Исчерпывающие пояснения дала патриархия: " 4 ноября является национальным праздником России с XVII века, но по традиции того времени праздник назывался Днем Казанской иконы Божией Матери " . Освежить историческую память действительно следовало: сегодня мало кто помнит об этом российском празднике, отмечавшемся до 1917 года. Правда, в советское время некоторые особенно несознательные граждане праздничный стол накрывали не на 7 ноября, а на " Казанскую " . Окончательно в качестве общенационального торжества День Казанской иконы Божией Матери был утвержден указом царя Алексея Михайловича в 1649 году. Якобы именно списки с этой иконы, чудесным образом обретенной в Казани в 1579 году, помогли в боях с оккупантами сначала первому земскому ополчению, а затем и второму, которое во главе с князем Дмитрием Пожарским выбило поляков из Москвы. После этого возникло пророчество о том, что именно Казанская Богоматерь является небесной покровительницей и государства, и новой царствующей династии, которая и объявила 4 ноября (22 октября) национальным праздником. Причем мистической составляющей концепция новой национальной идеи что 400 лет назад, что сегодня не ограничивалась. Политический смысл праздника, который курирует спикер Госдумы Борис Грызлов, в оргкомитете объясняют так: в результате Смуты российская государственность пресеклась, но была восстановлена непосредственно народом, который, изгнав польских интервентов, сам выбрал новую власть. Спустя сто лет после этого Россия стала империей, и с тех пор традиция российской государственности не прерывалась, как бы при этом ни называлась страна. То есть и СССР, и современная Россия, по мысли авторов идеи, ведут свою родословную от 4 ноября 1612 года. Ну а 7 ноября 1917 года и 12 июня 1991 -го – лишь памятные эпизоды новейшей российской истории. Владимир Путин, вручая на минувшей неделе государственные награды, изложил примерно ту же версию. По словам президента, истоки праздника " восходят к героическим событиями 1612 года. Тогда люди разных вер, разных национальностей, сословий объединились для того, чтобы спасти родину, отстоять российскую государственность. Это было подлинное национальное единение во имя будущего нашей страны " .

http://religare.ru/2_22704.html

Началом бедствий смутного времени было прекращение исконного на Руси царствующего рода Рюриковичей. Последняя отрасль рода этого, царевич Димитрий, злодейски убит был, как уверяло в том убеждение народное, не без участия Годунова и, до некоторой степени, Шуйского, которые ценою столь страшного преступления прокладывали себе путь к престолу. Не надолго, один за другим, они и всходили на престол, но только для того, чтобы обрести на высоте трона погибель себе и своему потомству. Как бы то ни было, именно они, великим грехом участия в цареубийстве, открыли собою страшный и бурный поток нахлынувших на Россию бедствий. Бедствия начались, можно сказать, с первых дней царения Бориса Годунова. Страшный голод и мор губили тысячи русских людей. Рука правосудного Промысла Божия тяготела на всех делах и начинаниях Бориса: все и благое, начатое этим дельным, но преступным человеком, обращалось в дурную сторону, во вред и зло родине и народу. Бориса окружала зависть бояр, негодование всего народа. Скопища бродячих людей из казаков и беглых крестьян грабили и разоряли страну. Скоро во главе этого сброда и простерших свои вожделения на смущенную Россию массы поляков явился самозванец. Величайшим бедствием для России было уже то одно, что люди русские разделились и должны были начать междоусобное кровопролитие – кто за Бориса, а кто за Лжедимитрия. В конце этого первого и тяжкого акта смуты, умный и сильный Борис обессилел душою и преждевременно сгиб от борьбы со своей преступной совестью и с этим безвестным бродягою, который, без труда и без усилий, достиг престола русского – силою одного только имени законного царевича Димитрия. Итак, судьба православной России в руках беглого расстриги, продажного ставленника польско-иезуитского. Это второй акт смуты, во время которого впервые на поприще служения всенародного и самоотверженного подвига патриотического выступает, в эту пору еще наш, казанский митрополит, Гермоген. Все дни царствования Лжедимитрия, окружившего себя иностранцами и иноверцами, были сплошным оскорблением русской России, народной нашей чести и православной святыни.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Carevs...

Для развития мелкой моторики на территории «Дома на воле» оборудована керамическая мастерская. Работа с глиной — очень популярное и эффективное средство в реабилитации людей с особенностями развития, а в «Раздолье» оно послужило точкой отсчета ежегодного гончарного лагеря, в котором могут участвовать и приезжие, и жители соседних сел и деревень (что они с удовольствием и делают). Хотя еще несколько лет назад отношения с местными старожилами складывались далеко не столь радужно. Прослышав, что буквально по соседству возводится дом для людей с нарушениями здоровья, деревенские жители завалили жалобами местную администрацию: пусть убираются куда подальше. — С представителями власти на том этапе пришлось иметь не вполне приятную беседу, — вспоминает отец Борис. — Привел неоспоримые аргументы: учреждение у нас не медицинское, а социальное, и конституционную норму о свободном выборе места жительства еще никто не отменял. Меня услышали. Теперь все недопонимания в прошлом, а жалобщики входят в ту же церковную общину, что и подопечные «Дома на воле». Реабилитация как социальный лифт Наработки в области совместного проживания творчески переосмысливают в своей деятельности сотрудники Дома слепоглухих в Новотроицком благочинии столичного Викариатства новых территорий. Поначалу этот проект возник на Казанском приходе в селе Пучково благодаря неравнодушным верующим с поражением органов зрения и слуха и поддержавшим их меценатам. Изначально он развивался вокруг программ, обучающих тех, кто одновременно не видит и не слышит, азбуке Брайля, компьютерным технологиям, работе в специальном онлайн-канале, ориентированию на местности и некоторым профессиональным компетенциям3. Мероприятиями по социализации подопечных занимались пучковские прихожане и волонтеры. Но со временем здесь появилось сообщество выпускников образовательных курсов, которым по силам оказалось большее. В соседнем Троицке Дом слепоглухих снял тренировочную квартиру для сопровождаемого проживания. Как выяснилось, выпускники специнтернатов с сильным поражением слуха и зрения не очень подготовлены к жизни, что, в свою очередь, мешало им плодотворно заниматься в Доме слепоглухих в Пучкове. И со временем одна из обучавшихся — пермячка Анастасия Кунгурцева — проявила себя как отменный куратор по освоению бытовых навыков. Теперь, продолжая сопровождение подопечных жителей тренировочной квартиры, Настя стала штатным преподавателем социально-бытовой реабилитации в Доме слепоглухих.

http://patriarchia.ru/db/text/6003145.ht...

Мое первое знакомство с преосв. Борисом относится еще ко времени нашей общей студенческой юности. Заочно я узнал его как Владимира Владимировича Плотникова еще на студенческой скамье. Он – сверстник мой по академическому курсу (хотя и по другой академии), и мои товарищи по семинарии, поступившие в казанскую дух. академию, с большими похвалами отзывались тогда о своем новом акад, товарище Плотникове. Впоследствии же некоторые из авторитетных наставников казанской академии говорили о бывшем студенте Вл.Вл. Плотникове так, что в целом ряде академических курсов студент Плотников был предметом особого внимание преподавателей, которые хотели всячески задержать его при академии по окончании им курса 3 . И когда он окончил курс, то ему, действительно, предложена была академическая приват-доцентура по русской словесности, за неимением в академии другой штатной кафедры. Но лучший в курсе магистрант, неожиданно для всех, предпочел было избрать себе другую карьеру. Под влиянием живых в Казани (вследствие ее отчасти пограничного положение между христианской Русью и языческой и мусульманской Азией) примеров миссионерских подвигов, под влиянием духовной среды, созданной там главным образом незабвенным Н. И. Ильминским , под влиянием в частности сношений с отдаленной Японией, где подвизался и в настоящее время с самоотвержением подвизается на миссионерском поприще наш неутомимый апостол Японии преосв. Николай, под всеми этими и другими благодатными влияниями, окружавшими в Казани даровитого, идеально настроенного и жаждавшего подвигов Вл. Вл. Плотникова, создалось у него стремление идти на миссионерский подвиг в отдаленную Японию. С целию уяснение себе путей к осуществлению своего намерение он прибыл в Петербург тотчас по окончании им академического курса в июне 1880 г., и тогда-то мне впервые посчастливилось с ним познакомиться лично в стенах нашей академии, в тех жилых комнатах, в которых я продолжал еще оставаться по окончании академии, дожидаясь решения своей участи относительно командировки за границу и подготовление к будущей своей профессорской деятельности.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

Преподавание философской истории Брукнера разделено было на периоды: первый период о философии, бывшей прежде и после потопа, второй – о древней философии римлян до восстановления наук в Европе. В первом периоде трактовалось о философии а) народов восточных: еврейской, халдейской, персидской, индейской, арабской и финикийской, б) южных: египетской и ефиопской, в) западных: кельтийской и этрусской, г) северных: скифской, фракийской, готфской, греческой – мифологической и политической, догматической или искусственной и в особенности о сектах: ионической, сократической, перипатетической, цинической, елеатической, академической, стоической, италической, киринейской, мегарической, гераклитовой, епикуровой, пирронической и египетской. Во втором периоде преподавалось о философии, бывшей до создания Рима; со времен возвышения Рима о бывших в употреблении сектах: пифагорической, платонической, еклектической и перипатетической, потом – от Андроника до времен Нерона и до седьмого столетия христианского; о смешанных сектах древней философии: восточной, иудейской, испанской, сарацинской, арабской, христианской древней и средней до восстановления наук в Европе. В практической логике после понятий об истине, лжи, погрешностях, предрассудках, обманах и др. изъясняемо было de modo defendendi, de modo disputandi. В космологии излагаемо было учение о мире, о телах, законах движения, об основаниях тел, о естественном сверхъестественном, или чуде, о совершенстве мира и др. Чтение метафизики, как и вообще чтение философских теорий, сопровождаемо было аналитическим разбором самих студентов и упражнением собственного их разума в равных философских сочинениях, здравою критикою управляемых. В урочное время студенты занимались чтением российской истории Щербатова, и сочинением рассуждений на языках латинском и русском. Сверх сего, упражняемы были в изустных возражениях на философские положения. Преподавателями философии были префекты академии Антоний Соколов (1797–99), Борис Поликарпов (1799–1818).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Когда Дубровин в декабре 1909 года наконец вернулся в Петербург, ему предложили остаться почетным председателем Союза, но сложить звание действительного председателя. Дубровин с таким предложением не согласился. Его поддержали видные деятели Союза Русского Народа академик Алексей Иванович Соболевский, казначей Союза купчиха Елена Адриановна Полубояринова, профессор Борис Владимирович Никольский, редактор газеты " Гроза " Николай Николаевич Жеденов, врачи Григорий Григорьевич Надеждин и Алексей Николаевич Борк и другие. О лояльности основателю и вождю Союза заявили влиятельные местные отделы Союза Русского Народа: Ярославский во главе с глазным врачом Иваном Николаевичем Кацауровым, Почаевский во главе с наместником местной лавры архимандритом Виталием (Максименко), Астраханский во главе с купцом Нестором Николаевичем Тихановичем-Савицким, Воронежский во главе с купцом Рафаилом Митрофановичем Карцевым, Казанский во главе с педагогом и общественным деятелем Александром Титовичем Соловьёвым и другие. Поначалу противоборствующие стороны пытались договориться о компромиссе, однако переговоры ничем не завершились. 2 февраля 1910 года противники Дубровина пошли в наступление, - соединенное собрание Главного Совета и членов-учредителей Союза вынесло решение об исключении по всему Союзу близкого Дубровину публициста Льва Катанского (автора пасквильных статей, в которых обвинялись в неблаговидных поступках противники Дубровина), который " позорит Союз " . Попутно Дубровин был обвинён в том, что на Съезде Союза Русского Народа в 1907 году он ввел в заблуждение делегатов, заявив, что Катанский сам вышел из Союза. Собрание предложило Дубровину не допускать Катанского " как человека вредного " к сотрудничеству в " Русском знамени " . В ответ Дубровин составил и разослал по отделам Союза брошюру, куда включил: письмо к союзникам, обращение к Главному Совету с изложением сути дела, а также циркулярное письмо Главного Совета и выписку из журнала заседаний соединенного собрания совета и учредителей 2 февраля 1910 года, сопроводив ее таким послесловием: " Все здесь приведенное я мог бы напечатать в " Русском знамени " , но не делаю этого потому, что хочу избежать огласки в жидовских газетах, и без того на нас выливают много грязи. Вам же союзники, как ни грустно и тяжело, но знать нужно правду " . Эпизод с Катанским должен был поставить под сомнение порядочность Дубровина, обвинить лидера Союза в обмане единомышленников.

http://ruskline.ru/analitika/2006/03/04/...

Ответ: Не знаю, вероятно, Кириллов был уже у него, так как у меня он был проездом. Вопрос: Что передал Вам Кириллов о Кобранове? Ответ: Он даже о нем мне не упоминал. Вопрос: Как же попал к Вам в Яны-Курган проездом Кириллов? Ответ: Он ехал в г. Ташкент, слез с поезда в Яны-Кургане, чтобы познакомиться со мною, раньше я его не знал. Вопрос: А откуда он узнал, что Вы в Яны-Кургане, и откуда Кириллов приехал? Ответ: Откуда ему известно о моем месте ссылки – не знаю, но ехал из Донбасса. Адрес он мне дал на г. Сталино на имя Мухтарова Сатура Михайловича. Вопрос: Почему не на его имя дал адрес? Ответ: Этого я не знаю. Вопрос: Дайте показания, через кого Вы держали связь с Иосифом Петровых и Прокопием Титовым? Ответ: Связь с ними держал через Ветчинкина и Фаину Григорьевну Синицкую в Самарканде. Вопрос: Почему непосредственно с ними не связывались? Ответ: Я не знал их адресов. Вопрос: В изъятом у Вас письме, написанном, но не отправленном Синицкой, что Вы писали про Иосифа Петровых ? Ответ: Только просил передать привет. Вопрос: Вы даете неоткровенные показания на всем протяжении следствия, стараетесь скрыть истинный смысл и факты Вашей деятельности. Дайте откровенные показания. Ответ: Да, я в этом письме писал о том, что считаю митрополита Иосифа Петровых своим единомышленником. Вопрос: Еще что в нем писали? Ответ: Не помню. Вопрос: Через кого переслал Иосиф Петровых Вам свою фотографическую карточку и в знак чего? Ответ: Через Бориса Коруэ 683 , который мне ее передал при посещении им Яны-Кургана. Карточку он прислал в знак того, что он меня ценит и считает своим человеком. Вопрос: С какой целью приезжал к Вам Борис Коруэ? Ответ: Он приезжал познакомиться со мною и передал о том, как живет Иосиф. Высказывал мысль о том, что мне и Иосифу хорошо было бы лично повстречаться и побеседовать. Вопрос: Все, что Вами показано, является ли действием обывателя или авторитетного лица среди к.-р. элемента церковников? Ответ: Да, я являюсь авторитетным лицом среди своих единомышленников, а не обывателем.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Сразу же после победы под Угличем и взятия Борисом Александровичем Ржевы новгородцы поспешили послать своих послов в Тверь для заключения мирного договора. При этом они «поруб тферскои весь отдаша, а что воеводы тферскиа, ходив, повоевали землю их и что иное у них поймали, и тому всему погреб». В тексте дохончания, предложенном новгородцами, говорилось, что Борис Александрович «дал рубежь земли и воде промежи своего великого княженья Тфери и Кашина, и промежи Новгорочкои отцине, и Новоторжскои земли и воде, и Бежичкои по великого князя грамоте Ивана Даниловичя». Предусматривалась, как бывало обычно в подобных случаях, посылка тверского боярина на рубеж для разбора спорных дел. Тверскому князю, княгине и боярам запрещалось покупать новгородскую и новоторжскую земли. Устанавливался порядок суда тверичей и кашинцев с новгородцами и новоторжцами. Гостям обещался «путь чист», т.е. свобода поездок для совершения торговых операций. Для организации обороны от ливонцев в июне 1447 г. из Пскова в Новгород был приглашен князь А.В. Чарторыйский, имевший уже опыт борьбы с Орденом. Осада Ливонцами Ямы, продолжавшаяся 13 дней, успеха не имела. Решительное сражение с орденскими войсками произошло 3 июля 1447 г. на реке Нарове. Новгородские войска, возглавленные князем А.В. Чарторыйским, одержали полную победу. Орден вынужден был уже 27 февраля 1448 г. заключить с новгородцами перемирие на пять лет, а 25 июля — и 25-летний мир. В последнем случае Новгород выступал совместно с Псковом. Словом, в 1447 и 1448 гг. Новгороду было не до Шемяки. Победы великокняжеских войск в 1446—1447 гг. привели к изменению характера отношений в треугольнике Василий II — Дмитрий Шемяка — Мамутяк. Казанский царь понял, какой опасностью для него стал московский великий князь, получивший престол из татарских рук. Верный традиционной ордынской политике, Мамутяк решил теперь поддерживать Дмитрия Шемяку, т.е. слабейшего, и тем самым не допускать дальнейшего усиления власти Москвы. После ряда неудач князь Дмитрий Шемяка пришел к мысли о необходимости расширить фронт своих союзников. Видоизменив свою старую, антиордынскую программу, он охотно откликнулся на предложение Мамутяка о союзе против Василия II. Еще в 1445 г. Дмитрий Юрьевич не послал своих войск против ордынских царевичей (в первую очередь против Мамутяка), и поэтому уже в то время царь склонялся к тому, чтобы именно ему передать ярлык на великое княжение. Досадное стечение обстоятельств не позволило этим планам осуществиться. Теперь же Мамутяк решил попытаться снова вернуться к планам 1445 г.

http://sedmitza.ru/lib/text/438790/

Про своё боевое прошлое старец предпочитает не говорить. — Это осталось в той жизни, — отвечает он докучливым собеседникам. Рассказывают, что однажды архимандрита Кирилла вызвали в военкомат Сергиева Посада и спросили, что сказать московскому начальству о защитнике Сталинграда Павлове. — Скажите, что я умер… — ответил старец. 3 Я бы не стал объяснять путаницу, которая произошла с сержантами Павловыми в некоторых православных изданиях, одной только восторженностью православных авторов. Безусловно, сыграла свою роль тут распространённость фамилии Павловых. Мало кто знает, что только Героями Советского Союза в Сталинграде стали трое Павловых. Этого высокого звания были удостоены капитан Сергей Михайлович Павлов и гвардии старший сержант Дмитрий Иванович Павлов. А сам сержант Яков Федотович Павлов, как мы уже отмечали, получил звание Героя за свой беспримерный подвиг в Сталинграде только после войны, когда он, наконец, вступил в Коммунистическую партию. Можно отыскать и более глубинные корни этого соединения разных сержантов Павловых в одно целое. Сказалось долгое замалчивание роли Православной Церкви и миллионов православных людей в победе над оккультным рейхом. Ведь практически ничего не известно о том, что когда фашистская Германия напала на СССР, православное духовенство, позабыв о прежних гонениях, встало на защиту Отечества. Только в одном Сталинграде можно найти немало примеров этого. Священник Днепровский из Казанского собора ходил по осаждённому городу и благословлял жителей и солдат на ратный труд. Священнослужитель Борис Васильев в битве на Волге командовал взводом разведчиков, а митрополит Калининский и Кашинский Алексий, тогда ещё просто рядовой Алексей Коноплёв, был пулемётчиком… На самом же деле есть в этой истории и та непостижимая до конца мистическая сторона, которая не позволяет говорить о соединении в православном народном сознании Героя Советского Союза сержанта Я.Ф. Павлова и духовника Троице-Сергиевой лавры архимандрита Кирилла просто как об ошибке.

http://pravmir.ru/rossiya-stoit-na-serzh...

По данным «росписи» число дворов монастырских в половине XVII-ro века почти в пять раз превосходило сумму дворов, тянувших к архиерейским кафедрам, и почти на одну треть превышало число дворов, принадлежавших боярам (думным?), околничьим, думным дворянам и думным дьякам. Общая сумма дворов, записанных за владычными кафедрами, равнялась тогда 17,338, из числа которых за патриархом было свыше трети – 6481 двор. Остальные 10,857 дворов распределялись таким образом: у четырех митрополитов (новгородского, казанского, ростовского и крутицкого) состояло 6536 дворов, у пяти архиепископов (вологодского, суздальского, тверского, рязанского и псковского) – 3826 и у (одного) епископа (коломенского) – 495. (О владениях двух отдаленных архиепископий: сибирской и астраханской, роспись умалчивает). После патриарха наиболее крупным владельцем была ростовская митрополия (3457 дв.), затем – казанская (1505 дв.), новгородская (1432 дв.), архиепископии: суздальская (1142 дв.), рязанская (1002 дв.), вологодская (923 дв.), епископия коломенская (495 дв.), архиепископии: псковская (443 дв. и за собором 18 дворов), тверская (298 дв.) и, наконец, самою бедною была крутицкая митрополия (142 дв.). В среднем выводе на каждую владычную кафедру приходилось по 1576, 1828... дворов, а если исключить из общей суммы дворы патриаршей вотчины, то – по 1085, 7 дв. Выводя же средние цифры владений по степеням иерархии, получим итоги: у патриарха – 6481 дв., у митрополитов – по 1634 двора, у архиепископов – по 765, 2 дв., у епископа – 495 дв. Из числа светских вотчинников «роспись» дает сведения только о 66 владельцах: о 32 боярах (думных), 25 околничих, пяти думных дворянах и четырех думных дьяках. Общее количество дворов, находившихся в их владении, равнялось 63,948 и 2 / 3 дв., но распределялось далеко не равномерно. Самыми крупными владельцами были Никита Иванович Романов (7689 дв.) и Борис Иванович Морозов (7254 дв.), а наименьшее число дворов (20 1 / 2 ) принадлежало боярину казначею Богдану Миничу Дубровскому. Сумма дворов думных бояр была в 50,145 двора, околничих – в 11,562, думных дворян – 1787, думных дьяков – 454 2 / 3 . Средняя цифра подворного владения для каждого (думного) боярина выражалась таким образом в 1567 (с дробью) дворах, для окольничего – в 459,66 дв., для думного дворянина – в 357,4 дв. и для думного дьяка – в 113 (с дробью) дв. Средняя же цифра подворных владений, выведенная для всех вообще 66 владельцев, была 968,86 ... двора.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010