106 Нормальной линией в геометрии называется прямая, перпендикулярная к касательной, проведенная чрез точку касания. 107 Эллипсом навивается сомкнутая кривая происходящая от косвенного пересечения конуса плоскостей). Чтобы начертить эллипс на бумаге, нужно укрепить в фокусах f 1 и f 2 шнур, длина которого равна большой оси, и обвести карандашом, зацепляющим шнур так, чтобы он был постоянно натянут. 109 По системе Коперника, время обращения есть не что иное, как истинное время обращения планеты около Солнца, т.е. время, которое она употребляет, чтобы описать вокруг Солнца дугу в 360°. От этого сидерического времени обращения нужно отличать тропическое и синодическое время обращения. Теоретическое время обращения есть время, заключающееся между двумя видимыми с Солнца прохождениями планеты чрез точку весеннего равноденствия. Если бы эта точка была неизменна, то тропическое время обращения планеты было бы рано сидерическому; но вследствие отодвигания назад точки весеннего равноденствия, тропическое время обращения нисколько короче последнего. Синодическое время обращения есть время, которое проходит между двумя последовательными одноименными соединениями планет с Солнцем, или время от одного противолежания планеты до другого, ближайшего к нему. Cf. J. Müller. Ор. cit. S. 139. 111 Параболой называется кривая, ограниченная только с одной стороны и происходящая от пересечения конуса плоскостью, параллельною к одной из его сторон. Чтобы начертить параболу, берут шнур, длиною равный большему катету произвольно взятого прямоугольного треугольника и прикрепленный одним концом к вершине последнего, потом, передвигая треугольник по линейке, край которой совмещен с меньшим катетом, и ведя карандашом так, чтобы он постоянно прикасался к большему катету и натягивал шнур, получают дугу параболы. 112 Гиперболой называется кривая, неограниченная ни с одной стороны и состоящая из отдельных двух ветвей, простирающихся до бесконечности. Чтобы начертить гиперболу, шнур (EDF) прикрепляют одним концом (Е) к линейке (EF), а другим – в фокусе F. Линейка вращается около острая, укрепленного в фокусе F. Точки Е и F должны совпадать с краем линейки, а длина шнура EDF должна быть такова, что EF–(ED+DF)=AA 1 =2a. Водя потом по шнуру карандашом, так чтобы шнур был натянут, а карандаш прижат к краю линейки, описывают одну ветвь гиперболы; точно таким же образом чертится другая ветвь.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Plotniko...

95 Весь процесс развития состоит из сцепления многих предыдущих и последующих актов (моментов). Теперь представим себе, что развитие, замечаемое в мире, не имеет начала. Начало развития есть первый акт (момент) его, первый предыдущей (член), из которого, как из своего основания, вытекают все его последующее. Не имеющее начала есть бесконечное в прошедшем (a parte ante), в противоположность бесконечному в будущем (a parte post). Таким образом, развитие, не имеющее начала, есть бесконечный ряд последующих (следствий), сменявших друг друга в прошедшем и не имевших для себя первого предыдущего (причины). Следовательно, признавая, что развитие, замечаемое в мире, не имеет начала, мы должны с тем вместе признать, что оно не имеет предыдущего, из которого вытекает последующее. Это все равно, что признавать бытие последующая без бытия предыдущая, или существование действия без причины, существование обусловленного без предшествовавшего условия. Но один из всеобщих и необходимых законов природы состоит в том, что всякое изменение должно иметь свою причину, всякое последующее должно иметь свое предыдущее. Таким образом, мысль о безначальном развитие мира заключает в себе внутреннее противоречие и в конечном своем результате приводить к абсурду. Если развитие мира совершается от вечности, вечность же равняется бесконечному 96 ряду моментов, то мир в каждый данный момент своего существования должен находиться в бесконечно совершенном состоянии, потому что прогрессивное развитие в большей или меньшей степени приводит предмет к совершенству, а бесконечное развитие, очевидно, должно привести к бесконечному и совершенству. Это последнее выводится из того общего закона, что всякое явление есть эквивалентный продукт совокупного действия производящих факторов, – закона, который проще формулируется так: всякое действие должно соответствовать своей причине. Продукты развития должны быть прямо пропорциональны моментам развития, чем больше время развития предмета, тем совершеннее продукт развития.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Plotniko...

Предположим, далее, что мы могли бы понять самосуществование. Может ли эта мысль сколько-нибудь подвинуть нас в решении данной проблемы? Существование вещи не может сделаться более понятным от мысли о том, что она существовала ранее в продолжении некоторого времени; если же существование вещи ни мало, не объясняется вследствие дознания, что оно продолжалось в течение какой-либо единицы времени, то оно не может сделаться более понятным и от совокупности таких единиц времени, хотя бы она увеличилась до бесконечности. Таким образом, гипотеза самосуществования не только совершенно непонятна и не может служить к раскрытию тайны существования Вселенной, но еще более подтверждает неразрешимость этой тайны. столь же мало может быть реализовано мышлением и пантеистическое предположение. Мысль о самопроисхождении или самосотворении означает, что потенциальное бытие, вследствие внутренней необходимости, перешло в действительное бытие. Потенциальное бытие может быть мыслимо или как нечто, или же как ничто. Если потенциальное бытие мыслится, как нечто, то оно не может быть отличено от действительного бытия. Если же оно мыслится как ничто, то приводит к двум нелепым идеям: во-первых, что ничто, которое есть только отрицание всякого бытия, мыслится, как нечто большее, чем простое отрицание, и во-вторых, что данное ничто обладает способностью перейти в нечто. Далее, мы не можем понять внутренней необходимости, при которой потенциальное бытие переходит в действительное. Если эта необходимость всегда была присуща потенциальному бытию, то оно не могло ни на один момент оставаться потенциальным, а должно было всегда быть действительными. В противном случае необходимость перехода должна была привзойти в потенциальное бытие со вне, а это противоречило бы предположению о самосотворении. Но предположим возможность потенциального бытия, отличного от бытия действительного, и переход первого в последнее, как обусловленное внутреннею необходимостью изменение. И при этом предположении мы нисколько не подвигаемся в решении вопроса, а только осложняем его. Возникает новый вопрос: откуда взялось само потенциальное бытие? Оно не более для нас понятно, чем и действительное бытие. Для объяснения его потребовалось бы сделать те же три предположения, которые сделаны были относительно действительной Вселенной, т.е. гипотезы о самосуществовании, самосотворении и происхождении от внешней причины. Мысль о самосотворении потенциальной Вселенной поставила бы нас в такое же затруднение, как идея о самосотворении вообще. Для объяснения такой потенциальной Вселенной нужно было бы предположить существование другого предшествовавшего ей потенциального бытия и т.д. до бесконечности. Если же переход потенциального бытия в действительное требует для своего объяснения признания внешней причины, то бесполезно и допускать предположение о потенциальном бытии.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Plotniko...

Но если значительный процент современного образованного общества, держащийся идей материализма или панкосмизма, заражен неверием, то несравненно большая его часть коснеет в религиозном скептицизме и индифферентизме. Еще рационализм успел возбудить во многих умах сомнение в истинах религии. Материалистические и пантеистические учения укрепили и распространили это сомнение. В самом деле, при виде множества умных, образованных и даже ученых лиц, отрицательно относящихся к религии, не может ли возникнуть в уме иного верующего сомнение в том, во что он верует как в непреложную истину? Природа сомнения такова, что, раз зародившись в уме, оно растет все более и более, пока не обратится н самое мучительное состояние для человека, который тщетно тогда старается найти собственными силами выход из него. Вопросы один мучительнее другого неизбежно овладевают его умом, и в сознании собственного бессилия решить их, он нередко становится жертвою или отчаяния, или полнейшего равнодушия к высшим запросам духа. В более возвышенных умах эта безнадежность удовлетворить своей жажде истины в виду великих загадок бытия, в связи с ясным сознанием бедствия бытия, является в виде чувства мировой скорби. Лишь немногие употребляют благородные усилия выйти из этого ненормального и тягостного состояния духа. Большинство же, нередко до конца жизни, продолжает коснеть в своем скептицизме. По замечанию Геттингера, скептицизмом заражено громадное множество лиц, так что в сравнении с числом сомневающихся и колеблющихся число собственно атеистов незначительно. 3 Правда, многие из сомневающихся и колеблющихся, по-видимому, уже совсем отказались, от религии. Они стыдятся остатков своей религиозности и потому с насмешками и пренебрежением относятся к вере. Но в глубине души у них скрывается еще искра веры, которая хотя и слаба, однако ж при благоприятных условиях может еще разгораться в светлое и чистое пламя веры. Для мыслящих людей этой категории неизбежен мучительный вопрос о христианстве: что оно такое, представляет ли оно собою действительно богооткровенную религию, или же оно только продукт чисто естественного развития человеческой мысли? Может быть, еще более, чем сомневающихся, людей совершенно безразличных к религии, совсем устранивших мысль о ней из своего умственного обихода, как будто учения и требования религии их не касаются. Нормально ли такое состояние образованной части современного человечества? Как бы ни был решаем вопрос о христианстве, во всяком случае подобное состояние умов нельзя не признать в высшей степени печальным, болезненным. В самом деле, возможно только одно из двух: или христианство есть религия богооткровенная, или же оно – произведение чисто человеческое. В первом случае, очевидно, необходимо веровать и жить так, как учит христианство. Неверующие, по учению Евангелия, неизбежно погибнут на веки. Иже веру имет и крестится, спасен будет: а иже не имет веры, осужден будет ( Мк.16:16 ); таково свидетельство самого Христа Спасителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Plotniko...

Джордано Бруно (+1600) учил, что Бог и вселенная – одно; Бог не перводвигатель, а душа мира, которая есть только его обнаружение или развитее. Поэтому, вселенная не может иметь ни начала, ни конца. 18 По учению Спинозы, Бог есть вселенная, рассматриваемая как causa sui. 19 Оба эти термина обозначают одну и ту же природу, которая есть и источник всех существ (natura namurans sive Deus), и совокупность тех же самых существ, как её действий (natura naturata). 20 Таким образом, мир, которому имманентна субстанция (sive Deus), 21 от вечности 22 находится в совершенном состоянии, потому что оно есть только обнаружено все совершенного существа. Поэтому, постепенный переход мира от несовершенного к совершенному состоянию, или развитие, не мыслим. Нелепо было бы, если бы от вечности не существовало в совершенном состоянии то, сущность чего состоит в том, чтобы быть причиною своего собственного существования. 23 По учению Гераклита, мир не произошел, но всегда находится в происхождении, сущность которого есть постоянное превращено основной стихии всего сущего – огня в различные предметы и явления природы. «Никто из богов, и никто из людей, говорит Гераклит, не создал этого мира, все одного и того же; он был всегда и вечно будет живущим огнем, то воспламеняющимся в известном размере, то снова потухающим». 24 Таким образом, мир, по Гераклиту, безначален и по своей основе, и по своим формам или быванию. 25 Выходя из такого принципа, Гераклит, естественно, должен был смотреть на бывание не как на частное явление, но как на всеобщий, безусловный закон, которому подчинена вся жизнь Вселенной. Самыми обыкновенными обозначениями понятия о бывании у Гераклита служат слова: превращение и особенно течение (ρο). Таким образом, хотя Гераклит точно, также, как и элеаты, признает мир не происшедшим, взгляд его на жизнь мира, как на постоянное движение и течение, делает его учение прямо противоположным учению элеатов о бытии покоящемся. 26 Эпедокл учил, что мир вечен. Жизнь мира состоит. в периодическом соединении и разделении четырех основных стихий: огня, воздуха, воды и земли. Соединение стихий образует гармонию бытия, σφαρος; разделение их производит тот порядок вещей, при котором живут люди. Соединение стихий сменяется их разделением, а разделение постоянно переходить. в соединение, за которым последует новое разделение и т.д. до бесконечности. 27

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Plotniko...

Взгляд Лапласа на происхождение солнечной системы. Отзывы выдающихся ученых об этом взгляде. Причина, произведшая осевое вращение первоначального туманного шара. Мнение Шпиллера о возникновении планет. Химический состав различных планет. Теперешнее состояние Солнца. Выводы из спектро-аналитических и фотометрических исследований. Стадии развития мировых тел. Канто-Лапласовская теория не требует необходимо прежнего расплавленно-жидкого состояли мировых тел; но такое состояние очень вероятно. Опыт Плато. Недопустимость идеи о regressus in infinitum в отношении Канто-Лапласовской теории. Критика этой теории у астронома Фая. Собственная его космогоническая гипотеза. Общий вывод. Согласие в направлении движения всех планет и принадлежащих к ним спутников, 118 а равно и то обстоятельство, что экватор вращения Солнца почти совпадает с поясом, который содержит в себе орбиты планет, привели французского астронома Лапласа к предположению общего происхождения всех этих мировых тел. Не может быть, чтобы такое согласие было делом случая, но его должно считать результатом действия одной и той же основной причины. По взгляду Лапласа, все основные элементы вещества, составляющие нашу солнечную систему, некогда были соединены в один огромный туманный или газообразный шар, размеры которого превосходили пределы теперешней планетной системы. Атмосфера Солнца, говорит Лаплас, первоначально простиралась за пределы орбит всех планет и сжималась постепенно, пока достигла теперешних своих границ. В первоначальном своем состоянии Солнце походило на открываемый телескопом туманности, состояния из более или менее блестящего ядра, окруженного туманностью, которая, сжимаясь у поверхности ядра, превращает его в звезду. Если заключить, по аналогии, что все звезды образовались таким образом, то можно вообразить себе их прежнее туманное состояние, предшествуемое в свою очередь другими состояниями, в которых туманная материя была все более и более разреженной, между тем как ядро было все менее и менее блестящим.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Plotniko...

Но эти сочетания можно только предположить первоначально уже готовыми, так что, например, в туманном шаре нашей планеты они могли существовать частью в газообразном состоянии, частью же в состояния разреженном. Отсюда видно, что по вопросу о том, как или в каком виде и состоянии находились элементы в первичном туманном шаре или в оторвавшихся от него планетных массах, Лапласовская теория предоставляет фантазии большой простор. Она требует собственно только рыхлого или разжиженного состояния данных масс, удобоподвижности их молекул или молекулярных групп, так чтобы вследствие действия центробежной силы могли вышеописанным образом образовываться кольца, все равно, зависела ли означенная разреженность веществ от совершенно газообразного их состояния, или преимущественно от тонкого механического их распределения (рассеяния в пространстве в виде так называемой космической пыли). Конечно, в пользу мнения о прежнем расплавленно-жидком состоянии земного шара, как и вообще планет, говорят вышеизложенные выводы, полученные из спектрально-аналитических и фотометрических исследований. Если солнечное ядро, как остаток от того туманного шара, из которого возникли планеты, и теперь еще находится в огненно-жидком или газообразном состоянии, то в отношении Канто-Лапласовской теории едва ли может представляться сомнительным, что и планеты прошли чрез стадию газообразного состояния. Опыт этот состоит в следующем. Берут смесь из воды и алкоголя, имеющую совершенно одинаковую плотность с каким-либо, произвольно избранным, маслом, например, с оливковым. Известно, что жирные масла менее плотны, чем вода, но плотнее алкоголя. Если в смесь влить часть такого масла, то действие тяжести на последнее, вследствие его равновесия со смесью, уничтожится. Жирные масла не смешиваются с жидкостью, состоящею из воды и алкоголя; поэтому, масло соберется в средине этой жидкости и примет внешнюю форму, обусловленную действием её частичных сил. Масло в этом случае подобно невесомой жидкости, свободно парящей в пространстве и предоставленной собственным молекулярным силам.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Plotniko...

Наконец, пятая стадия есть период совершенного охлаждения. Как скоро какая-либо неподвижная звезда достигает этой стадии, она навсегда исчезает от наших взоров. Что некоторые из так называемых неподвижных звезд движутся около совершенно темных тел, об этом, как известно, ученые заключили на основании наблюдений над собственными их движениями. В отношении небесных тел, принадлежащих к нашей солнечной системе, Zöllner высказал мнение, что Юпитер и Сатурн, вероятно, еще находятся в состоянии разгоряченном, при чем происходит в них лучеиспускание света и теплоты, что, напротив, Нептун и Уран, равно как и большая часть Марса, уже покрыты снегом и льдом. Венера, подобно нашей земле, должна быть еще покрыта водой. Солнце, по Zöllner, находится в расплавленном, капельно-жидком состоянии, с начинающимся образованием шлаков, по Фаю, напротив, – еще в огненно-газообразном состоянии, так что только в самых крайних слоях его существуют хлопья или облака частью жидкого, частью твердого состава. В пользу этого последнего взгляда указывают на незначительный специфический вес Солнца, составляющий лишь 1, 44 веса воды, хотя оно содержит в себе большое количество тяжелых металлов, а также на совершенное отсутствие в солнечном свете поляризованных лучей, находимых, однако же, в каждом свете, исходящем из каких-нибудь раскаленных твердых или расплавленных, капельно-жидких, тел. Канто-Лапласовская теория не требует необходимо, как часто думают, предположения первоначального огненно-жидкого или расплавленного состояния мировых тел и в особенности нашей планеты. Можно, конечно, представить себе такую атомическую и молекулярную конституцию первичного туманного шара, которая должна была иметь своим последствием громадное развитие теплоты, а с тем вместе, после газообразного, и расплавленное его состояние. Подобные этим состояния можно предположить в том случае, если первоначально существовали лишь очень простые группы атомов, из которых сложные молекулярные соединения химических элементов произошли только вследствие разнообразных движений.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Plotniko...

96 Слово: бесконечное здесь, как и во многих других местах, мы употребляем не в одностороннем значении бесконечного a parte post, а в общем математическом значении бесконечности. 97 Э Бержье, автор сочинения «Examen du matérialisime», так излагает эту мысль: Nous sontenons aves Clare que l " être éternel et nécessaire est aussi immuable; non pas seulement en ce sens qu " il ne peut changer de nature, mais encore en ce qu " il ne peut changer de façon d " être. Un être quelconque n " existe point sans attributs, sans propriétés; s " il existe éternellement, ses attributs sont éternels; il ne peut avoir en lui ni succession, ni modification; il est éternellement et nécessairement tout ce qúil est. (Examen du matérialisime. Tome second, p. 122–123). 99 Шультц говорит, что весь мир есть не что иное, как соединенная система всех Млечных путей (Начальные основания астрономии, перед. Жукова стр. 526). 100 Джон Гершель. Очерки астрономии Пер. А. Драшусова. Т. II. Москва. 1862 г. стр. 238 и след. А. Гильемен. Миры. Популярная астрономия. Пер. Пальховского. Москва, 1866 г. стр. 23. Франсуа Араго. Общепонятная астрономия. Пер. Хотинского. Т. II. Спб., 1861 г. стр. 24 и сл. Фридрих Шёдлер. Энциклопедия естественных наук, содержащая популярное изложение физики, астрономии, химии, минералогии, геологии, физиологии, ботаники и зоологии. Пер. Панова. Москва, 1876. Т. I, стр. 422–423. 102 Так называется описываемый Млечным путем на небе круг, наклоненный к экватору под углом в 63°. 104 В конце 60-х годов этот вопрос был предложен, в качестве темы для конкурса на соискание премии, редакцией журнала «Zeitschrift für exacte Philosophie» (Bd. VIII, S. 113 und 228). Премии было удостоено написанное на эту тему сочинение C.S. Cornelius " a «Ueber die Enstehung der Welt mit besonderer Rücksicht auf die Frage: ob unsern Sonnensystem, namentlich der Erde und ihreu Bewohnern, ein zeitlicher Anfang zugeschrieben werden muss» (Halle, 1870). В дальнейшем изложении мы будем руководиться преимущественно этим превосходным трактатом.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Plotniko...

1 Как легко французы отделываются от идеи Бога и объясняют её происхождение, типическим образчиком этого может служить следующее резонирование одного из блестящих представителей партии «свободных мыслителей в современной Франции, – Тэна. «Возьмите мир в том виде, в каком представляют его науки: это – правильная группа, или, если хотите, ряд, который имеет свой закон, и ничего более. Если отвлечь от ряда этот закон, то вы можете сказать, что первый есть произведение последнего, и смотреть на этот закон, как на силу. Если вы имеете немного воображения, то сделаете из этой силы отдельное существо, помещенное вне пределов опыта, духовное начало и сущность чувственных вещей. Вот метафизическая сущность. Если вы будете продолжать это движение, которое, раз начавшись, может быть остановлено только усиленным напряжением ума, то Бог преобразуется в принцип не только высший, но и единственный; сущность философская становится мистическим существом. При усилении деятельности воображения, вы прибавите, что этот дух, помещенный вне времени и пространства, обнаруживается во времени и пространстве, что он везде присутствует, одушевляет собою все, что от него происходит всякое бытие, движение и жизнь. Продолжая находиться в подобном настроении мечтательности и экстаза, вы объявите, что этот принцип единства реален; остальное все имеет только кажущееся бытие. С этого момента вы лишены всяких средств к его определению; для того, чтобы достигнуть познания о нем, вы прибегаете не к ясным идеям, а к иному пути; вы предпочитаете чувство и экзальтацию. Если вы склонны к меланхолии, то вы будете стараться приблизиться к нему путем воздыханий и поклонений (выдержка у Caro, L " idée de Dieu dans la critique au XIX siècle. 4 edit. 1868, Paris p. 181). 2 Лютер называл свободный человеческий разум бешеным безумцем, от которого следует отказаться, чтобы спасти его. Подобного же воззрения держался и Меланхтон. Cf. Loc. theolog. Ed. August. 1821, pag. 10. 3 Геттингер, Апология христианства, часть 1. отдел 1, чтение 1: о причинах религиозного сомнения.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Plotniko...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010