Вскоре обнаружилось, что у молодого студента великолепные способности в области языкознания и богословия. В частности он хорошо владел французским и немецким языками, а тексты древних классиков читал в оригинале, так же основательно он знал английский язык. Не остановившись на достигнутом, Владимир серьёзно занялся изучением славянских наречий под непосредственным руководством известного лингвиста И. А. Бодуэна де Куртенэ, бывшего в то время профессором Казанского университета и читавшего лекции по славянским наречиям и русскому языку в академии. Будучи близко знаком с Иваном Александровичем, Владимир посещал не только лекции, но и занимался с профессором в частном порядке, что позволило ему углубленно изучить польский язык, сравнительную грамматику и санскрит. Впоследствии свои знания Плотников реализует в научно-литературной деятельности. на первом курсе он написал курсовое сочинение – «Разбор сравнительной мифологии Макса Мюллера», которое было опубликовано в «Филологических записках» (1879 г. Вып. II и VI). На втором курсе Владимир пишет «Палеографико-глоттологическое исследование среднеболгарского Служебника 1532 года», а на третьем курсе молодой ученый избирает тему кандидатского сочинения: «Главные моменты в истории христианского просвещения в его отношении к древнему греко-римскому образованию и греко-римской науке и литературе, от начала христианства до эпохи возрождения». Эта изумительно написанная работа обеспечила автору не только степень кандидата богословия, но и обратила на него внимание профессора Ивана Яковлевича Порфирьева 4 . Последний увидел во Владимире полезного себе помощника, а потом и достойного заместителя на кафедре словесности и истории русской литературы. И. Я. Порфирьев в академии дослуживал последние пять лет, поэтому, считая Плотникова уже вполне подготовленным в замещении его на кафедре, он рекомендовал Владимира Совету академии в качестве приват-доцента на эту кафедру, на что Совет дал своё согласие. Но, неожиданно для всех, Владимир меняет жизненный курс, отклоняясь от «предначертанного» ему Порфирьевым пути.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Plotniko...

Заместитель председателя Координационного совета при Общественной палате Российской Федерации по поддержанию и развитию норм здорового образа жизни у российских граждан, доктор психологических наук, профессор МГУ им МВ Ломоносова Виктория Викторовна Аршинова в своём докладе «Правовые основы развития трезвости в России» рассказала о разработанной ею теории «Устойчивое развитие личности» и предложила рассмотреть трезвость с позиции этой теории. Докладчица считает, что понятие «трезвость» необходимо активно внедрять в правовое поле, иначе никакого эффекта по отрезвлению народа достичь не удастся. Она проанализировала многочисленные нормативно-правовые акты в сфере трезвости, всего их более пятисот. В более чем пятидесяти странах мира созданы национальные реестры неакадемических компетенций санитарно-просветительских навыков. Туда относятся и навыки трезвости. По словам В.В. Аршиновой, помимо налаживания правового регулирования проблемы трезвости также необходимо активно развивать просветительскую деятельность по утверждению здорового образа жизни. Доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой психотерапии и наркологии Казанской государственной медицинской академии, вице-президент МАТр по наркологии и психиатрии Анатолий Михайлович Карпов коснулся медицинских аспектов, а также подчеркнул важность формирования в обществе семейных ценностей . Учредитель и председатель совета Информационно-методического центра «Трезвая Тверь» Борис Алексеевич Соловьёв в своём докладе коснулся такой немаловажной для современного общества проблемы, как информационная война. По его словам, музыка и песни, восхваляющие алкоголь, являются инструментами этой информационной войны, цель которой – сформировать в обществе позитивное или в лучшем случае терпимое отношение к употреблению психоактивных веществ. Специальные приёмы, которые в своей деятельности используют инициаторы этой войны, изменяют мотивацию людей и их поступков. К примеру, с 1990-х гг. романтизация бандитизма в песнях в стиле «шансон» сыграла определённую роль в процессе криминализации общества в России. Докладчик также сослался на книгу «Сатанизм в Америке», в которой отмечается, что данное деструктивное движение стало очень популярным среди американских подростков. Ещё в 2014 г. В.В. Жириновский опубликовал книгу под названием «США – Сатанинские Штаты Америки», в которой также затронул данную проблематику.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/09/28/tr...

П.В. Долгоруков Бартеневы В старину: Бортеневы. Из жалованной грамоты Иоанном Великим сыну его, князю Юрию Ивановичу, на владение Дмитровым и Рузою, в 1503 году, видно, что в то время Демид Бортенев владел, в тех местах, деревнею Овсянниковою, а Рыжок Бортенев деревнями Ивановщиною и Шириповым. Кирило Макарьевич и Галактион Фомич Бортеневы упоминаются в колыванском походе 1540 года; Иван Васильевич находился воеводою в походах: казанском 1544, шведском 1549 и полоцком 1551 годов; сотник стрелецкий Афанасий Бортенев упоминается в походе против крымцев в 1555 году. Пять Бортеневых подписались у поручной грамоты по боярине князе Иване Фёдоровиче Мстиславском, в 1571 году: Шарап Микулич во ста рублях; Афанасий и Ковер Юрьевичи, оба вместе, во ста рублях; Назарий Семёнович и Владимир Григорьевич в семидесяти рублях каждый. Данило Микулич подписался, 2 июля 1566 года, у приговора думы земской о войне с Польшею. Елизарий Данилович был воеводою в Цареве-Борисове в 1602 году. Во время смоленской осады 1634 года, Григорий Фатьянович убит, а Дементий Андреевич и Борис Иванович умерли от получённых ими ран. Двадцать один Бартеневых владели населёнными имениями в 1699 году. Арсений Иванович Бартенев, от брака с Федосьею Ивановною Бутурлиною, имел несколько человек детей, из коих Мария Арсеньевна (рождение 1815) за Дмитрием Ивановичем Нарышкиным. Различные ветви фамилии Бартеневых употребляют два различные герба: 1) Общий Российский Гербовник, часть III, 62: щит разделён горизонтально на два поля; верхнее голубое; в нём золотой меч, перпендикулярно пронзающий серебряный полумесяц; нижнее поле золотое; в нём натянутый лук с летящею вверх стрелою. На гербе дворянские: шлем и корона с тремя строусовыми перьями; намет голубой, подложенный золотом. 2) Общий Российский Гербовник, часть X, 80: щит разделён перпендикулярно на два поля; правое серебряное; в нём натянутый лук с летящею вправо стрелою; левое поле голубое; в нём золотой меч, острием вверх. На гербе дворянские: шлем и корона с тремя строусовыми перьями; намет голубой, подложенный, справа золотом, слева серебром. Читать далее Источник: Российская родословная книга, издаваемая князем Петром Долгоруковым : в 4-х частях. - Санкт-Петербург : Тип. Карла Вингебера, 1854-1857./Ч. 1. - 1854 (на обл. 1855). - 350 с.; Ч. 2. - 1855. - 327 c.; Ч. 3. - 1856. - 523 c.; Ч. 4. - 1857. - 482 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Сектантов – молокан, баптистов, духоборов, хлыстов в скопцов – 1830. 10) Екатеринославская епархия. Раскольников (авсирийского толка) 8862, сектантов 873. 11) Екатеринбургская епархия. 35262 раскольников. 12) Енисейская епархия. 8339 человек; число раскольников растет. 13) Иркутская епархия. Раскольников 1900, сектантов 220; и те и другие – исключительно ссыльные или их потомки. 14) Забайкальская епархия. – от 45000 до 50000 человек. 15) Казанская епархия. Раскольников 25223. 16) Калужская епархия. Раскольников 47000; тут же же воздыханцы, хлысты, скопцы и нетовцы. 17) Камчатская епархия. Раскол незначителен, пропаганды нет; цифры не показаны. 18) Кишиневская епархия. Раскольников и сектантов 25781; раскол слабеет. 19) Киевская епархия. Раскольников 8000; из сект сильна штунда (цифры не показаны). 20) Костромская епархия. Австрийцы, поморцы, федосеевцы, нетовцы, филипповцы, странники, беглопоповпы; всего 36995. 21) Курская епархия. До 20000 раскольников; сектантство незначительно. 22) Литовская епархия. Общая цифра неизвестна; в одном Свенцянском уезде до 10000. 23) Могилевская епархия. 8000 беглопоповцев, 5000 поповцев, 9000 австрийского согласия, всего 22000. 24) Нижегородская епархия. Поповцев 30170, беспоповцев 41566, молокан и духоборов 1584; всего 73320. 25) Новгородская епархия. Цифры не показаны, но заявлено, что раскол здесь очень силен и прочен. 26) Олонецкая епархия. Регистрированных раскольников (беспоповцев), явных и так называемых тайных, 2038 мужчин и 5369 женщин, всего 7407, цифра ниже истинной. 27) Оренбургская епархия. Раскольников и сектантов 78258. 28) Орловская епархия. Раскол не силен; штунда сильна в Карачевском уезде (цифры не показаны). 29) Пензенская епархия. Раскольников 6240 мужчин, 6946 женщин (на 3/4 поповцев), всего 13186; сектантов 451. 30) Пермская епархия. Раскол очень силен, но регистрация его невозможна. 31) Полоцкая епархия. Всего раскольников и сектантов 73452 (федосеевды, филипповцы, поморяне и самокрещенцы). 32) Полтавская епархия.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Melioran...

Я ближе познакомился с историей явления Креста, узнал, что вокруг этой истории создана очень интересная историософская концепция, и тогда пришло решение – надо идти с Годеновским Крестом. Сперва, конечно, хотели с оригиналом, но игуменья- хранительница святыни, матушка Евстолия, сразу же нам объяснила, что это исключено, а времени на изготовление копии у нас не было. В общем, возникли некоторые затруднения… Но во время юбилейных торжеств, которые проходили в Годенове 10-11 июня, владыка Феоктист на всенощном бдении в строящемся храме Софии – Премудрости Божьей мне вдруг говорит: «завтра после Литургии я передаю тебе Крест, который матушка Евстолия решила подарить Православному миссионерскому обществу». Речь шла об уже готовой и освященной полноразмерной копии Годеновского Креста, предназначенной другому «получателю». Для меня это стало полной неожиданностью. Но я сразу понял, что вот это и есть Божие Произволение, и теперь все становится очень серьезно – дороги назад нет. – Идею крестообразного маршрута Вы сразу придумали? – Москва, как известно, не сразу строилась. Сперва планировали обойти Россию по периметру. Когда начали изучать этот вариант, выяснилось, что он слишком сложен. Нужно было бы идти по Севморпути, договариваться с целом рядом государственных ведомств, с военными. Кроме всего прочего, такой путь занял бы несравнимо больше времени и потребовал бы гораздо более существенных материальных затрат. Поэтому отчасти по «логистической необходимости» родилась идея идти по стране «крестом». И идти, то есть, ехать просто: одна машина с прицепом для Креста. Брендировать их картой и символикой крестного хода, как опытный телевизионщик предложил Борис Корчевников. Машина была монастырской, прицеп докупили. Команда, сопровождавшая Крест, состояла из волонтеров, сотрудников нашего отдела и съемочной группы «Спаса». – Удивляет точность расчета маршрута. Как Вы его так смогли рассчитать, владыка: на компьютере или с Божьей помощью? – Скорее, второе. Сначала составили предварительный план с учетом средней скорости движения автомобиля. Что касается дат, то отталкивались мы от концовки пути во Владивостоке, приурочив финал к празднованию Дня народного единства и дня памяти Казанской иконы Божией Матери. Завершить объединяющий по своей задаче крестный ход в этот день для нас было принципиально важно.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/11/20/ob...

Конкурс на строительство Казанского вокзала в Москве Щусев выиграл в 1911 году. Архитектор был ещё и талантливым рисовальщиком. Его эскизы к проекту – настоящая классика жанра. Их можно рассматривать часами, приглядываясь к деталям, проникая в общий замысел градостроителя и мыслителя. В конкурсе участвовали крупнейшие архитекторы того времени, включая Фёдора Шехтеля, однако руководители города и железной дороги предпочли вариант Щусева, хотя он был самым дорогостоящим. Не пожалели трёх миллионов золотом, потому что были уверены: этот уникаль ный вокзальный ансамбль строится на века. Настоящее празднество неорусского стиля – с искусной имитацией величественных образцов деревянного зодчества с их узорочьем. Полы в вестибюлях залов для пассажиров I класса предполагалось выложить порфиром красного и чёрного цветов. Настоящий великокняжеский дворец – только в громадных масштабах, присущих ХХ веку. Украшением вокзала стала изящно прорисованная башня высотой 73 метра, своими очертаниями напоминающая легендарную башню Сююмбике, что стояла и стоит в Казанском кремле. Щусевская башенка увенчана фигуркой змея Зиланта – древнего символа Казани. Архитектор Алексей Викторович Щусев/РИА НОВОСТИ Над оформлением ресторана – несомненно, самого роскошного в истории русских железных дорог – по приглашению Щусева работал художник Евгений Лансере. Великолепно оформленные плафоны и панно работы талантливого живописца, к счастью, сохранились до нашего времени. Над декором вокзала потрудились и другие великие мастера кисти – Александр Бенуа, Мстислав Добужинский, Зинаида Серебрякова, Борис Кустодиев. Они помогли Щусеву создать настоящий шедевр. Первая мировая помешала строительству, но не отменила его. Работы продолжались даже в период разрухи 1917–1918 годов. Именно тогда открылись для пассажиров двери главного корпуса. Основные работы по возведению вокзала завершились в 1926 году, но достраивали его до 1950-х. Газеты прославляли вокзал как первую столь масштабную постройку советского времени.

http://ruskline.ru/opp/2020/11/16/sekret...

В 1880 году по окончании Академии со степенью кандидата богословия, Плотников должен был перейти на кафедру словесности и истории литературы и работать в сфере науки, наиболее сродной его натуре, но неожиданное обстоятельство совершенно изменило его положение и увлекло далеко от родной Академии. В июне 1880 года, вскоре по окончании выпускных экзаменов в Академии, в Казань приехал начальник Японской миссии Преосв. Николай Касаткин . Его беседа, раскрывшая блестящую перспективу миссионерской деятельности в отдаленной Японии, произвела на Плотникова столь сильное впечатление, что он, забыв об обещании, данном Академии, сразу дал свое согласие на поступление в миссию, в надежде найти там более широкое поприще для применения своих богатых сил и дарований. Но этому желанию не суждено было осуществиться, т.к. поступить в Японскую миссию можно было не иначе, как только с принятием монашества, тогда как Плотников не был готов к такой перемене своего звания и наотрез отказался. Потеряв и приват-доцентуру в Академии, он вынужден был принять назначение на должность преподавателя словесности с историей русской литературы и логики в Томской семинарии. Служба в Сибири была для него временем тяжких испытаний и лишений. Широко талантливая натура молодого преподавателя не могла ограничиваться рамками семинарской программы, а неутомимая жажда знаний и ученых работ не находили себе удовлетворения при сравнительной бедности семинарских библиотек. Все это создавало мрачное настроение и притупляло дарование. После четырех лет работы в Томской Семинарии, в 1884 году Академия вспомнила о своем питомце и извлекла его из суровых дебрей Сибири. Совет Казанской Духовной Академии избрал его на вакантную кафедру метафизики, освободившуюся за смертью профессора. Так как устав Академии обязывал исполняющих должность доцента в течение двух лет представить магистерские диссертации, то молодой метафизик энергично взялся за работу и через год представил в Совет Академии диссертацию на тему: «История христианского просвещения в его отношениях к древней греко-римской образованности. Период первый от начала христианства до Константина Великого ».

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В хитах, по соседству с Захаром Прилепиным, предлагались во множестве книги оппозиционера Дмитрия Быкова, сбежавшего в США с началом Специальной Военной операции. А рядом с ним либерал и махровый русофоб Михаил Фишман, рассказывающий нам, как Россия теряет обретенную свободу. Еще одна соседка - либеральная писательница Людмила Улицкая, относящаяся к происходящему на Украине с отвращением и уехавшая в эмиграцию в Берлин. Целый стенд талантливого оппозиционера Григория Чхартишвили (он же русский писатель Борис Акунин). В Детской литературе предлагали в виде горячих пирожков книгу сказок блокадного Ленинграда Юлии Яковлевой «Дети ворона» о терроре, буллинге и домашнем насилии, а также историю литовской девочки в ссылке «Сибирские хайку» (Юрга Вилли), о горе литовской семьи и о плохих русских. Я не к тому пишу и перечисляю этих авторов, чтобы запретить продавать их книги на книжной ярмарке. Конечно же выбор должен быть у читателей, но, почему такой перевес в сторону оппозиции в то время, когда идет война, и нам нужно объединиться и победить? Это вопрос организаторам. Но чего, на мой взгляд, не должно быть на полках, так это топ-хита для поклонников ЛГБТ от Медины Мирай «Река моих сожалений». Это же бесовщина, когда мальчик любит мальчика, со всеми вытекающими. И это, заметьте, можно потрогать на полках литературы для молодежи! Мы, новоиспеченные «книжные блогеры», успели пообщаться с читателями и покупателями фестиваля. Все неоднозначно, но недовольных и удивленных, поверьте, много. В 13.00 на Красной площади всё-таки состоялась презентация наших сборников стихов и песен о Донбассе. Олисаву Тугову наградили медалью СПР «Za Победу». Поздравляю от чистого сердца! А я вот не успел исполнить свою авторскую песню «Русские люди», потому что 45 минут выделенные издательством «Вече» для сторонников Президента России пролетели быстро, и нас сразу же попросили освободить площадку для будущего мероприятия. Из соседнего павильона кричали плюшевые петухи, били колокола Собора Казанской иконы Божьей Матери на Красной площади. А я молился. Прости Господи и сохрани нас от всякой нечисти, которая желает проникнуть в наши мозги и лишить нас разума!

http://ruskline.ru/news_rl/2022/06/08/pr...

Теодорович Лев Михайлович (1867–?). Родился в Волынской губернии. В 1902–1915 гг. служил в храмах Варшавы. С 1915 г. проживал в Петрограде. В 1922 г. уклонился в обновленческий раскол. С 12.03 по 17.09.1923 г. – настоятель Казанского собора. Арестован осенью 1923 г., освобождён 07.01.1924 г. В 1929–1930 гг. – настоятель Троицкой церкви на Стремянной ул. Титлинов Борис Васильевич (1879–1942?). В 1903 г. окончил СПб духовную академию со степенью кандидата богословия. В 1903–1904 гг. – профессорский стипендиат. С 1904 г. – преподаватель Литовской семинарии, в 1905 г. присвоена степень магистра богословия. С 1909 г. – доцент СПб духовной академии, в 1912–1918 гг. – экстраординарный профессор по кафедре истории Русской Церкви, с 1916 г. – доктор церковной истории. В 1910–1917 гг. – редактор «Церковного Вестника» (с должности которого был снят на Соборе 1917–1918 гг.), член Предсоборного Совета летом 1917 г. и Поместного Собора Российской Православной Церкви 1917–1918 гг. В 1922 г. уклонился в обновленческий раскол, один из главных идеологов движения. В 1920-х гг. член ПЕУ. Участник обновленческих соборов 1923 и 1925 гг. В 1923–1927 гг. – профессор Ленинградского Богословского института. По некоторым сведениям, повешен немцами во время второй Мировой войны. Троцкий (Бронштейн) Лев Давидович (26.10.1879–20.08.1940) – советский партийный и государственный деятель, один из лидеров РСДРП (б) ВКП(б), идеологов и непосредственных организаторов Октябрьской революции 1917 г. Член РСДРП(б) – ВКП(б) в 1917–1927 гг., член ЦК партии. В 1923–1924 гг. член Оргбюро ЦК РКП(б) – ВКП(б). В 1919–1926 гг. член Политбюро ЦК РКП (б) – ВКП (б). В 1917–1918 гг. нарком иностранных дел. 08.04.1918–26.01.1925 гг. – нарком по военным и морским делам. 06.09.1918–26.01.1925 гг. – председатель Революционного военного совета РСФСР–СССР. 26.05.1925–24.08.19261 гг. – член Президиума ВСНХ СССР. С марта по декабрь 1924 г. – член Совета труда и обороны. В 1922 г. один из главных инициаторов и руководителей кампании по изъятию церковных ценностей и организации обновленческого раскола при помощи ГПУ. В 1929 г. выслан из СССР по обвинению в антисоветской деятельности. Убит в Мексике.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

С возрастом человек во внешних событиях нуждается меньше, чем в молодости и в среднем возрасте. Я передвигаюсь меньше, мотаюсь меньше. Силенок меньше стало, да и охоты. Я уже это кино посмотрел. Поэтому мне не очень интересно, чем эта серия кончится. Я уже догадался… А дальше… Если Бог силы даст, то напишу то, что задумал. Потому что пишу все время, а сейчас мои книги стали вдруг переиздавать. В общем, грех жаловаться: войны нет, продукты есть, здоровье еще какое-то теплится, чего еще-то? Никто меня не прессует, я ничего не боюсь. Я представляю, какой ужас испытывали мои деды, ведь в любой момент могли прийти к ним в дом и убить. Ничего этого сейчас нет. Конечно, я волнуюсь, и все, что происходит в мире, меня очень трогает, за детей страшно, за внуков страшно. Страшно, какими они будут. Что творится-то вокруг… Садом-то какой! Но, наверное, так было во все времена. И это утешает. Есть два теста. Я могу подойти к любой лошади и могу взять на руки любого ребенка. Что значит, Бог еще моим грехам терпит. И дети на руки идут, и кони не шарахаются, значит, еще ничего… Это можно с физиологической точки зрения объяснить: кони не шарахаются, потому что от меня еще смертью не пахнет, а они это чувствуют. Я не злой, это они тоже чувствуют. Ну а дети видят такого же, как они сами… Бывает, начинаешь сетовать — давно книжки не выходят, а они — раз — возьмут и выйдут. Был период, до смешного, никто не печатает мои книги и все. Пишу в стол… Иду мимо Казанского собора, а там как раз икону открыли. Я встал и думаю: «Господи, помоги! Книжка написана, хорошая, ей издатель нужен. За качество я отвечаю». Прохожу полквартала, идет издатель, окликает: «Борис Александрович, а что вас не видно? Над чем работаете? Так это же наша тема!» Ну какие еще разговоры могут быть? Вот! Прямо сразу! Все Господь даст… Беседу записала Мария Мельникова Рекомендуем Самое популярное Библиотека св. отцов и церковных писателей Популярное: Сейчас в разделе 1024  чел. Всего просмотров 66 млн. Всего записей 2583 Подписка на рассылку

http://azbyka.ru/fiction/ja-vsju-zhizn-z...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010