Закрыть itemscope itemtype="" > Памяти святителя-исповедника Максима Могилевского Помогает он пастве своей  до сих пор 24.12.2022 579 Время на чтение 13 минут (к 94-летию со дня рождения) Основным источником биографии владыки Максима (Кроха) архиепископа Могилевского и Мстиславского являются труды игумении Евгении (Волощук), которая была его верной помощницей на протяжении 25 лет (см., напр. http://www.rv.ru/content.php3?id=7021 ). Ниже приведен лишь небольшой фрагмент его биографии, во многом необычной, насыщенной событиями, скорбями и исповедническими трудами во славу Божию и Церкви Христовой, на благо Отечества и народа Божия. Борис Иванович Кроха - будущий архиепископ Максим - родился 25 декабря 1928 года в Башкирии. Его отец, Иоанн, мученически погиб на Беломорканале, когда Борису было всего пять лет. Мать, Татьяна, после того, как дети стали совершеннолетними, приняла монашество с именем Агния. После смерти отца Борис вместе с матерью и братьями были сосланы в город Анжеро-Судженск (Кемеровская область). Мать на коленях со слезами молилась Господу пред домашней святыней — Крестом (Распятием), привезенным из Иерусалима, чтобы Он не оставил детей. Она упросила сопровождающих разрешить взять Крест с собой. Те согласились, но разбили Крест на части. Добрые люди помогали и в дороге, и на месте - соорудили им землянку, приютили. Крест этот мать хранила у себя, а в 1977 году, предчувствуя кончину, передала своему сыну, в то время уже епископу Максиму. И владыка не расставался с этой семейной святыней. После кончины владыки Крест установлен на Горнем месте в Царском приделе Св. Никольского женского монастыря. С 1937 года Борис учился в средней школе, посещал храм, в котором служил иеромонах со Св. Афона Петр Сеньков, сосланный в Сибирь. Борис помогал ему в качестве чтеца, прислуживал в алтаре. По окончании школы Борис с рекомендательным письмом отца Петра поехал поступать в Ленинградскую семинарию и был зачислен в нее в 1947 году. В ноябре того же года Ленинград посетил митрополит Гор Ливанских Илия (Карам), который молился во время войны за спасение России. А по окончании войны митрополит Илия был приглашен в Москву, где он был тепло встречен властью и народом. Он пожелал поехать в Ленинград, чтобы возложить привезенный им венец на Казанскую икону Божией Матери во Владимирском Соборе. Во время Литургии семинаристу Борису было поручено держать митру митрополита Илии на специальном подносе. Но когда служба закончилась, Бориса оттеснили, и он не смог войти в Алтарь, а когда вошёл в него, то владыки уже ушли в Митрополичий дом. Тогда Борис прошёл через весь Невский проспект к Митрополичьему дому, а войдя, поклонился митрополиту и со слезами рассказал о происшедшем. Владыка Илия призвал Бориса к себе, взял митру, снял с себя одну из Панагий, благословил ею Бориса, надел на него и сказал по-русски: «Храни, она тебе пригодится». Перекрестил Бориса и поцеловал в голову.

http://ruskline.ru/opp/2022/12/24/pamyat...

Борис-Глеб. Церковь Бориса и Глеба. Борисоглебская церковь Церковь. Действует.   Престолы: Бориса и Глеба Год постройки:Между 1999 и 2000. Адрес: 215272, Смоленская область, Сычевский район, п/о Дмитрово, с. Борисоглебское (ур. Борис-Глеб) Координаты: 55.748433, 34.4845 Проезд:от о/п Вазуза на ж/д Вязьма - Ржев 12 км на восток (асфальт, затем налево на новый грейдер, 5 км. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Построена в 2001 г. вместо старой Борисоглебской церкви, сгоревшей в 1997 г. В 1691 г. прихожанами был построен деревянный храм во имя Святых благоверных князей Бориса и Глеба. В 1782 г. вместо него был построен новый деревянный храм с тем же престолом и приделом во имя Преподобного Нила Столбенского, сгоревший в 1883 г. На это место из села Ильинского был перевезен храм во имя иконы Казанской Божией Матери, освященный во имя Святых князей Бориса и Глеба. Иеромонах Даниил (Сычев). Вязьма. Очерки истории. – М., 1997. – С. 142. В 1691 году в селе был построен деревянный храм во имя благоверных князей Бориса и Глеба. Возможно, первым настоятелем храма был священник Каллистрат, умерший 29 марта 1730 года. С конца XVII века по названию храма стало именоваться и село, возраст которого значительно старше. Последним настоятелем старого храма был священник Иродион Артемьевич Лабутин, умерший 16 апреля 1781 года епархиальные ведомости», 1889, В 1782 году вместо него на средства прихожан был построен новый храм с тем же названием, но уже с приделом во имя Преподобного Нила Столбенского. Храм был освящен преосвященным Парфением, епископом Смоленским и Дорогобужским. Первым настоятелем нового храма был священник Петр Кононов (1749-1795). Селом же в это время владел подпоручик Федор Глебович Салтыков и Василий Васильевич Нарышкин. Священника Кононова сменил его зять священник Петр Григорьевич Цветков. Долгое время служил о. Петр в храме и умер в 1854 году, находясь за штатом. А в 1841 году в сельском храме стал служить священник Петр Николаевич Смирнов. Вместе со священником Петром Смирновым в храме еще служил и священник Николай Морозов. В 1848 сын о. Николая Герасим Морозов поступил в Московскую духовную академию.

http://sobory.ru/article/?object=18197

Закрыть itemscope itemtype="" > Борис Сергуненков: «Крестный ход прошел торжественно и благоговейно» Итоги молитвенного шествия по Невскому проспекту подводит один из его организаторов 13.09.2013 1462 Время на чтение 3 минуты Как сообщалось, 12 сентября в Санкт-Петербурге состоялся Общегородской праздничный крестный ход впервые за 95 лет в День перенесения мощей святого благоверного Великого князя Александра Невского. Своими впечатлениями от прохождения молитвенного шествия делится в интервью «Русской народной линии» один из организаторов, председатель Совета предпринимателей Делового сообщества «ДелоРус», заместитель председателя Правления Александро-Невского Братства Борис Борисович Сергуненков : Александро-Невскому Братству было поручено участвовать в организации этого Крестного хода. Одни братчики шли в авангарде шествия с хоругвеносцами, другие в конце, замыкая его. Главный редактор «Русской народной линии» Анатолий Дмитриевич Степанов шел вместе с братчиками в арьергарде Крестного хода. У нас было боевое настроение, чувствовалось всеобщее воодушевление. Крестный ход такого плана - это событие знаковое как для Санкт-Петербурга, так и для всей страны. Был солнечный, светлый день. При входе в Казанский собор мы раздавали иконки святого благоверного Великого князя Александра Невского с запевами на Крестный ход на обратной стороне, с теми духовными песнопениями, с молитвами, которые приличествуют данному празднику. Ко мне подходили православные люди из Москвы , Владивостока, Томска, Мурманска, Ростова-на-Дону, с Урала, Дагестана и стран ближнего и дальнего Зарубежья. На Крестный ход собрались люди со всей страны. И это не удивительно, ведь Александр Невский почитается не только в России, но и по всему миру. У Казанского собора собралось более 32 тысяч человек. Вообще в Крестном шествии участвовало по разным оценкам от 40 до 70 тысяч человек. Крестный ход при таком количестве людей был, в то же время, очень компактный. Мы уложились в те временные рамки, которые были оговорены с Администрацией города, для перекрытия движения транспорта по маршруту следования Крестного шествия. Крестноходцы шли бодро, быстро, отстающих практически не было. Много людей вливалось в Крестный ход по ходу его движения: с Садовой улицы, Владимирского и Литейного проспектов, с Лиговского, на площади Восстания. Крестный ход сопровождался колокольным звоном.

http://ruskline.ru/news_rl/2013/09/13/bo...

1. В настоящем издании справочника помещены краткие сведения о составе Епархиального Управления, Духовной Консистории, Епархиального Попечительства, о начальствующих лицах духов.-учебн. Заведений, Епархиального Училищного совета и отделений оного, церковноучительских и второклассных школ, Тульского Отдела ИМПЕРАТОРСКОГО Православного Палестинского общества, Тульского комитета Православного Миссионерского общества, Тульского Епархиального Братства во имя Св. Иоанна Предтече, Тульского Епархиального Свечного Завода, Эмеритальной Кассы Духовенства Тульской Епархии, Тульской Епархиальной палаты Древностей, а также о монастырях, благочинных, духовных следователях и приходах епархии, с указанием почтовых адресов приходов. 2. Церкви и села, где для причтов положено казённое жалование, напечатаны курсивом. 1. Епархиальное управление Его Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Парфений, Архиепископ Тульский и Белевский. Его Преосвященство, Преосвященнейший Евдоким, Епископ Каширский, Викарий Тульской епархии. 2. Духовная консистория Штатные члены: протоиерей Казанской г. Тулы церкви Феодор Тихвинский, протоиерей Тульского Успенского женского монастыря Борис Виноградов, священник Феодосиевской г. Тулы церкви Александр Сенявин и священник Петропавловской г.Тулы церкви Владимир Архангельский и сверхштатный член-протоиерей Воскресенской церкви при Тульском ИМПЕРАТОРА ПЕТРА ВЕЛИКОГО Оружейном Заводе Дмитрий Протасов. Секретарь кол. Сов. Иван Осипович Савич. 3. Епархиальное попечительство Члены попечительства: протоиерей Тульского Успенского женского монастыря Борис Виноградов, священник Пречистенской г.Тулы церкви Симеон Соколов, священник Вознесенской г.Тулы церкви Петр Зеленецкий, священник Христорождественской, что в Чулкове, г.Тулы церкви Феодор Глаголев и священник Николо-Завальской г.Тулы церкви Иоанн Смирнов . Скретарь – священник Кафедрального Собора Платон Рачинский. 4. Духовно-учебные заведения Духовная Семинария: Ректор – Архимандрит Корнилий, инспектор – ст. сов. Петр Иванович Повлушков, секретарь – священник Петр Невский.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Надо показать, что Петербург – православный город» Один из организаторов Крестного хода по Невскому проспекту Борис Сергуненков призывает петербуржцев продемонстрировать силу Православия, соединившись в молитвенном шествии 11.09.2015 1024 Как сообщалось , в субботу, 12 сентября, в общегородской и церковный праздник - День перенесения мощей святого благоверного Великого князя Александра Невского – по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия состоится праздничный общегородской крестный ход по Невскому проспекту от Казанского кафедрального собора к Александро-Невской Лавре. Сбор участников в 10.00 часов. Начало в 11.00 часов. О грядущем молитвенном шествии по главному проспекту Петербурга рассуждает в интервью «Русской народной линии» один из его организаторов, председатель Правления Санкт-Петербургского отделения Александро-Невского Братства Борис Сергуненков : Нынешний Крестный ход продолжает дореволюционную традицию. В 1918 году состоялось последнее молитвенное шествие, которое было одним из самых великих в истории Русской Православной Церкви. Многочисленный Крестный ход продемонстрировал единство русского православного народа в тяжелую годину испытаний. 500 тысяч человек собрались воедино в ответ на убийство в Лавре священника протоиерея Петра Скипетрова. По призыву Святейшего Патриарха Тихона народ встал на защиту Александро-Невской лавры и других православных святынь Санкт-Петербурга. Триста шествий петербургских приходов слились воедино возле Александро-Невской лавры. В наше время есть люди, которые недооценивают силу Православия. Православные, на первый взгляд, не заметны из-за своей скромности, а Крестный ход – это законный способ собраться всем православным вместе, показать силу соборности, Православия и почтить память святого благоверного князя Александра Невского вместе со святым Петром – покровителями города. В наше время важно понимать, что нас, православных, весьма много – мы являемся великой силой. Мы собираемся воедино и для укрепления немощных людей в вере, для тех, кто еще не вошел в Церковь или сомневается - стоит вблизи, при дверях. Если душа таковых ищет Бога, то, конечно, для них Крестный ход является помощником в следовании ко Христу. Когда Церковь призывает, то не надо малодушничать и сомневаться, а нужно идти в общей молитвенной реке. Крестный ход – это соборная молитва, ведь существуют разные способы общения с Богом – умная уединенная молитва отшельников-монахов в пустыне и видимая молитва, когда во время Литургии и после Литургии с хоругвями и иконами народ выходит на главный проспект города, призывая святых угодников Божиих.

http://ruskline.ru/news_rl/2015/09/11/na...

Закрыть itemscope itemtype="" > Священномученик Гермоген и царь Иван Грозный 14.10.2016 2036 Время на чтение 15 минут Изучаем историю своей страны, как ее нам преподнесли враги России, а не наши святые. «Благочестивым и христолюбивым благоверным государем царем», - так назвал Ивана Грозного в «Повести о явлении и чудесах Казанской иконы Богородицы» его современник великий русский святой Святейший Патриарх Московский и всея Руси священномученик Гермоген. Одну из самых героических фигур в истории нашего Отечества - святителя Гермогена трудно заподозрить в лицемерии, ангажированности. К тому же, когда в 1594 году священномученик писал свое сказание об этом чудном явлении в Казани, свидетелем которого он сам был, прошло десять лет, как умер царь Иван Васильевич. В стране фактически правил не законный государь - сын Ивана Грозного Федор Иоаннович, а Борис Годунов, который проводил политику дискредитации первого русского самодержца. Больше того, для многих тогда в России и за рубежом не было секретом, что Борис Годунов и боярин Богдан Бельский были отравителями Ивана Грозного. После его насильственной смерти в 1584 году народ восстал в Москве и требовал покарать цареубийц, но покарать их не удалось, и властолюбивый Годунов (уже, правда, без сообщника Бельского) продолжал идти по трупам к своей заветной цели - стать государем Российским. В 1591 году по его приказу был зарезан в Угличе малолетний царевич Димитрий, а в 1598 году отравлен помазанник Божий Федор Иоаннович. Проводившиеся в 20 веке экспертами исследования мощей Иоанна IV и его сыновей царевича Иоанна и царя Федора показали, что в костях, волосах, ногтях и тканях одежды наличествует огромного количества ртути, мышьяка и меди. Так, в останках царя Федора было обнаружено содержание мышьяка превышающего норму в 10 раз, у его отца Ивана Грозного и царевича Иоанна содержания ртути в 32 раза, мышьяка почти в 2 раза. С элементарной житейской логики, из чувства самосохранения святителю Гермогену, казалось бы, нужно было поостеречься, не восхищаться вслух первым русским самодержцем, ибо этим он мог вызвать очень сильное неудовольствие у Бориса Годунова. Но великого русского святого запугать было невозможно, он никогда не руководствовался в своей жизни меркантильными интересами, а всегда стоял за правду, за Святую Русь, за Русскую православную церковь, достойнейшим предстоятелем которой он был.

http://ruskline.ru/analitika/2016/10/15/...

Марково. Церковь Казанской иконы Божией Матери. Казанская церковь Карта и ближайшие объекты Замечательный образец московского зодчества 2-й пол. XVII в. Церковь на подклете, построенная на средства князя Я.Н. Одоевского, состоит из одноглавого четверика, с трёх сторон охваченного пониженными папертями, над каждым из углов которых поставлен четверик придела. Колокольня построена в сер. XIX в. Приделы Предтеченский и Никольский, два западных придела были упразднены в XVIII в. Закрыта в 1930-х гг., к 1990-м гг. пришла в аварийное состояние. В 2000 г. отдана верующим, отреставрирована. В начале XVII ст. Московского уезда, в стану Замосковном Раменце «в порозжих землях» находилось «Образцовое поместье Ондреева пустошь Марковская», проданная из Поместного приказа в 1629 г. Борису Дворянинову в его вотчину. Борис Дворянинов поставил на пустоши Марковской для себя двор, поселил крестьян и здесь же построил новую деревянную церковь во имя Казанской Пресвятой Богородицы с приделами. В 1642 г. Марково – село поступило во владение боярина Федора Ивановича Шереметева и за ним утверждено того же года отказною книгою, в которой говорится: «в селе церковь Пречистой Богородицы Казанской древянна верх, да в приделах Иоанна Предтечи, придел Бориса и Глеба, придел Николы чудотворца, придел Макария Унженского чудотворца, а церковь и образы, и книги, и ризы, и сосуды церковные, и на колокольнице колокола и всякое церковное строение вотчинниково Бориса Дворянинова, да в селе двор попов, двор дьячков, двор вотчинников Борисов, 8 дворов людских крестьянских пустых; а попа и дьячка и людей своих и крестьян Борис Дворянинов вывез с собою». В 1672 г. селом Марковым владел князь Яков Никитич Одоевский. В 1678 г. при церкви были священники: Артемон Михаилов и Алексей Васильев, диакон Андрей Васильев; в селе двор вотчинников, двор приказчиков, 2 двора бобыльских и 4 двора конюхов, в них 14 чел.». В дозорных книгах Патриаршего приказа 1680 г. написано: «28 июля по досмотру князя Ивана Андреевича Шелешпальского и подьячего Михаила Арцыбушева, в вотчине боярина князя Якова Никитича Одоевского, в селе Маркове церковь каменная во имя Пресвятой Богородицы Казанской; а по сказке той церкви попа Алексея Васильева, та де церковь Воховской десятины строение боярское; живут у той церкви два попа, диакон с причетники, а руги им с причетники: денег 17 руб. 23 алтына 2 деньги, хлеба – ржи 40 чети, овса тож, да им же на прокормление на собор дано из боярского жалования, из его боярской земли 10 чети в поле, сена 20 копен».

http://sobory.ru/article/?object=06634

А.К. Галкин, А.А. Бовкало Студент-проповедник Выпуск Олонецкой духовной семинарии 1893 года составил 14 человек. Как один из лучших студентов семинарии, Василий Казанский был послан на казенный счет в Санкт-Петербургскую духовную академию (отношение правления Олонецкой духовной семинарии от 17 августа за 357) 86 . Однако его поступление прошло не совсем гладко: он получил по сочинению на вступительном экзамене 2 1 / 4 но все-таки был принят 87 . Справедливости ради следует отметить, что с сочинениями по литературе не ладилось у многих олонецких семинаристов. Теорию словесности и историю русской литературы им четверть века преподавал Владимир Фаддеевич Снитко (около 1851 – 25 июня 1911). «Мудреный он был человек, выражаясь деликатно, – вспоминал о нем выпускник той же семинарии 1889 года митрополит Григорий (Чуков). – И если мы научились потом писать сочинения, то уж во всяком случае не благодаря [...] Снитко» 88 . Василий Казанский был принят на полное содержание 89 . Он пожелал войти в число студентов, изучавших вторую (историческую) параллельную группу предметов и заниматься английским и латинским языками 90 . Ректором академии в 1892–1893 годах был магистр богословия архимандрит Борис (Плотников) – талантливый педагог и духовный писатель, апологетические труды которого даже переводились на французский язык. Он пользовался особым уважением студентов как человек на редкость открытый и мягкий. Однако 2 декабря 1893 года о. Бориса перевели настоятелем посольской церкви в Константинополе, и с 8 декабря его место занял викарий Санкт-Петербургской епархии епископ Нарвский Никандр (Молчанов), «не блиставший ученостью, но державший себя со спокойным достоинством и полной благожелательностью в отношении студентов» 91 . В корпорации академии состояли такие светила науки, как доктор богословия И.Ф. Нильский , доктор церковной истории Н.В. Покровский , доктор философии М.И. Каринский . Один из курсов читал известный славист, профессор Санкт-Петербургского университета В.И. Ламанский. Магистр богословия священник (с Пасхи 1894 года – протоиерей) Сергий Соллертинский († 5 февраля 1920) совмещал педагогическую и научную деятельность с приходским служением. Во время обучения святителя Вениамина еще ряд наставников подготовил докторские диссертации. В 1895 году доктором богословия стал А.И. Садов , а в 1896 году доктором церковной истории – В.В. Болотов , ранее, 4 декабря 1893 года, избранный членом-корреспондентом Академии Наук; в 1897 году степень доктора богословия была присвоена Н.Н. Глубоковскому . Помощник библиотекаря И.Е. Евсеев защитил магистерскую диссертацию.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Дмитров. Церковь Сретения Господня. Сретенская церковь Карта и ближайшие объекты Деревянная церковь Сретения Господня на посаде, «что на реке Березовец», известна с XVII века. Позже из-за ветхости она была разобрана. Ныне существующий каменный храм Сретения Господня построен в 1814 году на средства Дмитровского купца Ивана Большакова и купца Петра Коровьева. Под его фундаментов «ввиду мягкости грунта» находятся дубовые плоты. Храм увенчан миниатюрным пятиглавием с центральным световым барабаном. Интерьеры отличаются простотой форм, особенно трапезная. На окнах кованные крестчатые решетки. Храм строился в годы Отечественной войны 1812 года и посвящен победе над Наполеоном. Одним из подарков Сретенскому храму была риза, расшитая золотыми колосьями, датируемая 1812 годом. Колокольня церкви была окончательно перестроена в 1883 году тщанием прихожан и жертвователей по проекту Сергея Филипповича Федотова. Старая колокольня 1814 года постройки «в связи со слабостью грунта и непрочностью основания получила большое отклонение, угрожала падением», поэтому после осмотра губернским архитектором в 1879 году была признана аварийной и разобрана. Церковь трехпрестольная. Главный престол храма посвящен великому двунадесятому празднику Сретения Господня. Второй придел храма посвящен Рождеству Иоанна Предтечи. Третий придел храма ранее был посвящен Казанской Божией матери, но, когда храм был возвращен церкви, настоятель отец Борис получил разрешение митрополита устроить придел во имя Владимирской Божией Матери, дабы не уменьшить значимость храма Казанской Божией Матери в Подлипичье. В советское время храм использовался под склад, поэтому внутренняя отделка, настенная живопись, иконостас, утварь утрачены. В церкви сохранились несколько старых икон. В 1992 году храм был передан Русской Православной Церкви. По книге «Святыни земли Дмитровской», 2005 год Первая деревянная церковь Сретения Господня на реке Березовец, известна с XVII века. Впоследствии из-за ветхости она была разобрана. Каменный храм Сретения Господня построен в 1814 г. в память победы России над Наполеоном. Построен на средства Дмитровских купцов Ивана Большакова и Бориса Короваева. Церковь трехпрестольная. Главный престол храма посвящен великому двунадесятому празднику Сретения Господня. Второй придел освящен во имя преподобного Сергия, игумена Радонежского. Третий придел храма освящен в честь Владимирской иконы Божией Матери. В советское время богослужение в храме было прекращено, а здание храма использовалось под склад. В 1992 г. храм возвращен верующим.

http://sobory.ru/article/?object=03755

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Сщмч. Иоасаф (Удалов). Икона. Нач. XXI в. (Удалов Иван Иванович; 5.04.1886, Уфа - 2.12.1937, Казань), сщмч. (пам. 19 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), еп. Чистопольский. Сын ремесленника-часовщика, ставшего впосл. купцом. Окончил в 1900 г. Уфимское ДУ, в 1906 г.- Уфимскую ДС. На первых курсах семинарии познакомился с Уфимским и Мензелинским еп. Антонием (Храповицким ; впосл. митрополит). В 1906 г. поступил в КазДА. Окончил академию в 1910 г. кандидатом богословия за соч. «Этическая проблема в современном идеализме» (написано под рук. В. И. Несмелова ). В июле того же года Волынским и Житомирским архиеп. Антонием (Храповицким) пострижен в монашество с именем Иоасаф в Богоявленском мон-ре г. Житомира и рукоположен во иерея. С 1 сент. 1910 г. преподаватель Житомирского пастырского уч-ща. С 3 окт. 1911 г. помощник инспектора КазДА. В июле 1912 г. возведен в сан игумена, определен настоятелем казанского Спасо-Преображенского мон-ря. Строго следил за соблюдением устава и правил в духе древнего благочестия, начал возведение часовни над мощами Казанского митр. Ефрема . В это же время был назначен председателем Совета Казанских миссионерских курсов, находившихся в Спасо-Преображенском мон-ре. На курсах 2 года обучались слушатели с общим средним или педагогическим образованием, к-рые затем могли стать священниками. И. преподавал на курсах общую и рус. церковную историю. С 1915 г. заведующий Казанскими миссионерскими курсами, возведен в сан архимандрита; также был председателем курсовых Педагогического совета и Хозяйственного комитета. Возглавлял курсы до их закрытия в кон. 1917 г. В нач. сент. 1918 г. отказался покинуть Казань с отступавшими белыми частями. Поскольку Казанский и Свияжский митр. Иаков (Пятницкий) и викарный Чебоксарский еп. Борис (Шипулин) выехали из Казани, а викарный Чистопольский еп. сщмч. Анатолий (Грисюк ; впосл. митрополит) в это время пребывал в Москве на Поместном Соборе Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. , И. с 10 сент. фактически руководил епархией. 12 сент. провел чин отпевания убитых красными после взятия Казани преподобномучеников - иноков казанского Зилантова в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-ря . 22 сент. кремль Казани был объявлен военным городком, после чего был закрыт казанский Спасо-Преображенский мон-рь. И. организовал вывоз из мон-ря и кафедрального Благовещенского собора святынь - мощей святителей Гурия и Варсонофия и др. С возвращением в Казань 26 сент. в качестве временно управляющего Казанской епархией еп. Анатолия И. стал его ближайшим помощником, вошел в состав епархиального совета. Пребывал в Иоанно-Предтеченском мон-ре.

http://pravenc.ru/text/578054.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010