В четвертой части, в шахматном поле, серебряном и красном, зелёный столб и на нём княжеская корона. В пятой части, в красном поле, диагонально, верхом к правому верхнему углу положен золотой столб, на коем три глобуса, имеющие верхнюю половину серебряную, а нижнюю голубую, и с левой стороны от столба видна шестиугольная золотая звезда. Шестая часть разделена перпендикулярно на два поля, правое серебряное, левое зелёное, и в ней семь башен, три вверху, и четыре внизу, с полумесяцами на них. Башни эти серебряные на поле зелёном, и зелёные на поле серебряном. Посреди герба малый щиток с родовым гербом дворян Толстых (см. выше). На щите графская корона и на ней три шлема. Средний шлем серебряный; на нём корона графская; на короне российский двуглавый орёл, а на орле перпендикулярно поставленный золотой жезл и на жезле также российский двуглавый орёл. Правый шлем железный; на нём дворянская корона, и на ней два крыла: левое серебряное, правое голубое, и на сем последнем крыле сабля, стрела и ключ тех же цветов и в том же виде, как на родовом гербе дворян Толстых (см. выше). Левый шлем железный; на нём турецкая зелёная чалма, украшенная перлами; на чалме башня с полумесяцем; правая сторона башни серебряная, левая зелёная. Из башни выходить вправо согбенная рука, держащая золотое перо. По сторонам чалмы две трубы, правая красная, левая золотая. Намет справа золотой, подложенный голубым; слева серебряный, подложенный красным. Щит держат две борзые собаки. 156 У него были: сын Иван Фёдорович, внук Борис Иванович и правнук Иван Борисович, с кончиною коего пресёкся род Федцовых. 158 В летописях упоминаются несколько Толстых, в родословной не помещённых: 1) Акинфий Толстой, посадник новгородский в 1476 году; 2) Казарин Толстой и Захар Григорьевич Толстой, оба убитые в казанском походе 1550 года; 3) Михайло Иванович и 4) Василий Михайлович, воеводы, первый в казанском походе 1544 года; второй в полоцком походе 1551 года. 160 В 54 N Московских ведомостей за 1760 год напечатано: «минувшего мая в 26 день, Ея Императорского Величества Всемилостивейшим Указом, взятый у действительного тайного советника Петра Толстого диплом, данный на графское достоинство ему и его потомкам, повелено возвратить внуку его, надворному советнику Василию Толстому, и позволить, чтобы он и его фамилия по тому диплому всеми преимуществами пользовалась». Читать далее Источник: Российская родословная книга, издаваемая князем Петром Долгоруковым : в 4-х частях. - Санкт-Петербург : Тип. Карла Вингебера, 1854-1857./Ч. 1. - 1854 (на обл. 1855). - 350 с.; Ч. 2. - 1855. - 327 c.; Ч. 3. - 1856. - 523 c.; Ч. 4. - 1857. - 482 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Связь с эфиром СМС: с мобильного телефона пошлите на короткий номер 5522 слово ВЕРА и через пробел вопрос, который хотите задать. Звонок в студию во время прямого эфира: 8 495 959-59-39. Звонок в студию: 8 495 950-63-56. Написать письмо: info@radonezh.ru play_arrow pause mute max volume play stop repeat Радио Радонеж Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin . Ночь музеев. Беседа Е. Никифорова с художником, директором галереи Д. Белюкиным 19.05.2016 19:02 Народный художник России, академик Д.А. Белюкин приглашает в свою галерею в Царскую башню Казанского вокзала, где обычно проходят выставки лучших произведений русского реалистического искусства, иконописи. А в предстоящую ночь музеев посетителей ожидают сюрпризы. 21 мая с 13 часов дня до 1 часа ночи  галерея народного художника России Дмитрия Белюкина в Царской башне Казанского вокзала распахнет свои двери для участников ежегодной международной акции «Ночь музеев». Там же, в «Царской башне» в 17.30 Борис Григорьевич Криницын, член жюри Фестиваля «Радонеж», покажет одну из своих новых работ. Всего же, в течение вечера, посетители смогут увидеть 5 лучших фильмов, получивших номинацию на Фестивале Православного фильма «Радонеж». В 23.00 зрители сумеют посмотреть фильм «Обретение надвратных икон Кремля». Фильм увидел свет при содействии Фонда Святого Всехвального Апостола Андрея Первозванного. Настоящее искусство, как говорил бессмертный Булгаков, ютится в подвалах и на чердаках. Галерея русского Православного реалистичного искусства что при Казанском вокзале расположена в… помещении крепостной башни. Там, в исторических и достаточно необычных интерьерах, в Ночь Музеев, можно будет ознакомиться с творчеством настоящего русского живописца, академика, мастера пейзажа и художника Студии военных художников Дмитрия Белюкина. В предстоящую субботу, то есть 21-ого мая, заслуженный мастер презентует 3 выставки своих работ: выставка картин, написанных на Святой Горе Афон (около 70 работ, из которых 10 новых пейзажей). Вторая выставка Д.Белюкина посвящена святым местам Православия, а третья- его постоянная экспозиция «Евгений Онегин». Сам художник даже согласился провести в 13.00 мастер-классы для малышей и, чуть позже, для их родителей. Также в 22.00 Д.А. Белюкин проведет при участии «Пресс Интернешнл» презентацию своего нового художественного альбома, изданного при содействии Фонда Святого Всехвального Апостола Андрея Первозванного. По случаю Ночи Музеев книга будет продаваться по себестоимости. Одновременно с выставкой в 16.00 откроется экспозиция «Брест-41», подготовленная  капитаном первого ранга Н.А. Черкашиным. Тогда же пройдет презентация книги каперанга Черкашина «Тайна гибели линкора «Новороссийск». 

http://radonezh.ru/radio/2016/05/19/19-0...

Отец Александр вернулся домой больным туберкулезом легких и служил до весны 1941 года. Он скончался 4 июля 1941 года и был погребен на местном кладбище неподалеку от храма. Мы приводим пример этого дела, чтобы показать, что сам по себе факт ареста, и даже нескольких, и поведение на допросах далеко еще не достаточны, чтобы быть уверенным, что священник был исповедником. В ХХ веке на людей излилось столь множество страданий, что и страдание страданию стало рознь. Иногда фамилия осведомителя и данная ему агентурная кличка попадали в протокол допроса одного из обвиняемых. Так епископ Лука (Войно-Ясенецкий), будучи подследственным и пытаясь объяснить, почему у него не могло быть доверительных отношений с архиепископом Борисом (Шипулиным) и ташкентским протодиаконом, заметил, что архиепископ Борис своими лжесвидетельствами погубил несколько невинных, а о протодиаконе известно, что он является секретным осведомителем, и даже известна его кличка. В то время, как бы осторожно ни вел себя осведомитель, всегда находились те, кто от него пострадал, и таким образом людьми довольно точно определялся виновник их страданий. Современники событий тех лет были значительно информированнее на этот счет, чем люди ХХ I столетия. Когда протоиерей Николай Беневоленский начал служить в храме в Сергиевом Посаде, где настоятелем был протоиерей Федор Казанский, его сразу же приехали предупредить прихожане одного из храмов Можайска, где отец Федор служил раньше, что он очень опасный человек и принес людям много зла; и это протоиерей Николай смог в очень скором времени испытать на собственном опыте. К сожалению, потомки иногда могут узнать о почившем человеке только из некролога, который всегда звучит как прощение за грехи, желание покрыть немощь и даже откровенное зло; однако, его содержание не должно без тщательной проверки переноситься в историческое исследование, которое начинает звучать не соответствующим прошедшей действительности: «протоиерей Федор Павлович Казанский пользовался в Москве большим уважением и имел много друзей и почитателей – лучших свидетелей его доброго нрава и примерного образа жизни» .

http://fond.ru/materialy-o-novomuchenika...

К прямоугольному в плане основному объему храма с полуциркульной в плане апсидой и прямоугольной в плане, в две световые оси трапезной с запада примыкает четырехъярусная колокольня. Особой выразительностью отличается цилиндрический световой барабан, расширенный по сторонам света мощными выступами – пилонами, придающими ротонде светового барабана в плане крестообразную форму. Световой барабан венчает круглый в плане, вытянутый по вертикали объем малого светового барабана, служившего первоначально звонницей. Покрытие купола большого светового барабана и завершение малого утрачены. Северный и южный фасады церкви фланкированы четырехколонными портиками тосканского ордера с треугольными фронтонами. Оконные проемы первого светового яруса двусветного объема церкви – прямоугольные, второго светового яруса – квадратные. Оконные проемы трапезной и большого светового барабана – прямоугольные с полуциркульным завершением. Аналогичную форму имеют прорезанные по сторонам света арочные проемы малого светового барабана. Окна первого светового яруса церкви декорированы сандриком-полочкой на кронштейнах. Прямоугольные с полуциркульным завершением окна декорированы архивольтами с замковыми камнями. Квадратные в плане первый, второй и третий ярус колокольни, прорезанные арочными проемами звона по сторонам света во втором и третьим ярусах обработаны по углам двойными пилястрами. Четвертый ярус колокольни – восьмиугольный в плане, прорезанный по сторонам света арочными проемами звона меньшего размера. Завершение колокольни утрачено. В архитектуре здания соединены черты классицизма (объемно-пространственная композиция и декор храма) и класицизирующей эклектики (колокольня). Храм принадлежит к числу наиболее интересных культовых сооружений, построенных в стилевых формах классицизма на территории Липецкой области. В с. Стешево появился на свет Борис Гавриилович Скворцов, будущий епископ Рязанский и Касимовский. Родился он 30 сентября 1895 в семье священника Гавриила Михайловича Скворцова. Отец будущего архипастыря был тоже родом из духовного звания и отличался усердными и ревностными трудами на ниве Христовой. По окончании в 1885 Рязанской Духовной семинарии по второму разряду Гавриил Михайлович был определен на штатную должность псаломщика к Спасской церкви с. Хрущева Данковского уезда, а в 1887 архиепископом Рязанским и Зарайским Феоктистом (Поповым) был рукоположен на штатную должность священника к Казанской церкви с. Стрешнева Данковского уезда. Прослужил Гавриил Скворцов в этой должности до 1896 года (Подробнее о жизни Гавриила Скворцова и Бориса Скворцова можно прочитать на сайте Церковный некрополь).

http://sobory.ru/article/?object=12863

В великокняжеском дворце шли оживленные приготовления к большому торжеству. Готовились принять бывшего царя казанского Шиг-Алея. Шиг-Алей уже давно попал в немилость; он был сослан еще при жизни великого князя Василия Ивановича. Когда на Казанский престол возвели брата Шиг-Алея, Еналея, Шиг-Алею дали в удел Каширу и Серпухов. Однако Шиг-Алей этим не удовольствовался и, добиваясь престола, стал пересылаться с Казанью без ведома великого князя. Его свели за это из Каширы и Серпухова и сослали в заточение на Белоозера. Церемониться особенно с этим русским вскормленником не считали нужным. Но времена переменились: Еналей был убит возмутившимися казанцами; царем казанским провозгласили Сафа-Гирея крымского, врага московского государства. Тогда в Москву приехали с Волги казаки и городские татары и рассказали, что к ним приезжали казанские князья, мурзы и казаки, и заявили, что они составили заговор, решившись просить у московского государя, чтобы он простил Шиг-Алея, призвал его в Москву, а они тогда поднимут бунт и выгонят крымского выходца Сафа-Гирея, провозгласив царем казанским Шиг-Алея. Потолковали московские правители, услышав эти вести, и было решено простить Шиг-Алея. Надеялись, простив его, возвести его на казанский престол и дать урок крымцам. Беспокойные и неугомонные крымцы были искони нашими опасными врагами, и теперь казалось вполне возможным дать им отпор. Не надеяться на удачу было нельзя: главные вожаки и представители московской власти были молоды, отважны и задорны, а удачные дела с Литвою показали, что сил у нас еще довольно. Старик Сигизмунд тотчас же после смерти великого князя Василия Ивановича начал войну, надеясь, что в Москве начнутся непременно смуты, так как государство досталось малолетнему великому князю. Но он жестоко ошибся в этом и не рассчитал в то же время своих собственных сил. Он был стар, войска собирать в Литве было нелегко, а во главе русских войск стояли такие опытные предводители, как Василий Васильевич Шуйский, и такие молодые головорезы, как князь Иван Овчина и князь Борис Горбатый, которые сумели и выказать свои военные достоинства, и доказать, что им было непочем жечь города и деревни, резать и грабить мирных жителей. Подвиги опытных полководцев и набеги сорвиголовой шайки молодых головорезов Оболенских и Горбатых, несмотря даже на обычные пререкания и ссоры из-за старшинства между старыми боярами, дали нам перевес в войне с Литвою и заставили старика Сигизмунда изменить высокомерный тон и мало-помалу снизойти до всяких уступок, лишь бы заключить мир. Быть может, наши успехи были бы еще значительнее, если бы еще старые предводители не ссорились между собою и если бы не было нужды управляться в то время еще с казанцами и крымцами. Но так или иначе успехи были на нашей стороне и выгодами перемирия могли воспользоваться мы. Это не могло не поднять духа молодых правителей государства, и они теперь ликовали, предвидя, что Литва пойдет на всякие уступки.

http://azbyka.ru/fiction/dvorec-i-monast...

Григорий Котошихин. О Московском государстве в середине XVII столетия Глава I. О царех, и царицах, и о царвичах, и о царвнах, и о женитбе царской – каким обычаем бывает веселие 1 . Великий князь Иван Васильевич Московский Гордый со многими своими князи и з боляры ходил войною со многими войски под Казанское, и Астараханское, и Сибирское царствы и Божиим изволением пленил тех царств царей с их государствы и з землями и поселил в тех государствах и землях многих людей християн для укрепления. И с того времяни учинился он великий князь над Московским государством и над теми взятыми царствы и над прежними княжствы царем и великим князем Иваном Василевичем всеа Русии. И таковым обычаем в Росийской земле началося царствование. Княжествовавше же той великий князь и потом царствова, правивше государство свое в ярости и во злобе силне, тиранским обычаем, и имеяй со окрестными государствы войну и розвратие. Когда ж ему не случися быти со окрестными государствы в розвратии, и тогда пленил подданных своих, единоверных християн, и многи мучителства над князи, и боляры своими, и простыми людми показа; понеже и сына своего смири на оный свет, пробиша его осном 4514 своим, и единаго митрополита повеле задушити подушкою. 4515 Царствова ж той царь, преставися. 2 . По смерти же того царя на Московском царстве учинился царем сын его царевичь Феодор Ивановичь; а другому сыну его, царевичю Димитрию, с материю его дан был в удел город Углеч с уездом. Бысть же той царь и великий князь Феодор Иванович всея Русии на Московском государстве зело тих и боголюбив, не таков, яко отец его, и некоторого велможу, зовомаго Борис Годунов, перваго конюшего боярина, учинил над государством своим во всяких делах правителем, а сам предался смирению и на молитву. Той же боярин, правивше государство неединолетно, обогатися зело. Проклятый же и лукавый сотана, искони ненавидяй рода человеча, возмути его разум: всем бо имением, богатством и честию исполнен, но еще несовершенно удоволен, понеж житие и власть имеяй царскую, славою ж несть. И дияволим научением мыслил той боярин учинитись царем, и чрез какой бы обычай. И сь единомышленными своими умыслил послати некоторых людей во град Углечь, обещая им великую честь и богатство, чтоб они царского брата царевича Димитриа убили.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

К тому же сроки издания сборника по итогам научной конференции, на которой Борис огласил свою точку зрения, откладывались и откладывались. По той банальной причине, что отсутствовали необходимые средства. И вот, знакомьтесь: Пудалов Б.М. К биографии Кузьмы Минина//Мининские чтения. Труды научной конференции. Нижегородский государственный университет им. Н.И.Лобачевского (20-21 октября 2006 г.). Н.Новгород, 2007. С.184-195. ИЗ ДОСТОВЕРНЫХ ИСТОЧНИКОВ... ВО ВСТУПИТЕЛЬНОЙ ЧАСТИ статьи говорится о том, что достоверных биографических данных о К.Минине и его родственниках в дошедших до нас исторических источниках крайне мало и носят они отрывочный характер. Объяснимо это прежде всего тем, что жил народный герой в эпоху, когда родословные записи велись исключительно для " служилых людей по отечеству " (то есть для дворянского сословия). Мининский же род относился к посадским людям (сословию " тягловому " ), которые данной привилегией не обладали. Не было у посадских даже фамилии: звали их по имени-отчеству (по отцу), к которому могло быть добавлено какое-либо личное или родовое прозвище. Что же из источников (помимо ополченческого, " общественного " периода в жизни К.Минина) нам известно? Известно, что в 1613 г. за заслуги перед Отечеством К.Минин стал думным дворянином, получил в вотчину с. Богородское с деревнями (в Нижегородском уезде). Затем состоял на службе у царя, выполняя важные государственные поручения. Умер по дороге из Казанского уезда, куда был послан " для сыску, что черемиса заворовала " , и случилось это весной 1616 г.. Известно также, что после смерти его остались вдова Татьяна Семеновна и сын Нефед (Мефодий). Грамотой от 5 июля 1616 г. они в качестве единственных наследников К.Минина получили право на владение Богородской вотчиной. Нефед служил при дворе Михаила Романова, в чине стряпчего, сохранились его автографы (автографы его отца, К.Минина, неизвестны). Был женат, но детей не имел. Умер Нефед Кузьмич Минин в 1632 г. (между 1 сентября и 3 декабря). После смерти Нефеда, единственного сына в семье, линия рода Кузьмы Минина, по сути, пресеклась.

http://ruskline.ru/analitika/2008/03/12/...

По вся лта воеваху и православнаго християнства кровь, яко рчьные быстрины, изливашеся. Мнози же православнии християне отъ нечестивыхъ побиени быша, ови же в плен отведени и многия и различные муки претерпша. Царь же и великий князь Иванъ Васильевичь всеа Русии в лто 7061-го, видевъ нечестивых богомерское озлобление, подвижеся на нечестивыя, поиде во мнозе силе и град ихъ великий Казань взят, пределы их Казанския вся поплени и многое множество нечестивыхъ болгар погуби, оставших же от плна всхъ под свою под царскую десницу покори. Не по мнозех лтех по сем бранномъ ополчении Божиими судбами царь и великий князь Иванъ Васильевичь всеа Русии ко Господу отиде, по нем же достохвалный сынъ его благочестивый сей царь и великий князь Федор Ивановичь всеа Русии царствия скифетръ приемлет, якоже и преже явлено бысть. Нечестивии же болгари, гордостию бесовскою возношахуся, паки на благочестие востают и пришедше на пределы Росийскаго государства, якоже и преже, пленующе намнозе. Видевъ же сия преблагий человколюбивый Богъ нашъ и не остави до конца погибнути наслдию христоимнитого звания, вложи в сердце благочестивому царю и великому князю Федору Ивановичю всеа Русии, яко да православное християнство от нечестивых насилования исторгнетъ. Благочестивый же царь, истинный рачитель благочестия, слышавъ сия, божественною ревностию разжегся, повел изрядному своему правителю Борису Федоровичю послати многое свое воинство на нечестивые болгары. Достохвалный же правитель Борис Федоровичь вскоре повелние благочестиваго царя исполняетъ, собираетъ многое христолюбивое воинство и воеводы им поставляетъ и в велицей силе, изоруживъ, на болгары посылаетъ. Воинство же благочестиваго царя пришедше в предлы Болгарския области и тамо, намнозе пленующе, воеваше; и Божиим пособиемъ нечестивыи побежени быша и мнози от них острием мча падоша. Они же, видвше христолюбиваго воинства храброе ополчение и невозвратное устремление и свою погибель пред очима зряще, вскор ко благочестивому царю рабское покорение принесше.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Невоструеву удалось при вторичной переписке славянской части словаря дойти только до буквы Д, причем им были оставлены пробелы, которые предполагал заполнить впоследствии. Греческая же часть словаря была переписана старцем-тружеником, «хотя и без строгого алфавитного порядка». В нее вошло 16 258 слов, библейских и богослужебных, и 337 слов библейских (предисловие к книге Сираха и 4-й книге Маккавейской). Смерть Невоструева прервала его жизненный труд. Продолжателей не нашлось. Словарь остался в незаконченном виде, и его постигла печальная судьба. Через два года после смерти Невоструева (в 1874 г.) изучавший его словарь прот. Боголюбский с огорчением отмечал, что «написаны эти тетради (славянской части)... по местам так тесно и мелко, что разобрать можно только с трудом (я могу разбирать только через увеличительное стекло). Неясность рукописи зависит и от того, что тетради... изветшали, замаслились, да и чернила уже выцвели» 150 . Священник Григорий Дьяченко , собирая материал для своего словаря в конце прошлого столетия, пользовался в Московской епархиальной библиотеке и словарем Невоструева, авторство которого он ошибочно приписывал знаменитому брату протоиерея – Капитону Ивановичу 151 . Дьяченко нашел, что этот словарь, «вследствие влияния времени и прежнего его небрежного хранения, пришел в такое плачевное состояние, что только при сильно увеличивающей лупе и крайнем напряжении зрения можно прочитать некоторые слова» 152 . Так постепенно погибал двадцатипятилетний колоссальный труд вдохновенного добровольца – справщика. В настоящее время архив Невоструева находится в Государственной Ленинской Библиотеке 153 . После смерти Невоструева делались попытки добиться издания его словаря, но инициаторы потерпели неудачу. Было начато дело об его издании на средства Св. Синода 154 , однако духовно-учебный Комитет не нашел возможным дать на это согласие, ссылаясь на отзыв проф. Е. Ловягина , нашедшего словарь «не вполне исправленным и недоконченным, а потому неудобным для издания». Архиепископ Тверской Савва ходатайствовал перед Синодом о денежном вознаграждении вдовы покойного, которая соглашалась передать словарь в собственность Синода. Попытка склонить Московское Общество любителей духовного просвещения к напечатанию этого словаря протоиереем Московского Казанского собора и членом Московской Духовной Консистории Димитрием Иоанновичем Кастальским 155 тоже не увенчалась успехом. Он выступил с докладом о словаре 156 на распорядительном собрании Общества в 1881 г., но предложение его было отклонено за отсутствием средств 157 .

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Sove/pro...

Прот. Невоструев не был теоретиком-кабинетным ученым. Он пастырски ревновал, чтобы церковный народ и особенно дети поняли красоты и глубокое содержание литургических текстов. С этой целью «воцерковления» и литургического просвещения верующих он перелагал в стихи, не всегда удачные, ирмосы :праздничных канонов 158 , тропари и кондаки, предполагая их издать для на рода, для крестьянских детей, обучающихся грамоте. Однако этот замысел не был осуществлен 159 . Вероятно, решающее значение имело отрицательное отношение митрополита Филарета. Этим же обстоятельством можно объяснить отсутствие печатных трудов у московского труженика-литургиста. Он скорбел, что богослужебными книгами мало кто интересуется, и вместе со своим последователем прот. М. С. Боголюбским много думал о том, как сделать их доступными для частных лиц. Необходимо снизить их довольно высокую цену, а для этого сократить их объем путем исключения повторяющихся текстов, иногда довольно больших (например, канонов, стихир и седальнов в дни попразднства, крестобогородичнов и богородичнов – седальнов), и тех чинов, которые имеются в других богослужебных книгах (например, чины водоосвящения) 160 . Из миней можно исключить службы тем русским святым, которые не совершаются повсеместно, предоставив церкви и монастырям право печатания служб и акафистов почитаемым святым. Вообще, следует обратить внимание на возможно более широкое распространение богослужебных книг. Эти мысли прот. Невоструева являются особенно актуальными и в настоящее время, когда богослужебные книги стали большою редкостью. С трудами и замыслами прот. Невоструева познакомил церковное общество, к сожалению, весьма ограниченный его круг – московское духовенство – единомысленный с ним настоятель московской 3ачатьевской церкви протоиерей Михаил Симонович Боголюбский 161 , брат архиепископа Платона и проф. П.С. Казанского . Он напечатал в «Православном обозрении» статью «Об ученых трудах покойного протоиерея А.И. Невоструева» 162 , в которой дополнил и уточнил текстуально-критический метод Невоструева 163 . 3анятия над богослужебными книгами вдохновили Боголюбского на доклад, произведший большое впечатление, в Обществе любителей духовного просвещения 17 сентября 1870 г. – «Несколько замечаний о славянском тексте Псалтири» 164 .

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Sove/pro...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010