Период Тайсё и довоенный период Сёва После революции 1917 года православная церковь в Японии стала фактически самоуправляющейся. Японские приходы, лишённые финансовой поддержки из России, перешли на самофинансирование, что заставило значительно урезать миссионерскую и просветительскую работу. Великое землетрясение Канто 1923 года разрушило многие здания, библиотеки и сильно повредило Токийский Воскресенский собор. Повторное освящение собора состоялось 15 декабря 1929 года. В 1939 году в Японии был издан закон, согласно которому лишь урождённые японцы могли возглавлять религиозные общины. Митрополит Сергий 4 сентября 1940 года был вынужден уйти на покой, передав временное управление делами Церкви мирянину Арсению Ивасава, пользовавшемуся доверием военных кругов Японии. Вопрос об избрании нового предстоятеля разделил японскую паству, но более влиятельная группа выдвинула кандидатуру старейшего японского протоиерея, Иоанна Оно. В марте 1941 о. Иоанн принял постриг в Харбине, а 6 апреля 1941 состоялась хиротония архимандрита Николая (Оно) во епископа Токийского и Японского архиереями Русской Зарубежной Церкви. Многие японские верующие оказали сопротивление новому епископу но, на Внеочередном Церковном Соборе 18 июня 1941 года, проходившем под наблюдением японских властей, епископ Николай был признан японским предстоятелем. Официально ушедший на покой митрополит Сергий (Тихомиров) продолжал оказывать помощь епископу Николаю в управлении Миссией. В апреле 1945 года митрополит Сергий был арестован, по подозрению в шпионаже, и был подвергнут пыткам и после сорокадневного заключения отпущен. Его здоровье оказалось сильно подорвано. Через три месяца, 10 августа 1945 года митрополит Сергий скончался в маленькой однокомнатной квартире на окраине Токио. Послевоенный период Сёва 5-6 апреля 1946 года состоялся первый послевоенный Японский Церковный Собор, вынесший решение об удалении епископа Николая от управления. Хотя решение воссоединиться с Московской Патриархией было уже сделано Японской Консисторией в конце марта 1946 года и японская паства во главе с епископом Николаем была принята патриархом Алексием I, под влиянием Американских Оккупационных Властей Собор призвал православного епископа из «Американской митрополии». Американские власти не допустили въезд в страну епископов Бориса (Вика) и Сергия (Ларина), посланных Московской Патриархией.

http://azbyka.ru/palomnik/Япония

После изменения государственной политики в отношении Церкви во время войны в стране начали открываться православные храмы. Протоиерей Всеволод Кулешов, вспоминая об открытии кафедрального собора Саратова в 1942 году, сообщал, что помнит «алтарниц из Троицкого собора: монахиню Агнию и монахиню Агриппину. Это были сестры из старого Крестовоздвиженского монастыря». Известно, что с Рождества Христова 1943 года службы совершались и в верхнем, и в нижнем храме собора и в алтарях прислуживали по две монахини. На общей фотографии клира Свято-Троицкого собора, сделанной 11 июня 1943 года, в пятницу, помимо архиепископа Саратовского и Сталинградского Григория (Чукова) и игумена Бориса (Вика) есть монахини: вероятно, здесь и сестры Агния и Агриппина. Владыка Григорий (Чуков) упоминал в своем дневнике соборных монахинь. Запись от 15 ноября 1942 года: «...облачать архиерея некому, и сегодня, например, я должен был стоять некоторое время на облачальном амвоне, потому что некому было принести облачение и некому облачать. Пришел уже в полном облачении о. В. Спиридонов и кое-как облачили вместе с одной монахиней, причем с омофором возились порядочное время. Почему не приспособить для иподиаконства двух монахинь, как я предлагал отцу Борису [(Вику)]? Алтарница-монахиня в алтаре одна и занята массою дел, она и за кадилом должна смотреть, и за свечами, и поминанья читать, и просфоры носить, и вследствие этого ни с чем определенно не справляется ». Запись от 6 декабря того же года: «Служил вчера и сегодня. С певчими плохо: поют неважно, торопливо, не видно управляющей регентской руки, к тому же пытаются петь нотное, и очень неудачно. Борис, видимо, не хочет огорчать и вооружать против себя монахинь, которых он положил в основу при служении и пении, и от этого неохотно реагирует на мое предложение о хоре». В его записях 1943 года также регулярно упоминаются саратовские монашки. От 23 апреля: «Вчера служил Литургию и вечером 12 Евангелий. Утром со мной служили 4 священника. Иподиаконов утром совсем не было, постояли монахини, и, в общем, удовлетворительно…»

http://ruskline.ru/opp/2020/11/06/sarato...

следующего года был вынужден вернуться в СССР ввиду отказа правительства США продлить визу. В сер. 50-х гг. Б. являлся постоянным участником международных конференций в защиту мира. В апр. 1956 г. переведен на Херсонскую и Одесскую кафедру с поручением временного управления Ворошиловградской (ныне Луганской) епархией и сохранением полномочий экзарха Сев. и Юж. Америки. С нояб. 1958 по февр. 1959 г. находился в Нью-Йорке (США), проводил работу по налаживанию жизни Экзархата. Активная церковная деятельность Б. вызвала недовольство в Гос. департаменте США, и архиепископу было отказано в продлении визы. 25 февр. 1959 г. Б. был возведен в сан митрополита. С марта по авг. 1960 г. находился в США в связи с завершением капитального ремонта Никольского храма в Нью-Йорке, переданного решением Верховного суда США вопреки притязаниям РПЦЗ Московской Патриархии. В окт. 1960 г. сопровождал Патриарха Алексия I в поездке в Грузию и Армению. В июле 1961 г. Б. принимал участие в Архиерейском Соборе РПЦ. При обсуждении изменений в «Положении об управлении приходов» выступил с речью, в к-рой поддержал передачу приходских финансов и имущества в ведение мирян. Однако деятельность Б. как правящего архиерея была направлена на противостояние властям в условиях нового этапа гонений на Церковь; Б. стремился не допустить снятия с регистрации правосл. храмов епархии, в т. ч. Ильинского собора в Одессе. Зам. уполномоченного Совета по делам РПЦ по УССР М. Гладаревский сообщал, что Б. «всячески ищет причины для сопротивления нашим рекомендациям по объединению религиозных общин, закрытию церквей, сужению деятельности духовенства». В характеристике Б., составленной уполномоченным Совета по делам РПЦ по Одесской обл., отмечалось, что «вся его деятельность - это упорное сопротивление всем нашим мероприятиям». 16 июня 1962 г. Свящ. Синод в соответствии с прошением Б. освободил его по состоянию здоровья от должности экзарха Сев. и Юж. Америки, 16 нояб. того же года архиерей был освобожден и от управления Ворошиловградской епархией. В 1963-1965 гг. Б. перенес неск. инфарктов. В нач. февр. 1965 г. он принял участие в торжествах по случаю 20-летия Патриаршего служения Патриарха Алексия I. 5 февр. Б. был предоставлен 3-месячный отпуск, к-рый он проводил в Сочи, где и скончался. Отпевание Б., состоявшееся 19 апр. в Одессе, возглавил Киевский и Галицкий митр. Иоасаф (Лелюхин) . Б. похоронен на кладбище одесского Успенского мон-ря. Б. был награжден мн. церковными наградами, в т. ч. орденом св. кн. Владимира 1-й степени (1963), являлся почетным членом МДА. Соч.: Поучение в день Пятидесятницы//ЖМП. 1961. 6. С. 39. Арх.: ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 7. Д. 133 [личное дело Б.]; Оп. 1. Д. 738. Л. 172-192. Лит.: Наречение и хиротония архим. Бориса (Вика) во еп. Нежинского, вик. Черниговской епархии//ЖМП. 1944. 4. С. 11; Владимир (Сабодан), иером. Митр. Херсонский и Одесский Борис (Вик): Некролог//Там же. 1965. 6. С. 7-11. О. Н. Копылова Рубрики:

http://pravenc.ru/text/153151.html

Слушали мы, четыре двадцатилетних студента, старушку и прекрасно понимали, что в ее рассказе есть то, что объяснить невозможно, но это так же верно, как те формулы, которые мы зубрили на студенческой скамье. В храм я заглядывал со школьных дней, но это была еще не вера, не осознанное желание узнать Бога, а просто любопытство к неизвестному. Господь раскрывал Себя вот в таких встречах, которые только теперь постигаются как путь к вере. Прошло с тех пор почти сорок лет, из которых двадцать я сам освящаю воду крещенскую — Великую агиасму, но вспомнил об этой, теперь уже с Богом беседующей старушке-хозяйке, совсем недавно, когда составлял жизнеописание митрополита Бориса (Вика), управлявшего нашей Луганской епархией в пятидесятые-шестидесятые годы прошлого столетия. Вот небольшой отрывок из этой книжки: «На Крещение Господне в 1949 году был епископ Борис (Вик) главой Саратовской епархии, то есть служил там, где родился и вырос. Праздник Богоявления того послевоенного года в крупнейшем городе Поволжского региона Саратове стал наглядным утверждением верности отеческой вере тех, кого тогдашняя власть считала уже безбожниками и атеистами. Лишь Промыслом и чудом Божиим можно объяснить, как власти предержащие дали разрешение прихожанам кафедрального собора пройти крестным ходом на Волгу, где саратовский архиерей совершил чин великого освящения воды. По всей видимости, в идеологическом отделе городского комитета коммунистической партии были уверены, что в этот морозный день даже если и появятся желающие пойти на Волгу, то это будет небольшая группа старушек, что покажет действенность антицерковной политики и станет новым ярким аргументом в дальнейшей борьбе с Церковью. Человек предполагает — Господь располагает. По воспоминаниям свидетелей того дня Богоявления в Саратове, из кафедрального собора к Волге вышла действительно небольшая группа прихожан, численность которых вместе со священнослужителями не превышала ста пятидесяти человек. К крестному ходу по пути его следования присоединились еще около двух тысяч, а у приготовленной купели собралось более десяти тысяч горожан. Есть свидетельства, что верующих и любопытствующих было больше, но все же надобно учесть, что, осознав печальные последствия своего разрешения, власть всеми силами попыталась не пропустить стремящихся на водосвятие граждан, да и мороз в те дни был именно крещенским.

http://azbyka.ru/fiction/otec-stefan-i-i...

Пусть Матерь Божия молитвами нас, недостойных, покроет от всякого зла честную сию обитель, нашу Святую Церковь и каждого из нас, кто прилагает усилия для спасения души своей. Будем делать это с радостью, с Божией помощью, со святым упованием!» Затем Блаженнейший владыка постил братское кладбище монастыря, где совершил заупокойное богослужение у могилы своего духовного отца митрополита Бориса (Вика), а также вознес молитвы о почившей инокине Макарии — матери митрополита Агафангела. 1 сентября прошли основные праздничные мероприятия по случаю 75-летия митрополита Агафангела. В этот день Блаженнейший митрополит Владимир возглавил Божественную литургию в Спасо-Преображенском кафедральном соборе города. Его Блаженству сослужили митрополиты Кишиневский и всея Молдовы Владимир, Одесский и Измаильский Агафангел, Черновицкий и Буковинский Онуфрий, Донецкий и Мариупольский Иларион, Бориспольский Антоний (управляющий делами Украинской Православной Церкви), Феодосийский и Керченский Платон, Тернопольский и Кременецкий Сергий, Хмельницкий и Староконстантиновский Антоний, Рязанский и Михайловский Павел, Вышгородский и Чернобыльский Павел, иерархи Украинской Православной Церкви и Поместных Православных Церквей, духовенство Одесской епархии. На малом входе за заслуги перед Церковью и в связи с юбилеем Блаженнейший владыка удостоил владыку Агафангела Знака отличия Предстоятеля Украинской Православной Церкви. По окончании богослужения митрополит Владимир обратился со словами приветствия к юбиляру. Предстоятель Украинской Православной Церкви подчеркнул, что митрополит Агафангел уже более двадцати лет несет нелегкое архипастырское служение на Одесской кафедре, и за этот период проявил себя замечательным храмостроителем, украсившим Одессу прекрасными монастырями, соборами, храмами, колокольнями. Блаженнейший владыка преподнес митрополиту Агафангелу на молитвенную память икону Божией Матери. В ответном слове юбиляр сердечно поблагодарил Его Блаженство за визит и участие в праздновании юбилея.

http://pravoslavie.ru/63799.html

Я благодарю Вас, владыка, за многолетнее управление епархией — мудрое, активное, со знанием дела и исполненное сердечного чувства. Пусть Матерь Божия молитвами нас, недостойных, покроет от всякого зла честную сию обитель, нашу Святую Церковь и каждого из нас, кто прилагает усилия для спасения души своей. Будем делать это с радостью, с Божией помощью, со святым упованием!» Затем Блаженнейший владыка постил братское кладбище монастыря, где совершил заупокойное богослужение у могилы своего духовного отца митрополита Бориса (Вика), а также вознес молитвы о почившей инокине Макарии — матери митрополита Агафангела. 1 сентября прошли основные праздничные мероприятия по случаю 75-летия митрополита Агафангела. В этот день Блаженнейший митрополит Владимир возглавил Божественную литургию в Спасо-Преображенском кафедральном соборе города. На малом входе за заслуги перед Церковью и в связи с юбилеем Блаженнейший владыка удостоил владыку Агафангела Знака отличия Предстоятеля Украинской Православной Церкви. По окончании богослужения митрополит Владимир обратился со словами приветствия к юбиляру. Предстоятель Украинской Православной Церкви подчеркнул, что митрополит Агафангел уже более двадцати лет несет нелегкое архипастырское служение на Одесской кафедре, и за этот период проявил себя замечательным храмостроителем, украсившим Одессу прекрасными монастырями, соборами, храмами, колокольнями. Блаженнейший владыка преподнес митрополиту Агафангелу на молитвенную память икону Божией Матери.   В ответном слове юбиляр сердечно поблагодарил Его Блаженство за визит и участие в праздновании юбилея. После Литургии состоялся крестный ход, во время которого митрополит Владимир совершил освящение памятника святителю Иннокентию (Борисову), построенного трудами митрополита Агафангела. В тот же день Блаженнейший владыка принял участие в торжественном вечере, посвященном 75-летию митрополита Агафангела, который состоялась в Одесском национальном академическом театре оперы и балета. По материалам официального сайта УПЦ и сайта Одесской епархии

http://patriarchia.ru/md/db/text/3208197...

Слушали мы, четверо двадцатилетних студентов, старушку и прекрасно осознавали, что в рассказе этом есть то, что объяснить невозможно, но что так же верно, как и те формулы, которые мы зубрили на студенческой скамье. В храм я заглядывал с дней школьных, но это была еще не вера, не осознанное желание узнать Бога, а просто любопытство о неизвестном. Господь раскрывал Себя вот в этих встречах, которые только теперь понимаются как путь к вере. Митрополит Борис (Вик) Прошло с тех пор почти сорок лет, из которых двадцать уже я сам освящаю великую святыню — воду Крещенскую, но вот вспомнил об этой уже с Богом беседующей старушке-хозяйке совсем недавно, когда составлял жизнеописание митрополита Бориса Вика, управлявшего нашей Луганской епархией в 50–60-е годы прошлого столетия. Вот небольшой отрывок из этой книжки: «На Крещение Господне в 1949 году был епископ Борис (Вик) главой Саратовской епархии, т.е. служил там, где родился и вырос. Праздник Богоявления того послевоенного года в крупнейшем городе Поволжского региона — Саратове — стал наглядным утверждением верности отеческой вере тех, кого тогдашняя власть считала уже безбожниками и атеистами. Лишь промыслом и чудом Божиим можно объяснить, как власть предержащие дали разрешение пройти прихожанам кафедрального собора крестным ходом на Волгу, где саратовский архиерей совершил чин Великого освящения воды. По всей видимости, в идеологическом отделе городского комитета коммунистической партии были уверены, что в этот морозный день даже если и появятся желающие пойти на Волгу, то это будет небольшая группа старушек, что покажет и действенность антицерковной политики, и станет новым ярким аргументом в дальнейшей борьбе с Церковью. Человек предполагает — Господь располагает. По воспоминаниям свидетелей того дня Богоявления в Саратове, из кафедрального собора к Волге вышла действительно небольшая группа прихожан, численность которых вместе со священнослужителями не превышала и ста пятидесяти человек. К Крестному ходу по пути следования присоединились еще около двух тысяч, а у приготовленной купели собралось более десяти тысяч горожан. Есть свидетельства, что верующих и любопытствующих было больше, но все же надобно учесть, что, осознав печальные последствия своего разрешения, власть всеми силами попыталась не пропустить стремящихся на водосвятие горожан, да и мороз в те дни был именно «крещенским».

http://pravmir.ru/vstrecha-so-svyatynej/

Еще   в начале 1944 года,    архимандрит Борис   поехал в Москву, как выяснилось   - прощупывать почву для   дальнейшего карьерного своего   роста: «16 января 1944 г. Борису хочется съездить в Москву по хозяйственным церковным делам. Я послал Колчицкому телеграмму о предполагаемой командировке Бориса и просил разрешения Святейшего. 23 марта. Приехал (архиеп. Григорий – Л.А.) вчера в Москву в 8 утра.  На метро в Патриархию. С чемоданом устал. В парадной встретился с о. Иоанном (Разумов - Л. А.), который очень приветливо сейчас же сообщил о проделках Бориса Вика во время приезда в Москву в январе. К этому потом добавил Колчицкий, также встретивший меня очень приветливо и поделивший­ся со мной здешними секретами. Патриарх  встретил тоже очень при­ветливо. Накануне Патриарх получил мой доклад  о Вике и его теле­грамме и написал резолюцию “Печально”. И со мной сразу заговорил об этом. Я сказал, что из Вольска просят Вика викарием. Колчиц­кий тоже добавил, что телеграммы об этом получены и в Патриархии и в Совете, и что там намекали очень прозрачно, что можно Вику дать епископство. Патриарх сказал, что лучше его взять из Саратова и назначить в Орел или Сталин ... “Подумаем”. После, узнав от меня через Колчицкого о выкличке архиерейской, которую устроил себе за литургией Вик, Патриарх весь вечер был очень расстроен, как передавал мне по телефону Колчицкий. И о.Иоанн, и о.Кол­чицкий передавали, что Вик здесь старался чернить меня: говорил о том, что я в проповеди на Новый год коснулся его, что он не мог служить со мной из-за этого, что я окружен женским кружком, с кем-то сожительствовал, что ничего не делаю, не езжу на акафис­ты, только пишу свои “мемуары”... Говорил Иоанну, что Колчицкий его очень холодно принял, уделил всего 10 минут, и что он отпла­тит тем, что уменьшит ассигнования на Патриархию, что и сделал, передав мне вместо 15-20 тысяч только 10 тысяч. Иоанн возмущен его брехней обо мне, и говорит, что он и слышать о нем теперь не хочет […] . На […]  кафедру Патриарх предложил назвать кандидатов и об­ратился ко мне. Я указал на Бориса Вика, рассказал, что он от роду 37 лет, отец - лютеранин, мать - бывшая старообрядка; окон­чил среднюю школу (уточняли - не получил богословского образова­ния), но почитывал богословскую литературу, приучался говорить проповеди; обладает даром слова; человек бойкий, энергичный, хо­рошо служит, и этим очень нравится (с налетом старообрядческих приемов). Между прочим, верующие из Вольска (где 50 % старооб­рядцев), приезжали, видели и слышали его, понравился и стали про­сить его к ним викарием. По характеру - человек властный, само­любивый, честолюбивый и решительный.

http://bogoslov.ru/article/3747880

Серафим (Смычков) в нач. 1945 г. был репрессирован за антисоветскую деятельность, в 1945-1946 гг. наместником являлся архим. Нафанаил (Крыжановский), в 1946 г.- архим. Амвросий (Торопченко), один из первых преподавателей Одесской ДС (ЦГАВО. Ф. 4648. Оп. 1. Д. 3. Л. 16; ГА Одесской обл. Ф. Р-2000. Оп. 3. Д. 99. Л. 12). В 1946 г. О. У. м. впервые посетил патриарх Московский и всея Руси Алексий I (Симанский), что, вероятно, ускорило регистрацию монашеской общины. 21 мая 1947 г., при наместнике архим. Владимире (Балыке), уполномоченный по делам РПЦ зарегистрировал устав возобновленного мон-ря. С 1948 г. в мон-ре устраивалась летняя резиденция патриарха, к-рый ежегодно на неск. месяцев приезжал в обитель. Мон-рь стали именовать патриаршим. В связи с активизацией внешнецерковных контактов в 1949-1951 гг. при мон-ре была построена архиерейская гостиница, предназначенная в первую очередь для приема зарубежных церковных делегаций. В 1949-1951 гг. под руководством архиеп. Одесского и Херсонского Никона (Петина) на территории О. У. м. было восстановлено здание бывш. архиерейского дома, предназначенное для отдыха патриарха, выкопан артезианский колодец, построены фуникулер, келейный корпус (1952), 2-этажное здание для прачечной и бани (1952), 2-этажная трапезная, а также водосвятная часовня иконы Божией Матери «Живоносный Источник» (1953) на месте разрушенного Успенского храма. В отчете уполномоченного Совета по делам религий 1950 г. сообщалось, что обители принадлежали 5,6 га земли, засаженной фруктовыми деревьями, виноградниками и декоративными растениями. В 1960 г. указом митр. Херсонского и Одесского Бориса (Вика) к О. У. м. был приписан Феодосиевский Покровский муж. монастырь в г. Балта Одесской обл., учрежденный в 1907 г. (закрыт в 1923, возрожден в 1942). К Феодосиевскому мон-рю относились кладбищенские Успенский и Покровский храмы Балты, а также Преображенский скит близ с. Пасицелы - 1 Балтского р-на. В 1950 г. наместником О. У. м. был архим. Донат (в миру прот. Пантелеимон Шпаковский; † 1953), выпускник КДА.

http://pravenc.ru/text/2578187.html

- А книгу правил знает ? - спросил Колчицкий. - Вероятно, да, - сказал я. - Может быть, некоторые прави­ла забыл, - добавил я. - Ну, Киевский митрополит ему их подска­жет, напомнит... На этом характеристика кончилась. Патриарх поднялся; по обы­чаю - помолились перед голосованием. Голоса отбирали, начиная с младших по хиротонии - с меня. Единогласно согласились. Итак, о.Борис - избранный епископ. После , между М [митрополитом ] Алексием Ленинградским и Алексием Рязанским (Сергеев – Л. А.) был разговор, к которо­му подошел я: очень возмущались нынешними монахами, которые, не смущаясь, просятся в епископы, высказывают нежелание идти туда или сюда и т.п. Тут вина и во мне, что я вовремя его не одергивал. Но Колчицкий говорил, что в г. Сталине есть два протоиерея-акаде­миста, которые спуска ему не дадут, и это для него будет полезно. Я написал ему телеграмму-молнию “Сегодня состоялось назначе­ние Вас епископом Ворошиловградским. Поздравляю. Хиротония в Моск­ве. Приезжайте незамедлительно. А.Г.”. Но Колчицкий после заседания по телефону стал согласовывать это с Советом и получилось недоразумение: там сказали, что речь была вообще о посвящении Бориса, но не было указано место; по их мнению, наиболее желательно, прежде всего, назначить в Чернигов. Колчицкий хотел лично побывать в Совете и переговорить: если они не особенно настаивают на Чернигове, то лучше бы не расстраивать “дедушку” и оставить Ворошиловград. Колчицкому не хочется пускать Бориса в свою родную епархию.    12 апреля. 10-го вечером (в понедельник) я получаю молнию от Колчицкого: “Сообщите, пожалуйста, срочно, известно ли Вам было, что Борис Вик имел рукоположение обновленческое диакона, священ­ника? Предъявлял ли документы о перерукоположении? Он сознался в обновленчестве, но утверждает перерукоположение   Ювеналием. До­кументов нет. Патриарх наложил запрещение. Ждем Ваших сообщений. Управделами прот. Колчицкий”. (сщмч. Иувеналий ( Масловский) – См. http://drevo-info.ru/articles/7542.html ) Я ответил сразу (10-го): “Обновленческое рукоположение Вика диакона священника мне неизвестно. Документа перерукоположения не предъявлял. Неоднократные вопросы об обновленчестве он сооб­щал, что был только иподиаконом, и пострижен и посвящен Ювенали­ем тридцатом году. Послужном списке об обновленчестве умолчано. А.Г.”.

http://bogoslov.ru/article/3747880

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010