Распространение христианства в Германии Успех римских проповедников и особенно Бонифация, умершего мучеником, распространил христианство по всем берегам Рейна и Везера, по всей южной и большей части средней Германии. Римский престол воспользовался обстоятельствами. Проповедников своих и через них всех их преемников на епископстве привязал он к себе особенной присягой, которая до тех пор обозначала только отношения римского престола к епископам подгородным; переменил даже имена их, как будто даруя им новую жизнь (например, Вильброд получил имя Клемента, а Вильфрид – Бонифация); основал епископства и связал их (отчасти по требованию Бонифация) узами митрополитов, освобождая их вполне от всякой власти и влияния со стороны франко-галльского духовенства; наконец, утвердил новую провинцию церковную или новую церковь , независимую от всех других властей и совершенно подчинённую Риму. Это дело было великое и сильно противодействующее завладениям и неограниченным требованиям дружины и её короля-мера. Многие историки обвиняли пап, требовавших присяги подданства, и новых епископов, принёсших её. Обвинение это нелепо. Смысл присяги был совершенно согласен с законным или обычным отношением юных Церквей к Церквам-родительницам (пример такому отношению находим в донесении Церквей галльских к мало-азийским о своих мучениках): следовательно, и папы, и Бонифаций были правы. Ложна и законопротивна только форма присяги, но этого не понимали ни современники, создания римского духа, ни историки, его бессознательные наследники. Духовным завоеванием Германии было восстановлено равенство между папой и мером (религиозно-государственным началом и дружиной); но этого равенства не понимали меры. Смелый удар папы Захарии открыл им глаза 186 . Он поднял против Франков всю южную Германию и прислал своего легата с благословением Петра в народное ополчение. Дети Карла Мартелла, Пипин и Карломан, одержали блистательную победу, но поняли всю опасность борьбы. Они искали мира. Папа согласился. Посредником был Бонифаций, сохранявший всегда свою нравственную чистоту и отчуждение от политических смут и козней мирских. Вражда кончилась перемирием. Новая Церковь сохранила свою независимость, короли – своё право, меры – свою силу, и кельтская Церковь принесена была в жертву примирению. Но этим не мог кончиться тайный спор двух враждебных властей. Дружинный Германский король хотел и должен был стать на место короля народного и римского. Лонгобарды теснили Рим. Папы прибегли к мечу Франков. Мэры продали свою помощь на том условии, чтобы папы предали своих духовных чад Меровингов. Престол папский был спасён, и новая династия села на престол франкский; но, приняв благословение от пап, она вступила в ту же стезю, по которой шли первоначальные Меровинги, и приняла в себя их двойственное значение. Начатое Пипином было кончено сыном его, Карлом Великим.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

193. КЛИМЕНТ V Римские Папы. Список 193. КЛИМЕНТ V. 1305—1314. Раймон Бертран де Го. Происходил из Гасконии (Франция). Был каноником в Бордо, генеральным викарием Лиона, затем папским капелланом и архиепископом Бордо. В результате резких споров между сторонниками Колонна, Орсини и других родов римской аристократии конклав, собравшийся в Перудже после смерти Бенедикта XI, продолжался 11 месяцев. Перевесили голоса французских кардиналов и поддержка Орсини. Сразу же после избрания папа удивил выборщиков, решив провести свою коронацию в Лионе в присутствии Филиппа Красивого и других французских владык. Климент V после нескольких лет колебания поселился окончательно в Авиньоне, небольшом городке, расположенном на левом берегу Роны. Здесь был построен для папы роскошный дворец. Вслед за папой в Авиньон переехала курия, насчитывавшая тогда более 4000 чиновников. Они построили для себя виллы и дворцы по обоим берегам Роны. Авиньон служил папству в качестве столицы западного христианства в течение 70 лет, которые сравниваются с 70 годами вавилонского плена. Аналогия не была удачной, поскольку папы добровольно оставили не подчинявшийся им Рим, но по-прежнему продолжали считать себя преемниками св. Петра. Между Авиньоном и Римом поддерживались свободные контакты. Папские легаты за неполную неделю доезжали до Рима через Марсель, а далее морским путем до Остии или Корнето — римских портов. В Вечном городе духовную опеку над верующими осуществляли епископы окрестных епархий. Административная власть находилась в руках раздираемого внутренними распрями сената, который редко мог совладать с хаосом и бандитизмом, терзающими как жителей города, так и многочисленных паломников, все еще приходивших к апостольским могилам. В политических делах Климент V шел на поводу у короля Франции. Он начал с отмены буллы Бонифация VIII «Unam sanctam», а затем созвал во Вьенне на Роне Вселенский собор (1311 — 1312), программа которого была сконцентрирована на трех проблемах: рассмотрение дела ордена тамплиеров, подготовка нового крестового похода и осуждение тезиса о «христианской бедности», пропагандируемого францисканскими спиритуалами.

http://sedmitza.ru/lib/text/442487/

194. ИОАНН XXII Римские Папы. Список 194. ИОАНН XXII. 1316—1334. Жак д " Оса. Сын сапожника, родился в Кагоре (Франция). Изучал право и теологию, являлся воспитателем и советником неаполитанского короля Роберта Анжуйского. При поддержке короля стал епископом Авиньона. Принимал активное участие в работе Вьеннского собора, особенно в процессе против тамплиеров. Он воспротивился намерениям возбудить процесс против Бонифация VIII. После смерти Климента V конклав, собравшийся в Карпентре (одной из папских резиденций в 22 км к северу от Авиньона), был необычайно бурным и продолжался два года. Антифранцузская коалиция итальянских кардиналов безуспешно пыталась сломить гегемонию «гасконцев» — родственников и сторонников умершего папы. Под нажимом Людовика X, сына Филиппа Красивого, выборщики сошлись на компромиссной кандидатуре епископа Авиньона, которому было тогда 72 года. Рассчитывали на его близкую кончину. Но Жак д " Оса дожил до 90 лет и был одним из наиболее энергичных пап того времени. Уже через несколько месяцев после его избрания на папский престол Иоанн XXII приговорил к сожжению на костре епископа Кагора Гуго Жеро, обвиненного в магии и в отравлении кардинала Жака де Виа, родственника папы. Иоанн ХХ11 начал принципиальную борьбу с «движением бедных», или с крайним крылом францисканских спиритуалов. Он издал против них несколько документов, осуждающих идеологию христианской бедности. В частности, он признал ересью утверждение, что Христос и апостолы не обладали никакой собственностью — ни индивидуальной, ни коллективной. Одновременно папа защищал тезис о божественном происхождении права собственности. «Важнее бедности,—писал папа,—есть подчинение церковной иерархии». К оппозиции спиритуалов присоединился францисканец Уильям Оккам (ок. 1285 — 1349), один из самых выдающихся христианских мыслителей XIV в. Оккам выступил с острой критикой теократической доктрины папизма. Вызванный в Авиньон, чтобы объяснить свои взгляды, он был заключен в монастырь. После четырех лет изоляции ему удалось бежать вместе с генералом ордена францисканцев Микелем Чизеной, также приговоренным папой за неповиновение.

http://sedmitza.ru/lib/text/442490/

59. ВИГИЛИЙ Римские Папы. Список 59. ВИГИЛИЙ. 537—555. Римлянин. Во времена Бонифация на него смотрели как на возможного преемника папы. В силу изменения решения папы он не получил согласия римского духовенства на занятие трона св. Петра и направился ко двору константинопольского патриарха в качестве папского представителя. Там он пользовался поддержкой энергичной супруги императора Юстиниана — Феодоры. Когда Велизарий вступил в Италию, императрица послала Вигилия в Рим, приказав византийскому полководцу посадить на папский трон своего протеже. Вигилий занял место живого Сильверия без формального согласия римского духовенства. Новый папа приказал перевезти Сильверия из Сирии на остров Пальмария (недалеко от Специи на Лигурийском море) и уговорил его отказаться от тиары. Вскоре Сильверий умер. Тогда римское духовенство признало Вигилия законным папой. Первые годы своего понтификата Вигилий провел в Риме. Судьба города была неопределенной, поскольку окруженные готами войска Велизария с трудом защищали свои позиции в Центральной Италии. В ноябре 545 г. по приказу императора Вигилий покинул Рим, чтобы направиться в Константинополь. Когда под прикрытием армии он садился на галеру, народ Рима осыпал его оскорблениями и камнями. Папское путешествие в Константинополь продолжалось более года. Император вызвал папу, чтобы использовать его авторитет для реализации своей примиренческой религиозной политики. Оппозиция монофизитов, противников постановления Халкидонского собора, нарушала политическое единство Восточной империи. Кроме того, необходимо было разработать компромиссную теологическую формулу, которую бы приняли все течения в христианской церкви. Папа Вигилий, не имевший достаточного богословского образования, к тому же нерешительный и трусливый, оказался полностью неспособным сыграть ту роль, какую предназначил ему император. В догматических вопросах он был несведущ и подписывал разные подсунутые ему декларации, а затем отзывал их. Почти 10 лет, проведенные Вигилием в Константинополе, были для этого папы бесконечной чередой нравственных страданий и попыток уйти от интриг двора и борьбы, которую вели епископы Малой Азии, Египта и Восточной Европы.

http://sedmitza.ru/lib/text/441998/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации XI. Как он отправил письмо супруге Эдвина, побуждая ее приложить все усилия к его спасению К предыдущей статье Эдильберге, супруге короля Эдвина, папа также отправил письмо следующего содержания: «Список с письма блаженнейшего апостольского папы Римской церкви Бонифация Эдильберге, супруге короля Эдвина. Нашей дочери, славнейшей королеве Эдильберге- епископ Бонифаций, раб рабов Божьих. Наш Искупитель в доброте своей даровал людскому племени путь к спасению, освободив нас от пут дьявольского рабства пролитием святой Своей крови; поэтому Он разными путями являет себя язычникам, и они могут узнать своего Творца, приняв таинства христианской веры. Примером тому служит ваша душа, таинственно очищенная и обновленная с помощью Божьей. Наше сердце радуется великой доброте и щедрости Господа, который зажег вашим обращением искру истинной веры, и с вашей помощью сможет теперь воспламенить Своей любовью не только душу вашего славного супруга, но и весь подвластный вам народ. Те, кто известил нас о благополучном обращении славнейшего нашего сына короля Аудубальда, сообщили и о том, что вы, также приняв таинство христианской веры, постоянно пребываете в мирных трудах, угодных Богу, и упорно избегаете служения идолам и посещения их капищ. Также ведомо нам, что, исполнившись любви к своему Искупителю, вы не прекращаете усилий по распространению веры Христовой. Однако когда мы в нашей родительской любви захотели узнать о вашем славном супруге, нам сообщили, что он все еще служит мерзким идолам и не решается прислушаться к словам проповедников. Это наполнило нас немалой печалью, поскольку он, составляя с вами одну плоть, остается чуждым святой и неделимой Троице. По нашему отцовскому долгу мы настаиваем, чтобы вы, вдохновившись Святым Духом, во время и не во трудились над приобщением его властью Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа к числу христиан, дабы могли вы наслаждаться радостями брака в законном союзе. Ибо сказано: «и будут два одною как же можно говорить так, пока он остается чужим свету вашей веры и пока лежит между вами тьма заблуждения?

http://sedmitza.ru/lib/text/440619/

(† между 627 и 631), св. (пам. зап. 10 нояб.), архиеп. Дуроверна (ныне Кентербери). Основным источником сведений об И. является «Церковная история народа англов» Беды Достопочтенного (составлена ок. 732). В 601 г. И. прибыл в Британию из Италии в составе группы миссионеров, направленной Римским папой свт. Григорием I Великим в помощь Августину , архиеп. Дуроверна. По сведениям Беды Достопочтенного, И. вместе с Меллитом, Павлином и Руфинианом руководил миссией. О жизни И. до приезда в Британию ничего не известно, однако, Беда Достопочтенный нигде не называет его монахом, следов., можно предположить, что И. принадлежал к белому духовенству. В 604 г. он был рукоположен во епископа и назначен на кафедру г. Дуробривы (Хрофес-Кестер, ныне Рочестер, Англия), важного стратегического пункта на пересечении рим. дороги (т. н. Уотлинг-Стрит), к-рая вела из Лондиния (ныне Лондон) на север, и водного пути через устье р. Медуэй. В составе рукописи 1-й пол. XII в. (т. н. Textus Roffensis) сохранился текст грамоты кентского кор. Этельберта от 28 апр. 604 г. о пожаловании земель ц. св. Андрея в Дуробривах. Мн. совр. исследователи признают грамоту подлинной. Беда Достопочтенный приводит текст послания, к-рое И. вместе с Дуровернским архиеп. Лаврентием (604-619) и Меллитом, еп. Лондиния, отправил ирл. епископам, призывая их принять обычаи Римской Церкви; аналогичное письмо ранее было послано бриттским епископам ( Beda. Hist. eccl. II 4). В 614 г. И. вместе с Петром, аббатом мон-ря святых Петра и Павла (позднее мон-рь св. Августина) в Дуроверне, присутствовал на Соборе в Паризиях (ныне Париж), созванном франк. кор. Хлотарем II. В период т. н. языческой реакции, последовавшей за смертью кор. Этельберта (616), И. покинул Британию и провел год в королевстве франков, вновь занял кафедру после возвращения кор. Кента Эадбальда к христ. вере (Ibid. II 5-6). В 624 г. И. стал архиепископом Дуроверна. Беда Достопочтенный привел текст послания по этому поводу Римского папы Бонифация V (619-625), адресованного И. (Ibid. II 8). Святой отправил миссию под рук. еп. Павлина на север Британии (в Нортумбрию). Сведения о епископском рукоположении И., его назначении на Дуровернскую кафедру и его кончине (10 нояб.) содержатся в Англосаксонской хронике (погодная статья 604 рукописей А и E; 616 (A); 625 (A, B, C, E); 627 (E)). Вероятно, эти данные взяты из сочинений Беды Достопочтенного.

http://pravenc.ru/text/1237897.html

А. можно разделить на 3 категории: те, кто исполнял обязанности понтифика при наличии законно избранного папы; те, кто, по сообщениям источников, не был избран в полном соответствии с канонами и поэтому испытывал трудности в осуществлении своей власти; наконец, те, кто противостоял законным папам, не претендуя на тиару, и, следов., ложно считается А. До сих пор мнения историков расходятся в определении количества А. (от 25 до 40), что объясняется скудной информацией об обстоятельствах избрания того или иного понтифика и расхождениями в оценках современников, к-рые зачастую не могли решить, кто из соперничавших понтификов являлся законным. Офиц. список пап, позволяющий определить количество А., менялся на протяжении веков («История пап» Платины XV в., списки Папебрука XVII в., список Ф. Эрле нач. XX в.). Офиц. список А., принятый в наст. время в Римской курии , согласно Annuario Pontificio , включает имена 37 А. Нек-рые из них не получили порядковых номеров; номера других могут учитываться или не учитываться в общем списке понтификов в зависимости от сложившейся традиции. В последнем случае номера приводятся в скобках. Список А.: сщмч. Ипполит (217-235); Новациан (251); Феликс II (355-22 нояб. 365); Урсин (366-367); Евлалий (27 или 29 дек. 418-419); Лаврентий (498, 501-505); Диоскор (22 сент.- 14 окт. 530); Теодор (687); Пасхалий (687); Константин (II) (28 июня 767-769); Филипп (31 июля 768); Иоанн (янв. 844); Анастасий (авг.-сент. 855); Христофор (июль или сент. 903 - янв. 904); Бонифаций VII (июнь-июль 974; авг. 984 - июль 985); Иоанн XVI (апр. 997 - февр. 998); Григорий (VI) (1012); Бенедикт X (5 апр. 1058 - 24 янв. 1059); Гонорий (II) (28 окт. 1061-1072); Климент (III) (25 июня 1080, 24 марта 1084 - 8 сент. 1100); Теодорих (1100); Альберт (1102); Сильвестр IV (18 нояб. 1105-1111); Григорий (VIII) (8 марта 1118-1121); Целестин (II) (до дек. 1124); Анаклет II (14 февр. 1130 - 25 янв. 1138); Виктор (IV) (март - 29 мая 1138); Виктор IV (7 сент. 1159 - 20 апр. 1164); Пасхалий III (22 апр. 1164 - 20 сент. 1168); Каллист (III) (сент. 1168 - 29 авг. 1178); Иннокентий (III) (29 сент. 1179-1180); Николай (V) (12 мая 1328 - 25 авг. 1330); Климент (VII) (20 сент. 1378 - 16 сент. 1394); Бенедикт (XIII) (28 сент. 1394 - 23 мая 1423); Александр V (26 июня 1409 - 3 мая 1410); Иоанн (XXIII) (25 мая 1410 - 29 мая 1415); Феликс V (5 нояб. 1439 - 7 апр. 1449).

http://pravenc.ru/text/115798.html

Бремен. Церковь Царственных страстотерпцев. Карта и ближайшие объекты Приход в честь Святых Страственных Страстотерпцев в Бремене основан в 2000 году. Он стал первым приходом РПЦ за рубежом с таким посвящением. В 2014 году приход находится в нынешнем здании. Ранее здание принадлежало новоапостольской церкви. Какое-то время его занимала община пятидесятников. В 2016-2018 гг. фасад здания перестроили, чтобы оно лучше соответствовало традициям православной архитектуры. 1 ноября 2000 г. в Бремене был организован приход во имя свв. Царственных страстотерпцев – первый РПЦ МП в дальнем Зарубежье с таким посвящением. 24 июня 2000 г. состоялся первый православный молебен в Бремене, 8 июля – первая Божественная Литургия в деревянной Waller Fleetkirche (Notkirche). В этой церкви, которую арендовала бременская община Сербской Православной Церкви, совершались первые богослужения прихода РПЦ МП. В июле 2006 г. был назначен первый постоянный священник – иерей Михаил Земан, с марта 2007 г. службы совершались в арендованной католической церкви св. Бонифация (Leipzigerstr. 27). Постановлением Святейшего патриарха Кирилла и Свящ. Синода от 16 марта 2012 г. настоятелем храма определен клирик Санкт-Петербургской епархии иерей Александр Берташ. 17 февраля 2014 г. для нужд прихода на собственные средства храма и на имя Берлинско-Германской епархии приобретено здание бывшей новоапостольской церкви в районе Hemelingen (проект: февраль-март 1966 г., архитектор Gernot Offer). В своей архитектуре церковь сочетает черты минимализма 1960-х гг. и немецкого экспрессионизма межвоенного времени, использована лицевая краснокирпичная кладка, высокие витражные окна между мощными бетонными пилонами. Здание имеет необычный шестиугольный план с вытянутым вдоль двух фасадов притвором и многоскатную металлическую кровлю. Последним владельцем храма на протяжении 6 лет была община пятидесятников-харизматиков. Окончательный переход в собственность епархии произошел 14 мая 2014 г. В том же году весной был организован мини-конкурс проектов на перестройку храма под православную церковь, в котором участвовали ряд известных архитекторов: проф. др. Ежи Устинович, Ил. Людоговский, Д. Макаров и др. По результатам был выбран проект главного архитектора, руководителя архитектурного бюро «Литейная часть – 91» (Санкт-Петербург) Рафаэля (Рафаила) Маратовича Даянова. Проект адаптировал согласно немецкому строительному законодательству для согласования в строительном ведомстве инженер Johann Zimmer (Oldenburg), его же бюро составило расчет статики и противопожарную концепцию. Проект включил 1. пристройку прямоугольного в плане алтарного объема площадью более 60 кв. м; 2. надстройку притвора с кухней и помещениями для архива; 3. полную замену кровли с утеплением и 4. противопожарные мероприятия.

http://sobory.ru/article/?object=52836

В.Л. Задворный (католик) Иоанн II (Ioannes II) 32 2. I. 533 г. – 8. V. 535 г. После кончины Бонифация II, наступившей 17 октября 532 г., Римский Престол оставался незамещенным до января следующего года, причиной чего стало соперничество противоборствующих партий, которым не удавалось найти приемлемого для всех кандидата. Наконец, все же был избран священник церкви св. Климента – Меркурий, который, став Папой, сменил свое языческое имя на христианское – Иоанн. Это был первый случай изменения имени Папой (64, с. 58). По свидетельству Liber Pontificalis, Иоанн II был римлянином, отца его звали Проект. Новый Папа стремился поддерживать добрые отношения как с готским правительством короля Аталариха, так и с императором Юстинианом. Он принял делегацию из Константинополя, прибывшую в Рим в связи с догматическим декретом Юстиниана от 15 марта 533 г., в котором наряду с подтверждением истинности и незыблемости учения четырех Вселенских Соборов, была включена предложенная скифскими монахами т.н. «Теопасхитская формула» (Unum de Trinitate crucifixum esse – один из Троицы был распят на кресте, или: Unus de Trinitate passus est in carne – Один из Троицы плотью пострадал), которую в свое время отклонил Папа св. Гормизд, полагая, что не следует вводить никаких новых формулировок. Для рассмотрения декрета Иоанн II созвал в Риме собор, который после соответствующего обсуждения принял этот догматический декрет Юстиниана. После этого Иоанн II написал константинопольским монахам-акимитам 33 – ревностным приверженцам Халкидонского Собора и верным сторонникам Рима, что императорский декрет, который они решительно отвергали, не содержит в себе ничего еретического и осуждает заблуждения как монофизитов, так и несториан. Тем, кто не примет этот декрет, Папа пригрозил отлучением от Церкви. Это послание Uoahha II положило конец теопасхитским спорам. Непродолжительный понтификат Uoahha II оборвался его смертью 8 мая 585 г. Папа был похоронен в соборе Святого Петра. На его могиле была начертана следующая надпись: Радуйся Папа наш Иоанн, называвшийся прежде Меркурием, посвященный из священника базилики святого Климента Святой Римской Церкви. Ради возвеличивания славы понтификата его покровителя святого апостола Петра Север, священник [церкви во имя] вериг его посвящает. Сочинения

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В.Л. Задворный (католик) История Римских Пап. Том II. От св. Феликса II до Пелагия II. (История Апостольского Престола в VI веке) Источник Том I • Том II • Том III Содержание Вступительное слово Введение Св. Феликс II (s. Felix II) Сочинения Послание Папы Феликса II к Акакию Константинопольскому Св. Гелазий I (S. Gelasius I) Сочинения Послание к императору Анастасию Об узах отлучения Анастасий II (Anastasius II) Сочинения Св. Симмах (s. Symmachus) Сочинения Св. Гормизд (s. Hormisdas) Сочинения «Формула гормизда» Св. Иоанн I (s. Ioannes I) Сочинения Св. Феликс III (s. Felix III) Сочинения Бонифаций II (Bonifacius II) Сочинения Иоанн II (Ioannes II) Сочинения Св. Агапит I (s. Agapitus I) Сочинения Почитание св. Агапита I в России Иже во Святых Отца нашего Агапита, Папы Римского Святого Отца нашего Агапита, Папы Римского Св. Сильверий (s. Silverius) Вигилий (Vigilius) Сочинения Послание Папы Вигилия Евтихию Послание Папы Вигилия к Аврелиану Арелатскому, написанное в Константинополе. Послание папы Вигилия Валентиниану Епископу Томийскому Декретальное послание Папы Вигилия об утверждении пятого Вселенского Собора Пелагий I (Pelagius I) Эпитафия Папы Пелагия I Сочинения Исповедание веры Папы Пелагия. Иоанн III (Ioannes III) Сочинения Бенедикт I (Benedictus I) Сочинения Пелагий II (Pelagius II) Сочинения Третье послание к Илии и другим епископам Истрии Заключение     Вступительное слово Очень рад представить читателям вторую книгу В Л.Задворного из серии «История Римских Пап». Наш Колледж является культурным и научным центром и эта книга, надеюсь, может быть свидетельством того, что мы пытаемся надлежащим образом наладить как процесс высшего гуманитарного образования, так и процесс теологических, философских и исторических исследований. Колледж – это центр католической науки, и поэтому настоящая книга, «История Римских Пап», есть дань уважения Святому Престолу. Общеизвестно, что в России на протяжении долгого времени не издавалось литературы, объективно освещающей историю Католической Церкви, и поэтому я очень благодарен проф. ВЛ.Задворному за работу, которая предоставит возможность русскому читателю ближе познакомится с подлинной историей Католической Церкви, а также будет способствовать экуменическому диалогу. Надеюсь, что это исследование будет продолжено, и мы увидим на русском языке историю Святого Престола, включающую и понтификат нынешнего Папы Иоанна-Павла II, а также выражаю уверенность, что исследование это будет образцом культа объективности и истины в истории.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010