Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КЛИМЕНТ (Друмев Васил Николов) (ок. 1841, г. Шумен - 10.07.1901, София), митр. Тырновский, болг. писатель, церковный и политический деятель. Окончил 4-классную гимназию в Шумене (1856) и год был помощником учителя. В 1858 г. поступил в Одесскую ДС. В 1861 г. взял академический отпуск и вступил в 1-й болг. легион, сформированный болг. революционером Г. С. Раковским в Белграде для борьбы против османской власти, но через год, после роспуска легиона, продолжил обучение в Одессе. В 1865 г. поступил в КДА, которую окончил в 1869 г. со степенью кандидата богословия, защитив дис. «Греко-римские законы о преступлениях против веры и Церкви». В 1869 г. переехал в г. Брэила (Румыния), где вместе с М. Дриновым основал просветительское Болгарское лит. об-во (в 1911 преобразовано в Болгарскую АН); в 1870-1873 гг. редактор «Периодического журнала» об-ва (Периодически списание. Брэила); действительный (1872) и почетный (1898) член об-ва. В Брэиле был директором болг. школы. В 1872 г., в период острого конфликта между учрежденным в 1870 г. Болгарским Экзархатом и К-польской Патриархией, был призван митр. Варненским Симеоном (Попниколовым) принять духовный сан и возглавить одну из епархий Экзархата. 16 июня 1873 г. в с. Башкёй (ныне Николае-Бэлческу, Румыния) пострижен в монашество и рукоположен во диакона, 24 июня - во иерея, 18 июля возведен в сан архимандрита. В июле 1873 г. назначен протосинкеллом Доростольско-Червенской епархии, 21 апр. 1874 г. в г. Русе хиротонисан во епископа Браницкого, викария Доростольско-Червенского митрополита. В 1877 г. назначен временно управляющим Тырновской епархией, 28 сент. 1878 г.- ректором духовного училища, открывшегося в Лясковском мон-ре . Исполнял обязанности ректора до мая 1884 г.: написал устав уч-ща, которое преобразовал в семинарию, в учебную программу помимо богословских и церковных предметов включил историю, алгебру, геометрию и физику. После освобождения Болгарии от османского владычества (1878) участвовал в политической жизни страны: с 1879 г. депутат Учредительного, затем Великого народного собрания Болгарского княжества, председатель Комиссии по составлению конституции. В составе болг. делегации посетил Россию, где 27 июня 1879 г. в Александро-Невской лавре вместе с бывш. Болгарским экзархом Анфимом I сослужил митр. Новгородскому и С.-Петербургскому Исидору (Никольскому), что вызвало резкий протест К-польской Патриархии, не признававшей независимость Болгарской Церкви. В условиях политического кризиса 22 нояб. 1879 г. был назначен министром-председателем правительства и министром просвещения Болгарии на период визита в Россию болг. кн. Александра Баттенберга (занимал посты до 24 марта 1880). Был председателем Комитета по возведению в Софии храма-памятника во имя св. блгв. кн. Александра Невского в благодарность российскому императору за освобождение Болгарии.

http://pravenc.ru/text/1841355.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЛАРИОН (Цонев Димитр Драганов; 12.01.1913, Елена - 28.10.2009, Варна), митр. Доростольский и Червенский Болгарской Православной Церкви (БПЦ). По линии матери родственник митр. Тырновского Илариона (Михайловского) . Среднее образование получил в Елене. В 1927-1933 гг. учился в Софийской ДС, в 1933-1937 гг.- на богословском фак-те Софийского ун-та. В 1937-1938 гг. заведовал приютом для сирот в Тырнове. 4 сент. 1938 г. в Дряновском мон-ре пострижен в монашество, а 21 сент. в Варне рукоположен во диакона. Был секретарем Варненской и Преславской митрополии, в 1940-1943 гг. учитель-воспитатель в Софийской ДС. 4 нояб. 1941 г. в ц. Иоанна Рильского при Софийской ДС рукоположен во иерея. С нач. 1944 до 30 сент. 1957 г. протосинкелл Великотырновской митрополии. 5 дек. 1947 г. возведен в сан архимандрита. В 1957-1964 гг. инспектор Софийской ДА, в 1964-1965 гг. игумен Троянского монастыря , с 1965 по 1972 г. последовательно возглавлял Культурно-просветительский и Богословский отделы при Свящ. Синоде БПЦ. С 1 авг. 1972 г. игумен Бачковского мон-ря (см. Петрицонский в честь Успения Пресвятой Богородицы монастырь ). 21 янв. 1981 г. в Пловдиве в храме св. Марины хиротонисан во епископа Траянопольского. С 1981 по 1990 г. последовательно занимал должности председателя церковного настоятельства храма-памятника во имя блгв. кн. Александра Невского в Софии, директора Центрального церковно-исторического и археологического музея при Болгарской Патриархии, игумена Троянского монастыря, викария митр. Варненского и Преславского Иосифа (Лазарова) , патриаршего викария и заведующего Богослужебным и Духовного надзора отделами при Свящ. Синоде. В 1990-1992 гг. викарный епископ Великотырновской епархии, в 1992-1994 гг. администратор этой епархии. С 1994 г. патриарший викарий Софийской митрополии. 7 сент. 2003 г. избран, а 12 окт. утвержден митрополитом Доростольским и Червенским. Взошел на кафедру 19 окт. того же года.

http://pravenc.ru/text/389209.html

просветителей, проходили научные и культурные мероприятия, во мн. учебных заведениях в этот день были выпускные мероприятия. 30 марта 1990 г. Народное собрание Болгарии объявило 24 мая общенациональным праздником - Днем болгарского просвещения, культуры и славянской письменности. В честь провозглашения независимости Болгарии (1908) был учрежден гос. орден св. К. и Мефодия 1 степени (сейчас 3 степени) для награждения болг. и иностранных граждан, учебных, общественных, научных и культурных сообществ и организаций за заслуги в научной, просветительской и культурной деятельности. ЮНЕСКО провозгласила 1969-й год Юбилейным в честь 1100-летия со дня смерти К. 14 февр. в Софии состоялся многотысячный митинг возле здания НБКМ, а 11 мая в храме-памятнике св. блгв. кн. Александра Невского была торжественная служба с участием 3 патриархов (К-польского Афиногора, Александрийского Николая VI и Болгарского Кирилла) и делегаций из всех Поместных Православных Церквей. 21-23 мая в Софии прошел Международный научный симпозиум, организованный Болгарской АН, Софийским ун-том им. Климента Охридского и Высшим педагогическим ин-том Велико-Тырнова ( Игнатьев А. Празднование в Болгарии 1100-й годовщины блаженной кончины св. Кирилла-Константина Философа//ЖМП. 1969. 8. С. 66-73). Болгария стала центром изучения жизни, деятельности и наследия равноапостольных братьев К. и Мефодия. В 1971 г. при Болгарской АН возникла Кирилло-Мефодиевская комиссия, преобразованная в 1980 г. в Кирилло-Мефодиевский научный центр , занимающийся исследованием деятельности просветителей. Ин-т лит-ры при Болгарской АН издал Кирилло-Мефодиевскую энциклопедию (КМЕ. 1985-2003. 4 т.). Д. Чешмеджиев Почитание К. и Мефодия в России в XIX-XXI вв. К кон. XVII в. почитание К. и Мефодия сократилось под влиянием печатного Месяцеслова (1682), в к-ром список святых был исправлен по греч. образцам. Но с развитием национального движения среди слав. народов, распространением идей панславизма и славянофильства интерес к жизни и деятельности слав.

http://pravenc.ru/text/1840253.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 При подготовке к 100-летию Александро-Невского собора в Софии выяснилось, что храм не имеет собственника 15.04.2011 Болгарский премьер Бойко Борисов пообещал Синоду Болгарской Православной Церкви найти решение вопроса о Патриаршем храме-памятнике св. блгв. кн. Александра Невского в Софии , относительно которого отсутствуют какие-либо документы о правах собственности, сообщает сайт «Двери.Бг». Неурегулированность статуса храма св. Александра Невского, который является визитной карточкой болгарской столицы, была выявлена в связи с началом подготовки мероприятий в 2012 г. в честь 100-летия возведения собора. Идея воздвижения храма-памятника в честь небесного покровителя Российского императора Александра II возникла в 1879 г. в знак благодарности русскому народу, освободившему в ходе русско-турецкой войны 1877-1878 гг. болгарский народ от 5-векового турецкого ига. Строительство храма началось в 1904 г. и завершилось в 1912 г. под руководством русского архитектора А.Н. Померанцева. Как сообщила пресс-служба Правительства Болгарии, встреча премьера с синодальными митрополитами прошла по инициативе последних. На встрече митрополиты также попытались добиться передачи Болгарской Церкви прав собственности на все храмы и часовни, которые сейчас находятся в её пользовании, и обсудили с премьером актуальные ныне вопросы о статусе священнослужителей и участии Церкви в ряде государственных программ. Участники встречи договорились создать совместную экспертную группу по урегулированию вопроса о медицинских страховках для монахов и монахинь, которые, проживая в своих монастыря, не занимают какую-либо должность и не получают за это зарплату, и поэтому не могут считаться работниками. Бойко Борисов заверил членов Синода, что хочет помочь Церкви, а митрополиты поблагодарили его за содействие в возвращении Церкви храма в с. Батак и участие в канонизации жертв Баташской бойни, прославление которых состоялось в Софии 3 апреля. Седмица.Ru / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 15.04.2011 16:12:29

http://drevo-info.ru/news/10573.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Обсуждение Изменить Версии Скончался митрополит Неврокопский Нафанаил 18.11.2013 16 ноября, в день своего 61-летия, после долгой и тяжелой болезни в Софии скончался митрополит Неврокопский Нафанаил (Калайджиев) , сообщает официальный сайт Болгарской Патриархии. В синодальном извещении о смерти митрополита Нафанаила говориться, что он " останется в церковной памяти как усердный в монашеском пути, богомудрый духовник и архипастырь вверенного ему клира и народа " . Владыка Нафанаил жил в монастыре в Хаджидимово, отличался редкой скромностью и нестяжанием и до последнего дня неукоснительно соблюдал афонский устав. В Гоце-Делчеве, кафедральном городе Неврокопской епархии, считают, что владыка должен быть погребен в кафедральном соборе св. Кирилла и Мефодия, хотя в своем завещании он просил похоронить его слева от входа во дворе митрополичьего комплекса. Также он просил, чтобы прощание с ним прошло не в кафедральном соборе Гоце-Делчева, а в скромном храме Пресвятой Богородицы. На территории епархии объявлен 3-дневный траур. Время и место похорон пока не сообщаются. 17 ноября патриарх Болгарский Неофит отслужил парастас в синодальной часовне св. блгв. царя Бориса, где в тот день было положено тело усопшего для прощания. Уже решено, что владыка Нафанаил будет похоронен 19 ноября в кафедральном соборе во имя святых Кирилла и Мефодия в Гоце-Делчеве, кафедральном городе Неврокопской епархии. Наместником овдовевшей епархии 17 ноября Синод Болгарской Церкви избрал митрополита Видинского Дометиана . Накануне клир Неврокопской епархии обратился к Синоду с просьбой избрать наместником епархии митрополита Ловечского Гавриила или митрополита Стара-Загорского Галактиона, так как избрание наместником другого митрополита может быть неблагоприятно воспринято священнослужителями и паствой и вызвать нарушения условий деятельности епархии и проведения честных выборов нового Неврокопского митрополита.

http://drevo-info.ru/news/16240.html

В Болгарии при поддержке Церкви в Вербное воскресенье прошла акция по сдаче донорской крови 29 апреля, 2013. Новостная служба По данным Центра трансфузионной гематологии в течение 10 лет наблюдается тенденция к увеличению числа участников этой добровольной акции в болгарской столице. 29 апреля. ПРАВМИР. В болгарских городах 28 апреля, в Вербное воскресенье, прошла акция по сдаче донорской крови, организованная Министерством здравоохранения Болгарии и Центром трансфузионной гематологии при поддержке Болгарской Православной Церкви. Акция по сбору крови в этом году охватила Софию, Варну, Бургас, Пловдив, Смолян, Велико Тырново, Видин, Стара-Загору, Плевен и Добрич, сообщает Седмица.ru . Мобильные пункты по приему крови были расположены в этих городах возле православных храмов. В Софии мобильные пункты действовали на площади перед храмом-памятником св. блгв. кн. Александра Невского, перед храмом св. Недели и возле других храмов. В Варне кровь можно было сдать в здании Варненской митрополии, а в Бургасе в здании Свободного университета. По данным Центра трансфузионной гематологии в течение 10 лет наблюдается тенденция к увеличению числа участников этой добровольной акции в болгарской столице. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/v-bolgarii-pri-podderz...

Недавно Анат[олий] Вас[ильевич] от архимандрита Мефодия 380 , настоятеля Софийского подворья, получил письмо, где он благодарит за кн[игу] «Русск[ая] Пр[авославная] Церковь » и указывает наши ошибки. Во-первых, в кн[иге] ошибочно указано, что настоятелем Софийского подворья является игумен Сергий тогда как он перестал быть настоятелем в мае 1957 г. и что уже в «ЖМП» 1957 г. 10 напечатано, что настоятелем назначен он – архим[андрит] Мефодий. Но самое главное то, что он указывает об ошибочном названии прп. Параскевы (пам[ять] 14 октября) Сербской. Эта ошибка вкралась давно. Он пишет: «В Четьи-Минеях св. Дим[итрия] Ростовск[ого] сказано: «В земли Сербской, близ града Калликратия бе весь, нарицаемая Эпиват. В той веси родися святая и преп[одобная] Параскева... " ». «Откуда св. Димитрий Ростов[ский] взял, что Эпиват находится в «земли Сербской», я лично не могу сказать, но греческое селение «Эпиватос» сушествует и до сего дня под турецким названием «Баядос» и находится на берегу Мраморного моря – территория, кот[орая] никогда не была Сербской, хотя там издавна было много славянских насельников, впрочем, ничего общего не имеющих с сербскими славянами. Жила преподобная Параскева, как известно, в XII веке. Если и допустить предположительно, что по происхождению она была славянкой (о чем не имеется никаких оснований), но по своему воспитанию она бесспорно была гречанкой, подвизалась среди греков в греческом храме, в кот[ором] богослужения совершались на греческом языке. А брат ее – св. Евфимий – был епископом Мадитским (в Малой Азии), что опять свидетельствует о греческой, а не славянской племенной принадлежности обоих (память его 15 октября)». «В 1238 г. мощи преп. Параскевы были перенесены из Эпивата в столицу Болгарии – Терново: это сделалось возможным благодаря тому, что болгарск[ий] царь Иоанн Асент разбил крестоносцев и занял побережье Мраморного моря, и при нем была вторично учреждена автокефалия Болг[арской] Прав[ославной] Церкви. В Тернове был воздвигнут храм во имя преп. Параскевы, в кот[ором] мощи покоились в течение 155 лет. В 1393 году Терново пало под власть турок. Св[ятые] мощи были перенесены в Валахию. В 1396 г. Валахия тоже была покорена турками, и мощи были отданы турецкому вассалу – сербскому князю Душану по просьбе его супруги святой блгв. Ангелины. В Белграде мощи оставались в продолжение 125 лет. В 1521 г. их перенесли в Константинополь, где [они] оставались в продолжение 126 лет. В 1641 г. они были торжественно перенесены в Молдавию в г. Яссы, где (в х[раме] «Трех святителей») находятся и в настоящее время.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Игумения Домника преподнесла в дар Святейшему Патриарху икону св. блгв. кн. Александра Невского, вышитую сестрами монастыря.  В ответном слове Предстоятель Русской Церкви выразил благодарность митрополиту Кириллу за труды по управлению Екатеринбургской митрополией, вручив Его Высокопреосвященству икону Воскресения Христова. Настоятельнице Ново-Тихвинского монастыря в благословение на игуменские труды Святейший Владыка также вручил образ Спасителя, а сестрам обители передал пасхальное яйцо с изображением Воскресшего Спасителя. Святейший Владыка особо поблагодарил благотворителей монастыря А.А. Козицына и И.А. Алтушкина за вклад в возрождение Ново-Тихвинской обители. В завершение Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл благословил изменить название обители и именовать ее отныне Александро-Невский Ново-Тихвинский монастырь. Всем участникам богослужения были вручены маленькие иконы святых Царственных страстотерпцев с Патриаршим благословением. Александро-Невский Ново-Тихвинский женский монастырь г. Екатеринбурга Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 10 апреля 2024 г. (28 марта ст.ст.) среда Прп. Илариона Нового, игумена Пеликитского (ок. 754). Прп. Стефана чудотворца, исп., игумена Триглийского (ок. 815). Прмч. Евстратия Печерского, в Ближних пещерах (1097). Прп. Илариона Псковоезерского, Гдовского (1476). Мчч. Ионы и Варахисия и других с ними (ок. 330). Мч. Бояна, кн. Болгарского (ок. 830). Св. Николая Постникова исп., пресвитера (1931); сщмч. Василия Малинина пресвитера (1938); мч. Иоанна Чернова (1939). Литургия Преждеосвященных Даров. На 6-м часе: Ис. XXVI, 21 – XXVII, 9 . На веч.: Быт. IX, 18 – X, 1 . Притч. XII, 23 – XIII, 9 . Утреня совершается только по Триоди. Рядовая служба Минеи поется на повечерии. На 1-м часе поклонение Кресту. На часах и изобразительных кондак «Не ктому пламенное оружие...». Начиная с этого дня до Великой Среды на всех литургиях Преждеосвященных Даров добавляется ектения о «готовящихся ко Святому Просвещению» (Крещению).

http://patriarchia.ru/db/text/2981236.ht...

Представитель Русской Православной Церкви принял участие в богослужении на Шипке 1 сентября 2011 г. 09:43 30 августа 2011 года, в день памяти святого благоверного князя Александра Невского (по новому стилю), игумен Филипп (Васильцев), настоятель Патриаршего Никольского подворья в Софии, представитель Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Болгарском, по приглашению митрополита Старозагорского Галактиона принял участие в праздничном богослужении в храме Рождества Христова в Шипченском монастыре. По окончании Божественной литургии митрополит Галактион тепло приветствовал игумена Филиппа и иеромонаха Зотика (Гаевского), секретаря подворья. По словам владыки, братские отношения, скрепленные подвигом христолюбивого русского воинства и болгарских ополченцев, навсегда связали два единоверных народа, сообщает служба коммуникации подворья Русской Православной Церкви в Софии. В ответном слове игумен Филипп сердечно поблагодарил митрополита Галактиона за приглашение, отметив, что пример святого Александра Невского как никогда актуален в современной жизни, а подвиг русского и болгарского воинства имеет непреходящее значение. Настоятель Никольского подворья преподнес в дар святой обители образ святого благоверного князя Александра Невского. Затем в крипте храма была отслужена панихида по всем русским воинам и болгарским ополченцам, живот свой положившим за освобождение Болгарии от османского ига. В богослужении приняли участие наместник Шипченского монастыря Рождества Христова архимандрит Ианнуарий, настоятель болгарского прихода в Афинах архимандрит Афанасий, духовенство Старозагорской епархии. Шипкинский перевал, расположенный на высоте 1300 м, сыграл ключевую роль в русско-турецкой войне 1877-1878 гг. Здесь русские солдаты и болгарские ополченцы удерживали тридцатитысячную турецкую армию, не допуская ее соединения с основными турецкими силами, осажденными в Плевне. В августе 1877 г. возле Шипки пали смертью храбрых тысячи русских и болгарских воинов, которых чтят в Болгарии как героев. Традиционно в день памяти св. блгв. кн. Александра Невского клирики Патриаршего Никольского подворья в Софии принимают участие в богослужениях в Шипченском монастыре. Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/1610544.ht...

Палладий Александрийский , прп. (27 ноября/10 декабря) Памва Печерский , иеромонах, затворник, исповедник, в Дальних (Феодосиевых) пещерах (18/31 июля; 28 августа/10 сентября [Печер.]) Памфил Кесарийский (Палестинский), пресвитер, мч. (16 февраля/1 марта) Панкратий Печерский , затворник, в Дальних (Феодосиевых) пещерах, прп. (9/22 февраля; 28 августа/10 сентября [Печер.]) Панкратий Тавроменийский , Антиохийский, еп., сщмч., ученик ап. Петра (9/22 февраля; 9/22 июля) Пантелеймон Целитель , вмч. (27 июля/9 августа) Папила Фиатирский , Пергамский, диакон, сщмч. (13/26 октября) Параскева Пятница , мц. (28 октября/10 ноября) Параскева Римская , прмц. (26 июля/8 августа) Параскева-Петка Сербская , Болгарская, прп. (14/27 октября) Пармен , ап. от 70-ти, из 7 диаконов (4/17 января ап.]; 28 июля/10 августа) Парфений , мч. (19 мая/1 июня) Парфений Лампсакийский , еп. (7/20 февраля) Патапий Фивский , Константинопольский, прп. (8/21 декабря) Патрикий Прусский (Брусский), Вифинский, еп., сщмч. (19 мая/1 июня) Пафнутий Боровский , прп., игумен (1/14 мая) Пафнутий Печерский , затворник, в Дальних (Феодосиевых) пещерах, прп. (15/28 февраля; 28 августа/10 сентября [Печер.]) Пахомий Великий , Египетский, Фиваидский, прп. (15/28 мая) Пахомий Нерехтский , Сыпановский, Костромской, прп. (21 марта/3 апреля местно; 15/28 мая; 5/18 мая) Пелагия Антиохийская , Елеонская, Палестинская, прп. (8/21 октября) Пелагия Тарсийская , дева, мц. (4/17 мая; 7/20 октября) Петр (в иночестве Давид) Муромский , блгв. князь, чудотворец (25 июня/8 июля) Петр (до призвания Симон), первоверховный апостол (из 12-ти) (16/29 января; 29 июня/12 июля; 30 июня/13 июля ап.]) Петр Коришский , прп. (5/18 июня) Петр (Полянский), митр. Крутицкий, сщмч. (27 сентября/10 октября; в воскресенье после 25 января [новомуч.]) Петр Александрийский , архиеп., сщмч. (25 ноября/8 декабря) Петр Афонский , прп. (12/25 июня) Петр Казанский , мч. (24 марта/6 апреля) Петр Московский и всея России, митр., чудотворец (24 августа/6 сентября; 5/18 октября свт.]; 21 декабря/3 января)

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010