А. В. Сиренов Иконография Святые князья владимирские Глеб Андреевич, Георгий Всеволодович, Александр Невский, Андрей Боголюбский и мч. Авраамий Болгарский. Икона. 1814 г. Мастер И. Афанасьев (ГРМ) Святые князья владимирские Глеб Андреевич, Георгий Всеволодович, Александр Невский, Андрей Боголюбский и мч. Авраамий Болгарский. Икона. 1814 г. Мастер И. Афанасьев (ГРМ) Изображения Г. А. встречаются значительно реже, чем образы более почитаемых блгв. вел. князей владимирских - Александра Невского и Георгия Всеволодовича. Наиболее раннее изображение Г. А. (если верить поздней надписи) сохранилось в росписи зап. грани сев.-зап. столпа Архангельского собора Московского Кремля 1652-1666 гг., выполненной на основе иконографической программы 1564-1565 гг. Т. Е. Самойлова связывает появление этого изображения с интересом царя Иоанна IV Васильевича Грозного к образу отца Г. А. блгв. кн. Андрея Боголюбского и с почитанием прославленных чудесами мощей младшего князя. Г. А. представлен как безбородый юноша с короткими волосами, в княжеской шапке без опушки, напоминающей закрытый венец, в накинутой на плечи шубе с орнаментом, без меча, с молитвенно воздетыми руками. По-видимому, его образ основан на иконографии св. кн.-страстотерпца Глеба, к-рый в том же соборе изображен в такой же молитвенной позе и без традиц. для его иконографии меча. Описания внешнего облика Г. А. содержатся в иконописных подлинниках 20-30-х гг. XIX в. под 5 сент.: «Млад, кудряв, аки Георгий, риза княжеская» (РНБ. Погод. 1931. Л. 28 об.); «Млад, ризы княжеския» (ИРЛИ (ПД). Перетц. 524. Л. 56). Несмотря на наличие сведений о местном почитании Г. А. в XVII в., его изображения этого времени неизвестны (образы Владимирских чудотворцев входили в состав росписи XVII в. св. врат владимирского в честь Рождества Богородицы мон-ря, однако сведения об изображении Г. А. отсутствуют). Сохранившиеся памятники с образом Г. А. относятся ко 2-й пол. XVIII - нач. XX в. Редкий пример единоличного изображения - храмовая икона юж. придела во имя Г.

http://pravenc.ru/text/165101.html

Архив Пн В Москве завершаются торжества, посвященные 600-летию преставления свт. Киприана, митрополита Московского 1 октября 2006 г. 14:40 Сегодня в Москве завершаются торжества, посвященные 600-летию преставления свт. Киприана (1330–1406), митрополита Московского, которые проходят по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. В третий день торжеств Святейший Патриарх Алексий в сослужении иерархов Русской и Болгарской Православных Церквей совершил Божественную литургию в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля , где почивают под спудом святые мощи святого, обретенные в 1472 году. Богослужение, на котором присутствовал новоназначенный Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Болгарии в РФ Пламен Грозданов, сопровождал хор Софийского Патриаршего кафедрального собора -памятника в память освобождения Болгарии Россией во имя св. блгв. кн. Александра Невского. Хор, которым в течение уже 28 лет руководит доцент богословского факультета Софийского университета Димитрий Димитров, придерживается традиций русского церковного песнопения. Свт. Киприан, выходец из знатного рода Цамблак, родился в древней болгарской столице Велико Тырново. Он известен тем, что составил первую родословную русских князей и жития русских святых. Заботился об упорядочении богослужения и исправлении богослужебных книг. Своими пастырскими посланиями он утверждал веру в Церкви. Широко известна его деятельность по переводу богослужебной литературы. В торжествах в Москве по благословению Святейшего Патриарха Болгарского Максима принимает участие делегация Болгарской Православной Церкви , в которую входят митрополит Варненский и Великопреславский Кирилл, митрополит Великотырновский Григорий и митрополит Ловчанский Гавриил, а также болгарские ученые профессор Н. Дончева-Панайотова и профессор А. Джурова. Сегодня вечером в зале церковных соборов храма Христа Спасителя состоится концерт с участием хора Софийского кафедрального собора-памятника во имя св. блгв. кн. Александра Невского.

http://patriarchia.ru/db/text/146956.htm...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НИКИТА Никита, поставленный митрополитом Киевским в К-поле, приезжает в Киев. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.225. Л. 26) Никита, поставленный митрополитом Киевским в К-поле, приезжает в Киев. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.225. Л. 26) († 9 мар. 1126), митр. Киевский (1122-1126). По происхождению грек. Поставлен в К-поле патриархом К-польским Иоанном IX Агапитом после того, как в апр. 1121 г. скончался митр. Киевский Никифор I . В Киев Н. прибыл в 1122 г. (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 292; Т. 2. Стб. 286), вероятно, 15 окт. (эту дату содержит надпись некоего Судилы на стене киевского Софийского собора: «Месяца октября в 15 день при(ш)ьлъ Никита» ( Высоцкий С. А. Средневековые надписи Софии Киевской: (По мат-лам граффити XI-XVII вв.). К., 1976. 112. С. 38-39, 211, 214. Табл. XVIII-XIX; Зализняк А. А. К изучению древнерусских надписей// Янин В. Л., Зализняк А. А., Гиппиус А. А. Новгородские грамоты на бересте. М., 2004. Т. 11: Из раскопок 1997-2000 гг. С. 271-272. 112 (уточненное прочтение надписи)); нельзя исключать, впрочем, и того, что в граффити упом. не Киевский митрополит, а Новгородский свт. Никита (1096-1109), вполне вероятно посещавший Киев во время своего епископства). По гипотезе А. Е. Мусина, Н. мог быть 1094 г. до поставления в митрополиты схартофилаксом (хранителем документов и книг) и диаконом собора Св. Софии, как и его предшественник Никифор I; подобно последнему, хартофилакс Никита состоял в переписке с архиеп. Охридским Феофилактом Болгарским (1078-1107), бывш. диаконом Софийского собора ( Мусин А. Е. Загадки дома Св. Софии: Церковь Великого Новгорода в X-XVI вв. СПб., 2016. С. 68). В том же 1122 г., когда Н. прибыл в Киев, в Византии состоялось бракосочетание внучки блгв. кн. Киевского Владимира (Василия) Всеволодовича Мономаха и дочери блгв. кн. Мстислава (Феодора) Владимировича с «царем» (ПСРЛ.

http://pravenc.ru/text/2565386.html

народов. Создал фундаментальные исследования «Св. Константин и Мефодий, апостолы славянские» (1867; не опубл., т. к. содержащаяся в нем критика легендарных сказаний, в частности о св. еп. Клименте Охридском, не была пропущена цензурой; в 1869 удостоено полной Уваровской премии), «Краткий очерк истории православных Церквей Болгарской, Сербской и Румынской или Молдо-Валашской» (М., 1871). Последняя работа оставалась наиболее полной и значительной в данной области до создания в кон. XIX - 1-й трети XX в. национальных историй правосл. Церквей южнослав. стран и Румынии. В 1872-1873 гг. Г. ездил в научную командировку в Зап., Вост. и Юж. Европу (Австрия, Польша, Галиция, Буковина, Сербия, К-поль), работал в б-ках, собирал исторические и этнографические материалы из жизни русинов, балканских народов. На Пасху 1873 г. совершил паломническую поездку в Палестину, встречался с начальником Русской духовной миссии в Иерусалиме архим. Антонином (Капустиным) , на обратном пути посетил Афон. Опубликовал неск. статей, в к-рых обобщил итоги своих путешествий. Написав обширные исследования «Очерк истории просвещения у греков со времени взятия Константинополя турками до настоящего столетия» (М., 1872), «Христианство в России до Владимира Святого» (М., 1876) и др., Г. к нач. 80-х гг. получил известность и признание в научных кругах. Но его главным фундаментальным сочинением стала «История Русской Церкви». В 1-м т. Г. критически переосмыслил предание о путешествии ап. Андрея Первозванного по территории Руси, подверг сомнению подробности летописных рассказов о походе Аскольда и Дира на К-поль, о Крещении блгв. вел. кнг. Ольги , о Крещении Руси блгв. вел. кн. Владимиром (Василием) Святославичем , считал христианином вел. кн. Игоря , по-новому оценил источники по истории Руси до кон. XIII в., попытался дать картину религиозно-нравственной жизни рус. народа после принятия христианства, реконструировать историю церковных учреждений, мон-рей, приходов домонг. периода. В 1880 г. представил 1-й т.

http://pravenc.ru/text/165317.html

заложил каменную Спасскую ц. Собор в честь Рождества Пресв. Богоро-дицы. Суздале 1222 г. - 1 - я пол. XVI в. Фотография. 2004 г. Собор в честь Рождества Пресв. Богоро-дицы. Суздале 1222 г. - 1 - я пол. XVI в. Фотография. 2004 г. После кончины еп. Симона во епископа Суздальского, Владимирского и Переяславского 14 марта 1227 г. был хиротонисан игум. владимирского Рождество-Богородицкого мон-ря сщмч. Митрофан . При нем в 1230 г. была окончена роспись Рождественской ц. в Суздале, в этом же году архиерей освятил «вельми дивную резным камением» Георгиевскую ц. в Юрьеве-Польском, построенную блгв. кн. Святославом (Гавриилом) Всеволодовичем . В 1237 г., накануне нашествия монголо-татар. завоевателей, святитель установил во владимирском Успенском соборе «над трапезою» «кивот» и «украси его златом и сребром», одновременно был расписан притвор храма. Наиболее значительным церковным событием этого времени было перенесение во Владимир «из Болгарьское земли» в 1230 или 1231 г. мощей мч. Авраамия Болгарского , помещенных в Княгинином мон-ре. Еп. Митрофан принял мученическую кончину вместе с великокняжеской семьей 7 февр. 1238 г., во время разгрома города монголо-татар. войсками, на хорах владимирского Успенского собора. После 1238 г. Суздальско-Владимирской епархией управлял Ростовский еп. Кирилл II , в 1250-1274 гг.- живший во Владимире митр. Киевский и всея Руси Кирилл II (III) . 23 нояб. 1263 г. в храме Рождества Богородицы владимирского муж. мон-ря был погребен блгв. кн. Александр Ярославич Невский (в схиме Алексий). К сер. XIII в. предание относит возникновение 3 мон-рей: суздальского во имя Св. Троицы , суздальского во имя свт. Василия Великого , суздальского во имя мч. Александра. В 1271 г. из Суздальско-Владимирской епархии была выделена обширная Тверская епархия. Суздальский мон-рь во имя свт. Василия Великого. Фотография. 2003 г. Суздальский мон-рь во имя свт. Василия Великого. Фотография. 2003 г. В 1273 г. во епископа Владимирского, Суздальского и Нижегородского был хиротонисан архим.

http://pravenc.ru/text/Владимирская и ...

ГЕОРГИЙ НОВЫЙ († 13 июня 978), егип. мч. (пам. копт. 19 паоне (арабизированное - бауна); эфиоп. 19 сане (13 июня)) ГЕОРГИЙ НОВЫЙ КРАТОВСКИЙ (ок. 1497-1515) мч., Болгарский, Сербский, Софийский (пам. 26 мая, пам. болг., македон. 11 февр.), почитаемый в Болгарии, Македонии и Сербии ГЕОРГИЙ ОПИЗЕЛИ (IX в.), 3-й настоятель мон-ря Опиза, прп. Грузинской Православной Церкви (пам. 5 окт.- в Соборе Тао-Кларджетских преподобных) ГЕОРГИЙ СВЯТОГОРЕЦ (1009-1065), грузинский духовный писатель и переводчик византийской церковной литературы, филолог и текстолог, настоятель грузинского Иверского монастыря на Афоне, прп. (пам. 13 мая, 27 июня, 2-я Неделя по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных) ГЕОРГИЙ СИКЕЛИОТ гимнограф и мелод VII-VIII вв. или VIII в., один из итало-греч. гимнографов, переселившихся в Сицилию после араб. завоевания Востока ГЕОРГИЙ СИНАИТ († 544/5), прп. (пам. в среду Светлой седмицы - в Соборе Синайских преподобных; пам. греч. 11 марта) ГЕОРГИЙ УГРИН († 1015), отрок, св. страстотерпец (пам. 24 июля, в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых) ГЕОРГИЙ ШУАРТКЛЕЛИ еп. Ацкурский, свт. Грузинской Православной Церкви (пам. 2 апр.) - см. Георгий Мацкверели, свт. ГЕОРГИЙ (ЮРИЙ) ВСЕВОЛОДОВИЧ (1188-1238), вел. кн. владимирский., мч. (пам. 4 февр., 4 марта, 23 июня - в Соборе Владимирских святых, в Соборе Нижегородских святых и в Соборе Тверских святых) ГЕОРГИЙ (ЮРИЙ) ДАНИИЛОВИЧ (кон. 70-х или нач. 80-х гг. XIII в.- 1325), кн. московский (1303-1325), вел. кн. владимирский (1317-1322), старший сын блгв. кн. московского Даниила Александровича ГЕОРГИЙ (ЮРИЙ) ДИМИТРИЕВИЧ (1374 - 1434), кн. звенигородско-галицкий (с 1389), вел. кн. владимирский и московский (1433, с 1434) 99-103 103-104 ГЕОРГИЙ (ЮРИЙ) СВЯТОСЛАВИЧ († 1407), кн. смоленский (1386-1404, с перерывами), кн. новгородский (1404-1406/07), новоторжский (1407) 104-106 ГЕОРГИЙ (ЮРИЙ) ЯРОСЛАВИЧ († до 21 нояб. 1355, Муром), блгв. кн. муромский (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых) 106-108 ГЕОРГИЙ (ЮРИЙ) ЯРОСЛАВИЧ (не ранее 1112 - между 1167 и 1170), кн. туровский, сын владимиро-волынского кн. Ярослава (Иоанна) Святополчича

http://pravenc.ru/vol/xi.html

Явление Богоматери прп. Савве Сторожевскому. Икона. XVIII в. (ГММК) Отсутствие в источниках «канонизационного списка» Собора 1549 г. заставляет исследователей реконструировать его на основании косвенных данных. Митр. Макарий (Булгаков) предложил реконструированный список, в который вошли: святители Киприан и Фотий, митрополиты Московские; святители Никита, Евфимий и Иона, архиепископы Новгородские; святители Леонтий, Исаия, Игнатий и Иаков, епископы Ростовские; прп. Стефан Пермский; мученики Михаил и Феодор Черниговские; преподобные Авраамий и Исидор Ростовские; прп. Варлаам Хутынский; прп. Кирилл Белозерский и прп. Никита Переяславский. При этом историк ссылается на факт упоминания этих святых царем и митрополитом вскоре после Собора 1549 г. и внесения их имен в месяцесловы ( Макарий. История РЦ. 1996. Кн. 4. Ч. 1. С. 124). Ключевский, с которым впоследствии согласился митр. Макарий (Булгаков), предложил др. реконструкцию списка святых, канонизированных Собором 1549 г. В составе «Особой редакции» Жития свт. Ионы Московского находится общий список подвижников благочестия, которым было установлено литургическое празднование при митр. Макарии. Исключив из этого списка имена, перечисленные в Волоколамской редакции грамоты Собора 1547 г., Ключевский получил следующий «канонизационный список» Собора 1549 г.: святители Евфимий и Иона Новгородские, прп. Стефан Пермский, свт. Иаков Ростовский, св. блгв. кн. Всеволод-Гавриил Псковский, св. блгв. кн. Михаил Тверской, прп. Савва Сторожевский, прп. Евфимий Суздальский, прп. Авраамий Смоленский, прп. Савва Вишерский, прп. Евфросин Псковский, прп. Ефрем Перекомский, прп. Григорий Пельшемский, блж. Максим Московский, мученики Антоний, Иоанн и Евстафий Виленские, а также два нерус. святых - мч. Иоанн Болгарский и свт. Арсений Сербский. Ключевский предлагал включить в этот перечень свт. Нифонта Новгородского, св. Петра Ордынского, а также преподобных Ферапонта и Мартиниана Белозерских на основании косвенных свидетельств об учреждении им службы в кон. 40-х - нач. 50-х гг. XVI в. ( Ключевский. 1871. С. 40, 273). Голубинский предполагал, что существовал царский или митрополичий указ об общецерковном прославлении 15 рус. святых, которые уже почитались к 1547 г.: кнг. Ольги, кн. Владимира, мучеников Михаила и Феодора Черниговских, князей Феодора, Давида и Константина Ярославских, святителей Леонтия, Исаии и Игнатия Ростовских, прп. Антония Печерского, прп. Никиты Переяславского, прп. Варлаама Хутынского, прп. Димитрия Прилуцкого и прп. Авраамия Ростовского (Там же. С. 90-91). Список святых, канонизированных Собором 1549 г., восстанавливается Голубинским с помощью того же метода вычитания, которым пользовался Ключевский ( Голубинский. 1903. С. 103). Ничего принципиально нового в исследование проблемы Соборов 1547 и 1549 гг. сочинение Голубинского не внесло.

http://pravenc.ru/text/1470233.html

С октября 2013 по май 2014 г. временно управлял Песоченской епархией. Имеет более 100 публикаций в богословских и научных журналах, а также в электронных СМИ на церковно-исторические, просветительские, духовно-нравственные, социальные темы. Ведет авторскую колонку в газ. «Вечерняя Москва», где еженедельно публикуются статьи на тему воскресных евангельских чтений. Автор ряда научных работ по истории Православия в Сев. Америке. В 2009 г. монография К. «РПЦ на Аляске до 1917 г.» была удостоена премии митр. Макария (Булгакова). В 2010 г. К. за диссертацию по теме монографии была присвоена ученая степень кандидата исторических наук. Удостаивался национальной премии Русского биографического ин-та в номинации «Человек года» в 2001, 2003, 2013 гг. В 2014 г. был удостоен Национальной премии «Лучшие книги и издательства года - 2013» за развитие книгоиздательского дела. 16 сентября 2014 г. в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ защитил диссертацию на тему «Русская Православная Церковь и освоение Тихоокеанского севера в XVIII-XIX вв. (по материалам Аляски)» на соискание ученой степени доктора исторических наук. Награжден орденами РПЦ прп. Сергия Радонежского 2-й степени (1986), блгв. кн. Даниила Московского 2-й степени (1996), свт. Иннокентия Московского 2-й степени (1999), мч. Трифона 2-й степени (2000), св. кн. Владимира 2-й степени (2004), прп. Серафима Саровского 2-й степени (2007), свт. Алексия, митр. Московского, 2-й степени (2009); орден св. блгв. кн. Даниила Московского 3-й степени (2019); орденом священноисп. Николая Алма-Атинского (2019); орденом прп. Германа Аляскинского Православной Церкви в Америке (1989), орденом Святогробского братства 1-й степени Иерусалимского Патриархата (1997), орденом св. Климента Охридского 1-й степени Болгарской Православной Церкви (1998), орденом ап. Марка 1-й степени Александрийского Патриархата (2000); государственными орденами Дружбы народов (1988), Почета (2000) и «За заслуги перед Отечеством» 4-й степени (2009).

http://pravenc.ru/text/1841361.html

Все эти честные мученики чтутся во Владимире местно. Святой же вел, князь Георгий был причислен к лику святых, чтимых всей Российской Церковью. В 1645 г. святые мощи его были обречены нетленными и переложены в драгоценную раку — дар благоговейно чтившего его Патриарха Иосифа. • Мать св. блгв. Георгия — дочь богемского князя Шварна, основанный ею Успенский Княгинин монастырь находился во Владимире, в нем она приняла постриг с наречением ей имени Марфа. В Успенском соборе монастыря почивают мощи мученика Авраамия Болгарского (память его 6 марта) и погребены княгиня Александра, первая супруга св. Александра Невского (память его 30 авг.), княгиня Васса, вторая его супруга, и дочь Евдокия. • Исторически боевые действия русских князей связаны с набегами восточных соседей — камских болгар и мордвы, а после — с татаро-монгольским нашествием; княжеская междоусобица усугубила поражение русских войск на р. Сити от хана Батыя. Благоверная княгиня мученица Евпраксия Псковская (+ 1243) Память ее празднуется 16 окт. в день мученической гибели и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Псковских святых Прп. Евпраксия, в миру Евфросиния, была дочерью полоцкого князя Рогвольда и супругой  псковского князя Ярослава  — изменника, передавшегося ливонским рыцарям. Она основала в Пскове Иоанно-Предтеченский монастырь, постриглась и была, как думают, его настоятельницей.  В 1243 г. она была убита своим пасынком в городе Оденпе (Медвежья Голова) и была погребена в своей обители. Около ее гроба стоял до наших дней посох и лежало описание ее чудес. •  Муж княгини Евфросинии, в иночестве Евпраксии, бежал в Ливонию и женился вторично там на немке. Вместе с немецкими рыцарями он участвовал в набегах на русские земли. В 1243 г. св. блгв. княгиня приняла постриг в основанном ею монастыре во имя Иоанна Предтечи. Блаженная Великая княганя Феодосия (+ 1244) Память ее празднуется 5 мая в день преставления и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Новгородских святых Блаженная вел. княгиня Феодосия, в иночестве Евфросиния, дочь Мстислава Храброго, супруга вел. князя Ярослава, мать св. Александра Невского (память его 30 авг.) и св. Феодора Новгородского (память его 5 июня), местно чтимая как святая. Преставилась она в 1244 г. и погребена в  Юрьевом монастыре.  В первой Новгородской летописи сказано: «Преставилась княгиня Ярославова, постригшаяся у Святого Георгия в монастыре; тут же и положена была, рядом с сыном своим Феодором, наречено было ей имя Евфросиния».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2368...

Память о М. В. первоначально сохранялась только как о представителе княжеского рода Мономашичей. Так, напр., в 1148 г. участники новгородского веча, выступившие за решительную поддержку кн. Изяслава Мстиславича в борьбе против его дяди ростово-суздальского кн. Юрия (Георгия) Владимировича Долгорукого за старейшинство в Русской земле, заявили: «Ты нашь князь, ты нашь Володимир, ты нашь Мьстислав, ради с тобою идем своих деля обид» (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 370). После смерти М. В. его имя должно было попасть в синодики киевского и новгородского Софийских соборов, родового для Мономашичей киевского Феодоровского мужского мон-ря. Как правило, в рукописях синодиков XV-XVIII вв. оно встречается в помянниках - перечнях киевских князей. Во 2-й пол. XIV - сер. XV в. в Сев.-Вост. Руси и в Вел. Новгороде имя М. В. было включено в список «А се князи Русьстии», а также в перечень киевских князей, к-рый находился перед Ипатьевской летописью (Галицко-Волынский свод кон. XIII в.). Заказчиком создания Жития М. В. выступил, вероятнее всего, его сын блгв. кн. Ростислав Мстиславич (правил в Киеве в 1159-1167), еще до смерти к-рого, по мнению О. В. Лосевой, Житие было внесено в переводной Синаксарь. В восточнослав. рукописной традиции известно только 2 списка Жития М. В.- РГАДА. Ф. 381. Тип. 172 (1383 г.) и 177 (нач. XIV в.). Тем не менее для истории почитания М. В. важно, что в XIV в. он характеризуется как «благоверный князь» ( Лосева. 2009. С. 342). В Житии святого подчеркнуто, что М. В. помимо Благовещенского и Феодоровского соборов «ины многы церкви освятив в дни своя, сребра в руце свои и злата не приимаше, зане не любляше богатства» (Там же. С. 343). Во 2-й пол. XII-XIII в. на Балканы стали активно проникать памятники древнерус. книжности; появлению этих текстов за приделами Руси способствовали новые династические союзы Рюриковичей с правящими династиями Юго-Вост. Европы. Прежде всего речь может идти о бывш. новгородском и перемышльском кн. Ростиславе Михайловиче, старшем сыне Киевского и Черниговского блгв. вел. кн. Михаила Всеволодовича , его детях, внуках и правнуках, к-рые по женской линии были потомками М. В. Известна серб. служебная Минея XIV в., в составе к-рой сохранилось Житие М. В. (ГИМ. Хлуд. 154). Наиболее часто Житие М. В. встречается под 15 апр. в южнослав. нестишных Прологах. Всего болгарская исследовательница Р. Павлова выявила 12 его списков. Текстологический анализ показывает единство восточнослав. и южнослав. списков Жития М. В. Их разночтения несущественны. Так, напр., в древнейшем восточнослав. списке отсутствует фраза о том, что тело М. В. в киевском Феодоровском мон-ре «лежить и до сего дне»; в то же время отец М. В. Владимир Мономах в южнослав. списках именуется святым, очевидно, в результате ошибочного отождествления с равноап. кн. Владимиром (Василием) Святославичем ( Лосева. 2009. С. 67).

http://pravenc.ru/text/2564290.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010