Перед мною предстал тогда молодой, высокий и сухой по внешнему виду товарищ по курсу, в высшей степени скромный (до застенчивости), деликатный в обращении, которого как будто даже стесняла наша предупредительность в отношении к нему, а идеализация им предстоявшего ему жизненного подвига производила на всех нас впечатление чего-то из ряда вон выходящего, казалось – необычного в годы жизнерадостной, полной всяких даже несбыточных мечтаний, юности. Талантливый и готовившийся к ученой деятельности лучший магистрант академии собирался ехать в качестве простого миссионера в малоизвестную еще в то время у нас Японию! Но мы, конечно, не знали движений и образа мыслей юного ревнителя миссионерских подвигов и потому с изумлением смотрели на его неутолимую жажду подвигов. А в действительности эта жажда подвигов была у него глубокая, непонятная только для лиц другого круга интересов, привыкших нередко односторонне относиться к разномыслию других с точки зрение своих специальных воззрений или подчас модных господствующих воззрений времени и пр. Почивший святитель наш Борис уже и тогда, в годы студенческой юности, наметил себе тот путь самоотречение, который старался осуществить в течение всей своей последующей жизни. Правда, хлопоты Вл.Вл. Плотникова в то время о поступлении в японскую миссию почему-то не увенчались успехом, и он, отказавшись от предложение занять академическую приват-доцентуру по русской словесности, решился ехать в свою родную томскую семинарию на свой специальный академический предмет (по русской словесности и соединенным с нею в семинарии предметам) и оставался там в течение 4 лет до авг. 1884 г. Однако, живя и в Томске, молодой преподаватель семинарии не покидал своих ученых академических занятий: он готовил свой магистерский труд и доставлял для печати статьи не только в «Томские Епарх. Вед.», но в «Филол. Записки» и др. Когда за смертию много обещавшего преподавателя метафизики в казанской академии П.А. Милославского освободилась его кафедра, то вакантную кафедру совет академии предложил Вл.Вл.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

Слишком много перемен для пятилетнего ректорства Преосв. Антония. Неудивительно поэтому, что главная тяжесть инспекции лежала на нем. О. Михаил (Грибановский) 430 , один из самых лучших воспитанников нашей академии выпуска 1884 г., даровитый и симпатичный по характеру, пользовался расположением и уважением студентов. О. Антоний (Храповицкий) 431 , также очень даровитый наш питомец выпуска 1885 г., был популярен между студентами, стоял очень близко к ним и располагал их к принятию монашества. О. Михаил (Ермаков), из воспитанников Киевской академии 1887 г., кандидат ее 432 , близко и крепко держался Преосв. Антония, веря в его звезду, в чем и не ошибся. После Преосв. Антония (Вадковского) назначен был, в 1892 г., ректором архимандрит Борис (Плотников) 433 , магистр Казанской академии (вып. 1880 г.), человек прекрасной души, благородного характера, заявивший себя немалым количеством печатных трудов. О нем Преосв. Антоний сказал нам, что его преемник будет «крепльший» его, разумея большую, чем его, научную компетентность архимандрита Бориса. К сожалению, новый ректор далеко не отличался ни крепостью физического здоровья, ни энергией и твердостью характера. Болезненный, очень вялый, довольно бесхарактерный, он был плохим председателем совета и правления. Заседания того и другого, в особенности правления, при отсутствии всякой к ним подготовки со стороны ректора, длились в бесконечность, правления – по пять и более часов (с 11, 12-ти часов дня до 5-ти часов вечера), совета – правда, не более обычного времени (от 6 часов до 9½ часов вечера), но это потому, что нельзя было их продолжить долее (в 10 часов вечера запирались ворота Лавры, через которую нам нужно было проходить для возвращения по домам); не будь этого обстоятельства, нам приходилось бы просиживать всю ночь, да и в таком случае едва ли успевали бы решить все дела, назначенные на заседание. При обсуждении советских дел неурядица царила страшная. Архимандрит Борис пробыл ректором очень недолго, с небольшим один только год (с 30 октября 1892 г. по 13 декабря 1893 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Kata...

Помета: взять к делу. Буде порутчики добры и верить есть кому, и деньги дать по сей записи половину с роспискою и велеть делать со всяким поспешением не оплошно. По сей подрядной записи подрядчики плотники Елфим Данилов, да Григорей Дубина, да Семен Романов с товарищи, кои имяны в сей записи писаны, из приказу Володимерской чети половинных денег 75 рублев взяли; а в их место того же приказу стрелец Сенька Кузьмин, по их веленью, руку приложил. Се аз Огородной слободы тяглец Михайло Семенов сын Масленик поручился есми Костромского уезду села Толпыгина по Григорье Иванове сыне плотнике в том: подрядился он, Григорей, в посольском приказе перед окольничим перед Артемоном Сергеевичем Матвеевым, да перед дьяки – перед думным перед Григорьем Богдановым, да перед Яковом ПОздышевым, да перед Иваном Евстафьевым, что делать ему Григорью, на мельнишном бумажном заводе с иноземцем с Борисом Андреевым, что он, Борис, ему укажет, то и делать с нынешнего 181-го году июня с 15 числа помесячно; а от работы рядил он, Григорей, на месяц по 2 рубли. А делать ему, Григорью, с ним, Борисом, покамест дела будет, потамест и делать на том мельнишном бумажном заводе. А будет он, Григорей, за моею порукою на том мельнишном бумажном заводе с ним, Борисом, не учнет делать, что ему, Григорью, он, Борис, учнет указывать, и на мне, порутчике, и на подрядчике взять в Посольской приказ по сей записи те наемные деньги все сполна. А на то послух Дмитрей Белозеров. А запись писал Ивановской площади подьячий Васка Колчин. Лета 7181-го году июня в 16 день. К сей записи Земской площади подьячий Гришка Худяков вместо порутчика Михаила Семенова, по его веленью, руку приложил. Послух Митька руку приложил. Помета: взять к делу, дать ему рубль с роспискою. По сей подрядной записи Григорей плотник рубль денег взял, в его место разписался Посольских сеней подьячий Васка Яковлев. Лета 7181-го июня в 30 день. По государеву (п.) указу думному дворянину Ивану Ивановичу Баклановскому да дьяку Ивану Амиреву. Великий государь (п.) указал: по своему великого государя имянному указу на реке на Яузе, в котором месте наперед сего бывала мельница, что построена была из Пушкарского приказу для зелейной и пороховой казны, и в том месте завести к бумажному строенью мельницу, и онбары и всякие заводы, что к тому делу надобно вновь из приказу Володимерской чети. А что на том месте по сю сторону на берегу реки Яузы построен анбар и всякие заводы для зелейной же и пороховой казны, и то место указал великий государь очистить, и те онбары и всякие заводы перенесть на ту сторону реки Яузы из Пушкарского приказу тотчас, чтобы затем бумажному строенью всякие мельничные заводы не стали. А великого государя указ о том мая в 20 день из приказу Володимерской чети к вам в Пушкарской приказ послан. И по государеву (п.) указу думному дворянину Ивану Ивановичу Баклановскому да дьяку Ивану о сем учинить. Такова память послана за приписью диака Ивана Евстафьева.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Корсунским научные труды: Священному Писанию Ветхого и Нового Завета, греческому языку и его словесности, русской церковной истории или русской библиографии». – 6) Правил о присуждении премии из процентов с капитала, пожертвованного Митрополитом Московскими Макарием , утвержденным указом Святейшего Синода от 21 января 1885 года за 251. а) п. 7-й (в новой редакции, утвержденной указом Святейшего Синода от 12 июня 1898 г. за 2946): «Третья и четвертая премии назначаются по окончании студентами академического курса в одно из заседаний сентябрьской трети тем из них, которыми поданы были все семестровые сочинения, назначенные им в течение трех первых курсов, и из них более половины означено баллом 5, и нет ни одного, имеющего балл ниже 4»; б) п. 8-й. «В случае, если окажется более двух студентов одного курса, которых сочинения удовлетворяют изложенным в предыдущем § условиям, преимущество отдается тем, у кого сумма баллов на сочинениях больше; в случае же равенства преимущество отдается за сочинения позднейших курсов предпочтительно пред предшествующими». – —736— 7) Из окончивших в минувшем 1913–1914 учебном году курс воспитанников Академии – а) лучшие семе-семестровые сочинения за первые три курса представили: Плотников Александр (5-, 5, 5+; 5, 5, 5-; 5, 5, 5-), Соколов Михаил (Моск.) (5-, 5, 5-; 5, 5+, 5-; 5-, 5, 5), Виноградов Николай (5-, 5, 5+; 4+, 5, 5; 5-, 4½, 5), Струменский Михаил (4½, 5, 5-; 4½, 5, 5-; 4½, 5-, 5), иеромонах Герасим (Садковский) (5-, 5+, 5-; 5-, 5-, 5-; 5-, 5, 4), Попов Тихон (5, 5-, 5-; 5, 5-, 4½; 5-, 4+, 4½) и Подлуцкий Иван (4½, 4½, 5; 5-, 4+, 5-; 4½, 5, 5-), а б) высшие отметки на проповедях имеют: Подлуцкий Иван (5, 4½, 5, 5+), Смоленский Алексей (5, 5–, 5–, 5) и Волков Борис (5, 4½, 5, 5). – 8) Положения о премии имени заслуженного ординарного профессора Академии А.И. Введенского §§ 2–3: «Премия в размере годичной суммы процентов с неприкосновенного капитала, т.е. 19 рублей, ежегодно назначается Советом Академии, с утверждения Его Высокопреосвященства, в декабрьском заседании одному из студентов II курса за третное сочинение, написанное им на I курсе по систематической философии и логике.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

А по инспектуре это был прямо невменяемый младенец, неспособный ни для какого начальствования. (...) Это придавало всему тусклому облику, напоминавшему рыцаря печального образа, резкий оттенок комичности, в которой и погибла вся его прокатная репутация. Студенты постепенно уклонялись и отчуждались, а он замыкался и озлоблялся» 2319 . Это архимандрит Борис (Плотников) , инспектор МДА в 1886−1888 гг., затем ректор Киевской семинарии, впоследствии дважды становившийся ректором Петербургской академии. Не в лучшую сторону отличались и другие характеристики: ректора епископа Христофора (Смирнова) и пришедшего на смену архимандриту Борису инспектора архимандрита Антония (Каржавина), впоследствии ректора Вифанской семинарии. О последующих начальствующих Глубоковский пишет, что это были «не простые ректоры, а властители дум разнообразнейших темпераментов, всех цветов и всяких оттенков», которые «должны были и старались проявлять всю полноту своего владычества в кратчайший срок и во всем блеске», что обыкновенно разрешалось с «гениальностию Цезаря: «Пришел, увидел, победил " " 2320 . В числе ректоров 1890-х–начала 1900-х гг. были преосвященные Антоний (Храповицкий) , Евдоким (Мещерский) и прочие, появление коих сопровождалось раздачею ученых степеней «друг другу» и «по приказу свыше» 2321 . По словам Глубоковского, «не было науки, недоступной их безапелляционному суду, который напрасно смешивался с предоставленным контролем относительно церковности и ортодоксальности. (...) Носители православия, естественно, мнили себя величайшими авторитетами в его истолковании и «обновлении» (хотя бы декадентско-богоискательского футуризма) – с правом непогрешимого решения над всеми работниками в этой области, смело раздавая непрошенные дипломы и еще менее требуемые приговоры. (...) Теперь были другие времена и иные люди, сиявшие докторством по самому положению, которое превышало все ученые градации и непосредственно поглощало их» 2322 . Глубоковский подчеркивал, что «особенности лиц и настроений не играли исключительной роли», ибо причина была не в людях, многие из которых были не лишены достоинств, и хотя не удовлетворяли «идеальному назначению духовно-академических вождей», впоследствии проявили себя «добрыми», «ревностными» и «справедливыми» архиереями 2323 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Чебук – чубук – черенок виноградной лозы для посадки Чебыка, Чебыкин : Иван Федорович Чебыка (Чибика) Беклимишев [см. Беклемиш], первая половина XVI в.; Вахруш Чебыкин, крестьянин, 1624 г., Соль Вычегодская; Чебыкин Софрон, крестьянин, 1627 г., Белев Чебышев Роман Афанасьевич, 1596 г., Серпейск Чевака, Чевакин : Дементий Ефимович Чевака (он же – Чевка [см. Чевка]), середина XV в., Двина 103 ; Ермолай Иванов Чевакин, 1526 г., там же Чевелица Дмитрий, крестьянин, 1539 г., Новгород Чевка Андрей Васильевич Дурново [см. Дурново], воевода рязанских князей, 1503 г.; от него – Чевкины [см. Мамлей, Свойтин, Чевака. Шамша] Чеглок, Чеглоков : Чеглок Федорович Карачаров [см. Карачаров], конец XV в.; Иван Иванович Чеглок Филимонов-Морозов [см. Мороз], вторая половина XV в.; от него – Чеглоковы [см. Дермлиг, Кобец, Молчан, Невзор, Узел] Чеглок – небольшой сокол Чегодай ( Чеадай, Чаадай, Чеодай ) Василий Васильевич Матвеев, вторая половина XV в.; ср. недалеко от Мурома его вотчина – село Чегодаево; от него – Чегодаевы, позже Чеадаевы и Чаадаевы [см. Селянинов] Чегодай – собственное имя (татар.); русская форма – Джагатай [Ср. Чагадаев] Чезровы , крестьяне, 1564 г., Олонец Чезугин Федор, казнен в опричнине [Ср. Чепзюзины] Чекалкин Лука, посадский человек, 1646 г., Казань Чекалка – полевая мышь Чекалов Федор, крестьянин, 1660 г., Тотьма Чекень Василий, кузнец, 1624 г., Нижний Новгород Чекин Иван, пушкарь, 1639 г., Рязань Чекмаревы , 1622 г. 104 Чекмышев Юрий, посадский человек, 1624 г., Вязьма Чеков Василий Григорьевич, 1495 г., Новгород Чекотуха Михаил (Мишук), холоп, 1603 г., Новгород Ср. чекот – чека, засовочка, затычка, гвоздь (Даль) Чекун Никита, плотник, 1624 г., Курмыш Челей Федор Иванович Бороздин [см. Борозда], конец XVI в., Тверь; от него – Челеевы Челибей Леонтий Бахтиаров [см. Бахтиар], помещик, 1627 г., Коломна [Ср. Чилибей] Челикон Прокофий, бронник, 1618 г., Рязань Челищев Борис Федорович, 1505 г.; Челищевы, XVI–XVII вв., Калужский уезд [см. Алай, Булыш, Енаклыч, Кулуш, Санчук, Сармак]

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Поутру, когда чуть дымилось озеро, трехмачтовый корабль будто висел в воздухе, как на дивных голландских картинах, что подарил Борис Голицын… Ждали только ветра, чтобы поплыть в первый рейс. Как назло, вторую неделю листок не шевелило на деревьях. Лениво плыли над озером облака с синими донцами. Поднятые паруса только плескались, повисали. Петр не отходил от Картена Брандта. Старику немоглось еще с февраля, — разрывало грудь мокрым кашлем. Все же, закутанный в тулупчик, он весь день был на верфи, — сердился, кричал, а когда и дрался за леность или глупость. Особым указом пригнали на верфь душ полтораста монастырских крестьян: плотников, продольных пильщиков, кузнецов, землекопов и надежных баб — шить паруса. Полсотни потешных, отписанных от полков, обучались здесь морскому делу: травить и крепить концы, лазить на мачты, слушать команду. Учил их иноземец, выходец из Португалии, — Памбург, крючконосый, с черными, как щетка, усами, злой, сатана, морской разбойник. Русские про него говорили, что будто бы его не один раз за его дела вешали, да черт ему помог — жив остался, попал к нам. Петру бешено нетерпелось. Рабочих чуть свет будили барабаном, а то и палками. Весенние ночи короткие, — многие люди падали от усталости. Никита Зотов не поспевал писать — его в.г.ц. и в.к. всея В.М. и Б.Р.с. — указы соседним помещикам, чтобы ставили корм, — везли бы на верфь хлеб, птицу, мясо. Помещики с перепугу везли. Труднее было доставать денег. Хотя Софья и рада была, что братец забился еще далее от Москвы, где бы ему — перевернуться на потешном корабле, но денег в приказе Большого дворца кот наплакал: все поглотила крымская война. Когда случалось Францу Лефорту вырваться со службы и прискакать на Переяславскую верфь, — начиналось веселье. Он привозил вин, колбас, сластей и — с подмигиванием — поклон от Анны Монс: выздоровела, еще краше стала, и просит-де милости герра Петера — принять в подарок два цитрона. В новорубленной избе в обед и ужин щедро поднимали стаканы за великий переяславский флот. Придумали для него особенный флаг — в три полотнища: белое, синее и красное. Иноземцы рассказывали про былые плавания, бури и морские битвы. Памбург, расставив ноги, шевеля усами, кричал по-португальски, будто и в самом деле на пиратском корабле. Петр пил эти речи глазами и ушами. Откуда бы ему, сухопутному, так любить море? Но он по ночам, лежа на полатях рядом с Алексашкой, во сне видел волны, тучи над водным простором, призраки проносящихся кораблей.

http://azbyka.ru/fiction/petr-pervyj-tol...

Позитивную роль в нашем дальнейшем поступательном движении сыграло создание Попечительского совета общины «Спас», который возглавил Сергей Анатольевич Плотников. В совет вошли всё те же люди, которые и ранее были рядом со «Спасом». В состав совета входят многие известные жители города Обнинска и области. Это Дмитрий Анатольевич Самбуров, директор нашего хлебокомбината, Борис Евгеньевич Брик, генеральный директор ООО «Юго-Западная Световая Компания», Игорь Юрьевич Каледин и многие другие. Социальное служение общины «Спас» получило за последние 7 лет четкую специализацию: профилактика употребления психоактивных веществ и реабилитация и ресоциализация людей, страдающих наркотической и алкогольной зависимостью. И в этом направлении мы создали некую модель профилактики и реабилитации. Всем этим занимается наш «Общинный центр педагогики «Спас». В год через наш центр проходит примерно шестьдесят – семьдесят человек. Уровень ремиссии достигает более 30 процентов. Если после обычной медицинской реабилитации ремиссия, то есть воздержание от потребления наркотиков в течение двух и более лет, составляет не более 4 процентов, в обычных центрах 10 – 15, в отдельных случаях – 20 процентов, то у нас, повторю – более 30 процентов. И в этом огромная заслуга главного психолога Вадима Валентиновича Цыганкова и всего персонала Центра. Мы открыли медицинское учреждение – ООО «Медицинский центр «Спас», в котором работают профессиональные наркологи, психологи, психиатры, терапевты. Работают они здесь, на территории общины, который возглавил Дмитрий Вячеславович Галкин. Также мы решили самый сложный вопрос в реабилитационном процессе, который является камнем преткновения абсолютно для всех реабилитационных центров, – это дальнейшее медицинское сопровождение реабилитантов. Мы создали сеть мотивационных кабинетов: в Балабаново, Боровске, Ермолино и Обнинске. В ближайших планах – расширение сети мотивационных кабинетов по Калужской области. Тяжелейшее бремя работ мотивационных кабинетов легло на плечи Тамары Павловны Вакулиной. Мы также создали в Обнинске первую адапционную квартиру, трехкомнатную, куда направляются люди, прошедшие реабилитацию, на дальнейшую ресоциализацию. С нашей стороны всё готово для организации реабилитационного поселения в одном из сельских районов Калужской области, и надеемся на понимание со стороны органов власти Калужской области по скорейшему решению этого вопроса.

http://ruskline.ru/news_rl/2016/11/01/dv...

глагола μιμηθον – подражать). Например, многие насекомые совершенно принимают цвет тех древесных листьев, на которых они обыкновенно находятся. Это сходство в цвете помогает им скрываться от своих врагов и таким образом служит прекрасным средством в борьбе за существование. Ящерицы принимают цвет почвы или травы, где постоянно они находятся; то же самое замечается относительно лягушек и пр. Имеют ли место подобные же явления и в области интеллектуального развития? – мы не колеблясь можем ответить на этот вопрос положительно. В самом деле, если, например, иудейское богословие, попав в среду эллинской духовной культуры, принимает в себя многие элементы эллинской образованности и облекается в философскую форму платонизма, не имеем ли мы права видеть здесь проявление мимитизма, т. е. одно из проявлений закона приспособления, вызванное борьбою за существование? Не то ли же самое случилось и с современным иудейством в Германии, где, как известно, существовало особое направление раввинской учености, стремившееся объяснить иудейскую религию по началам гегелианской философии? Подобных фактов не мало в истории умственного развитии. Ряд аналогий, представляемых историею умственной жизни человечества, с явлениями, происходящими во внешней природе, можно было бы продолжить далее, но и указанных примеров достаточно для того, чтобы видеть, что история интеллектуального развития допускает такие же обобщения, какие делаются в науках о природе, что явления её представляют порядок, правильность и закономерность, подобные тем, какие замечаются в явлениях внешней природы, что поэтому интеллектуальные явления вполне доступны строго научному исследованию. Следовательно, история просвещения может быть такою же положительною наукою, как и науки о природе. Само собою разумеется, что всё сказанное об истории просвещения относится и к частным наукам, входящим в её состав, т. е. к истории литературы, науки, философии, а равно (mutatis mutandis) и к другим гуманным наукам – к истории морали, религии, искусства, социально-политической жизни и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Plotniko...

Вся история Греции служит поразительным доказательством этого положения» 10 . Но и помимо такого общего влияния, социальные условия жизни народа могут иметь и более близкое влияние на интеллектуальную культуру, т. е. могут определять собою самое её содержание. Как на пример такого рода зависимости умственной деятельности от условий общественной жизни, можно указать на софистику, получившую такое сильное развитие перед временем появления Сократовой философии и бывшую в силе при жизни самого Сократа и его учеников. В то время, т. е. в эпоху Пелопоннесской войны, Афинская демократия достигла высшей степени своего могущества, и уже успел обнаружиться весь вред народного своеволия, не сдерживаемого ничем. Борьба политических партий, разгар народных страстей, проявления честолюбия и властолюбия, всё это было прямым следствием и обнаружением общего направления Афинской общественной жизни того времени. Времена Аристида и Мильтиада тогда уже прошли. Теперь почти исключительным мотивом общественной и личной жизни сделался эгоизм ; на первом плане у всякого стояло свое я, свои собственные, личные интересы. Удивительно ли после этого, что положение Протагора: «человек есть мера всех вещей», было основным принципом софистики, служившей полным выражением своего времени? Подобное же влияние оказывают на философию и политические отношения народа. Из опыта истории известно, что когда государственное и политическое состояние страны бывает так неудовлетворительно и печально, что не подает никаких надежд на поправление дел, то лучшие умы, недовольные действительностью, отвертываются от неё и сосредоточиваются в себе самих, замыкаются в тесном круге своей личной жизни. В подобных случаях интеллигентные люди, не находя для своих стремлений к истине благоприятных условий вовне, естественно «ограничиваются сами собою, своею личною деятельностью, занимаясь попечениями о собственном духе, об усовершенствовании субъективного мышления и хотения, и чем неудовлетворительнее внешние обстоятельства, тем исключительнее должны искать опоры для себя в собственном сознании» 11 .

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Plotniko...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010