеко от церкви Сошествия Святого Духа на Апостолов, на улице Глебучев овраг 492, в котором размещались 7–8 воспитанников и находился изолятор для больных. Этот обычный, деревенского типа, домик был куплен у протоиерея Владимира Михайловича Спиридонова 575 . Епископ Борис сообщает, что издержки на содержание семинарии несёт одна только Саратовская епархия, другие епархии по разным причинам не перечисляют денежные средства. Владыка докладывает, что духовная школа неминуемо будет расширяться, в следующем учебном году планируется открытие второго класса. Семинарии требуются средства для приобретения помещений и их ремонта. Впоследствии епископ Борис неоднократно сообщает в Учебный комитет и лично Святейшему Патриарху, что бюджет Саратовской епархии не в состоянии покрыть все расходы 576 . В докладе Учебному комитету отмечается, что семинаристы были в основном приезжие из различных областей СССР. Многие из них проходили вступительные испытания в МДАиС, но за неимением свободных мест в Москве были направлены в Саратовскую духовную семинарию.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

10 марта . Пятница. Борис приходил в понедельник с виноватым видом. Я строго сказал ему о нарушении дисциплины, выяснил и потребовал предста­вить рапорт об этом. Попутно сказал ему и о преувеличенных штатах, и окладах по собору, о родственниках за свечным ящиком и пр[оч]. На другой день он представил рапорт, где тоже наврал о «своей инициативе». Я препроводил все это, как и текст телеграммы, Патриарху, при своем частном письме к сведению и полному осведомлению о личности о. Бориса, тем более, что он своим требованием и льстивым обращением мог подкупить отношение к себе у Патриарха, и тот в дальнейшем может допустить ошибку при мысли об его дальнейшем назначении. Получил вызов в Москву на летнюю сессию… 13 марта . Отец Борис «заболел». Подозреваю, опять нежелание служить со мной литургию из-за моей проборки… Цурикова вчера рассказала подробности о телеграмме. На возражения Цуриковой, «как же помимо Вла­дыки?», Вик сказал, что «отчисление – дело собора, а не всей области».Таким образом: 1) Вика «никто не принуждал», 2) экстренности не было, дело тянулось два дня; 3) сношение со мной было сознательно отклонено (ни к какому телефону не обращались), и 4) кругом – ложь и самоуправство. 17 марта. Были из Вольска о. А. Шереметьев и с ним сестра милосердия Анна Сергеевна Гвоздева, большая церковница (из Саратова). Принес­ли ходатайство приходского совета Вольской церкви о назначении к ним о. Бориса Вика настоятелем и викарным епископом. Мотивы: хорошо устроил приход, из старообрядческой семьи, в Вольске всегда были архиереи и даже самостоятельные». Дело тут в председателе Дешанове, с одной стороны, и в настоятеле Агрескове– с другой. Агресков бездеятелен, небрежен, плохо ведет служение, допускает уклонения от устава и потому не привлекает народ, особенно единоверцев и старообрядцев, которых много и которые задают тон. На этой почве и возникло желание «наладить приход». Председатель Дешанов, старик, был большой обновленец, и в тесных сношениях с еп[ископом] Михаилом Постниковым, с которым и теперь поддерживает письменные и телеграфные сношения, обращаясь к нему о церк[овных] нуждах. Он и добивается назначения в Вольск епископа. Высказывает даже мысль о возможности отделения к Введенскому с епископом Михаилом, если не удовлетворят его ходатайства о епископе (и Борисе?).

http://sedmitza.ru/lib/text/10324924/

11 декабря 1943 г. архиепископ Григорий получил от протоиерея Н. Колчицкого телеграмму: «Вашему Преосвященству патриарх предлагает выехать Тамбов принять обновленческую Покровскую общину как настоятелю в каноническое общение, указ послан». Архиепископ ответил ему: «Предложение Патриарха выполню по получении указа... Предполагаю выехать после Николина дня… 18 декабря. Суббота… 16 декабря получил телеграмму из Тамбова от свящ[енника] Леоферова о разрешении прибыть в Саратов 20–22 декабря по делам службы. Это хорошо: заранее будет ясно, как и что там надо делать» . В своем послании к пастве в октябре 1943 г. патриарх Сергий писал что после 20 лет обновленческого и других расколов, отсутствия духовных школ и репрессий в отношении епископата, надо быть очень внимательными при посвящении в сан, поскольку случалось иногда, что «под прикрытием хорошего чтения или пения к священству проникают и совсем никем не рукоположенные люди или рукоположенные какими-нибудь безблагодатными раскольниками» . Еще хуже было бы, если бы люди неизвестного рукоположения проникали в епископат. А ведь такой случай имел место, и его последствия – Дело епископа Нежинского Бориса (Вика) – пришлось разбирать Святейшему патриарху Сергию на заседании Св. Синода 12 мая. В ходе последнего приняли решение «принять к сведению и, когда откроется возможность, проверить все данные по этому делу у архиепископа Ювеналия (Масловского). Впредь, не поручая ему самостоятельного управления Черниговской епархией, предоставить преосвященному экзарху определить круг его архиерейских полномочий» . Дело с епископской хиротонией Бориса (Вика), описанное в дневнике архиепископа (см. публикацию 23, 27 марта 1944 г.), оказалось неординарным и случай безусловно чрезвычайным. Оно было закрыто на последнем в его жизни заседании Священного Синода и могло пагубно повлять на ухудшение без того слабого здоровья патриарха, став причиной его скоропостижной кончины. Кандидат на епископство Борис (Вик) скрыл свое пребывание в обновленчестве, а покаяние принес уже после хиротонии. Поскольку эта некрасивая история практически не нашла отражения в отечественной историографии и она непосредственно связана с архиепископом Григорием, приходится уделять ей внимание.

http://sedmitza.ru/lib/text/10324924/

Еп[ископ] Борис с нахрапом заявил мне, что хочет служить в среду литургию, вечером служил (уже без спроса) акафист; в четверг вечером всенощное бдение на Благовещение служим вместе, в пятницу раннюю– он, позднюю– я. В пятницу вечером он уехал, не зайдя ко мне попрощаться, только по телефону заявив, что он не успеет зайти. Проводы его были грандиозны: человек 50, перед этим обед , где были из причта отец Спиридонов, которому он подарил свой крест, члены совета. На перроне масса… Я послал Анечку, чтобы быть до конца деликатным, на вокзал, и она в последний момент пришла передать мой привет. Так состоялся отъезд. 3-го, в понедельник, здесь поднялась вакханалия, когда узнали, что Борис назначен в Нежин. Забегали почитательницы собирать подписи к телеграмме Патриарху, чтобы Бориса оставить в Саратове… Между тем 10-го вечером (в понедельник) я получаю молнию от о. Колчицкого: «Сообщите, пожалуйста, срочно, известно ли Вам было, что Борис Вик имел рукоположение обновленческое диакона, священника? Предъявлял ли документы о перерукоположении? Он сознался в обновленчестве, но утверждает перерукоположение Ювеналием. Документов нет. Патриарх наложил запрещение. Ждем Ваших сообщений. Управделами прот[оиерей] Колчицкий». Я ответил сразу (10-го): «Обновленческое рукоположение Вика диакона священника мне неизвестно. Документа перерукоположения не предъявлял. Неоднократные вопросы об обновленчестве он сообщал, что был только иподиаконом, и пострижен и посвящен Ювеналием тридцатом году. Послужном списке об обновленчестве умолчано. А. Г.». Дальше стали раскрываться подробности… Сегодня отец В. Спиридонов раскрыл еще больше: в разговоре с ним Борис говорил, что «он боится, как бы Ювеналий не оказался жив и не опроверг бы его, а он ссылается всем на Ювеналия»... Даже больше; близкие Спиридонова сомневается даже, имеет ли он вообще посвящение... Надо точнее выяснить у Спиридонова, чего именно боялся Вик в отношении Ювеналия. Все это дало мне основание послать сейчас же Патриарху телеграмму: «Есть основания предполагать, что перерукоположения Вика Ювеналием не было. Подробно письмом. А. Г.».

http://sedmitza.ru/lib/text/10324924/

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010