I. Преосвященный епископ Борис как ученый 1 Личность каждого человека, относительно внешнего наблюдения, представляет собою как бы многогранник, с большим или меньшим количеством углов. Смотря по тому, с какой стороны и под каким углом зрения совершается наблюдение данной личности, смотря по этому, высказывается о ней то или иное суждение. Соответственно этому, и о личности преосвященного Бориса могут высказываться разные суждения, смотря по тому, с какой стороны больше наблюдали и больше знают его личность. Мне, как сотруднику «Церковного Вестника», ведшему в нем в 1884–1888 гг. отдел обозрения журналов, а потом, с 1894 г. по сие время, состоящему помощником редактора, пришлось наблюдать личность называвшегося в мире Владимира Плотникова, а потом архимандрита и епископа Бориса, со стороны его ученой и литературной деятельности. А потому я и осмеливаюсь сказать несколько слов о его личности с этой именно точки зрения. В истории русской церкви, в ряду русских иерархов, имя преосвященного Бориса сохранится для памяти потомства, как имя «ученого иерарха». Несмотря на сравнительно непродолжительный период деятельности и, несмотря на то, что чисто ученая деятельность его соединялась с деятельностию общественной и служебной, он оставил после себя длинный ряд более или менее ценных и обстоятельных исследований по очень многим и разнообразным вопросам 2 . В своих ученых трудах преосвященный Борис является то ученым филологом, то церковным историком, то метафизиком, то апологетом, то экзегетом, то пасторалистом, то моралистом. Его статьи по разным отраслям науки можно встретить и в «Филологических Записках», и в «Томских Епархиальных Ведомостях», и в «Руководстве для сельских пастырей», и в «Чтениях в обществе любителей духовного просвещения», и в «Православном Обозрении», и в «Вере и Разуме» и наконец, в академических органах всех четырех академий, с которыми преосвященный Борис имел то или иное соприкосновение. Из отдельных исследований преосвященному Борису принадлежат: «О сравнительной мифологии Макса Мюллера» (изложение и критика новейшей лингвистической теории мифов); «Главные черты арийской доисторической культуры по данным сравнительного языкознания»; «Об изучении истории просвещения вообще и истории литературы в особенности»; «История христианского просвещения в его отношении к древней греко-римской образованности», в трех выпусках (1885 г., 1890 и 1892 г.); «Космология или метафизическое учение о мире», в двух выпусках (1888 и 1889 гг.); «Задачи метафизики»; «Вопрос о начале мира» (апологетическое исследование); «О невозможности чисто физиологического изъяснения душевной жизни»; «Опыт объяснения XLIX гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

Самое страшное, считают специалисты, что практика искусственного бесплодия, чем и являются длительное предохранение и аборты, активнее всего распространена в возрастной группе женщин до 30 лет, то есть в самой детородной группе. Согласно многочисленным медицинским исследованиям, даже если эти дамы в итоге захотят родить ребенка, в 90% случаев он окажется в той или иной степени больным. «Происходит это потому, что нарушается универсальный биологический закон, согласно которому долговременное ограничение функции любой системы организма неизбежно влечет за собой патологические изменения структуры органов, образующих эту систему, – заявил на конгрессе доктор медицинских наук, профессор, директор Центра клинико-морфологической диагностики репродуктивной патологии Санкт-Петербурга Борис Глуховец. – Искусственное бесплодие неминуемо влечет за собой возникновение патологий детородной системы женщин, приводящих к невынашиванию, осложнений родов, болезненному состоянию новорожденных». Результаты отсрочки в рождении детей или вовсе отказа от них уже перешли допустимую грань, после которой и здоровье нации, и вообще ее выживание оказываются под большим вопросом. Сегодня у 80 % детей те или иные патологии обнаруживают уже в роддоме, у большей части из оставшихся врожденные недуги выявляются в первые годы жизни. «Что касается здоровья женщин, то сегодня можно с уверенностью констатировать, что среди женщин, откладывающих на 5-10 лет рождение ребенка или вовсе отказывающихся от его рождения, здоровых нет», – считает Борис Глуховец. Хотя большинство пар прекрасно осознают все возможные негативные последствия отказа от рождения детей, но все равно идут на этот риск. «Просто не хотят детей только физически больные люди, у которых проблемы с гормонами, – считает Борис Глуховец. – Здоровая женщина отказаться от рождения ребенка не может». Однако это происходит, по мнению специалистов, в основном из-за того, что молодые пары боятся не справиться с материальными трудностями, которые возникнут после рождения малыша. «Многие пары, в первую очередь молодые семьи, в нынешних социально-экономических условиях сами себя могут содержать еле-еле, – сказал RBC daily директор Российского центра молодежной и семейной политики Александр Плотников. – Более 70% молодых семей по уровню доходов находятся сегодня за чертой бедности. Причем нередки случаи, когда рождение даже единственного ребенка ставит семью на грань выживания. Понятно, что без поддержки им не обойтись. Во многих развитых странах основной финансовый источник, на который может рассчитывать молодая семья с новорожденным, – это государство».

http://moral.ru/demogr0501.htm

Плотникову. С августа 1884 г. он занимал эту кафедру до октября 1886 г., когда по пострижении в монашество (29 марта 1886 г.) и возведении в сан архимандрита назначен был в инспекторы моек. дух. академии с предоставлением ему вакантной кафедры «Введение в круг богословских наук». Я не берусь характеризовать его профессорскую деятельность в академиях казанской и московской: пусть сделают это со временем люди более меня компетентные в тех науках, какие преподавал преосв. Борис и по которым он оставил свои ученые и научно-популярные труды. Меня в данный момент интересует его нравственная личность, поскольку она обнаруживалась во внешней практической его деятельности. В этом отношении он и в рассматриваемый период времени, т. е. и в Казани, и в Сергиевом посаде, был тем же, каким мы его узнали впоследствии в бытность его у нас начальником: свойственная ему доброта, благожелательность, неустанный труд и подвиги во имя исполнения своего служебного и нравственного долга, в частности вера в добрые стремление учащейся молодежи, терпимость к разномыслием других, но и решительное подчас противодействие неправедным действиям других, – вот те внешние обнаружение в деятельности почившего преосв. Бориса, какие – по словам свидетелей его казанской и московской жизни – были отличительными его особенностями в Казани и Сергиевом посаде. Мне лично не пришлось видеть архимандрита Бориса в то время, когда он жил в Сергиевом посаде. Но о его последующем пребывании в Киеве, когда он, по желанию приснопамятного киевского митр. Платона, был перемещен из московской академии (в 1888 году) на должность ректора киевской семинарии, мне известны некоторые, может быть не лишенные интереса, фактические подробности. В Киеве преосв. Борис (в то время еще архимандрит) оставался в течение 4 лет до авг. 1892 года и за все это время – по его собственным словам – пользовался самою теплою отеческою любовию владыки – митр. Платона. Кто знал и слышал когда-либо этого неустанного проповедника Христовой любви, тот ясно мог понимать, почему он возлюбил и приблизил к себе и нашего благостного о.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

Вскоре обнаружилось, что у молодого студента великолепные способности в области языкознания и богословия. В частности он хорошо владел французским и немецким языками, а тексты древних классиков читал в оригинале, так же основательно он знал английский язык. Не остановившись на достигнутом, Владимир серьёзно занялся изучением славянских наречий под непосредственным руководством известного лингвиста И. А. Бодуэна де Куртенэ, бывшего в то время профессором Казанского университета и читавшего лекции по славянским наречиям и русскому языку в академии. Будучи близко знаком с Иваном Александровичем, Владимир посещал не только лекции, но и занимался с профессором в частном порядке, что позволило ему углубленно изучить польский язык, сравнительную грамматику и санскрит. Впоследствии свои знания Плотников реализует в научно-литературной деятельности. на первом курсе он написал курсовое сочинение – «Разбор сравнительной мифологии Макса Мюллера», которое было опубликовано в «Филологических записках» (1879 г. Вып. II и VI). На втором курсе Владимир пишет «Палеографико-глоттологическое исследование среднеболгарского Служебника 1532 года», а на третьем курсе молодой ученый избирает тему кандидатского сочинения: «Главные моменты в истории христианского просвещения в его отношении к древнему греко-римскому образованию и греко-римской науке и литературе, от начала христианства до эпохи возрождения». Эта изумительно написанная работа обеспечила автору не только степень кандидата богословия, но и обратила на него внимание профессора Ивана Яковлевича Порфирьева 4 . Последний увидел во Владимире полезного себе помощника, а потом и достойного заместителя на кафедре словесности и истории русской литературы. И. Я. Порфирьев в академии дослуживал последние пять лет, поэтому, считая Плотникова уже вполне подготовленным в замещении его на кафедре, он рекомендовал Владимира Совету академии в качестве приват-доцента на эту кафедру, на что Совет дал своё согласие. Но, неожиданно для всех, Владимир меняет жизненный курс, отклоняясь от «предначертанного» ему Порфирьевым пути.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Plotniko...

400 Ср.: II, 24,1–6; II, 22,11; II, 21 и вообще все те места, где св. отец касается мнений еретиков о числах и их значении. Ср. также: V, 29; V, 20 и др. 407 Ср.: Преображенский В. Восточные и западные школы во времена Карла Великого, их отношение между собой, к классическим и древнехристианским и постановка в них богословия. СПб., 1881. С. 198,204,245 и др. 408 Ср.: Преображенский В. Указ. соч. С. 198–204; Вилльман О., проф. Дидактика, как теория образования в ее отношениях к социологии и истории образования. Перевод свящ., проф. А. Дружинина. М., 1904–1908. Т. I. С. 173–176,199–200 и др. 414 Преображенский В.С.214–220 и др.; Вилльман. Т. I. С. 181; Т. II. С. 94–95 и др. Ср. также: Дьяконов А. П. , проф. Типы высшей богословской школы в древней Церкви III-IV вв.//Христианское Чтение. 1913. Апрель. С. 497–498. 419 Cap. X; ср.: Плотников В. (епископ Борис). История христианского просвещения в его отношении к древней греко-римской образованности. Период 1-й. От начала христианства до Константина Великого . Казань, 1885. С. 139–141. 422 Вилльман. Т. I. С. 263–265; Шмидт К. История педагогики. Изд. 3-е, дополненное В. Ланге. Перевод Э. Циммермана. М., 1879. С. 25–26; Преображенский В. С. 287–288; Плотников В. С. 139. 433 Eusebius. HE. V, 20,4 (y Schwarmz’a S. 207; русск. перев. С. 276; у Migneя Col. 1228; русск. перев. творений св. Иринея. С. 529). 437 Euseb. НЕ. V, 24, 15–16 (у Schwarmz’a S. 213; русск. перев. С. 284; у Mignéя Col. 1229–1230; русск. перев. творений св. Иринея. С. 531). 439 У Migne’я Col. 851–852; русск. перев. С. 224. Греческий текст этого места сохранился у Евсевия в «Церковной истории». См.: IV, 14, 3–5 (у Schwarmz’a S. 139–140; русск. перев. С. 187–188). 444 Этот отрывок сохранился (на греческом языке) в «Церковной истории» Евсевия. V, 24,12–17 (у Schwarmz’a S. 212–213; русск. перев. С. 283–285; у Mignéя Col. 1227–1232; русск. перев. творений св. Иринея. С. 530–531). 446 То же можно сказать и по поводу рассказа о встрече св. Поликарпа в Риме с Маркионом и обращении первым в православие многих еретиков (Contra haereses. III, 3,4). Вероятно, и здесь св. отец присутствовал лично и передает рассказ как очевидец.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionski...

В 1884 году Совет Казанской духовной академии избрал его на вакантную кафедру метафизики, освободившуюся за смертью профессора. Так как устав Академии обязывал исполняющих должность доцента в течение двух лет представить магистерские диссертации, то молодой доцент энергично взялся за работу и через год представил в Совет Академии диссертацию на тему: " История христианского просвещения в его отношениях к древней греко-римской образованности. Период первый от начала христианства до Константина Великого " . Одновременно с этой диссертацией он представил новую работу: " Вопрос о классиках " (Взгляд на его историю, его современное состояние и значение). Пока эти его сочинения находились на рассмотрении рецензента, он успел продолжить свой труд и довел историю христианского просвещения до конца царствования Юстиниана. Сочинение удостоено похвального отзыва со стороны рецензента, указавшего в числе многих достоинств автора " замечательную ясность и широту его взгляда, умение разбираться в самых сложных и трудных вопросах, способность к синтезу, обобщение разнообразных мнений и суждений, необыкновенную ясность и отчетливость изложения " . Плотников удостоен степени магистра богословия и утвержден в должности доцента Академии. Холостая одинокая жизнь тяготила его, страшно мучила тоска и неудовлетворенность жизнью и он ухватился за мысль о монашестве. 29 марта 1886 года пострижен монашество с именем Бориса. Постриг совершил еп. Чебоксарский Кирилл (Орлов) . 10 апреля был рукоположен во иеродиакона и 12 апреля - во иеромонаха . 17 октября 1886 года назначен инспектором Московской духовной академии с возведением в сан архимандрита (возведен в сан 26 октября). Одновременно с инспекторством ему была назначена кафедра " Введения в круг богословских наук " . С 22 мая 1887 года - цензор журнала " Троицкие листки " . В 1888 году был переведен на должность ректора Киевской духовной семинарии . Вместе с этим он сделался редактором издаваемого при Семинарии журнала " Руководство для сельских пастырей " и председателем Комитета по изданию журнала " Воскресное чтение " с повременными выпусками " Киевских листков " религиозно-нравственного содержания.

http://drevo-info.ru/articles/17525.html

IX. На южной и восточной окраинах На южной и восточной окраинах Московского государства успешно шла прежняя работа и при царе Борисе. Наша пограничная линия постепенно отодвигалась вглубь владений разных кочевников и расширялась полоса Московской земли. На новых местах пригодные земли заселялись русскими людьми и укреплялись новыми городами и крепостями, которые усиленно строил Борис и на пути в Крым, и по Волге, и в Сибири. Естественно, что этот рост и это укрепление Московского государства не нравились кочевникам, но кочевники были бессильны остановить их. Крымский хан Казы-Гирей, когда Борис вступил на престол, прислал ему грамоту, в которой убеждал его не строить городов в степи. Свои пожелания хан подкреплял такими доводами: до сих пор он отговаривал турецкого султана посылать войска на Московское государство дальностью расстояния. „Турский государь, писал хан, на ваше государство как ни помыслит рать послать, так я ему отговариваю тем, что место дальнее и пешей его рати до вашего государства не дойти, тем ему и запрещаю». Теперь же, при построении новых городов, есть опасность, что турецкий султан пошлёт рать, узнав, что московские города подошли близко и до них дойти можно. Да и татар теперь трудно удержать от набегов на московские владения: „татарские князья, – писал хан, – и лучшие люди нам говорят: русские города к нам близко поставлены, и если между нами будет недалеко, то нашим людям с русскими людьми нельзя не задираться». Казы-Гирею ответили, что турецкая рать Москве не страшна: „великий государь может стоять против всех своих недругов, а рати нашего государя несчётно», и дипломатично указали, что города поставлены в поле против воров черкас и донских казаков, которые грабили и крымских послов и гонцов. В Сибири воевода Воейков быстрым и решительным натиском сломил последние силы Кучума и тем упрочил приобщение всего Сибирского царства к государству Московскому. И здесь, по пути постепенного расширения границ, шла усиленная постройка крепостей и городов. Построены были: Верхотурье, Мангазейский острог, Туринск, Томск. Для заселения новых мест вызывали „молодцов молодых, добрых, которые бы стрелять умели давали льготы разные и пособия. Приглашались туда же служилые, пашенные люди, торговцы, ямские охотники, плотники для постройки судов, так как имелось в виду развить и усилить водные пути. Заботились и о дорогах сухопутных, и проложили дорогу между Соликамском и Верхотурьем. Старались примирить выгоды туземцев и русских переселенцев. На новых местах строили храмы и снабжали их утварью и книгами. Эти и подобные им полезные мероприятия значительно подвинули вперёд как расширение границ государства на юге и востоке, так и упрочение на новых местах русского владычества и русской культуры.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

Служебным подьячим таж дача, что и дворяном. Харлам Елисеев, Федор Прутков, Иван Короткой, Петр Семенов, Василей Иванов, на Филипов пост и к Сырной неделе, и на Великий пост, и на Петров, и на Успенской посты дачи взяли сполна. Крестовые полаты истопником таж дача, что и дворяном. Максим Кандратьев, Борис Власьев, Михей Маркелов, Федор Никифоров, на Филипов пост и к Сырной неделе, и на Великий пост, и на Петров, и на Успенской посты дачи взяли сполна. Дача ж дому святейшего патриарха вышеписанным всяких чинов людям, кроме дворян и вдов и служебных подьячих и истопников, на нынешней 207 год на Филипов пост по чалбушу белужью, а иным вместо чалбушей по полубелуге мерной, да по 4 фунта икры, по 3 фунта семги, а иным вместо семги давано по 7 фунтов икры; к Сырной неделе: по чалбушу белужью, по 4 фунта икры; на Великий пост по пуду соли; на Петров пост по чалбушу белужью: на Успенской пост по пуду соли. А кому имяны дачи отпущены, и то писано ниже сего. Скатертники, Василей Панфилов, Петр Васильев. Закройшик Борис Осипов. Портные (2 чел.). Сытные сторожи (4 ч.) Сушиленные сторожи (3 ч.). Поваром (19 ч.). Приспешники (14 ч.). Стремянным конюхом (4 ч.). Стряпчие конюхи (20 ч.). Пивовары (2 ч.). Воротные сторожи (2 ч.). Житные сторожи (2 ч.). Ношные сторожи (2 ч.). Дровяного двора сторожи (2 ч.). Коновал (1 ч.). Коретник (1 ч.). Шлейник (1 ч.). Тележник (1 ч.). Кузнецы (3 ч.) Бочары (2 ч.). Каменшик (1 ч.). Плотники (2 ч.). Водовозы (4 ч.). Свешник (1 ч.). Прудовым сторожам и рыболовом и садовником, которые живут на Москве: Неглинского пруда сторож (1 ч.). Пресницкого пруда (1 ч.). Рыболовы (2 ч.). Садовники, что за Никицкими вороты (2 ч.). Всем вышеименованным служителям выдано на Филипов пост по полу-белуге, или по чалбушу белужью, семга и икра. Дача ж дворцового (и) казенного приказу сторожам и приставом на нынешней 207 год: Дворцового приказу приставы (4 ч.), да сторожи (3 ч.) на Филипов пост по полу-белуге, по 4 фунта икры, по 3 фунта семги. Казенного приказу приставом (4 ч.) и сторожам (2 ч.) та же дача, что и дворцового приказу приставом и сторожам.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Капитан Борис Крюков. Подканцелярист Борис Хлопотухин. Так разъяснилось дело и препятствия к бракосочетанию устранены. Тогда духовенство составляло обыск, который имел следующий вид для каждого случая. О бракосочетающихся 1735 году. Январь. По присланной из С.-Петербургского Духовного правления памяти под Партикулярной верфи столяр Митрофан Михайлов сын, Алферов понял себе в жену Адмиралтейского ведомства бывшего плотника Максима Васильева, дочь его Евфимию, Максимову дочь, сопрягаясь оба первым браком по которых, по жениху и по невесте, поруки взяты; прежде означенного сочетания брака, у присяги были и по должности присягая сказали, что они, сочетавшиеся браком, истинно Православной Кафолической веры, и между собой – ни в родстве, ни в кумовстве, ни в сватовстве, и не в крестном родстве, и не беглые чьи и не крепостные: к тому же, и ного какого-либо правиль-ного препятствия, до супружества возбраняющего, не обритается; а понял оный столяр Алферов помянутую девицу Евфимию не с при-нуждения, но своей воле, полюбови, а ежели они, поручики, презря присяжной должности, сказали о сочетавшихся что ложно, а после от кого изобличены будут в вышеписанных запретительных прични в каком- нибудь родстве, и за то им, поручикам, за лживую и клятво-преступную их присягу, учинено будет, как правила св. отец и её Императорского Величества указы повелевают. Января 31 дня 1735 года. За сим следовали подписи поручителей: двух по женихе и двух по невесте, по следующей форме: По вышеписанном женихе Митрофане, Михайлове сыне, Алферов, во всем вышеписанном и во всей очистке, порукой и у присяги был Партикулярной верфи столярного дела ученик Семен Иванов, ручаюсь и руку приложил. Внизу писалось: венчал Ипатий. Венчание совершалось не иначе, как по соблюдении сего порядка. Жених и невеста не подписывались к сему обыску. Из этого документа запись о браке вносилась уже во вторую часть метрик, как показано выше. Обыски же, обыкновенно, прилагались ко второй части и содержались в порядке. III. Нам остается теперь показать образцы записей о смерти, составлявшие тогда, как и ныне, третью часть метрик. Эта часть озаглавлена так: «Церкви св. великомученика и целителя Пантелеймона сия книга записывающихся умерших 1735 году января 1-го числа»./

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

В Верхотурском уезде заведены были казенные соляные варницы; но промышленность эта не могла идти успешно по причине недостатка в людях. Своего хлеба в новопостроенных сибирских городах недоставало, надобно было присылать хлебные припасы туда из Европейской России; самый удобный способ доставки был по рекам, но для этого нужны были суда, и вот для постройки судов велено было выслать в Сибирь плотников с Перми, Вятки, Выми, Сольвычегодска, Устюга человек 80 и больше; эти плотники устраивались пашнею в удобных для судостроения местах; судовые снасти отправлялись из Ярославля и Вологды. Надобно бы озаботиться и о дорогах сухопутных; проведена была дорога между Соликамском и Верхотурьем; прокладывали ее посошные люди под надзором вожа и целовальников; вож воровал, приказывал дороги чистить узко, мосты мостить худые, целовальники на него жаловались; жаловались воеводы и служилые люди, ездившие в Сибирь, что по этой новой дороге хлебных запасов и сибирской казны провозить будет нельзя и служилым людям ездить по ней будет с большою нуждою; царь велел послать целовальников и посошных людей чистить дорогу сызнова, чтобы на ней заломов и пней не было. Годунов заботился и о туземцах: в 1598 году он писал, чтобы не брать у тюменских татар подвод для гонцов, не взыскивать ясака с татар и остяков бедных, старых, больных и увечных; заботился о примирении выгод туземцев и русских переселенцев, писал верхотурскому воеводе, чтоб он вогуличам с верхотурскими торговыми людьми сенные покосы, рыбные и звериные ловли и всякие угодья поделил, как доведется, чтобы вогуличам нужды не было и верхотурским торговым людям чтобы также нужды не было. Крещеных дикарей велено было записывать в стрельцы; церкви в новопостроенных городах были снабжаемы книгами. Так распоряжался Борис в странах новоприобретенных и новонаселенных. Теперь взглянем на его распоряжения в старых областях Московского государства. В 1599 году патриарх объявил, что грамота, данная Грозным митрополиту Афанасию, ветха, и потому Борис возобновил ее на свое имя: в этой грамоте подтверждено, что духовенство патриарших монастырей и все люди, служащие патриарху и живущие на его землях и землях его монастырей, подлежат только его патриаршему суду, исключая душегубство; кроме того, крестьяне патриаршие и его монастырей освобождены от разных повинностей.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010