В послевоенный кадровый состав Московской патриархии входил и неоднократно репрессированный властями Мануил (Лемешевский; 1884–1968 гг.), митрополит Куйбышевский и Сызранский, историк Церкви Отечественная историография широко использует его каталог «Русские православные иерархи», и несмотря на то этот труд изначально получил отрицательный отзыв, он выдержал несколько изданий В частности, в «жизнеописании» митрополита Бориса (Вика) автор упомянул всех лиц,причастных к этой неприглядной истории, в том числе, безусловно, и владыку Григория, с которым он познакомился еще в 1924 г., когда тот вышел из заключения, а Преосвященный Мануил был епископом Лужским, «духовным руководителем православных приходов Ленинградской епархии», который «разгромил обновленчество» , и тогда он рекомендовал протоиерея Н. К. Чукова как «опытного администратора с твердой Публикуемый ниже дневник архиепископа Григория представляет действительную картину происходивших весной 1944 г. событий и действий их участников.О том, как появился Борис (Вик) в поле зрения и в дневнике о. Н. К. Чукова во время приезда в Саратов архиепископа Саратовского Андрея (Комарова) (перед его отъездом на наречение и хиротонию в Ульяновск в 1942 г.), было рассказано ранее и дополнительно разъясняется в публикуемом дневнике (см. публикацию, 3 мая 1944 г.). Когда владыка Григорий 4 ноября 1942 г. вернулся из поездки в Ульяновск, причт собора в Саратове уже был сформирован архиепископом Саратовским Андреем (Комаровым), который 8 октября 1942 г. совешил первую архиерейскую литургию, доложил об этом Блаженнейшему, получил за открытие собора благодарность и назначил о. Бориса Вика настоятелем. Последний сказал на открытии собора слово, о чем пишут и современные саратовские историки и краеведы . Следовательно, едва ли владыка Григорий «назначил о. Бориса, настоятелем 1 ноября», как пишут другие его биографы так как с 28 октября он находился в пути (на пароходе) и прибыл в Саратов только 4 ноября 1942 г. Из биографии митрополита Бориса (Вика), составленной митрополитом Мануилом, в части, касающейся архиепископа Григория, действительности соответствует только «возведение в сан игумена», о чем архиепископ писал еще находясь в Ульяновске: «20 октября г.]. Сегодня утром после чая снес Блаженнейшему представление об о. Борисе – к игуменству за труды по оборудованию храма»; 6 ноября 1943 г. за первой литургией по приезду из Ульяновска в Саратов «за малым входом посвятил о. Бориса в игумена» . В сан архимандрита о. Бориса (Вика) возвел митрополит Сергий в августе 1943 г. в Ульяновске, когда тот отвозил собранные в Саратове лекарства и шприц, поскольку будучи в июле на именинах Блаженнейшего, архиепископ Григорий убедился в плохом состоянии его здоровья

http://sedmitza.ru/lib/text/10324924/

23 марта . Приехал вчера в Москву в 8 утра. На метро в Патриархию. С чемоданом устал. В парадной встретился с о. Иоанном, который оч[ень] приветливо сейчас же сообщил о проделках Бориса Вика во время приезда в Москву в январе. К этому потом добавил Колчицкий, также встретивший меня очень приветливо и поделившийся со мной здешними секретами. Патриарх встретил тоже оч[ень] приветливо. Накануне Патриарх получил мой доклад о Вике и его телеграмме и написал резолюцию: «Печально». И со мной сразу заговорил об этом. Я сказал, что из Вольска просят Вика викарием. (Колчицкий тоже добавил, что телеграммы об этом получены и в Патриархии, и в Совете, и что там намекали оч[ень] прозрачно, что можно Вику дать епископство.) Патриарх сказал, что лучше его взять из Саратова и назначить в Орел или Сталин... «Подумаем». После, узнав от меня через Колчицкого о выкличке архиерейской, которую устроил себе за литургией Вик, Патриарх весь вечер был оч[ень] расстроен, как передавал мне по телефону Колчицкий. И Иоанн, и Колчицкий передавали, что Вик здесь старался чернить меня: говорил о том, что я в проповеди (на Нов[ый] год) коснулся его, что он не мог служить со мной из-за этого, что я окружен женским кружком, с кем-то сожительствовал, что ничего не делаю, не езжу на акафисты, только пишу свои «мемуары»... Говорил Иоанну, что Колчицкий его оч[ень] холодно принял, уделил всего 10 м[инут], и что он отплатит тем, что уменьшит ассигнования на Патриархию, что и сделал, передав мне вм[есто] 15– 20 т[ысяч] только 10 тысяч. Иоанн возмущен его брехней обо мне, и говорит, что он и слышать о нем теперь не хочет. Мне придется побывать в Совете по делу о курсах, о доме и проч. Узнал здесь только, что в Киев назначен митрополитом Иоанн Соколов из Ярославля, но удивляется Патриарх, что он до сих пор не едет... Сергий Ларин нагло требует посвящения в епископы не в Москве, чтобы не унизить себя перед знакомыми, а где-нибудь на окраине– потихоньку, чтобы явиться в Москве уже епископом... С Колчицким у него была стычка на этой почве.

http://sedmitza.ru/lib/text/10324924/

14 ноября. [Москва]. В 6 ч[асов] был ужин у Г. Г. Карпова по случаю пятилетия (8 октября) со дня организации Совета. Присутствовали из наших только Патриарх, мы с м[итрополитом] Иоанном (м[итрополит] Николай в отпуске в Сухуми), арх[иепископ] Гермоген, архим[андрит] Иоанн и только. Со стороны Совета — Г. Г. Карпов, С. В. Белышев, Г. Т. Уткин… секретари… завхоз, юристконсульт — всех было около 25 человек. Ужин хороший, с винами и шампанским. Г. Г. Карпов и Патриарх обменялись речами, причем Карпов, упомянув о начале организации Совета, подчеркнул постоянное внимательное отношение правительства и Сталина к Церкви, к изменению которого нет никаких оснований при том взаимоотношении и характере деятельности, которые установились при п[атрирхах] Сергии и Алексии и главных сотрудниках — м[итрополитах]Николае, Григории и Иоанне. Патриарх также начал с воспоминаний о 4 сент[ября] г., встрече у Сталина и его решительных мерах в установлении «должного места Церкви» в государстве и закончил тостом за здоровье Г. Г. Карпова. Беседа велась непринужденно, но вращалась в нашем конце стола: среди служащих Совета разговоры были, но тихие. 17 ноября. [Москва] Вечером после ужина гуляли с Патриархом. Между разговором Патриарх сообщил, что в Совете не особенно довольны митр[ополитом] Киевским Иоанном, и Г. Г. Карпов спрашивал, как посмотрел бы м[итрополит] Григорий на Киевский экзархат. Патриарх ответил, что по значимости Киевский экзархат выше, но м[итрополит] Григорий «прирос» к Ленинграду всей прошлой службой. Независимо от всего другого… незнание языка хохлов, неладный состав архиереев, много батюшек, перебывавших в разных расколах, неопределенность в средствах, идущих в большом количестве на восстановление разрушенного, а главное распущенность архиереев вследствие нетвердой политики экзарха. Все это осложняет дела, и переходить от налаженного к неустроенному нежелательно, да и силы уже не те у меня.   1952 г. 16 июля. [Москва]. Отдел внешних сношений, по отзыву а[рхиепископа] Бориса [Вика] и по моим наблюдениям, бездействует, на запросы не отвечают, руководства нет, м[итрополиту] Николаю некогда, по словам Бориса, [он] уже отчаивается в возможности работать в Отделе внешних сношений, там все поручено какому-то юнцу Буевскому, да Филиппову. А Патриарху до всего этого нет дела. Его водят хитроумно за нос то Остапов, то Николай, то Колчицкий. Сибаритство только на уме и в жизни. Неожиданные решения, несогласованность.

http://sedmitza.ru/lib/text/10324924/

453 Долг христианина перед Церковью и Родиной в эпоху Отечественной войны//Алексий, Патриарх Московский и всея Руси. Слова, речи, послания, обращения, доклады, статьи. М., 1948. С. 49. 455 Житие Митрополита Алексия, святителя Московского и всея Руси, изложенное Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием//Журнал Московской Патриархии. М., 1978. 2. С. 75. 457 Луковский А. Гомилетическое наследие Святейшего Патриарха Алексия I. На правах рукописи. СПб., 2003. (Машинопись. Б-ка СПбДАиС). 458 Питирим [Нечаев], митр. Святейший Патриарх Алексий и его окружение. Патриарх//Питирим [Нечаев], митр. Русь уходящая: Рассказы митрополита Питирима. СПб., 2007. С. 136–153. 459 Остапов Д. Последняя весна Патриарха Алексия//Журнал Московской Патриархии. М., 1970. 6. С. 5. 460 Слово Святейшего Патриарха Алексия в храме Духовной Академии в Ленинграде 6 декабря 1949 г.//Алексий, Патриарх Московский и всея Руси. Слова, речи, послания, обращения, статьи. Т. 2. М., 1954. С. 104–107. 461 См.: Скурат К. Святейший Патриарх Алексий как проповедник//Скурат К. Сборник отдельных статей и заметок за 1955–1965 гг. Ч. II. Загорск, 1965. С. 110. (Машинопись. Б-ка МДА). 462 Слово Святейшего Патриарха Алексия в храме Духовной Академии в Ленинграде 6 декабря 1949 г.//Алексий, Патриарх Московский и всея Руси. Слова, речи, послания, обращения, статьи. Т 2. М., 1954. С. 104–107. 463 Савинский С.В. Речь на открытии Богословского института в Москве (Цит. по: Никонов В. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий. К 50-летию служения в священном сане//Журнал Московской Патриархии. М., 1952. 3. С. 13). 464 См.: Доклад Бориса, епископа Саратовского и Вольского, в Учебный комитет при Священном Синоде Московской Патриархии об открытии Саратовской Православной Духовной семинарии от 31 января 1948 года//Архив Саратовской Православной Духовной семинарии. Ф. еп. Бориса (Вика). Оп. не составлена, т. к. фонд не разобран и не описан. 465 Слово Святейшего Патриарха Алексия в храме Духовной Академии в Ленинграде 6 декабря 1949 г.//Алексий, Патриарх Московский и всея Руси. Слова, речи, послания, обращения, статьи. Т. 2. М., 1954. С. 104–107.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Во время подготовки Собора «в поле зрения епископата» появился вышеупомянутый епископ Мануил (Лемешевский), который тогда, если бы хотел, имел возможность лично выяснить у архиепископа Григория, «как было дело» в части, касающейся епископа Бориса (Вика), но похоже на то, что он переговорил только с архиепископом Андреем (Комаровым) (см. публикацию, 6 октября, 7 ноября 1944 г.). Впоследствии патриарх Алексий за этот каталог архиереев присвоил митрополиту Мануилу степень кандидата богословия, хотя и непохоже, что он читал в нем свою биографию, в которой тоже есть неточности . Проведенный выше небольшой анализ «жизнеописаний» (митрополита Григория, архиепископа Андрея, митрополита Бориса), представленных владыкой Мануилом в его каталоге в сравнении с реальными событиями, описанными в публикуемом дневнике владыки Григория, говорит о том, что к использованию этого труда следует относиться с большой осторожностью. Когда в 1927 г. один из верующих высказал надежду однажды увидеть заместителя Местоблюстителя митрополита Сергия патриархом, тот ответил: «Нет, это не моя миссия, я призван только лишь спустить церковный корабль на тормозах, чтобы он не разбился вдребезги. Строить будут после 14 октября 1942 г. в Ульяновске на торжественном обеде в Патриархии после епископской хиротонии о. Н. К. Чукова в своем ответном слове на здравицу митрополита Сергия за него, новопоставленный епископ Григорий: «как мог, высказал свои почтительные чувства к всегда мною глубокоуважаемому старцу, особенно отметив его огромную заслугу пред Церковию, ибо он в самые тяжелые времена, переживашиеся Церковью, сумел провести церковный корабль между Сциллой и Харибдой (его собственное выражение из писем ко мне) и благополучно вести его после» В 1947 г. Московская патриархия выпустила сборник статей «Патриарх Сергий и его духовное наследство», последняя глава которой названа «Патриарх Алексий как достойный продолжатель дела патриарха Сергия и его сподвижники», т. е. высшее церковное управление, постоянные члены Священного Синода митрополиты Крутицкий Николай (Ярушевич), Киевский Иоанн (Соколов) и Ленинградский Григорий (Чуков) Понятно, что «строить» предстояло «главному строителю», патриарху Алексию совместно с перечисленными «сподвижниками». Известно, что о. Н. К. Чуков (архиепископ Григорий) с давних пор был верной опорой патриарха Сергия, еще по совместной миссионерской деятельности в Православном Карельском братстве (1907– 1917 гг.) и сподвижником Местоблюстителя, избранного 2 февраля 1945 г. на Поместном соборе патриарха Алексия.

http://sedmitza.ru/lib/text/10324924/

Дальше стали раскрываться подробности [… ] Сегодня отец В.Спиридонов раскрыл еще больше: в разговоре с ним Борис говорил, что “он боится, как бы Ювеналий не оказался жив и не опроверг бы его, а он ссылается во всем на Ювеналия”. .. Даже больше; близкие Спиридонова сомневается даже, имеет ли он вообще посвящение... В отношении меня Вик вел вообще определенную интригу: Спири­донов подготовил было для меня машину - Вик запретил: “Ни в коем случае: получает деньги, пусть платит сам”... “Вот когда я буду архиереем, я буду не как Григорий –  приезжать на машине прямо в церковь , в клобуке , в рясе” . На днях у Спиридонова был доктор Цветков, который в присут­ствии жены и свояченицы сказал: “Ну, проводили юного Владыку? А знаете [ … ]. Все это дало мне основание послать сейчас же Патриарху телеграмма: “Есть основания предполагать, что переруко­положения Вика Ювеналием не было. Подробно письмом. А.Г.” Надо точнее выяснить у Спиридонова, чего именно боялся Вик в отношении Ювеналия. 13 апреля.  Аня (дочь –Л.А.) сегодня беседовала с отцом Владимиром, и тот подробно расска­зал о Вике. По-видимому, вообще ни о каком перерукоположении и о рукоположении Бориса Ювеналием не могло быть и речи, потому, что он говорил Владимиру, когда я поехал в Москву: “Теперь там Григорий будет рыться обо мне в архиве и ничего не найдет. Боюсь я только, как бы на горизонте Патриархии не появился живой Ювеналий, на которого я все ссылаюсь, а он и сном дела не знает”. Ясно, что Ювеналий его не рукополагал, значит, и не переруко­полагал… Когда еще в январе Вик вернулся из Москвы, он, потирая руки, говорил; “все, что я задумал, теперь пойдет хорошо. Я там так настроил Колчицкого против Григория, что все будет отлично”. По-видимому, он хотел подвести против меня интригу и как-нибудь спихнуть меня.… Вот негодяй-то! Сегодня получилась телеграмма от Колчицкого: “дело улади­лось, Борис уехал в Саратов”. Как все это там “уладилось”? – интересно. Поживем – увидим». (Источник: Архив Историко-богословское наследие митрополита Григория (Чукова) ©Александрова Л.К.СПб.2014).

http://bogoslov.ru/article/3747880

Еп[ископ] Борис был запрещен; мне послана телеграмма с запросом, знал ли я об обновленческом рукоположении Бориса Вик и его перерукоположении. Тем временем Вик возвратился. Патриарх принял его сурово, потребовал через Управделами от него письменного ответа на ряд вопросов. Вик сознался, но уверял, что его перерукоположил а[рхиепископ] Ювеналий Масловский в Рязани. Так шло полутора суток. К обеду в Патриархии Вика не приглашали. Наконец, чтобы выйти из положения, Патриарх потребовал от него клятвенного заверения, что он принял перерукоположенне от а[рхиепископа] Ювеналия, после чего Патриарх снова разрешил его, возложив на него панагию по чину приема обновленцев. Синод принял к сведению доклад Патриарха обо всем этом деле, оговорив, что при благоприятных обстоятельствах все это дело проверить у Преосв[ященного] Ювеналия, когда представится к тому возможность. Предполагая, что он назначен викарием в Вольск, Борис принял меры к тому, чтобы остаться в Саратове самостоятельным, выпроводив меня оттуда. А так как никаких поводов к моему уходу не было, то он постарался их создать, сказав в горсовете заведующему финансовым отделом, что я получаю не 5000 с которых идет налог, а 20 000 р[ублей], так как 15 т[ысяч] от Церк[овного] совета также идет в мое личное вознаграждение, и, следовательно, налог д[олжен] идти с 20 000 р[ублей]. Получилось так, что я д[олжен] платить налог не только с личной зарплаты (5 т[ысяч] р[ублей]), но и с суммы, идущей на Епархиальное управление, которая шла на все мои разъезды в Москву и расходы там по службе и представительству, на выписку для всех церквей епархии «Журнала М[осковской] Патриархии», на оплату всей телеграфной и почт[овой] корреспонденции, на содержание канцелярии, на благотворит[ельную] помощь и пр[оч]. т. п. Мне это передал прот[оиерей] Спиридонов, заменивший Бориса в настоятельстве, и председательница Церк[овного] совета Цурикова, получившие соответствующие директивы в этом отношении в горсовете. Их разъяснения там ни к чему не привели. Вследствие такого положения вещей я написал в Патриархию доклад и просил представить вопрос в Совет по делам Р[усской] Прав[ославной] церкви при СНК СССР.

http://sedmitza.ru/lib/text/10324924/

Наряду с увеличением количества воспитанников возрастает и штат семинарии. В 1947–1948 учебном году административный и обслуживающий персонал семинарии состоял из ректора, бухгалтера, завхоза, уборщицы и сторожа, причём часть должностей была распределена «по совместительству». Одна из главных проблем того времени – недостаток учебных пособий. Студенты вынуждены изучать богословские науки по старым дореволюционным учебникам, которых не было в нужном количестве: Русская Православная Церковь ещё не имеет возможности вести широкую издательскую деятельность. Студенты, обучавшиеся в семинарии в то время, вспоминали, что достать Священное Писание было очень тяжело, некоторые брали его на время и переписывали от руки. В Музее истории Саратовской митрополии хранятся учебники и методические пособия того времени, переписанные от руки и распечатанные на пишущих машинках. Однако студентов и преподавателей не пугают подобные сложности. Учебный процесс продолжается. Вскоре семинария получает крупное отчисление из Патриархии, для нужд духовной школы в конце 1948 года переводят 100 тысяч рублей. В отчёте за 1949–1950 год указано, что после перечисления денежных средств в жизни Саратовской семинарии происходят значительные изменения, которые коснулись организации внутренней жизни и оборудования учебного процесса 582 . Третий учебный год оказался одним из самых сложных. В 1949 году по благословению епископа Бориса (Вика) на Волге было совершено Великое водосвятие, в котором приняли участие более 10 тысяч человек. Сразу же в прессе появляется фельетон «Саратовская купель», а после него последовали репрессии, которые коснулись не только владыки Бориса – он был снят с должности и переведён в другую епархию. Позже владыка очень тепло отзывался о Саратове, в письмах Патриарху и ректору говорил, что скучает по городу, так как это его родина. В крестном ходе активное участие принимали семинаристы. Представители власти были недовольны, в этот период появилась прямая угроза закрытия СПДС. После крестного хода был введён ряд мер, ограничивающих деятельность семинарии. Ректор семинарии был вынужден запретить доступ верующих в семинарскую церковь (на несколько месяцев). Организации отказываются централизованно снабжать семинарскую столовую продуктами питания; в учебном корпусе и общежитиях отключён телефон; в зданиях семинарии под разными предлогами отключается электрическая энергия 583 . В 1949 году управляющим Саратовской епархией был назначен архиепископ Филипп (Ставицкий).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

О том, что зарубежные приходы Московского Патриархата не воспринимаются иностранцами всерьез, свидетельствовал и архимандрит Николай (Еремин). «У карловчан, – писал архимандрит, – имеется большое число епископов, что создает впечатление большой их силы. Для людей с западным мышлением епископский сан имеет огромное значение. Церковь , не возглавленная епископом на месте, не рассматривается как настоящая Церковь , имеющая действительное священноначалие». Эффект усиливался, если архиерей свои достоинства совмещал с подвижнической жизнью. Неудивительно, что прибытие в Париж архиепископа РПЦЗ Иоанна (Максимовича) произвело большое впечатление. Так же оценивал архимандрит Николай и издательскую деятельность Зарубежной Церкви: «Их журнал «Православная Русь» расходится в большом количестве. Наш «Вестник» в Париже выходит нерегулярно и в силу разногласий между членами Совета о его содержании не отражает современного церковного момента и ничего не содержит против карловчан». 870 В начале 1950-х гг. французские власти попытались вообще ликвидировать представительство Московской Патриархии в Париже и выслать наиболее активных священнослужителей – архимандрита Сергия (Шевича), протоиереев Бориса Старка, Георгия Шумкина, Льва Липеровского, иереев Илию Поляка и Виктора Кеппа. 871 Властями пресекалась возможность общения местного духовенства со своими архиереями. Так, архимандриту Николаю (Еремину), служившему во Франции, приходилось объясняться перед местными властями за посещение им в Берлине архиепископа Бориса (Вика). Архимандрит Сергий (Шевич) после визита в Москву находился под особым подозрением властей. 872 Примерно такая же картина была и в Нидерландах. Со стороны Совета по делам РПЦ предпринимались попытки создать здесь епархию, хотя число приверженцев Московской Патриархии было невелико и патриаршие приходы во главе с архимандритом Дионисием (Лукиным) испытывали серьезные материальные трудности. Однако епархия в те годы не была создана по другой причине, а именно из-за противодействия голландских властей. Советский МИД отмечал, что в случае создания в Нидерландах епархии Московской Патриархии архиерей не получил бы нидерландскую визу, как не получали ее и патриархийные священники. 873

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

159 Архиепископ Герман (Аав Герман Васильевич; 1878-1961) родился в Эстонии. Закончил Рижскую Духовную семинарию (1900). В 1904 г. рукоположен во иерея. После провозглашения независимости Эстонии местные церковные власти предложили ему занять кафедру викарного епископа в г. Нарве, однако в 1922 г. в родах умерла его жена, оставив шестерых детей, и протоиерей Герман предпочёл оставить Эстонию, отправившись в Финляндию.Архиепископ Герман управлял Финляндской архиепископией с 1.01.1924 г. 160 Шишкин Александр Фёдорович (1897–?) — преподаватель Ленинградской Духовной академии, сотрудник ОВЦС. В 1945 г. сопровождал митрополита Григория (Чукова) в качестве секретаря в Финляндию, в 1946–1947 гг. находился в Чехословакии в качестве секретаря Экзарха митрополита Елевферия, в 1951 г. был помощником управляющего делами Германской епархии епископа Бориса (Вика) в Берлине, в 1952 г. сопровождал его в Америку. В церковной среде бытовало мнение о его связях с “органами”. 161 Пётр (Йоухки Павел Алексеевич; 1910–1980) родился в д. Ляскелянсу Харлуской вол. Окончил коммерческое училище в г. Сортавала (1929) и Сортавальскую Духовную семинарию (1936). Поступил в Валаамский монастырь в 1936 г., определён штатным послушником в 1937 г. Исполнял послушания: законоучителя в Валаамской народной школе, ответственного учителя в монастырской школе, регента финского церковно-монастырского хора, совершал богослужения на финском языке (русским и славянским владел плохо). В монашество пострижен, рукоположен во иеродиакона и иеромонаха в 1937 г. В военное время служил военным священником в Восточной Карелии. В 1944 г. назначен настоятелем Коневского монастыря, возведён в сан игумена (1945). После эвакуации братии с острова Коневец в финское имение Хиекка в муниципалитете Кейтеле участвовал в организации жизни малочисленной братии, ввёл садоводство, устроил теплицы. Ушёл и был снят с должности настоятеля в 1955 г. Женился (1960), работал торговым предпринимателем в г. Хельсинки (1955–1967), затем, после банкротства, псаломщиком в приходе г. Миккели (1968–1971). В последние годы жизни проживал с женой в богадельне Русского благотворительного общества в Хельсинки.

http://pravmir.ru/pisma-novogo-valaama/

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010